Большая карамельная ракета
Содержание:
- Ракеты Засядько
- Системы наведения ракет
- Траектория полета
- Почему ракеты не применялись до второй мировой войны
- Как работает жидкостный ракетный двигатель
- Устройство
- Физические основы реактивного движения
- Стартовый комплекс космодрома
- Что из себя представляет крылатая ракета
- Источники
- Технический комплекс космодрома
- Причины для разработки ОТРК «ЛОРА»
- Как обеспечивается устойчивость ракеты
- Конфигурации твердотопливных ракет
Ракеты Засядько
Куда интереснее оказались образцы генерала А.Д. Засядько, который даже продал собственное имение, чтобы в частном порядке заниматься разработками. В итоге именно его ракеты оказались наиболее интересными. Они имели калибр от 2 до 4 дюймов, боковой стабилизатор и могли преодолевать расстояние до 2,7 километра. Кроме этого, Александр Дмитриевич разработал пусковую установку на 6 ракет, что существенно увеличивало скорость стрельбы.
Создатель ракетной установки и его творение.
Несмотря на то, что А.Д. Засядько создал отличные ракеты и хорошо провел демонстрацию, это не помогло ему быстро начать продавать свою продукцию. Только в 1827 году он смог начать производство и выпустить первые 3000 ракет. Они и применялись в войне на Кавказе, о которой я говорил в начале. Так же это заставило командованию армии создать отдельный вид войск, так как специфика работы с новым оружием сильно отличалась от работы со стрелковым оружием. Это не только умение пользоваться пусковыми установками, но и совершенно новая тактика ведения боя.
Системы наведения ракет
В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.
Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.
Ракета с системой наведения под крылом самолета.
Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.
Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.
Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.
При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.
Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.
Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.
Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.
Траектория полета
Многие убеждены, что ракеты взлетают вертикально, однако это не так. Ракетное топливо может закончиться через 10 минут, а при вертикальном взлете этого времени просто не хватит для выхода на орбиту.
Современные ракеты взлетают вертикально на самом первом этапе, а далее меняют траекторию и двигаются под углом по отношению к Земле. Чем выше высота полета, тем заметнее угол. Ракета совершает — маневр, при котором направление тяги совпадает или противоположно направлению движения, изменяющемуся под действием силы тяжести. Этот маневр используется в момент выведения на орбиту или при посадке с нее.
Ускорение ракеты, взлетающей под углом к горизонту: g — ускорение свободного падения, ae — вклад двигателя в ускорение, a — итоговое ускорение ракеты
Почему ракеты не применялись до второй мировой войны
Несмотря не некоторый успех появление нарезной артиллерии существенно снизило эффективность довольно дорогих и сложных в эксплуатации ракет. В итоге они стояли на вооружении примерно до конца 19 века. Но и после этого наработки Константинова применялись при создании всего, что связано с баллистикой, и даже реактивных ракет, которые начали появляться в середине 20 века.
Так история ракет была разбита на две части, и именно поэтому многие просто не знают, что подобные оружия были еще несколько веков назад. Мы привыкли к тому, что ракета — это что-то высокотехнологичное с кучей лампочек в блестящем корпусе, но в реальности это просто летающая бомба. Кстати, если интересно, в большой статье про ракеты я подробно рассказывал о том, как они работают, почему летают, как разгоняются до 20 000 километров в час и чем межконтинентальные отличаются от баллистических.
Как работает жидкостный ракетный двигатель
Чтобы получить полезное действие, достаточное для прорыва в космос, нужно получить большое количество энергии − эффективно сжечь большое количество топлива. Как известно, любой процесс горения представляет собой химическую реакцию окисления. И если на Земле для других видов тепловых двигателей в качестве окислителя можно использовать атмосферный кислород, то для ракетного двигателя, и тем более в космосе, окислитель и горючее надо иметь непосредственно на ракете, и лучше всего в максимально плотном и удобном для подачи жидком виде. В РД-107/108 в качестве окислителя используется жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин.
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация
В камере сгорания подаваемые специальными насосами в нужном количестве и с необходимым давлением окислитель и горючее смешиваются и сгорают. Горячие (с температурой в несколько тысяч градусов) продукты сгорания в конструкции особого профиля – сверхзвуковом сопле Лаваля – разгоняются до многократно сверхзвуковых скоростей и уходят в пространство. Если умножить сумму секундных расходов масс горючего и окислителя на скорость выхода продуктов сгорания из сопла, можно в первом приближении получить силу тяги двигателя. Так, в общих чертах, можно описать схему работы жидкостного ракетного двигателя.
Устройство
Чтобы уяснить как работает ракета-носитель следует разобраться в её устройстве. Начнем описание узлов сверху к его нижней части.
САС
Аппарат, выводящий на орбиту спутник или грузовой отсек всегда отличает от носителя, который предназначен для транспортировки экипажа его конфигурация. У последнего в самом верху расположена специальная система аварийного спасения, служащая для эвакуации отсека с космонавтов при поломке ракета-носителя. Эта нестандартной формы башенка, размещенная на самом верху, является миниатюрной ракетой, позволяющей «вытянуть” капсулу с людьми вверх при экстраординарных обстоятельствах и сместить её на безопасное расстояние от точки аварии. Это актуально в начальной стадии полета, где ещё есть возможность провести парашютный спуск капсулы. В безвоздушном пространстве роль САС становиться не столь важна. В околоземном пространстве спасти космонавтов позволит функция, дающая возможность отделить от ракета-носителя спускаемый аппарат.
Грузовой отсек
Ниже САС расположен отсек, несущий полезную нагрузку: пилотируемый аппарат, спутник, грузовой отсек. Исходя от типа и класса ракета-носителя, масса выводимого на орбиту груза, может колебаться от 1,95 до 22,4 тонн. Весь транспортируемый кораблем груз защищен головным обтекателем, который сбрасывается после прохождения атмосферных слоёв.
Маршевый двигатель
Далекие от космоса люди думают, что если ракета оказалась в безвоздушном пространстве, на высоте ста километров, где начинается невесомость, то на этом её миссия окончена. На самом деле в зависимости от задачи, целевая орбита, выводимого в космос груза может находиться значительно дальше. Например, телекоммуникационные спутники необходимо транспортировать на орбиту, находящуюся на высоте более 35 тысяч километров. Чтобы достичь необходимого удаления и нужен маршевый двигатель, или как его по-другому называют – разгонный блок. Для выхода на запланированную межпланетную или отлетную траекторию следует не один раз менять скоростной режим полета, осуществляя определенные действия, поэтому этот двигатель должен неоднократно запускаться и выключаться, в этом его несходство с прочими аналогичными узлами ракеты.
Многоступенчатость
У ракета-носителя лишь малую долю его массы занимает транспортируемая полезная нагрузка, всё остальное – двигатели и топливные баки, которые расположены в разных ступенях аппарата. Конструктивной особенностью этих узлов является возможность их отделения после выработки топлива. После чего они сгорают в атмосфере, не достигая земли. Правда в последние годы была разработана технология, позволяющая возвращать в отведенную для этого точку отделившиеся ступеням невредимыми и вновь запускать их в космос. В ракетостроении при создании многоступенчатых кораблей используется две схемы:
- Первая – продольная, позволяет размещать вокруг корпуса несколько одинаковых двигателей с топливом, одновременно включающихся и синхронно сбрасывающихся после использования.
- Вторая – поперечная, дает возможность располагать ступени по возрастающей одну выше другой. В этом случае их включение происходит исключительно после сброса нижней, отработанной ступени.
Но часто конструкторы отдают предпочтение сочетанию поперечно-продольной схеме. Ступеней у ракеты может быть много, но увеличение их числа рационально до определенного предела. Их рост влечет за собой увеличение массы двигателей и переходников, работающих только на определенной стадии полета. Поэтому современные ракета-носители не комплектуются более чем четырьмя ступенями. В основном топливные баки ступеней состоят из резервуаров, в которых закачивается разные компоненты: окислитель (жидкий кислород, тетроксид азота) и горючее (жидкий водород, гептил). Только при их взаимодействии можно разогнать ракету до нужной скорости.
Физические основы реактивного движения
В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса.
Данный закон является следствием из второго и третьего законов Ньютона.
Также реактивное движение тесно связано с реактивной тягой.
Знание закона сохранения импульса позволяет изменять скорость перемещения тела. К примеру, если человек при движении в лодке будет бросать камни в определенную сторону, то движение лодки будет осуществляться в противоположном направлении. В космическом пространстве закон сохранения импульса не пропадает. Для изменения направления движения используют реактивные двигатели.
Особенность реактивного движения заключается в том, что в результате взаимодействия между собой частей системы, в которой возникает движение, без какого-либо взаимодействия с внешними телами.
Сила, сообщая ускорение телу, возникает за счет взаимодействия этих тел с землей, воздухом или водой.
Движение тела можно получить, например, с помощью вытекании струи жидкости или газа.
Реактивное движение в технике используется в автомобилестроении, в речном транспорте, в военном деле, в космонавтике и авиации.
Законы Ньютона в реактивном движении
Законы Ньютона в нашей жизни описывают механизмы гравитации и то, что происходит с телами при движении.
Второй закон Ньютона объясняет, что сила движущегося тела зависит от его массы и ускорения (изменения скорости движения). Получается, по второму закону Ньютона, чтобы создать ракету большой мощности, нужно, чтобы она постоянно выпускала большое количество высокоскоростной энергии.
Третий закон Ньютона гласит, что на действие будет равная по силе, но противоположная сила будет противодействием. В природе и технике реактивные двигатели работают по этим законам. В случае с реактивным двигателем ракеты сила действия будет вылетать из выхлопной трубы. Противодействием будет являться толчок ракеты вперед. Именно сила выбросов толкает ракету вверх. В космическом пространстве, где ракета практически не имеет веса, даже незначительная работа реактивных двигателей будет способна большую ракету быстро лететь вперед.
Стартовый комплекс космодрома
Стартовый комплекс космодрома — составная часть и основной технологический объект космодрома, представляющий собой специально оборудованную территорию, оснащенную технологическими и общетехническими системами. Весь этот многочисленный и уникальный комплекс оборудования обеспечивает транспортировку, установку в стартовое устройство ракеты-носителя с космическим аппаратом, заправку компонентами топлива и сжатыми газами, предстартовые проверки, подготовку к пуску и пуск ракетно-космического комплекса.
Стартовый комплекс, как правило, включает в себя пристартовые хранилища ракет-носителей и космических аппаратов, транспортно-установочные агрегаты (или стационарные установщики), стартовые сооружения с пусковыми устройствами, системы заправки компонентами ракетных топлив, средства газоснабжения, аварийного спасения обслуживающего персонала и членов экипажей.
Кроме того, стартовый комплекс оснащается вспомогательными сооружениями и системами: холодильными центрами, автономными электростанциями, узлами связи, системами телевидения и киносъемки, автомобильными и железными дорогами и т.д.
Мозговым центром каждого стартового комплекса является командный пункт. Там обрабатывается вся собранная информация о состоянии и готовности всех технологических и общетехнических систем старта, бортовой аппаратуры и агрегатов ракеты-носителя и космического аппарата, кондиционности и количестве компонентов ракетных топлив, газов и спецжидкостей, а также информация о готовности всех служб космодрома (метео- и топогеодезического обеспечения, аварийно-спасательных и поисковых команд, групп тылового обеспечения, эвакуации и т.д.) к предстоящим работам.
Здесь же размещается контрольно-проверочная и испытательная аппаратура предстартовой подготовки космического комплекса.
На основании результатов обработки постоянно поступающей телеметрической информации (до нескольких тысяч параметров в секунду при комплексных испытаниях) принимаются решения и выдаются команды на продолжение работ по технологическому графику пуска комплекса или его корректировке.
Командный пункт обычно представляет собой находящееся под землей четырех- или пятиэтажное здание, начиненное электроникой и десятками километров кабеля. Отсюда ведется управление всей предстартовой подготовкой к пуску и выдается команда на запуск ракет-носителей и космических аппаратов.
Необходимо особо подчеркнуть, что каждое из сооружений технического или стартового комплекса можно приравнять к промышленному предприятию средних размеров. Например, система заправки жидким кислородом ракеты-носителя “Энергия” включает в себя:
- систему приема и хранения жидкого кислорода вместимостью несколько тысяч тонн;
- систему переохлаждения и термостатирования жидкого кислорода, обеспечивающую охлаждение окислителя на 6…8 °С ниже точки кипения и поддерживающую заданную температуру с точностью до 0,5…1 °С;
- систему заправки жидким кислородом, обеспечивающую подачу компонента со скоростью 6…8 тонн в минуту;
- систему вакуумирования теплоизоляции криогенных емкостей и трубопроводов до 10″~6 мм рт. ст.;
- систему автоматического непрерывного контроля газовой среды;
- систему автоматического пожаро- и взрывопредупреждения;
- автоматизированную систему управления всеми технологическими операциями;
- систему контроля кондиционности хранящегося и заправляемого кислорода и т.д.
Таким образом, стартовый комплекс можно сравнить с крупным промышленным комбинатом, раскинувшимся на десятках квадратных километров и включающим в себя два-три десятка крупных заводов (цехов). И уж если дальше продолжать это сравнение, то основная “продукция” такого комбината — безаварийный пуск космического комплекса в точно заданное время.
Что из себя представляет крылатая ракета
Крылатая ракета — это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.
Не следует связывать термин «крылатая ракета» с английским cruise missile. К последнему относятся только программно-управляемые снаряды, сохраняющие постоянную скорость большую часть полета.
С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:
- программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
- движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
- высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
- снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
- поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.
История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:
- в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
- в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.
На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».
Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.
Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.
Первой классической крылатой ракетой принято считать немецкую «Фау-1». Ее испытания прошли 21 декабря 1942, а боевое применение она получила к концу войны против Великобритании.
Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.
Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.
Источники
- https://warways.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/kompleks-tochka-u.html#kak-sozdavalsya-sovetskij-takticheskij-raketnyj-kompleks-tochka-u-2-3
- https://warbook.club/boepripasy/rakety/tochka-u/
- https://militaryarms.ru/boepripasy/rakety/takticheskij-raketnyj-kompleks-tochka-u/
- https://gun-35.ru/prochee/tochka-u-raketa-ballisticheskaya-taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-tth-radius-porazheniya-istoriya-sozdaniya.html
- https://dubki-nk.ru/proekty/takticheskij-raketnyj-kompleks-tochka-u-harakteristiki-skorost-i-boevoe-primenenie.html
Технический комплекс космодрома
Технический комплекс космодрома — это часть специально оборудованной территории космодрома с размещенными на ней зданиями и сооружениями, оснащенными специальным технологическим оборудованием и общетехническими системами.
Оборудование технического комплекса позволяет обеспечить прием, сборку, испытание и хранение ракетно-космической техники, а также заправку компонентами топлива и сжатыми газами космических аппаратов и разгонных блоков, их стыковку с ракетами-носителями и транспортировку собранного комплекса на старт.
В специальных вагонах элементы ракетно-космической техники с заводов-изготовителей доставляются в монтажно-испытательный корпус технического комплекса, где производится их разгрузка с помощью подвижных и стационарных разгрузочно-погрузочных средств.
Монтажно-испытательный корпус (МИК) — основной элемент технического комплекса, оснащенный двумя видами оборудования: механо-сборочным и контрольно-испытательным. МИК представляет собой многопролетное высотное каркасное промышленное сооружение, имеющее крановое оборудование большой грузоподъемности.
В пролетах МИКа размещается механо-сборочное оборудование, а также производятся расконсервация, сборка и проверка ракетно-космических систем. По периметру корпуса располагаются различные лаборатории с контрольно-проверочной аппаратурой автономной и комплексной проверки космической техники.
Размеры и оснащение монтажно-испытательных корпусов зависят от типа собираемых и испытываемых ракет (космических аппаратов). Современный МИК имеет внушительные размеры. Например, МИК для сборки и проверки ракеты-носителя “Энергия” — это четырех-пролетный корпус длиной 250 м, шириной 112 м и высотой около 50 м. По периметру корпуса на четырех этажах расположены лаборатории, занимающие общую площадь 48 тыс. кв. м. При вертикальной технологии сборки ракет высота МИКа достигает 160 м.
В МИКе составные части ракет-носителей и космических аппаратов подвергаются внешнему осмотру, предварительным поэлементным испытаниям и подаются на сборку. Сборка их производится, как правило, на отдельных, не связанных между собой технологических линиях. При большой интенсивности подготовки и проведения пусков для сборки и испытаний ракет-носителей и космических аппаратов могут быть предусмотрены отдельные монтажно-испытательные корпуса.
С помощью монтажных средств и кранового оборудования осуществляются сборка космических средств и подача их на пневмовакуумные испытания. Такие испытания проводятся с целью выявления негерметичности всех гидро- и газопроводов и герметичных отсеков ракет-носителей и космических аппаратов. Электрические испытания проводятся с целью определения целостности всех электрических цепей и правильности функционирования систем управления и всех элементов с электропитанием.
Собранный и проверенный космический аппарат направляется на заправочную станцию для продолжения цикла подготовки к запуску.
Заправочная станция — элемент технического комплекса, представляющий собой комплекс сооружений и технологических систем и предназначенный для заправки разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив, сжатыми газами, спецжидкостями.
Здесь находятся хранилища горючего, окислителя и сжатых газов; системы термостатирования компонентов, вакуумирования, газового контроля, измерений, автоматизированной заправки, нейтрализации токсичных паров и жидкостей, пожаротушения, связи, вентиляции и т.д. Заправочная станция является технологическим объектом космодрома, наиболее насыщенным взрывоопасными, пожароопасными и токсичными элементами.
Стыковка собранной и проверенной ракеты-носителя с заправленным космическим аппаратом осуществляется в том же монтажно-испытательном корпусе, где производилась их сборка.
Работы на ракете-носителе на космодроме
Причины для разработки ОТРК «ЛОРА»
Как известно, государство Израиль занимает небольшую территорию, на которой находятся некоторые запасы природных ресурсов. Для их добычи и дальнейшего использования необходимо создать полноценную систему обороны страны, поскольку вокруг располагаются государства арабского мира, претендующие на все известные природные ресурсы региона.
Введение в состав системы обороны страны наступательного вооружения призвано расширить «ареал национальных интересов» еврейского государства в целях обеспечения его ресурсно-экономической и социальной безопасности. С учетом сложной истории взаимоотношений Израиля с соседями по региону Командованию Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) необходим эффективный и надежный инструмент сдерживания военно-политических амбиций арабских государств, которым и является оперативно-тактический комплекс «ЛОРА».
Как известно, предприятия ОПК Израиля смогли создать эшелонированную систему противовоздушной/противоракетной обороны страны, состоящей из зенитно-ракетных систем «Железный купол» (малая дальность), «Праща Давида» (средняя дальность) и «Стрела-3» (большая дальность). К настоящему моменту данные системы гарантируют защиту населенных пунктов от обстрелов, которые совершают военизированные подразделения группировки «Хизбалла» и движения ХАМАС.
Значительную угрозу представляют подразделения ВС Исламской Республики Иран, которые размещают все новые военные базы и объекты (склады и сборочные цеха) системы ракетного нападения на территории Сирийской Арабской Республики. Израильские специалисты внимательно отслеживают работу иранских оружейников по совершенствованию образцов ракетного вооружения, позволяющего поражать любые объекты на территории еврейского государства.
Очевидно, что подобные объекты находятся под защитой средств ПВО и РЭБ, для преодоления противодействия которых требуется задействовать значительной количество сил и средств ВВС Израиля, а также следует учитывать факт присутствия на территории Сирии подразделений и военнослужащих ВС России.
Для ответа на такие угрозы ЦАХАЛ традиционно задействует подразделения оперативно-тактической авиации национальных ВВС, на вооружении которых находятся истребители F-16I, F-35I и истребители-бомбардировщики F-15I. Однако по мере роста боевых возможностей систем ПВО САР и ИРИ применение дорогостоящих боевых самолетов теряет актуальность. Практика боевых действий показывает, что существует реальная угроза перехвата боевого самолета ВВС Израиля и, как следствие, гибель пилота или попадание такового в плен, что повлечет за собой репутационные потери для военно-политического руководства страны.
Китайские специалисты отмечают, что стоимость авиационных средств поражения (АСП) наземных целей значительно меньше по сравнению с ОТРК «ЛОРА». Вместе с тем, эффективность их применения (на примере Сирии) постепенно снижается, поскольку на вооружении ПВО САР находятся современные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь-С1 и С2», а также самоходные зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2» и «Тор», которые вполне эффективно отражают авиационные налеты с применением значительного количества разнородных АСП.
Фактически, для эффективного проведения авиационной операции с каждым годом ВВС Израиля приходится привлекать все большее количество техники и специалистов, что в целом негативно сказывается на военном бюджете еврейского государства. Очевидно, что экономическое значение широкомасштабных операций силами ВВС снижается как в краткосрочном, так и долгосрочном плане.
С учетом вышесказанного, китайские специалисты полагают, что для ЦАХАЛа оптимальным средством для удара по высокоценным или укрепленным объектам вероятного противника являются оперативно-тактические ракетные комплексы. Их боеприпасы позволяют вести огонь на дальность до 500 км и поражать различные цели в зависимости от типа боевой части (БЧ).
Как обеспечивается устойчивость ракеты
«Ракета сохраняет динамическую устойчивость, если суммарный момент приложенных к ней сил относительно центра масс равен нулю при ориентации носом вперед», — объясняет Луис Блумфилд. Иными словами, для того чтобы ракета постоянно двигалась носом вперед и не переворачивалась, двигатель должен создавать силу тяги, которая направлена к центру масс. Второе условие устойчивости — действие аэродинамических сил. Воздушный поток обволакивает ракету и помогает лететь, если сопротивление воздуха у хвостовой части больше, чем спереди. Для устойчивого полета модели ракеты необходимо, чтобы центр тяжести модели ракеты был впереди ее центра давления.
Конфигурации твердотопливных ракет
В описаниях твердотопливных ракет можно часто встретить следующее:
«Топливо для ракет состоит из перхлората аммония (окислитель, по весу – 69,6%), полимера (связующая смесь – 12,04%), алюминия (16%), оксида железа (катализатор – 0,4%) и эпоксидный отверждащий агент (1,96%). Перфорация сделана в форме 11-конечной звезды, находящейся в переднем сегменте двигателя и в форме дважды усеченного конуса в каждом из остальных сегментов, в т.ч. и конечном. Благодаря такой конфигурации при розжиге обеспечивается высокая тяга, а затем, через 50 с после старта, она уменьшается приблизительно на треть, предотвращая перенапряжение аппарата в период максимального динамического давления.
В этом плане объясняется не просто состав топлива, но и форма канала, который был пробуренный в центре топлива. Как выглядит перфорация в виде 11-конечной звезды, можете увидеть на фото:
Весь смысл в том, чтобы увеличить площадь поверхности канала, и соответственно, увеличить площадь выгорания, в результате чего увеличиться тяга. По мере сгорания топлива, форма меняется к кругу. Такая форма в случае с космическим шаттлом дает серьезную изначальную тягу, которая в средине полета становится немного послабее.
Твердотопливные двигатели имеют 3 важные преимущества:
- низкая стоимость;
- простота;
- безопасность.
Хотя есть и 2 недостатка:
двигатель нельзя отключать или запускать повторно после зажигания;
невозможность контроля тяги.
Недостатки означают, что тип твердотопливных ракет подходит только для непродолжительных задач или систем ускорения. Если вам нужно управлять двигателем, то придется прибегнуть к системе жидкого топлива.