«маневрировать ядерными силами»: как новый двигатель усилит боевой потенциал бомбардировщика пак да

Основные технические характеристики:

Масса – около 125000 кг, по другим данным – 145000 кг.

Масса топлива – до 50000 кг

Масса полезной нагрузки – не менее 30 т

Дальность действия – 15000 км

Радиус действия – 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)

Скорость максимальная:

– 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант) – 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник) Скорость крейсерская – более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

Вооружение:

– перспективные гиперзвуковые ракеты (источник) – КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы; – высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника); – свободнопадающие бомбы; – воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс; – ракеты “воздух-воздух” для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты “воздух-воздух”, которые позволят самолету летать без сопровождения. ПАК ДА также будет оснащен гиперзвуковым оружием “воздух-поверхность” большой дальности. Ракеты такого класса для вооружения ПАК ДА уже готовы.

Средства обнаружения и целеуказания

Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО “Туполев”, ожидается корректировка проекта после уточнения технического задания.

Первый полет прототипа планируется на 2020 г., принятие самолета на вооружение – в 2025 г. В СМИ появлялись заявления генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.  Главком Бондарев сообщал, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета в очередной раз утвержден.

Производство самолета будет вестись на Казанском авиазаводе. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2019 году. Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.

Специальная модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была изготовлена и испытана в ЦАГИ.

«Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский.

Было объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию.

ТТХ НК-56:

Диаметр входа в компрессор – 2050 мм Степень двухконтурности – 4.9 Масса двигателя – 3340 кг Тяга взлётная – 18000 кг Тяга крейсерская – 3600 кг Степень повышения давления – 23-25,5 Удельный расход топлива – 0,74 кг/кг в час Температура газов перед турбиной (Тг) – 1571 К

«Нести как можно больше оружия»

ПАК ДА представляет собой перспективный малозаметный комплекс, который создаётся для нужд дальней авиации РФ. В настоящее время на вооружении данного формирования стоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3.

Как полагают эксперты, ПАК ДА будет постепенно вытеснять советские машины из парка ВКС. Известно, что в планах военных в перспективе заменить Ту-160 и Ту-95МС.

  • Сверхзвуковой ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости

Новый стратегический самолёт получит более серьёзные боевые возможности, чем предшественники, за счёт широкого применения радиопоглощающих материалов, новых систем вооружения, механизмов и силовых агрегатов.

Например, в Минобороны РФ ожидают, что ПАК ДА будет обладать значительным объёмом полезной нагрузки, сможет продолжительное время находиться в воздухе, будет способен приземляться и взлетать практически с любых аэродромов.

«Он должен как можно дольше барражировать, находиться на дежурстве в воздухе, взлетать и садиться с практически любых аэродромов, иметь хорошую грузоподъёмность, чтобы нести как можно больше оружия, быть незаметным. А требования, скажем, к скорости полёта уже не так актуальны при наличии новых характеристик у авиационных средств поражения», — заявил в 2016 году замминистра обороны РФ (сейчас — вице-премьер) Юрий Борисов.

Также по теме


«Машина завтрашнего дня»: как появление новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ

Минобороны России заключило контракт на поставку первой партии самолётов-заправщиков Ил-78М-90А. Предприятие-производитель АО…

Главный разработчик нового стратегического самолёта — ПАО «Туполев». В 2019 году представители Минобороны РФ утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Кроме того, уже согласованы все характеристики машины и подписаны контракты, необходимые для запуска производства опытных образцов.

Первый полёт новейшего авиационного комплекса должен состояться в 2025—2026 годах. Старт серийного производства на Казанском авиазаводе запланирован на 2028—2029 годы. При этом на вооружение ВКС машина может быть принята до 2027 года.

Как заявил ранее президент РФ Владимир Путин на совещании с военными и руководителями авиационной отрасли, разработка ПАК ДА — это дорогостоящий, чрезвычайно сложный, но необходимый проект. По словам главы государства, Россия не может «бесконечно» продлевать сроки эксплуатации имеющейся техники.

Внешний вид

Сама схема этого самолёта – летающее крыло – для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА – самолет-двойник американского Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша “летучая мышь” будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика – тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. Юрий Борисов подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов – Ту-95.

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Пока не для мирных целей

«Есть возможность подумать и над гражданским вариантом», — поделился с газетой «Взгляд» мечтой Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. «В крыле можно разместить очень много пассажиров, и это не требует сильных изменений в конструкции, — рассказывает Красноперов. Но пока что «изделие-80» рассматривается исключительно как военный проект, который должен обеспечить первенство отечественной дальней авиации, в первую очередь над недружественно настроенными американцами.

Главными характеристиками «Посланника» будет малозаметность, дозвуковая скорость и большая дальность полета, пояснил газете «Взгляд» военный эксперт Антон Лавров.

Почему бодрые заявления неубедительны

Антон Лавров считает неизбежным, что проект создания ПАК ДА будет долгостроем.

«Стратегические бомбардировщики — это наиболее сложная боевая машина на вооружении ВКС, и вообще ВВСв других странах. Даже в США не могут себе позволить создать замену B-52. Естественно, понадобится долгое время на разработку, испытания и доработку. Не исключено, что это займет 10 лет. Но делать это надо. Именно для того, чтобы закрыть этот промежуток, сейчас ведется модернизация Ту-160. Потому что до реального поступления в войска ПАК ДА еще очень далеко», — подытожил Антон Лавров.

В связи с проектом возникает большое количество вопросов, отмечает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным офицерам российских Вооруженных сил. «Масса утечек о технических характеристиках ПАК ДА — «летающее крыло», дозвуковой, невидимый и так далее. Но ровным счетом ничего — о количестве машин, которые в итоге планируется создать.

Это будут те же полтора десятка, как Ту-160, базирующиеся сегодня в Энгельсе? Или все-таки планируется обучить на новых «стратегов» хотя бы несколько полков?», — замечает источник.

Ту-95 выработает свой срок через 15—20 лет, уверены специалисты. Фото Максима Платонова

Со «стариком» Ту-95, турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем, в целом все понятно. Но не совсем понятно — вытеснит ли ПАК ДА других своих предшественников. «Ту-160 и Ту-22М3 активно модернизируются, — напомнил источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». — Вовсю с высоких трибун звучат бодрые заявления, что уже в ближайшие годы в войска пойдут в массовом количестве (десятки машин) их обновленные образцы». Эксперт задается вопросом: «Зачем тратить огромные деньги на перспективный бомбардировщик и на радикальное обновление старых моделей, которые должны служить в одно и то же время, что и новая?».

Встает и еще один вопрос — о реальном состоянии авиационной промышленности России. «При СССР существовала целая сеть НИИ, которая десятилетиями формировала информацию по обликам перспективных машин всех классов. Сегодня почти все эти научные центры уничтожены, — полагает собеседник телеграм-канала. — Производственные площадки «Туполева» в Казани, по нашим данным, в ужасном состоянии. Разрушены технологические цепочки, позволявшие создавать машины подобного класса. Сможем ли мы воссоздать их, причем в те сроки, какие заявлены (несколько лет)?».

Алексей Нечаев, Олег Москвин

ПромышленностьОПКМашиностроение

Ответ Соединенным Штатам

Разработки первого российского стелс-бомбардировщика проходят в режиме повышенной секретности, но все же некоторая информация просочилась в СМИ. Известно, что над его созданием трудятся в ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), и на данном этапе завершены работы над конструкторской документацией. Опытный образец создается в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА) под рабочим названием «Изделие 80».

Над концепцией российского стелса еще в 2009 году начало работать КБ «Туполев». Испытательные полеты планируется провести в 2025 году, а в серийное производство «Изделие 80» будет принято не раньше 2027 года. Немецкий аналитик Гернот Крампер полагает, что новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями, так как одной из задач конструкторов станет постепенная доработка модели – как это происходит с танком Т-14 «Армата».

«Изделие 80», по замыслу военных, должно будет прийти на смену самолетам дальней авиации Ту-95, а также частично взять на себя функции стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Его задачами станут: прорыв воздушной обороны противника и доставка ядерного оружия к месту запуска.

ПАК ДА конструируется по принципу «летающего крыла», что было реализовано в американских стелс-бомбардировщиках Б-2 «Спирит», выпущенных в конце 1980-х. Эта форма позволяет значительно снизить удельную массу планера и существенно увеличить массу полезной нагрузки. Кроме того, снижается эффективная площадь рассеяния и радиолокационной заметности самолета. Также конструкторы обмолвились о наличии бортового компьютера, способного анализировать воздушную и радиолокационную обстановку.

Точные характеристики машины пока неизвестны. Очевидно бомбардировщик будет иметь два двигателя, а дальность его полета без дозаправки сможет достигать 12 тысяч километров – более четверти окружности Земли. Предположительно он сможет нести до 30 тонн полезной нагрузки. По мнению экспертов, российский бомбардировщик по своим возможностям вряд ли будет превосходить американский аналог.

Почти достоверно известно, что новое детище КБ «Туполев» будет дозвуковым. Эта информация распространилась после появления параметров двигателя будущей машины на сайте госзакупок. Кто-то полагает, что это шаг назад в отечественном авиастроении, другие уверены, что сверхзвуковые самолеты имеют свои недостатки. На том же Ту-160 сверхзвук используется лишь в крайних случаях, например, для быстрого преодоления опасного участка. Работа двигателей в форсированном режиме сопряжена со значительным перерасходом топлива, что в иных случаях может привести к критическим ситуациям: авиалайнер рискует не вернуться домой.

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности. Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит

Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

Говорят эксперты

Американские эксперты уверены, что новое в военной авиации России необходимо для того, пробы сохранять доминирование в ядерном отношении. В США уже есть на вооружении девятнадцать невидимых бомбардировщиков B-2 Spirit. И теперь слово за Россией – будут ли в 2025 году введены в эксплуатацию двенадцать ПАК ДА первой эскадрильи? Военный эксперт из Румынии Валентин Василеску уверен, что будут, но вполне возможно, что и раньше.

Далее эксперты НАТО обсуждали технические характеристики будущего российского бамбардировщика. Они знают, что, скорее всего, Россия сделает новый бомбардировщик похожим на американские B-2 Spirit, невидимые для радаров. Гиперзвуковые самолёты обладают гораздо меньшим манёвром и имеют большую инерцию, а потому и двигатели ПАК ДА наверняка будут иметь большую тягу, тоже в точности так же, как это сделано на американских бомбардировщиках.

“Небесный тихоход”

Такому видению ситуации есть объяснение, и оно вполне резонно. Особенно в плане финансов. И действительно: сейчас ракеты стреляют быстрее, дальше, вот-вот будет достигнут гиперзвук. Зачем заставлять самолёт делать то, что ему в принципе делать не обязательно? Тем более что это необязательное выходит так дорого. Российский бомбардировщик ПАК ДА в эксплуатации будет буквально на порядок дешевле любой сверхзвуковой машины. Он не предназначен для того, чтобы прорываться с боями сквозь оборону, это воздушный арсенал, неспешно барражирующий в воздушном пространстве.

ПАК ДА (“Туполев”) будет нести дальнобойные крылатые ракеты – абсолютно смертоносный их запас. Например, Х-555 и Х101, которые летят от трёх до пяти тысяч километров. А есть и ещё одна – новейшая, как говорят, превосходящая всё, что до неё было, но о которой конкретика пока под секретом. В истребительной авиации появилась та же самая тенденция относительно скоростных характеристик. Например, F-22 Raptor, пятого поколения истребитель, он обладает исключительной манёвренностью и сверхзвуковой скоростью, но ни то, ни другое ему, скорее всего, не пригодится, поскольку не предполагается в современных военных действиях ближнего боя. Не пушки будут говорить, а ракеты, и входить в зону ПВО противника не нужно.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения – Т-50, а кабина будет выполнена в стиле “человека – компьютерного интерфейса” (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа – автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии “стелс” вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации

ПАК ДА расшифровывается ка перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА ставит задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Известно, что для конструкции будут использоваться радиопоглощающие материалы. В новом бомбардировщике будут максимально использоваться технологии «стелс», а в конструкции радиопоглощающие материалы. Кроме того, самолет планируют снабдить новейшими средствами радиоэлектронной борьбы.

Основные характеристики самолета на данный момент засекречены, но по имеющейся информации некоторые из них, все же, можно назвать с высокой степенью вероятности.

В 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»:

— к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;

— разработан аванпроект двигателя;

— сформирован перечень критических технологий.

Вариант — 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса «изделие 17C». Удельный расход топлива — 1 кг/км пути на 1 двигатель. Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО «Кузнецов» с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г.

Президент компании «Туполев» Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г., а затем КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся, ориентировочно, в 2017 г. Главным конструктором и первым заместителем директора программы ПАК ДА стал Михаил Юрьевич Асеев.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

«Перспективная работа»

Как указывают эксперты, ключевую роль в успешной реализации ПАК ДА должна сыграть разработка двигателя, который упоминается в СМИ под наименованием «изделие РФ».

На сегодняшний день информация о характеристиках нового двигателя весьма скупая. Тем не менее известно, что основная и дублирующая электронные системы агрегата двигателя позволят ПАК ДА совершать полёты продолжительностью до 30 часов.

«Такая продолжительность полёта позволит нести боевое дежурство в разных районах Мирового океана. Чем дольше стратегический бомбардировщик способен находиться в воздухе, тем выше его боевая устойчивость», — подчеркнул в комментарии RT редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.

  • Эскизное изображение ПАК ДА

По мнению специалистов, создание новой силовой установки — огромный вызов для «ОДК-Кузнецов». В то же время данная компания обладает необходимыми компетенциями для совершения научно-технологического прорыва, так как уже несколько десятилетий специализируется на модернизации агрегатов для отечественных стратегических самолётов.

По мнению эксперта, в основу «изделия РФ» легли наработки по модернизации НК-32. Предположение Литовкина подтверждается заявлением Павла Чупина о том, что коллектив «ОДК-Кузнецов» планирует вскоре завершить научно-исследовательские работы по разработке перспективного газогенератора для двигателя нового поколения в классе тяги 18—24 тонн-сил. Силовая установка будет использоваться в дальней и военно-транспортной авиации. 

Также по теме


«Живучесть и простота управления»: какими преимуществами обладает вертолётный двигатель ВК-2500П

Модернизированный двигатель для ударного вертолёта Ми-28НМ «Ночной охотник» успешно прошёл стендовые испытания. Об этом сообщили в…

«Перспективная работа, которая у нас сейчас ведётся, — это работа над двухвальным газогенератором для двигателей следующего поколения. Это газогенератор в том же классе тяги, что и газогенератор для НК-32… Проект по перспективному газогенератору сейчас рассчитан до конца 2022 года», — рассказал Чупин.

Эксперты полагают, что двигатель, над которым трудятся самарские конструкторы, позволит ПАК ДА подниматься в ближний космос и быстро разгоняться. В то же время «изделие РФ» по ряду важных характеристик будет отличаться от предшественника из-за отсутствия необходимости развивать сверхзвуковую скорость.

Также аналитики не исключают, что для ПАК ДА могут быть позаимствованы некоторые элементы из семейства двигателей ПД-14, которые создаются для гражданской и транспортной авиации. Работы по нему, как и по «изделию РФ», проводятся предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

  • Обновлённый двигатель для дальней авиации НК-32-02
  • РИА Новости

«Конечно, что-то из других разработок может быть позаимствовано, но основа двигателя для ПАК ДА — это всё же НК-32, который устанавливается на Ту-160. Учитывая концепцию этого самолёта, новый агрегат должен иметь малую сигнатуру, то есть малую заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах», — пояснил в беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Аналитик полагает, что появление ПАК ДА позволит Москве «быстро маневрировать стратегическими ядерными силами» и наносить удары, не входя в пределы действия вражеских систем ПВО-ПРО.

«Проекту ПАК ДА уделяется большое внимание, потому что он станет важным компонентом ядерной триады России. Стратегический бомбардировщик в отличие от наземной пусковой установки можно перебросить за тысячи километров

К тому же ПАК ДА — это ещё и имиджевый проект, подчёркивающий статус России как великой военной державы», — резюмировал Денисенцев.

Максимальное количество оружия, минимальная заметность

Нынешний куратор «оборонки» Юрий Борисов поставил задачу: бомбардировщик должен нести максимальное количество оружия, быть незаметным и в состоянии использовать любые аэродромы, сообщает профильный портал «Защищать Россию». Что касается вооружений, то, прежде всего, это будут крылатые ракеты большой дальности (2—4 тысячи километров), которые смогут нести не только обычные, но и ядерные боеголовки, поясняет Лавров. Сообщается, что в качестве основного оружия разработчики пока рассматривают ракеты Х-102, которые могут поражать наземные и морские цели.

Юрий Борисов поставил задачу: бомбардировщик должен нести максимальное количество оружия, быть незаметным и в состоянии использовать любые аэродромы. Фото Олега Тихонова

В арсенале нового самолета пока что обычное ракетно-бомбовое вооружение, сказал газете «Взгляд» военный летчик первого класса, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» генерал-майор Владимир Попов. Но в перспективе ПАК ДА могут оснастить и новейшими гиперзвуковыми ракетами — со способностью уничтожать цели в ближнем космическом пространстве. Таким образом, «изделие номер 80», как утверждается, может выполнить роль космического перехватчика.

Невидимость самолета для радаров должно обеспечить российское ноу-хау — специальное радиопоглощающее покрытие, а также максимально возможное применение композиционных материалов, отмечает портал «Новости ВПК». Что касается самой конструкции, то сделать «летающее крыло», вроде американского стелс, — это завидная мечта всех конструкторов, отмечает летчик-инструктор Андрей Красноперов.

«Самолет, который выглядит как одно крыло, без фюзеляжа, не встречает лишнего сопротивления. Летающее крыло, по правилам Жуковского, — это самая оптимальная вариация для экономии топлива. И по скорости и дальности полета — это полный выигрыш на фоне обычного самолета», — отмечает Красноперов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector