Павел сухой

Инженерное чутье

Проект сверхзвукового ракетоносца Т-4 («Сотка») был совершенно новым направлением в деятельности КБ. Этот стратегический бомбардировщик воплощал мечты военных об идеальном «убийце авианосцев» — тяжелом ударном самолете, способном со скоростью 3000 км/ч летать на высоте 24 000 км на расстояние 7000 км и нести пару тяжелых (X-45 «Молния») и дюжину легких (X-15) крылатых ракет, не считая пяти тонн бомбовой нагрузки.

 «Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович»

На первых этапах разработки приходилось принимать решения при острой нехватке данных — их просто неоткуда было взять. По легенде, самолет назвали «Соткой» не потому, что он весил 100 тонн, а из-за того, что был новым на все 100%. Один из рабочих моментов проекта Т-4 описывает Олег Самойлович:

«Когда Л. Бондаренко показал мне эту компоновку, я ее не воспринял: „Леня, ты в своем уме?” Вот так заговорили во мне традиции и консерватизм. Но вот ее показали П. О. Сухому, и он мгновенно понял все ее преимущества: „Немедленно в детальную проработку, немедленно изготовить продувочную модель”. Причем такое решение Павел Осипович принял до проведения каких бы то ни было аэродинамических и других расчетов. Вот в этом и состоял его талант — моментально оценить достоинство нового технического решения. П. О. Сухой обладал невероятной конструкторской интуицией».

Именно это качество, скорее всего, подвигло Павла Осиповича принять предложение министра здравоохранения СССР Бориса Петровского и подключиться в 1966 году к программе создания искусственного сердца. На базе КБ была создана специальная лаборатория, возглавлял которую Моисей Локшин.

В процессе разработки стратегического ракетоносца Т-4 «Сотка» конструкторы КБ Сухого получили около шестисот авторских свидетельств на изобретения. Этот научно-технический задел был использован при проектировании самолетов следующих поколений — Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Т-50

Фотография предоставлена авиационным музеем «ОКБ Сухого»

«Интересно, что здесь, в области, далекой от специфики основной деятельности, проявилось его конструкторское чутье, видение будущей оптимальной конструкции, — вспоминал Моисей Абрамович. — В одной из бесед я показал ему новую модель искусственного сердца, выгодно отличавшуюся, по моему мнению, от предыдущих. Выслушав меня и осмотрев модель, он сделал замечание о сложностях формы и о том, что металлические элементы не вяжутся с полимерной основой. В этот период для медиков и для меня было очевидно, что форма должна быть близкой к форме естественного сердца, а необходимость в металлических элементах диктовалась нагрузками, возникающими при герметизации присоединяемых элементов. Но если сегодня, через много лет после памятного разговора, рассмотреть модель искусственного сердца, то окажется, что совершенствование конструкции шло по пути, предсказанному П. О. Сухим: форма стала строгой, исчезли все металлические элементы».

Переболев в молодые годы тяжелой формой дизентерии, «заработав» на Северном фронте Первой мировой туберкулез, Павел Сухой всю жизнь соблюдал строгий распорядок дня и режим питания, регулярно использовал отпуск. В выходные дни со стопкой иностранных технических журналов отправлялся на дачу или же налегке… в картинную галерею.

Об этом увлечении Сухого со знанием дела писал его коллега Олег Антонов: «Среди авиаконструкторов и летчиков немало людей, для которых умение рисовать, понимать искусство, красоту играло в работе немалую роль. Большим знатоком изобразительного искусства был генеральный конструктор П. О. Сухой. Он мог провести по залам Третьяковской галереи как заправский экскурсовод. Так интересно рассказывал он о картинах, что просто диву даешься, как тонко понимал Павел Осипович живопись, насколько глубоко разбирался в творчестве русских художников. Чувство красоты никогда не изменяло ему и в конструкторских решениях. Он стремился в конструкции избавиться от всего лишнего, оставляя только необходимое… „Во всем должна быть целесообразность”, — не уставал повторять Павел Осипович. И это наверняка не последняя из причин того, что его самолеты среди самых быстрокрылых в мире».

История создания и производства

Самолёт предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500—3000 км/ч и высот 500—23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.

Проектирование истребителя-перехватчика в ОКБ П.О. Сухого было начато в 1961 году. В связи с тем, что по указанию Н.С. Хрущева, запрещалась разработка новых типов самолетов, а допускалась только модернизация существующих, новый самолет рассматривался как модернизация комплекса перехвата на базе истребителя Су-11.

Опытный экземпляр был построен и испытан в 1962 году. Во время государственных испытаний не было существенных замечаний и происшествий. По результатам Госипытаний, единственным минусом самолета была малая дальность полета. Этот недостаток был устранен за счет увеличения запаса топлива.

Прочность конструкции самолета позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли. Мировая авиация не знала аналогов данному самолету в то время.

На вооружение Войск ПВО СССР самолет был принят 30 апреля 1965 года, он был определён в состав комплекса перехвата Су-15-98.

Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель И. Ф. Сорокин, которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. Третий полёт на самолёте 15 марта 1966 года выполнил лётчик-испытатель ОКБ В. С. Ильюшин. Затем лётные испытания самолёта продолжили лётчики-испытатели Ю. Н. Харченко, В. М. Морозов, В. А. Дыров, Е. С. Соловьёв, Е. К. Кукушев, В. Н. Кондауров и другие. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.

Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций.

Истребитель Су-15 долгое время был основой ПВО СССР. Большинство самолетов Су-15ТМ и Су-15УМ были списаны не выработав до конца свой ресурс, т.к. они попали под сокращение по договору ОСВ-2.

Образование

После переезда семьи в собственный дом Павел Сухой пошел учиться в гимназию. Окончил ее на «отлично» по всем предметам, кроме немецкого и латыни. По этим языкам он получил в аттестате по «4». В гимназии у Павла проявились способности к физике, математике и технике.

Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.

Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.

Словарь имён собственных

Сухобезводное, -ого (пгт, Нижегородск. обл., РФ)Сухобузимский р-н (Красноярск. кр., РФ)Суховерково, -а, -ом, в Суховеркове (пгт, Тверск. обл., РФ)СУХОВЕРКО Рогволд, Суховерко РогволдаСУХОВО-КОБЫЛИН Александр, Сухово-Кобылина АлександраСУХОДОЛЬСКИЙ Владимир, Суходольского ВладимираСУХОЙ Павел, Сухого Павла (рос. авиаконструктор)Сухой Торец, Сухого Торца, Сухим Торцом (р. — Харьковск. обл., Донецк. обл.; Украина)Сухоложский р-н (Свердловск. обл., РФ)СУХОМЛИН Василий, Сухомлина ВасилияСУХОМЛИНОВ Владимир, Сухомлинова ВладимираСУХОМЛИНСКИЙ Василий, Сухомлинского ВасилияСухона, -ы (р., Вологодск. обл., РФ)Сухонская ул. (в Москве)СУХОНЬ Эуген, Сухоня Эугена

Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник

Известными в Беларуси людьми стали двоюродный брат Павла Осиповича Андрей Николаевич Сухий и его племянник Николай Андреевич Сухий.

Семья Андрея Николаевича, который был другом Максима Горецкого

Они вместе учились в Горецком земледельческом училище. Андрей Сухий создал в училище белорусский литературный кружок, члены которого распространяли газету «Наша ніва», белорусские календари. Свои произведения в газете «Наша ніва» Андрей Николаевич подписывал псевдонимом «Мікола Мокры». 

Стихотворение Якуба Коласа в первой редакции «Нашым ворагам» печаталось впервые в Виленском издании «Гісторыі беларускай літаратуры» с пометкой «Са спісу агранома – каморніка з Вілейшчыны Андрэя Сухога». Этот вариант стихотворения Я. Коласа отличался от более позднего хрестоматийного, который известен под названием «Ворагам».

Сын Андрея Николаевича Николай Андреевич – известный в Беларуси государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Живет в Минске.

Николай Андреевич Сухий

Дальнейшее чтение [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Павла Сухого .
  • Бык, Стефан (2004). Энциклопедия военной техники и инноваций . Гринвуд. ISBN 1-57356-557-1 . 
  • Даффи, Пол (декабрь 1996). Туполев: Человек и его самолет . Общество Автомобильных Инженеров. ISBN 1-56091-899-3 . 
  • Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Мидленд Паблишинг. ISBN 1-85780-304-3 . 
  • Педерсон, Джей (1998). Международный справочник историй компаний, Vol. 24 . Сент-Джеймс Пресс. ISBN 1-55862-365-5 . 
Авторитетный контроль
  • GND : 119399997
  • ISNI : 0000 0000 5539 3172
  • LCCN : n85140195
  • NKC : mzk2005289694
  • НЛП : A26341013
  • PLWABN : 9810583412405606
  • VIAF : 59893389
  • WorldCat Identities : lccn-n85140195

Рождение мечты

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-бомбардировщик Су-17.

В 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.

Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», – позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.

В тот день над Гомелем пролетал Сергей Уточкин – один из пионеров русской авиации. К 1910 году авиационная тема быстрыми темпами набирала обороты, интерес в обществе к воздушным полетам «взлетал» с огромной скоростью. Показательные полеты первых летчиков проходили в различных уголках страны. Кстати, полеты Уточкина оказали такое впечатление не только на Сухого. Они стали отправной точкой в судьбе и других знаковых представителей отечественной авиации, таких как Королев, Поликарпов, Нестеров.

Авиастроение

В середине 1921 г. у Сухого появилась возможность возобновить обучение в стенах уже Московского Высшего технического училища. После окончания занятий, он подрабатывал в КБ Фомина, где разрабатывались модели дирижаблей.

Одновременно с этим, Павел посещал авиационный кружок, желая получить как можно больше знаний и опыта в этой области. В 1924 г. он начал трудиться чертежником в отделе ЦАГИ. Тогда же он занялся написанием диплома, который ему в конечном счете удалось успешно защитить.

«Су-2»

В результате, Сухой стал дипломированный инженером-механиком

Еще до окончания учебы на него обратил внимание Андрей Туполев, который позже предложил ему место в АГОС. Так молодой специалист начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора в Конструкторском бюро

В последующие годы биографии Павел Сухой уверенно продвигался по карьерной лестнице, став вначале начальником бригады, а затем заместителем главного конструктора. В данное время он, под предводительством Туполева, участвовал в производстве истребителей марки «И-4» и «И-14», а позднее «АНТ-25» и «АНТ-37бис».

Интересен факт, что «АНТ-25» являлся 1-м в мировой истории самолетом, на котором был совершен трансполярный перелет. Далее Сухой участвовал в проектировании легкого бомбардировщика «Су-2», который использовался на первых этапах Великой Отечественной войны (1941-1945).

Позже была проведена модернизация бомбардировщика, вследствие чего в производство был запущен бомбардировщик «Су-4». Сухой пользовался неоспоримым авторитетом у коллег, поэтому еще в разгар войны был назначен директором и главным конструктор КБ, базировавшегося на ряде предприятий.

Интересен факт, что в 1940 г. Сухой удостоился степени доктора технических наук без защиты диссертации

Важно отметить, что к 1943 г. под его руководством был построен бронированный штурмовик «Су-6»

На нем были установлены 2 пушки «ВЯ-23», 2 пулемета «ШКАС» и 1 пулемет «УБТ», при этом бомбовая нагрузка составляла – 400 кг бомб.

В конце войны ученый был одним из пионеров производства реактивных воздушных суден. Он понимал, что именно за этими машинами будущее. Позже был построен «Су-17» – первый в истории страны самолет с видоизменяемой геометрией крыла.

В 1956 г. Павел Сухой стал генеральным конструктором, находясь в числе передовых авиаконструкторов в сфере советской реактивной авиации. В частности, он создал истребитель «Су-7», скорость которого в 2 раза превышала скорость звука. Позднее начали выпускаться разные модели истребителей – перехватчики, бомбардировщики, штурмовики и прочие разновидности боевых машин.

За годы научной биографии Павел Сухой сконструировал свыше 50 модификаций самолетов и удостоился ряда наивысших государственных наград. С 1958 по 1974 год он был членом Верховного Совета СССР. Современники описывали его как сдержанного, молчаливого и вежливого человека, которому не были присущи эмоции.

Коллеги Сухого отмечали, что он неоднократно прибегал к решениям, которые казались другим неверными или малоэффективными. И только когда проходило какое-то время становилось ясно, что его предположения были точными.

Способность Павла Осиповича предвидеть те или иные нюансы, удивляла его сослуживцев. Один из передовых авиаконструкторов СССР – Архип Люлька говорил, что Сухой спроектировал модели самолетов на грани научной фантастики.

Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание

Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант – создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.

После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.

Участвовал в конкурсе по разработке «Иванова». Но закончилось создание выпуском СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Этот самолет сразу поступил в производство. Потом начавшаяся война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6.

Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.

Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.

Подрезать «Мессершмитт»

В Германии к этому времени появились реактивные истребители «Мессершмитты», которые вели воздушную охоту за нашими машинами. Конструкторские бюро Микояна, Лавочкина, Сухого, Яковлева получили срочное задание: сделать самолет для борьбы с «мессерами». 

Первый реактивный самолет Павла Сухого – СУ-9. На нем впервые установлены посадочный тормозной парашют, катапультное кресло. В 1947 году проведены испытания фронтового истребителя СУ-11 с двумя турбореактивными двигателями.  В 1948 году успешно выпустились СУ-12, СУ-10, СУ-17. В начале 1949 года появился первый отечественный трансзвуковой самолет СУ-15. – Дальновидность Сухого значительно опередила мировой прогресс в самолетостроении, – утверждал Николай Зырин. – Павла Осиповича всегда отличали скромность, нежелание проталкивать свои достижения, – выражает мнение земляков Наталия Рабизо. – Он говорил: «Хорошо работает не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо работает!»

Настоящее и будущее ОКБ им. П.И. Сухого

Публичное акционерное общество «Компания «Сухой»

Сокращенное наименование: ПАО «Компания «Сухой» 

Руководство:

  • Генеральный директор ПАО – Озар Игорь Яковлевич
  • Председатель Совета директоров – Слюсарь Юрий Борисович

Акционеры ПАО «Компания «Сухой»:

  • ПАО «ОАК» (81,25% акций)
  • Внешэкономбанк (17,29% акций)
  • АО “РСК “МиГ” (0,71% акций)
  • Росимущество (0,30% акций)

Сфера деятельности:

  • Выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до послепродажного обслуживания. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы:
  • “Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова”.
  • “Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Гагарина.
  • Акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого».

Текущие проекты:

  • Программа пятого поколения: Основной программой по данному направлению стал проект по созданию перспективного многофункционального истребителя;
  • Су-30МК2;
  • По заказу ВВС Китая ведутся работы по модернизации многоцелевого истребителя Су-30МК, оборудованного новой системой вооружения;
  • Су-32 – экспортная версия Су-34;
  • Су-33;
  • Су-35;
  • Гражданские программы «Сухого»: ОАО «Компания «Сухой» ведет работу по диверсификации производственной деятельности. Наиболее масштабной гражданской программой компании является семейство региональных пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ)

“Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова”:

Руководство:

Заместитель генерального директора – директор филиала ПАО «Компания «Сухой» «Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова» – Смирнов Сергей Александрович

Сфера деятельности:

Серийное производство военных и гражданских самолётов

Проекты последних лет:

  • Производство истребителя-бомбардировщика Су-34;
  • Участие в программе перспективного регионального самолета SSJ;
  • Участие в программе  создания боевого авиационного комплекса 5-го поколения.

“Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Гагарина:

Руководство:

Заместитель генерального директора – директор филиала ОАО “Компания “Сухой” “Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина” – Пекарш Александр Иванович.

 Сфера деятельности:

  • производство самолетов военного и гражданского назначения для внутренних и экспортных поставок
  • производство технических комплектов для лицензионного производства
  • ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники
  • производство гражданской продукции, товаров народного потребления
  • оказание услуг по выполнению воздушных перевозок.

Проекты последних лет:

  • Одноместные и двухместные модификации самолетов семейства Су-27;
  • Производство двухместных многоцелевых истребителей Су-30М2/МК2 и многофункциональных сверхманёвренных одноместных истребителей Су-35/С в интересах Министерства обороны РФ и для поставки на экспорт;
  • Производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА);
  • Ремонт, модернизация и послепродажное обслуживание авиационной техники;
  • Производство составных частей регионального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet-100.

Акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого»

Сокращенное наименование: АО «ГСС»

Руководство:

  • Президент – Рубцов Александр Иванович
  • Председатель Совета директоров – Алешин Борис Сергеевич

Акционеры АО «ГСС»:

ПАО «Компания «Сухой» (100 % акций)

Сфера деятельности:

  • маркетинговая деятельность на российском и международном рынках;
  • проведение научно-исследовательских, опытных, проектно-конструкторских и внедренческих работ по гражданской авиационной технике;
  • осуществление летных испытаний опытных образцов установочных и серийных партий самолетов, оборудования, средств эксплуатации и ремонта;
  • деятельность по созданию международной кооперации.
  • Представительства за рубежом

Текущие проекты: В настоящее время основным проектом АО «ГСС» является создание семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) вместимостью 95 мест. Сфера деятельности:

  • Проектирование и производство военных самолетов – основное направление деятельности компании “Сухой”.
  • Компания “Сухой” развивает различные направления гражданского самолетостроения. Новые перспективные проекты Компании по созданию самолетов гражданского назначения.

Проекты последних лет:

Су-17 расправляет крылья

Рабочее проектирование Су-17 под заводским шифром С-32 было выполнено в ОКБ в 1967-68 гг. Если экспериментальная модель являлась, по сути, копией Су-7Б, демонстрировавшей возможности подвижного крыла, то в серийном самолете можно было найти больше отличий. В нем решили обновить БРЭО, автоматическое управление и расширить список вооружения управляемыми ракетами X-23 и подвесными пушечными установками. В связи с этим были внесены изменения в фюзеляж и фонарь кабины. 


Су-17М

Постройка серийных самолетов проводилась на Дальневосточном машиностроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Полет первого предсерийного Су-17 состоялся 1 июля 1969 года. По результатам государственных испытаний новый самолет был рекомендован к принятию на вооружение, а первые Су-17 стали поступать в Военно-воздушные силы уже в 1970 году. 

Военные приняли самолет воодушевленно, отмечая его уникальные качества. Именно на Су-17 впервые применялся сброс ядерной бомбы с кабрирования или бомбометание с полупетли. Бомба сбрасывалась в положении самолета около 90 градусов, после чего летчик на форсаже уходил от места сброса. Заместитель главкома ВВС, создатель методологии долгосрочного программного планирования развития отечественной авиации Михаил Никитович Мишук так отзывался о Су-17: «Дерзкую по своему замыслу идею − управлять аэродинамикой самолета непосредственно в полете − блестяще воплотил в своем самолете Павел Осипович Сухой… Сложная конструкция поворотного крыла была «вживлена» в тело уже летавшего несколько лет и претерпевшего много модификаций самолета Су-7Б. Надо быть Сухим, чтобы решиться на такой смелый эксперимент для боевого самолета. Идея оказалась дальновидной и практичной».
 

Эволюция авиалайнера

Чтобы оставаться конкурентоспособным, самолет должен непрерывно совершенствоваться, поэтому работа над ним продолжается и после получения сертификата. Любые усовершенствования всегда требуют сопряжения с действующими системами, поиска пространства для установки новых приборов и коммуникаций, решения вопросов энергоснабжения и многих других. Они также не должны вызывать массового переобучения летного и инженерно-технического персонала авиакомпаний.

Именно поэтому совершенствование эксплуатируемого самолета – это тонкая работа, требующая от главного конструктора неординарных решений и способности находить компромисс между идеями различных групп конструкторов, смежников, производственников и эксплуатантов.

Под руководством Владимира Лаврова проделана огромная работа. С 2011 года уполномоченные органы выдали на самолет RRJ-95 свыше 50 дополнений к сертификату, которые повысили возможности машины, улучшили ее летно-технические и эксплуатационные характеристики.

Упомянем лишь некоторые из них.

В 2013 году был сертифицирован вариант RRJ-95LR-100 с увеличенной взлетной массой и дальностью полета на 1000 км больше, чем в предыдущей версии.

По запросам эксплуатантов разработаны десятки вариантов компоновки пассажирского салона, с разным уровнем комфорта и вместимостью. Одноклассные, двухклассные, с повышенным комфортом, с увеличенной вместимостью. Сейчас максимальная пассажировместимость увеличена с первоначальных 98 до 103 мест.

Серией изменений типовой конструкции расширен диапазон эксплуатационных условий в части высоких и низких температур, сильного бокового ветра, высокогорья, навигации в северных широтах. «Суперджет» одинаково хорошо себя чувствует и в якутских морозах до минус 55 °С, и в африканской жаре до плюс 45 °С. Самолеты летают с равнины и высокогорных аэродромов, самый высокий из которых находится в Мексике, это аэропорт Тулука, с высотой более 2400 м над уровнем моря. Самолет сертифицирован на соответствие самым жестким требованиям не только по безопасности полетов, но и по экологии, по выбросам вредных веществ и по шуму на местности.

Разработаны, сертифицированы и успешно эксплуатируются не только пассажирские варианты самолета. В их числе: бизнес-джет повышенной комфортности, медицинская и конвертируемая версии лайнера. Специальные версии самолета эксплуатируются в МЧС РФ, СЛО «Россия», Королевских ВВС Таиланда, Госпогранслужбе Казахстана.

Непрерывно ведется работа по достижению проектного ресурса планера самолета в 54 000 полетов, 25 лет эксплуатации. С этой целью проводится анализ информации, поступающей от авиакомпаний, ведутся ресурсные испытания на нескольких площадках, на различных стендах, расположенных в ЦАГИ и СибНИА. Уже достигнуты показатели, превышающие все ранее полученные в СССР для самолетов такой размерности.

Самолет оснащен инновационной системой авионики, со «стеклянной» кабиной, полностью цифровой системой дистанционного управления с боковыми ручками, без механического резервирования, на момент сертификации самолета не имевшей аналогов в мировом авиастроении. Система авионики построена по открытой архитектуре интегрированной модульной авионики (ИМА), позволяет выполнять полеты по системам точной зональной навигации в полностью автоматическом режиме от взлета до посадки. Заход на посадку и посадка могут выполняться полностью автоматически по категории ИКАО IIIA.

Разработана, сертифицирована и уже эксплуатируется версия с улучшенными летно-техническими характеристиками, с инновационными законцовками крыла SABERLET.

Работа по развитию лайнера продолжается в том числе и в рамках программы импортозамещения – SSJ-NEW, где инновационные решения, опыт и технологии, полученные на программе разработки «Суперджета», переносятся на российские производственные площадки в интересах развития всей российской промышленности.

Самолеты “Сухого”

Самолёты, которые носят название «Сухой» + номер; в советском и с 1991 — в российском авиастроении принято сокращение «Су»; Две серии опытных, экспериментальных и серийных летательных аппаратов; в первой серии — оснащённые поршневыми авиадвигателями и тянущим винтом, после Второй мировой войны — оснащаются реактивными двигателями; во второй серии — движителем являются различные типы реактивных двигателей; самолеты ОКБ Сухого, которые носят фамилию в память основателя и первого руководителя конструкторского бюро Павла Сухого.

Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой. Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками:

  • Разработчик истребителя “И-4” (1926-1927), “И-14” (1932-1934).
  • Самолетов “РД” (“АНТ-25“), “Родина” (“АНТ-37“).
  • Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны.

  • В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6.
  • Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-11, Су-12, Су-15 и др.
  • Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука.

  • 1949г. Проект первого сверхзвукового штурмовика Су-14
  • В 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.

  • Фронтовой бомбардировщик Су-24.
  • Штурмовик Cу-25.
  • На экспериментальных самолетах “Т-431” и “Т-405» конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

  • Палубный истребитель Су-33.
  • Многоцелевой истребитель Су-27, Су-30, Су-35, Су-37.

  • Лёгкий спортивный самолёт Су-26, Су-29, Су-31.
  • Малозаметный многоцелевой истребитель Су-57.
  • Фронтовой бомбардировщик Су-34.

  • Штурмовик Су-39.
  • Пассажирский самолёт местных авиалиний Су-80.
  • Пассажирский самолёт средней дальности SSJ
  • Рекордный самолёт П-42.
  • Палубный истребитель Су-47

  • Т-60 – проект закрыт.
  • КР-860 «Крылья России»— проект двухпалубного широкофюзеляжного самолёта ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском и грузопассажирском варианте.
  • Сверхзвуковой бизнес-самолёт SSBJ – проект.

В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.

Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена в первые электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг.

Из «белорусской Венеции»

«Все генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика», – сказал академик Олег Антонов. Павел Сухой родился в городе Глубокое, который за красоту называют «белорусской Венецией». Земляки основали здесь музей Павла Сухого. Будущий авиаконструктор происходил из рода крепостных крестьян, но уже его отец сумел стать одним из самых образованных людей в городе и детей своих учил чтению, музыке, языкам. – Когда дедушке было 4 года, они с семьей ехали на поезде, – вспоминает внучка Павла Сухого – Мария Георгиевна. 

– Ему казалось, что поезд едет слишком медленно, и он подпрыгивал и говорил, что хотел бы, чтобы поезд завис в воздухе и летел. Уже в этот момент можно было предположить, что его жизнь будет связана с небом и полетами. – Павел Сухой очень любил читать. Он не расставался с книгами даже в праздники, – говорит директор музея Сухого в Глубоком Наталия Рабизо. – Много лет спустя, рассказывая дочери Ирине о своем детстве, Павел Осипович вспоминал такой эпизод: «Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами! Позже я узнал, что пилотировал этот летательный аппарат известный русский летчик Сергей Уточкин, гастролировавший тогда по разным городам России. Залетел аэроплан и в Гомель». 

Интересная и нужная машина

Вылет первого в СССР самолета с изменяемой геометрией крыла был назначен на 2 августа 1966 года. Заслуженный летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин, сын выдающегося авиаконструктора, отозвался о первом полете на С-22И так: «Машина устойчива и хорошо управляется по всем трем осям, во всем диапазоне стреловидностей крыла». 


Схема Су-20

Дальше были летные испытания самолета, которые прошли на удивление ровно. Многие пилоты хотели попробовать новую машину в деле, в том числе летчик-космонавт СССР Герман Степанович Титов, назвавший ее «удивительно интересной и нужной». 9 июля 1967 года С-22И в числе прочих новинок отечественной авиатехники пролетел над зрителями воздушного парада в Домодедово. 

В апреле 1967 года по результатам совместных испытаний был составлен акт, в котором сообщалось, что применение крыла изменяемой геометрии на Су-7БМ существенно улучшает его летно-технические характеристики на дозвуке. Также значительно улучшаются взлетно-посадочные характеристики, уменьшаются километровые расходы топлива, уменьшается минимальная скорость полета, что повышает безопасность полета и позволяет снизить минимум погоды при полетах в сложных метеоусловиях. В ноябре того же года вышло постановление правительства о создании на базе Су-7Б модифицированного истребителя-бомбардировщика Су-17 с крылом изменяемой стреловидности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector