1/48 italeri f-5 tiger ii — ещё не тигр, но уже не котёнок
Содержание:
ЛаГГ-5 опытный
ЛаГГ-5 опытный2 | |
Двигатель | М-82А |
Размах крыла, м | 9,8 |
Площадь крыла, м2 | 17,62 |
Длина самолета, м | |
на стоянке | 8,4 |
в полете | 8,62 |
Вес взлетный, кг | |
нормальный | 3310 |
перегрузочный | — |
Вес горючего, кг | 370 |
Вес пустого, кг | 2639 |
Скорость макс., км/ч: | |
у земли | 515 |
на 1-й границе высотности, м | 576/3200 |
на 2-й границе высотности, м | 600/6450 |
Вертикальная скорость у земли, м/с | 17,6 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 6 |
Практический, потолок, м | — |
Время виража на высоте 1000 м, с | 25 |
Дальность, км | 420—1130 |
Длина разбега, м | 310—350 |
Длина пробега, м | 470/6353 |
Скорость посадочная, км/ч | — |
Вооружение: количество, калибр, мм | 2×20 |
Примечание. 1. Расчет. 2. Техническое описание завода № 21, осень 1942 г. 3. Без посадочных щитков. 4. На форсаже. 5. Размеры всех модификаций Ла-5 идентичны за исключением Гу-82. 6. С элеронами. 7. При работе мотора на номинальном режиме, на форсированном режиме – 5,2 минуты. 8. На высоте 500 м. приборная скорость 455 км/ч. давление наддува 950 мм рт.ст. (продолжительность полета 50 минут). 9. На высоте 4000 м, приборная скорость 265 км/ч. давление наддува 410 мм рт.ст. (продолжительность полета 3 часа 36 минут). 10. Набор высоты на боевом развороте с высоты 1000 м при скорости ввода 500 км/ч и вывода 270 км/ч по прибору – 1100 м. Потеря высоты при перевороте с высоты 2000 м на скорости ввода 270 км/ч и скорости вывода 400 км/ч по прибору – 800м. |
F-5 Tiger II radar
The F-5 Tiger II was initially equipped with an AN/APQ-153 radar. In all the upgraded variants produced later, the Emerson AN/APQ-159 radar was installed. The aircraft comprises an air-to-air fire control radar system and a lead computing gunsight.
“The aircraft is powered by two General Electric J85-GE-21B turbojet engines.”
The AN/APQ-159 has replaced the AN/APQ-153 radar. The AN/APQ-159 is an air-to-air radar system, which operates in four primary modes and two search modes with various ranges.
The advanced radar system provides increased off-boresight and doubles the range while enhancing the reliability. It is equipped with new planar phased array antenna similar to the parabolic dish of the AN/APQ-153.
Особенности конструкции Ла-5ФН
- Новый фонарь позволил принципиально улучшить обзорность.
- Бронезащита пилота включала в себя: лобовое 55-мм и заднее 66-мм бронестекла и стальную бронеспинку сиденья толщиной 8,5 мм.
- Сдвижная часть фонаря была легкосбрасываемой в аварийных ситуациях;
- Убирающееся в полете и самоориентирующееся при рулежке хвостовое колесо;
- Лючок для обслуживания радиопередатчика;
- Двухлонжеронное крыло с фанерной обшивкой было оборудовано автоматическими дюралюминиевыми предкрылками и отклоняющимися на 60′ посадочными щитками;
- Фюзеляж и киль выклеивались из березового шпона в несколько слоев и оклеивались полотном;
- Двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82ФН устанавливался на сварную, из стальных труб, мотораму и был капотирован легкосъемными дюралюминиевыми панелями, обеспечивавшими удобный доступ к мотору для обслуживания и ремонта;
- Винт изменяемого в полете шага;
Usage in battles
F-5A was designed to be a lightweight fighter at the first place, so one thing players may find is the better manoeuvrability over most jets at the same tier, also another traits of this aircraft is its directional controllability (that is, the nose points to whether your mouse pointed at without much corrections); but you will also suffer from a major drawback of it- the subpar thrust of the pair of J85 on the it, which provides lower-than-average acceleration to fighters of the same tier, unless necessary or 1-on-1 battles, DO NOT have the airspeed lower than 800kph which the speed drops even significantly.
One way to cope with the lack of acceleration is to use the directional controllability to bait enemies during head-on, with the currently smallest size jet at 10.7, players can dodge devastating cannons with relatively ease and use that manoeuvrability to turn back on the enemy; or trick their shots then immediately point the nose back onto the enemy during head-on albeit risky. Another safer option is pick those fighters with lower energy and make quick and short work of them with those pair of M39A2 cannons; until players unlock AIM-9P with exceptional accuracy and long range; with missiles, try to keep the target at around 2km where the missiles can track with more accuracy but keep in mind that you only have 2 chances as F-5A has no underwing pylon for AAMs.
For Ground(RB):
One thing that makes F-5A different from most ROCAF and PLAAF aircraft is the surprising amount of variety of CAS configs ranging from 250-2000 lbs LDGP bombs, FFARs or 4 AGM-12B AGMs that proves lethal to ground vehicles. But lacks of ballistic computers (not even a gyroscope gunsight) makes it struggles on pin-point bombings against your targets, so experience on jet ground-attacks is very essential for this aircraft; alternatively, if you prefer AGMs, these 4 AGM-12B can make really short work to any ground targets.
The key to ground attack in a F-5A is keep on track of SPAAGs as you don’t have a RWR and if necessary, bring 2 extra AIM-9Ps to protect your team from other ground attackers.
Pros and cons
Pros:
- Many payload options
- AIM-9P missiles are quite effective
- Highly manoeuvrable
- Amazing energy retention, even in high-G manoeuvres
- Hard to rip the wings
- Can be used in many roles, such as fighter, attacker and base bomber
- Competitive speed at sea level, on par with MiG-21s
- Reasonable ammo pool for the cannons
Cons:
- No flares and RWR
- No radar or rangefinder
- No extra protection on the aircraft
- Low top speed, acceleration, and climb rate compared to its counterparts
General info
Flight performance
Air brakes
Allows you to dramatically reduce the flight speed by releasing special flaps
Drogue parachute
Reduces braking distance when landing on any runway
Max speed
at 10 668 m1 444 km/h
Turn time27 s
Max altitude15 240 m
Engine2 х General Electric J85-GE-13
Type
Cooling systemAir
Take-off weight24 t
The F-5C is generally an all-round good fighter. It’s not the fastest plane and not the most manoeuvrable, but the combination of its decent speed, acceleration, and manoeuvrability make it a joy to fly and fight in.
Characteristics | Max Speed(km/h at 10,668 m) | Max altitude(metres) | Turn time(seconds) | Rate of climb(metres/second) | Take-off run(metres) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AB | RB | AB | RB | AB | RB | |||
Stock | 1,429 | 1,421 | 15240 | 27.1 | 28.2 | 112.7 | 99.2 | 850 |
Upgraded | 1,460 | 1,443 | 26.9 | 27.0 | 159.1 | 133.6 |
Details
Features | |||||
---|---|---|---|---|---|
Combat flaps | Take-off flaps | Landing flaps | Air brakes | Arrestor gear | Drogue chute |
✓ | ✓ | ✓ | ✓ | X | ✓ |
Limits | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Wings (km/h) | Gear (km/h) | Flaps (km/h) | Max Static G | |||
Combat | Take-off | Landing | + | — | ||
1458 | 444 | 926 | 560 | 555 | ~11 | ~5 |
Optimal velocities (km/h) | |||
---|---|---|---|
Ailerons | Rudder | Elevators | Radiator |
< 680 | < 750 | < 700 | N/A |
Engine performance
Engine | Aircraft mass | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Engine name | Number | Basic mass | Wing loading (full fuel) | ||||
General Electric J85-GE-13 | 2 | 4,051 kg | 366 kg/m2 | ||||
Engine characteristics | Mass with fuel (no weapons load) | Max TakeoffWeight | |||||
Weight (each) | Type | 11m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 37m fuel | ||
271 kg | Afterburning axial-flow turbojet | 4,580 kg | 4,992 kg | 5,463 kg | 5,814 kg | 9,000 kg | |
Maximum engine thrust @ 0 m (RB/SB) | Thrust to weight ratio @ 0 m (WEP) | ||||||
Condition | 100% | WEP | 11m fuel | 20m fuel | 30m fuel | 37m fuel | MTOW |
Stationary | 960 kgf | 1,426 kgf | 0.62 | 0.57 | 0.52 | 0.49 | 0.32 |
Optimal | 1,200 kgf(1,400 km/h) | 2,459 kgf(1,400 km/h) | 1.07 | 0.99 | 0.90 | 0.85 | 0.55 |
Survivability and armour
Flares/Chaff
Aircraft countermeasures to distract IR and radar-guided missiles and also AA radar
Crew1 person
Speed of destruction
Structural1 458 km/h
Gear444 km/h
- 6.35 mm Steel — Below cockpit
- 6.35 mm Steel — Below engines
- Self-sealing fuel tanks (2 in fuselage)
Modifications and economy
Repair cost
AB5 070
RB5 070
SB14 510
Crew training10 000
Experts1 510 000
Aces2 800
Research Aces2 150 000
Reward for battleAB / RB / SB
2 × 100 / 270 / 220 % 2 × 232 / 232 / 232 %
Modifications
Flight performance | Survivability | Weaponry | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Истребитель Ла-5ФН. Устройство
- Для конструкции данной авиамашины характерно непосредственное впрыскивание топлива в цилиндры.
- Вместо выхлопных коллекторов в самолете применялись индивидуальные патрубки, которых имелось по семь штук на каждую сторону.
- Верхняя часть капота содержала специальный воздухозаборник.
- Гаргрот фюзеляжа был понижен, также была изменена форма фонаря (они проектировались по самолету Яковлева А.С. Як-9).
- Использование панели приборов давало возможность осуществлять вылеты в ночное время суток и при плохих метеорологических условиях.
- Был произведен ряд усовершенствований, которые коснулись внутренней герметизации и теплоизоляции кабины Ла-5ФН. Истребитель получил усовершенствование общей аэродинамики.
- Для улучшения обзора самолет оснащался новым фонарем, который специально для аварийной ситуации был дополнен легкосбрасываемой сдвижной частью.
- Конструкция укомплектовывалась хвостовым колесом. Оно могло убираться во время полета, а при рулеже самоориентироваться.
- Двухлонжерные крылья имели фанерную обшивку и содержали автоматические дюралюминиевые предкрылки, которые при помощи посадочных щитков при необходимости могли отклоняться на 60 градусов.
- В производстве фюзеляжа и киля применялся березовый шпон. Он был из нескольких слоев, которые оклеивались полотном.
- Для монтажа двухрядного звездообразного двигателя АШ-82ФН предназначалась сварная моторама из стальных труб. Сам движок был расположен в емкости, которая сооружалась из легкосьемных дюралюминиевых панелей. Это обеспечивало свободный доступ к мотору при его ремонте или обслуживании.
Supersonic fighter aircraft design
The aircraft is designed to offer great versatility and superiority during air-to-ground and air-to-air operations. It has been designed to have only 30% of the gross weight of the F-4 aircraft. The length and width of the fuselage section was extended to accommodate the powerful J85 engine and more fuel.
“The aircraft is designed to offer great versatility and superiority during operations.”
The delta shape of the aircraft was obtained by redesigning the forward wing root of its earlier version. The wings of the F-5E were equipped with enlarged leading edge extensions, thereby enhancing the wing area and manoeuvrability.
Northrop successfully completed the aircraft structural integrity program (ASIP) in 1975. The main motive of the ASIP program was to check whether the structural design of the aircraft would successfully perform air-to-air and air-to-ground operations in hostile environments.
Модификации Ла-5
Ла-5. На планер самолета ЛаГГ-3 цельнодеревянной конструкции установлен двигатель М-82 (мощностью 1700 л.с). Для сопряжения капота с фюзеляжем добавлялась вторая обшивка из дюралюминиевых панелей. Машины первых серий имели круглый козырек кабины и выпуклые створки хвостового колеса, как у ЛаГГ-3. Самолеты оборудовались воздухозаборником, расположенном в переднем кольце капота, небольшим обтекателем на капоте и створками с выштамповками под выхлопные коллекторы. Взлетная масса — до 3360 кг. Скорость на высоте 6300 м — 556 км/ч. Выпускался серийно с апреля 1942 г.
Ла-5Ф. Осенью 1942 г. был разработан новый вариант истребителя с форсированным двигателем М-82Ф. Носовая часть фюзеляжа была доработана в соответствии с габаритами нового двигателя. Ла-5Ф стали оборудоваться новым козырьком с плоским лобовым стеклом и улучшенной сдвижной частью фонаря. Хвостовое колесо глубже убиралось в фюзеляж Створки колеса имели новую форму и продолжали линию фюзеляжа. Скорость на высоте 6300 м — 600 км/ч. Самолет Ла-5Ф выпускался серийно с начала 1943 г.
Был построен один Ла-5Ф с облегченным вооружением: одна 20-мм пушка ШВАК и один 12,7-мм пулемет УБС.
Ла-5Ф «облегченный». В начале 1943 г. был разработан новый фонарь кабины с улучшенным обзором, имевший переднее и заднее бронестекла, выпуклую сдвижную часть и остекленную заднюю, плавно переходящую в пониженный гаргрот. Самолет имел уменьшенный запас горючего, так как два бензобака из пяти были сняты. Строился серийно.
Ла-5 с двигателем М-71. Опытный экземпляр самолета оснащался двигателем М-71 мощностью 2000 л.с. Взлетный вес — 3526 кг, скорость на высоте 5500 м — 685 км/ч. Из-за недоведенности мотора испытания окончены не были.
Ла-5ФН. Эта модификация самолета оснащалась двигателем М-82ФН, с непосредственным впрыскиванием топлива в цилиндры. Взлетная мощность мотора увеличилась более чем на 100 л.с. Выхлопные коллекторы были заменены индивидуальными патрубками (по 7 на каждой стороне). На верхней части капота разместили туннельный воздухозаборник Фюзеляж имел пониженный гаргрот. Была улучшена общая аэродинамика самолета, внутренняя герметизация фюзеляжа, теплоизоляция кабины со стороны двигателя. Первый полет состоялся в марте 1943 г. С 1944 г. борта фюзеляжа у кабины были дополнительно обшиты тонкими дюралюминиевыми листами. Деревянный лонжерон крыла заменен на металлический, что позволило облегчить шасси. Взлетный вес снижен до 3290 кг. Максимальная скорость возросла в среднем на 30 км/ч. Строился большими сериями с лета 1943 г.
Ла-5ФН с ТК — вариант Ла-5ФН с турбокомпрессорами. В порядке эксперимента несколько серийных Ла-5ФН переоборудовали нагнетателями конструкции Трескина. Самолет был признан неперспективным.
Ла-5УТИ — двухместный учебно-тренировочный вариант с мотором М-82Ф, оборудованный второй кабиной, с двойным управлением. Испытан в сентябре 1943 г. По основным характеристикам близок к серийному Ла-5Ф. Общая компоновка осталась неизменной. Но в отличие от Ла-5Ф правая пушка ШВАК, бронестекла фонаря, бронеспинка кресла, кислородное и радиооборудование не устанавливались. Серийное производство начато в конце 1943 г. С 1944 г. также выпускался Ла-5УТИ с двигателем М-82ФН.
Отступление
Изначально планировалось сделать модель в варианте морской пехоты США, в трёхцветном камуфляже. Однако, после того, как пластик был обработан, мы с Котом решили не прятать всю красоту кроя и заклёпочных швов, а показать её на серебристой окраске. Покопавшись в архивах, нашли очень симпатичный вариант цвета натурального металла, с жёлтыми полосами на фюзеляже и хвосте. В бездонных запасах, накопленных за четверть века, нашлись подходящие декали, а полосы всё равно лучше выкрашивать. Поскольку в наборе другого вооружения, кроме «Сайдуиндеров», не было, решили подвесить на АПУ то, что в принципе мог нести «Тайгер». Если на фотографиях прототип несёт только «Гремучих змей» на законцовках консолей, то это не значит, что он не мог нести и более разнообразное вооружение. В конце концов, изделие всё равно получалось сборное, поэтому и решили сделать просто интересную и симпатичную модель (видели бы вы хозяина, когда он залез в коробку из под обуви, набитую декалями! Усевшись на полу, и разложив вокруг себя всё это добро, он начал вспоминать, что вот это делал лет 20 назад, когда ещё не женился, а это – уже когда я осчастливил его своим обществом. Стареет… — прим. Кота).
Обкатка
Пробные полеты проводили, что называется, на коленке. Взлетно-посадочных полос не было и никто, естественно, их предоставлять конструкторам не собирался. Вместо этого использовали залитую водой дорогу. Фонарного освещения тоже не было, поэтому свет давали фары автомобилей, если испытания проходили ночью.
Ла-7
А длились они круглосуточно. Все, начиная с инженеров, прямо на ходу исправлявшими недочеты, и заканчивая летчиками, которые рисковали жизнью, летая на “сыром” изделии, работали на износ. Всего было проведено 26 испытательных полетов, по результатам которых никто не погиб, и новая модель была признана в общем успешной. Единственная проблема, которую так и не удалось устранить — перегрев мотора. На ее решение начальство СССР дало всего 10 дней. И тут проявилось исключительное везение, раз за разом сопутствующее разработчикам самолета. На заводе, где выпускали Ла-5, был найден новый нераспакованный двигатель М-107 с нужными деталями для охлаждения. В итоге, в мае 42-го года самолет был допущен к серийному производству.
Варианты
Ла-5Ф
Новая модель обязана своим появлением новому форсированному двигателю Швецова АШ-82Ф, что и получило отражение в маркировке самолёта. В новом двигателе удалось преодолеть основной недостаток старого мотора — перегрева головки цилиндров, и одновременно повысить мощность двигателя. Помимо двигателя, важнейшим отличием Ла-5Ф от Ла-5 стал абсолютно новый фонарь кабины с существенно улучшенным обзором в заднюю полусферу. Первые Ла-5 с двигателями АШ-82Ф начали сходить с заводской сборочной линии в декабре 1942 года. Ла-5Ф прошёл испытания в эвакуированном в Свердловск ЛИИ в апреле г. Самолёт показал скорость 557 км/ч на уровне моря и 590 км/ ч на высоте 6200 м — на 10 км/ч больше, чем Ла-5. Скороподъёмность возросла гораздо более заметно: Ла-5Ф забирался на 5000 за 5,5 минут, в то время как Ла-5 набирал эту высоту 6 минут.
Ла-5ФН
Буквы ФН в маркировке самолёта обозначают Форсированный Непосредственного впрыска топлива. Новый самолёт начал выпускаться и поступать в войска с марта 1943 года. Ла-5ФН скорее можно считать самолётом, выпускавшимся параллельно с Ла-5Ф, чем преемником последнего. Двигатель АШ-82ФН мог развивать мощность 1850 л. с. и поддерживать форсированный режим в течение 10 минут (в ходе испытаний выяснилось, что АШ-82ФН может выдерживать форсированный режим значительно дольше, но тогда сказывался малый запас топлива). В апреле 1943 в Люберцах была проведена серия воздушных боёв между предсерийным Ла-5ФН и трофейным Me Bf.109G-2. Учебные схватки выявили подавляющее превосходство советского истребителя по скорости на малых и средних высотах — основных высотах воздушной войны на Восточном фронте. Ла-5ФН превосходил Me Bf.109G-2 и в маневренности на вертикалях. Анализ результатов этих боев привел к значительным изменениям в тактике действий советской истребительной авиации. Вооружение Ла-5ФН аналогично вооружению Ла-5Ф — две пушки ШВАК с боезапасом по 200 снарядов на пушку.
Ла-5 М-71
В начале 1943 года в ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком, начало работы по Ла-5 с альтернативной силовой установкой М-71Ф. Двигатель представлял собой двойную звезду воздушного охлаждения и имел мощность 2200 л.с. — на целых 350 л. с. больше, чем АШ-82ФН. Установка перспективного мотора могла резко улучшить характеристики Ла-5. Самолёт с новым двигателем совершил первый полёт 28 апреля 1943 года. Испытания прошли не совсем удачно, самолёт не смог достичь расчётных характеристик. После тщательных исследований и продувки в аэродинамической трубе, стало ясно, что если улучшить аэродинамику, то максимальная скорость может возрасти до рекордных 720 км/ч. Однако из-за хронической ненадёжности двигателя М-71Ф, он так и не был запущен в серийное производство, и поэтому все работы над новым самолётом были прекращены.
Ла-5 206
В 1943 году была выполнена серия продувок Ла-5 в натурной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-104. Продувки показали, что даже незначительные улучшения аэродинамики могут значительно улучшить показатели самолёта. По результатам этих испытаний был переделан серийный самолёт с номером 39210206, именно он стал известен как Ла-5 «206». Этот самолёт проходил лётные испытания в конце 1943 — начале 1944 года и показал неплохие результаты. Однако в конструкцию серийных Ла-5 изменения не вносились, но полученные результаты были полностью использованы при разработке Ла-7.
Проект самолёта со вспомогательными реактивными двигателями РД-1 и РД-3 был подготовлен в декабре 1944 года конструкторской группой С. П. Королёва. Реализован в конце 1944 года в варианте известном как Ла-7Р.
External links
- Top Gun Day: Premium F-5C in Red Menace camo for pre-order!
Northrop Corporation | |
---|---|
Fighters | P-61A-1 · P-61C-1 |
Jet fighters | F-89B · F-89D |
F-5C · F-5E | |
Export | ␗F-5A |
USA jet aircraft | |
---|---|
F-4 | F-4C Phantom II · F-4E Phantom II · F-4J Phantom II |
F-5 | F-5A · F-5C · F-5E |
F-8 | F8U-2 · F-8E |
F-80 | F-80A-5 · F-80C-10 |
F-84 | F-84B-26 · F-84F · F-84G-21-RE |
F-86 | F-86A-5 · F-86F-25 · F-86F-2 · F-86F-35 |
F-89 | F-89B · F-89D |
F-104 | F-104A · F-104C |
F9F | F9F-2 · F9F-5 · F9F-8 |
FJ-4 | FJ-4B · FJ-4B VMF-232 |
Other | P-59A · F2H-2 · F3D-1 · F3H-2 · F11F-1 · F-100D |
A-4 | A-4B · A-4E Early |
A-7 | A-7D · A-7E |
AV-8 | AV-8A · AV-8C |
B-57 | B-57A · B-57B |
F-105 | F-105D |
USA premium aircraft | |
---|---|
Fighters | Thach’s F2A-1 · Galer’s F3F-2 · F2G-1 · F4U-4B VMF-214 · P-26A-34 · P-40C · P-43A-1 |
P-47M-1-RE · ⋠P-47M-1-RE · P-51A · P-51D-10 · P-51D-20-NA · ␠Kingcobra · XP-55 | |
▃A6M2 · ▃Ki-43-II · ▃Ki-61-Ib · ▃Bf 109 F-4 · ▃Fw 190 A-8 · ▃Spitfire LF Mk IXc | |
Twin-engine fighters | XP-38G · Bong’s P-38J-15 · P-38K · YP-38 · P-61A-1 · XF5F · XP-50 · F7F-3 |
Jet fighters | P-59A · F-86F-35 · F-89B · F-89D · F-5C |
Strike aircraft | A2D-1 · AU-1 · XA-38 · AV-8A |
Bombers | A-26C-45DT · B-10B · BTD-1 · PBM-3 «Mariner» · PV-2D |
«Хищный» истребитель
История Raptor началась ещё до окончания холодной войны. В 1981 году Пентагон подготовил техническое задание по самолёту пятого поколения и объявил конкурс на его разработку. Проект получил название Advanced Tactical Fighter («Усовершенствованный тактический истребитель»).
В финал соревнования вышли два конгломерата ведущих американских оборонных компаний. Northrop (сейчас — Northrop Grumman) и McDonnell Douglas представили прототип YF-23, а Lockheed (сейчас — Lockheed Martin), Boeing и General Dynamics выкатили YF-22 с двухконтурными двигателями Pratt & Whitney F119.
- Сборка F-22 Raptor
Испытания машин стартовали в 1990 году. Спустя год победу одержал прототип Raptor, хотя он имел более низкую крейсерскую скорость и меньшую радиолокационную заметность. Военные отдали предпочтение YF-22 из-за преимуществ в манёвренности.
После победы в конкурсе работа над первым самолётом пятого поколения заняла ещё шесть лет. Истребитель получил «хищное» наименование Raptor и в 1997 году впервые поднялся в воздух.
К достоинствам своего детища разработчики относят так называемую открытую архитектуру, позволяющую устанавливать на машину различное бортовое оборудование, широкую интеграцию цифровых технологий, улучшенную ситуационную осведомлённость лётчика, ремонтопригодность.
Также по теме
Утрата военного преимущества: в Счётной палате США заявили о снижении боевой готовности ВС
Аналитики Счётной палаты США заявили о снижении готовности вооружённых сил страны. Из опубликованного ведомством документа, с текстом…
Длина F-22 составила 18,9 м, высота — 5,08 м, размах крыльев — 13,56 м, максимальная взлётная масса — 38 т, крейсерская скорость — 1963 км/ч, тяга двигателей — 15 876 кг, боевой радиус — 759 км. Raptor получил 20-мм пушку М61А2 Vulcan. Все ракеты и бомбы помещались в трёх внутренних отсеках, но при необходимости могли подвешиваться на четырёх внешних узлах.
Как отметили опрошенные RT эксперты, Пентагон и ведущие американские корпорации скрупулёзно подошли к разработке первенца в классе самолётов пятого поколения.
По их мнению, инженеры США смогли добиться серьёзных успехов в сфере автоматизации процессов управления, снижения радиолокационной заметности, повышения дальности и точности применяемого вооружения. Однако в процессе испытаний у F-22 выявилось значительное количество дефектов.
В результате к эксплуатации в Военно-воздушных силах США Raptor был допущен только в 2005 году, то есть спустя восемь лет после первого полёта, а с момента опубликования Пентагоном техзадания на истребитель пятого поколения минула почти четверть века.
- Звено F-22 Raptor
Помимо этого, Минобороны Соединённых Штатов в пять раз сократило объём закупок F-22. Первоначально планировалось ввести в строй около 1 тыс. самолётов, в 1991 году военные сократили эту цифру до 750 единиц, в 1993-м — до 648, в 1994-м — до 442, в 1997-м — до 339. В итоге же, как уже отмечалось выше, было изготовлено 195 истребителей.
В боевых действиях F-22 дебютировал только осенью 2014 года, когда американские войска наносили удары по позициям ИГ* в Сирии. В 2015 году четыре машины Raptor впервые были переброшены в Европу для проведения тренировочных полётов с экипажами европейских ВВС.
Также по теме
«Истории перетягивают на себя много внимания»: зачем Пентагон создаёт новую группу для наблюдения за НЛО
В Минобороны США реорганизуют структуру по отслеживанию НЛО. Теперь обнаружением неопознанных явлений в небе будет заниматься Группа…
До этого F-22 потерпел несколько аварий. В 1992 году на авиабазе Эдвардс (Калифорния) неудачно приземлился прототип YF-22, в 2004 году при взлёте произошло крушение истребителя в Неваде. Оба ЧП обошлись без жертв. Однако в последующих инцидентах, которые произошли в 2009 и 2010 годах, погибли лётчики Дэвид Кули и Джеффри Хэни.
Аварии продолжали сопровождать Raptor и после прекращения производства. Последнее на сегодняшний день происшествие с истребителем зафиксировано в мае 2020 года. F-22 упал во Флориде в ходе отработки элементов воздушного боя, пилот успел катапультироваться.
По словам экспертов, череда ЧП с Raptor была вызвана главным образом сбоями в синхронизации работы элементов сложного бортового радиоэлектронного оборудования, проблемами с двигателями и программным обеспечением.
Применение
Первые Ла-5 стали поступать в строевые авиачасти во второй половине 1942 года. Лётчики быстро оценили новый самолёт как очень хороший, а техники были довольны отсутствием системы водяного охлаждения, которая причиняла много неудобств в полевых условиях. Переучивание лётного состава происходило как в запасных истребительных авиационных полках, так и во фронтовых условиях. Переучиванием и комплектованием полков занимались:
- 1-й запасной истребительный авиационный полк (с июля 1942 по 1945 гг.);
- 2-й запасной истребительный авиационный полк (с июля 1942 по 1945 гг.);
- 4-й запасной истребительный авиационный полк (1943 г.);
- 14-й запасной истребительный авиационный полк (1942 – 1943 гг.).
Боевое крещение Ла-5 получил 14 августа 1942 года в составе 49-го иап 234-й иад 1-й воздушной армии в районе Ульяново — Сухиничи — Козельск. С 14 по 24 августа 1942 года лётчики полка на 19 самолётах (тогда под маркой ЛаГ-5) совершили 180 боевых вылетов, налетав 130 часов. В 27 воздушных боях лётчики полка сбили 16 самолётов противника. В полку за это время было сбито 5 ЛаГ-5, 2 не вернулись с боевого задания, 4 потерпели аварию, будучи подбиты в воздушных боях, 1 потерпел аварию из-за дефекта мотора и 1 из летчиков погиб.
С 20 августа 1942 года в составе 240-го иап появился под Сталинградом. Полк приступил к боям 20 августа 1942 года и до 29 августа 1942 года совершил 109 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боев, сбил 10 самолётов, однако и сам был разбит — в строю осталось только несколько лётчиков, потерял 7 самолётов. Остатки полка были перебазированы на тыловой аэродром, а затем и вовсе отведены в резерв. Несмотря на то, что из-за отсутствия достаточного количества опытных пилотов потери были большие, Ла-5 сразу же хорошо зарекомендовал себя. Для немецких лётчиков появление нового самолёта стало очень неприятной неожиданностью. После Сталинградской битвы Ла-5 перестал быть неожиданностью для немцев, самолёты этого типа стали появляться на всех участках советско-германского фронта.
Летом 1943 совершенно новый Ла-5 совершил вынужденную посадку на немецком аэродроме, что дало немцам возможность провести всесторонние лётные испытания машины. Пилот-испытатель Ханс-Вернер Лерхе написал детальный отчёт.
Ла-5 принимали участие в боях с конца 1942 года по лето 1943 года, после чего их заменили более совершенные варианты Ла-5Ф, Ла-5ФН и впоследствии Ла-7. Хотя некоторые Ла-5 воевали и в 1944 году.
Наиболее широко Ла-5 применялся во время Курской битвы. Именно здесь (на аэродроме п. Уразово), на Ла-5, открыл свой боевой счёт знаменитый советский ас Иван Кожедуб. Во время сорокового боевого вылета 6 июля 1943, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт, бомбардировщик Юнкерс Ю-87. К концу Курской битвы Кожедуб одержал девять воздушных побед, и был награждён Орденом Боевого Красного знамени. На самолёте Ла-5 также летал знаменитый советский лётчик Алексей Маресьев, лишившийся ног и несмотря на это сумевший на протезах вернуться в боевую авиацию.
Ла-5 на почтовой марке, 2011 год
Кроме того, на Курской дуге начал массово использоваться Ла-5ФН, которому противостоял немецкий истребитель . Строго говоря, Ла-5 и FW-190A не раз уже встречались в боях, однако под Курском на них была сделана ставка — истребителям с двигателями воздушного охлаждения предстояло завоевывать господство в воздухе. Бои показали, что, несмотря на все свои многочисленные достоинства, «фоккер» в качестве истребителя воздушного боя уступает «Лавочкину». Советские лётчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190. Осознали это и сами немцы. На Восточном фронте вплоть до 9 мая 1945 года основным истребителем оставался Мессершмитт Bf.109.