Сталь р9

«Он не может и не знает»

Причиной тому стал все тот же жидкий кислород: Валентин Глушко, сумевший построить кислородные двигатели для ракеты Р-7, категорически возражал против повторения этой работы для Р-9. По одной из версий, причина такого отношения крылась в давлении, которое Сергей Королев оказал на руководство СССР и Минобороны, добиваясь включения глушковского КБ в кооперацию смежников по «девятке», тогда как сам Глушко стремился кооперироваться с КБ Михаила Янгеля и работать над двигателем на высококипящих компонентах. По другой версии, причиной всему стали неудачи, преследовавшие Глушко в период работы над двигателем для Р-9. Вспоминает академик Борис Черток:

«В августе 1960 года в Загорске начались огневые испытания ракеты Р-16. Двигатели Глушко на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраксиде работали устойчиво. В то же время новые кислородные двигатели на стендах в ОКБ-456 для Р-9 начинала трясти и разрушать «высокая частота».

Неприятности, сопровождавшие начальный период отработки кислородных двигателей для Р-9, сторонники Глушко объясняли принципиальной невозможностью на данном этапе создания мощного кислородного двигателя с устойчивым режимом. Даже не желавший открыто включаться в споры Исаев в приватной беседе со мной сказал примерно следующее: «Дело не в том, что Глушко не хочет. Он просто не может и не знает пока, как сделать устойчивым процесс на кислороде в камерах таких больших размеров. И я не знаю. И, по-моему, никто пока не понимает истинных причин появления высокой частоты».

По поводу выбора компонентов топлива Королев и Глушко никак не могли прийти к согласию. Когда была получена информация о том, что в «Титане-1» американцы используют жидкий кислород, Королев и на Совете главных, и в переговорах по «кремлевке» говорил, что это подтверждает правильность нашей линии при создании Р-9. Он считал, что мы не ошиблись, выбрав Р-9А на кислороде, а не Р-9Б на высококипящих компонентах, на чем настаивал Глушко.

Однако в конце 1961 года появилась информация, что та же фирма «Мартин» создала ракету «Титан-2», предназначенную для поражения важнейших стратегических объектов. Автономная система управления «Титана-2» обеспечивала точность стрельбы 1,5 км при дальности 16 000 км! В зависимости от дальности головная часть комплектовалась зарядом мощностью от 10 до 15 мегатонн.

Схема заправки ракеты Р-9 компонентами жидкого топлива в шахтной пусковой установке типа «Десна В».

Ракеты «Титан-2» размещались в одиночных шахтных пусковых установках в заправленном состоянии и могли стартовать через минуту после получения команды. Американцы отказались от кислорода и использовали высококипящие компоненты. Одновременно поступили данные о снятии «Титана-1» с вооружения в связи с невозможностью сокращения времени готовности из-за использования жидкого кислорода. Теперь уже злорадствовал Глушко.

Отношения между Королевьм и Глушко никогда не были дружескими. Конфликт по выбору двигателей для Р-9, начавшийся в 1958 году, в последующем привел к обострению и личных, и служебных отношений, от чего страдали как они оба, так и общее дело».

В итоге КБ Валентина Глушко все-таки довело до серии двигатели для первой ступени Р-9 на жидком кислороде, хотя этот процесс занял больше времени и потребовал больше сил, чем ожидалось. Причем винить в этом одних только двигателистов будет совершенно несправедливо. Достаточно сказать, что к тому моменту, когда пришло время провести испытания двигателя 8Д716, он же Р-111, выяснилось, что в техзадании на его разработку почему-то не было указано, что работать ему предстоит на переохлажденном кислороде — и двигатель готовили к работе с обычным жидким кислородом, температура которого была как минимум на десяток градусов выше. В итоге на этой почве разразился еще один аппаратный скандал, не улучшивший и без того накаленную атмосферу, в которой создавалась ракета.

Примечательно, что время в итоге подтвердило правоту Сергея Королева — но уже после его смерти. После того, как Валентин Глушко в 1974 году возглавил ЦКБЭМ, в которое трансформировалось ОКБ-1, на созданной в стенах этого бюро сверхтяжелой ракете «Энергия» применялись только двигатели на жидком кислороде. Впрочем, это все-таки была космическая, а не межконтинентальная ракета…

Установка ракеты Р-9 на стартовый стол наземной площадки на полигоне Тюра-Там.

Торпеды Bliss-Leavitt

Сдвоенный торпедный аппарат на эсминце USS Whipple (D-15) 1918 год.

Bliss-Leavitt Mk 1 — Mk 5

В 1904 году Фрэнк Макдауэлл Ливитт (англ. Frank McDowell Leavitt), инженер компании Bliss, разработал новую торпеду Bliss-Leavitt Mk 1 калибром 533 мм. В целом конструкция торпеды не была оригинальной, как предыдущие американские разработки, а основывалась на решениях, примененных в торпедах Whitehead. Торпеда приводилась в движение двигателем, работавшем на сжатом до 105 атмосфер воздухе. Чтобы избежать обмерзания системы подачи воздуха, использовался спиртовой подогреватель. Торпеда развивала скорость в 35 узлов на дистанции 1100 метров, 29,5 узла на 1800 метрах или 24,5 узла на 2750 метрах. В ходе модернизации удалось добиться увеличения дальности хода до 3650 метров при скорости в 27 узлов и общем весе 680 кг, из которых пороховой заряд составлял 91 кг. По своим характеристикам торпеда не уступала английским, состоящим на вооружении практически всех флотов мира того времени, но из за использования одновинтовой схемы привода имела склонность к уклонению от начального курса. Позже Bliss-Leavitt Мк 1 была модернизирована и на нее была установлена двухступенчатая турбина Грегори Дэвисона (англ. Gregory Davison) с двумя винтами противоположного вращения, эти торпеды получили обозначение Mk 2 и Mk 3 (с увеличенной дальностью). Турбина Дэвисона позже стала стандартным двигателем для всех турбинных американских торпед вплоть до окончания Второй мировой войны. Ранние торпеды Bliss-Leavitt оснащались контактной головной частью производства компании Whitehead с взводом взрывателя свободно вращающимся винтом. При движении торпеды в воде винт раскручивался встречным потоком и переводил взрыватель в боевое положение примерно через 50-60 метров хода. Торпеды ранних выпусков обладали крайне опасным дефектом — в случае сбоя работы рулевой машинки они могли лечь в циркуляцию, и, описав полный круг, попасть в собственный корабль. Для исключения риска попадания в корабль, совершивший пуск торпеды, их оборудовали системой антициркуляции ACR, которая блокировала взрыватель, если курс менялся более чем на 110 градусов от первоначального по показаниям гироскопа. Тем не менее, полностью исключить риск циркуляции не удалось, в частности, подводные лодки Tang (SS-306) и Tullibee (SS-284) были уничтожены в годы Второй мировой войны собственными циркулирующими торпедами.

Торпедный отсек подводной лодки H-5 (SS-148) 1919 год

В 1908 году был налажен выпуск торпед Bliss-Leavitt Mk 4, предназначенных для вооружения подводных лодок и торпедных катеров. Bliss-Leavitt Mk 5 стала первой торпедой, выпуск которой был налажен благодаря сотрудничеству компаний Bliss и Whitehead. Изначально торпеды производились в английском Веймуте, а затем — и в американском Ньюпорте. Mk 5 отличалась универсальностью и могла устанавливаться в торпедные аппараты надводных кораблей и подводных лодок. Головная часть Mk 5 была модернизирована таким образом, что взрыватель срабатывал даже при попадании торпеды под острым углом к курсу движения.

Bliss-Leavitt Mk 6 — Mk 10

Вскоре после начала производства торпед Mk 5 отношения между компаниями Whitehead & Co и E. W. Bliss Co обострились, так как англичане потребовали перевести производство на заводы Vickers Ltd. Американцы в ответ на это требование отказались от сотрудничества и в 1911 году начали выпускать торпеды для надводного пуска собственной разработки Bliss-Leavitt Mk 6, оснащенные горизонтальными турбинами, расположенными под углом 90 градусов к продольной оси. Скорость новых торпед удалось увеличить до 35 узлов, но дальность хода упала до 1800 метров. Следующая самостоятельная разработка, Mk 7, получила паровой турбинный двигатель, а ее конструкция была настолько удачной, что торпеда находилась на вооружении эсминцев на протяжении 33 лет, с 1912 по 1945 год. Особенностью Mk 7 стала конструкция двигателя, в котором помимо сгорания топлива, образовывался водяной пар и далее смесь подавалась в двухконтурную турбину. Такой принцип работы позволял увеличить мощность двигателя без увеличения запаса топлива, что в конечном итоге положительно сказывалось на скорости и дальности хода. Для подводного флота в качестве стандарта были приняты торпеды диаметром 533 мм. Первая тяжелая торпеда Mk 8 во многом была экспериментальной и вскоре была заменена на более совершенные разработки. Mk 9 представляла собой адаптированную для подводных лодок Mk 3, а Mk 10 стала самой тяжелой американской торпедой и появилась в результате сотрудничества USNTS и Е. В. Bliss Co.

В общих чертах снаружи и изнутри

Быстрорежущая сталь была совершенным сплавом своего времени. Она с лихвой удовлетворяла потребности промышленности, и отчасти превосходила ожидания. Первой полноценной сталью была Р9. Р происходит от английского Rapid — скорость. Вольфрам есть по умолчанию, значит и указывать его смысла нет. Содержание вольфрама – цифра после Р. Быстрорежущие стали содержат хрома и молибдена до 5%. Вольфрама может содержаться до 18 сотых частей. От 0,7 до 1,8 сотых углерода. И важнейший здесь металл — кобальт. Но он и самый дорогой, поэтому не превышает по содержанию 10%. Изготовляют быстрорежущую сталь методом отливки или порошковой металлургии. Второй способ лег в основу изготовления и твердых сплавов. При отливке кроме качества листья огромное значение имела ковка. Или обработка давлением. Еще больше значит качественный отжиг и отпуск. Многие стали отпускают от при температуре от — 80 градусах до 900 градусов.

Эксплуатация

По сообщениям от 02.06.2014 и от 19.09.2014, при выходе в море экипаж корвета «Сообразительный» проекта 20380 Балтийского флота производил задач по отражению ракетного удара вероятного противника. Оба раза в качестве мишени применялась крылатая ракета, которая была запущена с ракетного катера «Р-257». Стрельбу по мишени осуществляли из зенитного ракетного комплекса морского базирования «Редут». Ракета, запущенная с корвета оба раза поразила цель. Стрельба проходила в условиях серьезной помеховой обстановки с использованием противником средств РЭП.

По сообщению от 11.06.2014 года, в морском полигоне Балтийского флота экипаж корвета «Сообразительный» первый раз провел тактическое учение, целью которой является поражение надводной цели зенитной ракетой. Стрельба проходила с использованием ракетного зенитного комплекса морского базирования «Редут» по имитирующему кораблю вероятного противника. Ракета, запущенная с корвета успешно поразила морскую цель на заданной дистанции. Стрельба осуществлялась в условиях сложной помеховой обстановки с использованием противником средств радиоэлектронной борьбы.

По сообщению от 25.08.2016 года, во время тактических учений корвет «Сообразительный», применяя ЗРК «Редут» поразил мишень, имитирующий противокорабельную ракету. Об этом рассказал Западный военный округ. Ракета-мишень выпущена с малого ракетного корабля «Гейзер». В сообщении отмечается, что стрельбы осуществлялись в сложной помеховой обстановке с применением средств радиоэлектронной борьбы противников.

Нужна ракета-долгожитель!

Переломным моментом стал январь 1958 года, когда вовсю работала комиссия по обсуждению эскизного проекта ракеты Р-16. Эта комиссия, которую возглавлял академик Мстислав Келдыш, была собрана по настоянию специалистов НИИ-88, фактически являвшемся такой же вотчиной Сергея Королева, как и его ОКБ-1, и где до недавнего времени работал Михаил Янгель. На одном из заседаний чувствовавший серьезную поддержку наверху генеральный конструктор нового ракетного ОКБ-586 выступил с очень резкой критикой Королева и его приверженности жидкому кислороду как единственному виду окислителя для ракетного топлива. И судя по тому, что никто не оборвал докладчика, это была не просто личная позиция Янгеля. Не заметить этого было невозможно, и ОКБ-1 срочно требовалось доказать, что их подход не просто имеет право на существование, а является наиболее оправданным.

Для этого нужно было решить самую главную проблему кислородных ракет — недопустимо большое время подготовки к старту. Ведь в заправленном состоянии с учетом того, что сжиженный кислород при температуре выше минус 180 градусов начинает кипеть и интенсивно испарятся, ракета на таком топливе могла храниться десятки часов — то есть немногим больше, чем занимала ее заправка! Скажем, даже после двух лет интенсивных полетов, вспоминает Борис Черток, время подготовки Р-7 и Р-7А к старту не удалось сократить больше, чем до 8-10 часов. А янгелевская ракета Р-16 конструировалась с учетом использования долгохранимых компонентов ракетного топлива, а значит, могла быть подготовлена к старту гораздо быстрее.

С учетом всего этого конструкторам ОКБ-1 требовалось справиться с двумя задачами. Во-первых, существенно сократить время подготовки к старту, а во-вторых, одновременно в разы увеличить время, которое ракета могла находиться в боеготовом состоянии без потери значительного объема кислорода. И как это ни удивительно, но оба решения были найдены, и уже к сентябрю 1958 года конструкторское бюро довело до эскизного проекта свои предложения по кислородной ракете Р-9, обладающей межконтинентальной дальностью.

Но было еще одно условие, которое серьезно ограничивало создателей новой ракеты в подходах — требование создать для нее защищенный старт. Ведь самым главным недостатком Р-7 как боевой ракеты был чрезвычайно сложный и совершенно открытый старт. Именно поэтому удалось создать только одну боевую стартовую станцию «семерок» (если не считать возможностей боевого запуска с Байконура), построив в Архангельской области объект «Ангара». Это сооружение имело всего четыре пусковых установки для Р-7А, и сразу после того, как в США начали ставить на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты «Атлас» и «Титан», оказалось почти беззащитным.

Схема шахтной пусковой установки типа «Десна В», разработанной для ракет Р-9.

Ведь основная идея применения ракетно-ядерного оружия в те годы, да и много лет спустя, заключалась в том, чтобы успеть запустить свои ракеты сразу после того, как противник даст старт своим межконтинентальным баллистическим ракетам — или обеспечить себе возможность нанести ответный ядерный удар, даже если боеголовки противника уже взорвались на твоей земле. При этом считалось и считается, что одной из приоритетных целей удара непременно будут ядерные ракетные силы и места их дислокации и старта. Так вот, чтобы успеть нанести ответный удар сразу, нужно было иметь отменного качества аппаратуру раннего предупреждения о ракетном ударе и такую систему подготовки ракет к старту, чтобы он занимал минуты, а еще лучше — секунды. По расчетам того времени, у подвергшейся нападению стороны было не больше получаса на то, чтобы запустить свои ракеты в ответ на атаку и сделать так, чтобы удар противника пришелся по пустым стартовым площадкам. Второе требовало защищенных стартовых позиций, которые могли бы пережить близкий ядерный взрыв.

Ни первому, ни второму требованиями боевая стартовая позиция «Ангара» не соответствовала — да и не могла соответствовать из-за особенностей предстартовой подготовки Р-7. Поэтому так привлекательно в глазах советского руководства выглядела гораздо более скорая на подготовку и гораздо более дологохранимая янгелевская Р-16. И поэтому же ОКБ-1 нужно было предложить свою ракету, не уступающую «шестнадцатой» по всем пунктам.

Быстрорез, за что его любят?

Самое важное преимущество инструмента из быстрорежущей стали – скорость резания. В момент появления инструменты были на грани фантастики и превосходили все ожидания

Конкурентами на тот момент у быстрорезов были инструментальные стали, их главный бич — полное отсутствие горячей твердости. Вот три пункта превосходства инструмента из быстрорежущей стали, за что они и обрели популярность: Важнейшее свойство – красностойкость. Определяет, сколько времени инструмент способен испытывать высокие температуры, прежде чем его режущие кромки начнут походить на печенье, упавшее в молоко. Например Р18 за 4 часа при температуре 620 градусов снизит прочность до 59 HRC. Наиболее ходовые инструментальные стали: У10, У12 120 выдержат нагрев 150-200, их твердость упадет не значительно, до HRC63. Дальнейшее повышение температур попросту критично и абсолютно не допустимо. Горячая твердость, вот за что быстрорез получил свое имя. Обработка металлов сильно нагревает инструмент. Традиционные приспособления из инструментальной стали, если смотреть на диаграмму отношения температуры и твердости, падали в бездну после порога в 200 градусов. Быстрорежущая сталь легко держала 60 HRC и при 600. Наиболее совершенные сплавы с высоким содержанием кобальта и 700 градусов. При использовании охлаждения скорость резания была огромной и полностью удовлетворяла всем требованиям. Для инструмент очень важна прочность или ударная прочность. Когда режущая кромка без последствий переносила ударные нагрузки, особенно при долбежных операциях, прерывистом точении и фрезеровке. Инструменты из быстрорежущей стали легко справлялись с этим наравне или лучше чем стали инструментальные.

ПОКРЫТИЯ ЗАЩИТНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ Классификация

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией содействия в реализации инновационных программ в области противокоррозионной защиты и технической диагностики «СОПКОР» (СРО «СОПКОР»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 214 «Защита изделий и материалов от коррозии, старения и биоповреждений»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2021 г. № 666-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в ин-формационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Оформление. ФГБУ «РСТ». 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Введение

Металлические и неметаллические поверхности изделий, конструкций и сооружений при эксплуатации подвергаются разрушению в условиях воздействия внешних факторов окружающей среды, та* ких как температура, влажность, воздействие ультрафиолетового излучения (далее — УФ-излучение), коррозионных агентов. Одним из наиболее универсальных, доступных и эффективных способов защиты металлических и неметаллических изделий и конструкций от разрушения является применение защитных покрытий на основе органических соединений (далее — покрытий). В стандарте приведена классификация защитных органических покрытий в зависимости от условий эксплуатации в различных средах, а также при воздействии дополнительных факторов, таких как повышенные и пониженные температуры. электрический ток. УФ-излучение, пламя и микроорганизмы.

Стандарт не затрагивает финансовые и контрактные вопросы. Несоблюдение требований настоящего стандарта может стать причиной серьезных экономических рисков, так как неправильное определение условий эксплуатации покрытий снижает срок службы изделия, конструкции и сооружения в целом и может нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью человека. Введение стандарта будет способствовать повышению надежности покрытий за счет правильного выбора условий их эксплуатации, и. как следствие, снижению эксплуатационных рисков изделий, конструкций и сооружений.

Ill

ж W

ж

Улучшение характеристик изделий

К инструментам, изготовленным из быстрорезов, предъявляются высокие требования и, чтобы они обладали ими в полной мере, их поверхность подвергается обработке. Для этого применяются различные способы, в числе которых:

  1. Поверхностный слой детали подвергается азотированию. Проводиться подобная обработка может в газообразной среде, состоящей либо на 80% из азота и на 20% из аммиака, либо из 100% аммиака. Процесс проходит 10-40 минут при температуре 550 – 6600 градусов. Такая операция позволяет сделать верхний слой менее хрупким.
  2. Поверхность насыщают углеродом и азотом – так называемое цианирование, которое происходит за счет погружения детали в расплав цианида натрия. В зависимости от конечного назначения детали цианирование проходит под разной температурой. Чем дольше время и выше температура, тем толще получается слой.
  3. Сульфидирование – выполняется в жидком расплаве сульфида с добавлением серы. Данный процесс проводится от 45 минут до 3-ёх часов при температуре от 450 до 5600 градусов Цельсия

Все вышеперечисленные процедуры выполняются уже с готовым инструментом: режущая часть заточена, поверхность отшлифована и закалена.


Нож из быстрорежущей стали.

Термическая обработка быстрорежущей стали марки р9.

Существенное улучшение структуры и прочностных свойств данных сталей достигается в ходе особой термической обработки. Рассмотрим ее на примере быстрорежущей стали марки Р9 ( рис. 1 ).

Для снижения твердости сталь, прежде всего, отжигают. В литом виде она имеет ледебуритную эвтектику, которую устраняют горячей деформацией путем измельчения первичных карбидов.

Ковка стали очень важна. При недостаточной проковке возникает карбидная ликвация – местное скопление карбидов в виде участков неразрушенной эвтектики. Карбидная ликвация снижает стойкость инструмента и увеличивает его хрупкость. Деформированную сталь для снижения твердости ( до НВ 2070 – 2550 ) подвергают изотермическому отжигу. Структура отожженных сталей состоит из сорбитообразного перлита, вторичных и более крупных первичных карбидов. В карбидах содержится 80-95% вольфрама и ванадия и 50% хрома. Остальная часть легирующих элементов растворена в феррите.

Высокие эксплуатационные свойства инструменты из быстрорежущих сталей приобретают после закалки и трехкратного отпуска ( рис. 1 ). Из-за низкой теплопроводности быстрорежущие стали при закалке нагревают медленно с прогревами при 450 и 850 оC, применяя соленые ванны для уменьшения окисления и обезуглероживания. Особенность закалки быстрорежущих сталей – высокая температура нагрева. Она необходима для обеспечения теплостойкости – получения после закалки высоколегированного мартенсита в результате перехода в раствор максимального количества специальных карбидов.

Степень легирования аустенита( мартенсита ) увеличивается с повышением температуры нагрева. При температуре 1300 оC достигается предельное насыщение аустенита – в нем растворяется весь хром, около 8%W, 1%V и 0,4-0,5%С.

Легирование аустенита происходит при растворении вторичных карбидов. Первичные карбиды не растворяются и тормозят рост зерна аустенита, поэтому при нагреве, близком к температуре плавления, в быстрорежущих сталях сохраняется мелкое зерно.

Быстрорежущие стали по структуре после нормализации относятся к мартенситному классу. От температуры закалки мелкие инструменты( подобные данной протяжке, диаметр – 20 мм ) охлаждают на воздухе.

После закалки не достигается максимальная твердость сталей ( НВ 60-62 ), так как в структуре кроме мартенсита и первичных карбидов содержится 30-40% остаточного аустенита, присутствие которого вызвано снижением температуры точки Мк ниже 0 оC. Остаточный аустенит превращают в мартенсит при отпуске и обработке холодом. Отпуск проводят при температуре 550-570 оC. В процессе выдержки при отпуске из мартенсита и остаточного аустенита выделяются дисперсные карбиды М6С. Аустенит, обедняясь углеродом и легирующими элементами, становится менее устойчивым и при охлаждении ниже точки Мн испытывает мартенситное превращение ( на рисунке 1а температурный интервал превращения обозначен усиленной линией ). Однократного отпуска недостаточно для превращения всего остаточного аустенита. Применяют двух- и трехкратный отпуск с выдержкой по одному часу и охлаждением на воздухе. При этом количество аустенита значительно снижается. Применение обработки холодом после закалки сокращает цикл термической обработки ( рис. 1б ). В термически обработанном состоянии быстрорежущие стали имеют структуру, состоящую из мартенсита отпуска и карбидов, и твердость HRC 63-65( для стали марки Р9 – HRC 62-64 ).

Режимы окончательной термической обработки и свойства быстрорежущей стали марки Р9

Температура закалки : 1220-1240 оC

Температура отпуска : 550-570 оC

HRC : 62-64

σ и : 2600-3000 Мпа

Влияние легирующих элементов на свойства стали.

Основное свойство быстрорежущих сталей – высокая теплостойкость. Она обеспечивается введением большого количествавольфрамасовместно с другими карбидообразующими элементами:молибденом, ванадием, хромом.

WиMoв присутствииCrсвязывают углерод в специальный труднокоагулируемый при отпуске карбид типа М6С и задерживают распад мартенсита. Выделение дисперсных карбидов, которое происходит при повышенных температурах отпуска(500-600оC), вызывает дисперсионное твердение мартенсита( явление вторичной твердости). Добавление ванадия усиливает действие вольфрама и молибдена.

Увеличению теплостойкости способствует также кобальт.Он повышает энергию межатомных сил связи, затрудняет коагуляцию карбидов и увеличивает их дисперсность.

(Основное же назначение углерода – повышенная твердость.)

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector