Южмаш сегодня: как живет самое большое ракетно-космическое предприятие украины
Содержание:
- Южмаш делал и трактора, и шкатулки, и зонтики
- Южмаш — википедия орг
- Крах украинского «Южмаша»
- Южмаш — это… Что такое Южмаш?
- История [ править ]
- Военная и космическая промышленность
- Почему заказывают на Южмаше или Четыре девятки надежности
- Южмаш создавался изначально как автомобильный колосс
- Что сейчас производят на заводе?
Южмаш делал и трактора, и шкатулки, и зонтики
Как известно, «Южмаш» производил не только ракеты, но и вполне мирные предметы – от автокранов и тракторов до музыкальных шкатулок. В Российской империи, а затем и в СССР, издавна закрепилась традиция, когда «секретные» и особо важные государственные предприятия работали, скажем так, «на два фронта». Еще в 1636 году голландский купец Андрей Виниус открыл под Москвой один из первых металлургических заводов в России, на котором по государственному заказу отливали пушки и ядра, а «для мирных нужд» выпускали сковороды и гвозди.
В начале 1950-х годов на Южмаше было создано так называемое Второе производство. На его основе в 1952 г. был создан самостоятельный завод № 933, ныне – Днепровский машиностроительный завод. Он стал крупнейшим в СССР по выпуску аппаратуры систем управления и связи Министерства радиопромышленности и Министерства обороны. В основе все равно лежало военное производство.
Однако ДМЗ выпускал и мирную продукцию – например, знаменитые холодильники «Днепр». А Южмаш выпускал целый спектр мирной продукции. На первом месте стояли трактора. Интересно, что даже после того, как на заводе была создана собственная модель трактора, он выпускался и экспортировался под маркой «Беларусь». Лишь в 1970-е годы появилась торговая марка ЮМЗ. Кстати, именно трактора ЮМЗ считались в СССР самыми надежными в эксплуатации и работоспособными!
14 июля 1978 г. на ЮМЗ был выпущен миллионный трактор ЮМЗ-6, а 21 ноября 1986 года – полуторамиллионный трактор!. На предприятии была разработана новая конструкция трактора марки «Беларусь-611». В 1978 г. на поставку этих тракторов был получен заказ из Соединенных Штатов Америки, Франции, Канады, Великобритании. Трактора с маркой «ЮМЗ-6» в те годы отправлялись не только в страны социалистического лагеря – Польшу, Болгарию, Монголию, Афганистан, на Кубу, но и в Бангладеш, Грецию, Эфиопию, Марокко, Нигерию, Анголу, Канаду, Португалию – всего в 44 страны мира.
Южмаш выпускал много других наименований «мирной» продукции. Это велосипеды, зонтики, музыкальные шкатулки, оборудование для изготовления колбас и сосисок. Однако перед распадом СССР ракетные комплексы стратегического назначения в объеме производства завода все равно составляли более 75%! Оборонное производство безусловно доминировало.
Южмаш — википедия орг
Советский период
В 1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод № 586».
В 1983—1993 на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России.
1990-е годы
В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит».
2010-е годы
13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.
В 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено. Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».
По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн). Для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен ($240 млн). В июле 2015 года помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.
В 2016 году завод «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия. Завод однако оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию.
Ракета-носитель «Зенит»
До 2014 года «Южмаш» осуществлял выпуск ракет-носителей «Зенит» для программ «Морской старт» и «Наземный старт». В 2014 году производство «Зенитов» было приостановлено.
В июне 2017 года «Южмаш» объявил о подписании контракта с российской компанией S7 на поставку ракет «Зенит» для проекта «Морской старт».
Первая ступень ракеты «Антарес»
«Южмаш» осуществляет производство основной конструкции 1-й ступени американской ракеты-носителя «Антарес».
Двигатель РД-843 для ракеты «Вега»
«Южмаш» осуществляет производство двигателя РД-843 для 4-й ступени ракеты-носителя «Вега». Масса двигателя составляет 16,5 кг, тяга — 0,25 тс.
Прочее
Ракета-носитель Циклон, спутники (Днепропетровский спутник), ракетные двигатели, ветряные турбины, троллейбусы, трактора, оборудование для пищевой промышленности, агрегаты шасси самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и др.
Также завод выпускал троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186; автобус А186; тракторы ЮМЗ-6, ЮМЗ 8040.2, ЮМЗ 8244.2
«Южмаш» также ведет переговоры о продаже зарубежным компаниям технологии производства контейнеров для хранения радиоактивных и высокотоксичных отходов, которые завод создал на базе имеющихся ракетных технологий. На сегодняшний день «Южмаш» имеет ряд опытных образцов контейнеров различной ёмкости. Для радиационной защиты решено использовать готовые блоки транспортно-пусковых контейнеров ракет типа «Сатана» и «Скальпель» из стеклопластика, покрывая их модификатором, которым защищали от электронных помех и воздействия радиации головные части ракет. Испытания в Харьковском физико-техническом институте показали, что в таких контейнерах отходы низко- и среднеактивной группы могут храниться до 300 лет.[источник?]
Ещё в конце 1950-х годов для сокрытия секретного производства ракет и прочей военно-космической продукции, а также в связи с потребностью увеличения производства селькскохозяйственно техники в СССР, Минским тракторным заводом, Южному машиностроительному заводу была предоставлена документация для производства универсального колёсного трактора МТЗ-5. Его производство на Южмаше началось в 1958 году и продолжалось до 1972 года. В 1960-е годы уже на самом Южмаше было разработано более совершенное семейство колёсных тракторов ЮМЗ-6, которое производилось с 1970 по 2001 годы. Трактора ЮМЗ-6 стали наиболее массовыми, особенно в строительной отрасли. Именно на них в 1970-80-е годы устанавливались навесные экскаваторные установки типа ЭО-2621А и ЭО-2621В. Эти тракторы можно было легко отличить от минских по наличию двухцветной окраски.
Крах украинского «Южмаша»
Давайте посмотрим, что сегодня происходит с «Южным машиностроительным заводом им. Макарова». ГП «Южмаш» – одно из ключевых предприятий ракетно-космической промышленности Украины, известный во всем мире производитель ракетоносителей и спутников гражданского, научного и военного назначения. В связи с губительной политикой украинских властей свыше 50% производственных мощностей предприятия сейчас фактически простаивают.
На фоне сотрудничества «Южмаша» с Европейским космическим агентством (ЕКА) Киев потерял последние связи в этой сфере с Москвой: Роскосмос прекратил закупать ракеты «Зенит», которые выпускают на днепропетровском заводе. Это послужило причиной полного краха предприятия, так как ЕКА закупает в основном двигатели, а «Южмаш» долгие годы успешно выпускал и ракетоносители, одним из основных покупателей которых была Россия.
В связи с отсутствием заказов на заводе идут сокращения, сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска и переводят на сокращенную рабочую неделю. В феврале руководство «Южмаша» обратилось к Верховной Раде с требованием экстренно выделить предприятию 210 миллионов гривен.
В обращении указывалось, что ГП «Южмаш» имеет большие долги, в связи с чем просит выделить ему средства из бюджета. Как напомнили составители письма, в прошлом году предприятие уже обращалось к правительству с проектом изменений в госбюджет-2019, однако инициативу сняли с рассмотрения.
Однако недостаток денег не единственная проблема предприятия. Как выяснилось, на заводе хранятся десятки тонн высокотоксичного ракетного топлива, которое до сих пор не утилизировано и, по-видимому, никогда не будет. Вот, что по этому поводу пишет издание «Украина.ру»:
Алексей Леонков, военный эксперт, один из руководителей журнала «Арсенал Отечества», в комментарии Новостному агентству «Харьков» сообщил, что эту проблему нужно было решать на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Эксперт напомнил, что во время развития «Южмаша» в советское время такие вопросы решались оперативно, но, к сожалению, потом все прекратилось: средства осваивали только на бумаге, а по факту ничего не делали.
Южмаш — это… Что такое Южмаш?
Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) — крупное украинское предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в Днепропетровске.
История
В 1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод № 586».
Государственное предприятие «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» — один из мировых научно-производственных комплексов, осуществляющих серийное производство образцов современной ракетно-космической техники. Многие из них являются воплощением научно-конструкторских разработок, аналогов которым по замыслу и исполнению нет в мире.
Продукция
Ракеты (Зенит, Циклон), спутники, ракетные двигатели, ветряные турбины, троллейбусы, трактора, оборудование для пищевой промышленности и др.
В 1983—1993 на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и России.
В настоящее время предприятие участвует в международной программе Морской старт, производя для неё ракету-носитель «Зенит-3SL».
«Южмаш» также ведет переговоры о продаже зарубежным компаниям технологии производства контейнеров для хранения радиоактивных и высокотоксичных отходов, которые завод создал на базе имеющихся ракетных технологий. На сегодняшний день «Южмаш» имеет ряд опытных образцов контейнеров различной ёмкости. Для радиационной защиты решено использовать готовые блоки транспортно-пусковых контейнеров ракет типа «Сатана» и «Скальпель» из стеклопластика, покрывая их модификатором, которым защищали от электронных помех и воздействия радиации головные части ракет. Испытания в Харьковском физико-техническом институте показали, что в таких контейнерах отходы низко- и среднеактивной группы могут храниться до 300 лет.
Также, кроме ракет, завод выпускает троллейбусы ЮМЗ-Т1, ЮМЗ-Т2 и ЮМЗ Е186; автобус А186; тракторы ЮМЗ-6, ЮМЗ 8040.2, ЮМЗ 8244.2
История [ править ]
Первоначально Южмаш работал в Советском Союзе как «завод 586» . В 1954 году российский авиационный инженер Михаил Янгель основал автономное конструкторское бюро ОКБ-586 на базе бывшего главного конструкторского подразделения завода 586. Янгель ранее возглавлял ОКБ-1 (ныне РКК Энергия ) и был в первую очередь сторонником технологии жидкого топлива — в отличие от Сергей Королев из ОКБ-1, который был сторонником создания ракет на криогенном топливе. Продолжить разработку баллистических ракетМихаил Янгель получил разрешение на преобразование главного конструкторского подразделения завода в автономное конструкторское бюро с использованием хранимого жидкого топлива. После этого ОКБ-586 было переименовано в Южное конструкторское бюро (более известное как Южное), а завод 586 в 1966 году был переименован в Южный машиностроительный завод с упором на разработку и производство баллистических ракет. Позже завод был переименован в Южное машиностроительное производственное объединение или Южмаш.
Ракеты, произведенные на Южмаше, включали первую советскую ракету с ядерным вооружением Р-5М (СС-3 «Шистер»), Р-12 Двина (СС-4 «Сандал»), Р-14 Чусовая (СС-5 «Скин»). , первые широко распространенные советские межконтинентальные баллистические ракеты Р-16 (SS-7 «Седдлер»), Р-36 (SS-9 «Скарп»), МР-УР-100 «Сотка» (SS-17 «Spanker») и Р-36М (SS-18 «Сатана»). В советское время завод мог производить до 120 межконтинентальных баллистических ракет в год. В конце 80-х годов прошлого века Южмаш был выбран в качестве основного производственного предприятия межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2ПМ2 «Тополь-М » (SS-27 «Серп Б»).
После начала перестройки спрос на продукцию военного назначения значительно снизился, а линейка продукции Южмаша была расширена за счет невоенного использования, такого как гражданская техника .
Одна линейка продуктов, добавленная после 1992 года, — это троллейбусы . Модели включают сочлененный ЮМЗ Т1 (1992–2008 гг.), Его несочлененный брат ЮМЗ Т2 (1993–2008 гг.) И более современный ЮМЗ Э-186 (2005–2006 гг.) С низкопольной кабиной.
Леонид Кучма , долгое время занимавший должность главного менеджера (1986–1992) компании, стал премьер-министром в 1992 году, а затем президентом Украины в 1994 году.
Ракета Южмаш «Антарес II» предназначена для НАСА для доставки коммерческих грузов на Международную космическую станцию.
Помимо производственных мощностей в Днепре, в ПО «Южное» входит Павлоградский механический завод, специализирующийся на производстве твердотопливных ракет
Важность Южмаш была дополнительно подкреплена ее связи с бывшим президентом Украины Леонидом Кучмой, который работал в Южмаш в период с 1975 по 1992 год он был генеральным директором завода с 1986 по 1991 год . В феврале 2015 года, после года напряженных отношений, Россия объявила о прекращении своей «совместной с Украиной программы по запуску ракет« Днепр » и больше не заинтересована в покупке украинских ракет-носителей« Зенит » , что усугубило проблемы космической программы и ее борется завод Южмаш »
В феврале 2015 года, после года напряженных отношений, Россия объявила о прекращении своей «совместной с Украиной программы по запуску ракет« Днепр » и больше не заинтересована в покупке украинских ракет-носителей« Зенит » , что усугубило проблемы космической программы и ее борется завод Южмаш ».
После потери российского бизнеса некоторые думали, что единственной надеждой для компании было расширение международного бизнеса, что казалось маловероятным в отведенные для этого временные рамки. По состоянию на февраль 2015 года банкротство казалось неизбежным, но его удалось предотвратить.
Военная и космическая промышленность
Южмаш известен своей продукцией для военной и космической промышленности, а город Днепр получил прозвище «Ракетный город».
Ракеты
Компания была ключевым ракета производитель для Советский МБР и исследование космоса программы. Стартовые комплексы Исторический и Южмаш включают:
- в Р-5М — первая в Советском Союзе ядерная ракета
- в Р-12 Двина баллистическая ракета театра военных действий
- в Р-14 Чусовая баллистическая ракета театра военных действий
- в R-16 — первая широко распространенная межконтинентальная баллистическая ракета Советского Союза
- в R-36 (8К67) МБР
- в РТ-20, первая мобильная межконтинентальная баллистическая ракета (не развернута)
- в R-36orb, первая межконтинентальная баллистическая ракета с орбитальной боевой частью (не развернута)
- в Р-36М Семейство межконтинентальных баллистических ракет (преобразовано в Ракета Днепр)
- в MR-UR-100 Семейство межконтинентальных баллистических ракет
- в 15A11 ракета для Периметр система
- в РТ-23 Молодец Семейство межконтинентальных баллистических ракет
- в Гром (ракетный комплекс) мобильный баллистическая ракета малой дальности система
Космические ракеты-носители
- Космос (ракетное семейство)
- Днепр
-
Циклон (на базе Р-36 / 8К67)
- Циклон-2
- Циклон-3
- Циклон-4
- Циклон-4М
- Зенит
- Бустеры для Энергия (на основе первого этапа Зенита)
Автоматическая система ядерного контроля
Мертвая рука (ядерная война) -Подобная система существовала в США, известная как Система аварийной ракетной связи (ERCS)
Почему заказывают на Южмаше или Четыре девятки надежности
Несколько человек толпится у столов. На столе — детали. Мой проводник объясняет: это клапаны, которые будут стоять на «Антаресе». Сейчас они испытывают.
«Раз-два-три, отходим!»
«Клапан, чтобы попасть на установку, проходит неоднократные испытания. Иностранные заказчики еще на заре заключения первых договоров иногда были в шоке от того, сколько бывает проверок на всех участках работы», — рассказывает Александр Баранов.
От изделий всегда требовали высокую степень надежности — 99,99%. Одну десятую долю процента оставляли на судьбу.
«Большей степени надежности не найдете нигде. В других странах вот по 99,3, а у нас всегда были четыре девятки. А цена, которую предлагает Южмаш, она конкурентна на рынке. Всегда была и остается, учитывая наш уровень экономического развития».
Преимуществом завода Александр Баранов называет колоссальный опыт. От техники, которую здесь производили, всегда требовали высоких характеристик. Права на ошибку никогда не было. Поэтому и слоган себе выбрали соответствующий: «Качество, проверенное космосом».
Несмотря на проблемы, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, здесь на заводе продолжают свою работу. Работники уверены: их труд важен, поэтому не прекращают его. Александр Баранов заключает: говорит, что любая ночь заканчивается, а это значит, что когда-нибудь будет рассвет.
Фото: Александра Ткач, специально для «Рубрики»
Южмаш создавался изначально как автомобильный колосс
«Днепропетровский «Южный машиностроительный завод» первоначально создавался как предприятие «для мирных целей», — рассказывает Максим Кавун. — Основан он был как ДАЗ – «Днепропетровский автомобильный завод».
К слову, даже в намного более поздние времена, когда в цехах и забыли о производстве автомобилей, многие горожане Южмаш по привычке продолжали называть Автозавод.
К строительству нового мощного предприятия приступили практически сразу после освобождения города. В октябре 1943 года Днепропетровск был освобожден, а уже в следующем году на западной окраине города развернулось интенсивное строительство. На этом месте еще до войны был начато строительство авиамоторного завода.
Датой основания нового завода считается 21 июля 1944 года.
Необходимость строительства крупного предприятия была очевидной. Народному хозяйству требовалось большое количество техники для восстановительных работ. Поэтому 21 июля 1944 года Государственный комитет обороны СССР (на тот момент один из высших органов власти страны) принял Постановление о строительстве автомобильного завода в Днепропетровске. Завод должен был специализироваться на производстве грузовых автомобилей в количестве 75 000 ежегодно, — то есть, с учетом выходных, примерно по 280 машин в день!
«Даешь автогигант на Днепре!». Этот лозунг в духе эпохи несколько лет украшал местную прессу. На строительстве завода была занята молодежь из девяти областей. В первые годы существования завод выпускал автокраны, автопогрузчики, самосвалы, прицепы. В июле 1948 г. на автозаводе начали выпуск автокранов ДАЗ-150 на базе автомобиля ЗИС-5. Со следующего года эти краны пошли в массовое производство.
Визитной карточкой предприятия стали первые грузовики – ДАЗ-150 «Украинец» и автомобиль-амфибия ДАЗ-485 (получил Сталинскую премию 1951 года). 7 ноября 1948 года первый ДАЗ-150 «Украинец» проехал по улицам города. Это событие, приуроченное тогда ко Дню Октябрьской революции, стало праздником для всего города», — отмечает Максим Кавун.
Добавим, что связь нашего индустриального гиганта с транспортом «реанимировалась» достаточно быстро. Вскоре на заводе освоили выпуск тракторов. А через 40 лет после этих событий на ПО «ЮМЗ» начали выпускать троллейбусы и делают попытки освоить массовый выпуск трамваев.
Наиболее успешным оказалось «троллейбусное» направление деятельности завода. И поныне на улицах города можно встретить «южмашевские» троллейбусы выпуска 1990-х годов. А в наше время парк городского электротранспорта как раз и пополняется изготовленными на «южмашевской» базе машинами. Хотя назвать их разработками днепровских конструкторов будет неправильно. Это – продукция минского завода МАЗ, только собираемая в нашем городе.
Оставим не надолго рассказ Максима Кавуна и расскажем немного подробней об автомобильной странице истории Южмаша и личности его первого главного конструктора – легендарного конструктора многих советских автомобилей Виталия Андреевича Грачёва (21.03.1903 – 24.12.1978)…
Сегодня мало кто знает о том, что значительная часть его биографии была связана с нашим городом и становлением Днепропетровского автомобильного завода (сейчас – ПО «ЮМЗ»).
Историческая справка.
Виталий Грачёв — лауреат двух Сталинских премий, конструктор автомобильной техники (под его руководством было разработано 88 новых моделей автомобильной техники!), Главный конструктор Горьковского, Днепропетровского автомобильных заводов и Завода имени И.А. Лихачёва (ЗИЛ), создатель транспортной техники для ракетно-космической промышленности.
Под руководством этого автоконструктора были созданы такие автомобили:
Легковые: ГАЗ-АААА, ГАЗ-21 Опытный — трёхосный внедорожник, ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67.
Грузовые: ДАЗ-485 (ЗИС-485) — автомобиль-амфибия, изначально был разработан на Днепропетровском автомобильном заводе и имел индекс ДАЗ-485, ЗИС-Э134, ЗИЛ-132, ЗИЛ-132С, ЗИЛ-132П, ЗИЛ-134, ЗИЛ-135, ЗИЛ-157, ЗИЛ-157Р, ЗИЛ-Э167
Бронеавтомобиль: БА-64
Бронетранспортеры: БТР-152А и БТР-152Б
Спецмашины: ЗИЛ-136, ПКЦ-1, ШН-67, ПЭУ-1, ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2), ЗИЛ-4904 (ПЭУ-3), ЗИЛ-49042, ЗИЛ-4906 «Синяя птица» — грузовой трёхосный полноприводный плавающий автомобиль поисково-спасательного комплекса 490, ЗИЛ-49061 «Синяя птица» — пассажирский трёхосный полноприводный плавающий автомобиль поисково-спасательного комплекса 490, ЗИЛ-2906 — шнекороторный снегоболотоход поисково-спасательного комплекса 490.
Что сейчас производят на заводе?
17-метровый бак, как перышко, поднимает огромный кран. Контейнер для топлива отправляется на обезжиривание. Сначала его будут мыть вручную, а затем по секретной технологии — струйной (о ней мы рассказывали в материале об аэрокосмическом центре). На выходе бак будет готов для запуска.
Этот бак отправится в США, где станет частью ракетоносителя «Антарес». Он — один из тех, что сейчас производят на Южмаше.
«Нынешние объемы производства по этому направлению составляют 2 ракеты в год. Работаем над ними с конструкторским бюро «Южное» и несколькими украинскими предприятиями-смежниками. Мы делаем конструкцию, отправляем в Америку. Там ее собирают и осуществляют миссию по доставке грузов на МКС», — рассказывает Александр Баранов, директор завода по изготовлению и проведению испытаний жидкостных ракетных двигателей.
ЗАПУСК АНТАРЕСА
Второй ракетоноситель, в производстве которого участвует Южмаш — это «Вега». Ею занимается Европейское космическое агентство. Здесь на заводе делают двигатель 4 степени.
«За последний год мы сделали шесть таких двигателей. И сейчас запас пусков ЕК есть года на три. Ожидаем новый контракт еще на 10 двигателей. Наше производство готовится сейчас к этой задаче (Во время работы над этим материалом таки пришел контракт на 10 двигателей)«.
ЗАПУСК ВЕГИ
Еще ведется работа по отработке нескольких типов жидкостных двигателей — это разработка КБ «Южного». Все на экологически чистых видах топлива. Также начали наземную отработку двигателя собственной разработки, готовится газогенератор к проведению первых испытаний. А также надеемся на реализацию совместного проекта с Канадой — «Циклона-4м».
Занимаются здесь не только космическими заказами. Для города и Украины здесь собирают троллейбусы и изготавливают трамваи. Рогатые ездят по Днепру, а вот последние отправляются за границу — например, в Турцию, или в столицу. Один из таких сейчас испытывают на улицах города.