Может ли истребитель оторваться от ракеты класса «воздух-воздух»?
Содержание:
Предыстория
Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.
Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.
В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.
«Таких ракет у нас ещё не было»
Помимо модернизированного «Вихря-1», оперативно-тактическая и армейская авиация РФ имеет возможность применять новейшую неуправляемую 80-мм ракету С-8ОФП «Бронебойщик» с проникающей осколочно-фугасной боевой частью.
Боеприпас был разработан в стенах НПО «Сплав» (Тула), входящего в научно-производственный концерн «Техмаш». Пуск С-8ОФП осуществляется из штатных блоков Б8М-1 и Б8В20-А.
Также по теме
Обновлённый «Крокодил»: какими возможностями обладает российский экспортный вертолёт Ми-35П
В России завершены лётные испытания модернизированного транспортно-боевого вертолёта Ми-35П. Об этом на полях форума «Армия-2020»…
Носителями «Бронебойщика» являются вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-50, Ка-52, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители Су-27, МиГ-29. Ракета предназначена для поражения лёгкой бронетехники, надводных кораблей и целей в инженерных сооружениях.
Как заявил в 2018 году в интервью «Российской газете» гендиректор «Техмаша» Владимир Лепин, «Бронебойщик» должен дополнить семейство неуправляемых авиационных ракет С-8.
По его словам, новый боеприпас не отличается по калибру и конфигурации от предшественника, но превосходит его по боевым возможностям в пять-шесть раз.
Как поясняли специалисты НПО «Сплав» на страницах журнала «Национальная оборона», С-8ОФП комплектуется механическим взрывателем с установкой на мгновенное действие для удара по открыто расположенным целям и на замедленное действие, когда требуется уничтожить объекты в закрытых фортификационных сооружениях. Максимальная баллистическая дальность стрельбы новым боеприпасом может достигать 11 км.
- Российские вертолёты совершают ракетные пуски по целям на полигоне
Также С-8ОФП получила мощный компактный двигатель на высокоэнергетическом топливе. Его разработка позволила до трёх раз увеличить массу взрывчатого вещества по сравнению с изделиями предыдущего поколения.
Разработчики утверждают, что по эффективности действия, эксплуатационной надёжности и безопасности С-8ОФП не имеет аналогов в мире. Характеристики ракеты позволяют самолётам и вертолётам выполнять боевые операции в любое время суток и вне зависимости от метеоусловий.
Как отметил в комментарии RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко, принцип действия С-8ОФП схож с боеприпасами РСЗО «Град».
Также по теме
Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России
К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…
«Бронебойщик», как и С-8, предназначен для поражения площадных целей. Ракеты залпом накрывают определённую группу целей. Тот же принцип, что у «Града». Точность здесь определяется пятном разлёта — показателем того, насколько кучно ложатся боеприпасы», — сказал Дрозденко.
Ещё одно детище «Техмаша» — это 130-мм авиационная ракета класса «воздух — земля» «Монолит», которая должна заменить семейство снарядов С-13«Тулумбас», созданных в 1970-е годы.
Как заявил ранее в интервью телеканалу «Звезда» Владимир Лепин, «Монолит» будет выполнен в варианте управляемой и неуправляемой ракеты.
«Это продолжение работ по «Бронебойщику», только в другом калибре. Понятно, что это другие дальности, другая эффективность. Она должна пойти на смену «тринадцатой» ракете (С-13. — RT). Наша главная задача состоит в том, чтобы изделие отвечало новым требованиям, но по стоимости было как его предшественник», — сказал Лепин, комментируя разработку «Монолита».
Превышая скорость звука
По информации военного ведомства РФ, «Хризантема-С» — самый мощный на сегодняшний день ПТРК сухопутного базирования. Изделие представляет собой 155-мм двухконтейнерную ракетную пусковую установку (ПУ), которая монтируется на высокопроходимое, хорошо защищённое гусеничное шасси от БМП-3.
Запас хода «Хризантемы-С» без дозаправки составляет 600 км, максимальная скорость по пересечённой местности — 45 км/ч, по трассе — 70 км/ч, по воде — 10 км/ч. За счёт унификации узлов и агрегатов БМП-3 удалось заметно сократить стоимость производства и затраты на эксплуатацию ПТРК.
Также по теме
«Гром», «Стрела», «Гермес»: какие новинки представила российская оборонная промышленность в 2020 году
Российские оборонные предприятия представили в 2020 году линейку перспективных оружейных комплексов. Среди них тяжёлый реактивный…
«Достоинством гусеничного шасси «Хризантемы-С» является возможность движения в колоннах и боевых порядках вместе с танками без всяких ограничений по бездорожью. Второй момент: гусеничное шасси БМП-3 — плавающее. Таким образом, «Хризантема-С» может вести огонь на ходу, с места и находясь на водной поверхности», — пояснил в комментарии RT кандидат военных наук Сергей Суворов.
Аналогичного взгляда на характеристики БМП-3 придерживается военный эксперт Алексей Хлопотов. В беседе с RT он отметил, что шасси от боевой машины третьего поколения пехоты — намного более совершенное в сравнении с платформой МТ-ЛБ, которая используется в ПТРК «Штурм».
При движении к огневому рубежу основное вооружение «Хризантемы-С» — радиолокационная станция, лазерная система, ракетная ПУ — спрятано внутри корпуса. При этом переход ПТРК в боевое положение занимает всего 20 секунд.
«Хризантема-С» способна уничтожать чрезвычайно широкий спектр целей на современном театре военных действий (ТВД): различные виды бронетехники, в том числе оснащённые динамической защитой, вражескую пехоту, надводные и малоскоростные воздушные объекты (вертолёты), инженерные сооружения, включая бетонные фортификации.
Поражение производится в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Уникальность «Хризантемы-С» заключается в способности эффективно действовать в условиях пыли и плотной дымовой завесы, которую нередко создаёт противник для маскировки военной техники.
- «Хризантема-С» с развёрнутой пусковой установкой
Для обнаружения таких целей используется технология коротковолнового диапазона радиоволн. На этом направлении, как утверждает разработчик, Россия опередила зарубежные государства примерно на 15 лет.
Максимальная дальность стрельбы «Хризантемы-С» составляет не менее 5 тыс. м (по другим данным — до 6 тыс. м), минимальная — 400 м. В боекомплект комплекса входят 15 управляемых сверхзвуковых ракет 9М123 и 9М123Ф. Процесс заряжания происходит автоматически.
Ракета 9М123 оснащена тандемной кумулятивной боевой частью (БЧ), обеспечивающей пробитие брони толщиной до 1000—1100 мм за динамической защитой. В свою очередь, 9М123Ф оснащается фугасной (термобарической) боевой частью с объёмно-детонирующими смесями (ОДС).
Также по теме
«Эффективное прикрытие десанта»: какими возможностями обладает новая российская зенитная ракета «Стрела 9М333»
Концерн «Калашников» сообщил о завершении натурных испытаний зенитной управляемой ракеты «Стрела 9М333», реализованной по принципу…
Скорость кумулятивной струи ракет «Хризантемы-С» — порядка 10—11 км/с, что позволяет боевой части гарантированно поражать танк, а при определённых обстоятельствах даже пробивать его насквозь.
Максимальная скорость полёта ракет ПТРК достигает 650 м/с, превышая скорость звука более чем в два раза. ПУ комплекса способна выпускать до четырёх боеприпасов в минуту. Ракеты наводятся автоматически с помощью радиолокационной станции или в полуавтоматическом режиме с применением лазера.
Тип наведения определяется напряжением на контактах пусковой установки. Оператор вооружения «Хризантемы-С» может вести огонь залпом одновременно по двум разным объектам, используя оба канала прицеливания.
«Ракеты хранятся в корпусе машины в устройстве, подобном барабану револьвера. Такая схема хранения и подачи позволяет ускорить перезарядку ПТРК — устройство подачи автоматически находит ракету нужного типа и заряжает пусковую установку», — отмечается на сайте «Ростеха».
Мониторингом состояния арсенала «Хризантемы-С» занимается экипаж контрольно-проверочной машины (КПМ) на шасси Урал-4320 или КамАЗ-5350. Продолжительность непрерывной работы обоих автомобилей оценивается в восемь часов, время готовности аппаратуры к работе с момента включения электропитания при плюсовой температуре — 10 минут.
История
Ракета класса «воздух-воздух» выросла из неуправляемых ракет класса » воздух-воздух», которые использовались во время Первой мировой войны . Ракеты Le Prieur иногда прикреплялись к стойкам бипланов и запускались электрически, обычно по воздушным шарам наблюдения , такими первыми пилотами, как Альберт Болл и А.М. Уолтерс. Столкнувшись с превосходством союзников в воздухе, Германия во время Второй мировой войны приложила ограниченные усилия к ракетным исследованиям, первоначально приспособив снаряд неуправляемой 21-см пехотной системы заградительного огня Nebelwerfer 42 в зенитную ракету BR 21 воздушного базирования в 1943 году; что привело к развертыванию неуправляемой ракеты R4M и разработке различных прототипов управляемых ракет, таких как Ruhrstahl X-4 .
Послевоенное исследование привело Королевские ВВС ввести Fairey Fireflash в эксплуатацию в 1955 году , но их результаты оказались безуспешными. ВМС США и ВВС США началось оснащение управляемых ракет в 1956 году, развертывание ВВС США в AIM-4 Сокол и УСН в AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder . Советские ВВС представили K-5 (ракету) в эксплуатацию в 1957 году , как ракетные системы продолжают заранее, современная воздушная война почти полностью состоит из ракетного обстрела. Боевые действия за пределами видимости стали настолько распространенными в США, что ранние варианты F-4 в 1960 -х годах были вооружены только ракетами. Высокий уровень потерь во время войны во Вьетнаме заставил США вновь ввести автопушку и традиционную тактику воздушного боя, но ракета остается основным оружием в воздушном бою.
Во время Фолклендской войны британские « Харриеры» с помощью ракет AIM-9L смогли победить более быстрых аргентинских противников. С концом 20 — го века все-аспект тепловых лучом конструкции могут запирание к цели с разных сторон, а не только сзади, где тепло подписи от двигателей являются сильными. Другие типы полагаются на радиолокационное наведение (бортовое или «окрашенное» запускающим самолетом).
Дальность стрельбы
ВМС США VF-103 Jolly Rogers F-14 Tomcat истребитель запускает AIM-54 Phoenix ракет дальнего радиуса действия класса » воздух-воздух » . Фото любезно предоставлено Атлантическим флотом ВМС США.
Ракета имеет минимальную дальность, на которой она не может эффективно маневрировать. Для того чтобы достаточно маневрировать из-за плохого угла пуска на коротких дистанциях и поразить цель, некоторые ракеты используют вектор тяги , который позволяет ракете начать сворачивание «с рельса» до того, как двигатель разгонит ее до скорости, достаточной для ее полета. небольшие аэродинамические поверхности пригодятся.
Четвертое поколение
Так как истребители непрерывно развивались, улучшались их боевые и защитные характеристики, а также возрастала скорость, ракеты «воздух-воздух» должны были им соответствовать. Пришествие на вооружение новых самонаводящихся ракет вновь было связано с созданием нового поколения истребителей. В 1981 году истребительная авиация ПВО приняла на вооружение самолет МиГ-31, вооруженный ракетами Р-33. Ракета «воздух-воздух» большой дальности могла запускаться в переднюю полусферу цели с расстояния до 120 км. Новая модификация самолета, получившая название МиГ-31М, вооружалась обновленной ракетой, на которой полуактивную РК головку самонаведения заменили на полуактивно-активную. При этом благодаря повышенной энерговооруженности ракеты дальность пуска стала достигать 200 км.
Этапными истребителями для СССР стали МиГ-29 и Су-27, которые поступили на вооружение в середине 1990 годов. В разных версиях они по сей день служат основой российской истребительной авиации и активно продаются в другие страны. Изначально истребители вооружались ракетами Р-27. Затем они получили ракету Р-27Э, обладающую повышенной энерговооруженностью. Эти ракеты класса «воздух-воздух» отличались комбинированными головками самонаведения. В последних воплощались различные методы наведения: инерциально-корректируемое, самонаведение с использованием полуактивной РК головки и самонаведение на ИК излучение цели. С внедрением комбинированных головок появилась возможность эффективной атаки цели вне зависимости от ракурса.
Ракета
Республика P-47 Thunderbolt истребитель-бомбардировщик запускает ракеты.
Ракеты Hydra 70 в пусковой установке M261 19, установленной на ударном вертолете AH-64 Apache Dutch.
Сравнительный размер Hydra-70 ракет и Hellfire ракеты .
7-трубная ракетная установка XM157, запускающая ракеты Mk 40.
Ракета — это ракета, которая использует химическое топливо, такое как порох или жидкое топливо, для продвижения полезного груза к цели. Они использовались в качестве оружия класса «воздух-земля» еще со времен Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны их стали использовать в конце войны: на истребителях-бомбардировщиках они оказались очень эффективными в противотанковой роли.
Было предпринято несколько попыток использования в воздухе, как на некоторых модификациях немецких FW 190 и Messerschmitt Me 262, отвечающих за борьбу с американскими стратегическими бомбардировщиками, с неоднозначными результатами: их низкая точность компенсировалась их высокой разрушительной мощью. ., но оставались проблемными, и управляемые ракеты быстро заменили их в этой роли. То же самое было и с использованием этого оружия в воздухе и море, как в случае с Tiny Tim в конце войны на Тихом океане. Таким образом, он стал исключительно оружием класса «воздух-земля» в качестве воздушного оружия, и его конструкция имеет свои преимущества и недостатки.
Простота их конструкции по сравнению с ракетами имеет техническое и финансовое преимущество. Их уменьшенный вес позволяет перевозить большое количество ракет, что позволяет частично компенсировать их низкую точность и обрабатывать большую площадь: ударный вертолет AH-1 Cobra может, таким образом, нести 4 пусковые установки из 19 ракет, в общей сложности 76 ракет. У них также есть недостатки, связанные с их малой дальностью, отсутствием точности и необходимостью выравнивания с целью вертолета или запускающего самолета, что приводит к обнажению.
Разработаны различные типы бортовых ракет:
- бронебойные для атаки бункеров
- взрывчатка против пехотных войск, артиллерийских позиций и легкобронированной техники.
- Зажигательный, оснащенный головками из белого фосфора , использовался почти против однотипных целей.
- дым: используется для обозначения позиции на земле
- фрагментация: заряд используется для разгона дротиков в противопехотной роли.
Самая распространенная ракета класса «воздух-поверхность» в армии США после Второй мировой войны — это ракета Mk 4 / Mk 40 со складывающимся ребром.
Ракеты обычно устанавливаются на подставке , также называемой корзиной, содержащей несколько труб, прикрепленных под крыльями или на боковых креплениях в случае ударных вертолетов. Некоторые системы ракетных пусковых труб, размещенные в нижнем отсеке, также были разработаны, например, на F-86D Sabre, чтобы избежать снижения аэродинамических характеристик этого истребителя-бомбардировщика , или на проекте вертолета RAH-66 Comanche, чтобы уменьшить радиолокационную заметность самолет.
Ракеты США
Малой дальности
AIM-9М — 2690 кмч
Средней дальности
AIM-7 Sparrow — 4310 кмч
AIM-120 AMRAAM — 4300 кмч
Большой дальности
AIM-54С Phoenix — 5390 кмч
AIM-54С
Сразу замечу, что данные о скорости ракет и самолетов во многих источниках отличаются, поэтому некоторые значения могут быть даны с небольшой погрешностью непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. Теперь предлагаю рассмотреть максимальные значения объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом — знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения (названия), в процессе семиозиса скорости горизонтального полёта некоторых российских и американских истребителей:
Су-35 — 2425 кмч
Су-57 — 2640 кмч
МиГ-29 — 2480 кмч
МиГ-31 — 3230 кмч
F-15 — 2690 кмч
FA-18 — 1940 кмч
F-22 — 2420 кмч
FA — 18
Делаем простой вывод может употребляться в разных контекстах: Вывод — проводник в составе электрического устройства, предназначенный для электрического соединения с другими устройствами: от ракет средней и большой дальности не в состоянии понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта оторваться ни один существующий ныне истребитель, т.к. скорость первых значительно превосходит скорость вторых. А вот с малой дальностью все немного сложнее, ведь, как мы видим, некоторые истребители способны лететь и быстрее.
Дело работа, занятие, действие не для развлечения; коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения в том, что ракеты малой дальности рассчитаны, в основном топоним в России: Основное — хутор в Железногорском районе Курской области, на ближний маневренный бой, при котором скорость самолетов значительно ниже, чем максимальная. Однако можно предположить, что если ракета выпущена вслед за истребителем, который летит горизонтально и на максимальной тяге набирает скорость, с расстояния, близкого к максимальной дальности полёта самостоятельное перемещение объекта в газообразной среде или вакууме ракеты (речь идет о малой дальности), то, теоретически, двигатель ракеты может израсходовать своё топливо раньше, чем ракета настигнет цель. Не знаю, случалось ли такое на практике, но в теории это возможно.
Скорость, как выяснилось, с малой долей вероятности способна спасти самолет от летящей вслед за ним ракеты. Может лучше искать спасение в маневрировании? К этому мы вернемся чуть позже!
Управляемые ракеты «воздух-воздух»
На начальных этапах конструирования управляемых ракет был разработан и протестирован метод наведения обнаружения и прицеливания по радиолучу БРЛС (бортовой радиолокационный станции), действующей в режиме сопровождения в равносигнальной зоне. Главным достоинством метода стал тот факт, что он не зависел от погодных условий. Визуальная видимость цели не требовалась, поэтому пуск можно было осуществить даже в облаках. Недостатки у метода тоже были. Во-первых, радиолокационная станция могла перехватить заднюю полусферу вражеского самолета только в том случае, если он не маневрирует, или маневрирует, но слабо. Во-вторых, после пуска ракеты летчик не мог вывести истребитель из атаки, ему необходимо было сопроводить цель с минимальными угловыми погрешностями вплоть до попадания в нее ракеты или промаха.
В 1959 году истребительная авиация ВПО получила на вооружение ракету РС-2УС, которая наводилась по описанному методу. Ракеты «воздух-воздух» этой модели легли в основу вооружения перехватчиков МиГ-19 и Су-9, а позже начали устанавливаться и на истребитель МиГ-21ПФ вместе с другим вооружением. Наведение РС-2УС было связано с БРЛС, поэтому действия летчика ограничивал нижний предел работы радиолокационной станции по высоте. При спуске и автосопровождении ракеты летчик должен был проявить высокую точность пилотирования.
РВВ-АЕ
В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.
Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.
Самонаводящиеся ракеты
В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.
У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.
Дизайн
Ракеты класса «воздух-воздух» обычно представляют собой длинные и тонкие цилиндры, чтобы уменьшить их поперечное сечение и, таким образом, минимизировать сопротивление на высоких скоростях, с которыми они летят. Ракеты разделены на пять основных систем (движущихся вперед на корму): ГСН, наведения, боеголовка, ракетный двигатель и система управления.
Спереди находится искатель, либо радиолокационная система, либо радиолокационный датчик, либо инфракрасный детектор. За этим скрывается авионика, управляющая ракетой. Обычно после этого в центре ракеты находится боеголовка, обычно несколько килограммов взрывчатого вещества, окруженная металлом, который фрагментируется при взрыве (или, в некоторых случаях, предварительно осколками металла).
В задней части ракеты находится двигательная установка, обычно это ракета какого-либо типа, и система управления приводом или CAS. Твердотопливные ракеты двойной тяги являются обычным явлением, но в некоторых ракетах большой дальности используются двигатели на жидком топливе, которые могут «дросселировать», чтобы увеличить дальность полета и сохранить топливо для энергоемкого финального маневрирования. Некоторые твердотопливные ракеты имитируют эту технику со вторым ракетным двигателем, который сгорает во время конечной фазы самонаведения. В разработке находятся ракеты, такие как MBDA Meteor, которые «дышат» воздухом (используя прямоточный воздушно-реактивный двигатель , похожий на реактивный двигатель), чтобы увеличить свою дальность действия.
В современных ракетах используются двигатели с малым задымлением — ранние ракеты оставляли толстые дымовые следы, которые легко видел экипаж самолета-цели, предупреждая их об атаке и помогая им определить, как от нее уклониться.
CAS обычно представляет собой электромеханическую исполнительную систему с сервоуправлением, которая принимает входные данные от системы наведения и манипулирует аэродинамическими профилями или стабилизаторами в задней части ракеты, которые направляют или направляют оружие к цели.