Тяжелый танк т-vi «тигр», pz.kpfw. vi «tiger i» ausf н/е (sd.kfz.181)

Тактико-технические характеристики САУ Бруммбар

– Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в рубке в средней- Разработчик: AIkett- Производитель: Deutsche Eisenwerke- Годы производства: 1943—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1943—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 341

– Экипаж: 5 чел.

Вес САУ Бруммбар

– Боевая масса, т: 28,2 т

Габаритные размеры САУ Бруммбар

– Длина корпуса, мм: 5930 мм- Длина с пушкой вперёд, мм: 5930 мм- Ширина, мм: 2880 мм- Высота, мм: 2520 мм- Клиренс, мм: 400 мм

Бронирование САУ Бруммбар

– Тип брони: Стальная катаная и литая,поверхностно закалённая- Лоб корпуса, мм/град.: 50, 70, 100 (в зависимости от типа корпуса)- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 20 / 70°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 80 / 12°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30+30 / 60°- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 50- Борт корпуса (низ), мм/град.: 30- Корма корпуса, мм/град.: 45- Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 10°- Корма корпуса (середина), мм/град.: 45- Корма корпуса (низ), мм/град.: 14,5 / 74°- Днище, мм: 10- Крыша корпуса, мм: 10 / 88°- Лоб рубки, мм/град.: 100 / 38°- Борт рубки, мм/град.: 50 / 15°- Корма рубки, мм/град.: 30 / 0—30°- Крыша рубки, мм/град.: 20 / 83°

Вооружение САУ Бруммбар

– Калибр и марка пушки: StuH 43 L/12 калибра 150 мм- Тип пушки: Гаубица- Длина ствола, калибров: 380 мм- Боекомплект пушки: 38- Углы ВН, град.: −5…+30°- Углы ГН, град.     ±10°- Дальность стрельбы, км: 4,3- Прицелы: Оптический прицел SfI. ZF 1a, панорама RbI.F.36.- Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель САУ Бруммбар

– Тип двигателя: Maybach HL 120 TRM,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения; рабочий объём 11867 куб.см; мощность 265 л.с.(195 кВт) при 2600 об/мин- Мощность двигателя: 265 л.с.

Скорость САУ Бруммбар

– Скорость по шоссе: 40 км/ч- Скорость по пересечённой местности: 40 км/ч- Запас хода по шоссе: 210 км- Запас хода по пересечённой местности: 210 км- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Сблокированная попарно, на листовых рессорах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85

– Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,6 м- Преодолеваемый ров, м: 2,2 м- Преодолеваемый брод, м: 1 м

Разговор с Гитлером

Танк «Белый тигр» (на фото) — не призрак и не выдумка. За данную версию говорит следующий дошедший до нас из официальных документов военного времени факт. В конце 1942 года, незадолго до Сталинградской битвы и капитального поражения, Гитлер имел беседу со своим танковым генералом Гудерианом, в коей обронил, что, дескать, нужно в побежденные города въезжать верхом на белых танках — по аналогии с белыми конями. Бытует мнение, что слова фюрера настолько запали в душу генералу, что он, желая услужить начальству, велел один «Тигр» (призванный, напомним, исключительно побеждать советское войско) выкрасить в снежно-белый цвет.

Такой танк, появившись на поле боя посреди собратьев с привычным цветом брони, действительно мог напугать особо впечатлительных и/или верующих солдат. Ни для кого не секрет, что во время войны ходило множество слухов всевозможного рода; воюющие были уверены в существовании особых духов, фантомов (например, духи умерших в сражении товарищей), помогающих бойцам на поле битвы, отводящим пули и смерть. А если есть дух, помогающий выживать, то, вполне логично, должен существовать и дух, жаждущий убивать — и почему бы этим духом не быть танку необычного окраса, который появляется так редко, этакому «Летучему Голландцу» на земле?..

Другие мифы, связанные со Второй мировой/Великой Отечественной войной

  1. В начале войны ходили слухи о неуязвимости советских «Клима Ворошилова» и Т-34, который разносили в том числе британцы и американцы – писали о том, как русские танки «сеют смерть». А появились эти слухи во многом благодаря самим немцам, которые, потерпев поражение от советских войск, стали говорить о непобедимых чудо-танках, которыми обладают русские. Позже они создали практически копию наших «тридцатьчетверок» – машины под названием «Пантера».
  2. В сорок пятом году из Вроцлава (Польша) немцы вывезли огромный бронепоезд, груженный под завязку золотом и драгоценностями. Этот поезд не доехал до места назначения – Валбжиха, и, вообще, пропал бесследно – никто его не видел. Как и его содержимого. Легенды гласят, что он до сих пор спокойно стоит в одном из туннелей в окрестностях Валбжиха.
  3. То и дело встречаются сообщения о замеченных в небе самолетах времен ВОВ. Так, один такой горящий, подбитый «мессершмитт», пытающийся сесть, нередко можно заметить неподалеку от Волоколамска. Говорят, появляются самолеты-призраки именно над теми местами, над которыми, собственно, и погибли.

  1. Многие бывшие солдаты Великой Отечественной в своих воспоминаниях рассказывали о невесть откуда пришедшей нежданной помощи, пропавшей потом так же неожиданно, как и появилась. То это отряд партизан, то – группа бойцов-солдат. Часто встречаются сообщения о том, что при появлении этих людей (а это всегда происходило в наиболее напряженные, тяжелые моменты) веяло холодом, что давало понять, что все они – неживые.
  2. В семьдесят шестом году две девушки якобы видели приземлившийся самолет со странными звездочками на крыльях, пилот которого был одет не по современной моде.

Первые танки Pz.Kpfw. VI «Тигр».

Желание Гитлера получить неуязвимый и всесокрушающий танк, к дальнейшему увеличению веса машины и на смену VK 3601(H) пришла ее еще более тяжелая модификация VK 4501(H).

Наряду с «Хеншель» и «Крупп», Ф.Порше также получил заказ на проектирование танка своей конструкции VK 4501(Р), неофициальным названием танка было название «Тигр I». Машина должна была быть оснащена «крупповской» башней и двигателем в 400 л.с. Трансмиссия по своей конструкции значительно от таковой в VK 3001(Р) не отличалась и использовала электромоторы и генераторы. Решение спорное для Германии военного времени из-за дефицита меди. Во многом именно из-за электротрансмиссии, предпочтение отдали машине «Хеншель».

Прототип «Хеншель» был готов 17.04.42 г., через два дня обе машины «Хеншель» и «Порше» прибыли на испытания на железнодорожную станцию недалеко от ставки «Волчье Логово». На испытаниях машина от «Хеншель» показала себя немногим менее скоростной, но более маневренной, хотя при этом двигатель постоянно перегревался.

Испытания не смогли выявить явного фаворита. Гитлер после консультаций со Шпеером и секретарем министерства вооружений, приказал провести дополнительные тесты, которые были завершены в мае сорок второго года. По итогам испытаний комиссия выбрала танк от «Хешель».

Заказ «Порше» — всего на 90 танков «Тигр» — служил своего рода подстраховкой, если «Хеншель» не сумеет наладить выпуск более удачной машины в отведенный на это строк. Вскоре оказалось, что на заводе компании «Хеншель» в Касселе все идет без лишних осложнений и Порше принялся переделывать так и не законченные танки «Тигр» в САУ «Элефант» ориентированную на борьбу с танками.

Танк «Тигр» от «Хеншель» получил стандартный индекс вермахта — Pz.Kpfw VI «Тигр» и в июле сорок второго года запущен производство. С августа сорок второго года по май сорок третьего заводские цеха «Хеншель» покинули первые 258 танков «Тигр». До завершения производства в 1944 г. выпустили 1355 танков, при 1376 заказанных. 

Был ли танк «Белый тигр»

Итак, есть такие варианты. Первый: танк «Белый тигр» действительно существовал/существует и на самом деле связан с мистикой. Второй: танк существует, но мистика ни при чем — танк более чем реален, являясь высокотехнологичным роботом. Третий: танк «Белый тигр» — миф, выдумка, призванная запугать советских солдат, заставить их потерять голову. Точных доказательств, стопроцентно свидетельствующих за ту или иную версию, ни одна из них не имеет. Те же сведения, что есть, постараемся изложить и обдумать, а дальше пускай каждый решает для себя сам, «а был ли мальчик», то есть — существовал ли танк «Белый тигр».

Оценка конструкции.

Тяжелый танк «Тигр» являлся одним из наиболее удачных танков Германии выпущенных в течении войны. По своим боевым качествам он вплоть до сорок четвертого года оставался сильнейшим танком своего класса. Появление танка «Тигр» оказало мощное влияние на развитие, как противотанковых средств, так и танков. Как немецких, так и стран антигитлеровской коалиции.

Среди несомненных достоинств этого танка — мощное бронирование и вооружение, качественная оптика, приборы связи и весьма удовлетворительная эргономика. Танк пользовался хорошей репутацией у своих экипажей, но был требователен к уровню их подготовки.

К недостаткам следует отнести, прежде всего, высокую конструктивную сложность и как следствие высокую цену.

  • Танк Pz VI «Тигр» видео
  • Видео танка Pz VI «Tiger Day 2014»
  • Tiger Tank 131 At Bovington

SocButtons v1.5

Советский танк меняет все

До момента появления нового Т-34 такие машины вермахта как Пз-3 и Пз-4 вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем Пз-4, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими матильдами и французскими Чар Б1, немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил Пз-4 буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке «противотанка» для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами — Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже, в 1939 году, к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием Пантера, вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки. Проекты Порше станут VK3001 и VK4501.

Изначально Хеншель и Порше были выбраны для представления своих проектов, ограниченных весом до 35 тонн. Каждая фирма показала свой опытный образец, под названиями VK3001 (H) и VK3001 (P) соответственно («H» для Хеншель и «P» для Порше). Они не прошли отбор, однако продолжили своё развитие, после чего был представлен VK4501 . Он уже был в весовой категории тяжелых танков, имел около 45 тонн и мощную 88 мм зенитную пушку. Это орудие создавалось для борьбы с воздушными целями, однако показало свою исключительную удачность, после чего было переделано и в противотанковое. Фирме Крупп поставили задачу обеспечить поставки главной пушки и монтаж башни.

Повесть о танке

История танка «Белый тигр» изложена в повести (впрочем, некоторые называют данное произведение романом) Ильи Бояшова; она же легла в основу небезызвестного фильма режиссера Карена Шахназарова с одноименным названием. О фильме речь пойдет позже, а книга, рассказывая о приключениях на поле брани «Белого тигра», устами главного героя Ивана Найденова заявляет: это призрак (собственно, и сам-то Найденов не то чтобы очень живой). Автор произведения не пропагандирует своим читателям, какой танк «Белый тигр», он лишь излагает живущую в народе легенду и выражает точку зрения своего персонажа (которого все считают помешанным). Интересно, что иные герои книги Бояшова (например один из командиров Найденова по прозвищу Козья ножка) никак не выражают свое отношение к данной легенде. Ее принимают как данность — вот и все. Миф или реальность танк-призрак «Белый тигр» — в условиях войны разбираться некогда.

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

Восточный фронт

Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

Запад

Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

Конец войны

В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.

Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

Создание «Тигров»

Прежде чем говорить о «Тиграх» белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года — тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма «Хеншель» потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские «тридцатьчетверки», немцы поняли — противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых — «Хеншель», а другая — «Порше», и получили задание на разработку нового мощного орудия — танка весом в сорок пять тонн.

Именно детище «Хеншеля» в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев — оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников — он благоволил к основателю «Порше», но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете «Порше» тоже не остались в обиде — из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни — у «Хеншелей» они явно проигрывали.

Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий «Тигр», ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход «Тигра» получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.

Двигатели Майбах

Первые 250 Тигров были оснащены двигателем Майбах HL 210 P30 мощностью 650 л.с. Следующие образцы получили Майбах HL 230 P45 с мощностью, увеличенной до 700 л.с. Они были спроектированы на базе самолетных двигателей и оказались пригодны для адаптации к средним и тяжелым немецким танкам, нуждающихся в мощных моторах. Майбах HL 230 P45 также использовался на Пантере. Дальность действия составляла около 140 километров по шоссе и всего 45-50 по бездорожью. В немецких докладах говорилось, что Тигр ехал всего два с половиной часа, после чего требовал дозаправку. Из-за этого много машин было потеряно по причине внезапно закончившегося топлива в бою. Их приходилось оставлять и взрывать, чтобы не дать противнику захватить себе.

Из-за огромного потребления топлива мощным Майбахом, передвижение танка к передовым частям своим ходом было очень затруднено, а часто и вовсе невозможно, поэтому приходилось восстанавливать поврежденные железнодорожные пути и транспортировать Тигры таким образом. Маршруты, специально планировали заранее, избегая непроходимые из-за веса мосты, узкие дороги и пересечённую местность. Также Тигры были весьма подвижны и динамичны на поле боя, но вот просто по прямой ехали медленно, отставая от мобильных передовых частей, что часто вынуждало ждать их или вступать в бой без поддержки.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

Свидетельства очевидцев

По имеющейся сейчас информации, среди мемуаров участников тех далеких и страшных событий пятеро человек описывают встречу с таинственным танком. Среди них — и знаменитый партизан Сидор Ковпак, который вспоминал о встрече своих товарищей с танком-призраком «Белый тигр», видевших его летом в той местности, где быть нормального танка не могло — потому как не просто это бездорожье было, но густой лес. Насторожило Ковпака и его товарищей также и то, что танк, замеченный ими, был один — а эти мощные машины, как правило, поодиночке не ходят.

В воспоминаниях другого человека, капитана Василия Анциферова, человека тоже известного многим, также есть эпизод, повествующий о встрече с танком «Белый тигр». Он воевал неподалеку от Радомышля, в один из дней они сражались с немецкими «Тиграми» — уже один обстреляли, как внезапно из ниоткуда появился огромный белый танк, снаряды от брони которого отлетали, будто он был заговоренным. Только то, что наши солдаты разбежались врассыпную, спасло им жизни — белый танк смял, как фантик, брошенную ими машину, после чего удалился — и не куда-нибудь, а на дно болота (этот факт, кстати, поминают в своих произведениях и Бояшов, и Шахназаров — танк-призрак прячется в трясине). Анциферов пишет, что среди солдат ходили слухи о том, что этой белой махиной была машина, сделанная с помощью усовершенствованных технологий, действительно не имеющая экипажа — вместо него танком управлял якобы некий робот, аналог современных компьютеров. Позволяла ли наука и техника немцев в далеких сороковых строить роботов — сказать сложно, но достоверно известно то, что именно в болотистой местности возле Радомышля в недавние времена производились раскопки — люди искали сгинувший там во времена Великой Отечественной войны «Тигр» — и сгинул он якобы как раз в тот период, который описывает в своих воспоминаниях Анциферов.

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяц год
1942 г. 1943 г. 1944 г.
Январь   35 93
Февраль   32 95
Март   41 86
Апрель 1 46 104
Май   50 100
Июнь   60 75
Июль   65 64
Август 8 60 6
Сентябрь 3 85  
Октябрь 11 50  
Ноябрь 25 60  
Декабрь 3 65  
Итого 78 649 623

Тактико-технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, т. 56,9
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 8450
длина корпуса 6316
ширина 3705
высота 3000
клиренс 470
 Высота линии огня, мм.  2195
 Макс. скорость движения, км/ч.  
 по шоссе  40
 по персеченной местности  20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км.  100
 по персеченной местности  60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град.  35
 высота стенки, м. 0,79
глубина брода, м. 1,2
 ширина рва, м.  2,3
Длина опорной  поверхности, мм. 3606
 Удельное давление,кг/см2  1,05
Удельная мощность, л.с/т. 11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

Броня

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

Вечный танк

Помимо легенды о танке «Белый тигр», существует и еще одна легенда о танке — возможно, на истории о «Тигре» и основанная. Она немножко поближе уже к дням сегодняшним — речь идет о периоде Первой чеченской войны. Как и во время Великой Отечественной, как и танк «Белый тигр», в Чечне тоже действовал свой танк-призрак — его прозвали «Вечным». Он тоже появлялся из ниоткуда, тоже был неуязвим для снарядов противника, так же внезапно исчезал. Вот только, в отличие от своего собрата, танка «Белый тигр», «Вечный танк» воевал на нашей стороне — он защищал наших ребят, попавших в беду — возникая всегда именно в тот момент, когда была нужна помощь, которой, казалось, было неоткуда ждать.

Еще одна деталь сближает эти два танка: «Белый тигр» был белым весь, танк чеченской войны имел на башне белую полосу — правда, уже закопченную, что косвенно указывает на тот факт, что танк горел — а значит, является призраком. А вот в другом вопросе эти два танка различаются: модель танка «Белый тигр» — Т-6, модель «Вечного танка» — Т-80. Первый — против нас, второй — за нас. Отличий хватает, но и схожего много: помимо вышесказанного, экипаж «Вечного танка» также никто никогда не видел. Поэтому, конечно, нельзя утверждать стопроцентно, но можно предположить, что одна легенда базируется на другой; и если исходить из версии, что все это — красивые выдумки, то первая была создана с явной целью запугивания, устрашения, а вторая же, наоборот, для придания сил, уверенности, надежды.

Первое использование

Впервые новенькие «Тигры» вышли в бой в сорок втором году — на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным — к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю «развезло») немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.

Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность — позволили нашим войскам захватить один из «Тигров» со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем «Тигры» принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись «Тигры» и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим – 88-миллиметровая пушка), почти четыре — ширина, три — высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге «Тигр» мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе «Тигров» переоборудовались и другие машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector