Протон (ракетное семейство) — proton (rocket family)
Содержание:
- Будущее Falcon Heavy – технический прорыв или рекламный трюк?
- Протон-М — это:
- Протон-М
- Пять самых тяжелых космических ракет в мире (6 фото + Видео)
- Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос
- Внешние ссылки [ править ]
- Falcon Heavy – возможности ракетоносителя
- Исторический
- Ссылки [ править ]
- История
- Главные характеристики
- Последующая история
Будущее Falcon Heavy – технический прорыв или рекламный трюк?
6 февраля 2018 года Falcon Heavy впервые взлетела с мыса Канаверал и “взорвала” все мировые СМИ, превозносящие этот полет как исторический, как новую веху в космонавтике и как полный триумф SpaceX и Илона Маска.
Ни в коем случае не преуменьшая целей которых удалось добиться Маску и его компании (а полностью успешный взлет “частной” космической ракеты, по характеристикам претендующей на мировой рекорд – это уже само по себе блестящий триумф), нельзя при этом поддавшись общим восторгам назвать запуск “тяжелого “Сокола” действительно в чем-то выдающимся прорывом.
Как я уже отмечал ранее, по техническим характеристикам Falcon Heavy практически ни в чем не превзошла разработки СССР и США двадцати-тридцатилетней давности. Если принять за главное преимущество “Сокола” его возвращаемые назад ступени и экономию на запусках, то полезный вес выводимый на орбиту мало чем отличается от хорошо проверенного “Протона-М”. Пока же в качестве полезной нагрузки в космос был запущен лишь электромобиль “Тесла” (также продукт одной из компаний Илона Маска), шаг конечно красивый и яркий, с точки зрения маркетинга и рекламы, но с точки зрения развития технологий или научного прорыва – ничем не выдающийся.
Первый старт Falcon Heavy прошел не совсем гладко – из трех возвращаемых ступеней успешно приземлись две, а третья разбилась при посадке, кроме того, из-за ошибки в расчетах “полезная нагрузка” (автомобиль “Тесла”) был выведен совсем не на ту орбиту, как было рассчитано изначально. Тем не менее, Илон Маск на пресс конференции сообщил, что доволен результатами миссии и никаких существенных изменений в конструкции сверхтяжелого ракетоносителя Falcon Heavy не планирует. Несмотря на некоторые неприятности со стартом, ни одна из них не является для проекта такого масштаба фатальной.
В конце-концов, со слов основателя SpaceX можно понять, что сама Falcon Heavy не является для него неким конечным продуктом – скорее всего “тяжелый «Сокол»” – только очередная веха на пути к будущему. И настоящие космические прорывы человечества уже не за горами.
Протон-М — это:
- Основа космической транспортной системы России
- Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
- Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке
Ракета-носитель «Протон-М»
Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.
На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК).
Новая система управления «Протона-М» позволяет:
- улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
- обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
- упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
- позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
- обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
- улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.
На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров. Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.
Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи
Тактико-технические характеристики ракеты-носителя
Протон-М |
|
---|---|
Стартовая масса, т |
~705 |
Количество ступеней |
3 |
Компоненты топлива: — первой ступени — второй ступени — третьей ступени |
НДМГ + АТ НДМГ + АТ НДМГ + АТ |
Двигатели: — первой ступени — второй ступени — третьей ступени |
6 х РД-276 3 х РД-0210 и 1 х РД-0211 1 х РД-0213 и 1 х РД-0214 |
Используемые разгонные блоки |
Бриз-М и ДМ-03 |
Космодром |
|
Масса полезной нагрузки, т.* — на НОО (200 км, i=51,6 град.) С разгонным блоком «Бриз-М» — на ГПО — на ГСО |
22,4 6,3 3,3 |
* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.
Стартовый комплекс ракеты-носителя
Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.
Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.
Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.
Фотогалерея
Видео
Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура
Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года
Протон-М
Протон-М, деталь поворачивается в вертикальное положение. На заднем плане видна вышка мобильной связи.
Первоначальная версия Proton M могла запускать 3–3,2 тонны (6 600–7 100 фунтов) на геостационарную орбиту или 5,5 тонны (12 000 фунтов) на геостационарную переходную орбиту . Он может разместить до 22 тонн (49000 фунтов) на низкой околоземной орбите с наклонением 51,6 градуса, на орбите Международной космической станции (МКС).
Усовершенствования «Протона М» включали модификации нижней ступени для уменьшения массы конструкции, увеличения тяги и полного использования топлива. Как правило, верхняя ступень с хранимым топливом Бриз-М ( русский язык : Бриз означает « Бриз» ) используется вместо ступени Блока Д или Блока ДМ , что устраняет необходимость в многократной подаче топлива и доливке кислорода из-за кипения; «Протон-М» также летал с разгонным блоком «Блок-ДМ». Также были предприняты усилия по снижению зависимости от иностранных (обычно украинских) поставщиков комплектующих. На разгонном блоке Бриз-М диаметр обтекателя полезной нагрузки составляет 4,1 м (13,45 фута).
Ракеты-носители «Протон» и разгонные блоки «Бриз-М» спроектированы и построены Государственным космическим научно-производственным центром имени Хруничева (Хруничева) в Москве, основным владельцем компании International Launch Services (ILS). В центре находятся все инженерные, монтажные и испытательные функции производства Proton. После недавней консолидации российских космических предприятий Хруничев получил прямой надзор и контроль над до 70% всего производства Proton от поставщиков до производителей. Консолидация напрямую поддерживает постоянные усилия Хруничева по вертикальной интеграции производства Proton.
Усовершенствованный вариант, ракета-носитель «Протон-М / Бриз-М» фазы III, был испытан в полетах в рамках российской федеральной двойной миссии «Экспресс АМ-44» и «Экспресс МД-1» в феврале 2009 г. и выполнил свой первый коммерческий запуск в марте 2010 г. с ракетой-носителем. Спутник Echostar XIV. Конфигурация «Протон-М / Бриз-М», фаза III, обеспечивает производительность 6150 кг GTO, что на 1150 кг больше, чем у исходного «Протон-М Бриз-М», при сохранении базовой конструктивной конфигурации.
6 августа 2012 года Федеральное космическое агентство России потеряло российский и индонезийский спутники связи при попытке вывести их на орбиту на «Протоне-М» из-за технических проблем с последней ступенью. 2 июля 2013 года на ракете «Протон-М», запускавшем три навигационных спутника ГЛОНАСС, произошел сбой, напоминающий катастрофы 1960-х годов, вскоре после взлета, когда ракета-носитель разбилась возле LC-39 на Байконуре, завершив 30-летний непрерывный период без отказа первой ступени; все будущие полеты «Протона» были приостановлены до завершения расследования. В конечном итоге было установлено, что причиной аварии была установка гироскопа в перевернутом состоянии. Из-за сложности установки пакета некорректно многие подозревали, что это было сделано намеренно недовольным или пьяным рабочим завода им. Хруничева.
15 мая 2014 года на борту «Протон-М / Бриз-М» со спутником «Экспресс» произошел отказ третьей ступени из-за неисправного подшипника турбонасоса. Обломки упали в Маньчжурии. 21 октября еще один спутник «Экспресс» остался на бесполезной орбите, когда ступень «Бриз» прервалась на 24 секунды раньше.
16 мая 2015 года спутник связи MEXSAT не смог выйти на орбиту из-за другого сбоя третьей ступени, восьмого отказа Proton с 2010 года.
Хруничев инициировал разработку ряда усовершенствований фазы IV, чтобы идти в ногу с требованиями рынка и тенденциями массового роста коммерческих спутников. Внедрение усовершенствований фазы IV Протон Бриз-М было завершено в 2016 году. Показатели массы полезной нагрузки для фазы IV были увеличены до 6320 кг для эталонной орбиты GTO с остаточной дельтой V относительно GSO 1500 м / с .
Пять самых тяжелых космических ракет в мире (6 фото + Видео)
23 ноября 1972 года был произведён ставший последним четвёртый пуск сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1. Все четыре запуска были неуспешными и через четыре года работы по Н-1 были свернуты. Стартовая масса этой ракеты составляла 2 735 т. Мы решили рассказать о пяти самых тяжелых космических ракетах в мире.
H-1
Советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса H-1 разрабатывалась с середины 1960-х годов в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Масса ракеты составляла 2735 тонн. Первоначально она предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. Поскольку СССР включился в «лунную гонку» с США программа Н1 была форсирована и переориентирована для полета на Луну.
Однако все четыре испытательных запуска Н-1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а в 1976 году также официально закрыты и работы по Н-1.
«Сатурн-5»
Американская ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой (2965 тонн) и самой большой из существующих ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Она была создана конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном. Ракета могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т и на траекторию к Луне 47 т полезного груза.
«Сатурн-5» использовалась для реализации программы американских лунных миссий, в том числе с её помощью была осуществлена первая высадка человека на Луну 20 июля 1969 года, а также для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб».
«Энергия»
«Энергия» — советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (2400 т), разработанная НПО «Энергия». Она являлась одной из самых мощных ракет в мире.
Была создана как универсальная перспективная ракета для выполнения различных задач: носитель для МТКК «Буран», носитель для обеспечения пилотируемых и автоматических экспедиций на Луну и Марс, для запуска орбитальных станций нового поколения и т.д. Первый запуск ракеты состоялся в 1987 году, последний — в 1988 году.
«Ариан 5»
«Ариан 5» — европейская ракета-носитель семейства «Ариан», предназначенная для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Масса ракеты по сравнению с советскими и американскими не столь велика — 777 т. Производится Европейским космическим агентством. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2015 года. За период 1995–2007 гг. было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.
«Протон»
«Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель тяжёлого класса (705 т), предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в 1961–1967 годах в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева).
«Протон» явилась средством выведения всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд» (советской лунно-облётной программы), а также тяжёлых ИСЗ различного назначения и межпланетных станций.
Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос
Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!
Нужна мощная ракета
И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.
Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!
И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».
Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.
Чудо-ракета
И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.
Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.
Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.
Монстр в космосе
Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.
Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.
Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.
И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме: Протон (Ракета) (категория) |
- Протон в Британской энциклопедии
- Proton запускает страницу на LyngSat
- Технические характеристики ракеты-носителя «Протон»
- Proton M дебютирует с успешным запуском экрана 7 апреля 2001 г.
- Протон 8К82К / Бриз-М . Astronautix.
- ФАС — Ракета-носитель «Протон»
- ILS Proton
- Расписание запусков протонов на Satlaunch
- Слабое звено — «Бриз-М»
vтеСемейство универсальных ракет | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Варианты |
|
||||||
Сайты запуска |
|
||||||
Запускает |
|
||||||
vтеSoviet, and Russian launch vehicles | |
---|---|
Active |
|
In development |
|
Retired |
|
Cancelled (no launch attempts) |
|
vteOrbital launch systems | |
---|---|
|
|
Current |
|
In development |
|
Retired |
|
Classes |
|
|
vteSoviet crewed lunar programs | ||
---|---|---|
Launch vehicles and upper stages |
|
|
Spacecraft |
|
|
Other hardware |
|
|
Soyuz docking tests |
|
|
Zond (7K-L1/L1S)lunar flyby missions |
Kosmos 382 |
|
LOK (7K-LOK/L1E) test missions |
|
|
LK Lander (T2K) test missions |
|
Falcon Heavy – возможности ракетоносителя
Американская космическая ракета Falcon Heavy (Фалькон Хэви, “Тяжелый «Сокол»”) от компании SpaceX (детище Илона Маска) в настоящее время является самой мощной и грузоподъемной ракетой в мире. При стартовой массе почти полторы тысячи тонн (1 420 788 кг) Falcon Heavy теоретически способна вывести на низкую околоземную орбиту груз весом в 64 тонны – т.е. вес пассажирского лайнера типа “Боинг-737” вместе с пассажирами, багажом и топливом. Для сравнения – российский ракетоноситель “Протон М” поднимает до той же высоты груз в 23 тонны, а американский ракетоноситель “Дельта-IV в рамках программы “Спэйс Шаттл” “осиливал” 24 тонны полезного груза.
Американская частная космическая компания SpaceX предлагает повторное использование ступеней космических ракет
Таким образом, если брать чисто теоретические расчетные данные, Falcon Heavy является действительно мощным шагом вперед – по сравнению с ближайшим “конкурентом”, этот ракетоноситель способен вводить в 2,5 раза больше груза, при этом его запуск, если верить производителю, стоит всего треть от стоимости запуска той же “Дельта-IV”.
Основа конструкции “тяжелого «Сокола»” – связка из трех ракет “Falcon 9” (т.е. “Сокол-9”), служащих ракетоносителю в качестве первой ступени. Каждая из трех Falcon’ов оснащена 9-ю двигателями “Мэрлин 1D”, что в совокупности дает 27 двигателей суммарной тягой 5 000 000 фунтов. Опять же сравнивая с пассажирскими “боингами”, это примерно соответствует мощности вырабатываемой сразу 18 лайнерам типа “Боинг-747” на взлете. Впечатляет, правда?
Основная задача для которой создавался Falcon Heavy – продолжительные полеты, причем не на околоземную орбиту, а к куда более интересным целям, таким как Луна или Марс. Хотя грузоподъемность “Тяжелого Сокола” тут будет уже куда меньше, тем не менее, она все ещё остается весьма впечатляющей. Судите сами, грузоподъемность ракетоносителя Falcon Heavy:
- Для низкой околоземной орбит составляет: 64 тонны
- Для геопереходной орбиты: 26,7 тонн
- Для полета к Марсу: 16,8 тонн
- Для полета к Плутону: 3,5 тонны
…и даже 3,5 тонны – это очень неслабые цифры, учитывая время в полете и расстояние до цели.
Впрочем, стоит отметить, что Марс или Плутон в ближайшие годы вряд ли дождутся своего “Сокола” – не смотря на рекламным завершения о покорении далеких планет, никаких дальних полетов в ближайшем будущем SpaceX не анонсировала, а вот обещания “завалить” орбиту Земли спутниками в последнее время звучать все чаще. Оно и понятно, в конце концов SpaceX – проект не исследовательский, а коммерческий.
Взлет ракеты Falcon Heavy с космодрома Канаверал
Исторический
В июнь 2018, мы объявляем об окончании производства в 2021 году.
Ракета-носитель «Протон» и лунная космическая программа
Первые варианты пусковой установки: слева направо двухступенчатая версия с 1965 года, версия, предназначенная для полета на Луну (1964 год), Proton K с кораблем Zond (1967) и станция Saliout (1971)
В Апрель 1962 г., Astronautical строители, а также главный советский лица , принимающие решения встречаются в Пицунде на курорте лидера Советского Союза , Никита Хрущев , чтобы определить советскую космическую стратегию. До сих пор СССР сохранял лидерство в космической гонке над США благодаря успеху проектов Сергея Королева (Спутник …). В то время как последний хочет сохранить свою монополию в космической программе, его главный соперник Владимир Челомей получает зеленый свет на разработку проекта, который напрямую конкурирует с достижениями Королева: Челомею удалось обойти Хрущева и примирить военных с суперпроектом. межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести ядерную боеголовку мощностью 100 мегатонн на расстояние более 12000 км . Ракета UR500 позже была переименована в Proton. Новая пусковая установка выбрана, в том числе, для запуска пилотируемого космического корабля, выполняющего окололунную миссию.
В конце 1964 года советские руководители, не верившие в успех программы «Аполлон», решили вопреки успехам американцев предпринять в свою очередь «гонку на Луну» и поручили Королеву осуществление этой программы. программа. Проект окололунной миссии Tchelomeï все еще поддерживается, потому что это престижная операция, запланированная на май илиОктябрь 1967которые являются двумя символическими датами в Советском Союзе, потому что этот год был связан с пятидесятой годовщиной Октябрьской революции . Эта программа должна дать возможность набирать очки с международным мнением в ожидании настоящей посадки на Луну. Но Tchelomeï, который потерял свою основную поддержку с падением Хрущева, которого заменил Леонид Брежнев , находится в затруднительном положении, потому что судно LK1, очевидно, не сможет быть готово к установленному сроку. С другой стороны, пусковая установка УР-500 блестяще преуспела в своем первом испытании, и Королев предлагает властям связать новую пусковую установку, способную выводить 20 тонн на низкую орбиту, с кораблем, разработанным его конструкторскими бюро. Но конецСентябрь 1967, ракета «Протон» не может запустить первый доработанный, но беспилотный космический корабль 7К-Л1, что означает окончание срока, установленного советским руководством. В22 ноября, программа запуска снова вышла из строя. Следующий рейс,7 февраля 1968 г., помещает космический корабль, получивший название Zond 4 (in), на очень эллиптическую орбиту, имитирующую лунную траекторию.
Ссылки [ править ]
- ^ Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — Ракета Протон-М // russianforces.org
- ^ Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — Ракета Протон-М // russianforces.org
- ^ «Протон 8К82К» . www.friends-partners.org . Проверено 26 июня 2019 .
- ^ http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=8&prod=33
- ^ «Руководство Планировщика Миссии Протона» . Международные запуски.
- ^ «Вертикализация протонов, площадка 39, Байконур» . flickr. 5 сентября 2005 г.
- ^ http://www.khrunichev.ru/main.php?id=54
- ^ Кларк, Стивен (9 июня 2016 г.). «Модернизированная ракета-носитель« Протон »добавляет спутник во флот Intelsat» . Spaceflightnow.com.
- ^ «Коммерческое наследие запуска» . Международные запуски.
- ^ «Российские ракетные разработки в 2010-е годы» . Анатолий Зак.
-
^ a b Бергер, Эрик (25 июня 2018 г.). «Российская ракета« Протон », которая предшествовала« Аполлону », наконец, перестанет летать. Технические проблемы, рост SpaceX — это способствующие факторы» . arsTechica . Проверено 26 июня 2018 .
… в последние годы последовали неудачи.
Эти проблемы в сочетании с быстрым ростом недорогих альтернатив, таких как ракета SpaceX Falcon 9, привели к тому, что количество запусков Proton в конкретный год сократилось с восьми или около того до одного или двух.
- ^ «Протонное наследие» . Международные запуски.
- ↑ Первая ступень ракеты-носителя «Протон» в Russian Space Web
- ^ «История ГАИА« Коммунар .
- ^ «Архивы запусков протонов | Международные службы запуска» . ilslaunch.com . Проверено 13 сентября 2014 года .
- ↑ Заявление Владимира Е. Генеральный директор Хруничева Нестеров на пресс-конференции 15 июля 2010 г. Хруичев 29 июля 2010 г.
- ^ «Российская ракета« Протон »заземлена из-за плохого контроля качества» . www.planetary.org . Проверено 26 января 2017 года .
- ^ «Российская ракета» Протон «может выйти из строя из-за системных проблем с двигателем» . spaceflight101.com . Проверено 24 февраля 2017 года .
- ^ http://russianspaceweb.com/eutelsat5wb-mev1.html
- ^ «Коммерческая ракета-носитель | ILS Proton Breeze M | Международные службы запуска» . ilslaunch.com . Проверено 13 сентября 2014 года .
- ^ «Proton Breeze M — ILS» . www.ilslaunch.com . Проверено 9 ноября 2019 .
- ^ «Опыт ILS: Достигните своей миссии» . 4 марта 2011 . Проверено 13 сентября 2014 года .
- ^ «Новости со всего мира» . latimesblogs.latimes.com . Проверено 13 сентября 2014 года .
- ^ «Протон России терпит крушение с тремя навигационными спутниками» . Российская космическая сеть. 2 июля 2013 г.
- ^ «Коммерческое наследие запуска | Протонная ракета | Международные службы запуска» . ilslaunch.com . Проверено 13 сентября 2014 года .
История
Протон начинал свою жизнь как «сверхтяжелая межконтинентальная баллистическая ракета ». Он был разработан для запуска термоядерного оружия мощностью 100 мегатонн (или больше) на расстояние 13 000 км. Он был слишком велик для межконтинентальной баллистической ракеты и никогда не использовался в таком качестве. В конечном итоге он использовался в качестве космической ракеты-носителя . Это было детище Владимира Челомея «конструкторского бюро с как фольги Сергея Королева » s N1 ракеты, целью которого было отправить двух человек ZOND космический корабль вокруг Луны; Королев открыто выступил против других разработок «Протона» и «Челомея» по использованию ядовитого топлива. Необычный внешний вид первой очереди связан с необходимостью перевозки комплектующих по железной дороге. Центральный бак окислителя имеет максимальную ширину для габарита колеи . Шесть окружающих его баков несут топливо и служат точками крепления двигателей. Несмотря на то , что они напоминают навесные бустеры , они не предназначены для отделения от центрального бака окислителя. Первая и вторая ступени соединены решетчатой структурой. Двигатель второй ступени зажигается незадолго до отделения первой ступени, и решетка позволяет выхлопу выйти.
Поспешная программа разработки привела к десяткам отказов в период с 1965 по 1972 год. Proton не завершил свои государственные испытания до 1977 года, после чего его надежность была признана выше 90%.
Конструкция «Протона» держалась в секрете до 1986 года, публике показывали только верхние ступени в видеоклипах и фотографиях, а первый раз весь аппарат был показан внешнему миру во время телевизионного запуска « Мира» .
Серийное производство системы наведения, навигации и управления для «Протона» началось в 1964 году на производственном объединении «Коммунар» ( Харьков, Украина ).
«Протон» запустил советские окололунные полеты без экипажа и был предназначен для первых советских окололунных космических полетов с экипажем до того, как Соединенные Штаты запустили миссию « Аполлон-8 ». Протон запустил Салют космических станций, на Mir сегмент сердечника и модулей расширения, и оба Заря и Звезда модули МКС .
Proton также запускает коммерческие спутники , большинство из которых находятся в ведении International Launch Services . Первый запуск ILS Proton состоялся 9 апреля 1996 года, когда был запущен спутник связи SES Astra 1F .
С 1994 по середину 2010 года выручка Proton составила 4,3 миллиарда долларов, а к 2011 году прогнозировалось, что она вырастет до 6 миллиардов долларов.
В январе 2017 года «Протон» временно остановили из-за того, что производитель — Воронежский механический завод — заменил в двигателях жаропрочный сплав на более дешевый металл.
В июне 2018 года госкорпорация Роскосмос объявила о прекращении производства ракеты «Протон», когда новая ракета-носитель « Ангара » войдет в строй и начнет работать. Никаких новых контрактов на услуги по запуску «Протона», скорее всего, не будет подписано.
Proton выполнил свою последнюю запланированную коммерческую миссию 9 октября 2019 года, доставив Eutelsat 5 West B и Mission Extension Vehicle -1 на геостационарную орбиту. Ряд миссий Роскосмоса и других правительственных миссий России остаются в манифесте запуска «Протона».
Главные характеристики
Показатели этой удивительной техники советско-российского ракетостроения не могут не впечатлять. Компоновка – трехступенчатая. Сам вес «Протона А Е М» составляет 702 т. Ракета позволяет выводить геопереходную орбиту одновременно 6 т полезного груза.
Первая ступень диаметр больше 6 метров, третья – больше 4. С учетом того, что в качестве топлива применяется токсичные компоненты, требуется строгое соблюдение всех норм подготовки самой ракеты, а также стартовой площадки для нее.
Причем стоимость запуска – меньше 100 млн $. Например, для ракеты Delta IV Heavy американского производства, которая является одним из главных конкурентов российского аппарата «Протон-М», такой показатель составляет 265 млн $, что в 3 раза больше.
Последующая история
В отечественной космонавтике тех лет, властвовала политика. К 1965 году, когда проект был почти полностью готов, предприятие подвергалось многочисленным проверкам по личному приказу Л.И. Брежнева. Он с недоверием относился к наследию предшественника.
Поэтому создание «УР-200» была остановлена. К счастью, удалось отстоять 500 моделью. В средине 1965 года был успешно выведен на орбиту спутник «Протон». От него удалось получить сигнал только через несколько часов после выхода на орбиту, поэтому долгое время запуск считали неудачным.
В первых появившихся публикациях прессы ошибочно назвали ракету именем спутника. Вскоре оно прижилось, поэтому только с 1965 года в космонавтике и появился «Протон-М». Вернее, вместо индекса «М» появилась приставка «К».
Модернизированной она именуется только с 2001 года, когда с помощью нее на орбиту впервые закинули груз.