Новые ракеты для ту-160м2. это даже не «калибры» и не «х-101». всё на много серьёзнее

Конструкция

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно российские комплектующие. Использует комбинированную систему наведения: инерциальная система с оптико-электронной коррекцией; на конечном участке используется головка самонаведения. Может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели. В отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км. Ракета способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Что известно о новейшей российской крылатой ракете Х-101?

Детальная информации о проекте Х-101 до сих пор засекречена. По данным из открытых источников, крылатая ракета была разработана машиностроительным конструкторским бюро Радуга в период 1995-2013 годов. Ракета имеет стартовую массу 2400 кг, 400 из которых приходятся на боевую часть. Дальность поражения 5,5 тыс. километров. В настоящее время Х-101 производится серийно для стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС.

Крылатые ракеты Х-101 это ракеты воздушного базирования большой дальности, нового поколения. Они приняты на вооружение стратегической авиацией России. Соответственно, есть ракеты в ядерном и неядерном оснащении. Все ракеты, которые использовались ВКС России по уничтожению позиций Исламского государства были в неядерном оснащении. Дальность их пуска позволяет наносить удары, находясь в воздушном пространстве России. Российская авиация использовала именно этот тип ракет, так как именно крылатые ракеты позволяют наносить максимально высокоточные удары.

Технические характеристики ракеты

Длина около 7,5 м.

Размах раскладываемого крыла 4,55 м.

Диаметр корпуса 0,750,8 м.

Масса топлива 1250 кг.

Максимальная скорость 250270 м/с.

Дальность полёта около 5000 км.

Силовая установка двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс.

Ядерный вариант ракеты Х-102 .

Су-34 ,

Ту-95 ,

Ту-160 .

В конце 80 — х годов начались работы над сверхзвуковой КР воздушного базирования Х — 90, однако после нескольких испытательных пусков программа была приостановлена. Вместо неё КБ Радуга к 1995 году была создана КР Х — 101 со значительно повышенной точностью стрельбы. Она является аналогом американской КР AGM — 129 — малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х — 101 и Х — 555, вслед за этим правительство приняло решение развернуть их серийное производство.

Ту-95МСМ могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске. 4 пилона с попарно подвешенными ракетами размещаются под крылом. Увеличенная длина ракет по сравнению с Х-55 делает невозможным их размещение во внутреннем отсеке Ту-95МС. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту — 160 смогут нести по 12 КР Х — 101 в двух отсеках вооружения. Предполагается, что перевооружение Ту — 160 этими ракетами на порядок увеличит ударную мощь дальней авиации. Ведь Х — 101 способна поражать цели на расстоянии до 5000 км с КВО всего 5 — 6 метров. С этой ракетой российские стратегические бомбардировщики смогут наносить высокоточные удары по ключевым военным объектам противника, не входя в зону поражения его средств ПВО. Благодаря снижению радиолокационной заметности ракеты , засечь её практически невозможно. Х — 101 имеет изменяемый профиль полёта , Скорость полёта: крейсерская 190 √ 200 м/с, максимальная -250 — 270 м/с. Продолжительность полёта до 10 часов.

Ракета оснащена автономной корреляционно системой Спрут с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированный приемник системы ГЛОНАСС и оптико-электронная ГСН на конечном участке полёта. Это обеспечивает точность попадания в цель от 6-9м до 12 — 20 м.

Неядерный вариант оснащается БЧ массой 400кг, с двумя моноблочными БЧ, стационарная головная и отделяемая . Это даёт возможность поражения 2 целей, удалённых друг от друга на 100км, одной КР. Другие типы БЧ: проникающая или кассетная.

Х-101 — это дозвуковая крылатая ракета большой дальности. Ведет ракету к цели навигационный комплекс на основе системы ГЛОНАСС. В отличии от Х-555 новая ракета сможет уничтожить, как малоразмерные , так и подвижные объекты, в том числе двигающийся автомобиль, рассказал «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса.

На случай радио-электронных помех и отключения спутниковых систем навигации ракеты оснащены автономными инерциальными системами позиционирования.

За счет новой электронной базы система наведения стала меньше, чем в советских ракетах. Освободившееся место заняло топливо и боевая часть. Если Х-555 летела на 2 тыс. км с 200-килограммовой БЧ, то Х-101 уже на 10 тыс. с 400 кг боевой части. Существует и ядерный вариант новой ракеты, получившей индекс Х-102.

По мнению президента Института стратегических оценок Александра Коновалова, крылатые ракеты большой дальности сейчас жизненно необходимы для ВВС России.

Ближайший аналог Х-101 — американская крылатая ракета большой дальности AGM-129. Она тоже оснащена как спутниковой навигационной системой, так и инерциальной. Дальность применения американской ракеты составляет чуть более 3 тыс. км. Запускать AGM-129 возможно только с тяжелого бомбардировщика B-52.

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме


«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

Какие шаги предпримет США

С того момента, как США взяли курс на вытеснение уверенно осваивающей северные территории РФ из Арктического региона, прошел не один год. Однако серьезными успехами на данный момент они похвастаться не могут. И этому есть несколько вполне объективных причин.

Во-первых, полное отсутствие ледокольного флота. А это означает проблемы с использованием Северного морского пути. Во-вторых, ограниченность возможностей базирования инфраструктурных, включая военные, объектов в северных широтах. Здесь существует всего два приемлемых варианта – законсервированная двадцать четыре года назад база на острове Адак (архипелаг Алеутских островов) и Аляска, военно-воздушные силы которой представлены частями 11-й воздушной армии (входит в структуру ВВС США в зоне северной части Тихого океана). На аэродромах двух авиационных баз «Эйельсон» (юго-восточнее Фэрбернкса) и «Элмендорф» (Анкоридж) размещены самолеты истребительной и военно-транспортной авиации, топливозаправщики и самолеты ДРЛОиУ.

Одного даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы констатировать неспособность имеющейся на Аляске авиации контролировать всю территорию Арктического региона. Такая задача может быть решена при помощи стратегической авиации, но она не будет обеспечена прикрытием на всем маршруте полета. То есть станет абсолютно беззащитна перед российскими истребителями. Поэтому «мировой гегемон» в очередной раз прибегает к своей излюбленной тактике – выкручиванию рук, теперь в отношении Норвегии. Ведь с территории этой страны, расположенной в западной части Арктики, можно контролировать акватории Карского и Баренцева морей.

Тем не менее поводов для пребывания России в благостном состоянии нет, поскольку американцы умеют уговаривать. Фактами, подтверждающими результативность таких уговоров, изобилуют новостные ленты СМИ. Вот лишь некоторые из них.

Размещение эскадрильи патрульных противолодочных самолетов американских ВМС Boeing Р-8 Poseidon на авиабазе «Аннейя» (графство Нурланд).

Активная модернизация норвежских аэродромов Эвенес, Бардуфосс, Эрланн, Банак, Рюгге плюс обновление портового терминала Гротсунд до состояния, позволяющего принимать атомные подводные лодки ВМС США.

Строительство радиолокационной станции противоракетной обороны Globus-III на острове Варде, расположенном всего лишь в 25 километрах от границ Российской Федерации.

Неменьшую обеспокоенность у российского политического и военного руководства должна вызывать и информация об оборудовании в «Воротах Арктики», а именно так называют норвежский город Тромсе, порта для приема АПЛ.

Американский консервативный журнал The National Interest уже заявил о превращении Северного полюса в арену противостояния. Однако несмотря на понимание того, что географическое положение России и богатый опыт ведения боевых действий в условиях низких температур ставят ее в более выгодное положение, США, Канада и другие представители НАТО продолжают готовиться к военному конфликту в Арктике, не в силах отказаться от колоссальных богатств этого региона.

Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ

Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом:

  1. Установлены двигатели с улучшенными характеристиками;
  2. Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс;
  3. Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021»;
  4. Заменено приборное оборудование;
  5. На крыльях размещены держатели, приспособленные для подвешивания ракет Х-101.

Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями.

Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.

После окончания холодной войны и заключения договоров о нераспространении ядерного оружия, ограничивающих развертывание ядерных ракет большой дальности, русские предприняли усилия по разработке тактических версий Х-55 с обычными боеголовками. Сначала появился Х-65СЭ с дальностью 600 км (производный от Х-55), анонсированный в 1992 году, затем тактическая версия Х-101 с дальностью полета 300 км, предназначенная для экспорта, и, наконец, Х-555. Считается, что в 2001 году российские ВВС выбрали для разработки Х-101 и Х-555.

В российском документе 1995 года говорилось, что в Шанхай был передан весь производственный комплекс для разработки крылатой ракеты с ядерным вооружением. Первоначально считалось, что он был основан на «Радуге Х-15» дальности 300 км (АС-16 «Отдача»), но теперь выясняется, что это был Х-55, который был передан Китаю.

Х-101/102

Последняя разработка Х-55 с малым радиолокационным поперечным сечением около 0,01 квадратных метра. Х-101/102 специально спроектирован для запуска с воздуха, в нем вместо круглого поперечного сечения фюзеляжа Х-55 вместо носовой и передней части фюзеляжа «аэродинамической формы» для обеспечения подъемной силы. Его длина составляет 7,45 м (24,4 фута), его стартовая масса составляет 2200–2400 кг (4900–5300 фунтов), и он оснащен осколочно-фугасной, проникающей или кассетной боеголовкой массой 400 кг (880 фунтов) или ядерной боеголовкой мощностью 250 кТ. БЧ для Х-102. Ракета оснащена турбореактивным двигателем TRDD-50A, развивающим крейсерскую тягу 450 кг (990 фунтов) на скорости 700–720 км / ч (430–450 миль в час; 0,57–0,59 Маха) с максимальной скоростью 970 км / ч ( 600 миль в час; 0,79 Маха) при полете на 30–70 м (100–230 футов) над землей и поражение фиксированных целей с использованием предварительно загруженной цифровой карты для отслеживания местности и ГЛОНАСС / ИНС для коррекции траектории для достижения точности 6–10 метры; Утверждается, что он способен поражать небольшие движущиеся цели, такие как транспортные средства, с помощью оконечного электрооптического датчика или инфракрасной системы формирования изображения

Оценки дальности полета варьируются от> 2000 км (1200 миль) до 4 500–5 000–5 500 км (2 800–3 100–3 400 миль), до 10 000 км (6200 миль) с продолжительностью полета 10 часов; большое расстояние очень важно, поскольку у России мало баз за границей и она не может обеспечить дальнее сопровождение истребителей. Ту-95МС может нести восемь единиц вооружения на четырех подкрыльных пилонах, а Ту-160 может быть оснащен двумя барабанными пусковыми установками, каждая из которых загружена шестью ракетами, всего 12 ракет, но меньший Ту-22М3 продолжит нести Х- 555, хотя он также может нести Х-101 / Х-102

По состоянию на конец 2021 года ракеты оснащены бортовой системой РЭБ. Первые испытания были проведены в 1995 году, а в 2012 году ракета была принята на вооружение.

Тактико-технические характеристики[ | ]

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»
Год начала испытаний 1999
Длина, м 7,45
Диаметр, мм 742
Размах крыла, м 3
Стартовый вес, кг 2200—2400
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250
Скорость, м/c, крейсерская 190—200
Скорость, м/c, максимальная 250—270
Максимальная дальность, км 5500 км
Профиль полёта изменяемый
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000
ЭПР, м² 0,01
Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ) ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции

+ (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН

Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс
Точность (КВО), м 10
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт
Носители
  • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках).
  • Ту-95 (8 ракет на внешней подвеске)

Тактико-технические характеристики[ | ]

Параметр Значение
Разработчик МКБ «Радуга»[источник не указан 328 дней ]
Год начала испытаний 1999[источник не указан 328 дней ]
Длина, м 7,45[источник не указан 328 дней ]
Диаметр, мм 742[источник не указан 328 дней ]
Размах крыла, м 3[источник не указан 328 дней ]
Стартовый вес, кг 2200—2400[источник не указан 328 дней ]
Масса боевой части, кг 400
Масса топлива, кг 1250[источник не указан 328 дней ]
Скорость, м/c, крейсерская 190—200[источник не указан 328 дней ]
Скорость, м/c, максимальная 250—270[источник не указан 328 дней ]
Максимальная дальность, км 5500 км[источник не указан 328 дней ]
Профиль полёта изменяемый[источник не указан 328 дней ]
Высота профиля полёта, м изменяемый от 30—70 до 10 000[источник не указан 328 дней ]
ЭПР, м² 0,01[источник не указан 328 дней ]
Тип ГСН[источник не указан 328 дней ] оптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ)[источник не указан 328 дней ]

ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции[источник не указан 328 дней

+ (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН[источник не указан 328 дней

Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс[источник не указан 328 дней ]
Точность (КВО), м 10[источник не указан 328 дней ]
Ядерный вариант ракеты Х-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт[источник не указан 111 дней ]
Носители
  • Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках).
  • Ту-95МС (8 ракет на внешней подвеске)

Стратегическая авиация вновь отстрелялась новыми ракетами в Сирии

В среду самолеты стратегической авиации Ту-95МС нанесли удар крылатыми ракетами Х-101 по позициям боевиков в сирийских провинциях Хомс и Хама. Российские военные утверждают, что поражены все намеченные цели: три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов. По мнению эксперта, на границе этих провинций отсутствует критическая напряженность, оправдывающая использование данного типа ракет. По сведениям “Ъ”, для военных куда важнее было испытать доработанную по результатам предыдущих пусков Х-101.

В среду Минобороны разместило видеозапись ракетного удара по позициям террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на границе провинций Хама и Хомс в Сирии. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС в сопровождении истребителей Су-30СМ выпустили несколько крылатых ракет Х-101. В сообщении ведомства подчеркивается, что все намеченные цели были успешно поражены: «В результате удара уничтожены три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов в районе города Акербат, что подтверждено данными объективного контроля». По словам представителя ведомства, ракетоносцы взлетали с авиабазы Энгельс (Саратовская область), совершили дозаправку в воздухе, а только потом уже выпустили Х-101 с расстояния около 1 тыс. км. По окончании боевого задания все самолеты вернулись в места постоянного базирования, добавили в ведомстве.

Как Ту-95МС сбрасывал крылатые ракеты Х-101 в ноябре

Крылатая ракета воздушного базирования Х-101 способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м, а дальность поражения составляет до 4,5 тыс. км. Удар по границе провинций Хама и Хомс стал не первым боевым применением данного типа ракет — Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии. Последний раз бомбардировщики наносили удар Х-101 в феврале в районе сирийского города Ракка. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, в районе границы провинций Хама и Хомс находятся стационарные цели террористов, которые было необходимо уничтожить. При этом, по его словам, военная обстановка в Сирии является тяжелой сейчас только на юге, в остальных регионах — ситуация некритическая. «То есть совершенно необязательно было наносить удар именно этим типом ракет, но сейчас идет боевая подготовка летнего периода обучения российских военнослужащих, что объясняет необходимость отработать удар в боевых условиях»,— заявил эксперт.

По слова источника “Ъ” в органах военного управления, целью этого пуска была не только необходимость в короткие сроки уничтожить инфраструктуру боевиков, но и испытать Х-101 после некоторых доработок по итогам первого боевого применения.

И в среду Х-101 свои характеристики подтвердила. В 2020 году президент Владимир Путин, говоря об операции в Сирии, признавался, что боевые действия выявили «определенные проблемы», устранение которых позволит «скорректировать дальнейшие направления развития и совершенствования образцов военной техники».

Как уничтожение сирийского Су-22 грозило новым кризисом между Россией и США

Напомним, что в последний раз обстрелы провинции Хама российскими военными состоялись 23 июня. Тогда были произведены пуски шести крылатых ракет «Калибр» по объектам ИГ из восточной части акватории Средиземного моря (пуски были осуществлены с фрегатов «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизель-электрической подлодки «Краснодар»). В результате удара, по данным Минобороны РФ, были уничтожены пункты управления и склады вооружения боевиков в провинции Хама. Оставшиеся объекты уничтожили бомбардировщики ВКС РФ.

Александра Джорджевич, Иван Сафронов

…и новый Су их стаю поведёт

Пилот истребителя пятого поколения Су-57 будет одновременно координировать действия четырёх новейших тяжёлых ударных беспилотных летательных аппаратов «Охотник». Об этом информагентствам сообщил источник в авиастроительной отрасли. Ранее пресс-служба Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) информировала о том, что «Охотник» будет способен поражать воздушные и наземные цели в рамках сетецентрического взаимодействия с истребителем Су-57. При совместном применении беспилотники будут решать полный спектр задач, выполняя команды лётчика пилотируемого аппарата. Тестируемый в ходе испытаний образец БПЛА свой первый полёт выполнил 27 сентября прошлого года совместно с истребителем Су-57. Серийные поставки «Охотника» в российские войска планируется начать с 2024 года.

sukhoi.org
Новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 получит возможность переносить боевые беспилотники.

Одновременно в России реализуется программа по созданию системы боевого взаимодействия с беспилотными летательными аппаратами и военных вертолётов. Об этом на днях сообщил руководитель «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.

«Программа модернизации, которая реализуется Минобороны России в рамках гособоронзаказа, достаточно большая, требования высокие к вертолётной технике, к интеллектуальному обеспечению — это развитие бортовых комплексов, высокоточного оружия, — рассказал он. — Уже реализуется программа связи вертолётчиков с группировками беспилотных летательных аппаратов». 

Конструкция[ | ]

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно российские комплектующие. Использует комбинированную систему наведения: инерциальная система с оптико-электронной коррекцией; на конечном участке используется головка самонаведения. Может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели. В отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км. Ракета способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Примечания[ | ]

  1. Х-101 / Х-102 (рус.). MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.). Дата обращения 10 сентября 2020.
  2. 1234 Валагин, 2020:1.
  3. Антон Валагин . Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта,Российская газета (24 января 2018). Дата обращения 6 октября 2020.
  4. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101, применяемых против боевиков в Сирии.
  5. Х-101/102, крылатые ракеты // ИА «Оружие России».
  6. Валагин, 2020:1: «Две барабанные пусковые установки стратегического ракетоносца Ту-160 вмещают 12 ракет.».
  7. Валагин, 2020:2: «Министерство обороны России опубликовало видео нанесения ракетных ударов по позициям сирийских боевиков стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС. Это первое официальное свидетельство применения «медведями» (так самолеты прозвали в НАТО) новых крылатых ракет Х-101. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160.».
  8. Валагин, 2020:1: «Самолет специально модернизировали под новые ракеты: усилили пилоны, доработали бортовую электронику, чтобы самолет мог выдавать ракетам полетное задание, выполнять другие действия, связанные с их боевым применением. Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями.».
  9. Мураховский, 2020: «Он может взять на борт восемь крылатых ракет. Для этого пришлось переработать пилоны, доработать бортовое радиоэлектронное оборудования, чтобы самолет мог выдавать на ракеты полетное задание и осуществлять другие действия, связанные с боевым применением новых крылатых ракет.».
  10. Министерство обороны Российской Федерации (неопр.) . function.mil.ru. Дата обращения 19 ноября 2020.
  11. Владимир Путин провёл совещание с руководством Минобороны, посвящённое ходу операции в Сирии (неопр.) . Первый канал. Дата обращения 21 ноября 2020.
  12. Гаврилов, 2020.
  13. Бомбардировщики Ту-95 нанесли удар в районе «столицы ИГ» в Сирии (неопр.) . РБК. Дата обращения 17 февраля 2020.
  14. Tu-95MS bombers launched Kh-101 cruise missiles against ISIS object in Syria . Минобороны России. (5 июля 2017).
  15. Tu-95MS fired Kh-101 cruise missiles at ISIS objects in SYRIA . Минобороны России. (26 сентября 2017).

Источники

  • Антон Валагин. В России рассказали об особенностях ракет Х-101(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Антон Валагин. Видео: Ту-95 впервые применили в Сирии новые ракеты(неопр.) . Российская газета (18 ноября 2016).
  • Юрий Гаврилов. Атака с моря и двух баз(неопр.) . Российская газета (17 ноября 2016).
  • Мураховский В. Эксперт рассказал о точности крылатых ракет Х-101(неопр.) . ТАСС (18 ноября 2016).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector