Нападение на пёрл-харбор
Содержание:
- Махмуд, поджигай!
- Нападение на Перл-Харбор — Исторический фон
- В альтернативных СМИ истории
- Примечания
- В фильмах, на телевидении и в видеоиграх
- Почему не было пороха?
- «Перл-Харбор»
- Источники
- Кина не будет — электричество кончилось
- Труба пониже, дым пожиже
- «Все знают»
- Подготовка японской атаки
- Цели и средства
- Большие жестянки
Махмуд, поджигай!
Так что единственным вариантом было бомбить нефтехранилища. А поскольку то, что держит пули, ещё лучше держит осколки, — в зачёт шли только прямые попадания. Лишь они могли вызвать пожары в резервуарах, а при удаче и достаточном калибре — ещё и разрушить их стенки за счёт гидравлического удара.
Ну а теперь самое время вспомнить размеры данных целей.
Это была «верхняя ферма» из 17 резервуаров диаметром 50 метров и ещё две «фермы» с 37 ёмкостями поменьше, диаметром 32-35 метров. Плюс девять танков с бензином диаметром по 11 метров на острове Форд. Итого — если не считать совсем мелочь со смазкой — 63 цели, расположенные на расстояниях как минимум больше своего диаметра друг от друга, а бензиновые танки — ещё более разреженно.
Расположение основных нефтехранилищ ВМБ Пёрл-Харбор
Бомбардиры японских «Накадзима» B5N2, бомбивших с горизонтального полёта американские линкоры в Пёрл-Харборе, добились выдающегося — без шуток — результата. В те три линкора, в которые они целились, попало восемь бомб из 49 сброшенных. Ещё четыре достались стоявшим вплотную соседним кораблям. А ведь речь шла о целях длиной в 185-220 метров и шириной 30 метров!
Чтобы прицельно накрыть гораздо более скромные по габаритам резервуары с топливом, им не хватило бы точности, а для эффективной «ковровой» обработки «ферм» — уже количества. Даже в случае вооружения всех 80-90 «кейтов» одной волны несколькими бомбами калибра 250-60 кило. Так что единственным вариантом были пикировщики — по одному на каждую ёмкость. Хотя это потребовало бы просто ювелирного распределения целей и запредельной координации действий.
Те же нефтехранилища на аэрофотоснимке с другого ракурса
Но даже если бы это удалось организовать, промахи и ошибки были бы неизбежны. Так что после пикировщиков в любом случае пришлось бы задействовать и все «горизонтальные» бомберы, чтобы попытаться накрыть уцелевшие резервуары, разрушить насосные станции, трубопроводы и системы пожаротушения, плюс гарантированно поджечь разлившийся по ячейкам мазут.
Словом, для сколь-нибудь эффективного уничтожения запасов топлива опять потребовались бы как минимум все ударные машины одной из волн. А кстати, сколько там было этих запасов?
Нападение на Перл-Харбор — Исторический фон
Вопрос вступления Соединенных штатов во Вторую Мировую Войну (как и в Первую Мировую) до сих пор является предметом оживленных дискуссий и практически противоположных мнений. Конечно, мир не делится на белое и черное, поэтому разумно придерживаться мнения, что ситуация не была столь неожиданно трагичной, как показано в фильме «Перл-Харбор» Майкла Бэя. Война — это всегда колоссальные и почти наверняка несоразмерные с возможной выгодой расходы. В фильме, во многом через уста президента Франклина Рузвельта (исполняет Джон Войт), вкратце передана концепция так называемого ленд-лиза, а именно поставок необходимых грузов в очаг воюющей Европы и, в частности, в осажденную морской блокадой Британию и, начиная с осени 1941 г, СССР. Естественно рациональней наращивать собственную военную мощь, нарастить объемы многих отраслей производств, но не посылать своих солдат умирать через океан. Но затягивать бесконечно и оставаться в стороне было также опасно, ведь страны ОСИ и их союзники фактически бросили вызов демократическому устрою в мире, чего США позволить никак не могли. Даже пропагандистские фильмы, уже после вступления в войну, (например цикл от Фрэнка Капры) на пальцах объясняли целой нации необходимость защитить свой образ жизни и ценности.
Существуют множество версий, в том числе что Рузвельт, выступающий важным пояснительным звеном в фильме «Перл-Харбор», знал о предстоящем нападении
Конечно, не в конкретных подробностях и времени, но необходимые меры предосторожности были проигнорированы. 32-ой президент США был, вне всяких сомнений, выдающейся личностью, и все же его образ в фильме был приукрашен, хотя бы в контексте реакции на развернувшуюся трагедию
И сцены, где глава государства с ужасом роняет на пол оперативную информацию, придают художественному произведению, коим является фильм «Перл-Харбор», определенной эмоциональности. Такой подход режиссера Майкла Бэя оправдан, ведь сухая выкладка истории часто не способствует интересу широкого круга зрителей. И тот факт, что нападение японских ВВС на базу в Перл-Харборе (Гавайи) стало решающим поводом отодвинуть лобби невмешательства в США и дать президенту необходимые полномочия, не стоит игнорировать. После необдуманного объявления Германией войны штатам, последние получили карт-бланш на участие в послевоенной судьбе Европы, как один из ключевых игроков.
Как и в случае с уступками агрессии Гитлера в 1935-1939 и аннексии европейских территорий, общество в Соединенных штатах до последнего оттягивало перспективу посылать своих мужей, братьев, отцов и сыновей на войну в, казалось бы, далекую Европу. Большая часть правительственных и свободных СМИ активно поддерживали политику невмешательства, и добровольное решение героя Рэйфа (Бен Аффлек) даже у самых близких людей вызвало понятное недоумение. Зачем подвергать свою жизнь риску, когда дома все тихо и спокойно, а главное, безопасно. Впрочем, во многом выбор главного героя кажется рациональным, несмотря на его письма и пропасть между ожиданиями и реальностью. Напоминает первые месяцы Первой Мировой (тогда Великой Войны), когда миллионы простых солдат, будучи далекими от сути войны, уходили на фронт с улыбкой, словно прокладывая путь в страну приключений и романтики.
В альтернативных СМИ истории
- «Последний отсчет» — художественный фильм 1980 года, в котором атомный авианосец USS Nimitz путешествует во времени и прибывает за день до атаки.
- 1993 открытия эпизод OVA серии Konpeki не Kantai не имеет (фактический) IJN адмирал Ямамото отброшено во время с 1943 по 1905 г. Используя свои знания, Япония строит большой флот с 1943 технологией, успешно уничтожает весь Тихоокеанский флот США и земли десантные силы на Гавайях — все в пространстве 7 и 8 декабря 1941 года.
- Уильям Сандерс написал альтернативную историю «Открытый акт Билли Митчелла» в 1998 году. В альтернативной истории Билли Митчеллу удалось избежать военного трибунала 1925 года, завершившего его военную карьеру, и убедил военных вкладывать средства в авианосцы вместо линкоров (поскольку настоящий Митчелл пытался это сделать), не умер в 1936 году и все еще был действующим генералом в 1941 году, правильно угадывая намерения японцев.
- Дни бесчестия — это роман Гарри Тертледова 2004 года,в котором японское нападение на Гавайи представляет собой полномасштабное вторжение. Это заимствовано из концепции, фактически предложенной одним из ключевых планировщиков атаки, командиром Минору Гендой , но отвергнутой старшими офицерами IJN, которые поняли, что это невозможно.
Примечания
Grand Joint Exercise No. 4
Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo, американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».
Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.
Флот США превосходил японский по числу линкоров, в то же время японские линкоры были быстрее американских, что позволяло им выбирать дистанцию боя.
Контр-адмирал, в 1941 году был назначен начальником Морского Генштаба.
Агава Хироюки «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор» (глава 8, п.7).
Дальность полёта G3M – 3690 км, G4M – 4720 км (О. Дорошкевич «Самолёты Японии Второй Мировой войны»). Расстояние от Маршалловых до Гавайских островов немногим более 3900 км.
После проведения больших общефлотских манёвров «Fleet Problem XXI» было принято решение оставить линейный флот на Гавайях, т.е. Пёрл-Харбор стал основной базой Тихоокеанского флота США (А. В. Мандель, В.В. Скопцов «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки
Часть 2»).
На IJN Nagato не было системы кондиционирования воздуха, а разработка плана продолжалась в закрытом помещении очень и очень долго.
Тут стоит обратить внимание и на личность адмирала Нагумо – он был большим знатоком боевого использования торпедного оружия. Будучи капитаном крейсера IJN Takao, он помогал молодым офицерам, его разборы были поучительны и логичны
Но в японском флоте была пагубная черта – назначать командующими флотов по старшинству. Пробелы в специальных областях должны были восполняться знаниями и опытом офицеров штаба. Однако часто это приводило к тому, что планы операций, разработанные штабом, часто принимались командующими без подробного анализа
И Нагумо, оказавшись «не в своей тарелке», очень часто доверял разработку планов Минору Гэнде, а когда и принимал обсуждение плана предстоящей операции, всегда выступал за осторожность и проявлял нерешительность.
М. Футида, М
Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».
К сожалению, источники несколько расходятся в этом вопросе. Так, Самуэль Элиот Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942» ни слова не сказал про участие лёгкого крейсера в операции. В книге Мицуо Футиды «Сражение у атолла Мидуэй» упоминается участие корабля этого типа, а Шерман уточняет – это был лёгкий крейсер IJN Abukuma. Есть ещё один источник, который подтверждает участие крейсера IJN Abukuma: С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин «Все крейсера Второй Мировой», в котором говорится, что он был флагманом 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. Вероятно, Морисон, в попытке привести как можно более точные цифры, упустил из виду не столь маленький корабль, что же, неприятно, но не критично.
Это соединение оставило Токийский залив около 1 декабря и 7-го ночью прибыло в район острова Мидуэй, каким путем — неизвестно.
М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».
Самуэль Элиот Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
А. Больных «Авианосцы».
Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель USS Arizona).
Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
В фильмах, на телевидении и в видеоиграх
Фотография с USS Missouri , глядя на мемориал USS Arizona.
Выживший в Перл-Харборе Билл Джонсон читает список имен, внесенный в Мемориал авианосца Аризона.
Вспомните Перл-Харбор (1942) A Republic Pictures B-фильм с Доном «Рэдом» Барри в главной роли, один из первых фильмов, откликнувшихся на события.
«Воздушные силы» , пропагандистский фильм1943года, изображающий судьбу экипажа « Мэри-Энн» , одного из бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость », который влетел в Хикэм-Филд во время атаки.
7 декабря. Фильм , снятый Джоном Фордом для ВМС США в 1943 году, представляет собой фильм, воссоздающий атаки японских войск. Кадры из этого голливудского развлечения были ошибочно использованы как «настоящие кадры нападения», сначала в двух различных документальных фильмах, выпущенных в 1991 году в ознаменование 50-летия нападения, а затем снова в телевизионной сети CNN во время развлекательного информационного сообщения в 2001 году.
Отсюда и в вечность (1953), экранизация романа Джеймса Джонса, действие которой происходит на Гавайях накануне нападения.
В фильме «Путь вреда» (1965) режиссер Отто Премингер адаптировалроман Джеймса Бассетта , который открывается 6 декабря 1941 года на Гавайях, и изображает нападение с точки зрения людей корабля, способного покинуть гавань. .
Буря над Тихим океаном , также известная как Hawai Middouei daikaikusen: Taiheiyo no arashi (Hawaii-Midway Battle of the Sea and Sky: Storm in the Pacific Ocean) и I Bombed Pearl Harbor (1961), спродюсированные японской студией Toho Company и в главных ролях Тоширо Мифуне рассказывает историю японских летчиков, участвовавших в рейде на Перл-Харбор и битве за Мидуэй. Отредактированная версия, дублированная на английский как I Bombed Pearl Harbor, была выпущена в США в 1961 году.
Туннель во времени , сериал; Сезон 1, Эпизод 4: День, когда небо упало (1966). По сюжету Тони пытается спасти жизнь отца, но терпит неудачу.
Тора! Тора! Тора! (1970), совместное производство Японии и США о нападении «дотошно» в своем подходе к анализу ситуации, приведшей к бомбардировке
Он изображает японскую атаку на Перл-Харбор как с американской, так и с японской точек зрения, с тщательным вниманием к историческим фактам, включая использование США криптоанализа Magic .
Жемчужина (1978), телевизионный мини-сериал , написанный Стирлингом Силлифантом , о событиях, приведших к нападению.
Сериал » Уолтонс» ; Сезон 7, серия 10: Day Of Infamy , вышедшая в эфир в 37-ю годовщину бомбардировки 7 декабря 1978 года.
Путешественники! Телевизионный сериал; «Скрытая атака», сезон 1, серия 14, дата выхода в эфир — 13 февраля 1983 года. Путешественники во времени прибывают в Перл-Харбор 7 декабря и спасают жизнь генерала Дугласа Макартура (который в то время находился на Филиппинах; в рассказе есть он присутствовал на «сверхсекретной встрече» в Перл-Харборе).
Роман американского писателя Германа Вука «Ветры войны» был написан между 1963 и 1971 годами
Роман заканчивается в декабре 1941 года после нападения. Телевизионный мини-сериал, основанный на книге, был спродюсирован Дэном Кертисом и вышел в эфир в 1984 году. В нем снимались Роберт Митчем и Али МакГроу , а Ральф Беллами сыгралпрезидента Рузвельта.
Перл-Харбор (2001), история любви, действие которой происходит в преддверии нападения и его последствий.
Атака на Перл-Харбор (2007), имитатор полета, основанный на Атаке на Перл-Харборе и последующих битвах за остров Уэйк , Мидуэй и Коралловое море . Игра была переиздана в 2010 году под названием Pearl Harbor Trilogy — 1941: Red Sun Rising .
Enemy Within (2019) изображает инцидент в Нихау .
На полпути (2019) Атака на Перл-Харбор занимает видное место в первом акте фильма. Большая часть последовательности атаки видна с точки зрения людей на палубе USS Arizona, когда он взрывается и тонет во время атаки.
Почему не было пороха?
В известной исторической байке некий монарх — имя варьируется — грозно вопрошает своего военачальника, почему он то ли сдал крепость, то ли просто не поприветствовал его положенным пушечным залпом. И слышит в ответ: «Ваше величество, тому было много причин. Во-первых, у нас не было пороха, во-вторых…» — «Первой причины достаточно, можете не продолжать».
Найденная на японском пикировщике схема расположения целей в Пёрл-Харборе. Никаких объектов инфраструктуры на ней не указано – только корабли
Короткий ответ на вопрос «почему японские пилоты не нанесли удары по инфраструктуре Пёрл-Харбора?» очень похож на эту байку: им просто не ставили такой задачи. В оперативном приказе № 1 по японскому мобильному соединению чёрным по белому написано, что целями являются «вражеский флот и важные аэродромы на острове Оаху».
В приказе № 3 эти цели были расписаны уже подробней: крупные корабли до тяжёлых крейсеров включительно, причём отдельно указывалась приоритетность по кораблям: в первую очередь линкоры. А также авиабазы Хикэм, Уилер, Канеохе и на острове Форд. Единственными элементами инфраструктуры, что упоминались в приказе, были ангары на аэродромах.
Тут можно было бы поставить точку, но мы ведь более любопытны, чем Генрих IV или Наполеон I из байки, и нам, в отличие от них, интересно — а почему «не было пороха»? Почему разрабатывавшие план операции профессионалы из штаба Объединённого флота ВМС Японии не включили в него такие «вкусные» и, казалось бы, очевидные цели, как объекты инфраструктуры базы?
Проще всего заявить, как это и сделали многие авторы, что разработчики — до адмирала Ямамото включительно — были замшелыми идиотами, зацикленными на своих фетишах-корабликах и так и не постигшими известную каждому диванному стратегу сокровенную истину: «тактика — это для дилетантов, а профессионалы должны думать о логистике». Но мы ведь не ищем «понятные широким массам простые, но неправильные ответы на сложные вопросы»?
«Перл-Харбор»
Фильм о событиях в Перл-Харборе режиссера Майкла Бэя в жанре военной мелодрамы вышел на экраны в 2001 году. В центре сюжета – любовный треугольник главных персонажей и события, предшествующие атаке военных сил Японской империи на американскую базу Перл-Харбор. Жизнь друзей-пилотов, Рэйфа и Дэнни, разрушают внезапно разворачивающиеся военные события. Полагая, что Рэйф погиб в сражении, Дэнни сближается с его возлюбленной, медсестрой Эвелин. Вскоре их отправляют на службу в Перл-Харбор.
Однако неожиданно Рэйф возвращается, и приятелям предстоит выяснить отношения, параллельно спасая свои жизни во время новых атак и сражений. Роли главных персонажей в ленте про Перл-Харбор исполнили: Бен Аффлек (лейтенант (позже капитан) Рэйф Маккоули), Джош Хартнетт (лейтенант (позже капитан) Дэниел Уокер), Уильям Ли Скотт (лейтенант Билли Томпсон), Майкл Шеннон (лейтенант Гуз Вуд), Скотт Уилсон (генерал Джордж Маршалл), медсестра Эвелин (Кейт Бекинсейл) и другие актеры.
Источники
Литература:
- Б.Б. Шофилд: «Битва за Средиземное море. Взгляд победителей».
- Агава Хироюки: «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор».
- О. Дорошкевич: «Самолёты Японии Второй Мировой войны».
- А. В. Мандель, В.В. Скопцов: «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки. Часть 2».
- М. Футида, М. Окумия: «Сражение у атолла Мидуэй».
- С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин: «Все крейсера Второй Мировой».
- С.Э. Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».
- Ф. Шерман: «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою».
- А. Больных «Авианосцы».
- Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».
- «Война в воздухе №44: «Пёрл-Харбор: Япония наносит удар».
Документальные фильмы:
- Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель «Аризоны»).
Иллюстрации:
- www.navsource.org
- www.waralbum.ru
Кина не будет — электричество кончилось
Одним ударом надолго оставить базу без электроэнергии выглядит крайне заманчивой идеей. Но в реальности, как это часто бывает, всё несколько сложней. Во-первых, большинство важных объектов на такой случай имели резервные дизель-генераторы, а корабли способны обеспечивать себя электричеством просто по определению.
Первая электростанция ВМБ Пёрл-Харбор, 1913 года постройки и мощностью 20 МВт
В-третьих, у американцев имелись ещё и тузы в рукаве — четыре линкора с турбоэлектрическими энергетическими установками. Фактически четыре плавучие электростанции мощностью по 25 мегаватт каждая. Так что в крайнем случае они могли бы провернуть тот же трюк, что и с авианосцем «Лексингтон», который как-то в течение месяца снабжал электричеством стотысячный город Такома.
Авианосец CV-2 «Лексингтон» работает электростанцией мощностью 35,2 МВт. Такома, декабрь 1929 года
И четыре корабля — это лишь то, что находилось прямо в гавани на момент атаки. А вне её имелось ещё три линкора и пара авианосцев с такими же возможностями. В общем, надолго оставить Пёрл-Харбор совсем «без света» было совершенно нереализуемой задачей.
Труба пониже, дым пожиже
Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».
Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.
Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»
А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.
Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.
Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.
«Все знают»
Ценные соображения о том, что седьмого декабря 1941 года японцы в Пёрл-Харборе бомбили совсем не то, что нужно, с удручающим постоянством всплывают в любом обсуждении, посвящённом этой теме. Причём их авторов сложно в чём-то винить — они ведь не сами это придумали, а почерпнули из многочисленных статей и книг, в том числе написанных и вполне авторитетными людьми.
С. Э. Морисон «Восходящее солнце на Тихом океане»
Г. У. Прандж «На рассвете, когда мы спали»
Одним из первых, кто двинул этот тезис в массы, был американский историк Самуэль Морисон. В вышедшем ещё в 1948 году третьем томе монументальной 15-томной работы «Военно-морские операции США во Второй мировой войне» он написал: «Во всей истории войн нет другой операции, которая оказалась бы столь фатальной для агрессора. При ударе по Пёрл-Харбору японцы ошибочно сосредоточились на кораблях, а не на береговых сооружениях и нефтехранилищах».
Ему вторил и небезызвестный певец «стратегии непрямых действий» Бэзил Лиддел Гарт, а Гордон Прандж в своём классическом исследовании о Пёрл-Харборе высказался ещё более цветисто: «Не воспользовавшись шоком, замешательством и смятением на Оаху, не превратив в пыль базу Пёрл-Харбор, не уничтожив имевшиеся там громадные запасы топлива, Япония совершила первую и, вероятно, самую большую стратегическую ошибку во всей войне на Тихом океане».
Затем всё это перекочевало в популярную литературу, документальные фильмы и прочее. Словом, превратилось практически в аксиому — в нечто такое, что «все знают» и, следовательно, совершенно бездумно повторяют. Но попробуем подойти к данному тезису более критично.
Подготовка японской атаки
Проведение операции доверили Исороку Ямамото, одному из лучших военных страны, и выпускнику Гарвардского университету США (к слову). Ямамото отбросил план обычного авиаудара с использованием камикадзе. Это должна была быть полномасштабная операция с использованием лучших пилотов, авианосцев, кораблей и подводных лодок.
В основе плана Ямамото было наступление японцев на русский флот в 1904 году. Главные принципы — неожиданно и молниеносно. Решить проблему недоступности некоторых линкоров торпедами было принято путем преобразования 406-мм морских снарядов в бомбы массой около тонны. Уже с лета 1941 года японские асы начали учения в бухте Кагосима, имитируя нападение на Перл-Харбор.
После долгого анализа командование решило, что флот направится к Гавайям в северной части Тихого океана, куда редко ходили из-за преобладающих погодных условий, препятствующих взлету самолета. Когда утром 7 декабря радары Перл-Харбор заметили большое количество самолетов с севера, они подумали, что это свои учения без предупреждения и не стали бить тревогу.
Кстати, а насколько идея атаки на Перл-Харбор была неожиданностью для США и ее президента Рузвельта? В октябре 1941 Зорге сообщал в Москву о планах Японии, а спустя месяц немецкий предприниматель в Китае Ганс Томсен передал такую же информацию своим американским коллегам.
Ранее сами американцы вскрыли шифры японцев, где говорилось только о планах на Голландскую Ост-Индию и ничего про Гавайи. Возможно неправильная оценка информации, возможно — недооценка противника привели к тому, что американцы были недостаточно подготовлены к авиаударам.
Атака японцев на Перл-Харбор
Цели и средства
Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?
И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.
Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.
Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года
При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.
Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.
То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.
Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда
Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.
В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.
Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.
Большие жестянки
Но на первом месте в рейтинге упущенных японцами шансов находится, конечно же, мазут. Тем более что тут можно ссылаться не на абы кого, а на целого главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера Нимица: «У нас было 4,5 миллиона баррелей топлива, и всё оно было уязвимо для 12,7-мм пуль. Уничтожение японцами этого топлива продлило бы войну на два года».
Самое крупное нефтехранилище Пёрл-Харбора – «Верхняя ферма». 2,55 млн. баррелей в 17 резервуарах по 150 000 баррелей. Хорошо видна обваловка вокруг каждого танка – получившийся «бассейн» вмещал весь мазут, что мог вылиться из повреждённого резервуара
Резервуары для нефтепродуктов, конечно, похожи на огромные консервные банки, но вообще-то они должны выдерживать давление тысяч тонн жидкости. Поэтому их стенки делают вовсе не из жести, а из стали приличной толщины. В данном случае это было от трёх четвертей дюйма в верхней части до полутора в нижней. То есть от 19 до 38 мм. Даже с учётом того, что сталь была не броневой, такой защитой могла похвастаться далеко не вся бронетехника.
Так что адмирал Нимиц был прав лишь отчасти. Крупнокалиберные пули действительно могли пробить эти резервуары. Но не все и не везде — только бронебойные и только в верхней части. Однако на японских самолётах были лишь 7,7-мм пулемёты, которые максимум поцарапали бы там краску, да и 20-мм авиапушки «Зеро» с их низкой начальной скоростью тоже могли пробить лишь верхние пояса и тоже только бронебойными. C нулевым «запреградным действием». Ведь красиво взрывающиеся от обычной пули бензобаки бывают только в плохих боевиках, а в реальности с этим далеко не всегда справляются и специальные боеприпасы.
Даже в случае бензина зажигательная пуля в толще жидкости не даст никакого эффекта — опасность представляет лишь заполненный парáми свободный объём, который в резервуарах для нефтепродуктов отсутствует благодаря специальному изолирующему понтону, плавающему на поверхности жидкости. А ещё этот понтон плюс крыша в сумме создают ещё и эффективную «разнесённую» защиту сверху.
Второе по величине нефтехранилище – «нижняя ферма». 1,33 млн. баррелей в 26 резервуарах по 50 000 и одном на 35 000 баррелей. Также видна обваловка вокруг танков
Словом, те, кто считают, что «достаточно было причесать эти баки из пулемётов» — сильно ошибаются. В чём убедились и японские пилоты, пытавшиеся вести огонь по резервуарам даже не с мазутом или дизтопливом, а с высокооктановым бензином на аэродромах Уилер и на острове Форд. Результаты этих обстрелов — а заодно и «дружественного огня» — ликвидировали путём забивания простых деревянных колышков.