Ракета-носитель «зенит»
Содержание:
Характеристики ракеты «Зенит»
Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.
Вариации носителя | «Зенит-2» | «Зенит-3» |
Масса на старте | 459 тонн | 473 тонн |
Максимальная длина | 57 метров | 59,6 метра |
Место запусков | Байконур | Платформа «Одиссей» |
Полезный вес вывода на орбиты 200 км | 13,7 тонны | 15 тонн |
Первая ступень | ||
Двигатели | РД-171М | |
Длина | 32,9 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса | 359 тонн | |
Максимальная тяга на старте | 7 257 кН | |
Максимальная тяга в вакууме | 7 908 кН | |
Время сброса | 145 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Вторая ступень | ||
Двигатель | Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8) | |
Длина | 10,4 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса на старте | 90,5 тонн | |
Тяга на старте | 834 кН | |
Тяга в вакууме | 912 кН | |
Время сброса | 380 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Обтекатель | ||
Длина | 13,7 метра | 16,3 метра |
Диаметр | 3,9 метра | 4,15 метра |
История
При разработке второго поколения спутников РТР «Целина» уже в начале 1974 г. выяснилось, что масса проектируемого КА превосходит энергетические возможности РН «Восток-2М» и «Циклон-3», поэтому КБ «Южное» было поручено разработать новый носитель среднего класса под индексом 11К77, эскизный проект которого был готов к декабрю того же года.
Первая ступень ракеты стартовой массой 450 т должна была состоять из двух параллельных блоков диаметром три метра (такую связку работники КБЮ неофициально называли «двустволкой» или «камбалой») и выводить на НОО груз около 12 тонн. Первоначальные керосин-кислородные двигатели РД-124 первой ступени (трёхкамерный) и РД-125 второй ступени (однокамерный, унифицированный с РД-124) проектировались по схеме с дожиганием окислительного газа в КБ Энергомаша. Геометрические размеры камер сгорания брались по образцу близких по параметрам (давлению, тяге, расходонапряженности) двигателей МБР Р-36 и Р-36М.
Однако вскоре было принято решение унифицировать первую ступень 11К77 с боковыми блоками (первой ступенью) 11К25 «Энергия», что было закреплено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании универсального космического ракетного комплекса 11К77 „Зенит“» от 16 марта 1976 г. Предполагалось, что «Зенит» положит начало новому классу средних ракет-носителей.
Эскизный проект более грузоподъёмного «моноблочного» (с первой ступенью предельного для перевозки по железной дороге диаметра 3,9 м, которую проектанты неофициально прозвали «бревном») варианта был готов к февралю 1977 г. Совершенно новый мощнейший четырёхкамерный двигатель разрабатывался в «Энергомаше» под руководством Глушко с 1975 года, в ноябре 1976 был представлен эскизный проект с тягой на земле 740 тс (что превосходило тягу трёхкамерных РД-124 с прежнего варианта 11К77).
Длительный срок разработки ракеты объясняется главным образом трудностями с созданием беспрецедентно мощных двигателей. Только 25 августа 1980 года РД-171 вышел на огневые испытания, 26 июня 1982 в результате аварии был разрушен испытательный стенд НИИ химического машиностроения в Новостройке (единственный в СССР, подходящий для ступени такой мощности).
Первые два запуска «Зенит-2» в апреле и июне 1985 года прошли нештатно, успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» с полезной нагрузкой был осуществлен 22 октября 1985 с космодрома Байконур. К тому моменту спутники-шпионы комплекса «Целина-2» уже полетели в космос на более тяжёлых «Протонах».
В связи с тем, что из первых 13 пусков три прошли нештатно, при подписании в 1989 году Акта Государственной комиссии о приёме РН «Зенит» на вооружение в Ракетные войска стратегического назначения СССР руководство Байконура приложило к нему особое мнение. Недостатки не были своевременно устранены и 4 октября 1990 года носитель в ходе запуска взорвался, полностью разрушив одно из двух пусковых устройств стартового комплекса «Зенит» на Байконуре.
В целом в 1985—2009 гг. было произведено 37 пусков РН «Зенит-2», из них 30 прошли успешно.
Доработанная первая ступень РН «Зенит», после оснащения кислородно-керосиновым двигателем 11Д521 (РД-170) вместо 11Д520 (РД-171), а также хвостовым и передним отсеками, использовалась в качестве модульной части 11С25 блока А первой ступени ракеты-носителя «Энергия».
На РН «Зенит-2» предполагалось запускать разрабатывавшийся в конце 1980-х гг на смену используемому кораблю «Союз» новый некрылатый многоразовый транспортный пилотируемый космический корабль «Заря», производство которого так и не было начато, в связи с сокращением финансирования космических программ.
29 июня 2007 года с Байконура совершила полёт ракета-носитель «Зенит» переходного варианта. От предыдущей версии её отличала новая цифровая система управления на базе бортовой ЭВМ «Бисер-3» и ряд других доработок, сделанных для «Зенит-2SLБ» (но без автономной космической головной части (КГЧ)).
После модернизации ракетно-космического комплекса «Зенит» (площадка 45) на Байконуре в связи с завершением производства ряда его компонентов и применения новых носителей в состав модернизированного комплекса «Зенит-М» входят следующие ракеты семейства «Зенит»: двухступенчатая «Зенит-2SLБ», трёхступенчатая «Зенит-3SLБ» и трёхступенчатая «Зенит-3SLБФ».
Внешние ссылки [ править ]
В Викиновостях есть новости по теме: |
- Семья Зенит
- Информация в Энциклопедии Астронавтика
- Информация в Национальном космическом агентстве Украины
- Информация на сайте Бурана
- Информация в информационном агентстве Orbital Report
Викискладе есть медиафайлы по теме » Зенит» (ракета) . |
vтеРакетные семейства | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты-носители |
|
||||||||||||||||
Звуковые ракеты |
|
||||||||||||||||
Ракеты |
|
||||||||||||||||
vте Украинские ракеты-носители | ||
---|---|---|
Циклон (Циклон) | Циклон-1М · Циклон-2 · Циклон-3 · Циклон-4 · Циклон-4М | |
Зенит | Зенит-2 · Зенит-2М · Зенит-3SL · Зенит-3SLB · Зенит-3F | |
Маяк | Маяк | |
Днепр (Днепр) | Днепр | |
Международные проекты | Антарес · VEGA · Skyrora · Firefly Aerospace | |
Космическое агентство |
vтеСоветские и российские ракеты-носители | |
---|---|
Активный |
|
В развитие |
|
На пенсии |
|
Отменено (попыток запуска нет) |
|
vтеСистемы орбитального запуска | |
---|---|
|
|
Текущий |
|
В развитие |
|
На пенсии |
|
Классы |
|
|
vтеСемейство ракетных двигателей РД-170 | ||
---|---|---|
Производные |
|
|
Технологии |
|
|
Исторические ракеты |
|
|
Текущие ракеты |
|
|
Отмененные предложения |
|
Маск защитил Россию в ответ на ее «пассивную агрессию»
3 марта к Международной космической станции впервые успешно пристыковался корабль Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX для доставки астронавтов на МКС. 8 марта космический грузовик вернулся на Землю.
Сейчас экипажи на станцию доставляют исключительно российские ракеты Союз и успех корабля Илона Маска грозит обернуться многомилионными потерями для космической отрасли России. Подробно в материале Замена ракет Союз: успех корабля Илона Маска.
Накануне запуска Россия засомневалась в новой системе автоматической пристыковки Crew Dragon и несколько дней обдумывала доводы NASA. От России согласие было получено за три дня до старта.
Несколько недель назад глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что SpaceX вряд ли сможет делать ракетные двигатели лучше, чем Россия, поскольку «Маск не специалист в этом деле».
«Он просто не понимает, о чем здесь речь», — сказал Рогозон.
На это Маск ответил в своем микроблоге в Twitter: «Я работаю главным инженером/конструктором в SpaceX с первого дня».
Американские СМИ были также возмущены тем фактом, что Роскосмос сообщил, только о новых российских противогазах, которые впервые были надеты в момент пристыковки Crew Dragon к МКС, но о самом корабле или участии SpaceX ни слова.
Позже российские СМИ писали о «высоких концентрациях» изопропилового спирта на борту после прибытия Crew Dragon. На самом деле концентрации были довольно низкими и вскоре сошли на нет.
Пресса США пишет об обиде России, которая останется позади, и припоминает слова Рогозина, советовавшего NASA отправляться в космос при помощи батутов.
На гневные публикации американских изданий Маск ответил, что в России «замечательное ракетостроение и лучший двигатель, который сейчас летает».
В ответ глава SpaceX написал: «Украина действительно сыграла основную роль».
«Зенит-3SLБ» (наземный старт)
Ракета космического назначения разработана в рамках программы для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.
Технические характеристики: Максимальная стартовая масса, т 473 Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т определяется перед пуском Масса горючего и окислителя, т 425 Тяга двигателей при старте, тс 740 Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0 Компоненты топлива керосин/жидкий кислород Полная длина, м 58,7 Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9 Диаметр разгонного блока, м 3,7 Диаметр головного обтекателя, м 4,10 Количество ступеней 3
к библиотеке Б.И. Каторгин Е.В. Дмитриев Ракета-носитель «Протон-М» Ракета-носитель «Протон-К»
Знаете ли Вы,
как разрешается парадокс Ольберса? (Фотометрический парадокс, парадокс Ольберса — это один из парадоксов космологии, заключающийся в том, что во Вселенной, равномерно заполненной звёздами, яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. Это должно иметь место потому, что по любому направлению неба луч зрения рано или поздно упрется в поверхность звезды. Иными словами парадос Ольберса заключается в том, что если Вселенная бесконечна, то черного неба мы не увидим, так как излучение дальних звезд будет суммироваться с излучением ближних, и небо должно иметь среднюю температуру фотосфер звезд. При поглощении света межзвездным веществом, оно будет разогреваться до температуры звездных фотосфер и излучать также ярко, как звезды. Однако в дело вступает явление «усталости света», открытое Эдвином Хабблом, который показал, что чем дальше от нас расположена галактика, тем больше становится красным свет ее излучения, то есть фотоны как бы «устают», отдают свою энергию межзвездной среде. На очень больших расстояниях галактики видны только в радиодиапазоне, так как их свет вовсе потерял энергию идя через бескрайние просторы Вселенной. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.
НОВОСТИ ФОРУМА Рыцари теории эфира | 04.11.2020 — 15:41: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ — Economy and Finances -> ПРОБЛЕМА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 15:40: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от проф. В.Ю. Катасонова — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 09:58: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> Биологическая безопасность населения — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 09:56: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 15:35: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 12:18: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:59: СОВЕСТЬ — Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:57: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Пламена Паскова — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:49: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вячеслава Осиевского — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:46: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Проблема народного образования — Карим_Хайдаров. 02.11.2020 — 18:35: СОВЕСТЬ — Conscience -> РУССКИЙ МИР — Карим_Хайдаров. 02.11.2020 — 13:48: ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — Theorizing and Mathematical Design -> ФУТУРОЛОГИЯ — прогнозы на будущее — Карим_Хайдаров. |
Технические характеристики [ править ]
Обзор править
Зенит-2 | Зенит-3СЛ | |
---|---|---|
Этапы | 2 | 3 |
Общая длина | 57 кв.м. | 59,6 м |
Полная пустая масса | 37600 кг | 40320 кг |
Общая масса брутто | 444900 кг | 462 200 кг |
Полезная нагрузка | 13,74 тонны в НОО | ≈6 тонн в GTO |
Запустить сайт | Космодром Байконур | Океанская платформа » Морской старт» |
Запускает | 21 (6 неудачных) по состоянию на 10 июня 2004 г. | 31 (3 неудачных, 1 частичный успех) на 1 февраля 2013 г. |
Коэффициент успешности | 71,4% | 91,1% |
Цена за запуск | ~ 45 миллионов долларов | ~ 90 миллионов долларов |
Трехступенчатая версия (Зенит-3SL) править
Полезная нагрузка на НОО | 6100 кг, конструктивное ограничение 3-й ступени |
---|---|
Полезная нагрузка для MEO | 3965 кг (10000 км, 45 °) |
Полезная нагрузка на GEO | 1840 кг |
Полезная нагрузка в GTO | 5250 кг (повышено до 6000+ кг) |
Ссылки [ править ]
- ^ а б Харви, Брайан (2007). Возрождение российской космической программы . Чичестер, Великобритания: Praxis. С. 167–175.
- ^ Израиль корит Роскосмос за невыполненные обязательства(на русском). Известия. 2008-05-06. Архивировано из оригинального 10 мая 2008 года . Проверено 9 мая 2008 .
- ^ a b c «Руководство пользователя наземного старта, редакция B» . Космические международные службы. 1 октября 2014. Архивировано из оригинала на 25 июня 2016 года . Проверено 8 февраля 2015 года .
- ^ Бергин, Крис (1 февраля 2013 г.). «Морской старт« Зенит 3SL »с Intelsat 27 вышел из строя на первом этапе полета» . NASASpaceflight.com . Проверено 1 февраля 2013 года .
- ↑ Мессье, Дуг (6 февраля 2015 г.). «Россия разрывает отношения с Украиной на Днепре,« Зенит »запускает программы» . Параболическая дуга . Проверено 8 февраля 2015 года .
- ^ «Россия больше не интересуется ракетами-носителями украинского производства» . SatNews . 3 февраля 2015 . Проверено 10 февраля 2015 года .
- ^ «Как Крым сломал космическую программу Украины» . SpaceNews.com . 7 июня 2016.
- ↑ Зак, Анатолий. «Зенит поставляет Angosat-1, но космический корабль прерывает связь с наземным управлением» . Российская космическая сеть . Проверено 28 декабря 2017 года .
- ^ «Морской старт: Двадцать пятый запуск Зенит-3SL» . Южное. 2008-01-21. Архивировано из оригинала на 2013-11-11.
- ^ Барт Хендрикс; Берт Вис (2007). Энергия-Буран: Советский космический корабль . Springer Science & Business Media. ISBN 978-0-387-73984-7.
- ^ «Украинская ракета» Зенит «возвращается в полет» . Космический полет сейчас.
- ^ «Морской старт получает оборудование Зенит-3SL для следующих запусков» . Морской старт. Архивировано из оригинала на 2007-09-27.
- ↑ Судаков, Дмитрий (26 июля 2017 г.). «Украина убивает авиастроителя Антонов» . Правда Репорт .
- ^ «Дизайн космического корабля» . Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева.
- ^ «Первый спутник связи Анголы взлетает из Казахстана» . Космический полет сейчас.
Первая ступень ракеты-носителя «Энергия»
Первая ступень ракеты-носителя
|
РН «Зенит»
Ракета-носитель 11К77 («Зенит»)
разработана Конструкторским бюро «Южное»
имени академика М.К.Янгеля (г.Днепропетровск) в
1976-1985гг.
Разработка
ракеты была санкционирована
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 16 марта 1976г. и являлась составной частью
программы «Энергия-Буран».
Блок
первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с
некоторыми доработками предполагалось
использовать в качестве бокового блока
универсальной ракетно-космической транспортной
системы многоразового использования
(предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А). В
дальнейшем ракетой-носителем «Зенит»
планировалось заменить РН «Союз»,
планировалось со временем проводить с ее помощью
запуски пилотируемых кораблей. Для этого на
стартовом комплексе «Зенита» на космодроме
Байконур (площадка N45) были построены даже
специальные фермы обслуживания для посадки
космонавтов в корабль. Но задержка с разработкой
корабля под «Зенит» с одной стороны, высокий
уровень перегрузок при старте (до 4.5-4.7g) и
нежелательные для организма человека спектры
колебаний с другой пока не позволили осуществить
эти планы. Однако работы над такими кораблями
ведутся. Есть проработки изменения спектров
колебаний РН и снижения уровня перегрузок за
счет дросселирования двигателей. В качестве
потенциального преимущества «Зенита»
рассматривается возможность запуска кораблей
типа «Союз ТМ» на орбиту с наклонением 51.6º с российского космодрома Плесецк, где
завершается (по состоянию на конец 1998 г.) строительство первой стартовой
установки РН «Зенит» на площадке N35.
Массовые |
|
Стартовая масса, кг | 459000 |
Количество ступеней | 2 |
Масса груза, выводимого на опорную орбиту ИСЗ, т |
12.5 — 11.3 |
Масса ступеней при отделении, кг: |
|
1 ступень |
33900 |
2 ступень |
9300 |
Масса сбрасываемого головного обтекателя, кг |
2100 — 2300 |
Рабочий запас топлива, кг: | |
1 ступень |
318800 |
2 ступень |
80600 |
Тяга двигателей в пустоте, кН |
|
1 ступень |
7908 |
2 ступень: основной |
834 |
рулевой |
78 |
Удельный импульс в пустоте, с: |
|
1 ступень |
337 |
2 ступень: основной |
350 |
рулевой |
342 |
Эскизный проект ракеты-носителя 11К77 был завершен в феврале 1977г. 11К77
представляет собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней. Первая
ступень
оснащена
четырехкамерным жидкостным ракетным
двигателем 11Д520 (РД-170) тягой 806 тонн (в вакууме),
разработанным НПО «Энергомаш». Ракетный
блок второй ступени 11С772 оборудован двигательной
установкой, состоящей из однокамерного
маршевого ЖРД 11Д123 (РД-120) тягой 85 тонн,
разработанного НПО «Энергомаш» и
четырехкамерного рулевого ЖРД 11Д513 тягой 8 тонн,
разработанного КБ «Южное». Все двигатели
работают на жидком кислороде и керосине РГ-1.
Летно-конструкторские испытания
ракеты-носителя 11К77 проходили с апреля 1985г. по
декабрь 1987., после чего ракета была принята в
эксплуатацию.
Запуски РН «Зенит» осуществляются со
стартового комплекса на площадке 45 5 ГИК.
Стартовый комплекс включал две пусковые
установки, из которых в настоящее время
функционирует только одна — левая (правая ПУ была
разрушена при аварии носителя на начальном
участке полета 4 октября 1990г.).
Модернизированный вариант РН «Зенит»,
дооснащенный блоком третьей ступени 11С851 (так называемый
«Зенит-3») выбран в качестве основного
носителя в международном коммерческом проекте
морского космодрома «Sea Launch».
Головным изготовителем «Зенита»
является Производственное объединение «Южный
машиностроительный завод» (ПО ЮМЗ,
г.Днепропетровск).
Более подробно о конструкции, разработке и
испытаниях РН «Зенит» и первой ступени РН
«Энергия» рассказывает
в своих мемуарах Главный конструктор Борис
Иванович Губанов
Самая совершенная ракета
Конструкторское бюро Южное, расположенное в Днепре, в 1974 году начало разработку ракеты-носителя, которая по мощности должна была превзойти Циклон-3. Новый носитель создавался под руководством ученого Владимира Федоровича Уткина.
Замысел предусматривал создание ракеты-носителя, обладающей, в первую очередь, уникальными эксплуатационными свойствами:
- возможностью заблаговременной подготовки к применению с последующим длительным нахождением в готовности к пуску;
- высокой оперативностью пуска (за время не более полутора часов после получения команды);
- высокой экологической «чистотой» и нетоксичностью всех используемых компонентов и газов;
- высокой безопасность проведения всех пусковых работ путем реализации концепции «безлюдного» старта;
- возможностью транспортировки по железной дороге полностью собранных ступеней без остановки встречного движения и т.д.
Уткин с макетом Зенита
Первоначальными планами предусматривалось создание комплекса Зенит только на космодроме Плесецк в Архангельской области. Однако в тот период все строительные мощности специализированных организаций сосредоточивались на космодроме Байконур, «зенитовский» старт был быстро именно там. Плесецкий старт Зенита так и не достроили.
Летные испытания носителя начались в марте 1985 года. Длительный срок разработки ракеты объясняется главным образом трудностями с созданием беспрецедентно мощных двигателей.
Первый пуск был назначен ан 12 апреля — в День космонавтики. Утром того дня в столовой гостиницы КБЮ на 43-й площадке во время завтрака под Уткиным вдруг разламывается на части стул, что считается плохой приметой.
В тот день пуск не состоялся из-за технических проблем на космодроме и был перенесен на 13 число. В ходе первого полета произошла авария на 410 секунде полета, хотя цель первого пуска — уход со старта — была достигнута.
Авария Зентиа 1990 год
Из тринадцати первых пусков три были аварийные. Научно-технический совет космодрома дал отрицательное заключение по результатам летных испытаний.
При пятнадцатом пуске 4 октября 1990 года произошла крупная авария. Из-за отказа на третей секунде полета маршевого жидкостного двигателя первой ступени Зенит упал в газоход пускового устройства, взорвался и полностью разрушил старт, который не был восстановлен.
Потребовалась срочная доработка ракеты и, прежде всего, маршевого ЖРД первой ступени. На это ушло около двух лет.
Свое название Зенит носитель получил позже, когда стал вопрос о выходе на коммерческое использование. До этого она именовалась РН 11К77.
Сейчас Зенит может использоваться в разнообразных конфигурациях: двухступенчатом, трехступенчатом, в вариантах морского и наземного стартов, с разгонными блоками ДМ-SL и Фрегат, что значительно расширяет возможности его применения.
Как обмечается на сайте КБ Южное, второе рождение Зенита на Байконуре состоялось в проекте Наземный старт 28 апреля 2008 года и ознаменовалось успешным запуском на орбиту израильского КА AMOS-3 в облике трехступенчатого носителя Зенит-3SLБ на модернизированном комплексе Зенит-М.
«Ракеты Зенит — это самые совершенные в мире ракеты, использующие нетоксичные компоненты топлива (жидкий кислород и керосин РГ-1). Они совершенны во всем, особенно по компоновке и заложенным в них технологиям. Они пока не летают, хотя мы можем их запустить с рабочего комплекса Байконур и с плавучего космодрома Морской старт», — говорил в 2020 году в одном интервью начальник отдела научно-технической информации КБ Южное Александр Логинов.
Плавучий космодром Морской старт — это бывшая норвежская нефтяная платформа, которую адаптировали, построив специальное командное судно.
Космодром размещен в акватории Тихого океана, где имеются наилучшие условия для запуска ракеты-носителя благодаря максимально эффективному использованию скорости вращения Земли.
Модификационный ряд
Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» — площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:
- Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
- Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов — тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
- Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
- «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).