Производитель велосипедов stels: отзывы о бренде, модельный ряд и советы по выбору

Общий дизайн

Общая конструкция самолета-невидимки всегда направлена ​​на уменьшение радиолокационного и теплового обнаружения. Первоочередной задачей разработчика является выполнение следующих условий, которые в конечном итоге определяют успех самолета:

  • Снижение тепловыделения от тяги
  • Уменьшение обнаружения радара за счет изменения некоторой общей конфигурации (например, введение раздельного руля направления)
  • Уменьшение обнаружения радара, когда самолет открывает отсек вооружения
  • Уменьшение обнаружения инфракрасных лучей и радаров при неблагоприятных погодных условиях

«Стелс» всегда похож на шедевр кубизма

Самые первые стелс-самолёты выглядели и правда крайне необычно. Ломаные формы, никаких гнутых линий и плавных переходов. По сей день, когда мы говорим о малозаметных самолётах, в голове рождается именно такая картинка.

Но в конце 80-х годов образ таких машин стал меняться. Уже В-2 выглядел почти как нормальное летающее крыло, F-22 и F-35 походили на вполне обычные самолёты. Многие решили, что произошёл частичный отказ от «стелса» в пользу нормальной аэродинамики, чтобы самолёты не летали, как кирпичи.

На деле, эти изменения стали результатом развития вычислительных мощностей. Рассчитать «стелс» без применения компьютеров просто невозможно. В 70-х годах развитие вычислительных мощностей позволяло считать только объекты, состоящие из плоскостей. Оттого и пошли такие необычные формы, которые через пень-колоду заставляли летать. Но компьютеры совершенствовались быстро, и скоро стало возможно рассчитать куда более сложные, но привычные для нашего глаза и для аэродинамики формы, сохранив высокий уровень незаметности. Правда, на объектах вроде кораблей пока альтернатив ломаным формам нет — слишком уж большие.


Одним из самых незаметных самолётов, когда-либо летавших, считается американский Bird of Prey. Говорят, его ЭПР даже чуть ниже, чем у F-117. А ломаных форм нет совсем

«Сбил тебя наш лётчик Ли-Си-Цын»

Командовал историческим расчётом подполковник Золтан Дани, этнический венгр. Чтобы никто не догадался, в югославской прессе его называли Гвозден Дюкич и Зоран Дакич. Другим членам расчёта тоже придумали псевдонимы.

Так, подполковник Джордже Аничич стал Анджелко Дворджевичем, капитан 1-го класса Санад Муминович — Ненадом Миновичем, сержант 1-го класса Джордже Малетич — Милетой Джорджевичем, а сержант 1-го класса Владимир Любенкович — Любиславом Вадичичем.

Джордже Малетич позже вспоминал, что после пуска услышал сильный взрыв. Не иначе бомбят! Выскочил из своей кабины, где отвечал за снабжение комплекса электричеством, — всё в порядке, это реактивная струя от ракет при старте отбросила на кабину камни с земли.

Обломкистелса»(фото: Петар Милошевич)

Второго мая всё тот же 3-й дивизион сбил двумя ракетами(первая не вошла в луч управления) истребитель-бомбардировщик F-16CG. Пилота Дэвида Гольдфейна вытащила поисково-спасательная группа, как и в первый раз. А обломки остались сербам на память.

Это единственные достоверно подтверждённые победы югославской ПВО за все 78 дней войны. Официально министерство обороны Югославии заявило, что сбило 61 самолёт, семь вертолётов, 30 беспилотников и 238 крылатых ракет.

После войны Золтан Дани утверждал, что, мол, лично доработал радар П-18, чтобы тот смог засечьстелс». Также намекали на наведение ракет тепловизорами. Однако другие офицеры расчёта опровергли выдумки — как они могли не знать о секретныхапгрейдах»?

Отдельные журналисты договариваются до того, что и В-2, стратегический стелс-бомбардировщик, тоже сбили! И не один! Просто   власти скрывают». Уж тут-то все самолёты известны по именам — куда потерю спрячешь?

В американском журнале National Interest недавно возложили вину не на секретное оружие, а на своё же планирование. Самолёты летали по шаблону, пилоты часто трепались по радио — вот засаду и устроили.

Точные выводы военных неизвестны, но специалисты также сходятся на этой версии — если долго летать по одному маршруту, рано или поздно зенитчики поймут, куда стрелять. Хотя некоторые радетели за славу американской техники по сей день утверждают, что 117-й упал сам.

  Ночные ястребы» совсем неуязвимыми никогда не считали. В рамках большой авиационной войны, когда одновременно летят крылатые ракеты и сотни самолётов, ПВО громят с размахом — истелс» успешно действует.

К началу нулевых F-117 и правда чуть-чуть устарел. Да, он был достаточно незаметным, но и ПВО на месте не стояло. При этом у F-117 — не лучшие лётные характеристики и минимальный набор РЭБ, который может помочь с прорывом ПВО. Потому в 2006 году его и сняли с вооружения. На одной незаметности в наше время больше не уедешь.

С той ночи, когда над Югославией сбилистелс», прошло двадцать лет. Много раз спорили, какой была бы судьба Югославии, если бы её президент Слободан Милошевич купил у России современные зенитные комплексы С-300. Лидер Ливии Каддафи тоже не купил, и судьба его была печальной. Другие же страны учли уроки — не забывают крепить оборону.

Так, на всякий случай.

«Костюм» для МиГ-29

А истребители МиГ-29 «одевают» в цифровой камуфляж. Пиксели наносятся на фюзеляж в определенном порядке. В зависимости от расстояния они образуют группу пятен разного размера и помогают скрыть очертания самолета. Замечали, что силуэты современных истребителей имеют необычную геометрию? Это сделано для того, чтобы превратить самолет в невидимку.

«Сейчас самолеты, в том числе и наши, делают так, чтобы конструкция всячески поглощала локационные лучи. В силу преломления узлов на самолетах антенна локатора видит не сам самолет, а то отражение, которое ушло от самолета в сторону», — поясняет военный эксперт Василий Дандыкин.

Технология стелс напоминает мяч, отскакивающий от стены. Радиолокационная станция излучает радиоволны, и если они отражаются от самолета, то объект виден на радаре. Чтобы этого не произошло, истребителям придают необычную форму и покрывают их спецсоставами. Таким образом, «мяч» попадает в желеобразную стену и не отскакивает обратно. Обмануть радар противника помогает радиопоглощающий или прозрачный материал. Оба варианта возможны и даже дополняют друг друга.

«Стелс» придумал советский учёный

Как ни удивительно, но источник этого мифа — мемуары Бена Рича, главы Skunk Works времён создания там F-117 и F-22. Американец пишет, что в начале 70-х им в руки попался перевод книги советского профессора Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции» 1962 года. И якобы именно благодаря этой находке удалось запустить программу ECHO-1, которую впоследствии использовали для создания F-117.

Отсюда пошли разговоры и о наших глупых генералах, что проглядели передовую концепцию, и, наоборот, о том, что это была специальная операция КГБ, чтобы американцы занялись «выдуманным» «стелсом».


Пётр Яковлевич Уфимцев

Подтверждается эта история и тем, что Уфимцева сразу после развала СССР пригласили работать в США — именно над технологиями «стелс».

На ту же тему

Советские «невидимки»: был ли «стелс» в Советском Союзе

Так что же, «стелс» — русское изобретение?

Во-первых, мемуары — плохой исторический источник. Особенно мемуары такого человека, как Бен Рич. А во-вторых, новые документы, рассекреченные в последнее время, а также воспоминания других участников работ над F-117 позволили пролить свет на эту историю. Работа Уфимцева и правда была использована, но не как основа, а лишь в процессе доведения программы до ума. Американцам просто не пришлось тратить пару месяцев на расчёты, уже сделанные советским профессором.

Почему Рич так переиначил эту историю? Возможно, просто забыл. А может, были на то какие-то неизвестные причины.

Самое обидное, что работа Уфимцева и правда могла стать основой для советского «стелса», если бы ей уделили больше внимания. Да и сам Уфимцев после иммиграции в США достиг на этом поприще серьёзных успехов, а значит, вероятно, мог развить технологию и в СССР, будь на неё запрос.

Оригинальная история

Докризисная версия невидимого самолета была необходимостью, потому что до того, как Кризис на бесконечных землях переписал историю Чудо-женщины — наряду с историями многих других героев — Чудо-женщина просто не могла летать. Она становилась все более могущественной в Серебряном веке комиксов и за его пределами, приобретая способность управлять ветровыми течениями, что позволяло ей имитировать полет на короткие расстояния. Однако у этого были ограничения; например, если бы не было ветра и воздух был совершенно неподвижен, она оказалась бы в ловушке на земле или, если бы ее уронили с расстояния, она бы беспомощно упала из-под контроля на землю. Хотя это означало, что она будет реже полагаться на невидимый план, она всегда нуждалась в нем.

Невидимый самолет был создан Дианой в молодые годы на Райском острове. Она создала его, чтобы улучшить самолеты ее матери, которые будут сбиты в Мире Человека. Результатом ее нововведения стал самолет-невидимка, который мог бесшумно летать с потрясающей скоростью и не быть обнаруженным враждебными силами, что позволяло избежать неприятного конфликта. Изначально он изображался прозрачным.

Невидимый самолет появился в самых первых комиксах, включая All-Star Comics # 8, где он показан как способный летать со скоростью более 2000 миль в час (MPH) и излучать радужные лучи, которые проникают сквозь туман вокруг Райского острова. , а также незаметное приземление и наличие встроенного радио. Чудо-женщина хранит самолет на заброшенной ферме недалеко от Вашингтона, округ Колумбия, в сарае; она идет туда как лейтенант принц и переодевается в некоторых из самых ранних сказок. Хотя об этом прямо не говорится, самолет предположительно хранится там, когда не используется до конца докризисной эры. В рассказе, написанном вскоре после этого, он летит со скоростью 40 миль в секунду.

Вскоре после этого телепатические способности тиары Чудо-женщины позволяют ей вызывать ее, часто паря или нападая на Военное министерство, и она выходила по веревочной лестнице. Она использует самолет, чтобы летать в космос, и часто перевозит Этту Кэнди и Холлидей девочек, Стива Тревора или других. В 1950-х годах самолет превратился в реактивный самолет, и его часто показывали летящим над офисом лейтенанта Принса; Она на суперскорости сняла форму и бросилась к самолету. Хотя для удобства читателя Самолет изображался полупрозрачным, диалоги в сюжете указывали, что на самом деле он был полностью невидимым или, по крайней мере, мог стать таким, когда возникла необходимость. ( DC Comics представляет … # 41)

Чудо-женщина продолжала использовать самолет для сверхскоростных, космических и многомерных перевозок до тех пор, пока не наступила эра без двигателя Дианы Принс. Когда в 1973 году «Чудо-женщина» возобновила сверхмощные костюмированные операции, она продолжала использовать реактивный самолет, как и раньше, но парила на воздушных потоках на короткие расстояния. В какой -то момент, Афродита предоставляется Плоскость право летать быстрее , чем скорость света для любых межзвездных путешествий ее чемпионом может предпринять. ( Wonder Woman Vol. 1 # 261) Благодаря мастерить по гремлинов , Самолет даже развитым интеллектом и силой говорить. ( Wonder Woman Vol. 1 # 312) Самолет оказался хорошим другом, готовым помочь своей «любовнице» и ее близким любым возможным способом. Особенно хорошо он поладил со Стивом Тревором.

ЛУЧШИЕ ГОРОДСКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ СТЕЛС

Городские велосипеды предназначены для неспешной езды по асфальтированным дорогам или для коротких путешествий по ровной загородной местности. На ситибайках можно отправляться на работу в деловой одежде или навещать друзей в спортивном костюме. Такие утилитарные модели больше всего напоминают старые советские велосипеды, их предпочитают покупать женщины и пожилые люди.

1. STELS Navigator 110 Lady 26 1-sp V010 (2019)

Многие женщины предпочитают классические односкоростные велосипеды без наворотов. К тому же наличие рамы не желательно. Именно под эти требования и подходит модель STELS Navigator 110 Lady 26. Для езды по городу или по проселочным дорогам в байке имеется все необходимые детали. Это жесткая вилка, надежная рама, задний ножной тормоз, дополнительный ручной тормоз, алюминиевые ободья, металлические крылья, два багажника, звонок и подножка. При массе байка 18 кг модель позволяет кататься женщинам массой до 110 кг. Красивые женские ноги защищены от цепного привода эффективным щитком.Так же на велосипеде имеется мягкое и удобное сидение, которое позволит комфортно передвигаться даже на большие расстояния.

Пользователи в отзывах отмечают отличный дизайн велосипеда STELS Navigator 110 Lady 26, надежность и долговечность. Велосипед собран качественно, он позволяет развить достаточно высокую скорость. К недостаткам модели можно отнести отсутствие амортизации.

2. STELS Pilot 370 16 V010 (2019)

Оптимальное сочетание высокой скорости и отменной проходимости имеет велогибрид STELS Pilot 370. Модель оснащена складной рамой, что делает байк мобильным и удобным в транспортировке. Маленькие колеса 16 дюймов компактно уместятся в багажнике при перевозки в автомобиле. К тому же благодаря алюминиевой раме производителю удалость снизить вес велосипеда до 12,7 кг. Высокую скорость на шоссе обеспечивает байку 6-скоростная трансмиссия Shimano, а эффективно замедлять велосипед позволяет надежные V-образные тормоза. Для комфортного перемещения по пересеченной местности имеется усиленные ободья с двойными стенками.

Пользователи высоко оценивают как скоростные качества велогибрида, так и поведение его на пересеченной местности. К недостаткам можно отнести пластиковые педали.

3. STELS Energy III 26 V030 (2019)

Городской трехколесный велосипед STELS Energy III 26 выполнен в ретро-стиле. Байк оснащен простейшей трехскоростной трансмиссией, зато необычная конструкция позволяет перевозить малогабаритные грузы. В комплекте с велосипедом идут две корзины, одна из которых монтируется на руль, а другая устанавливается сзади. Комфорт при езде обеспечивает подпружиненное седло, т. к. вилка выполнена в жестком исполнении. Несмотря на алюминиевую раму, трехколесный велосипед имеет большой вес (28,4 кг), что придает устойчивость байку при быстрой езде. Производитель применил два вида тормозов, спереди установлена система V-Brake, а заднее колесо замедляется с помощью классического ножного механизма.

К плюсам трехколесного велосипеда пользователи относят возможность перевозки грузов, ретро-стиль, простую конструкцию. Среди негативных отзывов чаще всего упоминаются недолговечные комплектующие, а также гремящая задняя корзина.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам. К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.


«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы. На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).

История создания

Был разработан только проект F-117 наземного базирования — F-117A. Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.

Обозначение и название

Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. дословно -Ночной Ястреб, правильно – Козодой), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям. Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.

Астра, младшая сестра Манты

Обычный TR-3 выглядел слишком по-земному, недостаточно загадочно. Потому уже в середине 90-х годов в конспирологической среде стала распространяться информация, будто самаМанта» — всего лишь прикрытие для куда более таинственного летательного аппарата.

Не желая бросать уже раскрученное название, новую легенду назвали TR-3BАстра»(изначальный TR-3 получил приставкуА» к названию). Если TR-3A — это адаптация неземных технологий к нашей технике, то TR-3В земного наследия лишился почти полностью. Выглядел он как настоящий чёрный летающий треугольник, с огнями по углам и антигравитационными двигателями в центре.

Одна из реконструкций TR-3BАстра». Хорошо виден главный отличительный признак — массивный антигравитационный двигатель

Характеристики, которые иногда приписывают TR-3В, поистине фантастические. К антигравитации и телепортации добавились сверхсветовая скорость, возможность перехода в другие измерения и даже путешествия во времени. В общем, нормальная машина, находящаяся на вооружении то ли США, то ли одного из многих тайных мировых правительств(от Кабала до различных Четвёртых рейхов), а то и вообще инопланетных оккупационных сил. В чуть менее безумных теориях на TR-3В обходятся одной лишь антигравитацией.

Взлёт TR-3В из ангара в Зоне 51

За пару десятилетий существования мифа о TR-3 появились рассказы не только очевидцев и правдорубов, но даже пилотов этого летательного аппарата. По их словам, обычный TR-3A используют ВВС США для боевых операций против обычных противников и на ближней орбите земли. Так, именно с него при помощи маскировочного поля нанесли удары по башням-близнецам и Пентагону в 2001 году.

Активно применяютМанту» в нынешних секретных операциях против Ирана и Северной Кореи. А TR-3B стоит на вооружении у куда более серьёзных организаций, которые ведут войну не только в нашей системе, но и за её пределами — и даже в иных временных потоках.

TR-3B быстро стал героем множествафотошопов», выдаваемых за реальные фотографии НЛО

Важной отличительной особенностьюАстры» является использование для её пилотирования мощнейшего искусственного интеллекта. В одних теориях — это настоящий ИскИн, в других — заточённый разум инопланетянина

Но все сходятся на одном — пять пилотов TR-3B на самом деле не контролируют аппарат, а служат скорее усилением для реально управляющего ИИ.

Про вооружение TR-3B известно куда меньше. Обычно о нём или вообще не упоминают, или ограничиваются общими фразами в стилеоружие на иных физических принципах». Чаще всего TR-3B используют для разведки или слежки за правдорубами. Каждого уважающего себя конспиролога хоть раз преследовал чёрный треугольник.

Внешний вид TR-3B даже успели запатентовать, вместе с антигравитационным двигателем

Но на TR-3B фантазия не остановилась. В начале нулевых годов конспирологи заговорили о раскрытии нового секретного проекта TR-6. Куда делись номер четыре и пять, конечно же, не прояснялось.

Вместо обычного названия аппарат получил красивый акроним TELOS — Transatmospheric Electrogravetic Low Observation Surveillance. Источником легенды послужили наблюдения в 90-х годах необычных НЛО, которые очень уж напоминали увеличенный В-2. Быстро пошли разговоры, что, мол, появился новый антигравитационныйстелс». В принципе, TR-6 приписывают очень похожие на TR-3 характеристики, и даже рассказы о них — часто одни и те же.

Основная отличительная особенность TR-6 — его размеры

История с TR-3 отлично показывает, как формируются самые бредовые мифы. Если всё началось с достаточно здравой мысли и здравых же попыток понять, куда делся стелс-разведчик, то кончилось всё обычными сказками, где антигравитационные аппараты воюют в прошлом чуть ли не с демонами. В отличие от некоторых других историй о секретных самолётах, про TR-3 можно точно сказать — это всего лишь результаты выдумки.

Хотя, может, и эта статья пытается скрыть от вас правду? Кто знает…

Технология «Стелс». Опыт прошлых лет.

Как известно, основным секретом существующей технологии «Стелс» являются специальные формы объектов, в данном случае имеется ввиду фюзеляж самолёта. Для того, чтобы понять всю сущность, достаточно вспомнить школьный курс физики, а точнее закон, согласно которому, луч, в том числе это относится и к радиоволне, падающий на поверхность, отражается от неё под углом, равным углу падения. Однако, достаточно вспомнить формы знаменитых американских малозаметных для радиолокационных станций самолётов, у которых имелся весьма большой минус – от конструкции отражались далеко не все волны, а лишь определённой частоты, причём, связано это было с недостаточно хорошо продуманной конструкцией самолёта, в котором проектировщики главным образом сконцентрировались на сокрытии контуров.

Таким образом, истребители и бомбардировщики США оставались главным образом малозаметными при слежении за ними с воздуха, однако, при радиолокации с земли, объект был заметен весьма хорошо, ввиду чего известно несколько случаев, когда самолёты-«невидимки» подвергались обстрелу и даже были уничтожены.

А была ли командировка?

Неожиданно на первое место среди всех домыслов ворвалась идея, будто F-117 летали «немножко» повоевать в Сирию. Слухи о подобном ходили ещё в 2014 году, когда участившиеся полёты некоторые «эксперты» объясняли именно подготовкой к заграничной командировке. Больше ни единой капли информации об этом не появлялось.

В начале марта 2019 года голландский авиационный журнал «Скрэмбл» (уже пару раз замеченный в «фэйках»), комментируя фотосессию, заявил о достоверных источниках, подтверждающих, что минимум четыре F-117 не просто попали в Сирию, но и активно там повоевали. Один самолёт якобы разбился — или от огня противника, или от технических проблем. И, хотя никаких других подтверждений или хотя бы слухов не было, многие сразу приняли информацию за правдивую.

Особенно хорошо она зашла в Рунете. Кто-то смеялся над американцами, что вместо современных машин им пришлось использовать старенькие F-117. Кто-то объяснял их участием эффективность израильских атак против сирийского ПВО.

Были также попытки разобраться, зачем такая «командировка» потребовалась американским военным

Важное преимущество «Ястреба» в сравнении с современными стелс-машинами — больший бомбовый отсек и возможность наведения бомб по лазерному лучу. Этот метод хоть и требует подобраться к цели поближе, но помешать ему за счёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы) очень сложно

Якобы именно так пробили «непробиваемый» зонтик над Сирией. Да и потерять в бою старенький F-117 не столь страшно, как новую машину. А тут ещё люди вспомнили о другом слухе: якобы часть «ястребов» не списали, а превратили в беспилотники — может, над Сирией летали именно такие бездушные и незаметные убийцы.

Сброс с F-117 бомбы с лазерным наведением GBU-28 (фото: Edward Snyder)

Куда вероятнее, что задачи F-117 будут выполнять новые ударные беспилотники. Правда, пока довести их до ума не выходит. Это один из немногих аргументов «за» в данной истории.

Сами американские военные на вопросы отвечают уклончиво: «„Ночные ястребы“ используются для испытаний в рамках работ над более совершенными стелс-машинами, в том числе в программе В-21 „Рейдер“». Конечно, к ответам официальных лиц принято относиться с большим недоверием, особенно в США, — ведь явно что-то скрывают. Но почему бы и правда не использовать для испытаний старенькие «ястребы» вместо F-22 и F-35 с их дорогим и ценным ресурсом? Это решение выглядит вполне логичным.

Вместо фотографий из Сирии пока куда чаще встречаются фото с перевозкой F-117 на утилизацию

Другой вариант использования — для тестирования новых радаров и систем ПВО. В последнее время США совсем утратили стелс-монополию. Самолёты-невидимки появляются не только у союзников, но и у возможных противников. Тут-то списанные машины снова оказываются к месту. Их ещё можно использовать в качестве «агрессоров» для тренировки американских лётчиков и зенитчиков в борьбе с малозаметными целями.

Версия с «командировкой» в Сирию ничем не подтверждается, и при этом она далеко не самая вероятная. Можно ли точно сказать, что всё это лишь слухи? Всё же нет. Но если в ближайшее время не появится хоть какое-то подтверждение, факт, что никакого возвращения F-117 в небе над Сирией не было, будет практически доказан.

Ударный «стелс»

Однако были у СССР не только стелс-разведчики, но и более серьёзные самолёты. Ещё со второй половины 70-х в КБ Сухого шли работы над проектом Су-24БМ. По сути, это было эволюционное развитие обычного Су-24. Размеры побольше, двигатели помощнее, летает выше и быстрее, несёт более крутое вооружение с электроникой. Но постепенно проект рос, и к 1981 году от Су-24 осталась лишь часть крыла.

Посмотрев на это, военные отказались считать машину просто модернизацией и решили дать старт полностью новому самолёту. К требованиям крейсерского сверхзвука добавили ещё и уменьшение заметности в радиодиапазоне. Так новая программа Т-60 стала полноценным ударным «стелсом».

В поздних проектах Су-24БМ (Т-6БМ) просматриваются черты будущего Су-34

Запасным вариантом было создание ударного самолёта из Су-27 с крылом по типу F-16XL. В этом проекте также использовались решения по снижению заметности. В итоге из него и вырос Су-34

Постепенно «шестидесятый» повторял судьбу проекта 24БМ — машина всё больше изменялась и усложнялась. То, что началось как тактический бомбардировщик, уже было нацелено на замену не только Су-24, но и Ту-22МЗ, а в увеличенный бомбоотсек влезали даже ракеты с Ту-160.

Сочетание крейсерского сверхзвука и высокой незаметности ещё больше усложняло и удорожало проект. Кроме того, вокруг Т-60 начали плести интриги.

КБ Сухого видело в новой машине возможность отбить у КБ Туполева стратегическую авиацию и заводы для производства таких самолётов. Туполевцы не могли не сопротивляться этому — и не только ставили палки в колёса «шестидесятого», но и проектировали свою собственную стелс-замену Ту‑22М3.

Возможный внешний вид одного из вариантов Т-60/Т-54 (фото: paralay.com)

Конкурент проекта «Сухого» — стелс-бомбардировщик Ту-170

В итоге проект Т-60, поменявший название на Т-54, дожил до 1994 года и тогда был закрыт. Можно сказать, что виноват был развал СССР, но, скорее всего, и сохранись Союз — ничего бы не вышло. Слишком велики были требования к машине и слишком много было вокруг неё интриг и споров. Тем не менее, наработки по Т-60 и Т-54 даром не пропали. Часть из них перекочевала на истребитель-бомбардировщик Су-34, часть досталась по наследству Су‑57.

Реконструкция внешнего вида Т-60/Т-54 на основе описания

Рождение Bird of Prey. Хищная птица взмывает в небо

Bird of Prey в полете

Фото: Boeing

11 сентября 1996 года Bird of Prey впервые поднялся в небо над озером Грум (также известным как Зона 51) с полковником ВВС Дугом Бенджамином за штурвалом. Подобно своему тезке – хищной птице, маскировавшейся, чтобы скрыться от вражеских звездолетов, – Bird of Prey компании Boeing выполняла свою работу за счет скрытности, а не впечатляющих характеристик.

Полковник Бенджамин оторвал самолет от земли и оставил шасси выпущенными, выявив первую из ряда проблем. Во время испытаний в аэродинамической трубе модель показала хорошие результаты, но все тесты проводились с убранным шасси. Вскоре Бенджамин понял, что сопротивление, создаваемое шасси, по меньшей мере в три раза сильнее, чем они предполагали. У самолета также были проблемы с устойчивостью, тщательно и методично отработанные в последующих полетах.

Важно

Звезда Давида на крыле. Почему израильские ВВС – одни из лучших на Ближнем Востоке

За следующие три года команда выполнила еще 37 успешных полетов на единственном созданном ими прототипе Bird of Prey, которым управляли Бенджамин и два летчика-испытателя компании Boeing – Руди Хауг и Джозеф В. Фелок III.

Несмотря на бесхвостую конструкцию и крылья чайки, самолет вплоть до своего последнего полета в 1999 году считался аэродинамически устойчивым даже без компьютерной коррекции, которой пользуются современные стелс-истребители.

Имея крейсерскую скорость всего около 483 км в час, этот стелс-самолет был медленнее, чем C-130 Hercules, а его эксплуатационный потолок в 6100 метров означал, что он мог подниматься менее чем на половину высоты P-51 Mustang времен Второй мировой войны. Однако, подобно F-117 Nighthawk, над которым Вичман работал ранее, Bird of Prey не ставил перед собой цели обогнать истребители своего времени. Его задачи были гораздо шире.

Команда Phantom Works не только доказала, что тоже может построить стелс-самолет, но и сумела сделать все это менее чем за 67 миллионов долларов. С поправкой на инфляцию это означает, что Phantom Works Вичмана успешно спроектировала, создала прототип и совершила полет стелс-платформы «с чистого листа» примерно за 111 миллионов долларов, что меньше стоимости покупки одного F-35B сегодня.

The Bird of Prey – уникальная разработка Boeing

«Своевременные инвестиции в опытные технологические образцы, такие как Bird of Prey, позволили компании Boeing встать у истоков трансформации нашей отрасли, – сказал в 2002 году Джим Албо, президент и генеральный директор компании Boeing Integrated Defense Systems. – Мы изменили подход к проектированию и созданию самолетов».

Современные «самолеты невидимки»

Программу F-117 окончательно закрыли в 2008 году, а основное финансирование прекратили еще раньше, перебросив на проект истребителей пятого поколения — ATF. Проверив на практике, как работает технология стелс на бомбардировщиках, взялись за истербители.

Прототипы. YF-22 от Lockheed/Boeing и YF-23 от Nortrop. На этом фото хорошо видна параллельность граней крыла и хвостового оперения

Истребитель, это не бомбардировщик, жертвовать летными характеристиками нельзя. Нужно быть быстрым, маневренным и малозаметным одновременно.

В этот раз в конкурентной борьбе участвовали сборные команды Lockheed + Boeing + General Dynamics с прототипов YF-22 и Northrop + McDonnell Douglas — YF-23. Инженеры из Локхид все таки выиграли первый приз и контракт на постройку 382 самолетов.

F-22 Raptor. Плоские сопла двигателя

Правда, построено было гораздо меньше, всего 187 (не включая опытные экземпляры).

Для обеспечения малой заметности были использованы все известные стелс методы но без ущерба для аэродинамики:

  • рассеивающая радиоволны форма
  • плавное сопряжение крыла с фюзеляжем
  • покрытия и материалы
  • крупные детали
  • минимально-возможные зазоры на стыках
  • плоские сопла
  • s-образные каналы воздухозаборников спереди и радар-блокеры сзади
  • пилообразные створки….

Если посмотреть сверху на оба прототипа, заметно, что кромки крыла и хвостового оперения параллельны друг-другу. Тоже самое, при взгляде спереди, вертикальное хвостовое оперение параллельно линиям воздухозаборников. Все это служит той же задаче — снизить радиолокационную сигнатуру, отразив сигнал в сторону.

F-22 спереди, параллельность линий хвостового оперения и воздухозаборников

Если бы кромки были не параллельны, волна, отразившаяся от крыла и от хвостового оперения радиоволна, имела бы разное направление и часть сигнала могла бы вернуться обратно к антенне РЛС.

YF-23 Black Widow

В общем, весь большой набор стелс-хитростей был использован. А в дополнение к уже описным трюкам добавился «беспереплетный» фонарь (на F-22) и большое количество используемых неметаллических материалов (углепластик, керамика и т. д.). По разным данным доля композитных материалов в конструкции составляет то ли 40% то ли 60%.

Не так просто дело обстояло с «младшим» истребителем F-35. Он проектировался сразу в трех модификациях. Одна из которых вертикального взлета и посадки.

Для чего нужно было поворачивать сопло единственного двигателя вниз, для создания тяги. А это, в свою очередь, не позволило использовать плоское сопло (потери в котором выше, чем в круглом). И беспереплеточного фонаря на F-35 тоже нет. Тем не менее весь остальной набор присутствует.

F-35, видны все признаки «самолета невидимки»

Сопло то круглое, но все же имеет зигзагообразный контур, и это сделано не для красоты.

Заключение

Какой можно подвести итог? За свои деньги в бюджетном ценовом сегменте велосипеды STELS достаточно неплохой вариант, у которого есть как сильные стороны (дешевизна и неплохая комплектация за эти деньги), так и некоторые недочеты. Если вы любитель покататься на дальние расстояния (80+ км в день), то от покупки Стелса я бы все же посоветовал воздержаться (мы не говорим, что он не сможет проехать такое расстояние, просто надежность дешевых велокомпонентов вызывает сомнения, а поломаться где-нибудь в поле далеко от дома так себе ситуация), или выбирайте более дорогие модели от данного производителя. Ну, а для ежедневных поездок по городу, в парковой зоне, для велопрогулок он вполне подойдет. Главное правильно выбрать велосипед и проверить его перед покупкой. Предлагаю провести опрос по данной теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector