Х-31а

Аналоги

X-51A Waverider

Компанией Boeing ведется разработка крылатой ракеты X-51A Waverider, которая будет способна развивать скорость 6—7М, и использовать в качестве носителя стратегический бомбардировщик B-52. Отработка технологии гиперзвуковых летательных аппаратов проводилась на беспилотном самолёте NASA X-43, который в 2004 году развил скорость 11 850 км/ч (9,6М). Перспективная гиперзвуковая ракета воздушного старта AGM-183A ARRW планируется к принятию на вооружение в 2022 году и будет устанавливаться на самолёты B-1B, B-52Hи F-15EX. Ведется проектирование ракет воздушного старта, способных развивать скорость до 17М, а также проектов HAWC и TBG.

В Китае, возможно, ведутся испытания беспилотного гиперзвукового самолёта WU-14 или DF-ZF Он может развивать скорость до 10М и использоваться для доставки ракет, которые необязательно должны иметь гиперзвуковую скорость. Сам БПЛА выводится в верхние слои атмосферы с помощью баллистической ракеты и затем продолжает горизонтальный полёт с возможностью маневрирования, а перед пуском входит в плотные слои атмосферы. В 2018 году сообщалось об испытании ракетного гиперзвукового комплекса, который использует в качестве носителя стратегические бомбардировщики H-6K (китайский аналог Ту-16). Ракеты комплекса, предположительно, созданы на базе ракет CJ-10K, являющихся модификацией советских ракет Х-55.

Тактико-технические характеристики

К-74М2

Корпус ракеты имеет специальный аэродинамический профиль и обладает пониженной радиолокационной заметностью.

Траектория полёта, по всей видимости, близка к аэробаллистической кривой, которая может достигать высоты 50 км. Благодаря высокой скорости применение крыльев для таких ракет не требуется, достаточно придать специальную форму её внешним поверхностям. После разгона и выхода на высшую точку траектории у ракет происходит отделение боевой части, которая имеет возможность маневрирования благодаря специальным двигателям и управляющим поверхностям.

Для выдерживания траектории и наведения на цель применяются инерциальные системы, которые могут корректироваться с помощью данных спутниковых систем и рельефа местности. Для повышения точности стрельбы, прежде всего по подвижным целям, используются схема отслеживания перемещений цели, коррекция координат в реальном масштабе времени и оптическое или радиолокационное наведение с разрешением до 1 м. Сведения о возможности проникновения ракеты через плазменный защитный кокон отсутствуют.

Испытания и применение

Схема атаки КС-1 «Комета»

Предположительно, войсковые испытания комплекса начались в 2018 году на аэродроме 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова (авиабаза Ахтубинск). В ноябре 2019 года испытания ракеты были проведены на Кольском полуострове, в районе заброшенного посёлка Хальмер-Ю, взлёт носителей МиГ-31БМ производился с авиабазы Оленья.

Схема атаки КСР-2

Типичный сценарий применения гиперзвуковых авиационных ракетных комплексов аналогичного типа следующий:

  • обнаружение и опознавание, в том числе определение государственной принадлежности цели;
  • определение статических координат и параметров движения цели;
  • наложение координат на цифровую карту и расчет траектории движения цели;
  • построение трёхмерного цифрового образа цели и сопоставление его с имеющимися в базе снимками для идентификации, прежде всего надводных кораблей;
  • отработка команды на применение комплекса;
  • загрузка полетных данных в бортовое оборудование;
  • предполётная подготовка, взлёт и выход носителя к точке запуска;
  • актуализация загруженной программы с учетом изменившихся за время полёта данных;
  • команда на отделение ракеты;

Схема атаки КСР-5

  • придание корпусу заранее заданного положения в пространстве с помощью аэродинамических рулей;
  • сброс обтекателя двигателя;
  • запуск маршевого двигателя;
  • активизация средств противодействия и радиоэлектронной борьбы;
  • выход на аэробаллистическую кривую;
  • коррекция траектории полёта;
  • отключение маршевого двигателя;

Схема атаки К-74М2

  • отделение головной части;
  • самостоятельный полёт головной части с возможностью корректировки и маневрирования;
  • запуск систем точного наведения и поиска цели на удалении около 10 км, за 10 секунд до подрыва;
  • подрыв боевой части.

Суммарное время подлёта до цели составляет 6-7 минут.

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме


Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Технические характеристики (X-31)

Данные Jane’s All The World’s Aircraft 1993–94.

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 13,21 м (43 фута 4 дюйма)
  • Размах крыла: 7,26 м (23 футов 10 дюймов)
  • Высота: 4,44 м (14 футов 7 дюймов)
  • Площадь крыла: 226,3 м 2 (2436 кв. Футов)
  • Профиль : Rockwell 5.5%
  • Вес пустого: 5,175 кг (11,409 фунтов)
  • Полная масса: 14600 кг (32187 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 15 935 кг (35 131 фунт)
  • Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-400 , тяга 71 кН (16000 фунтов силы)

Представление

  • Максимальная скорость: 1449 км / ч (900 миль / ч, 782 кН)
  • Максимальная скорость: 1,28 Маха
  • Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)
  • Скороподъемность: 218 м / с (42900 фут / мин)
  • Нагрузка на крыло: 64,5 кг / м 2 (13,2 фунта / кв. Фут)

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (en) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2010 г., стр.  92.
  2. ↑ and (en) , Управление ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR , Госкорпорация «Рособоронэкспорт» .
  3. ↑ and (ru) Кен Брааксик, , NDIA,17 ноября 2004 г..
  4. ↑ and (en) Норман Фридман, , Naval Institute Press,2006 г.( ISBN  978-1-55750-262-9 ) ,стр.  534, 535.
  5. ↑ и (ru) , Defense Today , Strike публикации (Эмберли, Квинсленд),Май 2005 г., стр.  67.
  6. (in) , www.uscc.gov .
  7. (in) , www.carnegieendowment.org (по состоянию на 10 августа 2000 г. ) .
  8. ↑ и (ru) Дуглас Барри, , Flight International ,10 декабря 1997 г.(по состоянию на 9 сентября 2013 г. ) ,стр.  17.
  9. (in) , Jane’s Defense Weekly ,9 сентября 1998 г.(по состоянию на 27 января 2009 г. ) .
  10. и (о) , ракеты и ракеты Джейн , 11 июля 2005 года .
  11. ↑ и (ru) , Офис заместителя министра обороны по закупкам, технологиям и логистике , стр.  10, 56.
  12. (in) , Министерство обороны США,16 декабря 1999 г..
  13. (ru) Capt. Пэт Бакли, , ВМС США,31 октября 2007 г..
  14. (in) Дуглас Барри и Алексей Комаров , Война на два фронта для российских ракетостроителей ,10 сентября 2007 г., стр.  68.
  15. (in) Евгений Летуновский , Госиспытания улучшенного Х-31 начнутся в 2005/6 г. ,1 — го ноября 2004.
  16. (in) , Jane’s Air-Базы оружия ,18 ноября 2004 г.(по состоянию на 27 января 2009 г. ) .
  17. (in) на armstrade.sipri.org , Стокгольмский международный институт исследования проблем мира, 2009 г.2009 г.(по состоянию на 20 января 2016 г. ) .
  18. (in) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2009 г., стр.  77.
  19. (in) ,2011 г..

История эксплуатации

Противорадиолокационная станция Х-31П принята на вооружение в России в 1988 году , а противокорабельная версия Х-31А — в 1989 году . В отличие от своих предшественников, он может быть установлен практически на любой тактический самолет в России, от Су-17 до МиГ-31 .

Как упоминалось ранее, небольшое количество экземпляров Х-31П / КР-1 было поставлено в Китай в 1997 году , по всей видимости, для испытаний и разработки. Китайцы заказали российские ракеты в конце или начале 2003 года , всего к году их было выпущено 200 экземпляров К-1 . Китайская пресса сообщила вИюль 2005 г.а Су-30МКК 3 — й  авиадивизии были оборудованы. В году Индия закупила Х-31 для своего Су-30МКИ. Вроде купили 60 Х-31А и 90 Х-31П.

ВМС США приобрели 18 MA-31 целевых трутней , из которых тринадцать были уволены в и . Заказ стоимостью 18,468  миллиона долларов на 34 экземпляра MA-31 был размещен в 1999 году , но он был заблокирован русскими, а остальные беспилотники были использованы в декабре 2007 года . MA-31 был запущен с F-4 Phantom, и была проделана работа по созданию комплекта для стрельбы из F-16 .

Зачатие и развитие

Военное прошлое

Распространение поверхность-воздух ракеты ( поверхности в воздух ракеты — SAM) сделал ликвидацию наземной ПВО приоритет для тех , кто с современной военно — воздушных сил будет предпринять наступательные действия против врага

Отслеживание и уничтожение радаров воздушного наблюдения и управления огнем является важной частью этой миссии.. Противорадиолокационные ракеты (ARM — Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО

Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Противорадиолокационные ракеты (ARM — Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО. Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Дизайн

Первая в Советском Союзе АРМ была разработана группой инженеров ОКБ « Радуга» , отвечавшей за создание ракет для тяжелых бомбардировщиков СССР. Х-22P был разработан с ракетой-6  т Радуга Х-22 (AS-4 ‘Кухня’ ).

Опыт, приобретенный в ходе этих экспериментов, привел к созданию в году Х-28 (АС-9 «Кайл» ), который использовался на тактических истребителях, таких как Су-7Б , Су-17 и Су-24 . Он обладал способностью развивать скорость 3 Маха и дальностью 120  км , что лучше, чем у современного AGM-78 Standard ARM .

За Х-28 в 1978 г. последовал Х-58 , имевший такую ​​же дальность и скорость, но чей двухтопливный ракетный двигатель был заменен гораздо более безопасным твердотопливным ракетным двигателем РДТТ.

Эволюции

Разработка более совершенных систем ЗРК, таких как « Патриот» и боевая система « Иджис» ВМС США , оказала давление на Советы, которым пришлось разработать более совершенную АРМ.

«Звезда» подошла к проблеме с другой точки зрения, чем « Радуга» , уже имея некоторый опыт в области ракет, особенно легких моделей класса «воздух-воздух». Однако в 1970-х годах они разработали успешное семейство ракет Х-25, ракеты малой дальности воздух-поверхность, одной из версий которых была именно противорадиолокационная ракета Х-25МП ( кодовое название НАТО  : АС-12 «Кеглер» ). «Звезда» приступила к проектированию дальнобойной АРМ в 1977 году , а первый запуск того, что тогда стало Х-31, был осуществлен в 1982 году . Он поступил на вооружение в 1988 году и впервые был представлен публике в 1991 году  : Х-31П в Дубае и Х-31А в Минске .

Разработка этой ракеты получила новый импульс с момента присоединения компании « Звезда» к группе Tactical Missiles Corporation в 2002 году . Были анонсированы новые версии с увеличенным охватом (версия D) и обновлениями в середине карьеры (версия M).

китайская версия

В декабре года сообщалось, что небольшое количество Х-31 было поставлено в Китай , но что «производство еще не началось» . Примерно в то же время русские продали китайцам самолеты Су-30 «  Фланкер-Г  » . Казалось бы, первоначально поставлялась российская модель, тогда обозначавшаяся как Х-31, для проведения испытаний, в то время как модель КР-1 разрабатывалась для производства по лицензии.

Местное производство могло начаться примерно в июле 2005 года .

Версии

Х-31П (справа), экспонированный по бокам от Р-27 (слева) и Х-59 (в центре), на военной выставке «МАКС» в Жуковском , 1999 год.

Существующий

Х-31А
Оснащен . Используется как противокорабельная ракета против судов размером до эсминца. Дальность от 25 до 50  км (от 13,5 до 27  Н · м ). Ракета скользит по поверхности воды по мере приближения к своей цели, чтобы снизить вероятность того, что она будет обнаружена системами защиты корабля-цели.
Х-31П (Тип 77П)
Оснащен . Используется как противорадиолокационная ракета. Он остается на большой высоте на протяжении всего полета, что обеспечивает высокую скорость и значительно увеличивает дальность полета до 110  км (60  Н · м ). Датчик ГСН доступен в трех версиях одного и того же модуля, взаимозаменяемых и позволяющих покрывать разные диапазоны частот радара . Однако их можно изменить только на заводе.
Х-31АД / Х-31ПД ( «  Х-31 Мод 2  » )
Небольшое улучшение дальности полета ракеты за счет удлинения фюзеляжа с 4,70  м до 5,23  м .
Х-31АМ / Х-31ПМ
существенное обновление бортовой электроники. Запланированные испытания проведены в 2005 и 2006 годах. Повышенная сопротивляемость контрмерам , улучшенные ракеты (детонаторы) и улучшенная силовая установка 31DP, которая значительно увеличивает дальность полета ракеты за счет незначительного увеличения веса. Х-31АМ оснащен усовершенствованной активной ГСН РГС-31, а на Х-31ПМ Л-111, Л-112 и Л-113 заменены одним многодиапазонным блоком Л-130.
MA-31
Оборудован множеством телеметрических и других систем, произведенных и установленных группой McDonnell Douglas / Boeing . Планируемый для использования в качестве беспилотного летательного аппарата ВМС США , он проходил испытания в период с 1996 по 1999 год. Усовершенствованная версия, оснащенная GPS, была представлена ВМФ в качестве предложения по замене старой системы , но они купили GQM-163 Coyote . Даже с дополнительным оборудованием МА-31 все еще мог летать со скоростью 2,7 Маха и выполнять маневры на 15  G в «противокорабельном» профиле полета . Он также мог достигать 3,5 Маха в «антирадарном» профиле полета на высоте 48 000  футов (15 000  м ).
КР-1
Версия Х-31П, экспортированная в Китай в 1997 году. Похоже, что « Звезда» хотела продать первоначальный набор копий КР-1 Китаю, прежде чем она в конечном итоге сама их произведет. Вместо трех первоначально запланированных исследовательских модулей, KR-1 имеет единственную экспортную модель K-112E, нацеленную на излучение в . Очевидно, он будет оптимизирован специально для обнаружения тайваньских радаров .
YJ-91 ( Ин Цзи 91 )
Китайская ракета на базе Х-31П с более высокой скоростью, немного увеличенной дальностью и более простой заменой ГСН. Сообщается, что в настоящее время они разрабатывают противокорабельную версию с ГСН местного производства, а также другую версию, которая может быть запущена с подводных лодок . Название «YJ-91» уже использовалось в 1997 году, и на самом деле, возможно, это было китайское название, данное оригинальным российским ракетам, обозначенным русскими «X-31» . В 2005 году название «  YJ-93  » было дано ракетам, произведенным в Китае, но западные отчеты обычно не делают различий между YJ-91 и YJ-93.

Вероятный

В 1992 году на авиасалоне МАКС был анонсирован вариант с активным / пассивным наведением «воздух-воздух», предназначенный для использования против тихоходных самолетов поддержки .

По прозвищу «  Убийца ДРЛО  » ( убийца ДРЛО ), ракета будет иметь дальность действия 200  км . Это будет меньше 300–400  км, обещанных ракетами « Вымпел Р-37» (АА-13 «Стрела» ) и Новатор Р-172 , но у производной от Х-31 будет то преимущество, что его можно будет нести. с помощью большого количества различных устройств. Однако могло случиться так, что это заявление было чистой пропагандой: в 2004 году Корпорация тактических ракет категорически отрицала, что проводила какие-либо работы над производными Х-31 класса «воздух-воздух».

В 2005 году слухи об этой ракете еще продолжались, в отношении российской ракеты, созданной на базе противокорабельного Х-31А, а с китайской стороны — производной от YJ-91 — от Х-31П.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Также по теме


Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону

Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

  • Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
  • РИА Новости

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

Характеристики

Детальный вид пассивной радиолокационной ГСН L112E. Эти «зеленые шарики» являются 7 спиральными антеннами , образующие интерференционной сети самонаведения искателя.

Х-31 — это низколетящая крылатая ракета с дальностью полета 110  км и более и способной развивать крейсерскую скорость 3,5 Маха.

Во многих смыслах Х-31 является миниатюрной версией Р-270 Москит (SS-N-22 «Солнечный ожог» ), и похоже, что он был разработан одним и тем же человеком. Он имеет традиционную архитектуру с крестообразным оперением и плоскостями управления из титана . Интересной особенностью является его двухступенчатая силовая установка. При запуске твердотопливный ускоритель, размещенный в хвостовой части, разгоняет ракету до скорости примерно 1,8 Маха, и двигатель катапультируется. Затем открываются четыре воздухозаборника, и пустое цилиндрическое место, где находилась ракета, служит камерой сгорания и соплом для ПВРД, работающего на керосине и доводящего ракету до скорости выше 4 Маха.

Датчик L-111E в противорадиолокационной версии имеет одну антенну, состоящую из интерферометрической сети из семи спиральных антенн, расположенных на управляемой платформе. Датчики, поставленные в Китай в 2001 и 2002 годах, имели длину 106,5  см , диаметр 36  см и весили 23  кг .

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме


«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

Носители

МИГ-31БМ

В качестве основного носителя на этапе испытаний и опытной эксплуатации использовались специально доработанные многоцелевые самолёты МиГ-31БМ. Первоначально этот самолёт был рассчитан на использование подвесных ракет дальнего действия с радиолокационным наведением Р-33 класса «воздух—воздух», противокорабельных управляемых ракет X-31, ракет повышенной точности Х-59 и Х-29. При установке ракет комплекса «Кинжал» бортовое оборудование МиГ-31БМ и его программное обеспечение было модифицировано. Благодаря архитектуре установленных процессоров и топологии бортовой сети модификация не потребовала установки новой электроники, а выполнялась за счёт изменения программной части. Выбор в качестве базового носителя самолёта МиГ-31БМ обусловлен его распространённостью и невозможностью перехвата истребителями F-15C, F-16, F-18E, F-22A, F-35, Typhoon II, Rafale, Mirage 2000 или Gripen. Недостатком использование в качестве носителя самолёта МиГ-31БМ является необходимость их группового применения и невозможность установки защитного вооружения одновременно с ракетами комплекса «Кинжал».

СУ-57

Летом 2018 года было объявлено о работе над размещением ракет комплекса на дальних бомбардировщиках Ту-22М3. Самолёты этого типа могут нести до 4 ракет, однако для их использования требуется коренная модернизация бортового оборудования, не обладающего требуемой гибкостью. Установка ракет комплекса на бомбардировщики позволяет значительно увеличить дальность действия и повысить его эффективность благодаря возможности залповой стрельбы. В 2020 году появились сообщения об вооружении комплексами многорежимных сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160, что позволяет увеличить радиус действия комплекса до 7 000 км и более. На Ту-22М3 ракеты комплекса размещаются на внешней подвеске или в полуутопленном состоянии с соответствующей доработкой бомболюков, на Ту-160 имеется возможность размещения 4 ракет внутри фюзеляжа.

Боевой самолет пятого поколения Су-57 проектируется с учётом требований, накладываемых возможностью вооружения его ракетами комплекса «Кинжал». При этом рассматривается возможность размещения компактных модификаций ракет не на внешней подвеске, а внутри фюзеляжа. Опытный стратегический ракетоносец ПАК-ДА, по всей видимости, также будет вооружен гиперзвуковыми ракетами, одним из вариантов которых являются ракеты комплекса «Кинжал». теоретически возможно оснащения комплексом самолётов Су-30, Су-34, Су-35 и Ту-95МС, однако все они не являются оптимальными носителями из-за малых высоты и скорости полёта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector