Обзор italeri 1/48 ju-87 b2 stuka
Содержание:
Прототипы Ju.87 D
Junkers Ju.87 V21 (W.Nr 0536, D-INRF) первый прототип Ju.87D
В октябре 1940 года двигатель Jumo 211 J-1 установили на Ju.87 B-1 (W.Nr 0321, D-IGDK). Летные испытания длились несколько недель и сопровождались частыми неисправностями силовой установки. В марте 1941 года начались испытания первого прототипа “Доры”, созданного на базе серийного Ju.87 B-1 (W.Nr 0536). Программа летных испытаний Ju.87 V21 (W.Nr 0536, D-INRF) с двигателем Jumo 211 J-1 была проведена в Дессау (Dessau) в период с марта по август (когда мотор поменяли на Jumo 211F). Во время одного из первых испытаний новой силовой установки произошло разрушение воздушного винта. После ремонта самолет отправили для дальнейших испытаний в Рехлин (E-Stelle Rechlin). 16 октября 1941 года машина официально была принята Люфтваффе. Прототип впоследствии использовался в качестве испытательного стенда силовой установки и системы охлаждения. 14 сентября 1943 года самолет отправили на фронт.
Второй прототип Ju.87 V22 (W.Nr 0540, SF+TY) первоначально планировали завершить к концу 1940 г. Однако, из-за проблем с двигателем, самолет не был готов к программе летных испытаний до мая 1941 года. Юнкерс передали Люфтваффе только 10 ноября 1941 года. Благодаря ранним холодам в ноябре 1941 года проверили запуск двигателя при низких температурах. Необходимые действия не требовали особых усилий, не вызвали каких-либо неисправностей силовой установки.
Прототип вернулся в Дессау в начале 1942 года для дополнительного тестирования и некоторых незначительных изменений двигателя Jumo 211 J-1. Затем его опять отправили в Рехлин. 20 августа 1942 года самолет был потерян во время одного из испытательных полетов, когда он врезался в озеро. Фельдфебель Hermann Ruthard и гражданский сотрудник испытательного центра погибли. Возможной причиной аварии было отравление экипажа угарным газом (и последующая потеря сознания).
Третий прототип Ju.87 V23 (W.Nr 0542, PB+UB) был готов в апреле 1941 года, а через месяц его перевели в экспериментальный центр в Рехлине. Этот самолет стал эталоном для серийных Ju.87 D-1. Продолжающиеся задержки в поставках двигателей Jumo 211 J-1 затянули завершение следующего прототипа Ju.87 V24 (W.Nr 0544, BK+EE) до августа 1941 года. Самолет почти сразу отправили в Рехлин, но вскоре вернули назад в Дессау (после аварии, в которой был поврежден фюзеляж). В ноябре 1941 года прототип в очередной раз доставили в Рехлин. После завершения испытаний самолет отправили на фронт.
Самолет Ju.87 V25 (W.Nr. 0530, BK+EF) был прототипом для тропического варианта Ju.87 D-1. Планер был готов в начале марта 1941 года, но до июля он ждал свой двигатель Jumo 211 J-1. И, наконец, летом 1941 года совершил свой первый полет Ju.87 D-1/Trop. 12 сентября 1941 года самолет перевели в Рехлин, где проводились испытания вместе с противопылевым фильтром Delbag. Были обнаружены лишь некоторые незначительные недостатки.
Проектировалась установка двигателя Jumo 213 на Ju.87D. Но она была отложена по техническим причинам, а также потому, что выпуску истребителей Focke-Wulf Fw.190D отдали приоритет. Предположительно, несколько самолетов были протестированы с Jumo 213 в 1944 году.
Применение
С самого начала Второй мировой войны пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал одним из символов немецкого блицкрига.
До появления управляемых и самонаводящихся бомб и ракет пикирующие бомбардировщики являлись самым высокоточным оружием. Также пикирование позволяло увеличить скорость бомбы, что при бомбометании с малых высот по бронированным кораблям и бетонным инженерным сооружениям, при установке взрывателя на замедление, улучшало пробивную способность бомбы.
Свидетельством высокой эффективности боевого применения данного типа самолёта может послужить факт уничтожения американскими пикирующими бомбардировщиками SBD Dauntless наиболее сильной ударной японской авианосной группы из четырёх тяжёлых авианосцев в сражении у атолла Мидуэй.
Также свидетельством эффективности такого типа самолётов стала японская атака на Пёрл-Харбор, в результате которой японцы уничтожили 3 американских линкора (“Оклахома”, “Аризона” и “Юта”), два эсминца и один минный заградитель, а также уничтожили, в основном бомбардировками аэродромов, 188 американских самолётов. Еще 4 линкора, два крейсера и 1 эсминец получили тяжёлые повреждения, повреждены были и 159 самолётов. Потери японцев составили всего лишь 29 самолётов, из них 15 — пикировщики.
Точность попадания у немецкого Ju 87 была несколько выше, чем у «пешки», поскольку «юнкерс» производил сброс бомб с высоты всего 600 — 700 метров, в отличие от Пе-2, бомбившего как минимум с километра. К тому же пикировал на относительно низкой скорости (немногим более 500 км/ч), и у лётчика было достаточно времени на корректирование траектории полёта (ошибка в наведении всего в один градус давала промах в 50 метров). Однако по всем прочим лётным параметрам эта модель морально устарела уже к середине войны.
Стоит отметить, что пикирующие бомбардировщики требовали более высокого мастерства пилота по сравнению с обычными, имели место случаи, когда пилоты не могли вывести самолеты из пике при бомбометании. Советские конструкторы решили эту проблему, добавив в помощь лётчику ещё одного члена экипажа. Таким образом, наведение Пе-2 на цель было «двойным» — штурман замерял скорость и направление ветра (чтобы определить снос бомбы и самого самолёта), рассчитывал угол боевого разворота и выставлял прицел, в то время как лётчик держал мишень в перекрестии и старался предельно точно выдержать траекторию пикирования. Именно за счёт такого «разделения труда» точность попадания составляла 40—50 метров (этого было вполне достаточно), а опытный экипаж «пешки» мог уложить бомбу в десятиметровый круг. К тому же значительно более скоростной и лучше вооруженный Пе-2 куда меньше, чем Ju 87, нуждался в истребительном прикрытии и меньше страдал от зенитного огня — фактически уже в начале войны Ju 87 был лёгкой добычей любых типов советских боевых самолётов[источник не указан 2672 дня].
Только к концу 1944 года началось поступление в части пикировщиков Ту-2, так что петляковская машина оставалась основным советским фронтовым бомбардировщиком до самого конца войны.
В 1944 году немцами была предпринята попытка использовать в качестве пикирующего бомбардировщика истребитель Focke-Wulf Fw190F, который значительно превосходил по лётным характеристикам и Пе-2 и Ju 87. Основное преимущество заключалось в том, что, освободившись от бомбовой нагрузки, этот пикировщик мог легко дать отпор любым истребителям. Однако практика показала, что точность попадания Fw190F оказалась значительно ниже, чем у «старика» Ju 87. Это было связано, прежде всего, с выросшей скоростью пикирования: сам по себе тяжёлый и к тому же перегруженный «фокке-вульф» во время пикирования стремительно разгонялся и становился неуклюжим и плохо управляемым, и даже высококлассный пилот просто не успевал одновременно управлять самолётом и целиться. Как показало время, только развитие специализированных автопилотов сделало бомбометание из пикирования достаточно удобным для лётчика одноместной машины.
Ссылки
- Ресурсы World of Warplanes
- Энциклопедия
- Блог разработчиков
- Тема на официальном форуме
Германия
Истребители | IIArado Ar 67 • IIArado Ar 68 • IIFocke-Wulf Fw 56 Stosser • IIHeinkel He 51 • IIIArado Ar 80 • IIIFocke-Wulf Fw 159 • IVMesserschmitt Bf 109 B • IVHeinkel He 112 • VMesserschmitt Bf 109 E Emil • VMesserschmitt Bf 109 E-3 • VMesserschmitt Me 209 V4 • VHeinkel He 100 D-1 • VIMesserschmitt Bf 109 F Friedrich • VISupermarine Spitfire V DB 605 • VIIMesserschmitt Bf 109 G Gustav • VIIIMesserschmitt Me 209 A • VIIIHorten Ho 229 • VIIIFocke-Wulf Ta 152 • IXMesserschmitt Me P.1092 • IXFocke-Wulf Ta 183 Huckebein • XFocke-Wulf Fw 252 • XMesserschmitt Me P.1101 |
Тяжёлые истребители | IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III |
Многоцелевые истребители | IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02 |
Штурмовики | IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B |
Бомбардировщики | IVDornier Do 17 Z • IVHeinkel He 111 H-2 • VJunkers Ju 88 A • VIDornier Do 217 M • VIIJunkers Ju 288 A • VIIIJunkers Ju 288 C • IXJunkers Ju 287 • XJunkers/OKB-1 EF 131 |
Штурмовики
СССР | IТомашевич ЛШБД • IIТомашевич «Пегас» • IIКочеригин ТШ-2 • IIIКочеригин БШ-1 • IIIКочеригин ТШ-3 • IVИльюшин БШ-2 • IVКочеригин Ш (ЛБШ) • VИльюшин Ил-2 • VИл-2 с бортстрелком • VIИльюшин Ил-2 двухместный • VIIИльюшин Ил-10 • VIIИльюшин Ил-8 • VIIIИльюшин Ил-20 • IXИльюшин Ил-40 • XИльюшин Ил-40П |
Германия | IIFieseler Fi 98 • IIHenschel Hs 123 • IIIBlohm und Voss Ha 137 • IIIBlohm und Voss Ha 137 V1 • IVFocke-Wulf Fw 189 C Eule • IVHenschel Hs 129 А • VHenschel Hs 129 B • VJunkers Ju 87 G Stuka • VIJunkers Ju 88 P • VIIMesserschmitt Me 265 • VIIIMesserschmitt Me 329 • IXMesserschmitt Me P.1099 B-2 • XMesserschmitt Me P.1102 B |
Великобритания | IIICAC CA-1 Wirraway |
США | |
Япония | |
Китай | VIIIIlyushin IL-10M |
Франция | VIIISNCAC NC 1070 |
Описание и характеристики самолета Ju-87 G-1 «Штукас»
Тип: двухместный противотанковый самолет Двигатель: один «Юнкерс» Jumo 211J-1, 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1059 кВт (1420 л.с.) при 2600 об/мин (режим взлета/аварийный) и 887 кВт (1190 л.с.) при 2400 об/мин (максимальный длительный режим).
Скорость: максимальная скорость 410 км/ч на высоте 3840 м; максимальная крейсерская скорость с бомбовой нагрузкой или подвесными пушками — 310 км/ч на высоте 4000 м; нормальная крейсерская скорость 190 км/ч.
Дальность и высота полета: практический потолок 7290 м; практический потолок с максимальной бомбовой нагрузкой -4730 м; максимальная дальность полета 1535 км; нормальный радиус действия 448 км.
Вес: полностью снаряженного 3900 кг; максимальный взлетный вес 6600 кг.
Размеры: размах крыльев 15 м; длина 11,5 м; высота 3,88 м; площадь крыла 33,69 м.
Вооружение: две 37-мм пушки ВК-37 в подкрыльевых гондолах; один подвижный 7,92-мм пулемет MG-81 в задней кабине; до 1800 кг. бомбовой нагрузки или дополнительные гондолы для установки 6 пушек, а пушки ВК-37 в этом случае не подвешивались.
Окраска самолета Юнкерс Ю-87
Этот самолет окрашивался в летние цвета 10-й эскадрильи 3-й эскадры штурмовиков (10(Pz)/SG 3) в Якобштате в Латвии в 1944 года. Зимой самолет покрывался клеевой белой водорастворимой краской.
Хвостовое оперение
У бомбардировщика были два внешних подкоса хвостового оперения. В ранних версиях самолета было по две стойки на каждом стабилизаторе; в улучшенном JU-87D и его модификациях было оставлено только по одной стойке. Рули высоты были не велики, но достаточно эффективны, чтобы позволять самолету выходить из вертикального пикирования.
Крылья
Характеристики крыла бомбардировщика — обратная «чайка» были весьма удачными и позволяли сделать длину неубирающихся стоек шасси относительно небольшой. Топливо заливалось в два больших бака, размещенных внутри отсеков крыла. Ju-87G, вооружейный пулеметом, не имел воздушных тормозов для пикирования.
Кабина Юнкерс 87
Экипаж бомбардировщика обычно состоял из двух человек: пилота и стрелка-радиста. Последний сидел спиной к пилоту самолета и вел огонь из единственного оборонительного пулемета MG-15.
Шасси самолета
Основные неубирающиеся стойки шасси и колеса были прикрыты обтекателями и крыльями колес. Их часто снимали в зимнее время, в противном случае грязь быстро засоряла и стопорила колеса.
Вооружение
Массивная 37-мм пушка ВК-37 доработана из зенитной пушки Rak18. Каждый пушечный контейнер весил 263 кг и вмещал 6-дисковый магазин с подкалиберными боеприпасами.
Бомбы
Нормальная боевая нагрузка для «Штукас» — 1000-кг бомба под фюзеляжем или 500-кг бомба под фюзеляжем и четыре 50-кг бомбы под крыльями.
В заключении
Уже весной 1943 г. стало ясно, что у классической Ю-87
«Штука» в долгосрочной перспективе нет будущего из-за ее низкой
скорости. Генерал-фельдмаршал Эрхард МИЛЬХ (Erhard MILCH), генеральный инспектор люфтваффе, 6
апреля 1943 г. выразился так:
Руководство ВВС отказалось от разработки модели-преемника,
потому что для строительства новой конструкции потребовались бы годы. Таким
образом, модель Ю-87 оставалась на службе до конца войны.
Подводя итог, можно сказать, что «Штука» была
гораздо более эффективна при борьбе с танками, чем это часто считается в наши
дни. Это относится как к бомбовым версиям «Юнкерс Ю-87», так и к
«пушечным». 26 июля 1943 г. советский маршал Николай ВОРОНОВ докладывал Сталину:
Эта оценка вытекала в первую очередь из-за «Штук», которых особенно боялись из-за их высокой точности.
Модули
- Таблица
- Дерево
Двигатель
Уровень | Двигатель | Мощность двигателя, л.с. / Тяга | Тип | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|
VI | Jumo 211 F | 1340 | водяного охлаждения | 627 | 54100 |
VII | Jumo 211 P | 1500 | водяного охлаждения | 638 | 60300 |
VII | NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1 | 1500 | водяного охлаждения | 638 | 60300 |
Конструкция
Уровень | Конструкция | Живучесть | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|
IV | Ju 87 D-5 | 550 | 5826 | 28000 |
V | Ju 87 G-2 | 600 | 4732 | 46500 |
Крыльевое вооружение
Уровень | Пулемёт | Калибр | Начальная скорость снаряда, м/с | Урон | Скорострельность, выстр/мин | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|---|---|
VI | 20-мм MG-151/20 (1941) (К) | 20 | 1360 | 90 | 420 | 90 | 35950 |
VI | WEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1 | 37 | 800 | 240 | 45 | 180 | 47000 |
Турель
Уровень | Турель | Калибр | Пулемёт | Урон | Скорострельность, выстр/мин | Масса, кг | Стоимость, |
---|---|---|---|---|---|---|---|
V | 7,92-мм MG-81 Z | 13.2 | 1 | 56 | 30 | 5 | 41400 |
V | 7,92-мм MG-81 Z | 13.2 | 1 | 56 | 30 | 5 | 41400 |
Двигатель
VI
ДвигательJumo 211 Da
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1200 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 605 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
VI
Jumo 211 Da
VI7400
ДвигательJumo 211 F
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1340 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 627 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 7400 |
Стоимость покупки | 54100 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Junkers Ju 88 P
VI7400
Jumo 211 F
VII9700
ДвигательJumo 211 P
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1500 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 638 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 9700 |
Стоимость покупки | 60300 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
VII9700
Jumo 211 P
VII
ДвигательNAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1
Характеристики: | |
Мощность двигателя, л.с. | 1500 |
Тип | водяного охлаждения |
Масса, кг | 638 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
VII
NAME_MODULE_JUMO-211P_SPEC_TOP_JU-87G_1
Конструкция
IV
КонструкцияJu 87 D-5
Характеристики: | |
Живучесть | 550 |
Масса, кг | 5826 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
IV
Ju 87 D-5
V3200
КонструкцияJu 87 G-2
Характеристики: | |
Живучесть | 600 |
Масса, кг | 4732 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 3200 |
Стоимость покупки | 46500 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
V3200
Ju 87 G-2
V
Конструкция
Характеристики: | |
Живучесть | 600 |
Масса, кг | 4732 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
V
Крыльевое вооружение
VI
Пулемёт20-мм MG-151/20 (1941) (К)
Характеристики: | |
Калибр | 20 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1360 |
Урон | 90 |
Скорострельность, выстр/мин | 420 |
Масса, кг | 90 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Focke-Wulf Fw 190 A-5
VI
2×20-мм MG-151/20 (1941) (К)
VI7300
Пулемёт37-мм BK 3.7 (П)
Характеристики: | |
Калибр | 37 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 800 |
Урон | 240 |
Скорострельность, выстр/мин | 45 |
Масса, кг | 180 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 7300 |
Стоимость покупки | 47000 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka, Henschel Hs 129 B, Junkers Ju 88 P
VI7300
2×37-мм BK 3.7 (П)
VI
ПулемётWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1
Характеристики: | |
Калибр | 37 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 800 |
Урон | 240 |
Скорострельность, выстр/мин | 45 |
Масса, кг | 180 |
Стоимость: | |
Стоимость покупки | 47000 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
VI
2xWEAPON_NAME_G37MM-BK-37-P_SPEC_TOP_JU-87G_1
VIJu 88 P →
Турель
IV
Турель7,92-мм MG-81
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 32 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
IV
7,92-мм MG-81
V
Турель7,92-мм MG-81 Z
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 56 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
V
7,92-мм MG-81 Z
V2715
Турель7,92-мм MG-81 Z
Характеристики: | |
Калибр | 13.2 |
Пулемёт | 1 |
Урон | 56 |
Скорострельность, выстр/мин | 30 |
Масса, кг | 5 |
Стоимость: | |
Стоимость исследования | 2715 |
Стоимость покупки | 41400 |
Применяемость:Junkers Ju 87 G Stuka
V2715
7,92-мм MG-81 Z
Вооружение отсутствует
Вооружение отсутствует
Вооружение отсутствует
Премиумный самолет Подарочный самолет
В битве под Курском
Первое крупное использования немецких противотанковых
самолетов произошло в битве под Курском. В начале июля 1943 г. противотанковые
эскадрильи на восточном фронте смогли использовать более 5100 машин «Хеншель
Hs 129» (Henschel Hs 129B),
«Юнкерс Ю-87G» и
«Мессершмитт Bf 110G» (Messerschmitt Bf 110G). Однако, основной удар танковых
бомбардировщиков по-прежнему ложился на плечи «Штук», которые
атаковали бомбами.
Штурмовик СС Вильгельм РОЕС (Wilhelm ROES) пережил наступление на Курск в
качестве радиста для связи с самолетами на командном танке лейбштандарта
«Адольф Гитлер»:
13 июля 1943 года командование 9 армии севернее Курска также
подтвердило то, что В.Роес пережил на юге:
Советские танки, пораженные пикированием
Под дружественным огнем
Время от времени войска могли на себе почувствовать, что
значит быть целью атаки «Штуки». Так, Рудольф фон Риббентроп (Rudolf von Ribbentrop) командир танковой роты лейбштандарта:
Риббентроп и его люди слегка отстали. Другим же повезло
меньше. 13 июля 1943 г. Георг ЛУТТЕР (Georg LUTTER) военнослужащий
противотанкового подразделения, стал свидетелем того, как Ю-87
«Штука» непреднамеренно атаковала их позицию:
Наземная команда на полевом аэродроме у «Штуки». 1942 г.
История создания
Junkers Ju.87C, вид спереди
В 1935 году Кригсмарине утвердило проект постройки новых германских авианосцев – 2 корабля типа Graf Zeppelin. В связи с этим фирма Junkers получила задание на разработку специального палубного варианта Ju.87, который был разработан в 1939 году на базе Ju.87B. В марте-апреле 1938 года инженеры из Junkers переделали 2 серийных Ju.87B-1 (№ 4928, 4929).
Первый прототип Ju.87 V10 поднялся в воздух 17 марта 1938 года. Второй прототип Ju.87 V11 поднялся в воздух 12 мая 1938 года. Испытания прошли успешно, и вскоре заказали опытную партию из 10 самолетов Ju.87С-0
Ju.87 D-4
Для версии торпедоносца-бомбардировщика использовалось обозначение Ju.87 D-4. Самолет должен был нести 750–905 кг бомб или торпеду (на держателе PVC 1006 B). 16 декабря 1941 года прототип Ju.87 V25/Torp (W.Nr 0530, BK+EF) прибыл в испытательный центр Травемюнде (Travemünde). Первый полет пришлось отложить до конца декабря 1941 года из-за неблагоприятных погодных условий. После серии тестов в Травемюнде, самолет перегнали в Гроссето (Grosseto, Италия) для дальнейших испытаний. Различные испытания продолжались и в 1942 году, когда были окончательно прекращены. В серию Ju.87 D-4 не пошел из-за недостаточной скорости и дальности полета, значительно уступая двухмоторным торпедоносцам на базе He.111 и Ju.88.
Боевое применение
Одна из машин установочной партии Ju-87А-0 была поставлена в Испанию, но о фактах боевых вылетов информации не сохранилось. Известно лишь, что самолет пробыл в Испании до полугода, пилотировал машину унтер-офицер Люфтваффе Г. Беуер. В начале 1938 года франкисты получили три экземпляра усовершенствованного Ju-87А-1.
Бомбардировщики применялись для атак мостов, соединений республиканских войск и для поддержки наступавших частей Франко. Потерь отмечено не было. К началу Второй мировой войны в составе Люфтваффе находилось более 400 машин Ju-87 в различных модификациях.
Именно «Штуки» сбросили первые бомбы в этой кровопролитной войне, разбомбив караульные помещения вблизи моста через Вислу. Одновременно были совершены налет на Варшаву и другие города. При этом была зафиксирована первая потеря – на базу не вернулся один из самолетов Ju-87. К вечеру первого дня войны состоялся налет на корабли польского флота. При этом немцы потеряли две машины, которые были сбиты зенитным огнем.
В 1940 году началось вторжение в Норвегию и Данию, в котором ограниченное участие приняли самолеты Ju-87R. Пикирующие бомбардировщики использовались для атак береговых батарей, английских сухопутных частей и флота. Не забывали немцы и гражданские объекты, например, в конце мая 1940 года состоялся налет на Нарвик. В ходе бомбежки город сильно пострадал, было полностью снесено около 500 зданий.
«Штуки» активно применялись в ходе летней кампании 1940 года во Франции и Бельгии. При этом в боях был сбит каждый второй Ju-87, но большинство экипажей спаслось.
В июле 1940 года бомбардировщики начали использоваться в рамках «Битвы за Англию». Дебютом стал налет на Портленд. Но именно над Великобританией слава «Штуки» пошатнулась – в боях с истребителями тихоходные самолеты стали нести ощутимые потери. Несмотря на это машины использовались в налетах до самого окончания операции.
Машины применялись для атак сухопутных укреплений на Мальте и конвоев. В борьбе с военными кораблями англичан «Штуки» добились определенных успехов, тяжело повредив авианосец «Илластриес» и потопив крейсера «Глостер» и «Саутгемптон».
Весной 1941 года самолеты привлекли к захвату Югославии и Греции. Позднее Ju-87 приняли участие в захвате острова Крит. Параллельно Ju-87 применялись в песках северной Африки, поддерживая немецкие и итальянские части в Ливии.
В июне 1941 года более 300 самолетов Ju-87 находилось вдоль границ СССР. После начала наступления «Штуки» активно поддерживали сухопутные войска, продвигаясь вглубь территории Советского Союза. Осенью самолеты применялись против кораблей Балтийского и Черноморского флота, потопив несколько крупных судов. На Балтике фактически был уничтожен линейный корабль «Марат», в порту Севастополя после налета лег на грунт крейсер «Червона Украина».
Но по мере приближения немецких войск к Москве сопротивление советских частей возрастало. К концу 1941 года были безвозвратно потеряны более 280 экземпляров Ju-87, еще более сотни тяжело повреждены, но восстановлены до летного состояния.
После Сталинграда начинает меняться тактика применения самолета – появляются первые экспериментальные машины с 37 мм противотанковой пушкой. В конце года эскадры, вооруженные Ju-87, стали именоваться штурмовыми. Причем в дневное время применялся современный моноплан FW-190, а «Штуки» все больше летали ночью. Особенностью конструкции этих машин стали пламегасители на выхлопных патрубках.
К началу 1945 года в составе Люфтваффе числилось менее 200 исправных самолетов Ju-87 всех версий. Отмечены единичные случаи использования машин у озера Балатон и в Восточной Пруссии. Но общий дефицит бензина и господство истребительной авиации СССР и союзников приковали последние «Штуки» к земле, где они и встретили 9 мая 1945 года.
Описание конструкции
Схема Junkers Ju.87C
Фюзеляж
Фюзеляж цельнометаллический и овальный в сечении. Отличием от Ju.87B-1 являлось наличие кронштейнов для катапульты, которые устанавливались снизу фюзеляжа. В хвосте находилась надувная лодка и комплект морского спасательного снаряжения. Кабина пилотов находится посередине фюзеляжа. Фонарь кабины состоит из четырёх частей: переднего козырька, сдвижной части фонаря у летчика, неподвижной части между летчиком и бортстрелком и сдвижной части у бортстрелка.
Крыло и оперение
Крыло цельнометаллическое. Крыло выполнено по схеме «обратная чайка» с характерной W-образной формой. Отличием от Ju.87B-1 являлось уменьшение размаха крыла до 13,19 м. На версии Ju.87C-0 консоли крыла складывались вручную. На версии Ju.87C-1 хотели установить гидравлическую систему складывания консолей. Основное отличие заключалось в том, что в консолях надувных баллонов, увеличивающих плавучесть при аварийной посадке. Оперение однокилевое.
Шасси
Шасси неубирающиеся, классической конструкции. Стойки шасси накрывались съемными обтекателями и были взаимозаменяемы. Амортизация стоек — масляно-пневматическая. Размеры основных колес — 840×300 мм. В случае экстренной посадки на воду шасси имели возможность отстрела. Для посадки на авианосец использовался гак.
Силовая установка
Силовая установка состояла из V-образного двигателя жидкостного охлаждения Junkers Jumo-211Da мощностью 1200 л.с. Для увеличения дальности предусмотрели 300-л подвесные баки и 48-л маслобак.
Вооружение
Самолёты Ju.87C имели точно такое же вооружение как и сухопутные Ju.87B:
- два 7,92-мм пулемета MG 17 (в крыльях).
- один 7,92-мм пулемет MG 15 (на подвижной установке назад).
Также все самолёты имела подфюзеляжные держатели для 300-литровых баков, одной бомбы SC 500 весом 500-кг или 4 бомб SC 50 весом по 50-кг каждая и одной бомбы SC 250 весом 250 кг..
Унисон «Иерихонской трубы»
Ю-87 летят на задание. |Фото: fotowarmotors.ru.
Пикирование Ю-87 с дальнейшим сбросом бомбы было важнейшей боевой задачей данного самолета. Чаще всего пикирование осуществлялось летчиками Люфтваффе по углом 40-50 градусов без использования воздушных тормозов. В контролируемом падении скорость движения бомбардировщика постоянно росла, что затрудняло работу вражеских зениток. В этом и заключалась сильная сторона «Юнкерсов». При этом, если воздушные тормоза активировались, то они могли самостоятельно, без помощи пилота, вывести самолет из пике.
Заходят на цель. |Фото: fotowarmotors.ru.
Отличительной четой «Штук» было использование специальной сирены, которую прозвали «иерихонская труба». Это устройство приводилось в действие потоком набегавшего воздуха. В результате, во время пикирования самолет издавал страшный вой. По изменению тональности этого воя пилот понимал, когда пришло время выводить Ю-87 из пике без использования приборов. Кроме того, «иерихонская труба» помогала деморализовать отряды противника на поле боя. Использовалась данная сирена вплоть до 1943 года.
В начале войны их очень боялись. |Фото: fotowarmotors.ru.
Что же касается шасси, то у «Штуки» они были в принципе не убирающимися. Сделано это было из исключительно утилитарных соображений. Командование хотело, чтобы Ю-87 мог садиться даже на импровизированные аэродромы вблизи линии фронта и поддерживать наступающие войска. По сути, аэродинамику машины принесли в жертву максимальному числу боевых вылетов.
Ю-87 «Штука» против танков
Тем не менее, борьба с точечными целями, такими как мосты,
бункеры, танки и корабли, была нелегкой для пилотов «Ю-87». Для этого
требовалась большая практика. Из них наиболее опытным считался Фридрих ЛАНГ
(Friedrich LANG). Во время
Второй мировой войны он выполнил более 1000 боевых вылетов и написал:
Прицел пикирующего бомбардировщика
Тем не менее, эффективность Ю-87 «Штука» в борьбе
с танками считалась высокой, что подтверждается документами. Так, в докладе
командующего 3 гвардейским советским танковым корпусом о боевых действиях под
Харьковом весной 1943 г. сообщается:
Взлет «Штуки» после бомбардировки моста