Многоцелевой истребитель су-27 (ссср/россия)
Содержание:
- Specifications (Su-27SK)[]
- Один против всех
- Мастер высшего пилотажа
- ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
- История создания истребителя Су-27
- Примечания
- Variants[]
- Су-33: складные крылья морской авиации
- Су-34: дерзкий «утенок»
- Модификации самолета Су-27
- Су-35: трансзвуковой боец
- Вооружение и оборудование
- Характеристики Су-33КУБ
- Фигуры высшего пилотажа[править]
Specifications (Su-27SK)[]
Data from Gordon and Davison, KNAAPO Su-27SK page, Sukhoi Su-27SK page,
General characteristics
- Crew: 1
- Length: 21.9 m (72 ft)
- Wingspan: 14.7 m (48 ft 3 in)
- Height: 5.92 m (19 ft 6 in)
- Wing area: 62 m² (667 ft²)
- Empty weight: 16,380 kg (36,100 lb)
- Loaded weight: 23,430 kg (51,650 lb)
- Max. takeoff weight: 30,450 kg (67,100 lb)
-
Powerplant: 2 × Saturn/Lyulka AL-31F turbofans
- Dry thrust: 7,670 kgf (75.22 kN, 16,910 lbf) each
- Thrust with afterburner: 12,500 kgf (122.6 kN, 27,560 lbf) each
- Leading edge sweep: 42°
Performance
- Maximum speed: Mach 2.35 (2,500 km/h, 1,550 mph) at altitude
- Range: 3,530 km (2,070 mi)at altitude; (1,340 km / 800 mi at sea level)
- Service ceiling: 19,000 m (62,523 ft)
- Rate of climb: 300 m/s (54,000 ft/min)
- Wing loading: 371 kg/m² (76 lb/ft²)
- Thrust/weight: 1.07
Armament
1 × 30 mm GSh-30-1 cannon with 150 rounds
4,430 kg (17,600 lb) on 10 external pylons
Up to 6 × medium-range AA missiles R-27, 2 × short-range heat-seeking AA missiles R-73
Su-27S armament
- 30 mm GSH-30 Cannon, 150 rounds
- 6 × Medium-Range R-27R, R-27ER, R-27T, R-27ET
- 4 × Short-Range R-73E
- FAB-250
- FAB-500
- RBK-250
- RBK-500
- S-8
- S-13
- S-24
- S-25
- SMKB
Su-27SM armament
- 8 x Vympel R-77 advanced medium-range missile
- 6 x KAB-500KR and KAB-500L Guided Bombs
- 4 x Kh-29T/L
- 4 x Kh-31P/A anti-radar/ship missiles
- 4 x Kh-35 anti-ship missile
Один против всех
Из этого, может быть, не совсем понятного для невоенного человека текста следует, что новый истребитель должен был стать основой не только авиации Военно-воздушных сил СССР, но и авиации ПВО. А значит, он должен быть универсальным, отвечать широкому списку требований и уметь вести как маневренный воздушный бой над линией фронта, так и буквально догонять нарушителей воздушного пространства страны.
За год до принятия решения ВПК Совмина главком советских ПВО маршал Советского Союза Павел Батицкий писал, что с учетом близости «основных тактико-технических данных истребителя-перехватчика к предлагаемым ВВС данным нового фронтового истребителя, считаю необходимым провести одновременное аванпроектирование 2-х модификаций перспективного истребителя: фронтового истребителя ВВС и истребителя-перехватчика ПВО. Предлагаемый истребитель-перехватчик ПВО должен заменить самолет Су-15 и обеспечить возможность уничтожения воздушных целей в диапазоне высот от 10 м до 25 км, включая ведение эффективного маневренного воздушного боя с самолетами F-15 и F-14».
Су-27 на взлете.
И с этим предложением согласились, пусть и не сразу, все. В итоге в тактико-техническом задании для будущего ПФИ обозначили такие основные воздушные цели, с которыми он должен был вести борьбу: самолеты F-15, «Mirage-F.1», MRCA, F-4, F-111, F-14; стратегические бомбардировщики типа FB-111, В-1 и разведчики типа SR-71; крылатые ракеты «воздух-земля» типа Hound Dog, Blue Steel, SCAM и беспилотные тактические летательные аппараты; самолеты и вертолеты военно-транспортной авиации.
Проще говоря, будущему перспективному фронтовому истребителю предстояло бороться чуть ли не со всей основной авиацией противника, которая уже стояла на вооружении или готовилась к постановке! Преувеличение, конечно, но не слишком существенное. А вот что точно не будет преувеличением, так это утверждение, что самолету, которым в конце концов стал Су-27, полагалось уметь вести бой на любой высоте. Максимальная высота полета ПФИ определялась в задании на уровне 21-22 километров — очевидно, для того, чтобы он мог перехватывать самолеты-разведчики типа «Черной птицы» SR-71. Минимальная, понятное дело, не задавалась, но представить ее не составляет труда. К концу 1960-х в Советском Союзе со всей очевидностью понимали, основываясь на опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, что ударная авиация потенциального противника переходит к тактике действий на малых и предельно малых высотах, которые позволяют ей «спрятаться» от радилокаторов и наводимых ими перехватчиков.
Мастер высшего пилотажа
Официально на вооружение истребитель Су-27 поступил 23 августа 1990 года. К тому моменту за пять лет эксплуатации «двадцать седьмой» уже успел установить мировой рекорд по скороподъемности. В 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.
Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивит: на авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года на Су-27 он продемонстрировал новую фигуру пилотажа – динамическое торможение, которую впоследствии прозвали «Коброй Пугачева». В полете самолет резко задирает нос, некоторое время летит хвостом вперед, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Это не только крайне эффектно выглядит, но и имеет вполне практическое применение в воздушном бою. Например, «кобра» может спасти от ракет с радиолокационными головками самонаведения, так как подразумевает резкий сброс скорости в бою. Также маневр может использоваться для ухода от преследования противника.
После премьеры в Ле-Бурже самолеты Су-27 не раз становились участниками самых престижных авиасалонов мира – с 1991 года на них свое мастерство в небе показывают летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». Кстати, это единственная авиагруппа в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».
Некоторые зрелищные фигуры высшего пилотажа были впервые исполнены на Су-27 и названы в честь наших пилотов. Кроме «Кобры Пугачева», одним из таких маневров стала «Чакра Фролова», впервые исполненная летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37, являющемся, по сути, усовершенствованным Су-27М.
Выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа Су-27 обеспечило внедрение новой системы управления. Считается, что одним из основных отличий машин четвертого поколения от третьего является наличие электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Таким образом, Су-27 стал первым российским истребителем, оборудованным ЭДСУ. Замена стальных тросов на электрические сигналы позволила сделать самолет чрезвычайно маневренным и одновременно устойчивым в полете.
Высочайшую маневренность «двадцать седьмого» и его способность наносить внезапный удар оценили и западные специалисты – по кодификации НАТО Су-27 назван именем Flanker («бьющий во фланг»).
ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
С 1977 года ОКБ Сухого велись работы над проектом Су-24БМ (Т-6БМ) (большая модернизация) – глубокой модернизации Су-24.Впрочем, иногда встречается обозначение данного проекта Су-30 (первый с таким названием).
При этом машина была увеличена в размерах (особенно это касалось её ширины, т.к. бомбоотсек предполагалось разместить между двигателями). Изменилась и конструкция воздухозаборников: они располагались под крылом. Машину планировались оснастить двумя ТРДД АЛ-31Ф. Должен был измениться состав её БРЭО, расшириться номенклатура применяемого вооружения, улучшиться характеристики ПНО. Эскизный проект Су-24БМ, выполненный под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова, был завершён в 1981 году. Тогда же построили и натурный макет будущего самолёта. Акт приёмки эскизный проекта и макета утвердил Главком ВВС СССР главный маршал авиации П. С. Кутахов. Оставалась только подпись И. С. Силаева, министра авиационной промышленности СССР.
Далее – слово о решающих моментах «биографии» Су-24БМ авиаконструктору О.С.Самойловичу, тогда работавшему в ОКБ Сухого:
Первоначальная версия Су-24БМ
Таким образом, в тот момент руководство ОКБ Сухого сделало «ставку» на абсолютно новый проект – Т-60, который стал «теснить» Су-24БМ. Кроме того, военные высказали ряд предложений по дальнейшему расширению возможностей глубокой модернизации. Поэтому в 1981 году работы развернулись с новой силой: сторонники модернизации Су-24 заменили крыло изменяемой стреловидности на фиксированное, однокилевое оперение стало двухкилевым, существенно изменился и состав БРЭО. В 1983 году был построен полноразмерный макет самолёта Су-24БМ2 (Т-6БМ2), успешно защитили и эскизный проект (1982 год), однако руководство ОКБ Сухого и МАП приняли решение «продвигать» проект Т-60…
Усовершенствованная версия Су-24БМ
С 1985 года ОКБ им. П. О. Сухого были начаты работы над дальнейшей модернизацией самолёта Су-24, в результате чего была создана модификация Су-24ММ (малая модернизация). Одним из её авторов был В. Р. Ковтун.
Су-24ММ
Новую версию Су-24 предполагалось оснастить новыми, более экономичными ТРДДФ АЛ-31Ф, что в сочетании с увеличенной на 2 тонны МВМ должно было привести к существенному росту дальности полёта машины. Характерная особенность внешнего вида машины – наличие третьего, дополнительного воздухозаборника, расположенного на верхней части фюзеляжа (он был необходим для новых двигателей). При этом состав БРЭО и номенклатура используемых вооружений изменились незначительно.
Второй его вариант, активно «продвигаемый» представителями ВВС, предполагал использование конформных баков.
В последующем работы над проектом были прерваны, т.к. он Заказчика особо не заинтересовал, а руководство ОКБ предпочитало развивать программу Су-27ИБ (будущего Су-34).
По воспоминаниям ветеранов ОКБ Сухого, если бы не прекращение работ по усовершенствованным версиям Су-24, то советские ВВС имели бы 150-200 новых машин, значительно превосходящих по своим возможностям Су-24М.
История создания истребителя Су-27
История создания самолета Су-27 берет начало еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В тот период целый ряд стран практически единовременно принялся за разработку истребителей четвертого поколения. Создание таких крылатых машин было стратегически важным шагом, т. к. в то время активно разворачивалась «гонка вооружений» между странами-лидерами военного ремесла.
В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.
В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.
Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.
Примечания
- Здесь и далее приведены данные для ударного Су-28К (также обозначался Су-27КШ) «Гроза» по состоянию проекта на 1975 год; истребители Су-27К (иначе – Су-27КИ) и Су-29К «Молния», при общей унификации их конструкции с Су-27КШ, имели существенные отличия в деталях, в т.ч., в составе экипажа (Су-27КИ, например, проектировался одноместным) и вооружения.
- Двухместными были версии Су-28К (Су-27КШ) «Гроза» и Су-28КРЦ (Су-27КРЦ) «Вымпел»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» проектировались одноместными.
- УР класса «воздух-земля» и противокорабельные мог применять только штурмовик Су-28К (Су-27КШ) «Гроза»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» рассчитывались только на ракеты воздушного боя.
- В конце 1970-х годов проект ПФИ Т-10 был существенно переработан (получив индекс Т-10С), а в 1984 году принят на вооружение ВВС и войск ПВО СССР под обозначением Су-27. Фактически Т-10С – уже другой самолёт, мало похожий на ранний Т-10 даже внешне.
- Здесь «ВПК» означает «военно-промышленная комиссия» (полностью – Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
- После смерти Генерального конструктора П. О. Сухого в 1975 году этому опытно-конструкторскому бюро было присвоено его имя.
- Впоследствии обозначение «Су-28» было присвоено учебно-тренировочному самолёту на базе штурмовика Су-25.
- Впоследствии обозначение «Су-29» было присвоено двухместному учебно-пилотажному самолёту на базе одноместного спортивного Су-26.
- Когда на вооружении состоят самолёты единого семейства вместо множества типов – это упрощает как комплектование авиагрупп и снабжение их запчастями, так и подготовку лётчиков. То есть при прочих равных условиях затраты на содержание авиапарка получаются меньшими.
- Шифр «Молния» к этому проекту перешёл от истребителя МиГ-23А, который машина КБ Сухого должна была заменить.
- Главный конструктор Михаил Симонов говорил, что на Т-10С от Т-10 остались прежними только катапультное кресло лётчика и колёса шасси.
- Сначала экземпляр Т-10-3, позже к нему добавились Т-10-15 и Т-10-20.
- Тормозные щитки перед нишами шасси были сделаны по образцу тяжёлого перехватчика МиГ-31, и в этом виде они появились на опытном самолёте Т-10 (в том числе и на Т-10-3, проходившем испытания по взлётам с трамплина и посадкам с тормозным гаком). В дальнейшем, при перепроектировании самолёта в 1979 году, тормозной щиток вновь вернули на верхнюю поверхность фюзеляжа – именно там он и находится на серийных самолётах Су-27 и Су-33.
- При перепроектировании самолёта в 1979-1980 годах форму крыла, в числе прочего, изменили – на серийном Су-27 и всех машинах на его базе (в том числе палубном Су-33) оно получило прямые кромки и концевые балки вместо скруглённых законцовок.
- Подобно тяжёлому перехватчику МиГ-31; в дальнейшем такие основные опоры получил недавно принятый на вооружение ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-34.
- «Кайру» тогда разрабатывали для вооружения новейших ударных самолётов – истребителя-бомбардировщика МиГ-27К и фронтового бомбардировщика Су-24.
Variants[]
Soviet-era
Left side scheme of a Sukhoi Su-27 Flanker B, first production series
- T10 («Flanker-A»): Initial prototype configuration.
- T10S: Improved prototype configuration, more similar to production spec.
- P-42: Special version built to beat climb time records. The aircraft had all armament, radar and paint removed, which reduced weight to 14,100 kg. It also had improved engines.
- Su-27 Pre-production series built in small numbers with AL-31 engine
- Su-27S (Su-27 / «Flanker-B»): Initial production single-seater with improved AL-31F engine. The «T10P»
- Su-27P (Su-27 / «Flanker-B»): Standard version but without air-to-ground weapons control system and wiring and assigned to Soviet Air Defence Forces units. Often designated Su-27 without -P.
- Su-27UB («Flanker-C»): Initial production two-seat operational conversion trainer.
- Su-27SK: Export Su-27 single-seater.
- Su-27UBK: Export Su-27UB two-seater.
Russian fighter Su-27K (later designated Su-33) on the deck of Admiral Kuznetsov
- Su-27K (Su-33 / «Flanker-D»): Carrier-based single-seater with folding wings, high-lift devices, and arresting gear, built in small numbers. They followed the «T10K» prototypes and demonstrators.
- Su-27M (Su-35/Su-37, Flanker-E/F): Improved demonstrators for an advanced single-seat multi-role Su-27S derivative. These also included a two-seat «Su-35UB» demonstrator.
- Su-32 (Su-27IB): Two-seat dedicated long-range strike variant with side-by-side seating in «platypus» nose. Prototype of Su-32FN and Su-34 ‘Fullback’.
Post-Soviet era
- Su-27PD: Single-seat demonstrator with improvements such as inflight refuelling probe.
- Su-27PU (Su-30): Two-seat limited production machine with improvements such as inflight refuelling probe, fighter direction avionics, new flight control system, and so on.
- Su-30M / Su-30MK: Next-generation multi-role two-seater. A few Su-30Ms were built for Russian evaluation in the mid-1990s, though little came of the effort. The Su-30MK export variant was embodied as a series of two demonstrators of different levels of capability. Versions include Su-30MKA for Algeria, Su-30MKI for India, Su-30MKK for the People’s Republic of China, and Su-30MKM for Malaysia.
- J-11: Version of Su-27 built under licence in China.
- Su-27SM (Flanker-B Mod. 1): Mid-life upgraded Russian Su-27S, featuring technology evaluated in the Su-27M demonstrators.
- Su-27SKM: Single-seat multi-role fighter for export. It is a derivative of the Su-27SK but includes upgrades such as advanced cockpit, more sophisticated self-defense electronic countermeasures (ECM) and an in-flight refuelling system.
- Su-27UBM: Comparable upgraded Su-27UB two-seater.
- Su-27SM2: 4.5-gen block upgrade for Russian Su-27, featuring some technology of the Su-35BM; it includes Irbis-E radar, and upgraded engines and avionics.
- Su-27SM3: The same as the Su-27SM but in contrast is newly built rather than a mid-life upgrade.
- Su-27KUB: Essentially an Su-27K carrier-based twin-seater with a side-by-side cockpit, for use as a naval carrier trainer or multi-role aircraft.
- : Also dubbed the «Last Flanker» is latest development from Sukhoi Flanker family. It features newer avionics and new radar.
Су-33: складные крылья морской авиации
Палубная версия Су-27 была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. На вооружение самолет был принят в 1998 году. Для ангарного хранения на авианосце самолет оборудован системой складывания крыльев и стабилизатора. Кроме того, от базовой модели его отличают усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака, который при посадке на палубу цепляется за трос аэрофинишера и останавливает самолет. Кроме выполнения боевых задач, Су-33 может оснащаться подвесным агрегатом заправки и использоваться в качестве заправщика.
В 1989 году на Су-33 была совершена первая в отечественной истории посадка самолета обычной схемы на палубу авианосца. Всего было построено 26 серийных истребителей, часть из них до сих пор базируется на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии.
Су-34: дерзкий «утенок»
Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру отечественных авиационных средств поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях. Самолет относится к поколению 4++ и может выполнять боевые задачи в оперативной и тактической глубине без поддержки истребителей прикрытия.
Отличительная черта этих машин – компоновка кабины пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком». В бронированной кабине Су-34 можно встать в полный рост, в ней есть спальное место, биотуалет и мини-кухня. Кроме того, по сравнению с базовым Су-27 у этого истребителя увеличены бомбовая нагрузка и запас топлива.
Самолет разрабатывался с 1986 года в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году. Благодаря собственной высокоэффективной РЛС и встроенной оптической прицельной станции Су-34 может быстро обнаруживать и уничтожать наземные цели, которые труднодоступны для других типов бомбардировщиков.
Соединение в одной машине функций истребителя и бомбардировщика, а также высокая маневренность делают Су-34 мощным оружием в боевых действиях. Свои умения в реальных боях самолет продемонстрировал во время конфликта в Сирийской Арабской Республике. Сегодня рассматриваются поставки Су-34 за рубеж.
Модификации самолета Су-27
-
Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.
-
Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.
-
Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.
-
Су-35 – истребитель широкого военного применения.
-
Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
-
Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.
-
Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.
-
Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
-
Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.
-
Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.
-
Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.
-
Су-27УБК – экспортный вариант.
-
Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.
-
Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.
Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.
Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27
-
Размах крыла, м 14,7
-
Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м 14,95
-
Длина самолета (без штанги приемника
-
воздушного давления), м 21,94
-
Высота самолета, м 5,93
-
Высота самолета Су-27УБ, м 6,36
-
Площадь крыла, м2 62,04
-
Взлетная масса, кг: максимальная 28 000
-
Взлетная масса, кг: нормальная 23 000
-
Масса пустого самолета, кг 16 300
-
Масса топлива во внутренних баках, кг 9400
-
Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000
-
Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500
-
Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125
-
Скорость у земли, максимальная, км/ч 1400
-
Практический потолок, м: 18 500
-
Практический потолок, м Су-27 УБ: 17 250
-
Динамический потолок, м 24 000
-
Скороподъемность, максимальная, км/ч 300 м/с
-
Дальность практическая, км: Су-27 3900
-
Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000
-
Дальность практическая у земли, км 1400
Су-27 схема
Вооружение:
-
масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000
-
Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);
-
десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;
-
пять контейнеров малогабаритных грузов;
-
до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);
-
до 38 свободнопадающих бомб.
-
Возможны другие типы оружия.
Су-35: трансзвуковой боец
Су-35 – самый молодой из «наследников» базового Су-27. Это глубокая модернизация «двадцать седьмого», которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения. Су-35 разработан в 2000 годах и сегодня является самым современным истребителем ВКС России.
В ходе работ по этой машине был модернизирован планер и обновлено бортовое оборудование. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С. Благодаря новому двигателю самолет может выполнять длительные полеты на трансзвуковых скоростях без использования режима форсажа. Арсенал боевых средств также был расширен за счет новейших дальнобойных ракет.
По своим возможностям Су-35 превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35 эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35 не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия существенно повышают боевой потенциал самолета.
Вооружение и оборудование
Импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция Н001 имеет квантовую оптико-локационную станцию, оснащенную лазерным дальномером 36Ш, способным сопровождать цели в простых погодных условиях с высокой точностью. Также у РЛС есть антенна Кассегрена диаметра 1076 мм, которая может находить цели на земле и в воздухе при активных помехах. У оптико-локационной станции есть возможность сопровождать цель, находясь невдалеке от нее, при этом, не нарушая маскировку истребителя и не совершать радиоизлучение. Данные от оптико-локационной и бортовой радиолокационной станций идут на рамку индикации на лобовом стекле и индикатор прямой видимости.
4.1 Режим воздух-воздух
Для воздушных целей, при минимальных их скоростях в 210 км/ч, с вероятностью 0.5, минимальная разница носителя и цели 150 км/ч.
- Дальность обнаружения целей: класса истребитель (эффективная площадь рассеяния — 3 м² на средней высоте, свыше 1000 м), ЗПС – 25 — 35 км, ППС – 80 — 100 км, 150 км при работе в режиме дальнего обнаружения
- Нахождение до десяти целей
- Поражение одной цели
- Наведение до двух ракет на одну цель
4.2 Режим воздух-земля (только для Су-30, Су-27СМ)
- Возможно картографирование поверхности: обнаружение целей над водой и на земле в режиме картографирования с синтезированием апертуры антенны с высоким и средним разрешением, режиме картографирования реальным лучом, движущихся целей в режиме их селекции. Измерение и сопровождение координат на земле.
- Обнаружение в режиме селекции движущихся целей танка с эффективной площадью рассеяния 10 м² и свыше, передвигающегося при 15—90 км/ч
- Дальность обнаружения, км: авианосца – 350, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) — 50000 м²; ракетного катера – 50-70, ЭПР — 500 м²; эсминца – 250, ЭПР — 10000 м²; катера – 30, ЭПР — 50 м²; железнодорожного моста – 100, ЭПР — 2000 м².
- Наработка на отказ 200 часов.
Характеристики Су-33КУБ
длина 21,2 м
размах 15,9 м
высота 5,7 м
площадь крыла 71,4 кв.м
двигатели АЛ-31Ф третьей серии, 2 * 12800 кгс
АЛ-31ПФ
максимальная взлетная масса 38800 кг
боевая нагрузка 6500 — 8000 кг
максимальная скорость 2120 км/ч
у земли 1300 км/ч
практический потолок 17000 м
практическая дальность 3200 км
максимальная перегрузка + 8,5
БРЛС » СОКОЛ» ( ЖУК-МСФ)
На базе бортовой радиолокационной станции «Жук-МЭ» корпорацией «Фазотрон-НИИР» создается семейство радаров, предназначенных для установки не только на истребители МиГ-29, но и на Су-30, сообщил «Интерфаксу-АВН» заместитель генерального директора, первый заместитель генерального конструктора корпорации Юрий Гуськов.
«Разрабатываемый для самолета Су-30МК3 радар «Жук-МСЭ» отличается от базового радара «Жук-МЭ» большим диаметром антенны. (у «Жук-МСЭ он увеличен с 624 мм до 980 мм — ИФ-АВН). Проведенные в этом году испытания показали что новый радар полностью подтверждает заявленные характеристики. С его помощью можно обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 200 км и получать радиолокационные карты с разрешением превосходящим все имеющиеся и находящиеся в разработке самолетные отечественные радары», — сказал Ю. Гуськов. По его словам, проводимые в настоящее время работы позволят довести разрешение на радиолокационной карте до 1х1 м. «Такое разрешение позволяет распознавать обнаруженные наземные объекты по их физической конфигурации», — сказал Ю. Гуськов.
«На базе радара «Жук-МЭ» мы разрабатываем еще один радар — «Жук-МСФЭ» с фазированной антенной решеткой, т.е. имеющий антенну с электронным сканированием луча», — сказал Ю. Гуськов. Он сообщил, что над этим радаром корпорация работает уже около 6 лет. Созданная «Фазотроном-НИИР» фазированная антенная решетка отличается большим углом сканирования (отклонения луча антенны) до 70 градусов и отсутствием дифракционных «паразитных» лепестков в диаграмме направленности.
Говоря о радаре «Жук-МЭ» Ю. Гуськов сообщил, что этим радаром оснащаются истребители МиГ-29СМТ и палубные самолеты МиГ-29К. По словам собеседника агентства, зарубежные заказчики высоко оценивают возможности радара «Жук-МЭ». «На истребителе МиГ-29СМТ с радаром «Жук-МЭ» выполняли полеты летчики индийских ВВС, Венесуэлы и Алжира. Все они очень высоко оценили работу радара в воздухе в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», сказал он.
(Москва. 09.06.2004)
Для новейших самолетов разработки ОКБ «Сухой» корпорация «Фазотрон-НИИР» предлагает свою новинку — систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы «Сокол» с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы «Фараон» с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны самолета.
ЖУК – МСФ наиболее современный радарный проект ОКБ «Фазатрон». Радар будет иметь диаметр антенны 980 мм и весить 275 кг. Одновременно сопровождая 24 цели и автоматически обстреливает от 6 до 8 из них.
Источник paralay.com
Фигуры высшего пилотажа[править]
Файл:Su-27 jno rvb 0034.08.jpg Су-27 на авиашоу
На авиасалоне Ле-Бурже в июне года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 впервые продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «Кобру» (динамическое торможение). Самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Журналисты, присутствовавшие на авиасалоне, окрестили эту фигуру «Коброй Пугачёва» в честь первого её исполнителя.
Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе со стойкой кобры перед атакой.
Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских радиолокационных головок самонаведения ракет путем резкого сброса скорости в бою так как допплеровские радары селектируют цели, имеющие скорости ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра», только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что существенно ограничивает возможности ее исполнения в боевых условиях. Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою, когда скорости самолетов обычно находятся в пределах от 400 до 600 км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолет и успеть выпустить ракету Р-73. Так же маневр применим для ухода от преследования. Преследующий СУ-27 противник проскочит вперед и станет удобной мишенью для атаки. Подобная идеология заложена в «Харриер», который тормозит перенаправлением струи газов, истекающей из двигаталей, с помощью специальных заслонок.
Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.
Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ.
Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных) скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является «Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37.
При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень малых скоростях полета, доводя угол атаки до 360°, то есть практически разворачиваясь вокруг своего хвоста!
Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с ОВТ риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть неуправляемым режимом.