Тяжёлый штурмовик ил-20. ссср

История создания штурмовика Ил-10

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С

Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика. При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году. Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали

Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках. Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего. Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

Интересные факты полётов Ил-20 в Сирии

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки Ил-20 с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры Ил-20, но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике Ил-20.

Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Ил-20МЭ

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение самолёта – однокилевое. Шасси – трёхстоечное. Носовая стойка шасси располагается под фюзеляжем, а боковые – под гондолами двигателей самолётов. Силовая установка Ил-20 представлена 4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Самолёт оборудован фотоаппаратами перспективной аэрофотосъёмки модели «А-87П», а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 установлена радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолёта оборудован для размещения шестерых (затем восьми) операторов, обслуживающих радиолокационное оборудование.

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-20:

Размах крыла, м   37,4
Длина самолета,м   35,9
Высота самолета,м   10,2
Площадь крыла,м2   140,6
Масса, кг
  пустого самолета   33760
  максимальная взлетная   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   13

Юрий Селиванов: К исчезновению российского Ил-20

Сугубо предварительные выводы на основе доступной информации

Вероятность потери военного самолета, находившегося в районе боевых действий в момент их кульминации, в результате обычной авиационной аварии РАВНА НУЛЮ. Такое совпадение можно сразу исключить.

К тому же Ил-20 довольно большой самолет с массой аппаратуры связи на борту. В свете этого полное отсутствие информации от кого-либо из 14 членов экипажа о нештатной ситуации выглядит достаточно странно. Особенно в случае банальной аварии. Тем более, что направляемые в Сирию самолеты РЭБ, как правило, являются модернизированными машинами с установкой на их борту системы предупреждения об облучении самолета чужими РЛС, а также об атаке ракетами «воздух-воздух».

Кроме того, Ил-20 (военная версия четырехмоторного Ил-18) может продолжать полет даже при двух неисправных двигателях.

Версия о случайном уничтожении Ил-20 собственной ракетой (намекают на запуск С-400) выглядит крайне неправдоподобной. поскольку воздушная обстановка над Сирией полностью контролируется российской системой ПВО/ПРО, которой известно местонахождение всех своих самолетов. И которая, несомненно, приняла стандартные меры безопасности для исключения попадания в свой самолет. Кроме того, автоматическая система опознавания «свой-чужой» не позволила бы нанести такой удар.

Разговоры о том, что российский самолет сбили якобы плохо подготовленные сирийские зенитчики трудно принимать всерьез. Поскольку никакой отдельной сирийской системы ПВО (кроме, разве что, отдельных мелкокалиберных пушек) в Сирии нет. Весь комплекс обороны от воздушного и ракетного нападения является единым и контроль над ним находится в одних руках — российских .Это очевидно хотя бы в целях недопущения несогласованных действий.

Таким образом, утверждать, что самолет сбили сирийцы все равно, что говорить будто это сделали сами русские. Что невозможно по вышеуказанным причинам.

Что остается? США сразу открестились от этого нападения, что подтверждается и другими источниками. Западные союзники США, принимавшие участие в этой атаке (в частности, французский фрегат «Овернь»), технически могли обстрелять российский самолет корабельной системой ПВО. Но это крайне маловероятно, потому что крайне рискованно. Поскольку что это прямая «подстава» собственной страны под ответный удар России. При том, что главный союзник США в этом случае могут легко остаться в стороне.

Остается Израиль. Но зачем ему уничтожать патрульный самолет, который никак не мог помешать атаке на Сирию? Или это был самолет, который помешать все-таки мог? Например, если это была модификация Ил-20 в варианте Ил-22 ПП «Порубщик» — новейший самолет-постановщик радиоэлектронных помех, потенциально способный серьезно затруднить управление действиями ВВС и наведение авиационных ракет.

Справка. Ил-22ПП «Порубщик»:

Крайне странно, что командование ВВС Израиля даже несмотря на угрозу прямого обвинения в нападении на Вооруженные Силы РФ, демонстративно отказалось комментировать эти сообщения. Что обычно делается именно в тех случаях, когда факт события действительно имел место.

Юрий Селиванов, специально для News Front Благотворитель Арно Гуйон депортирован из Косово

Историческая справка

Основная статья: История Il-20

Выполняя постановление правительства от 11 марта 1947 года, ОКБ С. В. Ильюшина разработало в конце 1947 года эскизный проект бронированного штурмовика-бомбардировщика Ил-20.

Ил-20 представлял собой однодвигательный двухместный низкоплан с однокилевым вертикальным оперением. Кабина пилота размещалась над двигателем М-47, что создавало отличный обзор. Все основные части самолёта — кабина экипажа, топливные баки, силовая установка — были размещены в бронекорпусе.

Эскизный проект Ил-20 был принят заказчиком, началась постройка опытного самолёта.

Опытный Ил-20 построили к концу ноября 1948 года. 5 декабря 1948 года Владимиром Коккинаки был выполнен первый полёт. Однако на госиспытания Ил-20 не передавали, так как в испытательных полётах был отмечен очень высокий уровень вибраций от двигателя М-47. Кроме того, Ил-20 уже не отвечал требованиям времени, так как в конце 1940-х годов боевая авиация активно переходила на реактивную тягу. Так же отмечалась значительная потеря скорости при стрельбе, что создавало опасность сваливания. Проект ИЛ-20 был свернут.

Ретрансляторы и воздушные командные пункты

Другие специальные варианты самолета издалека нетрудно было принять за обычные пассажирские Ил-18, тем более, что летали они, как правило, в привычной аэрофлотовской окраске, с аэрофлотовскими же регистрационными номерами и даже с надписью «Ил-18» на обычном для нее месте на борту. Выдавали истинную, отнюдь «негражданскую», сущность этих самолетов лишь многочисленные антенны разного рода радиотехнических устройств, которыми буквально ощетинились эти «мобилизованные» авиалайнеры. Речь — о самолетах-ретрансляторах радиосвязи и телеметрической информации Ил-18РТ, Ил-18СИП и Ил-20РТ, а также о воздушных командных пунктах Ил-22 и Ил-22М11.

Причины завершения

Итак, в связи с несоответствием требованиям правительственного постановления проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен. Летно-технические характеристики новой машины оказались неудовлетворительными. Также заказчика не удовлетворяли количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь Ил-20 была меньше по сравнению с Ил-10. Нельзя было одновременно вести огонь из всех имеющихся на борту пушек. Огонь велся поочередно из двух пушек – или из расположенных в крыльях, или из фюзеляжа. Стандартная загрузка бомбами составляла всего 300 кг.

Высокое расположение кабины пилота привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя, как следствие, к увеличению взлетной массы. В результате ухудшились аэродинамические свойства машины, и возросла вероятность поражения самолета огнем противника. Усложнилось обслуживание двигателя из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для любых ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Летчик в кабину мог попасть только при отключенном двигателе. А в ситуации аварийного покидания кабины существовала угроза столкновения с винтами работающего мотора.

Несмотря на отрицательное отношение специалистов к предложенному С.В.Ильюшиным варианту штурмовика с необычной компоновкой конструкции, конструкторским бюро была предпринята еще одна попытка создания самолета с аналогичной схемой. На этот раз был предложен проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 конструктора С.М.Алексеева. Но и его ТТХ оказались неудовлетворительными. Ниже приведено фото Ил-20 М на аэродроме Кубинка.

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

Модификации самолета Ил-20

Всего существует три типа разновидностей: для радиоэлектронной разведки, воздушные командные пункты и исследовательские модификации.

Ил-18Д – кодовое название «Игла». Так назывался опытный (переделанный) самолет во время испытаний в прошлом веке. Другое наименование – «изделие 20».

Ил-22М-15 – одна из последних созданных модификаций, отлична тем, что на борту есть условия для создания командного пункта.

Ил-22ПП – специализированная версия, предназначенная для радиоэлектронной борьбы с воздушными и наземными РЛС противника. В том числе – для постановки помех в эфире.

Ил-22 – второе название – «Бизон». Представляет собой командный пункт. Применялся во время учений.

Ил-20М1 – модернизированная версия с обновленной радиоаппаратурой.

Ил-20М – так именовалась основная модификация разведчика.

Ил-18РТЛ – специализированная модификация, назначение которой – наблюдение за испытаниями ракетных комплексов, запись данных и их передача в наземную службу.

Ил-22М-11 – еще один вариант командного пункта. Главные отличия воздушных КП между собой – электронное оборудование.

Ил-20РТ – самолет, который позволял проводить телеметрические исследования эффективности ракет во время испытаний.

Разработка

Идея Ильюшина, отвечающая требованиям 1947 года в отношении самолета, превосходящего Ил-10 по характеристикам и огневой мощи, представляла собой тяжелобронированный, одномоторный, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, оснащенный недавно разработанным М-47, также известным как МФ-45Ш или М-45Ш — двигатель жидкостного охлаждения, развивающий на взлете 3 000 лошадиных сил (2200 кВт). Самой примечательной особенностью конструкции была кабина пилота, установленная прямо над двигателем, напоминающая Blackburn Blackburn и Blackburn Cubaroo . Кроме того, кабина была расположена непосредственно за четырехлопастным воздушным винтом, чтобы пилоту была видна максимальная обзорность. Лобовое стекло продлено до ступицы винта , и при условии , что пилот — сигнал с 37 ° вниз поля зрения; в среднем пикировании он мог видеть цели прямо под самолетом.

Традиционно для штурмовиков Ильюшина на Ил-20 использовался несущий бронированный корпус для защиты пилота и наводчика, а также для защиты двигателя, топлива, смазки и систем охлаждения. Толщина брони варьировалась от 6 до 15 мм (от 0,24 до 0,59 дюйма) и весила в общей сложности 1840 кг (4060 фунтов). В кабине пилота использовалось бронированное стекло толщиной 100 мм (3,9 дюйма) для основного лобового стекла и 65 мм (2,6 дюйма) для фар .

Для Ил-20 рассматривался широкий спектр комплектации вооружения. В одном из них использовались две 23-мм (0,91 дюйма) пушки, установленные на крыле, и две другие, установленные в фюзеляже, закрепленные вниз под углом 23 ° для обстрела целей в горизонтальном полете. Нормальная бомбовая нагрузка этой версии составляла всего 400 кг (880 фунтов), но 700 кг (1500 фунтов) можно было нести в условиях перегрузки или вместо них можно было нести четыре ракеты RS-132. Другая версия использовала одну 45-мм (1,8 дюйма) пушку, две 23-мм пушки и шесть подкрыльевых ракет. В большинстве исследований задний стрелок помещался в спинную башню, отделенную от кабины основным топливным баком, но в одном исследовании его поместили в бронированную заднюю башню Ил-К8, но для этого потребовался более длинный фюзеляж и перемещение крыльев на корму, чтобы ЦТ оставался в вертикальном положении. в нужном месте.

Считалось, что установленная под углом фюзеляжная пушка слишком сложна для прицеливания и не была включена в прототип; Снижение веса позволило увеличить боекомплект четырех 23-мм крылатых орудий «Шпитальный Ш-3» до 900 снарядов. Еще одним нововведением в прототипе было то, что их можно было отрегулировать на земле для стрельбы под углом 23 ° вниз в дополнение к нормальному горизонтальному положению. Спинной стрелок также стрелял из пушки Ш-3, которая была установлена ​​в отдельной дистанционно управляемой башне Ил-ВУ-11, которая могла поворачиваться на 180 ° и подниматься максимум на 80 °. Кассета из десяти воздушных гранат АГ-2 была предоставлена ​​для сдерживания любых истребителей, приближающихся снизу. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 1190 кг (2620 фунтов), а в центроплане крыла было предусмотрено четыре бомбоотсека для небольших бомб. В качестве альтернативы две 500-кг (1100 фунтов) бомбы можно было нести на стойках крыла. Пусковые рельсы были предусмотрены для четырех 132-мм (5,2 дюйма) ракет РС-132.

Опытный образец был завершен 27 ноября 1948 года, а его первый полет состоялся вскоре после этого, 4 декабря. Лучшая скорость, которую мог развивать Ил-20, составляла всего 515 км / ч (320 миль / ч) на высоте 2800 м (9200 футов), что на 36 км / ч (22 мили / ч) меньше, чем у Ил-10 на той же высоте. возможно, это следствие повышенного сопротивления и веса, присущих большему поперечному сечению и площади фюзеляжа в результате размещения пилота над двигателем. Новый двигатель М-47 оказался неисправным с серьезными проблемами вибрации. Другая проблема заключалась в том, что ВВС не были удовлетворены вооружением и что доступ к двигателю для текущего обслуживания был серьезно затруднен из-за размещения кабины над двигателем. Еще одним поводом для беспокойства было близкое расположение кабины пилота к винту; Считалось, что это увеличивало риск для пилота, если бы ему пришлось выскочить или приземлиться на живот — в этом случае изогнутые лопасти гребного винта могли удариться о купол.

Эти проблемы, вкупе с появлением новых технологий в области реактивных двигателей, привели к отмене программы Ил-20 14 мая 1949 года.

Минусы

Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весомсьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — вперегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали:Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ(источник фото) На ту же тему Восстановленный Ил-2 снимется в фильме

К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов(и отдельного штурмана-бомбардира).

Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.

23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целейгребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результатылабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностейилов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.

К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севшийна брюхо»(источник фото) На ту же тему Южный опыт: как война в Испании повлияла на мировую авиацию

Хотя во второй половине войны наиболее опасных враговилов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные(а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.

Так может, ну его, этотИл»? Были же альтернативы…

Технические характеристики Ил-20

Ил-20 размеры:

  • размах крыла – 37,5 м;
  • длина фюзеляжа – 35,8 м;
  • высота – 10,1 м;
  • площадь крыла – 140,5 м;
  • вес пустого – 33759 кг;
  • взлетный ( максимальный) – 64000 кг.

Общие тактико-технические характеристики самолета

  • мощность одного мотора – 4250 л.с.;
  • скорость полета максимальная – 676 км/ч;
  • скорость крейсерская – 620 км/ч;
  • дальность полета – 6200 км;
  • потолок практический – 10 км.

Характеристики разведывательного оборудования

Внутренние аэрофотоаппараты А-87П – занимают передний отсек Ил-20, для них в обшивке проделали специальные окошки.

Самолет оснащен ДРЛО – радиолокационной системой дальнего обнаружения, которая включает в себя:

  • комплекс радиоразведки «Ромб-4» – нужен для проведения начального этапа мероприятий. Обнаруживает объект (цель), помогает определить направление до нее;
  • инфракрасный сканер – помогает засечь противника по передаваемой им тепловой энергии;
  • станцию РЛС «Игла-1» – нужна для обзора пространства с обоих боков;
  • разведывательную аппаратуру «Квадрат-2» – требуется для скрупулезной разведки, изучения конкретного объекта и анализа параметров излучения;
  • комплекс оборудования для перехвата переговоров «Вишня» – управляется оператором-переводчиком. При необходимости может засечь разговоры противника в прямом эфире, записать их на пленку.

Также имеются спутниковые средства связи, оптические датчики и прочее оборудование.

В экипаже кроме пилотов и штурмана присутствуют специалисты по радиоэлектронной разведке – всего 8 человек (плюс пять летчиков). В задней части есть отсек для отдыха с удобными креслами, буфетом и туалетной комнатой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector