Британский истребитель пятого поколения tempest всё ближе к первому полёту

F-35: вооружение

Самолеты пятого поколения мира имеют различное вооружение, однако различается оно при этом в основном тем, где оно было произведено. Например, сейчас вы уже сможете понять, что на таких истребителях стандартом является одна пушка и большое количество различного боевого ракетного вооружения. В случае с этой моделью на борту устанавливается встроенная авиационная четырехствольная пушка, в комплекте с которой идет запас снарядов. В моделях B и C на борту имеется 220 снарядов для пушки в специальном контейнере, в то время как в третьей модели количество снарядов уменьшено до 180.

Что касается боевой нагрузки, то она составляет девять тонн для каждого из подвидов этого самолета, причем точки подвески у них у всех одинаковы. Четыре точки являются внутренними, в то время как шесть являются внешними. Что именно там подвешивается? Боекомплект этого истребителя состоит из четырех видов ракет типа «воздух-воздух» и двух видов ракет типа «воздух-поверхность» (то есть «воздух-земля» и «воздух-вода»). Вот такое имеют американские самолеты 5 поколения вооружение. А в рамках данной статьи осталось рассказать еще про один самолет, на этот раз китайского производства.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II(фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планируется сдать ещё 90, а со следующего — начать производить больше сотни в год.

Кроме США, в создании самолёта участвуют восемь стран-партнёров. Ещё три закупили его по линии экспорта.

На данный момент идёт подготовка лётного и технического состава и доработка машины, однако ВВС и КМП США уже заявили о начальной оперативной готовности.

Кроме Штатов, F-35 летают в Норвегии, Италии, Израиле и Японии.

Т-50 против F-22 «Raptor»

С началом испытаний Т-50 в интернет-сообществе кипят нешуточные споры о том, кто все же одержит победу в возможном воздушном поединке истребителей пятого поколения – он или его главный визави F-22 «Raptor». При этом каждая из сторон выдвигает свои «более весомые» аргументы, ценность которых без реального поединка весьма сомнительна.

Не стоит умалять достоинств американской машины, созданной в компании Lockheed Martin и которая стоит на вооружении ВВС США уже 12 лет. Однако по мнению многих экспертов, самолет получился чрезвычайно дорогим — свыше 150 млн. долл. каждый. Всего было выпущено 187 самолетов, из которых 5 потеряно в результате аварий.

В связи с этим представляет интерес мнение летчика-испытателя Сергея Богдана, первого, кто поднял в небо Т-50. По его мнению, проиграв в сроках, российский разработчики получили преимущество в реализации более современных технологий и наработок. Неоднократные переносы в принятии самолета на вооружение свидетельствуют лишь о том, что заказчик в лице ВКС России заинтересован в полностью готовой машине.

Оценивая увиденный пилотаж «Раптора» в Фарнборо, Сергей Богдан откровенно признался, что российский Су-30 показывал более продвинутую программу еще 10 лет назад. По его глубокому убеждению, что и в возможном воздушном бою наш Т-50 ни в чем не уступит.

Насколько быстро Вы хотите получить истребитель?

Планируете ли вы вскоре начать войну, или чувствуете, что необходимо сдержать агрессора в краткосрочной перспективе? К сожалению, почти все проекты истребителей пятого поколения пострадали от длительных задержек и серьезного перерасхода средств. На сегодняшний день только F-22 Raptor принят на вооружение. F-35 продвигается в сторону реальной боеспособности, а J-20 и ПАК ФА, вероятно, добьются успеха через несколько лет. Относительно J-31 можно только догадываться, но, вероятно, затем он появится. Индийские, японские, и корейские проекты являются в целом теоретическими на этот момент, хотя 2025 год соответствует оптимистичному анализу.

Так что, если война в ваших ближайших планах, то подумайте про самолет F-35. Если нет, то у вас есть комфортные условия в течение некоторого времени, чтобы прийти к решению.

F-22 Raptor

В полете F-22A Raptor.

Фото: Wikimedia Commons, Master Sgt. Andy Dunaway.

Вы друзья с Китаем?

Китай никогда не проявлял большую разборчивость в отношении продажи оружия. Однако, очень маловероятно, что Китайская Народная Республика была бы готова продать стелс-истребители своим потенциальным противникам в Южно-Китайском море. Сразу в списке Вьетнам и Филиппины. К счастью для разборчивых заказчиков, у Пекина пока нет дипломатического веса для предотвращения продаж из других стран, в том числе России и Индии. F-35 или ПАК ФА, возможно, отвечают всем требованиям для стран, находящихся с Китаем в натянутых отношениях.

Т-50 ПАК ФА

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50

Вы друзья с Америкой?

Оставим проблемы общей боеспособности F-35, но он имеет некоторое количество особо важных технологий США. Недавнее решение наложить вето на передачу Южной Корее четырех из них, демонстрирует, насколько тщательно Соединенные Штаты оберегают свои самые перспективные системы

Это говорит о том, что Соединенные Штаты будут подходить к экспорту с неизменной степенью осторожности. Это, вероятно, означает, что тогда, как Австралия, Япония, Канада и Южная Корея могут рассчитывать на доступность самолетов F-35, но у других будут сложности

Включая даже Индию, имеющую неизжитые споры, связанные с технологиями США.

Вам действительно нужен реальный истребитель в определенный момент времени?

Многие страны подыскивают истребитель, который они действительно получат в определенный момент времени. Другие страны менее обстоятельны. Требовательным, однако, может потребуется избегать таких гипотетических проектов, как KF-X и ATD-X, которые на данный момент служат, прежде всего, для искусственно создаваемых рабочих мест для обеспечения занятости корейской и японской аэрокосмической промышленности.

Самолеты 5-го поколения

Фотомонтаж: российский Т-50 ПАК ФА и американские: F-35 и F-22 Raptor.

Насколько важны расходы?

У нас пока нет надежной ценовой информации по проектам истребителей пятого поколения, а появление точных чисел затрудняется запутанностью, связанной с передачей технологий и другими элементами соглашения. Несмотря ни на что, цена на стелс-истребитель будет высокой, как в плане первоначальной закупки, так и в долгосрочном обслуживании.

Предполагается, что к концу десятилетия стоимость F-35А урегулируют между 100-130 млн долларов. Диапазон оценок для ПАК ФА располагается в широких пределах, но он может стоить около 100 млн долларов. J-31, вероятно, немного меньше, возможно, $75 млн. Чтобы поддержать стелс-характеристики (и сложную электронику) все эти самолеты потребуют существенного улучшения технического обслуживания и эксплуатации.

Вам понадобится бомбить объекты или сбивать?

Существующие стелс-истребители делают акцент либо на нанесении удара, либо на завоевании превосходства в воздухе; F-22 и ПАК ФА специализируются на крайней, а F-35 и J-20 — на первой задаче. F-22 готов, но если исходить из всех проектов, то ПАК ФА выглядит опасной авиационной платформой, которая способна доставить неприятности любому противнику.

F-35 может вести воздушный бой, вроде, но делает лучшую работу в сочетании с широким спектром дополнительных средств, которые могут быть доступны не для каждого экспортного заказчика. J-20, как полагают, является в основном ударным истребителем, а J-31, вероятно, станет второсортной версией F-35. Любой из них сделает все возможное, если основная цель — нанесение ударов, а не господство в воздухе.

  • — Т-50 ПАК ФА vs F-22: малозаметность;
  • — Т-50 ПАК ФА vs F-22 и F-35;
  • — Ракета РВВ-МД против F-22 Raptor и БПЛА;
  • — ПАК ФА способен стать грозным соперником F-22 и F-35.
< Назад   Вперед >

Что у там у конкурентов

В прошлом году стало известно о желании Франции и Германии получить новый боевой самолет. Программу назвали не очень оригинально — Future Combat Air System, или FCAS. В ее рамках должны появиться новые системы управления, новые вооружения, БПЛА, а главное — совершенно новый истребитель шестого поколения, известный как New Generation Fighter. Его полноразмерный макет впервые показали на прошедшем в этом году авиасалоне во французском Ле-Бурже.
А что же британцы, которые могут вот-вот выйти из состава ЕС? Одним из главных детищ Brexit можно считать национальный истребитель нового поколения. Напомним, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо британцы впервые представили макет перспективного истребителя нового поколения, которые назвали Tempest. Опять же, не слишком оригинальное название: если вспомнить, именно так назывался один из мощнейших истребителей Второй мировой — Hawker Tempest.
О перспективной машине сказано уже немало: если вкратце, то это должен быть истребитель, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка». Если верить презентации, он получит два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя, что концептуально роднит его с F-22, а не с F-35, у которого, как известно, всего один двигатель. Также британский самолет должен получить беспереплетный фонарь: такое решение способствует улучшению показателей малозаметности.

Получается, что, кроме F-35 и «четверок» в лице Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, европейцы будут эксплуатировать еще два перспективных истребителя. И здесь начинается самое интересное. Во-первых, эти машины (при условии, конечно, что они вообще появятся) будут жесточайшим образом конкурировать как за внутренний рынок ЕС, так и за внешний. Рынок боевой авиации вообще чрезвычайно узок: де-факто это полная противоположность рынку гражданских машин. Пара примеров. Новейший Boeing 787 Dreamliner уже произвели серией в более чем 870 самолетов, а его конкурент в лице Airbus A350 XWB еще в апреле 2014 года получил 812 заказов.
В то же время удачный во многих смыслах Dassault Rafale за долгие годы построили скромной серией примерно в 170 машин. Крупнейшие иностранные заказчики, Катар и Индия, заказали по 36 «Рафалей». И больше заказов, скорее всего, не будет: уже вступило в силу пятое поколение. Заказов на российский Су-57, напомним, со стороны других стран вообще нет.

J-20: вооружение

Когда речь идет об этом китайском истребителе, то стоит помнить, что это заграничная техника, которая вошла в финальную стадию разработки только пять лет назад. Именно поэтому о ней известно немного меньше, чем о двух других. О российском самолете известно больше, так как все источники находятся под рукой, в то время как американский просто разрабатывается уже более пятнадцати лет. Его первый пробный полет состоялся за год до того, как был полностью завершен единственный действующий самолет пятого поколения F-22. Соответственно, про вооружение китайского истребителя известно крайне мало. Пока что источники сообщают, что самолет сможет использовать ракеты как ближнего, так и дальнего действия, но ни о массе боезапаса, ни о точках подвески, ни о конкретных моделях ракет ничего не известно. Более того, пока что не до конца понятно, будет ли истребитель оснащен какой-либо пушкой. Даже если он и будет ею оснащен, то об этом пока также нет никакой достоверной информации.

Чтобы подвести итоги сравнению, можно отметить, что каждый из этих самолетов имеет огромный потенциал. Как он раскроется при фактическом использовании? Это вопрос, на который ответ станет известен уже довольно скоро, так как все эти модели находятся в фазе фактических летных испытаний. Вероятнее всего, первым будет американский истребитель, так как над ним работают гораздо дольше, чем над российским и китайским самолетами.

«Т-50»: тактико-технические характеристики

Первым, естественно, необходимо рассмотреть истребитель пятого поколения отечественного производства, которым стал «Т-50». Длина этого самолета составляется почти двадцать метров, а размах крыла – 14 метров. База шасси составляет шесть метров, в то время как колея – пять метров. Что касается массы, то она впечатляет: пустой самолет весит 18 с половиной тонн, а если его заправить на сто процентов, то он будет весить тридцать тонн. При этом его максимальная взлетная масса достигает 37 тонн. Нагрузка на крыло составляет 330 килограмм на метр квадратный, если рассматривать заправленный на сто процентов самолет.

Что касается двигателя, то он является турбореактивным двухконтурным, однако пока что не является окончательным. Дело в том, что на самолете второго этапа будет установлен уже другой двигатель, более соответствующий истребителю нового поколения. Если говорить о летных характеристиках этого самолета, то сразу стоит отметить его предельную скорость, которая составляет 2600 километров в час, что в три раза больше, чем скорость стандартного пассажирского самолета. Что касается дальности полета, то она отличается, в зависимости от скорости. Если речь идет о дозвуковой скорости, то самолет может пролететь 4300 километров при полной заправке. Если же он летит на сверхзвуковой скорости, то его дальность составляет 2000 километров. В итоге получается, что максимальная продолжительность полета этого истребителя составляет почти шесть часов. Также стоит отметить, что его практический потолок составляет 20 километров, а длина разбега перед взлетом – 350 метров. Это идеальный пример того, какие технические характеристики должны иметь современные военные самолеты. ТТХ этой модели не заканчивается на этом — отдельно необходимо рассмотреть экипаж, который будет в нем находиться, а также вооружение.

«Т-50»: экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

«Т-50»: экипаж

Сколько же человек нужно, чтобы пилотировать самолеты 5 поколения? Экипаж данной модели является невероятно маленьким: он состоит исключительно из одного пилота. Однако нет ничего удивительного в том, что пилоту придется пройти серьезную подготовку, прежде чем получить возможность управлять таким истребителем. Учитывая то, что в самолетах пятого поколения автоматизация выходит на новый уровень, многие могут подумать, что требования к пилоту будут снижаться. Но они только возрастают, потому что теперь ему нужно будет иметь возможность взаимодействовать со всеми современными системами. Но гораздо более интересно узнать, какое вооружение на своем борту будет иметь боевой самолет 5 поколения, который собирается выпускать Российская Федерация.

FC-31 (Китай)

Второй китайский истребитель — условно «лёгкий», хотя и тоже двухдвигательный.

Тут с источником вдохновения проще — FC-31 явно дитя инцеста F-22 и F-35. Сделали это определённо сознательно: одна из основных целей — создать конкурента на мировом рынке для F-35. То есть дешевле, без строгих требований к покупателям и желательно близко по возможностям.

При этом у программы явно ограниченная государственная поддержка. Непонятно, закупит ли сам Китай эту машину. Хотя FC-31 полетел всего через год после J-20, в испытаниях до сих пор участвует только пара прототипов на российских двигателях (в этот раз от МиГ-29).


FC-31

Вероятно, успех сейчас зависит от того, сумеет ли производитель найти покупателей на крупные партии или заинтересовать собственное правительство.

J-20: тактико-технические характеристики

Последний самолет, о котором пойдет речь в данной статье, разрабатывается китайскими правительством и может стать серьезным конкурентом описанным выше моделям. В течение длительного периода времени именно американские и российские вооруженные силы считались самыми внушительными в мире, однако в последнее время Китай выходит на качественно новый уровень абсолютно во всех сферах, в том числе и в производстве военной техники. Так что же насчет тактико-технических характеристик этой модели? Китайский истребитель имеет самую большую длину, которая составляет более двадцати метров, но при этом уступает по размаху крыла российскому конкуренту. У китайской модели он составляет всего тринадцать с половиной метров. Вес этого самолета составляет около двадцати тонн, когда он пуст, но если его полностью заправить топливом и обвесить всем вооружением, то максимальная масса достигает 32 тонн. Что касается максимальной массы, допустимой для взлета, то она составляет 36 тонн, что не намного меньше, чем у российского конкурента. Масса топлива, которое помещается на борт самолета, составляет более одиннадцати тонн. Это приблизительно такой же показатель, как и у «Т-50», но при этом на пару сотен килограмм выше. Более того, китайский истребитель может нести с собой два внешних топливных бака, каждый из которых добавляет четыре тонны массы топлива. Что касается двигателя, то здесь все еще совсем туманно – существует два прототипа, которые могут оказаться основными для этой модели, но пока что наиболее вероятной является модель Xian WS-15, которая уже находится в процессе производства, в отличие от прототипов. Ну а в вопросах максимальной скорости китайский самолет обошел американца, но, опять же, не смог сравняться с русским. Этот самолет может развивать скорость до 2100 километров в час.

«Сырой» самолёт

В беседе с RT военный эксперт Владислав Шурыгин отметил, что на программу производства Raptor негативно повлияла комбинация разных факторов, главным из которых стала финансовая сторона. В проект F-22 были вложены десятки миллиардов долларов, что представлялось чрезмерным, учитывая отсутствие на тот момент конфронтации с Россией и Китаем.

«F-22 стал дорогостоящим «молотком», которым нечего было «забивать». После серии консультаций конгрессмены посчитали, что такой самолёт, имевший к тому же технические проблемы, является избыточным. Ставка была сделана на более лёгкий F-35 Lightning II, который к тому же проектировался и под поставки на экспорт», — пояснил Шурыгин.

Также по теме


МИД: Россия задействует все средства для устранения угроз опасной активности США и НАТО

Россия оставляет за собой право реагировать на опасную активность США и стран — членов НАТО по периметру российских границ, в том…

В кооперацию по производству F-35 были вовлечены более десяти зарубежных государств — Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания, Норвегия, Бельгия, Польша, Израиль, Япония, Южная Корея и Сингапур, а до недавнего времени — Турция (Вашингтон исключил Анкару по причине покупки у РФ зенитных систем С-400. — RT).

Однако второй по счёту самолёт пятого поколения оказался наполненным как «детскими болезнями», так и «родовыми травмами», отметил Шурыгин. Комплекс проблем затронул интегрированную логистическую поддержку (ИЛП) ALIS (Autonomic Logistics Information System), аварийную систему, топливную систему, систему охлаждения топливных баков и другие элементы истребителя.

Как рассказал эксперт, нерешённые технические проблемы вынудили Пентагон кратно сократить заказ на производство F-35. Кроме того, некоторые партнёры США отказались от покупки этого самолёта либо сократили планировавшийся ранее объём импорта.

  • Второй американский самолёт пятого поколения F-35

Шурыгин уверен, что в России тщательно проанализировали ситуацию в программе США по созданию самолётов пятого поколения, чтобы не повторять ошибок американских конструкторов. В результате Воздушно-космические силы России получили многофункциональный Су-57, по ряду характеристик превосходящий F-35. 

Кроме того, в 2023 году в воздух должен подняться однодвигательный лёгкий самолёт пятого поколения Checkmate (Су-75). Машина в большей степени предназначена для экспорта, и её стоимость будет значительно ниже американского конкурента F-35.

Игорь Коротченко полагает, что РФ создала достойный технологический задел по пятому поколению

В то же время он обратил внимание на тот факт, что и российская промышленность сталкивается с объективными техническими трудностями. По словам эксперта, для абсолютного успеха необходимо завершить разработку нового двигателя для Су-57 и продемонстрировать реализуемость обещанных технических решений по Checkmate

«Уже сейчас на примере Су-57 можно сказать, что отечественным специалистам удалось создать лучшую аэродинамическую схему, более эффективные управляемые бомбы и ракеты, бортовую радиолокационную станцию. Тем не менее F-35 остаётся серьёзным конкурентом, и впереди у России ещё много работы», — подытожил Коротченко.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки

Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла

Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.


KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

TF-X (Турция)

А как дела в Европе?

Что-торисуют» французы и немцы, но денег не хватает. Так что они замахиваются сразу на шестое поколение — когда-нибудь потом.

В обозримом будущем шансы поднять собственную машину есть у… Турции. Да, та ещё авиастроительная держава.

Турки уже нашли себе консультантов — помочь за идею(подзаработать и хоть как-то сохранить у себя инженерные кадры) согласились англичане и шведы. Трудно сказать, что из этого выйдет, но планов у турок много.

TF-X

Возможно, до середины следующего десятилетия они поднимут прототип, но всё зависит от политической целеустремлённости. Пока же Турция находится дальше всех — даже в том, чтобы просто определиться с проектом.

Мир не планирует стать спокойным местом — и гонка вооружений в ближайшее время явно не прекратится. До окончательного заката пилотируемой авиации(который все упорно предрекают) мы увидим ещё не одну стремительную и грациозную машину. Ну и, конечно, уйму неграциозных, закрытых и провальных — за такими даже интереснее и веселее следить.

Одна надежда — что основные битвы между ними будут проходить в лётных программах авиасалонов или за тугие кошельки всевозможных шейхов иэль-президенте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector