Военно-морская база перл-харбор
Содержание:
Цели и средства
Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?
И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.
Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.
Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года
При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.
Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.
То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.
Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда
Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.
В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.
Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.
Почему не было пороха?
В известной исторической байке некий монарх — имя варьируется — грозно вопрошает своего военачальника, почему он то ли сдал крепость, то ли просто не поприветствовал его положенным пушечным залпом. И слышит в ответ: «Ваше величество, тому было много причин. Во-первых, у нас не было пороха, во-вторых…» — «Первой причины достаточно, можете не продолжать».
Найденная на японском пикировщике схема расположения целей в Пёрл-Харборе. Никаких объектов инфраструктуры на ней не указано – только корабли
Короткий ответ на вопрос «почему японские пилоты не нанесли удары по инфраструктуре Пёрл-Харбора?» очень похож на эту байку: им просто не ставили такой задачи. В оперативном приказе № 1 по японскому мобильному соединению чёрным по белому написано, что целями являются «вражеский флот и важные аэродромы на острове Оаху».
В приказе № 3 эти цели были расписаны уже подробней: крупные корабли до тяжёлых крейсеров включительно, причём отдельно указывалась приоритетность по кораблям: в первую очередь линкоры. А также авиабазы Хикэм, Уилер, Канеохе и на острове Форд. Единственными элементами инфраструктуры, что упоминались в приказе, были ангары на аэродромах.
Тут можно было бы поставить точку, но мы ведь более любопытны, чем Генрих IV или Наполеон I из байки, и нам, в отличие от них, интересно — а почему «не было пороха»? Почему разрабатывавшие план операции профессионалы из штаба Объединённого флота ВМС Японии не включили в него такие «вкусные» и, казалось бы, очевидные цели, как объекты инфраструктуры базы?
Проще всего заявить, как это и сделали многие авторы, что разработчики — до адмирала Ямамото включительно — были замшелыми идиотами, зацикленными на своих фетишах-корабликах и так и не постигшими известную каждому диванному стратегу сокровенную истину: «тактика — это для дилетантов, а профессионалы должны думать о логистике». Но мы ведь не ищем «понятные широким массам простые, но неправильные ответы на сложные вопросы»?
Торпедой по воротам
Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.
Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».
Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор
Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.
Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.
Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.
Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт
Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.
Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?
В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док
Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.
Общие сведения
Залив Перл-Харбор на острове Оаху расположен в 12 км от Гонолулу. Здесь размещается крупнейшая база ВМС США на Тихом океане. Военно-морская база была создана здесь в 1900 году. В 1908 году был прорыт судоходный канал, в 1919 году вступил в строй сухой док. В конце 1941 года в Перл-Харборе находилось 75 боевых кораблей. 7 декабря 1941 года в 7 часов 50 минут утра база подверглась внезапному нападению японской авиации, уничтожившей в течение двух часов большую часть американского флота (18 крупных кораблей, 200 самолетов). Американцы потеряли 3,4 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, 1,3 тысячи человек ранеными. Это событие стало для США началом их участия во Второй мировой войне. Президент Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года «днем несмываемого позора». Лозунг «Помни Перл-Харбор» стал ведущим в войне американцев против Японии. В современной речи американцев «Перл-Харбор» в переносном смысле стало синонимом неожиданного, вероломного нападения.
Мемориал военного корабля «USS Arizona», посвященный памяти погибших моряков, в 1962 году получил статус национального памятника.
Перл-Харбор 1941
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.
После нападения Япония официально объявила войну США, на следующий день за этими событиями последовала знаменитая речь президента Рузвельта «позор», после которой он подписал официальное объявления войны против Японской империи.
Махмуд, поджигай!
Так что единственным вариантом было бомбить нефтехранилища. А поскольку то, что держит пули, ещё лучше держит осколки, — в зачёт шли только прямые попадания. Лишь они могли вызвать пожары в резервуарах, а при удаче и достаточном калибре — ещё и разрушить их стенки за счёт гидравлического удара.
Ну а теперь самое время вспомнить размеры данных целей.
Это была «верхняя ферма» из 17 резервуаров диаметром 50 метров и ещё две «фермы» с 37 ёмкостями поменьше, диаметром 32-35 метров. Плюс девять танков с бензином диаметром по 11 метров на острове Форд. Итого — если не считать совсем мелочь со смазкой — 63 цели, расположенные на расстояниях как минимум больше своего диаметра друг от друга, а бензиновые танки — ещё более разреженно.
Расположение основных нефтехранилищ ВМБ Пёрл-Харбор
Бомбардиры японских «Накадзима» B5N2, бомбивших с горизонтального полёта американские линкоры в Пёрл-Харборе, добились выдающегося — без шуток — результата. В те три линкора, в которые они целились, попало восемь бомб из 49 сброшенных. Ещё четыре достались стоявшим вплотную соседним кораблям. А ведь речь шла о целях длиной в 185-220 метров и шириной 30 метров!
Чтобы прицельно накрыть гораздо более скромные по габаритам резервуары с топливом, им не хватило бы точности, а для эффективной «ковровой» обработки «ферм» — уже количества. Даже в случае вооружения всех 80-90 «кейтов» одной волны несколькими бомбами калибра 250-60 кило. Так что единственным вариантом были пикировщики — по одному на каждую ёмкость. Хотя это потребовало бы просто ювелирного распределения целей и запредельной координации действий.
Те же нефтехранилища на аэрофотоснимке с другого ракурса
Но даже если бы это удалось организовать, промахи и ошибки были бы неизбежны. Так что после пикировщиков в любом случае пришлось бы задействовать и все «горизонтальные» бомберы, чтобы попытаться накрыть уцелевшие резервуары, разрушить насосные станции, трубопроводы и системы пожаротушения, плюс гарантированно поджечь разлившийся по ячейкам мазут.
Словом, для сколь-нибудь эффективного уничтожения запасов топлива опять потребовались бы как минимум все ударные машины одной из волн. А кстати, сколько там было этих запасов?
Труба пониже, дым пожиже
Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».
Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.
Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»
А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.
Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.
Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.
«Кровь войны»
Причём задача ведь состояла вовсе не в том, чтобы немедленно возместить весь потерянный мазут и солярку, а в том, чтобы обеспечить топливом оперативную деятельность кораблей и подлодок, базировавшихся на Пёрл-Харбор. А это немного другие объёмы. Например, боевая «заправка» авианосцев и старых линкоров составляла порядка 26 тысяч баррелей на корабль. Крейсерам и эсминцам требовалось в среднем по 11 тысяч и 3900 баррелей соответственно.
Итого для полной заправки «с нуля» всех имевшихся тогда в Пёрл-Харборе кораблей «первой линии» плюс пары находившихся рядом авианосцев нужно было порядка 450 тысяч баррелей мазута, то есть три танкера типа «Симаррон». С учётом всей «мелочи», а также переброски с материка остальных кораблей Тихоокеанского флота цифра вырастала до около 600 тысяч баррелей. Много, но тоже вполне «подъёмно» для имевшихся танкеров.
Оказавший в Пёрл-Харборе во время рейда танкер АО-23 «Неошо» (справа) уходит из-под атаки
Словом, потеря запасов топлива в Пёрл-Харборе стала бы, конечно, очень серьёзной проблемой, но проблемой решаемой. И ни о какой длительной потере боеспособности Тихоокеанского флота США речь не шла от слова совсем. Максимум через пару недель он был бы готов — по топливу — плыть хоть на Маршалловы острова, хоть на Филиппины. Сама подготовка к боевому походу, включая переброску кораблей с западного побережья, заняла бы примерно столько же.
А в это время в Пёрл-Харборе лихорадочно латали бы наименее пострадавшие резервуары, плюс форсировали бы ведущееся с конца 1940 года строительство подземного нефтехранилища из двух десятков ёмкостей по 300 тысяч баррелей каждый. В условиях отсутствия острой необходимости его начали вводить в строй лишь осенью 1942 года, но при изменении приоритетов и ставке на поэтапный ввод было вполне реально получить первые резервуары гораздо раньше.
Так что ни о каком «выдавливании» Тихоокеанского флота с Гавайев в перспективе речь тоже не шла.
А пофиг неувязочки!
Первое, что бросается в глаза в предлагаемой нам дилемме «корабли или инфраструктура», — в ней напрочь отсутствует ещё один важный компонент. Самолёты. А ведь на аэродромах острова Оаху в тот момент базировалось 110 только современных истребителей. Плюс ещё полсотни пусть и устаревших, но вполне способных создать проблемы японским бомбардировщикам машин.
127-мм универсальные орудия и 28-мм счетверённые автоматы – основное зенитное вооружение кораблей ВМС США на начало войны
Вторая неувязка состоит в том, что и корабли — это не просто большие железяки, а ещё и плавучие зенитные батареи. На линкорах, крейсерах, эсминцах и танкерах, находившихся в Пёрл-Харборе, только «универсалок» калибра 127-мм имелось 246 единиц. Добавим к этому десятки 76-мм зениток на всякой мелочи, плюс сотни стволов 28-мм зенитных автоматов и 12,7-мм пулемётов. И всё это находилось в считанных сотнях — если не в десятках — метров от той самой инфраструктуры.
Согласитесь, крайне сложно себе представить, что американские зенитчики и лётчики-истребители дружно достали бы ведёрки с попкорном и, усевшись поудобней, наслаждались бы зрелищем японских самолётов, разносящих их родную базу, не предпринимая попыток им помешать.
Так что эта дилемма — «корабли или инфраструктура» — ложна, манипулятивна и имеет весьма слабое сцепление с реальностью. Японцы, будучи в здравом уме, не могли себе позволить атаковать никакую инфраструктуру, не подавив предварительно противовоздушную оборону острова Оаху. То есть не нанеся ударов по кораблям и аэродромам — чем они и занялись в этой самой реальности.
Не только корабли: горящие самолёты и ангары на авиабазе Уилер-филд
Не менее манипулятивен и тезис о том, что японцы «сосредоточились на кораблях». По кораблям в гавани в сумме отработали 162 бомбардировщика, в то время как гораздо больше машин — 105 бомбардировщиков и сотня истребителей — занимались уничтожением самолётов. В результате подавляющее число потерь японцы понесли не от авиации, а от зенитного огня противника.
Большие жестянки
Но на первом месте в рейтинге упущенных японцами шансов находится, конечно же, мазут. Тем более что тут можно ссылаться не на абы кого, а на целого главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера Нимица: «У нас было 4,5 миллиона баррелей топлива, и всё оно было уязвимо для 12,7-мм пуль. Уничтожение японцами этого топлива продлило бы войну на два года».
Самое крупное нефтехранилище Пёрл-Харбора – «Верхняя ферма». 2,55 млн. баррелей в 17 резервуарах по 150 000 баррелей. Хорошо видна обваловка вокруг каждого танка – получившийся «бассейн» вмещал весь мазут, что мог вылиться из повреждённого резервуара
Резервуары для нефтепродуктов, конечно, похожи на огромные консервные банки, но вообще-то они должны выдерживать давление тысяч тонн жидкости. Поэтому их стенки делают вовсе не из жести, а из стали приличной толщины. В данном случае это было от трёх четвертей дюйма в верхней части до полутора в нижней. То есть от 19 до 38 мм. Даже с учётом того, что сталь была не броневой, такой защитой могла похвастаться далеко не вся бронетехника.
Так что адмирал Нимиц был прав лишь отчасти. Крупнокалиберные пули действительно могли пробить эти резервуары. Но не все и не везде — только бронебойные и только в верхней части. Однако на японских самолётах были лишь 7,7-мм пулемёты, которые максимум поцарапали бы там краску, да и 20-мм авиапушки «Зеро» с их низкой начальной скоростью тоже могли пробить лишь верхние пояса и тоже только бронебойными. C нулевым «запреградным действием». Ведь красиво взрывающиеся от обычной пули бензобаки бывают только в плохих боевиках, а в реальности с этим далеко не всегда справляются и специальные боеприпасы.
Даже в случае бензина зажигательная пуля в толще жидкости не даст никакого эффекта — опасность представляет лишь заполненный парáми свободный объём, который в резервуарах для нефтепродуктов отсутствует благодаря специальному изолирующему понтону, плавающему на поверхности жидкости. А ещё этот понтон плюс крыша в сумме создают ещё и эффективную «разнесённую» защиту сверху.
Второе по величине нефтехранилище – «нижняя ферма». 1,33 млн. баррелей в 26 резервуарах по 50 000 и одном на 35 000 баррелей. Также видна обваловка вокруг танков
Словом, те, кто считают, что «достаточно было причесать эти баки из пулемётов» — сильно ошибаются. В чём убедились и японские пилоты, пытавшиеся вести огонь по резервуарам даже не с мазутом или дизтопливом, а с высокооктановым бензином на аэродромах Уилер и на острове Форд. Результаты этих обстрелов — а заодно и «дружественного огня» — ликвидировали путём забивания простых деревянных колышков.
Перл-Харбор и дорога к войне
Нападение на Перл-Харбор было неожиданностью, но Япония и США были на пороге войны в течение многих десятилетий. Соединенные Штаты были особенно недовольны более воинственным отношением Японии к Китаю. Японское правительство считало, что единственный способ решить свои экономические и демографические проблемы в том, чтобы расширить свою территорию за счет соседа и взять на себя его рынок импорта. С этой целью, Япония объявила войну Китаю в 1937 году, американские чиновники отреагировали на эту агрессию с шквалом экономических санкций и эмбарго на торговлю. Они полагали, что без доступа к деньгам и товарам, особенно первой необходимости, таких как нефть, Япония будет иметь серьёзные экономические проблемы. Вместо этого, санкции сделали японцев более решительными и готовыми до конца стоять на своем. После нескольких месяцев переговоров между Токио и Вашингтон, ни одна сторона не сдвинется с места. Казалось, что война была неизбежна. Но никто не верил, что японцы начнут эту войну с нападения на Американской территории. С одной стороны, это было бы ужасно неудобно, Гавайи и Япония находились на расстояние около 4000 миль друг от друга.
С другой стороны, американские чиновники и разведка были уверены, что любая японская атака будет проходить в одной из (относительно) близлежащих европейских колоний в южной части Тихого океана, например, Сингапур или Индокитай. Американские военные лидеры не ожидали нападения так близко к дому, военно-морские объекты в Перл-Харборе были относительно незащищенными. Почти весь Тихоокеанский флот был пришвартован вокруг острова Форд в гавани, и сотни самолетов были вытеснены на соседние аэродромы. Для японцев, Перл-Харбор был легкой целью.
Список приписанных кораблей
Надводные корабли приписанные в настоящие время
7 эсминцев класса Arleigh Burke
- USS Paul Hamilton (DDG-60)
- USS Hopper (DDG-70)
- USS O’Kane (DDG-77)
- USS Chafee (DDG-90)
- USS Chung-Hoon (DDG-93)
- USS Halsey (DDG-97)
- USS Michael Murphy (DDG-112)
3 крейсера класса Ticonderoga
- USS Chosin (CG-65)
- USS Lake Erie (CG-70)
- USS Port Royal (CG-73)
Подводные лодки приписанные в настоящие время
12 подводных лодок класса Los Angeles
- USS Bremerton (SSN-698)
- USS La Jolla (SSN-701)
- USS Houston (SSN-713)
- USS Olympia (SSN-717)
- USS Columbus (SSN-762)
- USS Santa Fe (SSN-763)
- USS USS Charlotte (SSN-766)
- USS Tucson (SSN-770)
- USS Columbia (SSN-771)
- USS Greeneville (SSN-772)
- USS Cheyenne (SSN-773)
- USS Buffalo (SSN-715)
2 подводные лодки класса Virginia
- USS North Carolina (SSN-777)
- USS Texas (SSN-775)
Обострение отношений США и Японии
В XIX веке Америка переживала период собирания территорий на континенте, а Япония — борьбы с колониализмом и сёгунатом. Им было не до внешней экспансии. Но все изменилось в конце XIX века.
На Японских островах новый император Муцухито начал проводить реформы, чтобы вернуть величие стране. Началась милитаризация. Вначале японцы напали на Российскую империю, затем возникла идея вторжения в Китай. Максимальная цель японских политиков: превратить Тихий океан в зону влияния Японии.
Муцухито (император Мэйдзи в 1888 году)
Параллельно с этим США выигрывают у Испании войну и забирают Филиппины. Затем Штаты оккупируют Гавайи и начинают строительство там судостроительных предприятий. Порты Гавайи должны были стать одной из главных военно-морских баз США в Тихом океане.
Первые обвинения в милитаризме и столкновение интересов в Тихом океане начались в 1920-х годах. В 1931 году Япония аннексировала у Китая Маньчжурию, за что была исключена из Лиги Наций. Вскоре многие страны объявили торговые санкции.
Расположение кораблей в бухте Перл-Харбор накануне японского нападения / AdmiralHood / ru.wikipedia.org
В 1937 году на территории Китая было потоплено американское судно “Панай”, а в Нанкине жертвой резни стали, в том числе американцы. США запретили поставку самолетов, промышленного оборудования и специального авиационного топлива, но не остановили продажу нефти. Японцы все равно назвали действия Америки “провокацией”.
В 1941 году США таки запретили продажу своей нефти в Японию. Ближайшие к ним нефтяные запасы лежали в Голландской Ост-Индии, на Малайском архипелаге. План японцев был простой: чтобы США не помешало захвату архипелага, а затем и Филиппин, нужно лишить ее военно-морского флота в Тихом океане. А он, по расчетам японцев, находился на Гавайях, в Перл-Харбор.
Атака японцев на базу США / Dave Seeley / daveseeley.artstation.com
Обстрел базы Перл-Харбор
Приказ готовиться к атаке (Тенкай! ) был отдан в 7:40 лейтенант-командиром Мицуо Футида. Самый известный из трех лозунгов — Тора! Тора! Тора! , означало, что противник был полностью застигнут врасплох. Кроме сброса бомб и торпед на флот США, японцы планировали пуск торпед с подводных лодок.
Самолеты запустили волнами, так, чтобы авиаудары были непрерывными. Первой жертвой стал линкор “Аризона”, на борту которого погибло более тысячи человек. Следующей жертвой стал линкор “Оклахома” и 395 его моряков.
Японцы надеялись, что США начнут выводить свои корабли с бухты, а затопление одного из них заблокирует выход. Штаты быстро разгадали план, поэтому было принято решение не покидать бухту…
Линкор «Аризона» горит после взрыва, вызванного попаданием японской бомбы
Вскоре из других баз США на помощь в Перл-Харбор отправился флот и авиация. К тому моменту японцы закончили две фазы авиаударов. Во время атаки инфраструктура базы в Перл-Харборе пострадала лишь незначительно. Огромные и хорошо заметные цистерны с дизельным топливом, необходимые для дальнейшей работы флота, японцы не уничтожили (хранилось 4,5 миллиона баррелей нефти).
Это произошло потому, что атака на инфраструктуру и запасы топлива должна была быть проведена на третьем этапе атаки. Однако этого не произошло, так как осторожный адмирал Нагумо заявил, что главная цель — нейтрализация Тихоокеанского флота США — достигнута. Это оказалось роковой ошибкой, потому что эффекты 3-й фазы атаки могли вывести из строя порт Перл-Харбор на очень долгое время.
Атака на «Пёрл‑Харбор», кадр из одноименного фильма
Итог
Япония была вынуждена атаковать США, т.к. переговоры, несмотря на старания японских дипломатов, ни к чему не привели, а позволить себе тянуть время она не могла, т.к. ресурсы были весьма и весьма ограничены.
Нападение планировали лучшие специалисты японского флота, были подготовлены высококлассные авиаторы.
Япония ждала того, что американский флот будет уничтожен, а американская нация падёт духом. Если первая задача была хоть и не до конца, но выполнена, то вторая была провалена. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!», а линкор USS Arizona стал для них символом «Дня позора».
Но и сказать, что весь американский, да даже Тихоокеанский флот США пошёл ко дну, неверно. Отсутствие авианосцев в гавани помогло Америке выиграть битву за Мидуэй, которая считается коренным переломом в войне на Тихом океане. После него Япония потеряла возможность вести крупные наступательные действия.
Нагумо проявил осторожность и не нанёс удара по инфраструктуре базы, а ведь даже американцы не отрицают, что это сыграло бы не меньшую, а возможно и большую роль, чем уничтожение флота. Он оставил целыми нефтехранилища, доки.. Успех можно было развить
Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.
Успех можно было развить. Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.