Х-29л, авиационная ракета класса «воздух-поверхность»

Операторы [ править ]

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами в красном

Текущие операторы править

  • Россия : ВВС России
  • Индия : ВВС Индии на своих Су-30МКИ и ВМС Индии на своих МиГ-29К .
  • Алжир : ВВС Алжира
  • Беларусь : ВВС Беларуси на модернизированных БМ МиГ-29 .
  • Болгария : болгарские ВВС на своих Су-22 М4, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия : ВВС Грузии на Су-25 КМ «Скорпион»
  • Индонезия : TNI-AU = Tentara Nasional Indonesia — Angkatan Udara ( ВВС Индонезии ) на Су-30МК2
  • Иран : ВВС Исламской Республики Иран на Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия : исламистские ополчения
  • Малайзия : Королевские ВВС Малайзии используют Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика : ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 г. получили 2000 самолетов Х-29Т для использования на своих Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Shenyang J-11 и, возможно, их JH-7 (‘Flounder ‘) и Q-5 (‘ Фантан ‘).
  • Польша : ВВС Польши на Су-22 М4.
  • Сирия : Сирийские ВВС
  • Украина : ВВС Украины
  • Перу : ВВС Перу на Су-25
  • Венесуэла : ВВС Венесуэлы на Су-30
  • Вьетнам : ВВС Вьетнама на Су-30 МК2В
  • Йемен : ВВС Йемена

Бывшие операторы править

  • Чехословакия : чехословацкие ВВС — переданы государствам-преемникам
  • Восточная Германия : ВВС Восточной Германии
  • Германия : прекращено после воссоединения Германии
  • Венгрия : ВВС Венгрии на Су-22 М3
  • Ирак : ВВС Ирака — все в отставке
  • Ливийская Арабская Джамахирия : ВВС Ливии — Остались без стартовых платформ после того, как Су-24 были уничтожены в гражданской войне и последующей бомбардировке НАТО . Захвачен повстанцами и ополченцами. [ необходима цитата ]
  • Словакия : ВВС Словакии — Су-22М4
  • Советский Союз : Советские ВВС — переданы государствам-преемникам

Дизайн

Базовая аэродинамическая компоновка Х-29 аналогична «Молнии» Р-60 (АА-8 «Тля»), что отражает наследие «Молнии» в области создания ракет класса «воздух-воздух». Головка лазерного наведения исходила от Х-25 (АС-10 «Карен»), а телеуправление — от Х-59 (АС-13 «Кингболт»), соединенной с большой боевой частью.

Ее сравнивали с американской ракетой AGM-65 Maverick , но AGM-65 — это гораздо меньшая ракета, чем Х-29, и весит вдвое меньше.

По сравнению с AGM-65 Maverick Kh-29 имеет на 20% большую максимальную скорость 1150 км / ч против 1470 км / ч и гораздо большую боевую часть 320 кг против 136 кг.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (in) , Tactical Missiles Corporation (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  2. ↑ and (en) Михал А. Фисер, , «Ситуационная осведомленность» (доступ 7 сентября 2008 г. ) , написанный бывшим пилотом Польский Су-24.
  3. (in) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2010 г., стр.  92.
  4. и (о) Рособоронэкспорт, Рособоронэкспорт отдел военно — воздушных сил и средства массовой информации и PR — служба , стр.  122.
  5. (в) , Энциклопедия Проберта (проверено 5 сентября 2008 г. ) .
  6. ↑ и (en) Норман Фридман, ,1997 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) ,стр.  236-237.
  7. ↑ и (в) , Deagel.com (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  8. и , Fighter Tactics Academy , (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  9. ↑ и (в) , электрооптические системы Джейн ,4 сентября 2008 г.(по состоянию на 6 февраля 2009 г. ) .
  10. ↑ and (ru) , оружие Джейн, запускаемое с воздуха ,6 августа 2008 г..
  11. (in) Халед Бен Алева, в блоге Oryx ,18 августа 2014 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) .
  12. (ru) Билл, Китай испытал новую ракету класса «воздух-воздух»; Тайвань, вероятно, получит модернизированное вооружение ,1 — го июля 2002, A1.
  13. (in) Ричард Д. Фишер-младший, Китая , американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности.январь 2004 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) ,стр.  4.2C.
  14. (in) Стефано Д’Урсо, Сунчон , на The Avionist ,14 апреля 2020 г.(по состоянию на 18 апреля 2020 г. ) .
  15. (ru) , geo-army.ge,28 июня 2010 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  16. (in) , GlobalSecurity.org ,11 июля 2011 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  17. (in) ,2011 г..

Су-34 «Утенок»

Современный многофункциональный двухместный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) поколения «4++», предназначенный для нанесения высокоточных ударов, в том числе и с использованием ядерного оружия. Первые самолеты поступили на вооружение в 2006 году и сейчас он считается основным ударным самолетом Воздушно-Космических сил России. Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утенок» из-за носовой части самолета, напоминающего клюв утки.

Впервые Су-34 применили во время войны в Южной Осетии, где он обеспечивал действия ударной авиации, подавляя грузинские ПВО.

Мощное бронирование обеспечивает Су-34 высокую боевую живучесть при полетах на малой высоте над территорией противника, насыщенной средствами ПВО. Некоторые элементы Су-34 выполнены с учетом технологии Stealth с применением радиопоглощающих покрытий и материалов. Это позволило сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E.

Варианты

  • Х-29Л ( Изделие 63 , « Кедж-А» ) использует полуактивную лазерную ГСН и имеет дальность действия 8–10 км.
  • Х-29МЛ — модернизированная версия Х-29Л.
  • Х-29Т ( Изделие 64 , « Кедж-Б» ) — вариант с ТВ-наведением, оснащенный системой автоматического оптического самонаведения на различимый объект, указываемый пилотом в кабине.
  • Х-29ТЭ — дальнобойная (30 км) разработка Х-29Т. Минимальная дальность — 3 км; Высота пуска — 200-10 000 м.
  • Х-29МП представляет собой вариант наведения третьего поколения с активной радиолокационной системой самонаведения , что делает его оружием типа « выстрелил-забыл» . Имеет большую боевую часть 250 кг с дальностью полета 12 км.
  • Х-29Д — четвертый вариант Х-29ТЭ с инфракрасным наведением.

Характеристики

Х-29 (или 9M721 в своем внутреннем обозначении) является ракета воздуха-земли предназначена для поражения крупных целей и инфраструктур на поле боя, такие как здания, промышленные комплексы, склады или мосты. Имея дальность действия от 10 до 30  км и мощную боевую нагрузку в 320  кг , он также может использоваться против кораблей массой 10 000 тонн, укрепленных ангаров или бетонных взлетно-посадочных полос.

Базовая аэродинамическая компоновка Х-29 аналогичен из Р-60 (НАТО: AA-8 «тли» ), что отражает Molnia в наследие в ракетах воздух-воздух .

Чтобы иметь возможность выполнять большое количество задач, он оснащен широким спектром головок самонаведения, такими как , , или . Это , как правило , осуществляется с помощью тактических истребителей, таких как Су-24 , Су-30 и Микоян-Гуревич МиГ-29 или «T» и «ТМ» версии этого Су-25 , придавая ей широкие возможности для атаки «  стоять-офф  » (Дистанционные атаки).

Головка с лазерным наведением исходит от ракеты Х-25 (НАТО: AS-10 «Карен» ), а головка с телеуправлением — от Х-59 (НАТО: AS-13 «Kingbolt» ), причем обе они подключены к большому груз. военный.

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Примечания [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме » Вымпел Х-29″ .
  1. ^ Б с д е е X-29TE / X-29L , Тактическое ракетное вооружение Corporation, архив с оригинала на 28 сентября 2007 года , получен 6 февраля +2009
  2. ^ «ОАО» Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение « » . Проверено 23 декабря 2014 года .
  3. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t Департамент ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR, Экспортный каталог AEROSPACE SYSTEMS , Госкорпорация «Рособоронэкспорт», с. 122, архивировано из оригинального 30 октября 2007 г.
  4. ^ a b c d e f g h i j Фисер, Михал А. «25 лет службы российской ракеты Х-29» . Ситуационная осведомленность . Проверено 7 сентября 2008 года . Автор польского бывшего пилота Су-22
  5. ^ «КН-29» . Энциклопедия Проберта . Архивировано из оригинала 2 июня 2008 года . Проверено 5 сентября 2008 года .
  6. ^ a b c Фридман, Норман (1997). Справочник Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 гг . ISBN 9781557502681. Проверено 23 декабря 2014 года .
  7. ^ а б «Х-29Д» . deagel.com .
  8. ^ а б «ВВС России 3.8» . Архивировано из оригинального 14 июня 2012 года . Проверено 23 декабря 2014 года .
  9. ^ a b c d «Вымпел Х-29 (AS-14 ‘Kedge’)» , Jane’s Electro-Optic Systems , 4 сентября 2008 г., заархивировано из оригинала 26 января 2013 г. , извлечено 6 февраля 2009 г.
  10. ^ a b c d e f g «Kh-29 (AS-14 ‘Kedge’)» , Jane’s Air-Launched Weapons , 6 августа 2008 г.[ мертвая ссылка ]
  11. Полина Девитт (4 октября 2015 г.). «Российские ВВС используют в Сирии ракеты Х-29Л с лазерным наведением — РИА» . Рейтер . Проверено 7 октября 2015 года .
  12. ^ «Х-29ТЭ» . Рособоронэкспорт .
  13. ^ Джон Пайк. «МиГ-29К FULCRUM» . GlobalSecurity . Проверено 23 декабря 2014 года .
  14. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинального 18 октября 2013 года . Проверено 17 октября 2013 года .
  15. ^ «Истребитель СУ-25КМ (Скорпион)» . Проверено 23 декабря 2014 года .
  16. ^ Годовой отчет Tactical Missile Corporation за 2011 год, «Архивная копия» . Архивировано из оригинального 21 августа 2012 года . Проверено 31 июля 2013 года .
  17. ^ https://www.businessinsider.com/photo-north-korean-fighter-jet-missile-after-kim-base-visit-2020-4
  18. ^ Герц, Билл (1 июль 2002), «Китай-испытатели пожары новых ракетный класса» воздух-воздух » ; Тайвань , вероятно, получить модернизированное оружие», The Washington Times , стр. A1
  19. ^ Фишер, Ричард Д., младший (январь 2004), влияние иностранных вооружений и технологий по модернизации Народно-освободительной армии Китая , Всекитайской США Комиссии по рассмотрению экономической и безопасности, стр. 4-2C, архивируются с оригинала на 29 апреля 2007 г.

Версии

  • Х-29Л ( Изделие 63 , «  Кедж-А  » ): Полуактивное лазерное наведение. Дальность от 8 до 10  км  ;
  • Х-29МЛ  : Улучшенная версия Х-29Л  ;
  • Х-29Т ( Изделие 64 , «  Кедж-Б  » ) — вариант с телеуправлением , оснащенный автоматическим оптическим наведением на замечательный объект, на который летчик указывает из своей кабины;
  • Х-29ТЭ  : разработка «дальнобойной» (30  км ) версии Х-29Т . Минимальная дальность полета — 3  км, высота пуска — от 200 до 10 000  м  ;
  • Х-29MP  : версия оснащена руководство 3 е  поколение. Оснащенный активным радаром, он становится оружием «  выстрелил и забыл  » . Он оснащен большой боевой нагрузкой в ​​250  кг и имеет дальность полета 12  км  ;
  • Х-29Д  : вариант Х-29ТЭ «выстрелил и забыл» с использованием инфракрасного наведения.

Су-25СМ «Грач»

Старый советский бронированный дозвуковой штурмовик, прозванный «Расческой» за характерные очертания подкрыльевых пилонов для подвески боеприпасов.

Предназначен для непосредственной поддержки войск во фронтовой полосе днем и ночью в любых погодных условиях. Впервые поднялся в воздух в 1975 году, активно эксплуатируется с 1981 года и успел принять участие во всех конфликтах за этот период: война в Афганистане, обе чеченские войны, конфликт в Южной Осетии, а также за рубежом (Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Вторая конголезская война).

Су-25СМ, применяемые в Сирии, — это доработанный вариант старого Су-25 с обновленной авионикой и приборами ИЛС (индикатор на лобовом стекле) и МФД (многофункциональный индикатор).

Выстрел

После отцепки крылатой ракеты Х-22 от самолета компоненты топлива самовоспламеняются. В этот момент начинается разгон ракеты и набор высоты. Характер траектории полета зависит от выбранной заранее программы. Когда ракета достигает заданной скорости, силовая установка переключается на маршевый режим работы.

При атаке точечной цели головка самонаведения отслеживает цель в двух плоскостях и выдает автопилоту управляющие сигналы. Когда в процессе сопровождения вертикальный угол достигает заданной величины, подается сигнал на перевод ракеты в режим пикирования на цель под горизонтальным углом 30°. Во время пикирования управление производится по сигналам, поступающим от системы самонаведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Крейсер средних размеров самолет-носитель обнаруживает на расстоянии до 340 км, а захват и сопровождение производятся с расстояния до 270 км.

При атаке площадных целей самолет-носитель определяет координаты цели с помощью радиолокационной системы и прочих средств навигации. Бортовое оборудование ракеты излучает в направлении противника электромагнитные волны и непрерывно определяет вектор истинной скорости, принимая их в отраженном виде от «бегущих» участков земли. Этот показатель автоматически интегрируется по времени, после чего непрерывно производится определение дальности от ракеты до цели и удерживается курс, заданный с борта самолета.

Пользователи

Выпускников

  • Чехословакия  : возвращена государствам-преемникам;
  • Восточная Германия  ;
  • Венгрия  : На Су-22М3  ;.
  • Ирак : все сняты с вооружения;
  • Словакия  : Су-22М4  ;
  • Советский Союз  : возвращен государствам-преемникам.

Текущий

  • Алжир  : Х-29 на своих Су-24М2, Су-30СМ2, МиГ-29М / М2
  • Беларусь  : Омодернизированных МиГ-29БМ .
  • Болгария  : На Су-22М4 , которые были сняты с вооружения в 2004 году и сейчас используются только как разведывательные самолеты. В настоящее время используется на Су-25 .
  • Китай  : В 2002 году APL получила 2000 экземпляров Х-29Тдля использования на своих Су-27СК , Су-27УБК , Су-30МКК , Shenyang J-11 и, вероятно, их JH-7 Flounder и Q-5 Fantan .
  • Северная Корея  : Су-25, первое публичное фото в апреле 2020 года.
  • Грузия  : На Су-25КМ » Скорпион» .
  • Индия  : О последних Су-30МКИ и МиГ-29К .
  • Индонезия  : На Су-30МК2 .
  • Иран  : На своем Су-24 «Фехтовальщик» .
  • Малайзия  : На Су-30МКМ .
  • Ливия  : закуплено в конце 1980-х годов для своих Су-24, последний был уничтожен во время военной интервенции 2011 года в Ливии .
  • Польша  : На Су-22М4 .
  • Россия
  • Сирия
  • Украина
  • Перу  : На Су-25 .
  • Венесуэла  : На Су-30 .
  • Вьетнам  : На Су-30МК2В .

Техника

На аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в ее состав (по неподтвержденным данным) входят 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8. На примере этой группировки сил мы можем увидеть хорошую картину нынешнего положения российской военной авиации — она состоит как из устаревших морально и физически машин, так и из новых самолетов, подающих большие надежды, но не обладающих боевым опытом применения.

Су-25 и Су-24 — старые советские самолеты, многократно модернизированные и переделанные, но эксплуатируемые уже десятки лет. Они наработали большой опыт боевого применения (в том числе в Чечне и Грузии), летчики и техники знают их вдоль и поперек. Но «старый и проверенный» еще не значит надежный; Су-24 считается одной из самых аварийных машин в ВВС.

Современный тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ — переработанный вариант Су-30 — перешагнул планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.

Новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34 пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.

Таким образом, лишь десять из тридцати российских самолетов в Сирии — это техника XXI века, но такое соотношение старых и новых машин — нормальное явление для современных армий. В ВВС США все примерно так же; в соседних странах региона — гораздо хуже.

Операторы

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Россия : ВВС России
  • Индия : ВВС Индии на своих Су-30МКИ и ВМС Индии на своих МиГ-29К .
  • Алжир : ВВС Алжира
  • Беларусь : ВВС Беларуси на модернизированных БМ МиГ-29 .
  • Болгария : ВВС Болгарии на своих Су-22 М4, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия : ВВС Грузии на Су-25 КМ Scorpion
  • Индонезия : ВВС Индонезии эксплуатируют Х-29ТЭ на Су-30МК2
  • Иран : ВВС Исламской Республики Иран на Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия : исламистские ополчения
  • Малайзия : Королевские ВВС Малайзии используют Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика : ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 году получили 2000 самолетов Х-29Т для использования на своих Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Шэньянских J-11 и, возможно, их JH-7 («камбала») и Q-5 («Фантан»).
  • Польша : ВВС Польши на Су-22 М4.
  • Сирия : Сирийские ВВС
  • Украина : ВВС Украины
  • Перу : ВВС Перу на Су-25
  • Венесуэла : ВВС Венесуэлы на Су-30
  • Вьетнам : ВВС Вьетнама на Су-30 МК2В
  • Йемен : ВВС Йемена

Бывшие операторы

  • Чехословакия : чехословацкие ВВС — переданы государствам-преемникам
  • Восточная Германия : ВВС Восточной Германии
  • Германия : прекращено после воссоединения Германии
  • Венгрия : ВВС Венгрии на Су-22 М3
  • Ирак : ВВС Ирака — все в отставке
  • Ливийская Арабская Джамахирия : ВВС Ливии — Остались без пусковых платформ после того, как Су-24 были уничтожены в гражданской войне и последующей бомбардировке НАТО . Захвачен повстанцами и ополченцами.
  • Словакия : ВВС Словакии — Су-22М4
  • Советский Союз : советские военно-воздушные силы — переданы государствам-преемникам

Учения

До начала 1990 годов боевые стрельбы по морским целям проводились на Каспии. Для этого экипажам с удаленных аэродромов приходилось перебазироваться поближе к полигону. Со временем работающий еще с 1950 годов полигон на Каспии был закрыт в связи с существенным загрязнением моря обломками ракет и мишеней. Организация стрельб на Ахтубинском полигоне, который отошел Казахстану, также стала невозможной.

Спустя несколько лет возобновились стрельбы на заново оборудованных полигонах. Для их обустройства выбирались малолюдные обширные территории, на которых можно было не переживать за последствия промахов. Эти территории оборудовались телеметрическими пунктами контроля и измерительными постами. В конце июня 1999 года самолеты Ту-22МЗ из Североморской Киркенесской авиадивизии в ходе испытаний «Запад-99», проводящихся в северной части РФ, выполнили пуски ракет в акватории Баренцева моря. Вместе с кораблями флота они нейтрализовали отряд прикрытия воображаемого противника с расстояния 100 км, а главную цель – с 300 км. В сентябре того же года на ТОФ самолеты Ту-22М3 провели стрельбы по мишеням.

В августе 2000 года, в ходе совместных испытаний военно-воздушных сил РФ и Украины, пара полтавских самолетов Ту-22М3 выполнила перелет на север и вместе с 10-ю российскими самолетами атакована мишени на полигоне у Новой Земли. Спустя две недели, в рамках совместных учений авиации и ПВО, экипаж украинского бомбардировщика выполнил пуск ракеты-мишени, которая была перехвачена и поражена истребителем Су-27.

В апреле 2001 года для проверки надежности ракеты Х-22 был произведен пуск экземпляра, хранящегося на складе 25 лет. Запуск прошел успешно. Менее удачно состоялись стрельбы в сентябре 2002 года под Читой – из-за сбоя в наведении ракета упала на монгольской территории, что привело к скандалу и выплате компенсаций. Аналогичная промашка произошла в Казахстане, где ракета упала недалеко от деревни.

Для перевозки ракет по аэродромам используются специальные транспортные тележки Т-22, задние колеса которых благодаря гидравлике могут «приседать», позволяя тем самым закатить громоздкое изделие под самолет с минимальным зазором. Для подвески тяжелой ракеты Х-22, ТТХ которой позволяют справляться с крупнейшими кораблями, применяют мощные электрические лебедки.

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М

В 1973 году на вооружение авиации Советской Армии поступил новый бомбардировщик. Самолет был предназначен на замену уже устаревшему Як-28, который к тому же выполнял функции воздушного разведчика и самолета РЭБ (Радиоэлектронной Борьбы — прим.ред.). Су-24, а именно ему предстояло заменить Як-28, должен был выполнять те же задачи. Самолет быстро доказал свою эффективность и в 1979 году вошел в состав группы войск в ГДР. Затем, с 1984 года, эти машины использовали и в Афганской войне.

Су-24 быстро завоевал уважение среди военных благодаря высокой скорости, устойчивости при полете на малой высоте, к тому же бомбардировщик несет весьма большую боевую нагрузку, однако за чет снижения количества топлива, следовательно и дальности полета.

Однако машина обладала и недостатками системы БРЭО

(Бортовое Радиоэлектронное Оборудование), являвшаяся малоэффективной и ненадежной. Однако в последующей модификации самолета, Су-24М, такой недостаток был устранен. Су-24М — машина второго поколения семейства Су-24, в комплектацию модифицированного самолета входят такие системы, как:

  • Система дозаправки топливом в воздухе
  • Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят: Поисковая РЛС (Радиолокационная система) «Орион-А»
  • РЛС следования рельефу местности «Рельеф»
  • Прицельная система «Кайра-24» с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным блоком

Благодаря «Тигру» самолет может использовать любые типы высокоточного оружия.

Боевое применение самолета Су-24

Эти самолеты, как первого, так и второго поколения, активно использовались в Чечне. На базе этого самолета были созданы модификации, предназначенные для разведки и РЭБ. Су-24МР способен собирать огромный объем разведданных и прочей информации. Разведчик оснащен аппаратурой для тепловой, радиоэлектронной и телевизионной разведки. Самолет оснащен РЛС бокового обзора, в сменных подвесных контейнерах размещено развед-оборудование, включающее приборы для электронной и радиационной разведки, лазерные системы разведки. Однако в этом случае самолет не является атакующим: из вооружения он может нести только управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60.

Впоследствии самолеты Су-24 и Су-24М находились на вооружении морской авиации России в количестве около 70 штук, плюс 12 самолетов-разведчиков Су-24МР. Также эти самолеты находились на вооружении других стран, наибольшее количество — у ВВС Украины.

ТТХ бомбардировщика Су-24

Состав экипажа 2 человека
Двигатели Два ТРДФ АЛ-21Ф-ЗА тягой по 11210 кгс на форсажном режиме
Максимальная скорость у земли 1320 км/ч
Максимальная скорость на высоте 11000 м Соответствует числу М=1,35
Практический потолок 17000 м
Боевой радиус с боевой нагрузкой 2500 кг 560 км
Боевой радиус с ПТБ (Подвесные Топливные Баки) 1250 км
Массы Пустого 22300 кг; нормальная взлетная 36000 кг
Размеры Длина: 24,594 м (с ПВД). Высота: 6,193 м
Размах крыла
  • При угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
  • При угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
Максимальная боевая нагрузка 8000 кг
Пушечное вооружение
  • 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23М
  • Дополнительно до трех контейнеров с пушками ГШ-6-23М на подвесках.
Бомбы
  • Бомбы ТН-1000 и ТН-1200;
  • Корректируемые авиабомбы КАБ 500Кр с телевизионной системой наведения и КАБ-1500Л с лазерной системой наведения
Ракетное вооружение
  • УР класса воздух-поверхность Х-23, Х-25МЛ, Х-29Л/Г и Х-59 «Овод»
  • Противорадиолокационные ракеты Х-25МП, Х-31П, Х-29МП и Х-58, ПКР Х-31А иХ-35
  • До восьми блоков с PC
  • УР класса воздух-воздух Р-60

Модификации самолета Су-24

  • Су-24М — фронтовой бомбардировщик с комплексом «Тигр»;
  • Су-24МР — самолет-разведчик, разработан на базе Су-24М;
  • Су-24МП — самолет — постановщик помех;
  • Су-24Т — воздушный самолет-заправщик.

Бомбардировщик заявил высокую боевую эффективность. Можно хотя бы перечислить его бомбовое вооружение, а именно:

  • ТН-1000 и ТН-1200 являются ядерными бомбами
  • КАБ 500Кр — бомба калибра 500 кг с телевизионным наведением
  • КАБ 1500Л — бомба калибра 1500 кг с лазерным наведением

К чему эта вся информация? А к тому, что попав в зону поражения, шансов нет. Хотя если вдруг у вас будет каким-то образом хотя бы 5 минут до бомбардировки (предупреждений и извещений не ждите, его конёк — внезапность, это сверхзвуковая машина), то выжить можно. Но сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector