Российский истребитель су-30см: история и ттх
Содержание:
Технические характеристики (Су-30МКИ)
Ракета БраМос по макету Су-30МКИ на МАКС-2009
Данные Иркут, Сухой, deagel.com
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 21,935 м (72 футов 0 дюймов)
- Размах крыла: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Высота: 6,36 м (20 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 62 м 2 (670 кв. Футов)
- Пустой вес: 18400 кг (40565 фунтов)
- Полная масса: 26 090 кг (57 519 фунтов) (типичный полетный вес)
- Максимальный взлетный вес: 38800 кг (85539 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Люлька АЛ-31ФП с форсажным дожиганием , 123 кН (28000 фунт-сила) с форсажной камерой
Представление
Максимальная скорость: 2120 км / ч (1320 миль / ч, 1140 узлов) / 2,0 Маха на большой высоте
-
-
-
- 1350 км / ч (840 миль / ч; 730 кН) / M1,09 на малой высоте
-
-
Диапазон: 3000 км (1900 миль, 1600 морских миль) на большой высоте
-
-
-
- 1270 км (790 миль; 690 миль) на малой высоте
-
-
- Перегоночная дальность: 8000 км (5000 миль, 4300 морских миль) с двумя дозаправками в полете
- Практический потолок: 17 300 м (56 800 футов)
- Пределы g: + 9
- Скороподъемность: 300 м / с (59000 фут / мин) +
- Нагрузка на крыло: 401 кг / м 2 (82 фунт / кв. Фут)
Вооружение
- Оружие: 1 × 30 мм Грязев-Шипунова ГШ-30-1 автопушка
-
Узлы подвеска: 12 узлов подвески (2 × крыло кончика запуска А рельсов, 6 × пилоны под крылом, 2 × пилона под-двигатель гондолы ., И 2 × пилоны в тандеме в «арке» между двигателями Он может быть увеличен до 14 с использованием нескольких выталкивающих стоек.) грузоподъемностью до 8130 кг (17920 фунтов), с возможностью перевозки комбинаций из:
-
Ракеты:
- 4 × С-8
- 4 × С-13
-
Ракеты:
-
Ракеты класса «воздух-воздух» :
- 10 × Р-77
- 10 × I-Дерби ER
- 10 × Астра Mk1
- 6 × Р-27 ЭР / ЭТ
- 2 × Р-27 Р / Т
- 6 × Р-73
- 3 × К-100
- MICA (успешно протестирован)
-
Ракеты класса «воздух-поверхность» :
- 3 × Х-59 МЭ
- 6 × Х-29 Т / Л
- 2 × Нирбхай (Будущее)
-
Противокорабельные ракеты :
- 3 × Х-59 МК
- 4 × Х-35
- 6 × Х-31 А
- 1 х BrahMos
-
Противорадиационные ракеты :
- 6 × Рудрам-1
- 6 × Х-31 П
-
Ракеты класса «воздух-воздух» :
-
Бомбы:
- 8 × бомб с лазерным наведением КАБ-500Л
- 3 × бомбы с лазерным наведением КАБ-1500Л
- 3 × Сударшан бомбы с лазерным наведением
- 8 × ФАБ-500T бомбы
- 28 × бомб ОФАБ-250-270
- 32 × бомбы ОФАБ-100-120
- Бомбы Spice 2000
- 8 × кассетных бомб РБК-500
- 20 × планирующих авиабомб DRDO SAAW
-
Ракеты:
Другой
- Подсветка, прицельная капсула
- Блок бортовой радиолокационной разведки с синтезированной апертурой Эл / М-2060П
- Мякины / вспышки
- Заправочная капсула Buddy-buddy
Авионика
- РЛС с пассивной антенной решеткой Bars
- Глушитель ЭЛ / М-8222
- Приемник радиолокационной сигнализации DRDO Tarang MK.II
- Лазерно-оптический инфракрасный поиск и сопровождение ОЛС-30
На вооружении
Эксплуатанты Су-30
- Алжир Алжир — 44 ед. Су-30МКА по состоянию на 2018 год.
- Ангола Ангола — 2 ед. Су-30К на 2020 год, всего по первому контракту было заказано 12 самолётов Су-30К, ранее состоявших на вооружении ВВС Индии. После дальнейших переговоров был заключён контракт по приобретению оставшихся 6 бывших индийских самолётов.
- Венесуэла Венесуэла — 23 ед. Су-30МКВ по состоянию на 2018 год.
- Вьетнам Вьетнам — 35 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2020 год. В 2013 году заключен контракт на поставку 12 Су-30МК2 на $600 млн.
- Индия Индия — около 250 ед. Су-30МКИ на 2020 год.
- Индонезия Индонезия — 2 ед. Су-30МК и 9 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2020 год.
- Казахстан Казахстан — 8 ед. Су-30СМ на 2020 год. Всего по четырём контрактам суммарно заказан 31 самолёт.
- КНР КНР — 73 ед. Су-30МКК и 24 ед. Су-30МК2, по состоянию на 2018 год.
- Малайзия Малайзия — 18 ед. Су-30МКМ (поставлены в 2007-2009 гг.), по состоянию на 2020 год.
- Россия Россия — 103 ед. Су-30СМ и 20 ед. Су-30М2 на сентябрь 2018 года.
- Уганда Уганда — 6 ед. Су-30МК2 на 2020 год, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
Модификации
- Су-30К – коммерческая версия, оснащенная системами ГЛОНАСС и GPS и дозаправки в небе. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Так как у Су-30К значительно уменьшен внутренний объем, то часть аппаратов размещается на внешних углах подвески в контейнерах. В число такой аппаратуры входят тепловизионная система (для нахождения целей в инфракрасном диапазоне, при всех погодных условиях, а также ночью), система лазерного целеуказания и дальнометрирования для использования управляемого оружия с лазерными головками самонаведения. Кресла К-36ДМ – катапультируемые, находящиеся под углом 30°. Истребитель может вести огонь по целям на земле и на море с помощью управляемого оружия «воздух-поверхность» с дальностью запуска до 250 километров. Увеличена возможность обеспечения главенства в небе, благодаря использованию ракеты, оснащенной АГСН РВВ-АЕ.
- Су-30МК, коммерческая модернизация – это ударный двухместный истребитель, для поставок зарубежным клиентам. Первый раз поднялся в воздух в 1993 году. Стала больше боевая нагрузка – 8 тонн, максимальная взлетная масса – 38,8 тонн, назначенный ресурс двигателя – 1500 часов и планера – 3000 часов, а также номенклатура вооружения – ракеты Х-29, Х-31, Х-59М, Р-77. Но в отличие от Су-27 уменьшились летные характеристики: дальность полета – до 3000 км, а потолок – до 17,5 км.
- Су-30МКИ, Flanker-H – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК, предназначенным для республики Индия. Прототип первый раз поднялся в небо в 1997 году. Оснащен двигателем АЛ-31ФП, передним горизонтальным оперением, с обновленной радиолокационной станцией Н011М с увеличенным составом вооружения «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», бортовым радиоэлектронным оборудованием. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
- Су-30КН, коммерческий истребитель, созданный на основе Су-30К с усовершенствованным составом РЛС, оснащенной дополнительным радиолокационным автономным каналом с ФАР «Перо», и авионики. Впервые поднялся в небо в 1999 году. РЛС Н001 оснащена вычислителем для селекции движущихся целей и картографирования. Имеется приёмник А-737 спутниковой навигации на основе NAVSTAR и ГЛОНАСС. В обеих кабинах находятся цветные ЖК-дисплеи МФИ-55, позднее – МФИ-68. Система управления оружием в целях ее сопряжения с ракетами «воздух-земля» и «воздух-воздух» Х-29, Х-31, Х-59 и Р-77, дополнена вычислителем МВК.
- Су-30МКК, Flanker-G – коммерческая модернизация, является вариантом Су-30МК для поставки в КНР. Увеличены возможности ликвидации целей, находящихся на земле. Новая радиолокационная станция – Н001ВЭ. Впервые поднялся в воздух в 1999 году. Оборудован двигателями АЛ-31Ф. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МКА, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Алжир. Впервые поднялся в воздух в 2007 году. Радиолокационная станция Н011М.
- Су-30МКМ, коммерческая модернизация Су-30МК для поставки в Малайзию. Выполнена на базе индийского варианта. Радиолокационная станция Н011М. Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
- Су-30МКВ, коммерческая модернизация для поставки во Вьетнам. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2, коммерческая модернизация, версия 2. Является результатом улучшения Су-30МК. Впервые поднялся в воздух в 2002 году, оснащен двигателями АЛ-31Ф и радиолокационной станцией Н001. Вооружен ракетами Х-29, Х-31, Р-27, Р-33 и РВВ-АЕ. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2-V, вариант Су-30МК2, для поставки в Венесуэлу. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30М2, вариант Су-30МК2, произведенный для российских военно-воздушных сил. В 2010 году первый серийный самолет прошел летные заводские испытания. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30СМ, серийная модернизация индийского варианта, созданная для российских военно-воздушных сил. Впервые в воздух поднялся в 2012 году. По состоянию на 2014 год, военно-воздушные силы заказали шестьдесят самолетов, а военно-морской флот – пять. Оборудован двигателями АЛ-31ФП.
- Су-30МК2-И. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МК2-V. Произведен в Комсомольске-на-Амуре.
- Су-30МКИ(А). Создан в научно-производственной корпорации «Иркут».
Истребители, которые заказываются зарубежными государствами, оснащаются аппаратурой, которая сделана в Индии, в Израиле и во Франции.
В учении и в бою
Як-130 — разработанный ОКБ имени Яковлева учебно-боевой самолёт, принятый на вооружение в России в 2010 году.
При максимальной взлётной массе 10,3 т, длине 11,49 м и размахе крыла 9,84 м Як-130 обладает дальностью полёта около 2 тыс. км, максимальная высота — 12,5 км. Двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-222-25 обеспечивает тягу 5 т. Самолёт способен развивать скорость до 1050 км/ч.
- Учебно-боевой самолёт Як-130
В условиях боевых действий самолёт может эксплуатироваться как лёгкий штурмовик. Для боевых целей Як-130 может быть оснащён ракетами «воздух — воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения, разнообразными бомбами калибра до 500 кг, неуправляемыми ракетами С-8, С-13, С-25.
Также по теме
«Единый контур управления»: какая новейшая военная техника усилила боевые возможности ВКС России
Ровно пять лет назад к выполнению задач приступили Воздушно-космические силы, объединившие авиацию, части ПВО и войска…
Кроме того, на машину можно установить автоматическую пушку ГШ-23Л. Суммарная масса боевой нагрузки Як-130 может достигать 3 т. Самолёт способен уничтожать наземные, морские и воздушные цели в сложных погодных условиях.
В 2019 году Як-130 был продемонстрирован на международной выставке авиационно-космической и морской техники LIMA в Малайзии, авиакосмическом салоне FAMEX в Мексике, военно-техническом форуме «Армия», Международном авиакосмическом салоне (МАКС) в Подмосковье и международном авиасалоне Dubai Airshow 2019.
Военный эксперт Юрий Кнутов в разговоре с RT отметил, что Як-130 в основном используется в ВКС РФ как учебно-боевой самолёт.
«С точки зрения манёвренных характеристик и вооружения данная техника является лёгким штурмовиком, машиной огневой поддержки в бою. Этот самолёт перспективен и пользуется большим спросом на мировом рынке», — подчеркнул эксперт.
При этом, по словам специалиста, Як-130 способен обучать военных лётчиков на разных режимах полёта и применения вооружений, характерных для самолётов четвёртого и даже пятого поколения. Иными словами, учебные возможности российской машины охватывают практически весь сектор современной боевой авиации.
Новая история российского многоцелевого самолета Су 30СМ
После того, как в 2012 году корпорацией «Иркут» и Министерством обороны РВ был заключен контракт на поставку для ВКС 30 машин Су 30СМ, для самолета началась новая история. Поставка новейших истребителей поколения 4+ должна была осуществляться в течение последующих 3-х лет. Первую серийную машину, изготовленную в стенде Иркутского авиационного завода, в сентябре того же года подняли в воздух. В ноябре 2012 года первые два самолета Су-30СМ были переданы строевым частям ВКС Российской Федерации.
Из переданных в рамках заказа МО машин основная часть поступила на оснащение частей ВМФ России. Всего, по последним данным на декабрь 2020 года, в составе авиационных частей ВКС России и ВМФ находилось 32 машины Су 30СМ. Часть машин в составе авиационной группы ВКС принимает участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики. В задачу летчиков входит обнаружение наземных целей, сопровождение бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 для нанесения ударов по наземной инфраструктуре террористических группировок на территории Сирии.
Превосходные летно-технические характеристики нового самолета позволяют российским пилотам действовать с максимальной отдачей. Наличие на борту самолетов Су 30СМ мощного радиолокационного оборудования обеспечивает российской боевой авиации эффективное действие в составе группы.
Су-30 — видео
https://youtube.com/watch?v=n2Ng3Olh2_M
В начале 1987 г. состоялся первый полет переоборудованной «спарки» с экипажем в составе летчиков-испытателей ОКБ И. Вотинцева и Н. Садовникова. 23 июня состоялся беспосадочный перелет Т10У-2 с тем же экипажем по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13 440 км и продолжительностью 15 ч 42 мин с четырьмя дозаправками в воздухе. Тем самым была продемонстрирована возможность использования модернизированного Су-27УБ в качестве дальнего истребителя-перехватчика. Самолеты получили систему дозаправки в воздухе, новую систему навигации, модернизированную систему дистанционного управления и управления вооружением.Первый из двух предсерийных самолетов Су-27ПУ (Т10ПУ-5) поднялся в воздух 31 декабря 1989 г. с заводского аэродрома Иркутского авиазавода. По результатам летных испытаний модернизированных машин началось серийное производство двухместного истребителя, получившего обозначение Су-30. Внешне Су-30 отличался от учебно-боевого Су-27УБ наличием убираемой штанги топливоприемника по левому борту и смещением вправо обтекателя головки оптиколокационной станции. 14 апреля 1992 г. совершил первый полет первый серийный истребитель Су-30.
В ОКБ совместно с ИАПО создали экспортный вариант самолета Су-ЗОК («К» — коммерческий), получивший расширенные возможности при действиях по наземным целям. Дальнейшим развитием стал самолет Су-ЗОМК с усовершенствованной БРЛС и значительно расширенной номенклатурой вооружения. При его создании использован опыт разработки истребителя Су-35. Су-ЗОМК предназначен для завоевания господства в воздухе на театре военных действий, а также уничтожения целей на земле и на море, при применении средств РЭБ и огневом противодействии ПВО, днем и ночью, в любых погодных условиях. Работы по созданию Су-ЗОМК начались в 1991 г., а прототип этого самолета совершил первый полет 14 апреля 1992 г. (летчики-испытатели Г.Е. Буланов и В.Б. Максименков). Внешне он практически не отличался от Су-30. В задней кабине расположен индикатор, на который может выводиться видеоинформация от телевизионных головок самонаведения управляемого оружия. Истребитель Су-ЗОМК обладает уникальными боевыми возможностями, ставящими его на первое место в мире среди тяжелых серийных многоцелевых истребителей.
30 ноября 1996 г. был подписан российско-индийский контракт на закупку 40 самолетов Су-30МКИ (индекс «И» — индийский). 1 июля 1997 г. этот самолет впервые поднялся в воздух.Самолет выполнен по аэродинамической схеме «продольный триплан», с системой управления вектором тяги (УВТ) двигателей, объединенной с системой дистанционного управления (СДУ) самолетом, обеспечивает практически неограниченную маневренность и уникальные взлетно-посадочные характеристики. РЛС способна одновременно сопровождать до 10 целей и применять ракеты сразу по двум целям.
В шаге от пятого поколения: молодые наследники Су-27
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого», было выпущено порядка 1500 самолетов этого типа, включая его модификации. На его базе были созданы такие машины, как многофункциональный двухместный истребитель Су-30МК, самолет корабельного базирования Су-33, двухместный ударный самолет Су-34, многофункциональный одноместный истребитель Су-35С.
Эти машины находятся в шаге от пятого поколения истребителей и относятся к так называемому поколению «4+». Прежде всего, это прорыв в области сверхманевренности. Начался он в середине 1990-х годов, когда «сушки» стали оснащаться двигателями с управляемым вектором тяги. Новые двигатели в сочетании с новой системой управления существенно упростили пилотирование самолета и повысили его безопасность. Были преодолены проблемы «штопора» и сваливания.
Самолет Су-30СМ
Этими качествами в полной мере обладает многофункциональный истребитель Су-30МК. Исходно самолет был спроектирован в варианте для ВВС Индии, серийное производство этих машины было развернуто в 2000 году. На основе базового варианта было создано несколько новых модификаций: Су-30МКМ – для ВВС Малайзии, Су-30МКИ(А) – для ВВС Алжира. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году на эти истребители пересели «Русские витязи».
Самые молодые наследники Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлена новейшая РЛС «Ирбис» и более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Бомбардировщик Су-34 может атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Эти машины отличаются необычной для «сушек» кабиной пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов летчиков решено было посадить рядом.
Разработка
Руководство Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии (НОАК) было обеспокоено расширением военно-воздушных сил США (ВВС США) возможностей проникновения в защищенное воздушное пространство и нанесения высокоточных ударов в течение 1990-х годов. По мере отказа от оборонительной тактики и принятия более агрессивных позиций политическое руководство Китайской Народной Республики возложило требование на тяжелый истребитель с большим боевым радиусом и возможностью применения высокоточных боеприпасов .
Во время визита в Российскую Федерацию в конце 1996 года премьер-министр Китая Ли Пэн подписал соглашение на сумму 1,8 миллиарда долларов США на закупку 38 современных многоцелевых боевых самолетов . Сразу начались технические переговоры.
Сухой увидел огромный потенциал для удовлетворения потребностей Китая в своем Су-30МК, в то же время используя технологии Су-27М, чтобы разработать новый истребитель, который сохранил культовые высокие и толстые полимерные плавники, армированные углеродным волокном, в качестве топливных баков для большей дальности. Тип должен был обозначаться как Су-30МКК («Модернизированный коммерческий китайский» — Модернизированный коммерческий для Китая).
Окончательные детали соглашения были согласованы во время авиасалона в Чжухай в 1998 году. Официальное соглашение было подписано в России премьер-министром Китая Чжу Жунцзи в марте 1999 года. В том же месяце прототип «Bort 501 Blue» совершил свой первый полет в Жуковском. Авиабаза .
В ноябре 2000 года «Борт 502 Синий» посетил Чжухайский авиасалон, а через месяц была доставлена первая партия из десяти Су-30МКК. Вторая партия из 10 штук была доставлена 21 августа 2001 года, а третья партия из 18 штук была доставлена в декабре.
В июле 2001 года президент Китая Цзян Цзэминь и его российский коллега Владимир Путин подписали контракт на поставку еще 38 самолетов.
В 2002 году две страны вели переговоры о покупке Су-30МК2 для Военно-морских ВВС Народно-освободительной армии (ПЛАНАФ). Вариант имел доработанную систему управления вооружением для ракеты класса «воздух-земля» Х- 31А. Контракт на постройку 24 самолетов КнААПО был подписан в начале 2003 года. Все они были поставлены в 2004 году.
Операторы
Карта с операторами Су-30 синим цветом
- Алжир
ВВС Алжира — 58 Су-30МКА на вооружении, еще 16 заказано.
- Ангола
ВВС Анголы — на вооружении 12 Су-30К.
- Армения
ВВС Армении — 4 Су-30СМ на вооружении.
- Беларусь
ВВС Беларуси — 4 Су-30СМ на вооружении по состоянию на ноябрь 2019 г., заказано 12.
- Индия
ВВС Индии — на вооружении 272 Су-30МКИ, еще 12 заказано.
- Индонезия
ВВС Индонезии — на вооружении 11 Су-30МК2.
- Казахстан
ВВС Казахстана — 12 Су-30СМ на складе по состоянию на декабрь 2018 года, две новые поставки — в ноябре и декабре 2020 года.
- Малайзия
Королевские ВВС Малайзии — 18 Су-30МКМ на вооружении.
- Мьянма
ВВС Мьянмы — 6 Су-30СМЭ заказаны в 2018 году.
- Китайская Народная Республика
- ВВС Народно-освободительной армии — 73 Су-30МКК на вооружении.
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии — 24 Су-30МК2 на вооружении.
- Россия
- ВВС России — на вооружении 19 Су-30М2 и 92 Су-30СМ.
- Морская авиация России — 22+ Су-30СМ на вооружении, 21 Су-30СМ2 в заказе, всего запланировано 50 самолетов.
- Уганда
ВВС Уганды — 6 Су-30МК2 на вооружении.
- Венесуэла
ВВС Венесуэлы — на вооружении 22 Су-30МКВ.
- Вьетнам
ВВС Вьетнама — 35 Су-30МК2 на вооружении.
Версии
- Су-30К : экспортная версия базового Су-30;
- Су-30КИ : Предложение Сухого по усовершенствованию одноместного Су-27С ВВС России. Эта версия также предлагается для экспорта в Индонезию . 24 экземпляра были заказаны, но аннулированы после азиатского финансового кризиса 2007 года ;
- Су-30КН : Проект усовершенствования двухместных боевых самолетов Су-27УБ, Су-30 и Су-30К. Этот проект был отменен в России, а затем возобновлен под обозначением Су-30М2 . Беларусь планирует модернизировать свои Су-30К индийского производства до стандарта Су-30КН;
- Су-30МК : коммерческая версия Су-30, впервые представленная в 1993 году . Эти экспортные версии содержат оборудование для навигации и связи от Hindustan Aeronautics Limited (HAL);
- Су-30М2 : версия производителя Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) на базе Су-30МК2. Заказ на этот вариант ВВС России разместили в 2009 г., и испытания на заводе завершились всентябрь . Было заказано 20 самолетов: 4 в 2009 году и 16 в 2012 году.август 2014 г. : четыре из первого контракта 2009 года и восемь из контракта 2012 года;
- Су-30МКИ : МКИ означает « Модернизированный, Коммерческий, Индиски » , или по- французски : «Модернизированный, Коммерческий, Индийский» . Разработанный совместно с Hindustan Aeronautics Limited (HAL) для ВВС Индии , он оснащен схемами векторной тяги и утки . Его электроника поступает из Индии, но также из множества внешних источников: Израиля , России и Франции ;
- Су-30МКК : Экспортный вариант для Китая . МКК означает « Модернизированный, Коммерческий, Китайск » , или по- французски : «Модернизированный, Коммерческий, Китай» . Его обозначение в НАТО — « Фланкер-G » ;
- Су-30МКМ : созданный на основе индийско-российского Су-30МКИ, МКМ является узкоспециализированной версией для Королевских ВВС Малайзии . Самолет оснащен самолетами с векторной тягой и утяжелением, но его авионика поступает из нескольких разных стран. В хэдз-ап дисплеи , FLIR и дамоклов лазерное обозначение стручок взяты из французской группы Thales , а MAW-300 и RWR-50 ракетная система детектора вылета и лазерный детектор предупреждения взяты из SAAB AVITRONICS, в Южной Африке . РЛС электронного сканирования Н011М НИИП БАРС, системы радиоэлектронной борьбы , система оптического сопровождения и фонарь российского производства;
- Су-30МКА : версия, предназначенная для Алжира и в значительной степени вдохновленная Су-30МКИ;
- Су-30СМ : специализированная версия Су-30МКМ с векторной тягой, предназначенная для российской армии, производимая компанией «Иркут». В новой версии была улучшена в соответствии с требованиями российских военных для радаров, систем радиосвязи, IFF системы идентификации друга-противник , выбрасывающих мест , оружия и других внутренних систем самолета. Самолет оснащен Барс-R радар и один-на-дисплей с широким углом. Контракт был подписан вмарт , на поставку 60 самолетов примерно в 2016 г. Су-30СМ совершил свой первый полет на 21 сентября 2012 г. ;
- Су-30МКВ : экспортный вариант для Венесуэлы;
- Су-30МК2В : вариант Су-30МК2, предназначенный для Вьетнама, с небольшими доработками.
Су-30
В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.
Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.
Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.
Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).
Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
На самолете Су-30МК установлены ТРДФФ АЛ-31ФП, по своим характеристикам близкие двигателю АЛ-31Ф и имеющие систему управления вектором тяги. Интегрированная система управления самолетом и двигателем обеспечивает оптимальное отклонение аэродинамических рулевых поверхностей и поворотных сопел. Имеется убирающийся топливоприемник системы дозаправки топливом в полете. Возможна дозаправка одного Су-30 от другого, путём подвески под машину УПАЗ. Испытания Су-30 в качестве дозапращика шла на ОКБ Сухого на машине №01-01. До Су-30 (№ 01-01), система дозаправки была установлена на опытной спарке Су-27УБ (Т-10У-2) № 02-01. На ней она была собственно и отработана.