Сверхтяжелая ракета falcon heavy
Содержание:
- Конкуренты и перспективы
- Летательные аппараты [ править ]
- На замену «Протону»
- Франция
- Топ самые быстрые ракеты в мире
- См. Также [ править ]
- РСМ 56 Булава | Скорость 6 км/с
- Scud B (Р-17)
- Тяга
- Лунная палочка-выручалочка
- «Сатурн-5»
- Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос
- Самые страшные ядерные ракеты
- Советская ракета РСД-10 «Пионер» с «куполом света»Армия и вооружение
- Классификация
Конкуренты и перспективы
На сегодня действующим конкурентом российской ракете является
Falcon Heavy американского миллиардера Илона Маска. Ее первый полет состоялся 6
февраля 2018 года, грузом послужил электромобиль Tesla Roadster с манекеном за
рулем. Согласно спецификациям, Falcon Heavy компании SpaceX способна поднимать
на орбиту 68 тонн в невозвращаемом варианте.
Ключевой особенностью Falcon Heavy является ее многоразовость — боковые ускорители и первая ступень при необходимости возвращаются на Землю и
совершают мягкую посадку. Из-за этого стоимость одного запуска составляет всего
90 миллионов долларов. Расчеты показывают, что поднять тонну груза на Falcon
Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне».
Фото: SpaceX
Еще один проект сверхтяжелой ракеты-носителя разрабатывается
в NASA. Space Launch System впервые должна отправиться в космос в середине 2020
года. Предполагается, что носитель будет использоваться для запуска корабля
«Орион», а также других пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты.
Система будет способна выводить в космос 95 тонн груза.
Сверхтяжелую ракету-носитель также пытаются создать в Китае.
Впервые такие планы просочились в прессу в 2013 году. Известно, что проект
носит название «Чанчжен-9» и разрабатывается Китайской академией технологий
ракет-носителей. «Чанчжен-9» сможет выводить на околоземную орбиту до 133 тонн
грузов.
Китайские специалисты внимательно следят за успехами SpaceX.
Своей главной задачей они считают завоевание рынка космических перевозок, а для
этого необходимо освоить повторное использование ракет-носителей, как этого
делает компания Илона Маска. Первые испытания возвращаемых ступеней китайской
ракеты должны пройти в 2020 году.
Летательные аппараты [ править ]
На пенсии
- Saturn V , с полезной нагрузкой программы Apollo в виде командного модуля , служебного модуля и лунного модуля . Все три имели общую массу 45 т (99 000 фунтов). Когда было включено топливо для третьей ступени и вылета на околоземную орбиту, Сатурн V фактически вывел 140 тонн (310 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Последний запуск Saturn V поместил Skylab , полезную нагрузку 77 111 кг (170 001 фунт) на НОО.
- Space Shuttle вращался комбинированный трансфер и грузов массой 122,534 кг (270142 фунтов) при запуске Чандра рентгеновской обсерватории на STS-93 . Chandra и ее двухступенчатая инерциальная разгонная ракета-носитель весила 22 753 кг (50 162 фунта).
- Система » Энергия» была разработана для вывода на низкую околоземную орбиту массой до 105 тонн (231 000 фунтов). Энергия» запускалась дважды, прежде чем программа была отменена, но только один полет достиг орбиты. В первом полете при запуске оружейной платформы « Полюс» (примерно 80 т (180 000 фунтов)) аппарат не смог выйти на орбиту из-за ошибки программного обеспечения на кик-ступени. Второй полет успешно запустил орбитальный аппарат » Буран» .
Space Shuttle отличался от традиционных ракет тем, что орбитальный аппарат был, по сути, многоразовой ступенью, которая перевозила грузы внутри. «Буран» тоже был многоразовым космическим самолетом, но не ракетной «ступенью», поскольку не имел ракетного двигателя (за исключением маневров на орбите). Для выхода на орбиту он полностью полагался на одноразовую пусковую установку «Энергия».
Оперативный
Falcon Heavy рассчитан на запуск 63,8 т (141 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО) в полностью одноразовой конфигурации и около 57 т (126 000 фунтов) в частично многоразовой конфигурации, в которой восстанавливаются только два из трех ускорителей. По состоянию на сентябрь 2020 года запуск последней конфигурации запланирован на начало 2021 года, но на геостационарную орбиту будет выведена гораздо меньшая полезная нагрузка. Первый испытательный полет состоялся 6 февраля 2018 года в конфигурации, в которой была предпринята попытка восстановления всех трех ускорителей с небольшой полезной нагрузкой 1250 кг (2760 фунтов), отправленной на орбиту за Марсом . Второй и третий полеты запустили 6 465 кг (14 253 фунтов) и 3700 кг (8 200 фунтов) полезной нагрузки.
Суборбитальные тесты править
- N1 , советская ракета «Луна». Разработан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Совершил 4 попытки запуска на орбиту, но ни в одном из этих полетов не вышел на орбиту. После 4 неудачных запусков проект был закрыт в 1976 году.
- SpaceX Starship , американская коммерческая частная ракета в активной разработке. Совершил первые испытательные полеты в конце 2019 года, а испытательные полеты на большой высоте начнутся в 2020 году.
На замену «Протону»
Ракета-носитель «Ангара-5» должна будет заменить использующиеся сегодня РН «Протон», которые были разработаны ещё в советские годы и впоследствии неоднократно модернизировались, отмечают эксперты.
«Переход на более современный носитель напрашивался давно. Хотя модернизированный «Протон-М» в целом работает хорошо, но у него есть один существенный недостаток — высокотоксичное топливо. «Ангара-А5» — более экологичный носитель», — рассказал в интервью RT сотрудник Института космических исследований Российской академии наук Натан Эйсмонт.
Также по теме
«Технологическое чудо»: в России начались работы по адаптации двигателя РД-180 для ракеты «Союз-6»
Специалисты российского НПО «Энергомаш» приступили к активной фазе работ по модернизации двигателя РД-180 для его последующей…
Как поясняют разработчики, в «Ангаре-А5» не используются агрессивные и токсичные виды ракетного топлива на основе гептила, что позволяет «существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей».
«Ангара-5» является частью одноимённого семейства ракет, работы по созданию которого начались ещё в первой половине 1990-х годов в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В данный момент программа насчитывает два аппарата: лёгкую «Ангару-1.2» и тяжёлую «Ангару-А5».
Стартовая масса «Ангары-1.2» составляет 171 т, «Ангары-А5» — 773 т. Также анализируется возможность производства модификации «Ангары-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью. Её стартовая масса достигнет приблизительно 815 т. Запускать их планируется с космодромов Плесецк и Восточный (после сдачи второй очереди строительства).
Франция
Количество ядерных боеголовок: 300 Первое испытание: 1960 г. Последнее испытание: 1995 г.
В общей сложности Франция провела более двухсот испытаний ядерного оружия – начиная от взрыва в тогдашней колонии Франции Алжире и заканчивая двумя атоллами Французской Полинезии.
Интересно, что Франция стабильно отказывалась принять участие в мирных инициативах других ядерных стран. Она не присоединилась к мораторию на проведение ядерных испытаний в конце 50-х годов прошлого века, не подписала договор о запрещении военных ядерных испытаний в 60-х, а к «Договору о нераспространении» присоединилась лишь в начале 90-х.
Топ самые быстрые ракеты в мире
12 сентября 2019
- Особенности скорости звука
- 1 Мах — это сколько километров в секунду
- 27 Махов — это мечта или реальность
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие скорости известно нам ещё со школьной скамьи. Если говорить о её физической сущности, то это – расстояние, пройденное движущимся телом (материальной точкой) за определённый промежуток времени.
В качестве расстояния выступают как системные, так и внесистемные единицы (метры, мили, дюймы, углы и др.), время же определяется в секундах или часах. Таким образом, скорость можно выразить многообразием величин, таких как метр в секунду (м/сек), километр в час (км/час), радиан в секунду (1/сек) и т.д.
Несмотря на то, что вышеупомянутые обозначения скорости без труда конвертируются одно в другое, существует ряд областей, где удобно (или исторически принято) измерять скорость в специфических единицах.
Например, моряки предпочитают «узел» (морская миля в час). В астрономии пользуются лучевой (радиальной) скоростью, в космонавтике – космическими скоростями (там их три).
В авиации же, где приходится иметь дело со сверхзвуковыми скоростями, точкой отсчёта, как правило, служит скорость распространения звуковых волн в газообразной среде (проще – скорость звука в воздухе).
Это обусловило появление такой единицы измерения, как «число Маха» (в честь австрийского физика-экспериментатора в области аэродинамики Эрнста Маха). Зачем это нужно, поговорим ниже (а попутно отметим, что к фразе «дал(а) маху» этот учёный отношения не имеет).
Особенности скорости звука
Отличительной чертой скорости звука является то, что она изменяется в зависимости от характера окружающей среды.
В частности, в чугуне скорость звука приблизительно равна 5000 м/сек, в пресной воде – 1450 м/сек, в воздухе – 331 м/сек (1200 км/час). Определение «приблизительно» выбрано неслучайно, поскольку на быстроту прохождения звуковых колебаний влияют и другие факторы.
Для интересующей нас воздушной среды факторами, влияющими на скорость звука, являются:
- температура (Т);
- давление (Р);
- плотность (p);
- влажность (f).
Перечисленные показатели тесно взаимосвязаны между собой (так, плотность является функцией от температуры, давления и влажности), а также с высотой над уровнем моря. Влияют они и на скорость звука.
Наглядно эта взаимосвязь показана в нижеприведённой таблице (по данным ИКАО).
Высота, м0500100050001000020000
Давление, кПа | 101,3 | 95,5 | 89,9 | 54,0 | 26,4 | 5,5 |
Плотность, кг/м3 | 1,22 | 1,17 | 1,11 | 0,74 | 0,41 | 0,09 |
Температура, 0С | 15 | 12 | 8 | -18 | -50 | -56 |
Скорость звука, м/сек | 340,3 | 338,4 | 336,4 | 320,5 | 299,5 | 295,0 |
Главное тут то, что скорость звука существенно меняется в зависимости от высоты.
1 Мах — это сколько километров в секунду
Мах характеризует движение летательного аппарата (ЛА) в воздушном потоке, иными словами, показывает соотношение между скоростью звука в воздушной среде, обтекающей ЛА, и скоростью самого ЛА. То есть является безразмерной единицей.
Если самолет превысит скорость распространения звука на этой высоте в два раза, то на приборной панели будет красоваться 2 Мах (2 М). Общая формула расчета выглядит так:
По
См. Также [ править ]
- Сравнение орбитальных систем запуска
- Список орбитальных стартовых систем
- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Сравнение грузовых автомобилей космических станций
- Ракета-носитель средней грузоподъемности , способная выводить на низкую околоземную орбиту от 2 000 до 20 000 кг (от 4 400 до 44 100 фунтов) полезной нагрузки.
- Ракета
- Малогабаритная ракета-носитель , способная поднимать до 2000 кг на низкую околоземную орбиту
- Ракета-зонд , суборбитальная ракета-носитель
- Движение космического корабля
- Сверхтяжелая ракета-носитель , способная вывести на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой более 50 000 кг (110000 фунтов).
РСМ 56 Булава | Скорость 6 км/с
РСМ 56 Булава — одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2021 года.
Scud B (Р-17)
Ракета Р-17, разработанная СКБ-385 и принятая на вооружение ВС СССР в 1962 г., до сих пор считается эталоном для оценки эффективности противоракетных систем, разрабатываемых на Западе. Она является составной частью комплекса 9К72 «Эльбрус» или Scud B по терминологии, принятой в НАТО.
Прекрасно проявила себя в реальных боевых условиях во время войны Ссудного дня, ирано-иракского конфликта, использовалась во II Чеченской компании и против моджахедов в Афганистане.
Оперативно-тактический комплекс Scud B с ракетой Р-17
ТТХ изделия Р-17:
Наименование | Значение | Примечание |
Длина и диаметр, м | 11,16х0,88 | |
Масса взлетная, т | 5,86 | |
Число ступеней, шт | 1 | |
Тип топлива | жидкое | |
Разгонная скорость, м/с | 1500 | |
Дальность полета максимальная, км | 300 | с ядерной боеголовкой 180 |
Предельное отклонение от цели, м | 450 | |
Масса боезаряда, т | 0,985 | |
Тип заряда | ядерный 10 Кт, фугасный, химический | |
Боевые блоки | 1 | не отделяемые |
Ракетоноситель | мобильный | восьмиколесный тягач МАЗ-543-П |
Различные модификации крылатых ракет России и СССР — Р-17 выпускались в Воткинске и Петропавловске с 1961 по 1987 г. По мере истечения проектного срока эксплуатации в 22 года, комплексы «СКАД» снимались с вооружения ВС РФ.
При этом почти 200 пусковых установок до сих пор используются армиями ОАЭ, Сирии, Белоруссии, КНДР, Египта и еще 6 стран мира.
Тяга
Понятием тяга обозначается «сила» ракетного двигателя. Тяга измеряется в «фунтах тяги» (США, 4,45 ньютона = 1 фунт тяги) и в ньютонах в метрической схеме. Фунт тяги – это количество тяги, которое требуется для удержания одного фунтового объекта (0,454 кг) неподвижным относительно силы тяжести планеты Земля. Ускорение земной гравитации – 9,8 метров в секунд.
Одна из проблем ракет заключается в том, что топливный вес, обычно, в 36 раз больше полезной нагрузки. Потому что, кроме того, что двигателю необходимо поднимать вес, этот же вес и способствует собственному подъему. Получается, чтобы вывести в космос крошечного человека, потребуется ракета огромных размеров и много-много топлива.
Скорость химических ракет – от 8 до 16 тыс. километров в час. Топливо горит около 2 минут и вырабатывает на старте около 3,3 млн фунтов тяги. Три главных двигателя космического шатлла, к примеру, сжигают топливо на протяжении 8 мин и вырабатывают приблизительно 375 фунтов тяжи каждый во время горения.
Дальше мы поговорим о топливных смесях для твердотопливных ракет.
Двигатели ракеты на твердом топливе – это самые первые модификации, созданные человеком. Впервые они были изобретены в Китае сотни лет назад и их успешно применяют по сегодняшний день. О красных бликах ракет поется даже в национальном гимне, который был написан в начале 1800-х годов). Речь идет о небольших боевых ракетах, работающих на твердом топливе. Они применяются для доставки зажигательных устройств или бомб. Как видите, эти ракеты существуют уже довольно давно.
Идея ракеты на твердом топливе достаточно простая. Вам необходимо создать нечто, чтобы могло быстро гореть, но в то же время не взрываться. В таком случае, порох не подходит (он состоит на 75% из нитрата, 10% серы и 15% угля). В двигателе ракеты взрывы не нужны – необходимо, чтобы горело топливо. Можно изменить смесь до 24% угля, 72% нитрата и 4% серы. Вместо пороха у вас получится ракетное топливо. Такая смесь будет быстро гореть, но она не взрывоопасна, если, конечно, ее правильно загрузить. Приведем классическую схему:
Слева – ракета до зажигания. Твердое топливо показано зеленым цветом. Оно выполнено в виде цилиндра с трубой, которая просверлена по центру. При зажигании горюче начинает сгорать вдоль стенки трубы. Постепенно, по мере сгорания, оно выгорает к корпуса, пока полностью не сгорит. В крошечной ракете или в небольшом ракетном двигателе процесс горения может продолжаться около секунды или даже меньше. В большой ракете топливо будет гореть не меньше двух минут.
Лунная палочка-выручалочка
Робот FEDOR и космонавт Алексей Овчинин на МКС
Спасением отрасли становится программа пилотируемых космических полетов. Космонавты, в отличие от космических роботов, пока не поддаются миниатюризации и полеты человека в космос по-прежнему требуют полного использования всех возможностей современных ракет-носителей. А еще лучше летать не вокруг Земли, а на Луну и дальше, поскольку требуемая для дальних полетов энергетика на порядок происходит ту, которая требуется для выхода на околоземную орбиту. Для полетов к Луне и далее требуется возобновить производство сверхтяжелых ракет-носителей с массой полезной нагрузки не менее 50 тонн.
Поэтому космические агентства вновь стали убеждать общество в необходимости изучения дальнего космоса, которое, помимо нового знания, приносит солидные политические дивиденды. Так, научная база на обратной стороне Луны является очень подходящим местом для организации внеземной обсерватории, закрытой он нашей яркой и шумной в радиодиапазоне планеты. Кроме того, на горизонте виднеются доходы от дальнего космического туризма.
Исходя из этого, становятся понятными планы космических держав вернуться на Луну. Их космическим агентствам надо либо осуществить экспансию в космическое пространство — либо сократить свою деятельность до неинтересной регуляторно-бюрократической функции, отдав космос на откуп частным компаниям. И Луна становится для них волшебной палочкой-выручалочкой, первым шагом на бесконечном пути в дальний космос.
Но воспользоваться этой «лунной палочкой-выручалочкой» могут только космические агентства очень богатых стран. Например, Китая, который планомерно развивает свою космическую программу. Или Индии, которая старается не отстать от своего главного военного и геополитического соперника. Конечно же, здесь и США — которые хоть и не могут похвастаться самой сильной в мире промышленностью, но зато обладают безукоризненно работающей методикой привлечения частных инвестиций и могут печатать столько денег, сколько им потребуется для реализации своих самых авантюрных желаний.
У России тоже есть свой экономический козырь — природные ресурсы. Конечно, продажа нефти и газа — дает далеко не столь стабильный доход, как американское делание денег из воздуха, но при выгодной внешнеэкономической конъюнктуре этот метод тоже наполняет бюджет. И еще есть временная фора, которую дают советские космические технологии.
«Сатурн-5»
Американская ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой (2965 тонн) и самой большой из существующих ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она была создана конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т и на траекторию к Луне 47 т полезного груза.
«Сатурн-5» использовалась для реализации программы американских лунных миссий, в том числе с её помощью была осуществлена первая высадка человека на Луну 20 июля 1969 года, а также для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб».
Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос
Космическая ракета. Наверное это самое мощное и величественное, что создавало человечество за всю свою историю. В разные годы разные страны создавали ракеты самых разнообразных форм и размеров. И у людей, интересующихся тематикой космоса, иногда возникает вопрос: какая ракета была самой большой? Давайте вспомним несколько фактов. Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!
Нужна мощная ракета
И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.
Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!
И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».
Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.
Чудо-ракета
И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.
Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.
Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.
Монстр в космосе
Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.
Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.
Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.
И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.
Самые страшные ядерные ракеты
Франция, Р51
Ракета М51 поставлена на вооружение французами в 2010 году. Она устанавливается на субмаринах класса Triomphant. Способна преодолевать расстояние в 10 тыс. км, имея на борту от шести до 10 боеголовок мощностью в 100 килотонн. Вероятное отклонение составляет 150–200 метров. М51 трудно перехватить, поэтому она достойна быть в этом списке.
Китай, Dong Feng 31
Эта ракета взята на вооружение в Китае с 2006 года. Она способна нести большую боеголовку на 1 мегатонну на расстояние в 8 тыс. км. Вероятное отклонение — 300 м. У улучшенной версии — уже три боеголовки на 150 кт и расстояние в 11 тыс. км с вероятным отклонением в 150 м. Это оружие может быть перемещено и запущено с мобильного ракетоносителя и именно поэтому представляет серьёзную опасность.
Россия, «Тополь-М»
Минобороны России ввело «Тополь-М» ещё в 1997 году. Ракета может быть выпущена из бункера или с мобильного ракетоносителя. Она вооружена боеголовкой в 800 кт, но может быть оборудована шестью боеголовками и ложными целями. Скорость 7,3 км в секунду. Вероятное отклонение — 200 метров. Всё это делает её весьма эффективной и практически неперехватываемой.
США, LGM-30G Minuteman III
Американцы ввели эту систему ещё в 1970 году, но позже её модернизировали. Это наземная МБР, которая способна перемещаться со скоростью 8 км в секунду. Вероятное отклонение менее 200 метров. Ракета способна доставить боеголовку мощностью в 375–400 кт.
Россия, РСМ 56 «Булава»
Именно эта ракета позволяет нам догнать американцев в области разработок морского оружия. «Булава» разработана для новой субмарины Борей-класса. На службе с 2013 года. Она оснащена шестью боеголовками на 150 кт, но может нести и 10 боеголовок. Также на её борту могут быть ложные цели, которые позволяют обмануть ПРО. Диапазон — 8 тыс. км, вероятное отклонение 300–350 метров.
Россия, Р-29РМУ2 «Лайнер»
Система введена в эксплуатацию в 2014 году. Это обновлённая версия предыдущей БРПЛ «Синева». Она разрабатывалась, чтобы восполнить некоторые недочёты «Булавы». Диапазон «Лайнера» — 11 тыс. км. Она может нести 12 боеголовок по 100 кт каждая. При этом часть из них может быть заменена ложными целями. Вероятное отклонение засекречено.
США, UGM-133 Trident II
Трайдент II — привет из 90-х, но обновлённый и модернизированный. Эта БРПЛ была способна нести 14 боеголовок, но после усовершенствования их число снизилось до пяти (мощностью в 475 кт каждая). Диапазон зависит от груза и варьируется от 7,8 тыс. км до 11 тыс. Вероятное отклонение — всего 120 метров, что делает её одной из самых точных ядерных ракет в мире.
Китай, DF-5/5A
Китайские вооружённые силы ввели эту систему ещё в 1981 году, но с тех пор она остаётся в лидерах по уровню эффективности. Эта МБР способна нести боеголовку в 5 мегатонн на расстояние в 12 тыс. км. Отклонение при этом может составить 1 км. У этой ракеты одна цель — уничтожать города. В последние годы КНР усовершенствовали DF-5, увеличив её диапазон. Кроме того, теперь ракета может нести несколько боеголовок, а отклонение, по некоторым данным, составляет всего 300 метров.
Россия, Р-36М2 «Воевода»
На Западе эту ракету называют «Сатана». Она была развёрнута в 1974 году, но с тех пор претерпела множество изменений. Последняя модернизация позволила устанавливать на «Воеводу» до 10 боеголовок на 750 кт. Диапазон — 11 тыс. км. Скорость — 8 км в секунду. Вероятное отклонение — 220 метров. Это оружие вызывало у Пентагона наибольшую обеспокоенность до 1 марта 2018 года.
Россия, Р-36 «Сармат»
В настоящее время Минобороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний нового ракетного комплекса с тяжёлой межконтинентальной ракетой — «Сармат». Дальность новой ракеты и количество боевых блоков больше, чем у «Воеводы». «Сармат» будет оснащён широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых. И самыми современными системами преодоления ПРО.
Советская ракета РСД-10 «Пионер» с «куполом света»Армия и вооружение
Пуски советской ракеты средней дальности РСД-10 «Пионер» сопровождались появлением так называемого «купола света» неизвестного происхождения, который американские военные приняли за «экзотическую систему» противоракетной обороны, пишет The Drive. Американское издание побеседовало с ветераном ВВС США летчиком Робертом Хопкинсом, который с напарником в конце 1988 года наблюдал «купол света» с борта разведывательного самолета RC-135S Cobra Ball.
«Мы заметили нечто, похожее на полупрозрачную молочно-белую стену, которая двигалась слева, над СССР, направо, к северной части Тихого океана. Оно охватывало все небо от уровня земли до уровня, который мы могли видеть, глядя в передние окна самолета. Оно перемещалось очень быстро — намного быстрее, чем перекрестно двигающийся самолет — и быстро приблизилось к нам. Стена света пересекла нашу траекторию полета, после чего продолжила движение на восток, оставляя за собой пустое и темное ночное небо», — сказал очевидец.
Хопкинс отметил, что данное явление неоднократно сопровождало пуск РСД-10 «Пионер», наблюдалось другими летчиками и вызывало у военных и ученых интерес. Оценки показывали, что «купол света» распространялся со скоростью около десяти тысяч километров в час. В качестве предположений, объясняющих явление, назывались, в частности, использование на первой ступени ракеты «специального топлива» или особой ослепляющей вспышки.
«Лучшее , что я смог найти, это то, что в постсоветском мире гласности русские знали, что такое купол света, но не говорили», — сказал летчик.
The Drive исключает возможность того, что «купол света» каким-либо образом связан с ракетным топливом, и допускает, что данное явление может иметь отношение к советским разработкам, направленным на противодействие американской программе SDI (Strategic Defense Initiative).
«Это явление вызвало огромный интерес со стороны разведывательного сообщества Америки, считавшего, что RC-135S столкнулся с новым секретным оружием, способным изменить стратегический баланс между Соединенными Штатами и Советским Союзом», — пишет издание.
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер» с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45 принята на вооружение в СССР в 1976 году. В 1991 году, согласно ДРСМД, оружие снято с эксплуатации.
В феврале президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов заявил, что размещение ракет РС-10 «Пионер» на Чукотке спровоцировало США начать переговоры с СССР, приведшие к заключению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
В том же месяце главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский допустил, что Россия в ответ на выход США из ДРСМД создаст гиперзвуковую ракету средней дальности на основе ракеты РС-10 «Пионер», снятой с вооружения в СССР после заключения данного соглашения.
По материалам: lenta.ru
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье. Вы также можете:
- Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
- Добавить статью в заметки на:
Классификация
В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.
Количество ступеней
Одноступенчатых ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку в космос, до настоящего времени не создано, хотя имеются проекты различной степени проработки («КОРОНА», HEAT-1X и другие). В некоторых случаях как одноступенчатая может классифицироваться ракета, имеющая в качестве первой ступени воздушный носитель либо использующая в качестве таковой ускорители. Среди баллистических ракет, способных достичь космического пространства, немало одноступенчатых, в том числе и первая баллистическая ракета «Фау-2»; однако ни одна из них не способна выйти на орбиту искусственного спутника Земли.
Расположение ступеней (компоновка)
Конструктивное исполнение ракет-носителей может быть следующим:
- продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно (РН «Зенит-2», «Протон», «Дельта-4»);
- параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно (РН «Союз»);
Используемые двигатели
В качестве маршевых двигателей могут использоваться:
- жидкостные ракетные двигатели;
- твёрдотопливные ракетные двигатели;
- различные комбинации на разных ступенях.
Масса полезной нагрузки
Классификация ракет по массе выводимой полезной нагрузки:
- лёгкая;
- средняя;
- тяжёлая;
- сверхтяжёлая.
Конкретные границы классов меняются с развитием техники и являются достаточно условными, в настоящее время лёгким классом считаются ракеты, выводящие на низкую опорную орбиту груз массой до 5 т, средними — от 5 до 20 т, тяжёлыми — от 20 до 100 тонн, сверхтяжёлыми — свыше 100 т. Появляется также новый класс так называемых «нано-носителей» (полезная нагрузка — до нескольких десятков кг).
Повторное использование
Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты как пакетной, так и продольной схем. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7—10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались — существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.
Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990—2000-х годов — такие, как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия—Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).
Присутствие человека
Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать бо́льшей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3—4,5 единиц). При этом сама ракета-носитель является полностью автоматической системой, выводящей в космическое пространство аппарат с людьми на борту (это могут быть как пилоты, способные осуществлять непосредственное управление аппаратом, так и так называемые «космические туристы»).