Семейство бтр-60/70/80 в боевых действиях

Модификации

Мемориал Великой Отечественной войны на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде

БТР-70 в Музее военной техники «Боевая слава Урала», г. Верхняя Пышма.

БТР-70М 54-й гвардейской ракетной дивизии на финальном этапе конкурса РВСН «Стратегическое многоборье».

  • БТР-70КШМ — командно-штабная машина
  • БТР-70МС — машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.
  • БТР-70М — модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.
  • ТАВ-77 — румынская модификация БТР-70
  • БТР-70М — украинская модификация БТР-70. Модернизация проводилась Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А. А. Морозова в рамках государственного оборонного заказа для оснащения миротворческих подразделений вооружённых сил Украины. Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки — по типу БТР-80. Выпущено около двадцати.
  • БТР-70 «Гром» — украинская модернизация БТР-70, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и боевой модуль «Гром» (1×30-мм автоматическая пушка, 1×7,62-мм пулемёт, 1×30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» с боезапасом в 4 ПТУР) вместо штатной башни. Боковые люки — по типу БТР-80. Выпущен один опытный.
  • БТР-70 КБА-2 — украинская модернизация БТР-70, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и 30-мм пушка КБА-2 вместо пулемета КПВТ. Боковые люки — по типу БТР-80. Выпущен один.
  • БТР-70Т — украинская модернизация БТР-70. Установлены новые боковые люки десанта, как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л. с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами. Выпущено пять.
  • БТР-70ДИ (БТР-7) — украинская модернизация БТР-70, производимая Николаевским бронетанковым ремонтным заводом. На машине установлены: комплекс активной защиты «Заслон», телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT «Iveco» Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км. Выпущено 13 и 2 КШМ на его базе
  • БТР-70М-А1 — белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л. с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.
  • БТР-70МБ1 — белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод». Установлены боковые десантные люки, водомётный движитель, сиденья и элементы трансмиссии от БТР-80, дизельный двигатель мощностью 260 л. с., радиостанция Р-173М
  • Кобра-К — модификация, разработанная в 2001—2002 годах белорусскими 140-м ремонтным заводом и ОАО «Пеленг», и словацкими фирмами «Метапол» и «ZTS Dubnica». Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотрена замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403 мощностью 260 л. с. Экипаж состоит из 3 человек и 8 пехотинцев в десантном отделении.
  • БТР-70М — азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование.
  • БТР-70МД — казахстанская модификация БТР-70 с 2 дизелями Д-235.9Е2 (2 × 135 л. с.), установлен тепловизор ATS-10 турецкой компании «Аселсан»

Сохранившиеся экземпляры

До настоящего времени сохранился только один полностью аутентичный танк КВ-1с, ещё два сохранившихся танка являются опытным и переходным от КВ-1 вариантами «скоростной» модификации.

  • В 2006 году в г. Кировск (Ленинградская область) был установлен поднятый со дна болота и отреставрированный по корпусу (но практически без траков правой гусеницы) танк КВ-1с.
  • В музее под открытым небом на Поклонной горе (Москва) экспонируется танк с подписью «КВ-1С»
  • Ещё один мемориальный танк КВ в пос. Парфино Новгородской области, выпущенный в 1942 году, представляет собой переходный вариант от КВ-1 к КВ-1с: от первого использован бронекорпус, а от последнего — башня и ряд элементов ходовой части.
  • Опытный танк КВ-1с (он же «Объект 238» или КВ-85Г), у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие, экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Фото БТР-80

Внутри БТР-80

Рабочее место водителя

КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова)

Оптический прицел для наводки КПВТ

Десантное отделение, для шести экипированных десантников. Надо сказать, что особенно там не развернёшся. Сразу за сидением находится силовое отделение. Там располагаются: двигатель, водомётный двигатель, водооткачивающий насос, фильтрвентеляционная установка, топливные баки и генератор.

Боевое отделение, кресло наводчика КПВТ

Радиостанция

Амбразура с шаровой опорой для ведения стрельбы из автомата

Прицел 1ПЗ-7 на БТР-80

Похожее

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина

АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

СПМ — специальная гусеничная пожарная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина

КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки

«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии

РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Боевое применение

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка новой, более мощной пушкой калибра 85-мм. Но дальше экспериментов в 1942 году дело не пошло, так как установка 85-мм орудия потребовала бы более серьезной переработки конструкции башни, чем предполагали в начале, а в перспективе обещало некоторое сокращение объема выпуска КВ-1с зимой 1942—1943 годов: быстро развернуть выпуск новых танковых пушек калибра 85-мм не представлялось возможным.

После появления в германской армии тяжёлых танков Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Осенью 1943 года было выпущено некоторое количество КВ-85 (разработанный на базе КВ-1с танк с 85-мм пушкой), но затем производство КВ было свёрнуто в пользу ИС-1.

Небольшое количество КВ-1с продолжало использоваться и в 1945 году; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, участвовавшая в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.

На 1 января 1944 в РККА числились 1067 КВ всех типов, из них 555 на фронтах. Безвозвратные потери за 1944 год составили:

Отчет БТ и МВ КА за 1944 год (ЦАМО РФ)
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Всего
81 49 49 33 36 82 10 16 16 35 8 6 421

На 1 января 1945 в РККА числился 581 танк, из них 180 на фронтах.

История развития [ править ]

Оригинальный прототип ГАЗ-50 .

В 1971 году Советские Вооруженные Силы начали изучение возможности модернизации БТР-60ПБ, чтобы сделать машину более совместимой с БМП-1 с точки зрения тактической подготовки. В результате был разработан прототип БТР-60ПБ, по сути преобразованный в колесную боевую машину пехоты, получившую обозначение Obiekt 50 или ГАЗ-50 . Несмотря на сохранение оригинального шасси БТР-60ПБ, ГАЗ-50 включал в себя несколько элементов конструкции БМП, в том числе аналогичное расположение сидений в пассажирском салоне. Пересмотренная внутренняя компоновка уменьшила количество пассажиров до девяти. Также предусмотрены новые люки для окорки в нижней части корпуса, между второй и третьей колесными станциями. Другие модификации включали немного более толстый корпус, увеличенную удельную мощность и дополнительные отверстия для стрельбы. Другой особенностью, сохраненной от БТР-60, была двухмоторная компоновка, хотя в ГАЗ-50 крутящий момент, создаваемый правым двигателем, приводил в действие первую и третью колесные станции, а левый двигатель приводил в действие вторую и четвертую. Это изменение должно было позволить транспортному средству продолжать движение даже в случае отказа одного двигателя. Прототип был вооружен башней, напоминающей башню БМП-1, с той же 73-мм гладкоствольной пушкой 2А28 Гром .

Были некоторые споры относительно жизнеспособности ГАЗ-50 в его предполагаемой роли; Например, прогнозируемые затраты на производство были высокими из-за установки башни и вооружения БМП-1. Кроме того, хотя прототип позволял моторизованным подразделениям имитировать тактику советской мотопехоты, он просто не предлагал такой же защиты, мобильности и огневой мощи, как БМП. Таким образом, большая часть средств, выделенных на программу, была направлена ​​на производство большего количества БМП, а также на обеспечение их более широкого применения за пределами советских танковых дивизий. Был построен второй прототип ГАЗ-50, получивший обозначение Obiekt 60.установка 14,5-мм пулемета точно в ту же башню, что и у БТР-60; это было принято как универсальная замена БТР-60ПБ в мотострелковых полках. На советской службе новые БТР получили обозначение БТР-70 .

По сравнению с более ранними БТР-60ПБ было произведено относительно небольшое количество БТР-70. Конструкция все еще считалась страдающей некоторыми из тех же недостатков, таких как два легковоспламеняющихся бензиновых двигателя и плохие средства входа и выхода. Эти недостатки стали особенно очевидны, когда машина проходила боевые испытания во время советско-афганской войны . В результате в 1984 году Советская Армия получила новый колесный бронетранспортер БТР-80 , оснащенный одним дизельным двигателем мощностью 260 лошадиных сил и более простой трансмиссией. Производство БТР-70 было прекращено в том же году.

Советский Союз экспортировал БТР-70 только в четыре других государства: Афганистан , ГДР (Восточная Германия), Венгрию и Румынию , которые также приобрели лицензию на производство этой конструкции на местном уровне. Однако с тех пор многие из них были унаследованы армиями различных постсоветских республик или реэкспортированы.

История создания

Необходимость создания нового бронетранспортера возникла в конце 60-х годов прошлого столетия. Перед этим на вооружение поступили новые БМП-1. Ими планировалось заменить устаревшие БТР-60. Однако без нового бронетранспортера не удалось обойтись. Даже модернизация старого варианта путем монтирования на него башни от бронемашины пехоты не дала желаемых результатов.

После ряда усовершенствований ГАЗ представил БТР-70. В 1971 году его поставили в армейские части. С 1976 года началось его серийное производство.
С 1981 года встал вопрос об изменении места производства. Техническая база была перенесена в Арзамас на завод автозапчастей. 

Производство

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) в мае — июле 1942 года в связи с жалобами командиров Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) на низкую подвижность и надёжность исходного варианта тяжёлого танка КВ-1. С целью снижения общей массы танка были несколько уменьшены его габариты и ослаблено бортовое бронирование. В результате этих мер возросли средняя и максимальная скорости движения танка, вместе с введением новой коробки передач удалось несколько повысить общую надёжность машины при её эксплуатации в войсках. По сравнению с КВ-1 вооружение осталось прежним, но эффективность его использования возросла — место командира танка стало оснащаться наблюдательной башенкой, что улучшило обзор поля боя.

Производство танков КВ-1с и КВ-8с на ЧКЗ (по данным Военной приемки)
Год Модель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1942 КВ-1с 2* 34 174 166** 125*** 125 626
КВ-8с 6 9 10**** 25*****
Всего 2* 34 180 175 135 125 651
1943 КВ-1с 92 72 52 50 75 30 52 39 462
КВ-8с 7 3 10
Всего 99 75 52 50 75 30 52 39 472
Итого 1123

*По отчетным документам проходили как КВ-1, но фактически это были опытные КВ-1с, сданные к 27 июля и имевшие серийные номера 15001 и 15002.

**65 из них имели корпуса КВ-1.

***5 из них имели корпуса КВ-1.

****7 из них имели корпуса КВ-8.

*****все 25 танков имели башни КВ-8.

Всего выпустили 1086 КВ-1с и 35 КВ-8с.

СОВЕТЫ МОДЕЛИСТУ

Корпус БТР-70 полностью закрытый, с
гладким днищем, изготовлен из катаных броневых
листов, снабжен фильтровентиляционной
установкой (ФВУ). Он является основанием, на
котором крепятся все агрегаты и механизмы
машины. На верхнем лобовом листе расположены два
смотровых люка, закрываемые стеклами с
резиновыми уплотнителями, а в боевом положении —
броневыми крышками. Для очистки стекол от грязи и
воды установлены стеклоочистители.

В стыке верхнего лобового листа в
крышей корпуса вварены 6 гнезд для приборов
наблюдения командира машинь) и водителя. Еще по
одному гнезду вварено на скуловых частях бортов
корпуса. На среднем листе носовой части корпуса
размещены люки для доступа к лебедке, к главным
тормозным цилиндрам и к главным цилиндрам
приводов сцеплений. Справа и слева на стыке
боковых листов носовой части корпуса вварены
опоры волноотражательного щита. На нижнем
лобовом листе приварены два буксирных крюка и
расположен люк для выдачи троса лебедки. Люк
имеет крышку, открывающуюся вниз.

В передней части крыши корпуса над
отделением управления расположены посадочные
люки командира и водителя. В средней ее части над
десантным отделением размещены два люка для
входа и выхода десанта и два гнезда для приборов
наблюдения.

Крыша корпуса состоит из двух листов,
крепящихся болтами. В листах имеются люки для
входа и выхода воздуха системы охлаждения, лючки
заправки радиаторов и топливных баков. В конце
кормового листа по оси машины приварена
буксирная скоба для буксировки на плаву. По обе
стороны от скобы установлены фонари
стоп-сигналов.

На левом верхнем бортовом листе
корпуса размещены три лючка для стрельбы из
личного оружия десанта, три поручня, колпак и люк
доступа и ФВУ, а также выходной патрубок
водооткачивающего насоса. На правом верхнем
бортовом листе — четыре лючка для стрельбы и два
поручня. В задней части бортовых листов
размещены глушители. На скуловых частях бортов
приварены ограждения фар и установлены два
подфарника, две фары со светомаскировочными
насадками и фара-осветитель ночного прибора
водителя (только слева).

Подвеска всех колес независимая,
торсионная на поперечных рычагах, в бортовых
нишах корпуса.

Шины пневматические с регулируемым
давлением, с направленным рисунком протектора,
размером 13,00—18, «Елочка» протектора в передней
части шины направлена вниз.

Снаружи на корпусе бронетранспортера
размещены буксирный трос и блок, шанцевый
инструмент и канистры с запасом топлива.
Буксирный трос зацеплен за левый передний крюк и
уложен вдоль левого борта на полке. Буксирный
блок укладывается на крыше корпуса перед кожухом
выхлопных труб между заправочными лючками
системы охлаждения. На левом борту корпуса под
глушителем закреплена лопата, под правым
глушителем — двуручная пила. На левом борту
между люком ФВУ и глушителем находится одна
канистра, на правом борту перед глушителем — три.

Модель бронетранспортера
окрашивается в защитный цвет. На бортах корпуса
белой краской наносятся белые трехзначные
номера и опознавательные знаки. Буксирный трос и
пила красятся «под металл», стволы пулеметов
черные матовые — под воронение. Задние фонари со
стеклами красного цвета, передние подфарники —
белые. Фара-осветитель водительского ночного
прибора имеет черный светофильтр. Осветитель
командирского прибора закрыт щитком защитного
цвета.

Вооружение бронетранспортера БТР-70

Машина для активной поддержки пехотных частей и мотострелков оснащена двумя пулеметами. Кроме того, пулеметчики ведут огонь из боковых люков.
В передней части бронемашины находится крупнокалиберный 14,5-мм пулемет Владимирова (КПВТ) с боекомплектом 500 выстрелов, способный вести прицельный огонь на расстоянии 2 км.

В вращающейся на 360 ° башне установлен 7,62-мм пулемет Калашникова (ПКТ) с боекомплектом 2000 патронов с поражающей способностью 1,5 км.

Для ведения прицельного огня и наблюдения за обстановкой на поле боя в бронемашине установлены специальные комплекты приборов наблюдения дневного и ночного видения. Стрелки используют люки и специальное оборудование для наблюдения за противником.

Прием приказов от командования, согласование боевой обстановки осуществляет командир. Справа от его сиденья — радиостанция Р-123 ТМ. Стрелки и пулеметчики ведут переговоры по трем переговорным устройствам радиостанции Р-124.

Описание конструкции


2 вида и рисунок БТР-70


Размещение экипажа и десанта внутри защищённого пространства: 1 — командир, 2 — водитель, 3 — пулемётчик, 4 — стрелки БТР-70 представляет собой плавающую боевую бронированную колёсную машину и предназначен для транспортирования и огневой поддержки мотострелковых подразделений.

Броневой корпус и башня

Корпус бронетранспортёра полностью герметичен, состоит из трёх отделений, сделан из стальных броневых листов и является несущей конструкцией, на которой установлены все агрегаты и механизмы машины.

Силовое отделение

В корме корпуса расположено отделение силовой установки, в которой установлены два двигателя, сцепление и коробка передач, которые смонтированы на одной раме. От остальных частей корпуса силовое отделение отгорожено перегородкой, в которой имеются люки для доступа к двигателям. Также в силовом отделении располагаются топливные баки, которые изолированы от остальных элементов отделения.

Боевое отделение

В средней части корпуса располагается боевое отделение, в котором размещена башенная установка, укладки с боекомплектом, приборы наблюдения и другое оборудование. Кроме того, в боевом отделении установлены два сдвоенных трёхместных и два одноместных сидения для размещения десанта.

Отделение управления

В передней части корпуса находится отделение управления, в котором расположены органы управления машиной, приборы наблюдения, лебёдка, радиостанция и рабочие места механика-водителя и командира.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 14,5-мм пулемёт КПВТ, наибольшая прицельная дальность стрельбы — 2 км. Возимый боекомплект составляет 500 патронов.

Дополнительно в башенной установке установлен спаренный с КПВТ 7,62-мм пулемёт ПКТ, дальность стрельбы которого составляет до 1,5 км. Возимый боекомплект — 2000 патронов.

Средства наблюдения и связи

В состав приборов наблюдения командира входят три прибора ТНПО-115 и один ТПКУ-2Б, для наблюдения в ночных условиях имеется ТКН-1С, на щитке которого установлен осветитель ОУ-3ГА-2М. У водителя установлены три ТНПО-115, а также имеется один ТПН-Б, для наблюдениях в ночных условиях установлен прибор ТВНО-2Б. В башенной установке находится прицел ПП-61АМ, а также прибор наблюдения ТНПТ-1. У десанта имеется семь лючков в корпусе для наблюдения, а также два прибора наблюдения ТНП-Б.

Для обеспечения внешней связи используется радиостанция Р-123М, которая размещена справа от места командира. Для внутренних переговоров используется переговорное устройство на трёх абонентов Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки используются два бензиновых двигателя ЗМЗ-4905, суммарная мощность которых составляет 240 л. с.

Трансмиссия имеет постояннозамкнутое, демпферное сцепление. Коробка передач — механическая, имеет четыре передних и одну заднюю передачу. На третьей и четвёртой передачах имеются синхронизаторы.

Ходовая часть

Ходовая часть колёсная, имеет 8 колёс размером 9—18″ с разъёмными ободами. Шины колёс пневматические модификации К-58, размером 13,00—18″, с возможностью регулирования давления в зависимости от дорожных условий.

Подвеска машины независимая рычажно-торсионная, в состав которой входят 8 торсионов, 16 рычагов подвески, а также 12 гидравлических амортизаторов двойного действия.

БТР-70 плавающий и на нём установлен реактивный гидравлический водомёт, реактивная тяга которого создается водяным винтом по принципу обычных гребных винтов морских и речных судов. Скорость на плаву 10 — 12 км/час, запас хода на 12 часов.

Тактико-технические характеристики БТР-80

Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 7Годы эксплуатации: с 1986 — настоящее время

Вес БТР-80

— 13,6 тонн

Размеры БТР-80

— Длина корпуса, мм: 7650- Ширина корпуса, мм: 2900- Высота, мм: 2350..2460- База, мм: 4400- Колея, мм: 2410- Клиренс, мм: 475

Броня БТР-80

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 10- Борт корпуса, мм/град.: 7..9- Корма корпуса, мм/град.: 7- Лоб башни, мм/град.: 7- Борт башни, мм/град.: 7- Корма рубки, мм/град.: 7

Вооружение БТР-80

— Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)- Прицелы: 1ПЗ-2- Пулемёты: 1 × 14,5-мм КПВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель БТР-80

— Тип двигателя: КамАЗ 7403- Мощность двигателя, л. с.: 260

Скорость БТР-80

— Скорость по шоссе, км/ч: 80- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 600- Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам- Удельная мощность, л. с./т: 19,1

— Колёсная формула: 8 × 8 / 4- Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами- Преодолеваемый подъём, град.: 30- Преодолеваемая стенка, м: 0,5- Преодолеваемый ров, м: 2- Преодолеваемый брод, м: плавает.

Боевое применение

БТР-70, несмотря на ряд недостатков, связанных со сложностью ремонта двигателя, долгое время был основным видом вооружения этого класса в советской и российской армии. В некоторых частях он имеется еще и в наши дни. 

Кроме применения на родине, машина отправлялась для вооружения Национальной народной армии ГДР и правительственных вооруженных сил Афганистана.

Кроме того, есть информация, что БТР-70 и сегодня имеются в армиях Афганистана и Непала (были поставлены советским правительством), а также в Пакистане, Судане и Турции (поступили из Германии, где сохранились со времен сотрудничества стран Варшавского договора).

Учитывая, что ситуация во многих странах не отличается стабильностью, машины активно участвуют в боевых действиях. Правительства многих стран не против БТР-70 купить у России и других государств, имеющих их на вооружении.

Довоенные бронеавтомобили

В Красной Армии периода 20-х и 30-х годов главенствовали две основные военные концепции, упрощенно называемые историками «кавалерийской» и «механизированной». Оправдавшая себя во время Гражданской войны конница считалась вполне эффективным боевым средством, маневренным и позволявшим наносить неожиданные удары по непредсказуемым для противника направлениям. Сторонники моторизации вооруженных сил настаивали на перевооружении РККА, оснащении ее танками, танкетками и броневиками

При этом легким средствам уделялось меньшее внимание

Основной упор в предвоенные годы делался на танки, главным образом скоростные. Специалисты Ижорского завода подготовили проект опытного санитарно-транспортного бронеавтомобиля БА-22 на базе шасси грузовика ГАЗ-АА (фордовской конструкции). Проект утвержден не был. Возможно, что это решение правильное, и в грядущей войне эта техника себя бы не оправдала. Но в ходе работ над ней был совершен важный прорыв. БА-22 мог перевозить помимо экипажа еще десятерых бойцов.

Описание конструкции

БТР-70 – это боевая колесная бронированная машина, компоновка которой в целом повторяет компоновку БТР-60. Бронетранспортер имеет герметичный корпус, сваренный из листов броневой стали. В лобовой части он имеет толщину 8-10 мм, толщина брони передней части башни составляет 6 мм. Между второй и третьей парой колес по обе стороны корпуса находятся нижние боковые люки, через которые происходит высадка пехотинцев из машины. Также дополнительные люки есть и на крыше корпуса.

В передней части корпуса расположено отделение управления, в котором находятся места водителя и командира. За ним следует десантное отделение, в котором размещаются десантники, здесь же находится башенная установка, боеукладки, приборы наблюдения и др. В кормовой части бронетранспортера расположен силовой отсек с двигателями и трансмиссией.

Мотострелки в десантном отделении размещены лицом к бортам, что позволяет им стрелять на ходу через амбразуры. Еще один боец находится рядом со стрелком пулеметной установки.

Вооружение БТР-70 состоит из пулеметов КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм), которые размещены в круглой вращающейся башенке. Была попытка разместить в ней автоматический гранатомет вместо ПКТ, но эта модификация в серийное производство запущена так и не была. Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов.

Силовая установка БТР-70 состоит из двух бензиновых двигателей ЗМЗ-4905. Причем топливные баки расположены отдельно, в специальном отсеке, что снижает вероятность пожара. Кроме того, машина оборудована автоматической системой пожаротушения.

Трансмиссия бронетранспортера механическая, есть четыре передних и одна задняя передача. Раздатка БТР-70 способна передавать усилие на лебедку. Управляющими являются две передние пары колес. Бронетранспортер имеет систему регулировки давления в шинах, которая способна компенсировать потерю давления при простреле или пробитии колеса.

Конструкторы бронетранспортера уделили большое внимание защите от поражающих факторов ОМП. Машина оснащена мощной фильтровентиляционной установкой, а также системами радиационной и химической разведки

Модификации

С момента начала серийного производства БТР-70 прошло почти полвека. За это время были проанализированы некоторые недостатки машины и возможности ее использования по другому назначению. Имеющиеся у БТР-70 характеристики позволили создать целую серию новых транспортных средств для вооруженных сил:

  • экспериментальные САУ 120 мм (выпускалась в Советском Союзе) «Отсек» и противотанковая САУ 85 мм (выпускалась в Советском Союзе) 2С14 «Жало-С»;
  • МБП 15Я56М;
  • передвижная станция помех, оборудованная радиовзрывателем 1Л29 «Ртуть-Б».

На базе БТР-70 делались разработки новой техники в Украине и Беларуси.
Украинские модели представлены:

  • военным учебным наглядным пособием УДС-70;
  • машиной для обслуживания командования штаба БТР-70 Дi-02 «Свiтязь».

На основе уже украинской разработки БТР-70Дi выпускались такие бронированные версии машин как медицинская «Ковчег» и ремонтно-эвакуационная.
В Беларуси создали командную машину КМ-70 (снята башня, выполнен монтаж современной радиостанция и навигационного оборудования) и машину технической помощи (МТП-70).
Модернизацией БТР-70 занимались в России и за ее пределами. В результате разработок появились бронетранспортеры с следующим обозначением модификаций:

  • 70М (КАМАЗовский дизель мощностью 260 л.с., трансмиссия с БТР-80);
  • 70КШМ;
  • 70МС.

Больше всего было создано украинских модификаций:

  • 70М;
  • 70 «Гром»;
  • 70 КБА-2;
  • 70Т;
  • 70ДИ.

Боевой опыт

Самый распространенный на территории бывшего СССР бронетранспортер участвовал в Афганской войне 1979—1989 годов. Во время Приднестровского конфликта десять этих машин «поменяли хозяина» (их отбили у молдавской армии). Повоевал БТР-70 в обеих Чеченских войнах, в Абхазии и Южной Осетии. Турецкая армия закупила ГДРовские машины после объединения Германии и применила их против курдов. Высокая эффективность и надежность российской техники побудили командование этой страны-члена НАТО приобрести крупную партию российских бронетранспортеров непосредственно у производителя (1996).

Боевое применение

Война в Афганистане стала первым конфликтом для БТР-70. Причём попал он туда не сразу – поначалу новые бронетранспортёры отправляли в западные округа и в Германию. В Афганистане «семидесятый» зарекомендовал себя неплохо и гораздо лучше, чем «шестидесятый». Более мощные двигатели лучше подходили для горного климата, а башня с установкой БПУ-1 давала возможность обстреливать моджахедов, засевших на высоких склонах.

Это частично решалось с помощью разработанного комплекта навесной брони. А для повышения огневой мощи на башне иногда ставили гранатомёт АГС-17.

После распада СССР БТР-70 участвовал в вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве – в Приднестровье, Абхазии, Чечне. В настоящее время бронетранспортёры используются Украиной в столкновениях с республиками Донбасса.

В 90-е годы Турция, закупив в объединённой Германии ранее принадлежавшие ННА ГДР бронетранспортёры, применяла их против повстанцев Курдистана. А машины БТР-70, отправленные в Сирию, участвуют в протекающей там гражданской войне. БТР-70 побывали и в бывшей Югославии (в составе миротворческого контингента), и в Африке. В гражданской войне в Анголе организация FAPLA использовала небольшое количество «семидесятых», причём остаётся неизвестным, откуда бронетранспортёры были получены.

БТР-60, «предок» 70-го

В пятидесятые годы внешнеполитическая обстановка в мире резко обострилась. События в Венгрии и участие в них Советской Армии выявили ряд новых требований к средствам доставки пехотных соединений на места предполагаемых боевых действий. В частности, при возможном неблагоприятном развитии ситуации времени на сооружение саперных переправ могло и не быть. Европа насыщена реками, а преодолевать их без плавающих бронетранспортеров в условиях активного военного противостояния трудно. В конце 1956 года на ГАЗе начали разработку нового шасси, на этот раз четырехосного и снабженного водометным двигателем. Новая машина получила название БТР-60, она приводилась в движение двумя 90-сильными автомобильными моторами ГАЗ-40П.

Силовое отделение располагалось под полом десантного отсека, его пространство снизу ограничивалось днищем. Многие решения в дальнейшем после практической апробации были применены в конструкции БТР-70. Модель «60П» поступила на вооружение в 1959 году, она была оснащена независимыми торсионными подвесками всех восьми колес, автоматическим регулированием давления шин, гидроусилителем, системой отопления и многими другими опциями, которыми не могла похвалиться более ранняя советская боевая техника. Это был технологический прорыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector