Самолёт бомбардировщик ту-160 «белый лебедь»

Статус и новости

Ту-160М2 — BLACKJACK-M — проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 начато весной 2015 г.

В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновлена производства Ту-160. Заявлены планы на производство 50 новых Ту-160 (источник).

17 октября 2015 г. Министерство обороны России сообщило о проведении совещания межведомственной рабочей группы по вопросу воспроизводства Ту-160. В совещании принимали участие представители:

  • Министерства обороны,
  • Министерства промышленности и торговли,
  • ОАК,
  • ОДК,
  • ПАО «Туполев»,
  • РАН и КАПО им. Горбунова.

Заслушаны доклады о создании электронной документации, оптимизации технологии производства и реализации «дорожной карты» по воспроизводству самолетов и запуску опытно-конструкторских работ по Ту-160М2 (источник).

2 марта 2016 г. главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил СМИ, что первый полет нового Ту-160 ожидается в 2019 г., а серийный выпуск Ту-160М2 начнется в 2023 г. (источник).

13 октября 2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что всего планируется произвести 50 Ту-160М2 (цифра может быть скорректирована позже), а так же то, что уже начато производство ряда элементов нового самолета (источник).

27 февраля 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что первый Ту-160М2 поднимется в воздух в 2018 г., а в 2020 г. начнется серийное производство самолетов.

В декабре 2016 г. ожидалось завершение создания цифрового комплекта документации на самолет — её создание завершено (источник). 6 марта 2017 г. генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов заявил СМИ, что поставки Ту-160М2 в войска начнутся в 2021 г.  (источник).

02 июня 2017 г. в СМИ заявлено, что промышленностью начато производство агрегатов нового самолета (источник). Предположительно на первом этапе речь идет о сборке задела на Казанском авиазаводе.

19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Первый полет первого Ту-160М2 ожидается в марте 2018 г.  (источник).

Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) представил в Геленджике, в рамках 12-й международной выставки «Гидроавиасалон-2018», модель легкого сверхзвукового делового самолета, который сможет совершать сверхзвуковые полеты без ограничений над населенной территорией суши.

Подробней: ЦАГИ борется с ударной волной.

25.01.2018 года, подробнее: Владимир Путин посетил Казанский авиазавод и посмотрел демонстрационный полёт Ту-160М «Пётр Дейнекин».

Президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, где для главы государства был организован демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М «Пётр Дейнекин» по программе лётных испытаний.

Полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Лётчики выполнили манёвры, которые позволяли проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе. Погодные условия были достаточно сложные: аэродром накрыло снежным зарядом. Президент попросил поблагодарить пилотов от его имени.

Владимир Путин заявил, что новый самолёт Ту-160М, за полётом которого он наблюдал в Казани, укрепит ядерную триаду РФ. «Это серьезный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны, потому что это один из элементов нашей ядерной триады в воздухе», — отметил он в беседе с работниками Казанского авиационного завода имени Горбунова.

Глава государства назвал проведённую работу по созданию самолёта «большим успехом коллектива завода». Президента пригласили через полтора года совершить полёт на этом самолёте, в ответ на что Путин напомнил, что уже летал на самолёте-предшественнике.

Стоимость и возможности российского авиастроения

Не секрет, что с нуля машины класса Ту-160 не выпускаются с момента распада СССР. Более того, была утеряна возможность производства двигателей НК-32, необходимых для полёта машины. Однако в прошлом году было объявлено, что ОАО «Кузнецов» восстанавливает производство НК-32, а к 2016 году должна будет быть выпущена первая партия двигателей. Производство данной силовой установки необходимо для поддержания имеющихся Ту-160 в лётном состоянии, кроме того на её основе будет создан двигатель для ПАК ДА. Что касается остального — будет однозначно непросто, однако вся документация на месте — ключевым моментом являются инвестиции в станки и другое оборудование, необходимое для производства. Приблизительная стоимость одного Ту-160 в 1993 году составляла $250 млн — с тех пор, конечно, «поработала» инфляция, однако с учётом применения более современных технологий производства, будем считать такую цену актуальной и по сей день. В таком случае, стоимость программы производства 20 новых Ту-160М составит минимум $5 млрд, а возможно и больше.

Деньги это не маленькие — но и не слишком большие, особенно учитывая то, что производство такой партии самолётов будет достаточно сильно растянуто во времени. Так что остаётся ждать и наблюдать за тем, получит ли импульс производство стратегической авиации РФ. Успехи последних лет в строительстве тактической боевой авиации внушают здоровый оптимизм. Пока же все мы сможем понаблюдать за нашими «Медведями» и «Лебедями» на Параде Победы 9 мая.

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Классический «стратег»

Разработка Ту-160 — сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла — началась в КБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт советской машины состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Самолёт в основном предназначен для поражения особо важных целей в глубоком тылу потенциального противника или в удалённых районах боевых действий, в том числе с помощью ядерного оружия.

В 2018 году Минобороны РФ и «Туполев» подписали контракт на поставку в войска десяти самолётов, ознаменовавший собой возобновление производства Ту-160 после десятилетнего перерыва. В СМИ и открытых источниках используется номенклатура Ту-160М для обозначения самолётов, прошедших заводскую модернизацию, и Ту-160М2 — для новых самолётов, построенных с нуля.

  • Стратегический бомбардировщик Ту-160М
  • РИА Новости

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Также по теме


«Сармат», «Прометей» и «Белый лебедь»: какая военная техника поступит на вооружение России в ближайшие годы

В ближайшие годы Вооружённые силы России получат баллистические ракеты «Сармат», зенитно-ракетные комплексы С-500 «Прометей», а также…

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Благодаря уникальной конструкции крыла самолёт может преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2,2 тыс. км/ч. Самолёт способен выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Как напомнил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов, сейчас Ту-160 проходит кардинальную модернизацию, поэтому в новой версии самолёта останется прежним лишь корпус.

По его словам, так как новые двигатели повысят дальность полёта, это, в свою очередь, обеспечит живучесть стратегического бомбардировщика и эффективное поражение объектов в глубоком тылу.

«То, что самолёт сможет летать более чем на 1 тыс. км, означает, что будет способен подлететь к вероятному противнику, произвести пуск ракеты и целым и невредимым вернуться на базу. С учётом того, что Россия идёт по пути создания средств поражения, которые могут нанести неприемлемый ущерб даже при небольшом количестве используемых ударных средств, эта машина станет колоссальным сдерживающим фактором для вероятного противника», — рассуждает Кнутов.

Особенности конструкции ТУ-160

  • Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию,:
  • — в которой широко применяются композиты,
  • — нержавеющая сталь,
  • — алюминиевые сплавы В-95 и АК-4,
  • — титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.
  • Самолет «Белый лебедь» представляет:
  • — интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором,
  • — трехопорным шасси.
  • — механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы.
  • Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.
  • Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6.

В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.

Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке — четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.

На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление — сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу — цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами.

«Белый лебедь» — один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Медведи и лебеди

Сначала обратимся к текущему состоянию российской стратегической авиации. Как мы уже отметили, наиболее современным и мощным нашим самолётом является сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Машина серийно выпускается с 1984 года, реальное производство остановилось в начале 90-ых, когда финансирование прекратилось, однако ещё несколько самолётов были выпущены с использованием готовых элементов, оставшихся с советских времён. Последний Ту-160, которому присвоено имя «Виталий Копылов», был выпущен на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова в 2008 году. По некоторым данным, имеется ещё 2 недостроенных самолёта этого типа. Всего в ВВС России сейчас числится 16 «Белых лебедей», хотя было выпущено 35 самолётов. Часть машин была потеряна в авиакатастрофах, а большое количество «лебедей» было отвратительным образом уничтожено на Украине в конце 1990-х за американские деньги — благо некоторые самолёты удалось спасти, забрав их в счёт долга за газ. На данный момент все Ту-160 планируется модернизировать до уровня Ту-160М, что заметно повысит их боевые возможности — теперь самолёт сможет успешно применять также и неядерное высокоточное вооружение. Главной «изюминкой» должна стать замена стратегических крылатых ракет Х-55СМ (они несут ядерную боевую часть) на новые Х-101/102 (первая модификация имеет неядерную боевую часть, а вторая — ядерную). Максимальная дальность пуска увеличится с 3500 км до 5500 км, при этом достигается огромная точность — круговое вероятное отклонение ракеты равно 10 метрам. Всего самолёт может нести до 12 подобных крылатых ракет.

Вторым столпом стратегической авиации РФ является бомбардировщик Ту-95, прозванный на Западе «Медведем», и производящийся с 1955 года! Ровесником нашего «старичка» является лишь американский стратегический бомбардировщик B-52, всё также продолжающий службу в ВВС США. Машина хоть и стара, тем не менее, стоящая на вооружении РФ модификация Ту-95МС несёт точно такие же крылатые ракеты, как и Ту-160. При дальности пуска ракеты Х-55СМ, составляющей 3500 км, сверхзвуковая скорость или малозаметность, присущая более новым машинам, не так важна — весь боезапас будет уже отстрелян к тому моменту, как бомбардировщик обнаружат силы противника. Ту-95МС подвергаются такой же модернизации, как и Ту-160. К 2020 году в ВВС РФ будет 20 Ту-95МСМ, способных нести всё те же новые стратегические крылатые ракеты Х-101/102 в количестве до 6 штук.

Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь

В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2015 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2016. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2018. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.

Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.

На вооружении

Состоит на вооружении

Россия ВВС России — 11 Ту-160 и 5 Ту-160М1, по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза Энгельс), по состоянию на 2012 год. В 2015 году модернизированы и отремонтированы все Ту-160, находящиеся в эксплуатации ВВС России. Также Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. В Минобороны РФ объявили, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под названием Ту-160М2.

Состоял на вооружении

СССР ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.

Украина, Дальняя авиация Украины — После распада СССР на Украине на авиабазе Прилуки находилось 19 самолётов Ту-160. С 1998 года по программе Нанна — Лугара Украиной были утилизированы 10 самолётов, один был передан в музей, оставшиеся восемь были переданы России в уплату за природный газ. В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.

8 сентября 1999 года в Ялте было подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией по обмену 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату за поставленный Россией природный газ на сумму 285 млн долларов. Передача была завершена 21 февраля 2000 года, когда два последних Ту-160 вылетели на авиабазу «Энгельс-2».

30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние.

Боевое применение

Впервые Ту-160 были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 ноября 2015 года по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-555 (модификацией Х-55 с неядерной БЧ) и Х-101 по объектам Исламского государства.

Скорость

2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тоннподарков» бомбардировщике.

В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.

Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час(и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций

Рассмотрим отличия между моделями, которые выпускались на базе Ту-160:

  1. ТУ-161В – проект бомбардировщика, оснащенного силовой установкой, функционирующей на сжиженном водороде. От базового варианта самолет отличается габаритами фюзеляжа. Жидкое топливо такого типа помещалось в баки при температуре от – 250 градусов. Предусмотрена дополнительная гелиевая система, отвечающая за управление криогенных двигателей, а также блок с азотом, контролирующий вакуум в теплоизоляционных отсеках ракетоносца.
  2. Модификация НК-74 оборудована экономичными реактивными силовыми установками со специальной форсажной камерой. Преимуществом таких моделей является увеличение дальности полета.
  3. ТУ-160П «Белый лебедь» – самолет, который представляет собой истребитель дальнего сопровождения, способен нести управляемые ракеты серии «Воздух-воздух» большой и средней дальности.
  4. Серия 160ПП – проект летательного аппарата для радиоэлектронной борьбы.
  5. ТУ-160К – проект, входящий в разработку авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Его модернизация нацелена на повышение эффективности и поражающей силы баллистических ракет в случае ядерного взрыва.

Усовершенствования и модификации ТУ-160

Со временем, после того как был проведен обзор и анализ опыта эксплуатации, стратегический бомбардировщик подвергся серии изменений, связанных с улучшением его тактико-технических характеристик. В частности, разработчики установили дополнительные створки, благодаря чему самолет стал более устойчив и понятен в управлении. Некоторые элементы стали выполняться из углепластика, что несколько уменьшило вес тяжелой машины. Были внесены изменения в электронику и гидросистему, некоторые части «Белого лебедя» были покрыты специальным радиопоглощающей краской.

Всего было создано 8 проектов модернизации бомбардировщика, ряд которых предусматривал возможность изменения функционального назначения лайнера. Предполагалось использовать воздушное судно в качестве носителя воздушно-космической системы «Бурлак» (Ту 160СК), боевого авиационно-ракетного комплекса (ТУ-160К), тяжелого истребителя сопровождения (ТУ-160П). Один из вариантов предполагал установку силового агрегата, работающего на жидком водороде. Весной 2015 года глава Минобороны РФ С.Шойгу приказал приступить к работе по модернизации действующих Ту-160 до уровня ТУ-160М, что позволит использовать на его борту неядерное оружие высокой точности.

Габариты

Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.

Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.

Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.

Ту-160: абсолютное оружие холодной войны

Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.


Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда. 

Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».

Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.


Фото: пресс-служба Президента РФ

К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160. 

Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector