Режим сверхманёвренности: какие задачи может выполнять российский истребитель пятого поколения су-57

Вектор тяги

Американский Raptor давно стоит на вооружении, участвовал в боевых вылетах против боевиков Исламского государства (запрещено в РФ) в Ираке. Тем не менее купить его нельзя. Более упрощённая версия F-35 вроде бы доступна, но продается «с высочайшего соизволения». Это уже испытала на себе Турция. При том что Анкара выплатила американцам 1,4 млрд долларов за 116 самолётов, ей отказали в поставке по причине того, что господин Эрдоган решил усилить оборону страны российскими зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф».

Впрочем, дело не только в технологиях, но и в деньгах. Например, программа создания F-22 Raptor оценивается в 74 млрд долларов при цене одного самолёта — 146 млн долларов. Именно из-за дороговизны Пентагон закупил всего 187 самолётов. Наша программа на порядок дешевле, но Минобороны заключило контракт на покупку только 76 истребителей, и первый должен был быть передан ВКС РФ ещё 2019 году. К сожалению, во время испытательного полёта самолёт потерпел катастрофу. Второй борт ожидается в этом году, а с 2021-го начнётся полноценное серийное производство. Вот тогда можно будет говорить и о поставках Су-57 на экспорт.

Больших заказов ожидать не стоит, поскольку Су-57 — штучное изделие, много их не нужно. В боевом порядке из истребителей Су-30 и Су-35 ПАК ФА ему, условно говоря, отводится роль высокоточной снайперской винтовки. Возможности, заложенные в этой боевой платформе, как уже отмечалось, позволяют не только решать задачи, недоступные другим истребителям, но и организовывать боевое управление.

«Мы готовы к переговорам»

Впервые экспортная версия Су-57 была продемонстрирована в конце августа 2019 года на проходившем в Жуковском международном авиасалоне МАКС. Образец осмотрели президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган.

Во время короткой беседы на публике Эрдоган осведомился о возможности приобретения самолёта пятого поколения и получил положительный ответ. До этого в интервью агентству Anadolu о возможной поставке Анкаре Су-57Э сообщал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

  • Осмотр многофункционального самолёта Су-57 на МАКС-2019
  • РИА Новости

На текущий момент Анкара не приняла окончательного решения по поводу покупки российского многофункционального самолёта. В интервью РИА Новости в марте 2021 года министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк сообщил о сохраняющемся интересе к Су-57Э и Су-35.

«Если у России имеется самолёт, отвечающий нашим текущим потребностям, если не возникнет сложностей с его внедрением в нашу систему и его запуском, то, конечно, мы можем закупить его у России или у другой страны в Европе. В этом смысле у нас нет какой-то категоричной антагонистической позиции», — сказал Варанк.

Комментируя заявление турецкого министра, пресс-секретарь Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Валерия Решетникова подчеркнула, что Москва готова к диалогу по этому вопросу.

Также по теме


«Повышенная пробивная способность»: в чём преимущества российской авиационной ракеты нового поколения «Бронебойщик»

Поставки в российские войска новейшей неуправляемой 80-мм ракеты С-8ОФП «Бронебойщик» начнутся после 2023 года. Об этом сообщил…

«Что касается потенциальных планов закупки Анкарой российских истребителей Су-35 и Су-57, то стоит отметить, что турецкая сторона полностью информирована об их технических спецификациях. Если будет заявка от Турции на эти самолёты, то мы готовы к переговорам по этому вопросу», — пояснила Решетникова.

Эксперты объясняют медлительность Анкары вложением значительных ресурсов в развитие собственного проекта истребителя пятого поколения TF-X. Если эта разработка затянется или потерпит неудачу, то Турция с большой вероятностью закупит российские машины, полагают аналитики. Ещё одним стимулом для заключения контракта с Москвой собеседники RT называют исключение Анкары из программы F-35 по инициативе США.

Дмитрий Дрозденко считает, что, помимо Турции, в число претендентов на приобретение отечественного самолёта пятого поколения входит Индия. В феврале 2021 года Су-57Э был представлен «Рособоронэкспортом» на международной авиационной выставке Aero India 2021 в Бангалоре. 

«Индия, безусловно, является потенциальным покупателем Су-57. В Нью-Дели осознают, что Москва, в отличие от США, будет готова поделиться рядом технологических новшеств, реализованных в этой машине. Ничего подробного от сделки, например, по F-35 индусы ожидать не могут», — пояснил Дрозденко.

  • Пара самолётов Су-57

Эксперт убеждён, что Россия сможет хорошо заработать на контрактах по поставкам Су-57Э.

«Су-57, естественно, стоит дороже самолётов четвёртого поколения. Также Москве предстоит жёсткая конкуренция с американцами, которые практически заставляют покупать свой F-35 и грозят санкциями партнёрам России по военно-техническому сотрудничеству. Но для государств с суверенной политикой давление США вряд ли станет существенным препятствием», — сказал Дрозденко.

Владимир Попов считает, что в покупке Су-57 будут заинтересованы страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Однако поставки российского самолёта начнутся ближе к середине 2020-х годов, прогнозирует эксперт.

Подъёмная сила

На днях Су-57 , который называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), отметил десятилетие с момента первого взлёта. По историческим меркам срок небольшой. Например, Т-10 — он же Су-27, который даже западные эксперты считают лучшим истребителем всех времён, становился на крыло ровно столько же. Но только через сорок лет мы получили машину, которая полностью отвечает тем задумкам, которые вкладывались в неё военными и промышленностью — Су-35.

В отличие от своего непосредственного прародителя, Су-57 — это не только новая аэродинамическая схема планёра, принципиально новое ракетно-бомбовое вооружение и радиоэлектронное оборудование, но и новые композиционные материалы. В общей массе «пустого» самолёта они составляют 25%, а по поверхности — все 70%. При этом композитные материалы в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана тоже. В результате вес Су-57 в четыре раза меньше веса самолёта, собранного из привычных материалов, а его радиозаметность вообще близка к нулю.

mil.ru
Истребитель Су-57.

Повелитель роботов

Кроме того, Су-57 обладает системой, которую можно назвать «электронным» пилотом. Система подсказывает оптимальные варианты тактики боя, автоматически распределяет цели, просчитывает различные сценарии и даёт рекомендации по повышению эффективности действий. Считается, что развитие таких систем приведёт к появлению так называемого интеллектуального борта, который сможет эффективно вести бой в автоматическом режиме, без участия человека, — об этом, в частности, сообщал заместитель директора ОКБ Сухого по развитию — заместитель главного конструктора Виктор Попик.

В августе этого года Су-57 впервые совершил совместный полёт с тяжёлым беспилотным летательным аппаратом «Охотник». Боевой дрон, выполненный по схеме «летающее крыло» (масса 20 тонн), взлетел под Астраханью и в назначенной точке присоединился к Су-57, который и взял контроль над электронным разумом БПЛА. В результате синхронного пилотирования они, действуя в паре, осуществили прорыв системы противовоздушной обороны условного противника.

По некоторым данным, «Охотник» может нести до восьми тонн боевой нагрузки — высокоточных ракет и бомб. Столько же поднимает за раз модернизированный истребитель МиГ-29. Но с одним существенным отличием — в кабине «МиГа» сидит пилот, и посылать его под ракетный удар, практически на верную гибель, жестоко. А вот робота…

Российский истребитель Су-57 по многим показателям превосходит американские самолёты F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Так утверждал в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор истребителя Михаил Стрелец. Он ответил, что Су-57 изначально создавался как многофункциональный истребитель, тогда как F-22 Raptor (Хищник) и F-35 Lightning II (Молния) способны качественно решать только определённые задачи. «F-22 предназначен для завоевания превосходства в воздухе. И только потом американцы поняли, что принципиально неправильно было проектировать самолёт только под размещение ракет «воздух-воздух», и предприняли попытку разместить авиационные средства «воздух-поверхность» в существующую конфигурацию отсеков. Но конфигурация отсеков не позволила разместить более крупные грузы», — говорит Стрелец.

«Большое количество средств поражения»

Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.

  • Су-57 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.  

Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).

Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).

Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой». 

Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».

Также по теме


Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки

Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…

Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».

Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. 

Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».

В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

  • Истребитель Су-57 поднимается в небо

«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.

В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.

«Эксплуатация F-35 небезопасна»

В конце апреля Defense News со ссылкой на заявление координационного центра Пентагона по программе F-35 сообщил, что максимально разрешённое время высокоскоростного полёта на этой машине сокращено. Причиной послужили упомянутые выше повреждения элементов хвостовых частей самолётов, возникающие на высоких скоростях.

Как отмечают журналисты, Минобороны США отказалось отправлять F-35 на доработку, решив вместо этого понизить его эксплуатационные характеристики.

Также по теме


«Придётся разрабатывать почти с нуля»: смогут ли европейские страны создать истребитель новейшего поколения

Франция и Германия подписали соглашение о разработке прототипа европейского истребителя новейшего поколения Future Combat Air System…

«Эксплуатация F-35 на сверхзвуке небезопасна для лётчиков из-за высокой вероятности механических повреждений. Однако, хочу подчеркнуть, что этот дефект был выявлен намного раньше (ещё когда создавался этот самолёт), но так и не был устранён», — отметил в интервью RT лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах, майор ВКС Андрей Краснопёров. 

Игнорирование данной проблемы он объясняет спешкой оборонной промышленности США и Пентагона, вызванной стремлением продемонстрировать всему миру и России мощь и «абсолютное технологическое превосходство» американской авиации.

«Концепция F-35 предполагает полёт и выполнение боевых задач на сверхзвуке: обнаружение целей, перехват, нанесение ударов, быстрое возвращение к месту базирования целым и невредимым. Есть большие сомнения в том, что американский самолёт способен на это», — констатировал Краснопёров. 

Как полагает лётчик-инструктор, корректируя сейчас эксплуатационные параметры F-35, Минобороны США де-факто отказывается признавать и исправлять допущенные ранее ошибки. Такой подход не позволяет считать детище Lockheed Martin полноценным самолётом пятого поколения, делает вывод Краснопёров. 

Полёты на сверхзвуке

В эксклюзивном интервью RT российские военные лётчики назвали Су-57 единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ракетное вооружение на любой скорости и высоте. Этого качества лишён, в частности, американский истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II, который считается основным зарубежным конкурентом отечественной машины.

Как отметил лётчик, в режиме форсажа (характеризуется высоким расходом топлива) Су-57 способен разгоняться до 2,45 Маха, при бесфорсажном полёте — до 2 Махов, то есть в два раза больше скорости звука. При этом F-35 имеет массу ограничений при полётах на сверхзвуке.

Также по теме


Технические неполадки: в США рассказали о проблемах в работе одной из систем истребителя F-35

В Счётной палате США заявили о серьёзных проблемах в системе ALIS, которая помогает проводить диагностику и обеспечивать…

В частности, как сообщало американское издание Defense News, при полёте на сверхзвуковых скоростях на экстремально больших высотах у версий B и С истребителя F-35 могут разрушиться хвостовые антенны, киль, а также повредиться радиопоглощающее покрытие.

«Американцы не смогли пока достичь того, чтобы их самолёт (F-35. — RT) смог разогнаться на более чем 1,4 числа Маха и спокойно летать на таких скоростях, то есть в полном объёме выполнять номинально возложенные на него боевые задачи

В этом крайне важном компоненте Су-57, безусловно, превосходит F-35», — констатировал Руссанов

Как говорит лётчик, скоростной лимит американского самолёта не вписывается в доминирующую в наши дни концепцию воздушного боя. Она подразумевает оперативное обнаружение противника на дальних подступах, атаку с максимально допустимой дистанции и последующий уход из зоны поражения. Скоростные качества выступают одним из ключевых факторов успеха в таком бою. Они позволяют самолёту быстрее выходить на рубеж обнаружения цели и пуска ракеты, а также совершать оборонительные манёвры. Подобные задачи Су-57 способен выполнять эффективнее F-35. 

По словам Руссанова, боевое соприкосновение двух современных самолётов на ближней дистанции и в зоне видимости исключать нельзя, но такой вариант развития событий маловероятен с учётом нынешнего уровня развития ракетного вооружения, авионики и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). 

Ещё одно достоинство Су-57 в сравнении с американскими аналогами заключается в более высокой боевой нагрузке. Российский самолёт может поднять в воздух 10 тонн боеприпасов, F-35 — чуть более 8 тонн.

Кроме того, применение оружия на отечественной машине происходит практически незаметно для средств обнаружения противника. Такой эффект достигается с помощью особых геометрических конструкций и композитных материалов, из которых изготовлена пусковая установка. Она используется для применения ракет малой дальности. Пуск ракет средней и большой дальности, по словам Руссанова, происходит посредством специальной катапульты.

«Колоссальным преимуществом Су-57 является угол обзора бортовой радиолокационной станции. Он позволяет более безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН)», — сказал Руссанов.

Как пояснил собеседник RT, во всех самолётах пилот должен направлять ракету с радиолокационной ГСН на цель с помощью луча радара. Но в таком случае он теряет возможность совершать какие-либо манёвры.

Лётчик Су-57 также должен вести ракету, однако уникальная радиолокационная станция позволяет ему отклоняться от линии пуска на десятки градусов. Такой возможности F-35, по словам Руссанова, лишён и потому вынужден оставаться в зоне гипотетического поражения до завершения полёта ракеты.

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими

Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.


Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.    


Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.

Заключение

Су-57 – это перспективный истребитель, который служит отменной базой для модернизации с внедрением новых технологий.  Он идеально подходит для ведения как дальнего, так и ближнего боя. Отменная маневренность новинки на сверхзвуковых скоростях дает ему существенное преимущество перед любым потенциальным соперником в режиме реального боя. А в сочетании с отменной боевой мощью – он становится реальным игроком на мировой арене. Американцы с опаской называют его преступником (Felon), а корейцы советуют пилотам противника, при встрече с Су-57, “рассчитывать не на вооружение собственного самолета, а на безотказность его катапульты”.  

Сборка Су-57 на авиазаводе в Комсомольск-на-Амуре.

Су-57 на стоянке.

Су-57 на стоянке.

Су-57.

Су-57.

Су-57: вооружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector