Ядерный чемоданчик сухого су 24

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М

В 1973 году на вооружение авиации Советской Армии поступил новый бомбардировщик. Самолет был предназначен на замену уже устаревшему Як-28, который к тому же выполнял функции воздушного разведчика и самолета РЭБ (Радиоэлектронной Борьбы — прим.ред.). Су-24, а именно ему предстояло заменить Як-28, должен был выполнять те же задачи. Самолет быстро доказал свою эффективность и в 1979 году вошел в состав группы войск в ГДР. Затем, с 1984 года, эти машины использовали и в Афганской войне.

Су-24 быстро завоевал уважение среди военных благодаря высокой скорости, устойчивости при полете на малой высоте, к тому же бомбардировщик несет весьма большую боевую нагрузку, однако за чет снижения количества топлива, следовательно и дальности полета.

Однако машина обладала и недостатками системы БРЭО

(Бортовое Радиоэлектронное Оборудование), являвшаяся малоэффективной и ненадежной. Однако в последующей модификации самолета, Су-24М, такой недостаток был устранен. Су-24М — машина второго поколения семейства Су-24, в комплектацию модифицированного самолета входят такие системы, как:

  • Система дозаправки топливом в воздухе
  • Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят: Поисковая РЛС (Радиолокационная система) «Орион-А»
  • РЛС следования рельефу местности «Рельеф»
  • Прицельная система «Кайра-24» с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным блоком

Благодаря «Тигру» самолет может использовать любые типы высокоточного оружия.

Боевое применение самолета Су-24

Эти самолеты, как первого, так и второго поколения, активно использовались в Чечне. На базе этого самолета были созданы модификации, предназначенные для разведки и РЭБ. Су-24МР способен собирать огромный объем разведданных и прочей информации. Разведчик оснащен аппаратурой для тепловой, радиоэлектронной и телевизионной разведки. Самолет оснащен РЛС бокового обзора, в сменных подвесных контейнерах размещено развед-оборудование, включающее приборы для электронной и радиационной разведки, лазерные системы разведки. Однако в этом случае самолет не является атакующим: из вооружения он может нести только управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60.

Впоследствии самолеты Су-24 и Су-24М находились на вооружении морской авиации России в количестве около 70 штук, плюс 12 самолетов-разведчиков Су-24МР. Также эти самолеты находились на вооружении других стран, наибольшее количество — у ВВС Украины.

ТТХ бомбардировщика Су-24

Состав экипажа 2 человека
Двигатели Два ТРДФ АЛ-21Ф-ЗА тягой по 11210 кгс на форсажном режиме
Максимальная скорость у земли 1320 км/ч
Максимальная скорость на высоте 11000 м Соответствует числу М=1,35
Практический потолок 17000 м
Боевой радиус с боевой нагрузкой 2500 кг 560 км
Боевой радиус с ПТБ (Подвесные Топливные Баки) 1250 км
Массы Пустого 22300 кг; нормальная взлетная 36000 кг
Размеры Длина: 24,594 м (с ПВД). Высота: 6,193 м
Размах крыла
  • При угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
  • При угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
Максимальная боевая нагрузка 8000 кг
Пушечное вооружение
  • 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М
  • Дополнительно до трех контейнеров с пушками ГШ-6-23М на подвесках.
Бомбы
  • Бомбы ТН-1000 и ТН-1200;
  • Корректируемые авиабомбы КАБ 500Кр с телевизионной системой наведения и КАБ-1500Л с лазерной системой наведения
Ракетное вооружение
  • УР класса воздух-поверхность Х-23, Х-25МЛ, Х-29Л/Г и Х-59 «Овод»
  • Противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П, Х-29МП и Х-58, ПКР Х-31А иХ-35
  • До восьми блоков с PC
  • УР класса воздух-воздух Р-60

Модификации самолета Су-24

  • Су-24М — фронтовой бомбардировщик с комплексом «Тигр»;
  • Су-24МР — самолет-разведчик, разработан на базе Су-24М;
  • Су-24МП — самолет — постановщик помех;
  • Су-24Т — воздушный самолет-заправщик.

Бомбардировщик заявил высокую боевую эффективность. Можно хотя бы перечислить его бомбовое вооружение, а именно:

  • ТН-1000 и ТН-1200 являются ядерными бомбами
  • КАБ 500Кр — бомба калибра 500 кг с телевизионным наведением
  • КАБ 1500Л — бомба калибра 1500 кг с лазерным наведением

К чему эта вся информация? А к тому, что попав в зону поражения, шансов нет. Хотя если вдруг у вас будет каким-то образом хотя бы 5 минут до бомбардировки (предупреждений и извещений не ждите, его конёк — внезапность, это сверхзвуковая машина), то выжить можно. Но сложно.

Интересные факты о самолёте Су 24

  •         Интересно, что среди Су-24 во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
  •         Иран присвоил иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
  •         Сирийский Су-24 в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
  •         12 апреля 2014 года Су-24, принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.

Су-24 взлёт, вид из кабины

В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины». Проделав несколько заходов, Су-24 скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным  бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе. Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.

После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять Су-24 поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.

Су-24

Первоклассный фронтовой бомбардировщик Су-24 быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня Су-24 СВП-24.

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ

Здесь велись работы по дальнейшему развитию самолёта Ту-160, в рамках которой были разработаны следующие проекты:

• Ту-160В – с силовой установкой, работающей на жидком водороде, самолёт должен был быть увеличен в размерах (для размещения баков с жидким водородом);
• Ту-160М – удлинённый вариант самолёта, с изменёнными бомбоотсеками (носитель перспективной гиперзвуковой ракеты Х-90);
• Ту-160НК-74 – с более экономичными двигателями НК-74;
• Ту-160К (К – авиационной ракетный комплекс «Кречет») (1984) – с увеличенной до 50 тонн массой боевой нагрузки, носитель двух перспективных ракет «Кречет-Р». Общая дальность действия комплекса составляла 10000 км.
• Ту-161 («161») – межконтинентальный многорежимный стратегический самолет-носитель, дальнейшее развитие Ту-160. Его появление, согласно первоначальным планам, ожидалось в середине 90-х годов.

Ту-160К

С 1983 года велись работы по модернизации Ту-22М3 до варианта Ту-22М4 (до 1987 года носила обозначение Ту-32), который предполагалось оснастить новыми БРЭО (в т.ч. РЛС с Ту-160), прицельно-навигационным комплексом, комплексом РЭБ и связи, более мощными двигателями (НК-32). В состав средств поражения должны были войти 6 УР Х-32, или 10 Х-57 (в т.ч. 4 – на внешних узлах подвески), или управляемые планирующие авиабомбы УПАБ-1500. Также предполагалось модернизировать и планер самолёта.

Прототип данной машины (по некоторым данным, сер. 45-10) был построен в 1990 году, переоборудован под установку НК-32, но их так и не поставили. Работы по машине прекращены в ноябре 1991 года.

Внешне Ту-22М4 распознаётся увеличением с 9 до 12 количества створок дополнительного забора воздуха по обоим бортам фюзеляжа. В настоящее время опытная машина находится в музее Дальней авиации в Рязани.

По одним данным – это Ту-22М4, по другим – летающая лаборатория на базе Ту-22М3

По некоторым данным, велись работы и по самолёту с ещё более расширенными боевыми возможностями – Ту-22М5, который должен был получить улучшенную аэродинамику с учётом мер по снижению радиолокационной заметности. В составе его вооружения должны были войти ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности.

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Оружие СУ-24

Используя восемь точек подвески, бомбардировщик СУ-24 способен иметь в своем вооружении 7.5 тонн различного вооружения. От пулемета и неуправляемых ракет до полуторатонных наводящихся бомб. Которые, к слову, управляются благодаря излучению небольшого контейнера Фантасмагория.

Штурмовик предназначается, как для уничтожения наземно-воздушных единиц, так и для ликвидации различных статичных целей. Примером тому могут служить различные взлетные полосы, мосты, укрепления и прочие цели.

Но на этом его функциональное применение не заканчивается. Зачастую его используют для разведки и аэрофотосъемки. Применяют и для минирования местности с воздуха.

«В ногу со временем»

В настоящее время в российских ВКС Су-24М эксплуатируется с прицельно-навигационным комплексом СВП-24 «Гефест», использование которого в три раза повысило точность бомбометания и ракетных ударов. Кроме того, он позволяет экипажу ориентироваться в сложных погодных условиях и при ограниченной видимости.

По данным Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Су-24М по-прежнему нет равных в своём классе по диапазону высот, скоростным качествам, объёму боевой нагрузки и точности поражения. Поэтому «Фехтовальщик» остаётся крайне востребованной машиной и подвергается постоянной модернизации.

Также по теме


Перспективные самолёты: Минобороны РФ подпишет контракты на поставку истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых Як-130

Минобороны России до конца года подпишет два госконтракта на поставку 21 истребителя Су-30СМ2 и 25 учебно-боевых самолётов Як-130,…

Практический потолок высоты Су-24М составляет 11 км, боевой радиус — до 560 км, максимальная скорость у земли — 1400 км/ч. Восемь точек подвески самолёта позволяют разместить на нём до 8 т ракетно-бомбового вооружения.

Как отмечают эксперты, свои выдающиеся боевые возможности Су-24М проявил в афганской кампании (1979—1989) и сирийской операции, которая началась 30 сентября 2015 года. Основу расквартированного пять лет назад на авиабазе Хмеймим авиакрыла РФ составили «Фехтовальщики» и модернизированные штурмовики Су-25 «Грач».

«Су-24М не потерял актуальности, в том числе по экономическим причинам. Оснащённый комплексом «Гефест», наш бомбардировщик представляет собой недорогое и весьма эффективное средство поражения. Как показала сирийская кампания, «Фехтовальщик» способен с высокой точностью применять неуправляемые боеприпасы, оставшиеся на складах после окончания холодной войны», — рассказал в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По словам эксперта, Су-24М выполняет в ВКС РФ роль «рабочей лошадки» в конфликтах низкой интенсивности, то есть в боевых действиях против незаконных вооружённых формирований. В случае столкновения с высокотехнологичным противником российская армия с большой вероятностью будет использовать более современные авиационные платформы, рассуждает Корнев.

«Конечно, в строю ВКС давно есть более совершенные самолёты, заточенные на применение управляемого вооружения. Однако возможности таких машин для той же Сирии, где у противника нет средств ПВО, представляются избыточными. В конце концов, массовое производство и боевое применение новой авиатехники — дорогое удовольствие. Поэтому в Сирии в бой были брошены успешно испытанные в Афганистане Су-24 и Су-25, и со своими задачами они справились», — пояснил Корнев.

  • Фронтовой бомбардировщик Су-24М взлетает с аэродрома
  • РИА Новости

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов обратил внимание на то, что конструкторы ОКБ Сухого заложили в своё детище огромный модернизационный потенциал. Как прогнозирует эксперт, Су-24М будет эксплуатироваться в ВКС по меньшей мере ещё 15 лет

«Мне самому приходилось на нём (Су-24. — RT) много летать. Могу сказать, что разница между первыми и последующими версиями этой машины огромная. Сейчас установлено более совершенное оборудование, заметно повышены показатели точности бомбометания. Видно, что конструкторы идут в ногу со временем», — сообщил Попов.

Основным достоинством Су-24М аналитик назвал лётные характеристики самолёта. По его словам, бомбардировщик способен маневрировать на высоте 200—300 м в горных условиях, поддерживая при этом скорость на уровне 900—1200 км/ч. Как утверждает Попов, такие виражи не может выполнять ни один другой самолёт российской авиации.

Вооружение

В зализе крыла и фюзеляжа установлена одноствольная 30 мм пушка типа ГШ-301 имеющая боекомплект 180 выстрелов. Ящики боекомплекта расположены внутри бронированной кабины пилотов.

Основное вооружение бомбардировщика Су-34 располагается на 12 точках подвеса, установленных под фюзеляжем, гондолами двигателей и консольными частями крыльев. Общий вес нагрузки может достигать 8000 кг (до 12000 кг в перегруз при дальности полета 1000 км).

Предусмотрены несколько вариантов размещения ракетного вооружения на борту самолета Су-34:

  • 8 ракет типа Р-27, установленных на фюзеляже и консолях крыльев;
  • 8 ракет средней дальности типа Р-77, размещенных на консолях;
  • 6 ракет малой дальности типа Р-73, установленных на крыльях.

Высокая скорость и современное радиолокационное оборудование позволяют самолету Су-34 вести борьбу с любыми целями. Для нанесения точечных ударов по целям наземного и надводного базирования, находящимся на дистанциях до 250 км, применяются следующие комбинации вооружения самолетов:

  • До трех единиц тактического ракетного комплекс типа Х-59М, оборудованных системой телевизионного наведения;
  • 6 ракет «воздух-земля» типов Х-29, Х-25М или С-25Л;
  • До шести ракет, предназначенных для борьбы с кораблями противника (дальность действия от 70 до 250 км);
  • Шесть ракет модели Х-31, предназначенных для поражения радиолокационных станций;
  • Три управляемые авиабомбы, весом по 1500 кг каждая;
  • Шесть управляемых 500 кг бомб;
  • Четыре торпеды;
  • Для ведения разведки возможна подвеска контейнера, содержащего в себе 70 гидроакустических буев;
  • 16 фугасных бомб весом по 500 кг, или 36 по 250 кг, или 48 бомб по 100 кг.

Для обнаружения целей на Су-34 применяется головная радиолокационная станция, которая способна обнаружить крупные наземные цели на расстояниях не менее 200 км.

Дальность обнаружения воздушных целей составляет от 90 км (машина типа истребитель) до 250 км (крупный транспортный самолет). Радар позволяет вести одновременное наблюдение за 10 целями и ведение огня по четырем из них.

В задней части фюзеляжа Су-34 установлен второй радар, предупреждающий об атаке сзади и позволяющий осуществлять направленный пуск ракет в направлении задней полусферы. Дальность действия заднего радара невелика и не превышает 12…15 км.

Недостатки и отличия Су-24 от Су-25

Основным и самым главным недостатком Су-24 является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.

Су-25 отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.

У Су-24 меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем Су-25. У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.

Су-24

Известные аварии и инциденты

  • 19 декабря 2008 г. самолет Су-24М ВВС России разбился недалеко от города Воронеж на юго-западе России . Члены экипажа катапультировались. Предварительная информация указывает на то, что причиной крушения стала неисправность системы управления полетом самолета.
  • 10 апреля 2011 года Су-24МК ВВС Исламской Республики Иран разбился недалеко от деревни Хаваран недалеко от города Сарвестан, примерно в 80 км к востоку от Шираза в южной провинции Фарс.
  • 13 февраля 2012 года в Курганской области разбился Су-24 ВВС России. Оба члена экипажа благополучно катапультировались. Возможной причиной аварии был назван отказ двигателя.
  • 30 октября 2012 года Су-24М ВВС России потерпел крушение в Челябинской области , Россия . Во время полета сломался носовой обтекатель . После попытки аварийной посадки экипаж из двух человек вылетел на открытую территорию и благополучно катапультировался. На сайте правительства области говорится, что авария произошла в результате отказа системы управления самолетом. На базе Шагол приостановлены полеты Су-24 .
  • 21 марта 2014 года Су-24М украинских ВВС, принадлежащий 7-й бригаде, разбился при заходе на посадку в районе Староконстантинова в Хмельницкой области, Украина. Оба члена экипажа благополучно катапультировались.
  • 13 октября 2014 г. во время тренировочного полета разбился Су-24 ВВС Алжира, погибли оба члена экипажа.
  • 6 июля 2015 года Су-24 российских ВВС потерпел крушение под Хабаровском на Дальнем Востоке России, в результате чего погиб один из двух членов экипажа.
  • 24 ноября 2015 года Су-24 ВВС России был сбит турецким F-16 недалеко от турецко-сирийской границы. Оба экипажа катапультировались, но пилот был убит туркменскими повстанцами, когда он спрыгнул с парашютом на землю, а штурман был спасен.
  • 10 октября 2017 года Су-24 ВВС России разбился при взлете на авиабазе Хмеймим , провинция Латакия, Сирия . Оба члена экипажа погибли в результате крушения.

Концептуальные решения

Проект Су-24 был запущен советскими военными, чтобы избавиться от недостатков, которыми обладал его предшественник — истребитель-бомбардировщик Су-7Б, принятый на вооружение в 1961 году. Минобороны СССР рассчитывало получить от специалистов ОКБ Сухого модификацию этого самолёта, способную уничтожать малоразмерные цели и выполнять боевые задачи в любых погодных условиях.

Однако модернизация Су-7Б столкнулась с серьёзными трудностями: компоновка истребителя-бомбардировщика не позволяла разместить весь объём необходимого оборудования.

  • Один из вариантов опытного самолёта Су-24

Также советским инженерам требовалось разработать абсолютно новую прицельно-навигационную систему (ПНС), которая обеспечивала бы максимальную автоматизацию всех основных режимов полёта и боевого применения. Этими работами занимался коллектив ОКБ-794 (Ленинград) под руководством авиаконструктора Евгения Зазорина.

Чтобы удовлетворить запросы военных, в 1962 году инженеры ОКБ Сухого взялись за создание принципиально нового самолёта, получившего обозначение С-6. Машина имела традиционную аэродинамическую схему с трапециевидным крылом умеренной стреловидности.

Также по теме


«Высокие лётно-технические характеристики»: какими возможностями обладает боевой самолёт Су-34

13 апреля 1990 года в небо поднялся прототип отечественного многофункционального боевого самолёта, получившего позже обозначение…

Кабина самолёта предназначалась для тандемного размещения пилота и штурмана-оператора. В 1963 году специалисты ОКБ Сухого построили натурный макет С-6, но комиссия Военно-воздушных сил СССР не приняла проект самолёта из-за отсутствия современного ПНС.

Позднее военные скорректировали тактико-технические требования к машине. В частности, Минобороны Советского Союза поручило разработать низковысотный штурмовик с функцией укороченного взлёта и посадки и способностью продолжительного полёта на сверхзвуке для преодоления зоны ПВО противника.

На основе этих требований в ОКБ Сухого предложили самолёт с новым вариантом компоновки кабины, которая предусматривала схему посадки лётчиков плечом к плечу. Лётные качества машины планировалось обеспечить за счёт установки двух маршевых турбореактивных двигателей типа Р-27Ф-300 и четырёх подъёмных агрегатов типа РД36-35, которые обеспечивали короткий взлёт и посадку.

Для отработки комбинированной силовой установки и методики управления будущим «Фехтовальщиком» в ОКБ на базе истребителя-перехватчика Су-15 была построена летающая лаборатория Т-58ВД. Эта машина выполняла полёты в 1966—1969 годах под управлением лётчика-испытателя Евгения Соловьёва.

Впоследствии от подъёмных двигателей решено было отказаться, а моторы Р-27Ф-300 заменить на образцы семейства АЛ-21Ф разработки Архипа Люльки. Также конструкторы оснастили бомбардировщик крылом изменяемой стреловидности, которое заметно улучшило взлётно-посадочные характеристики.

Положительную роль в успешной реализации проекта нового самолёта сыграли завершившиеся в ОКБ-794 работы по прицельно-навигационной системе, получившей название «Пума». В состав ПНС вошли радиолокационная станция «Орион-А» и специализированный радиолокатор «Рельеф», предназначенный для обеспечения автоматизации полёта с огибанием рельефа местности на малых и сверхмалых высотах.

  • Одна из первых модификаций советского Су-24

Су-24 был принят на вооружение ВВС постановлением правительства СССР от 4 февраля 1975 года. Помимо свободно падающих боеприпасов, в арсенал «Фехтовальщика» вошло управляемое оружие с лазерным и телевизионным наведением: ракеты Х-25, Х-29Л/Т, Х-58 и Р-60, а также корректируемые авиабомбы массой 500 и 1500 кг.

В 1977 году в воздух поднялась модернизированная версия бомбардировщика — Су-24М. Данная модификация «Фехтовальщика» была принята на вооружение в 1983 году. Как сообщается в материалах ПАО «Сухой», по боевой эффективности обновлённый самолёт в полтора-два раза превзошёл базовую модель.

На основе имевшегося технологического задела советские инженеры разработали Су-24 в вариантах самолёта-разведчика и постановщика помех. Во второй половине 1980-х годов конструкторы ОКБ Сухого представили экспортную модификацию «Фехтовальщика» под обозначением Су-24МК. Данные машины были поставлены в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.

Конструкция Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет 2 двигателя и крылья изменяемой стреловидности. Положение крыльев зависит от задачи, которую выполняет самолет: 16° − взлет/посадка, 35° − крейсерский дозвуковой полет, 45° − боевое маневрирование, 69° − полет на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию, кабина рассчитана на двух человек. Управление двойное, экипаж состоит из штурмана и летчика, которые сидят плечом к плечу. Кабина экипажа имеет катапультирующие кресла К-36ДМ.

В самолете установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3, вырабатывающих во время форсажа тягу, равную 2 × 11 500 кгс. Общая емкость топливных баков составляет 11 700 л, на внешней подвеске можно поместить еще два дополнительных бака, по 3000 л каждый. Таким образом, максимальная дальность полета у Су-24 составляет 2850 км.

Носовую часть штурмовика занимает штанга топливоприемника, которая осуществляет воздушную заправку самолета.

В состав оборудования Су-24 входит цифровая бортовая прицельно-навигационная система «Пума», вес которой составляет 837 кг. Бортовое оборудование включает также радиолокационную станцию переднего обзора «Орион» и РЛС «Рельеф», сигнализирующую о возможном столкновении во время низковысотного полета. Последняя отвечает за пилотирование самолета по заданному маршруту, автоматическое отклонение самолета в заданном направлении, возвращение на базовый аэродром и снижение до высоты 40-50 м во время выполнения посадки.

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Советских (Российских) ВВС стоит на вооружении с 1978 г.

Конструктивная особенность — крыло изменяемой в полете геометрии. Угол стреловидных консолей — 16-68°.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя КБ С. К. Туманского Р-295 тягой по 7850 кг, при работающей форсажной камере — по 11 280 кг.

Су-24 фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector