Ту-160

Тактико-технические характеристики

ТУ-160 – самый крупный, тяжелый и одновременно скоростной воздушный ракетоносец мире. Об это можно судить по его техническим и лётным характеристикам.

Технические показатели

Длина конструкции составляет 54 метра, размах крыла изменяется от 35,6 до 5,7 метров (зависит от стреловидности), высота – 13,1 метров, что соответствует уровню 3-4 этажей жилого дома. Без ракет и горючего машина весит 110 тонн. Запас топлива составляет 148 тонн, а максимальная боевая нагрузка – 40 тонн. Вес на взлёте в среднем составляет 267 т, но максимально может достигать 275 т.

Лётные показатели

С дозаправкой машина может находится в воздухе больше суток (25 часов). В 2010 году российские бомбардировщики ТУ-160 установили мировой рекорд по длительности пребывания в воздухе. Он составил 24,4 часа. Однако в нынешнем 2020 этот рекорд был побит: летчикам дальней авиации удалось преодолеть более 20000 км (половину длины экватора) за немногим больше 25 часов.

От Ту-95 к ПАК ДА

Не успел новый самолет доехать до ангара, а глава ОАК Юрий Слюсарь и замминистра обороны Юрий Борисов уже ставили свои подписи под контрактом на поставку нашему военному ведомству десяти Ту-160М2 на общую сумму 160 млрд рублей. Эти машины будут обладать интеллектуальной системой управления, новым пилотажно-навигационным оборудованием и комплексом радиоэлектронного противодействия. Но самое главное, новые «стратеги» получат новые двигатели НК-32-02 производства самарского ПАО «Кузнецов», на форсаже способные выдавать скорость 2200 километров в час, что увеличит дальность полета новых самолетов на тысячу километров, до 14 тыс. км без дозаправки.

 На Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами

Кроме того, на Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами. Благодаря всему этому боевая эффективность новых самолетов, по оценкам Минобороны, вырастет по сравнению с базовой версией почти в два с половиной раза.

Но это еще не все. Не исключено, что в перспективе «Белые лебеди» оснастят и гиперзвуковыми средствами поражения, которые только разрабатываются нашими конструкторами.

В парке ВВС России модернизированные Ту-160 будут постепенно замещать дозвуковые турбовинтовые «стратеги» Ту-95

Фотография: Gettyimages

Нынешний контракт должен быть выполнен до 2027 года. Впрочем, Юрий Борисов уже заявил, что Минобороны закажет в общей сложности 50 Ту-160М2. Это означает, что Казанский авиазавод будет загружен заказами как минимум до конца 2030-х годов, а на вооружении нашей Дальней авиации новые бомбардировщики будут находиться как минимум до середины 2060-х. В парке ВВС России они постепенно будут заменять дозвуковые турбовинтовые Ту-95. На вооружение этих самолетов сейчас около 60 единиц, но срок их службы уже давно подошел к концу.

И это очень важный момент. Не секрет, что параллельно с возобновлением выпуска Ту-160 в декабре прошлого года ОАК начала проектирование так называемого перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). «Этот самолет, надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023–2024 годов»,—говорит вице-премьер России Дмитрий Рогозин. — Внешне он не похож на традиционные самолеты. Это будет “летающее крыло”». Такой летательный аппарат не имеет хвоста, а обладает редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и средства поражения.

Операция «кооперация»

Чтобы возобновить производство Ту-160, придется танцевать от печки – начать с организации поставок новых комплектующих. Все сделать в Казани невозможно, как бы этого ни хотелось руководству КАПО.

Вспомним, какая раньше была кооперация. Центропланы и основные части фюзеляжа делала Казань, крыло – Воронеж (ВАСО), мотогондолы – Кумертау (Башкирия)… Участвовали Киевский, Харьковский, Ташкентский авиазаводы. Электронику делали в Зеленограде и Ереване. И у каждого предприятия были свои поставщики. По некоторым данным, к созданию первого Ту-160 приложило руку около 700 различных организаций Советского Союза.

Но сегодня многих из них нет, другие перепрофилированы, третьи ждут финансирования, четвертые оказались вне России. В том же ВАСО сегодня решаются совсем другие задачи. К тому же там нет необходимого оборудования, например вакуумных печей для обжига титана. Так что ВАСО выпадает из кооперации, как и Киев с Харьковом – по известной причине.

Большой вопрос: вытянут ли столь ответственное задание другие предприятия? Ракетоносец Ту-160 – уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Но задача повторить ее один в один не стоит. Это должен быть уже совсем другой Ту. А значит – нужна новая кооперация.

Один из главных вопросов: кто и что будет делать в металле? Кому отдать крыло, его детали, титановые лонжероны, мотогондолу, двигатели, шасси? В правильном подборе смежников – 50 процентов успеха. Как поделился со мной один из ведущих инженеров-технологов ПАО «Туполев», пока все склоняются к мнению, что большую часть работы стоит отдать Казани, но так ли выйдет на деле…

Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций

Рассмотрим отличия между моделями, которые выпускались на базе Ту-160:

  1. ТУ-161В – проект бомбардировщика, оснащенного силовой установкой, функционирующей на сжиженном водороде. От базового варианта самолет отличается габаритами фюзеляжа. Жидкое топливо такого типа помещалось в баки при температуре от – 250 градусов. Предусмотрена дополнительная гелиевая система, отвечающая за управление криогенных двигателей, а также блок с азотом, контролирующий вакуум в теплоизоляционных отсеках ракетоносца.
  2. Модификация НК-74 оборудована экономичными реактивными силовыми установками со специальной форсажной камерой. Преимуществом таких моделей является увеличение дальности полета.
  3. ТУ-160П «Белый лебедь» – самолет, который представляет собой истребитель дальнего сопровождения, способен нести управляемые ракеты серии «Воздух-воздух» большой и средней дальности.
  4. Серия 160ПП – проект летательного аппарата для радиоэлектронной борьбы.
  5. ТУ-160К – проект, входящий в разработку авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Его модернизация нацелена на повышение эффективности и поражающей силы баллистических ракет в случае ядерного взрыва.

Элемент ядерной триады

Советская платформа Ту-160 до сих пор значительно опережает западные аналоги, напомнил в разговоре с RT Юрий Кнутов. После того как в Великобритании с вооружения были сняты самолёты Avro Vulcan, Россия и США остаются главными эксплуататорами стратегических бомбардировщиков.

Также по теме


«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102

В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного…

«У Великобритании нет подобных бомбардировщиков, у США есть B-1B, который уступает Ту-160 настолько сильно, что даже сравнивать нет смысла. Естественно, внешний вид этого самолёта и задачи, которые на него возлагаются, аналогичные, но даже сейчас старый вариант Ту-160 превосходит аналогичный американский, причём очень серьёзно, а новая версия будет несопоставима по своим характеристикам», — рассказал эксперт.

В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин в беседе с RT отметил, что самолёты Ту-160М станут важным элементом ядерной триады России.

«Дальняя стратегическая авиация является одним из трёх компонентов ядерной триады, потому что эти элементы дополняют друг друга. Наземные ракеты дополняют воздушные, которые, в свою очередь, дополняют морские. В случае войны один из этих элементов может выйти из строя, поэтому второй и третий компоненты должны его компенсировать. Все три компонента являются важными и решающими, особенно сегодня, когда применяется политика сдерживания возможного серьёзного агрессора», — пояснил он.

По словам Литовкина, модернизация уже существующих Ту-160 до модели «М», проводимая помимо строительства новых самолётов, существенно продлит срок их службы. 

Красив, но не идеален

Напомним, Ту-160 (заводское обозначение – «изделие 70», по кодификации НАТО – Blackjack/«Блэкджек») – самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. Прототип (под обозначением «70-01») впервые поднялся в небо 18 декабря 1981 года в Раменском. Полет выполнял экипаж во главе с Борисом Веремеем. Первая серийная машина (№ 1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984-го. Но в январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о приостановке серийного выпуска Ту-160 в том случае, если США прекратят производство самолета B-2…

С 1984 по 1992 год выпущено 34 самолета, и больше половины из них – 19 машин после раздела СССР остались на Украине. Теперь, чтобы сделать элементы планера, надо разворачивать ликвидированные мощности заново, поскольку планер у Ту-160 уникальный и требует создания не имеющего аналогов оборудования. Среди наиболее проблемных мест – авионика, приборы, прицелы, системы наведения ракет.

Кроме того, показатели скорости и дальности полета Ту-160 специалисты рассматривают сегодня под иным углом зрения. Заявлено, что Ту-160 имеет дальность полета на скорости 2200–2500 км/ч на высоте 18 000 метров – в пределах 11–13 тысяч километров; в дозвуковом режиме на высоте и у земли – 16–18 и 11–13 тысяч километров соответственно. Самолет должен был приближаться к цели на крейсерской скорости, а преодолевать ПВО противника – в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли, неся боевую нагрузку до 45 тонн.

Но с такими скоростями самолет может лететь только без боекомплекта и полной заправки, что бессмысленно. По скорости он превосходит конкурентов (B-1B и В-2) на дистанциях до 1000 км. Но на расстояниях свыше 3000 км его обходит даже старичок B-52. Возникают вопросы и по продолжительности полета, величине полезной нагрузки. А межремонтного ресурса двигателя (2000 часов) хватает лишь на пару десятков вылетов на боевое дежурство.

Различные модификации

Модификации Белого лебедя включают:

  1. Ту-160 – производственная версия.
  2. Ту-160S – это обозначение используется для серийных Ту-160 при необходимости отделить их от всех опытных образцов.
  3. Ту-16 – предлагаемая версия на жидком водороде.
  4. Ту-160 НК-74 – предлагаемая модернизированная версия с двигателями НК-74.
  5. Ту-160М – модернизированная версия с новым вооружением и улучшенной электроникой, которые увеличивают боевую эффективность машины.
  6. Ту-160П (Ту-161) – предлагаемая версия истребителя сопровождения, перехватчика очень большой дальности.
  7. Ту-160Р – предлагаемая версия для стратегической разведки.
  8. Ту-160СК – модификация, предназначенная для запуска спутников при помощи системы Бурлак.
  9. Ту-160М2 – модернизированная версия с малозаметным покрытием, более мощными и эффективными двигателями, обеспечивающими большую дальность действия, новую авиационную радиоэлектронику, кабину, системы связи и управления, а также ряд новых видов оружия.

Авиационный комплекс Бурлак

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК – модификация машины для размещения системы Бурлак, предназначенной для запуска на орбиту космических аппаратов.

Сокращение объемов строительства военной техники в начале 90-х заставило конструкторов искать Ту-160 новое, гражданское применение. Специалисты КБ Туполева совместно с КБ Радуга и Московским энергетическим институтом авиационных систем разработали проект авиационного комплекса Бурлак. Он предназначался для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников.

Комплекс включает самолет-носитель Ту-160СК (доработанный серийный Ту-160), ракету-носитель Бурлак и средства наземного обслуживания, подготовки и обработки информации.

Ракету весом в 20 тонн планировалось подвешивать под фюзеляж самолета. При этом максимальная масса выводимого на орбиту составляла 800-850 кг, а стоимость запуска с помощью комплекса по расчетам была в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъемности ракет с вертикальным наземным стартом.

Как создавался «Белый Лебедь»?

В июне 1974 года ОКБ ММЗ «Опыт» получил директиву правительства с указанием приступить к проектированию бомбардировщика Ту-160. Спустя год был сформулирован окончательный перечень требований к лётно-техническим характеристикам разрабатываемой конструкции.

Главным конструктором был назначен Валентин Близнюк. Работы по созданию новейшей боевой единицы велись сразу по трём направлениям:

  1. Снижение веса конструкции, для чего были применены инновационные на тот период алюминиевые и титановые сплавы.
  2. Создание двигателя максимально возможной мощности (этим занимались на моторном заводе в Куйбышеве).
  3. Разработки специального вооружения – крылатых ракет повышенной дальности Х-55.

Работы велись три года. В результате после завершения серии удачных наземных тестов Ту-160 впервые взлетел в воздух. Машиной управлял лётчик-испытатель Б. И. Веремей. Это произошло в декабре 1981 г. А ещё четыре года спустя во время испытаний самолет впервые превысил звуковую скорость. Начиная с нового, 1986 года, начался серийный выпуск планеров, годом позже – серийный выпуск оснастки – двигателей и крылатых ракет.

Было запланировано производство 100 боевых единиц. Однако до распада страны оставалось не так много времени. До 1991 года произвели всего 37 экземпляров, причем 3 из них только для испытаний и ещё 5 – как опытные образцы. Таким образом, в армейские части попали только 28 единиц. Ещё один немаловажный нюанс: все самолёты были переданы войсковой части, расположенной на Украине. На территории тогдашней РСФСР не оставили ни одного действующего образца. В результате после распада страны Россия осталась без единого ТУ-160. Только в конце 90-х власти двух уже независимых стран договорились о передаче 11 самолётов и 600 ракет в счет погашения долга за газ. Оставшиеся 10 машин были уничтожены властями Украины.

Скорость

2230 километров в час с использованием форсажа и на высоте. Больше, чем два числа Маха. Даже для современных истребителей это более чем солидный результат, а здесь мы говорим об огромном, несущем едва ли не полста тоннподарков» бомбардировщике.

В своё время предполагалось на сверхзвуковой скорости преодолевать оборону противника. И в самом деле, если вы пилот F-16 и немного опаздываете, то я вам не позавидую: догонять Ту-160 с вашей максималкой в 2120 километров час — пустая затея.

Тут кто-то говорит о B-1A Lancer с его 2300 километрами в час(и то — проектными)? Помилуйте, где тот B-1A, он даже в серию не пошёл. Его же младший брат B-1B разгоняется всего до 1340 километров в час. Ни о чём.

Экипаж

Всего четыре человека управляют такой махиной. Два пилота, штурман и оператор располагаются в двух кабинах. Кстати, в отличие от других самолётов-тяжеловесов, на Ту-160 не привычные штурвалы, а ручки управления, как на истребителе.

КокпитБелого лебедя»

Если договоритесь с экипажем о проходе на борт самолётазайцем», то могут до нужного места добросить и вас. Конечно, Ту-160 — не бизнес-джет, но довезут быстро. Удобнее всего устроиться на специальном спальном месте для длительных перелётов. Также в вашем распоряжении окажется небольшая кухонька с духовкой для разогрева пищи и туалет.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Боевое оснащение

Рассматриваемый бомбардировщик нацелено разрабатывался для возможности пуска управляемых ракет. То есть ему не обязательно зависать над предполагаемым местом военного удара. «Белый лебедь» – самолет, технические параметры которого позволяют наносить дальние выстрелы, может оснащаться двумя типа крылатых ракет (Х-55СМ либо Х-15С). Еще до вылета координаты условной или реальной цели вносятся в блоки памяти заряда. Штурмовик способен нести от двенадцати до двадцати четырех ракет подобного типа.

Большинство модификаций может оснащаться следующим вооружением:

  • системой «Кречет»;
  • комплексом «Бурлак»;
  • возможностью переноса стандартных авиабомб различных модификаций.

Имеющийся боекомплект дает возможность поражать цели на большой дальности, как наземные, так и морские единицы.

Вооружение

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160 предназначается как носитель управляемых крылатых ракет с ядерными боевыми частями, средней и большой дальности.

Данные ракеты предназначаются для нанесения точных массивных ударов. Самолет имеет множество вариантов подвески, предназначаемой для других видов вооружения.

Стратегический бомбардировщик «Белый Лебедь» вооружен крылатыми ракетами Х-55СМ, которые работают по заданным координатам, вводимых непосредственно в ракету перед пуском.

На вооружении одного самолета установлено 12 ракет, по 6 на один пусковой барабан. Также при оснащении ракетами малой дальности Х-15С, устанавливается по 12 ракет на каждый барабан.

Ту-160 «Владимир Судец» №15 с крылатыми сверхзвуковыми ракетами Х-55СМ

Бомбовая нагрузка ТУ-160 составляется 40 тонн, и включает в себя ядерные, кассетные бомбы и мины. После модернизации, самолет получил возможность вооружения с применением современных управляемых ракет типа Х-555 и Х-101, которые имеет высокую точность и дальность полета.

Сравнение с зарубежными аналогами

Самолет «Белый лебедь», характеристика которого до сих пор остается одной из лучших в своем классе, на данный момент снят с производства. Имеется неподтвержденная информация о возможном возобновлении выпуска агрегатов на основе ТУ-160, но, многое зависит от экономической ситуации и востребованности машин. Стоит отметить, что данный летательный аппарат на экспорт не производился.

Ниже приведена сравнительная характеристика по основным параметрам между «Белым лебедем», американским В-1 и английским «Тайфуном»:

Ту-160 М «Белый лебедь»

Самолет производства США под маркой В-1

Английский истребитель-штурмовик «Тайфун»

Дальность полета без дополнительной заправки – 12,5 тысяч километров

В 2,5 раза ниже

В четыре раза ниже

Переносимое вооружение (бомбы и крылатые ракеты) – не менее 90 единиц

В полтора раза меньше

В два раза меньше

Скоростные показатели ­– до 2 300 км/ч

В полтора раза ниже

Почти в два раза уступает

Мощность силовых установок – 1 800 *4

Почти в два раза ниже

Слабее в 2,1 раза

Ту-160: абсолютное оружие холодной войны

Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.


Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org

Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда. 

Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».

Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.


Фото: пресс-служба Президента РФ

К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160. 

Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.

В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.

А делать надо!

Что необходимо в первую очередь? Решить вопрос с финансированием. Включить воссоздание Ту-160 в гособоронзаказ. Обеспечить производство и выпуск новых технологий и материалов. Обновить станочный парк и технологическое оборудование. Сформировать кооперацию. Подготовить кадры.

В цехах КАПО, которые мне удалось посетить, стояли в технологических лесах несколько Ту-160 и Ту-22М3. Активно шла работа, менялись электронная начинка, другое оборудование. На предприятии еще остались специалисты, которые в советское время создавали Ту-160 и могут передать опыт, но их крайне мало.

К сожалению, состояние станочного парка на заводе оставляет желать лучшего. Полно агрегатов советского производства, допуски и точность работы которых не отвечают требованиям времени.

И последнее. Технологические решения для возобновления производства самолета Ту-160 уже представили четыре предприятия: ОКБ «Электроавтоматика» имени П. А. Ефимова, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), «Техприбор» и радиозавод «Сигнал». Они ведут разработку бортового оборудования. Ракетоносец будет оснащен бесплатформенной инерциальной навигационной системой типа БИНС-СП, а также высокоэффективной системой РЭБ с улучшенными тактико-техническими возможностями по преодолению системы ПВО.

Словом, есть электроника, новое вооружение, а самолета нет. И когда дадут отмашку на его воспроизводство, пока неизвестно.

Классический «стратег»

Разработка Ту-160 — сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла — началась в КБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт советской машины состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Самолёт в основном предназначен для поражения особо важных целей в глубоком тылу потенциального противника или в удалённых районах боевых действий, в том числе с помощью ядерного оружия.

В 2018 году Минобороны РФ и «Туполев» подписали контракт на поставку в войска десяти самолётов, ознаменовавший собой возобновление производства Ту-160 после десятилетнего перерыва. В СМИ и открытых источниках используется номенклатура Ту-160М для обозначения самолётов, прошедших заводскую модернизацию, и Ту-160М2 — для новых самолётов, построенных с нуля.

  • Стратегический бомбардировщик Ту-160М
  • РИА Новости

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Также по теме


«Сармат», «Прометей» и «Белый лебедь»: какая военная техника поступит на вооружение России в ближайшие годы

В ближайшие годы Вооружённые силы России получат баллистические ракеты «Сармат», зенитно-ракетные комплексы С-500 «Прометей», а также…

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Благодаря уникальной конструкции крыла самолёт может преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2,2 тыс. км/ч. Самолёт способен выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Как напомнил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов, сейчас Ту-160 проходит кардинальную модернизацию, поэтому в новой версии самолёта останется прежним лишь корпус.

По его словам, так как новые двигатели повысят дальность полёта, это, в свою очередь, обеспечит живучесть стратегического бомбардировщика и эффективное поражение объектов в глубоком тылу.

«То, что самолёт сможет летать более чем на 1 тыс. км, означает, что будет способен подлететь к вероятному противнику, произвести пуск ракеты и целым и невредимым вернуться на базу. С учётом того, что Россия идёт по пути создания средств поражения, которые могут нанести неприемлемый ущерб даже при небольшом количестве используемых ударных средств, эта машина станет колоссальным сдерживающим фактором для вероятного противника», — рассуждает Кнутов.

Параметры модернизации

Действительно, в серийном производстве самолета, выпускаемого с 1984 года, была в полной мере внедрена система кооперации. Крылья и мотоотсеки ракетоносца производились на Воронежском авиазаводе, оперение и воздухозаборники – на Иркутском авиазаводе, шасси – на Куйбышевском агрегатном заводе, фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла – на Казанском авиазаводе. Сегодня речь идет если не о такой же, то о похожей кооперации.

В частности, не так давно Юрий Борисов побывал на самарском СНТК им. Н.Д.Кузнецова, где ознакомился с процессом возобновленного производства двигателей НК-32 для Ту-160. Этот двигатель, по словам замминистра обороны РФ, прошел значительную модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель имеет лучшие ресурсные показатели, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономичность, дальность самолета как минимум на тысячу километров будет больше по сравнению с предшественником.

«Именно такой ресурс и необходим российским Военно-воздушным силам», – отметил Юрий Борисов. Самарское предприятие уже получило внушительный кредит на работы по выпуску нового двигателя. НК-32 в улучшенном виде очень ждут на новых Ту-160М.

Современное положение

На 2013 год Военно-воздушные силы России имели на вооружении 16 машин в боевой готовности. 10 из них передано на модернизацию. Обновленный стратегический бомбардировщик показан на аэродроме Куркачи в Татарстане — Ту-160 был первым в линейке «М».

На 2020 г. машины все еще проходили испытания на аэродроме Борисоглебское, т.к. специалисты восстанавливали исходные технологии. На 2020 г. ВВС России имело в распоряжении 16 машин.

Первая выкатка опытной единицы производилась на Казанском авиазаводе. Предварительно замминистра обороны Ю. Белоусов заявлял о вылете первой модернизированной машины в 2020 году, начале серийного производства в 2021-2023 году.

Модификации

«Белый лебедь» — поистине легендарный самолет с учетом того, что большинство его модификаций существовали только на стадии проектов:

  • В, или 161 — ракетоносец с жидководородным силовым агрегатом. Дополнительная гелиевая система обеспечивает управление криогенным двигателем, азотная — контролирует вакуум в теплоизоляционных полостях. Проект от базового концепта отличается габаритами фюзеляжа;
  • НК-74 — за счет экономичных двухконтурных реактивных двигателей повысилась дальность полета. Сборка авиамоторов осуществлялась по заказу на заводе г. Самары;
  • П — проект, предусматривающий создание тяжелого истребителя дальнего сопровождения. На борту машины планировали разместить ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности;
  • ПП — разработки самолета РЭБ довели до изготовления макета в натуральную величину, конкретизировали типы оборудования и аппаратуры;
  • К — эскиз боевого ракетоносца авиационного комплекса «Кречет». В проекте указывалось, что на борту будут находится 2-х ступенчатые (твердотопливная + жидкостная) баллистические ракеты. Планируемая масса — 2,4 т, дальность — 10 тыс. км. Система управления — автономная, инерциальная. Ракета могла бы подключаться к внешним источникам данных, что позволял передавать координаты и скорость на борт со спутника. Разработки свернули в середине 80-х;
  • СК — машина могла переносить 3-х ступенчатую жидкостную систему «Бурлак» весом 20 т. Пуск ракеты предполагалось осуществлять на высоте 9000-14 000 м при скорости машины 850-1600 км/ч. По характеристикам вооружение должно было превосходить американский Pegasus. Ввод в эксплуатацию планировался на 1998-2000 гг., но документы о сотрудничестве корпорация «Воздушный старт» и самарское «ЦСКБ-Прогресс» подписали только 19 января 2000 года;
  • М — современная версия. Ракетоносец Ту-160 серии М оснащен новейшим вооружением и оборудованием. На его борту находится около 90 единиц ОФАБ-500У (масса каждой — 500 кг) и безъядерные ракеты. Бомбардировщик по техническим характеристикам превосходит истребитель британцев Typhoon. Дальность полета — в 4 раза больше английского аналога.

Ту-160М

Редкая птица

А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.

С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector