Стратегическая ракета р-5 и ее модификации

К-7 / К-75

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-7Ракета К-75
  Опытная ракета «воздух-воздух». Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне — МКБ «Вымпел»), главный конструктор — И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты.В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС «Алмаз». В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования — К-75 — на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС «Изумруд-2» — аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС «Изумруд» выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М — модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 — те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя — Т-3 — не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25.  Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС «Ураган-56» начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 — ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты «Сайдвиндер» (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы «всесоюзного оркестра» ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru).

Примечания

  1. Оружие ракетно-ядерного удара, 2009, 2.2.3.1. Баллистические ракеты Р-5, Р-5М.
  2. Ивкин, Сухина, 2010, Хронологический указатель пусков ракет за 1947-1959 гг., с. 999-1069.
  3. Широкорад, 2003, с. 464.
  4. Как Хрущев завёз ядерное оружие в ГДР
  5. А. Орлов. Тайная битва сверхдержав
  6. 12 Первый пилотируемый полёт. Книга 1, 2011, Тезисы доклада С. П. Королёва «О ходе подготовки ракеты Р-7 к летным испытаниям» на расширенном заседании Государственной комиссии по испытаниям ракеты Р-7 от 10 апреля 1957 года.
  7. 12 Воскресенский, Техника и вооружение №7, 2010, с. 33-34.
  8. Сухина, Ивкин, Дюрягин, 1999, с. 68,80.
  9. 25st Missile Regiment (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  10. 638th Guards Missile Regiment (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  11. 12 101st Missile Regiment (англ.).Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  12. 12 84st Missile Regiment (англ.).Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  13. 12 97th Missile Regiment im. 60th Anniversary VLKSM (англ.).Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  14. 12 115th Missile Regiment (англ.).Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  15. 652nd Guards Bryansko-Berlinskiy Red Banner Missile Regiment (англ.). Soviet Armed Forces 1945-1991 . Проверено 28 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  16. Музей Ракетных войск стратегического назначения Министерство обороны

История

Проекции Р-5 Ведущими конструкторами этой ракеты были Д. И. Козлов и И. П. Румянцев. Разработка ракеты Р-5

началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались.

Изначально ракета снаряжалась фугасной боевой частью (БЧ) массой 1 тонна. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью фугасными БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку. В 1955 году были также начаты работы под шифром «Генератор-5» по разработке специальной боевой части с боевыми радиоактивными веществами («грязная бомба»), закончившиеся тремя испытательными пусками в 1957 году. Для снаряжения БЧ ядерными материалами применялся специально разработанный самоходный манипулятор «объект 805» массой 22 тонны.

Двигатель РД-103

Двигатель РД-103 для Р-5

был ещё более форсированной версией двигателя ракетыР-1 , превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. В частности, камера сгорания была переделана из грушевидной в сферическую.

Испытания


Геофизические ракеты Р-2А и Р-5А на испытаниях на полигоне Капустин Яр

Перечень пусков Р-5 на испытаниях
№ п/п Дата пуска Тип и заводской № ракеты Место старта Дальность, км Отклонение X (по дальности), км Отклонение Z (по боку), км Расчёт Результат пуска Примечание
Первый этап экспериментальных пусков
1 15 марта 1953 Р-5 4 ГЦП 270 −6,041 +0,526 Норма
2 18 марта 1953 Р-5 4 ГЦП 270 −3,812 +0,497 Норма
3 2 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1200 −12,634 +0,674 Норма
4 8 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1178 Авария
5 19 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −7,540 +0,951 Норма
6 24 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 Авария
7 13 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −10,089 −0,801 Норма
8 23 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 550 −5,962 +0,812 Норма С четырьмя дополнительными боевыми отсеками
Второй этап экспериментальных пусков
9 30 октября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,462 −0,845 Норма
10 3 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,814 −0,130 Норма
11 17 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,804 −0,053 Норма
12 21 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −2,622 −0,836 Норма
13 26 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −567,44 +56,6 Авария Выдача несанкционированной команды на выключение ДУ из-за повреждения в бортовой кабельной сети
14 5 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,1 −1,55 Норма
15 9 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,066 −1,767 Норма
Пристрелочные испытания
16 12 августа 1954 Р-5 № К3-1 4 ГЦП 1191,4 −404,475 −3,469 Авария
17 17 августа 1954 Р-5 № К3-2 4 ГЦП 1191,4 +133,0 −7,9 Норма
18 19 августа 1954 Р-5 № К3-3 4 ГЦП 1191,4 −9,829 −0,450 Норма
19 24 августа 1954 Р-5 № К3-4 4 ГЦП 1191,4 −6,0 −2,0 Норма
20 25 августа 1954 Р-5 № К3-5 4 ГЦП 1191,4 −2,6 +1,5 Норма
21 5 сентября 1954 Р-5 № К3-11 4 ГЦП 1191,4 −1,872 −0,524 Норма
22 8 сентября 1954 Р-5 № К3-7 4 ГЦП 1191,4 +0,580 +0,542 Норма
23 9 октября 1954 Р-5 № К3-9 4 ГЦП 1191,4 Норма Воздушный разрыв ГЧ
24 19 октября 1954 Р-5 № К3-6 4 ГЦП 1191,4 −3,524 −1,799 Норма
Зачётные испытания
25 30 декабря 1954 Р-5 № К3-10 4 ГЦП 1191,4 −20,758 −0,518 Норма
26 6 января 1955 Р-5 № К3-13 4 ГЦП 1191,4 −2,227 −0,851 Норма
27 8 января 1955 Р-5 № К3-12 4 ГЦП 1191,4 −3,897 −1,660 Норма
28 17 января 1955 Р-5 № К3-14 4 ГЦП 1191,4 −6,123 −0,722 Норма
29 21 января 1955 Р-5 № К3-17 4 ГЦП 1191,4 −0,400 +1,062 Норма
30 22 января 1955 Р-5 № К3-18 4 ГЦП 1191,4 0,0 0,0 Норма Воздушный разрыв ГЧ
31 25 января 1955 Р-5 № К3-19 4 ГЦП 1191,4 Авария
32 29 января 1955 Р-5 № К3-20 4 ГЦП 1191,4 −2,884 −0,518 Норма
33 1 февраля 1955 Р-5 № К3-15 4 ГЦП 1191,4 −3,294 −0,535 Норма
34 7 февраля 1955 Р-5 № К3-8 4 ГЦП 1191,4 +1,237 −0,872 Норма

Состав комплекса

Ракето-торпеда

В состав комплекса УРК-5 входят:

  • — крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей;
  • — пусковые установки;
  • — корабельная аппаратура пусковой автоматики;
  • — средства наземного обслуживания.

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть — малогабаритную (калибр 400 мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в комплексе управляемой крылатой ракеты позволяет достичь высокую эффективность комплекса в сравнении с использованием баллистической ракеты аналогичного назначения. Для поражения надводных кораблей в ракете встроена тепловая головка самонаведения с дополнительным зарядом взрывчатки (вес 185 кг), который был расположен в гондоле ракеты.
Стартовый двигатель ракеты — твердотопливный 85РСД, маршевый — также твердотопливный 85РМД. Маршевый полёт ракеты использовался только на постоянной высоте. Планер изготовлен цельнометаллическим и нёс на себе моноплан со среднерасположенным крылом. На конце фюзеляжа располагался руль направления. Боевая часть в виде торпеды размещалась под корпусом ракеты, что позволяло уменьшить общую длину ракеты.
Для изготовления применялись в основном следующие материалы: АЛ-19, АМГ-6, АЛ-19Т, сталь 30ХГСА.

Устройство ракето-торпеды

Пусковая установка КТ-106 была взята с системы УРПК-3 «Метель». Она представляла собой 4 контейнера с возможностью горизонтального наведения. Наличие горизонтального наведения позволяло исключить дополнительные маневрирования корабля при атаке и захвате цели. Углы горизонтальной наводки были ограниченными. В основном корабли оснащались только двумя такими пусковыми установками с четырьмя ракетами на каждой. Стрельба с установки производиться залпами по 2 ракеты или одиночными ракето-торпедами по данным собственных ГАС и внешних источников целеуказания — кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 55 км.

Принцип действия комплекса был следующий. По команде системы управления на корабле торпеда в определённой расчетной точке отсоединяется от ракеты и спускается на парашюте. Следующим шагом является её постепенно заглубление. На протяжении которого она проводит циркуляционный поиск системой самонаведения, находит цель в поражаемом радиусе и атакует её.
Скорость торпеды УМГТ-1 (разработчик — НИИ «Гидроприбор») — 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км.

Расшифровка — что обозначают символы маркировки?

Каков же смысл аббревиатуры Р6М5 – расшифровки стали по буквам? Такие обозначения оказались наследием советских времен.

Буква «Р» — это обозначение быстрорежущих сталей. Слово взято из транскрипции английского «rapid»», переводящегося, как «быстрый».

Цифра за буквой «Р» обозначает процентное содержание в сплаве вольфрама. Для описываемой марки оно колеблется в районе 6% с небольшими отклонениями.

Далее идет буква «М», обозначающая присутствие в сплаве молибдена. Параметр, стоящий рядом – доля присутствия вещества в составе.

Кроме Mo, быстрорежущие стали могут содержать в своей маркировке такие обозначения: «К» — кобальт, «Ф» — ванадий, «Т» — титан, «Ц» — цирконий.

Анализируя далее аббревиатуру Р6М5, расшифровка стали может включать дополнительные буквы. Если металл получили путем электрошлакового переплава, появляется номенклатура «Ш» (Р6М5-Ш). С внедрением новых технологий Р6М5 расшифровка стала встречаться и в такой интерпретации, Р6АМ5. Это означает легирование азотом, которое происходит на этапе охлаждения сплава после разогрева его до температуры закаливания (подробнее ниже). Такую сталь используют при изготовлении фрезерных кругов.

Импортные аналоги быстрорезов маркируют, как HSS, что означает High Speed Steel, в буквальном переводе, это высокоскоростная сталь, а аналоги Р6М5 это стали:

  • 1.3343 (Германия DIN);
  • S600/S601 (стандарт Д-016);
  • М2 (США ПО стандарты AISI/ASTM).

Сталь Р6М5 характеристики

Основные свойства металла подобной марки – это: повышенная вязкость, хороший уровень сопротивления износу, приемлемая степень шлифуемости. Также следует учитывать факт, что подобная сталь обладает повышенной склонностью к обезуглероживанию. Как результат, металл этой марки применяется при производстве практически всех видов режущего инструмента, используемого под обработку углеродистых легированных конструкционных сталей. В частности металл Р6М5 востребован для дробеструйной обработки. Он используется при изготовлении резьбонарезного инструмента или оснастки, работающей с ударными нагрузками.

В химический состав стали Р6М5 входят, кроме вышеперечисленных углерода и молибдена, такие элементы:

кобальт;

хром;

медь;

марганец;

никель;

фосфор;

сера;

кремний;

ванадий;

вольфрам.

Сталь вольфрамово-молибденовой серии, таково альтернативное наименование марки быстрорежущего металла Р6М5, способна сохранять присущие ей свойства при высоких температурах. Как пример, можно привести тот факт, что после термообработки твердость металла остается такой же, как у Р18. Более того, его прочность на изгиб достигает 4700 МПа. Превышает сталь Р6М5 марку Р18 и по таким характеристикам, как ударная вязкость или термопластичность. При этом в количественном отношении превосходство составляет 50%.

сталь р18

Перечисленные свойства стали этой марки обусловили ее промышленное применение, как металла, используемого для резки в условиях повышенных температур. Еще одна отличительная особенность стали Р6М5 – этот металл прекрасно держит заточку. В частности предпочтительнее использовать для этих целей быстрорез, чем нержавейку. К тому же сталь Р6М5 прекрасно справляется с ударными нагрузками, что делает ее востребованной в производстве сверл, развертки и кранов.

Сверла р6м5

Испытание российской ракеты

Но на государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года, к тому же времени приготовили и первый ядерный боеприпас, который предстояло забросить на расстояние в 1200 километров. Прежде чем поставить на стартовый полигон первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, необходимо было сначала проверить все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макет атомной БЧ, а вместе с ними провели и первый пробный пуск, который состоялся 11 января 1956 года.

Перед разработчиками новой конструкции поставили условие: добиться максимальной надежности. Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель

Так что можно было приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску конструкции с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности

Самая мощная ядерная ракета

Советское военно-политическое руководство давно хотело заполучить высокоэффективное оружие большой разрушительной силы, поэтому 21 июня 1956 года ракета Р-5М была официально принята на вооружение. После этого началось ускоренное развертывание нового комплекса. 0 появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия, мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М участвовало в параде по спучаю 40-летия Октябрьской революции. Именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения.

Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 метра, диаметр — 1,65 метра, стартовый вес — 29,1 тонны) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской армии есть сильнейшее средство для доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО. Р—5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Уже к концу 1956 года на боевое дежурство поставили 24 ракетных комплекса, через год их число удвоилось. Время подготовки к старту ракет Р-5М составляло около двух часов. Мощность ядерной боеголовки возросла в несколько раз.

Использование в качестве окислителя жидкого кислорода не позволяло хранить заправленную ракету более 30 суток Опытные образцы ракет Р-5 и Р-5М производились на заводе №88 в подмосковных Мытищах, а немного позднее — на днепропетровском заводе №586.

Серия и служба

25 ноября 1950 года ракетный комплекс Р-1 / 8А11 был принят на вооружение. В начале лета следующего года появилось распоряжение о запуске серийного производства. Изначально ракеты должны были выпускаться в рамках кооперации опытного производства НИИ-88 и завода №586 (г. Днепропетровск). В дальнейшем опытный завод научной организации должен был сосредоточить усилия на другой продукции и выйти из производства Р-1. Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.

Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 года. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957 году. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.

Отечественная программа создания перспективных баллистических ракет дальнего действия стартовала с изучения и сборки трофейных зарубежных образцов. В ходе проверок и испытаний было определено, что такое оружие представляет интерес и может быть скопировано. Впрочем, речь не шла о прямом копировании, и до серийного производства в итоге были доведены ракеты новой конструкции, имевшие серьезные преимущества перед базовыми образцами немецкой разработки.

Комплекс с баллистической ракетой Р-1 / 8А11 стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Затем началась разработка совершенно новых ракет, лишь частично основывающихся на существующей. Впрочем, такое развитие технологий продолжалось в течение ограниченного времени. К началу шестидесятых годов конструкторам пришлось искать совершенно новые идеи и решения.

Расшифровка маркировки данного сплава

Расшифровка маркировки стали Р6М5 следующая:

  • Буква «Р» означает быстрорежущая или рапидная сталь, так как для маркировки бралось сокращение от английского слова «rapid» (на русском читается как рапид), которое в переводе означает «быстрый». А число, которое стоит за этой буквой обозначает процентное соотношение вольфрама в этом сплаве. В данном случае оно равняется 6 %, с небольшими отклонениями.
  • Буква «М» показывает на то, что в составе этого сплава присутствует молибден. А число, которое стоит за буквой, также показывает количество его нахождения в сплаве этого металла в процентах.

Пример расшифровки маркировки

Если к этой стали больше не прибавляется никаких дополнительных элементов, то на этом обозначение ее заканчивается. Если же, к сплаву добавлен кобальт, то обозначаться она уже будет, Р6М5К5. Маркировка «Ф» — ванадий, «Т» — титан и другие добавочные элементы.

По ГОСТу сталь Р6М5 делится на следующие изделия, который принадлежит одному из межгосударственных стандартов. В нем описаны все технические требования, относящиеся к этой марке. Хоть и металлопрокат в последнее время переходит уже на твердые сплавы, эта марка все еще удерживает свои лидирующие позиции в спросе на рынке.

https://youtube.com/watch?v=ccSlXrxQTSg

Ниже перечислены некоторые изделия из сплава этих металлов и соответствующий ГОСТ к ним:

  • круги горячекатанные относятся к ГОСТу под номером 2590-88;
  • калиброванный прут имеет ГОСТ 7417-75;
  • полосы и пруты (для изготовления этих изделий используется разновидность стали Р6М5К5) – ГОСТ 19265-73;
  • круги, у которых имеется специальная отделка верхнего слоя имеют ГОСТ 14955-77.

История разработки

В 1933 году ЦАГИ начал проектирование дальнего морского разведчика МДР-4 (АНТ-27). Базой для разработки стал опытный гидросамолёт МДР-3 конструкции И. В. Четверикова, выпущенный в 1932 году. МДР-4 представлял собой 3-моторный высокоплан со свободнонесущим крылом. За счёт снижения удельной нагрузки на крыло удалось повысить скороподъёмность и практический потолок. Самолёт проектировался в вариантах дальнего разведчика, тяжёлого бомбардировщика и пассажирского самолёта на 14 мест. В разведывательном варианте в экипаж входило 5 человек: штурман (по совместительству выполнявший функции переднего стрелка), два пилота, бортмеханик и кормовой стрелок. В бомбардировщике к ним добавлялись радист-бомбардир и стрелок пушечной установки.

Опытный образец гидросамолёта был построен в марте 1934 года и отправлен в Севастополь для испытаний. Первый полёт прошёл 8 апреля. Испытывали самолёт пилоты Т. В. Рябенко, А. А. Волынский и конструктор ЦАГИ И. И. Погосский. Самолёт в целом успешно проходил испытания. Из недостатков было отмечено необычное поведение при взлёте. 15 апреля гидросамолёт на взлёте столкнулся с высокой волной и разбился. Погибли 4 человека.

Испытания были продолжены на втором экземпляре, получившем обозначение АНТ-27бис. Первый полёт на нём прошёл в октябре 1934 года. Испытания продолжались до марта 1935 года. Отмечались хорошие лётные и гидродинамические характеристики и лёгкость управления. Было рекомендовано принять самолёт на вооружение после устранения ряда недостатков. Одной из рекомендаций была установка новых высотных двигателей М-34Н. После его установки максимальная скорость достигла 266 км/ч, а практический потолок — 6550 м.

23 сентября 1935 года произошла новая катастрофа, унёсшая жизни трёх человек. Тем не менее, было принято решение о серийном производстве. Официальное принятие на вооружение произошло в 1936 году. Таганрогскому заводу № 31 было поручено до конца года построить 16 самолётов. 29 апреля 1936 года головной самолёт серии вышел на испытания.

В силу загруженности Таганрогский завод к концу году выпустил лишь 5 самолётов, а в 1937 году — ещё 10. Все самолёты поступили на вооружение Черноморского флота в 124 морскую тяжёлую эскадрилью, где прослужили несколько лет.

Расшифровка — что обозначают символы маркировки

Элементы оборудования, приборы имеют высокий показатель прочности, материал владеет отменной вязкостью. Сталь обеспечивает продолжительную работоспособность, как в составе компонентов изделий, так и в клинках или готовых инструментах.

Подобные маркировки являются наследством советской эпохи:

  1. Буква «Р» — это индикатор быстрорежущих сталей. Выражение получается из перевода английского «rapid»» — «стремительный».
  2. Знак после «Р» отмечает наличие в составе вольфрама в процентном отношении. Для конкретно этого металла находится в приделе 6% с незначительными отхождениями.
  3. После следует буква «М», означающая наличность в марке молибдена. Показатель, стоящий дальше — процент наличия элемента в общей массе.
  4. Помимо М, быстрорежущие стали могут включать в свою маркировку следующие обозначения: «К» — кобальт, «Т» — титан, «Ф» — ванадий, «Ц» — цирконий.

Рассматривая обозначение «Р6М5», расшифровывание способно включать ещё и другие буквы. В случае, если сталь выплавили методом электрошлакового переплава, возникает дополнение в виде «Ш» (Р6М5-Ш). С введением в производственный процесс новейших технологий теперь попадается и такая формулировка — Р6АМ5. Это обозначает добавление в общий состав азотом.

Конструкция

Самолёт Р-5 был построен по схеме биплана – точнее, полутораплана, у которого крыла два, но нижнее меньше, чем верхнее. Такая схема позволяла получить компромисс между монопланом с низким лобовым сопротивлением и бипланом с низкой посадочной скоростью. Конструкция самолёта смешанная – дюраль применялся ограниченно (например, для изготовления стоек крыльев и капота двигателя), а соединительные узлы выполнялись из мягкой стали.

Силовой набор фюзеляжа – из сосны, обшивка фанерная. Спереди находилась моторама из дюралевых профилей и труб. Крылья 2-лонжеронной конструкции, их силовой набор также выполнялся из сосны, но обшивка была уже не фанерная, а полотняная. Нижнее крыло защищалось ободом из дюраля. Элероны устанавливались только на верхнее крыло. Хвостовое оперение – полностью деревянное, также имело дюралевый обод.

На мотораме устанавливался 12-цилиндровый двигатель М-17 объёмом в 46 литров. Этот двигатель был лицензионным вариантом немецкого мотора BMW VI. В базовом исполнении М-17 развивал 680 л.с, а его форсированная за счёт повышенной степени сжатия модификация М-17Ф «выдавала» 730 сил.

Топливные баки из железа с оцинковкой находились перед кабиной пилотов и вцентроплане верхнего крыла. Радиатор системы охлаждения был выпускным – в случае необходимости его опускал в поток воздуха пилот, пользуясь специальным штурвальчиком. Расширительный бачок тоже разместили в центроплане верхнего крыла.

Шасси самолёта имело пластинчатые амортизаторы, колёса первоначально были спицованные, без тормозов. Впоследствии, ради сокращения пробега при посадке, колёса заменили дисковыми, с тормозами. Для эксплуатации в зимний период Р-5 оснащался деревянными лыжами, окованными металлом.

Курсовое вооружение Р-5 состояло из 7,62 мм пулемёта ПВ-1 (авиационная модификация системы Максима), оснащённого синхронизатором. Прицеливание лётчик производил с помощью прицела ОП-1 (оптического, не дающего увеличения) и кольцевого визира. Во второй кабине устанавливалась оборонительная турель с двумя 7,62 мм пулемётами ДА (Дегтярёва Авиационный).

Нормальной нагрузкой для самолёта-разведчика составляла 256 кг, бомбардировщик мог взять до 400 кг. Бомбовый прицел устанавливался в полу кабины лётчика-наблюдателя. В состав специализированного оборудования для разведчиков входили аэрофотоаппараты системы Потте.

Развитие [ править ]

Разработан в начале 1950-х годов первоначально как часть системы вооружения AS-5 класса «воздух-воздух» для МиГ-19 . Ракеты были испытаны в серии конфигураций на самолетах МиГ-15бис и МиГ-17 , а окончательные испытания были завершены на МиГ-17 PF в январе 1955 года. Испытания показали, что ракеты не работали так, как ожидалось, по воздушным целям. Ракета АРС-57 была принята на вооружение в апреле 1955 года, получив военное обозначение С-5.

Помимо Советского Союза, а затем России, ракеты С-5 производились, в том числе, в Польше. По состоянию на 2013 год единственными производителями оставались Беларусь и Болгария.

С-5У

В конце 2019 года Россия объявила о возобновлении производства ракеты С-5 впервые с момента прекращения производства в 1990 году. Усовершенствованная С-5У имеет длину 1090 мм (3,28 фута) и вес 6 кг (13,23 фунта), что делает ее длиннее и тяжелее предыдущего С-5М, хотя он совместим со старыми ракетными блоками. Он работает на композитном топливе, а не на твердотопливном двигателе, и имеет стабилизацию вращения за счет четырех изогнутых ребер, обернутых вокруг сопла ракеты, чтобы соответствовать его диаметру при хранении. Прицельная дальность остается в пределах 0,5–4 км (0,31–2,49 мили), но летальность увеличивается за счет более тяжелой боеголовки весом 0,8 кг (1,76 фунта). Он имеет универсальную боеголовку, которая может пробить броню толщиной 150 мм (5,9 дюйма), взорваться на 500 осколков весом 2 г (0,071 унции) и имеет зажигательные элементы; боевая эффективность сопоставима с ракетой С-8.

Пуски ракет Р-5 8К51 в 1956 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1956/01/11 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-26
1956/01/17 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-27
1956/01/21 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-28
1956/02/02 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-30
1956/02/06 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-29
1956/08/25 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-10
1956/09/16 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-1ТС
1956/09/19 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-2ТС
1956/11/03 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-3ТС
1956/11/13 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-6ТС
1956/11/16 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-4ТС
1956/11/24 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-20
1956/12/06 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А1-5ТС
1956/12/12 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-20

Особенности заточки стали

Предметы, полученные из быстрореза, подвергаются частому затуплению. А обычные круги для заточки, которые изготовлены из электрокорунда, не помогут улучшить качество заточки.

Заточка ножа из стали Р6М5

Для того, чтобы правильно заточить инструмент применяют чашечные круги и из плоского профиля. Но, обычно, такая заточка имеет свои минусы. Поэтому, чтобы качественно наточить инструмент из данного вида сплава металла применяют два захода.

  • вначале делается предварительная заточка, для которой используется круг с абразивной поверхностью зерна марки 40;
  • на чистовую, для которой используется зеро марки от 25 до 16.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector