Форма военных летчиков (история изменения формы летчиков, рисунки, современная военная форма)

Форма летчиков РККА в период с 1935 по 1943 годы

К 1935 году  большая часть военнослужащих, принимавших участие в Гражданской войне, либо вышла в отставку, либо достигла значительных воинских должностей. В памяти молодого поколения не было острого неприятия старшихвоеначальников, как представителей господствующего класса. Были осознаны ошибки упразднения воинских званий в Красной Армии.

В 1935 году была проведена военная реформа и частично восстановлены воинские звания для командного составаРККА. Появились первые 5 маршалов. Самым младшим офицерским чином стал младший лейтенант. Различия в воинских званиях и должностях обозначались знаками различия, носимыми на петлицах (погоны всё еще были ненавистны) и нарукавных нашивках.

К 1935 году советская авиация занимала лидирующие позиции. Создавались самолеты, способные совершать межконтинентальные перелеты. Престиж военного летчика находился на самом высоком уровне, за всю историю существования ВВС.

Разработчики новой формы для воздушных сил не поскупились на многообразие комплектов одежды и её фасоны (дизайн). Был расширен ассортимент комплектов одежды для офицеров и рядового состава. Появились существенные отличия в крое, качестве материалов и сроках ношения. Было ранжировано ношение обуви:

  • хромовые сапоги – для всех офицеров;
  • юфтевые – для старшинского и сержантского состава (комначсостава – по терминологии РККА);
  • яловые или кирзовые – для рядовых.

Офицерское обмундирование образца 1935-1941 г.г. включало два комплекта.

Летний комплект:

  • Шинель двубортная (суконная облегченная);
  • Фуражка или пилотка;
  • Гимнастерка летняя (военно-полевая);
  • Бриджи-галифе хлопковые или суконные для строя;
  • Френч парадно-выходной;
  • Брюки на выпуск парадно-выходные;
  • Рубашка белая;
  • Галстук черный;
  • Перчатки белые;
  • Хромовые сапоги или ботинки с крагами;
  • Ботинки черные или коричневые для парадно-выходной формы.

Рисунок 3

Летний парадно-выходной комплект

Зимний комплект:

  • Шинель двубортная ч/ш;
  • Шлем суконный (типа «буденовка»);
  • Френч п/ш;
  • Гимнастерка п/ш;
  • Бриджи-галифе п/ш;
  • Сапоги хромовые или ботинки утепленные (с крагами);
  • Перчатки (коричневые).

Рисунок 4

Зимний комплект

Кроме летнего и зимнего комплектов формы, военные летчики и члены экипажей (летный состав) экипировались специальной одеждой: удлиненными кожаными пальто на меху, кожаными шлемофонами на меху, унтами, крагами, меховыми перчатками, летными куртками (с отстегивающейся меховой подкладкой), различными типами нательного белья из чистой шерсти, п/ш и хлопковой ткани.

Пилоты имели в комплекте летной формы шелковые шарфы.  Это – не пижонство, а практическая необходимость. Во время ведения воздушного боя, летчику приходилось сотни раз поворачивать голову. Любая ткань, кроме шелка, натирала шею и выводила пилота из строя. Поэтому, шелковый шарф – был отличительной чертой военного летчика (не только вРККА, но и армиях других стран).

Особое внимание было уделено знакам различия высшего, старшего, среднего и младшего комсостава. Неизменным оставался только цвет петлиц и выпушки – голубой:. Рисунок 5

Рисунок 5

Знаки различия высшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г.

Рисунок 6

Знаки различия старшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г.

Рисунок 7

Знаки различия младшего комсостава ВВСРККА1935-1943 г.г. и рядовых

Форма военных летчиков Российской Императорской армии (РИА)

История военно-воздушных сил царской России насчитывает всего 7 лет. Существовавшие до 1910 года отдельные отряды воздухоплавателей, поднимавшимся в воздух на воздушных шарах и дирижаблях (и даже воздушных змеях!!!), отдельным родом войск не числились и использовались исключительно для разведывательных и наблюдательных целей, корректировки огня, раннего оповещения о приближении противника.

Организатором и первым руководителем военно-воздушных сил Российской Империи стал дядя Императора Николая II великий князь Александр Михайлович. Именно по его инициативе (на частные пожертвования великокняжеской семьи и русских меценатов и промышленников) 30 января 1910 года начал создаваться воздушный флот Империи. Были направлены во Францию, для изучения возможностей самолетов и обучению полетам русские воздухоплаватели Л.Мациевич, С.Ульянин, Г.Пиотровский, Б.Матыевич-Мацеевич, М.Зеленскийи М. Комаров. Одновременно с ними на обучение технической стороне обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов была направлена группа из 6 нижних чинов (унтер-офицеров) которые должны были стать первыми авиационными техниками и начать обучение личного состава после возвращения.

Эти 12 военнослужащих не имели единой военной формы, которая бы обозначала их принадлежность к новому роду войск. Офицеры набирались исключительно на добровольной основе. В основном, это были морские офицеры и средние чины инженерного корпуса. Поэтому, первая форма военных летчиков была черной. Так как и военно-морские офицеры, и военные инженеры носили черную форму с золотыми или серебряными пуговицами.

Уже 12.08.1912 года воздухоплавательные части были выведены из подчинения инженерного управления и переподчинены специально созданному органу, по существу – Главному командованию нового рода войск —  Воздухоплавательной части ГенштабаРИА. Командующим новым родом войск был назначен генерал-майор М.И.Шишкевич. С этого момента у военных летчиков появилась собственная военная форма ВКС.

Не смотря на то, что участие военной авиации в Первой Мировой войне было довольно активным, а Российская Империя, первой в мире, применила в боях тяжелые бомбардировщики тапа «Илья Муромец», воздушный флотРИА, по сравнению с другими родами войск, был крайне малочислен. На формирование формы, которую носили первые военные летчики оказали влияние два фактора:

  • Пик развития военной авиации пришелся на военные годы. Традиционно форма российской армии создавалась по прусским образцам (со времен Петра I). Но, так как Российская Империя вела войну с Германской Империей, русский царь (на 99% немец), был ярым русским националистом, он пожелал, чтобы все сходства в форме с немецкой — были упразднены.
  • За образец была взята английская, отчасти французская форма.

Форма военных летчиков времен Первой Мировой войны эта коричневые френчи английского образца, галифе такого же цвета. Так как шла война, полевая форма почти не отличалась от парадно-выходной. Отличительной особенностью летной формы стали кожаные тужурки, кожаные штаны, удлиненные и утепленные мехом кожаные пальто, краги, надевавшиеся на ноги и на руки, кожаный шлем на меху и очки-«консервы». 

Военные летчики были почти неотличимы по форме одежды от  самокатчиков, водителей бронеавтомобилей, мотоциклистов и автомобилистов.  У всех представителей «технических» войск была популярна практичная и не маркая черная кожаная одежда, прекрасно защищавшая от влаги и холода, легко подвергавшаяся чистке и устойчивая к механическим повреждениям.

РИСУНОК 1

ЛетчикиРИАв полевой и летной кожаной форме одежды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector