Фрегат «адмирал горшков»

Корабли

Имя Тезка Строители Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
Адмирал Горшков Горшков Сергей Георгиевич Северная Верфь , Санкт-Петербург 1 февраля 2006 г. 29 октября 2010 г. 28 июля 2018 г. Северный Активный
Адмирал касатонов Касатонов Владимир Афанасьевич Северная Верфь, Санкт-Петербург 26 ноября 2009 г. 12 декабря 2014 г. 21 июля 2020 г. Северный Активный
Адмирал Головко Арсений Григорьевич Головко Северная Верфь, Санкт-Петербург 1 февраля 2012 г. 22 мая 2020 Конец 2021 или 2022 года Северный Ходовые испытания
Адмирал Исаков Иван Степанович Исаков Северная Верфь, Санкт-Петербург 14 ноября 2013 г. 2022 г. В разработке
Адмирал Амелько Николай Николаевич Амелько Северная Верфь, Санкт-Петербург 23 апреля 2019 г. 2023 г. Тихоокеанский регион В разработке
Адмирал Чичагов Василий Яковлевич Чичагов Северная Верфь, Санкт-Петербург 23 апреля 2019 г. 2025 г. Тихоокеанский регион В разработке
Адмирал Юмашев Иван Степанович Юмашев Северная Верфь, Санкт-Петербург 20 июля 2020 г. 2025 г. Тихоокеанский регион В разработке
Адмирал Спиридонов Эмиль Николаевич Спиридонов Северная Верфь, Санкт-Петербург 20 июля 2020 г. В разработке
TBA Северная Верфь, Санкт-Петербург 2021 г. 2027 г. Заказал
TBA Северная Верфь, Санкт-Петербург 2027 г. Заказал

Правительственная программа по строительству проектов 22350


Программа 22350

Пр. 22350 рассчитана на строительство многоцелевых фрегатов дальней морской зоны для российского флота. Акцент делается на создании технически-оснащенных кораблей, способных выполнять поставленные задачи с наибольшей эффективностью.

С утверждением данного проекта в 2003 году планировалось за 15-20 лет построить до 20 кораблей. Позже планы были пересмотрены и в рамках проекта запланировано всего 10-12 фрегатов. В 2014 ожидания увеличены до 15 судов.

С учетом задержек и возникших проблем на 2020 год флоту передан только один корабль проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Следующий в серии «Адмирал флота Касатонов» проходит ходовые испытания. Два фрегата были заложены в 2013 и 2014, еще два — в 2020. Об окончательном количестве кораблей в серии точных данных пока не имеется.

Современный фрегат для отечественного флота

Появление фрегата в составе российского флота, как класса боевых судов, явление не новое. Начиная с эпохи парусного флота, на корабли этого класса ложился самый большой объем работы. Русские фрегаты несли боевое дежурство и разведку на ближних подступах к береговым объектам, принимали участие в сражениях в составе линейных сил. С началом эры парового флота фрегаты, как класс боевых судов были вынуждены уйти в тень. Их место заняли крейсера. Почти на 50 лет фрегаты исчезли из поля зрения. Только после окончания Второй Мировой войны снова пришел черед этим кораблям появиться на просторах мирового океана. Новые корабли прочно заняли свою нишу в боевом составе иностранных флотов, заняв место в боевом строю между эсминцами и крейсерами.

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран, кораблей класса фрегат не было, так как была принята классификация судов по назначению. Функции фрегата выполняли сторожевые корабли. По своим функциональным качествам и боевому оснащению советские сторожевики представляли собой полноценные боевые суда, способные не только действовать в прибрежной зоне, но и выполнять широкий круг задач на значительном удалении от собственных баз. После распада СССР в российском ВМФ была произведена реформа, коснувшаяся классификации боевых судов. Все сторожевики Большие Противолодочные корабли, находящиеся в составе флота, были переквалифицированы во фрегаты.

Вводимые в строй новые фрегаты проекта 22350 должны восполнить брешь, которая возникла после списания ракетного крейсера проект 58 «Адмирал Головко». Именно этот корабль стал последним представителем класса боевых судов, которые по своим тактико-техническим характеристикам больше напоминали фрегаты. Современные отечественные фрегаты должны стать, мощным ударным элементом флота, усилив своим присутствием боеготовность российского флота в любой точке мирового океана.

В соответствии со своим тактико-техническими характеристиками корабли проекта 22350 должны иметь запас хода более 4 тыс. миль и автономность плавания 30 суток. По водоизмещению и составу вооружения новые корабли немного уступают ракетными крейсерам типа «Слава», превосходя последние по уровню защиты, электронно-технического оснащения и управления огнем. В планах военно-морского руководства создать из новых фрегатов проекта 22350 новое мощное ядро флота открытого моря.

Изначально планировалось новыми боевыми единицами усилить все российские флоты. Однако в дальнейшем было принято решение сконцентрироваться на оснащении новыми судами Черноморского флота.

В ожидании ПВО

Почему же строительство корабля так сильно затянулось? Тут наложилось сразу множество факторов, начиная от банальной нехватки финансирования и заканчивая изменением облика корабля и ожиданием готовности отдельных компонентов. Боевой корабль — это общая, заранее посчитанная и выраженная в чертеже сумма технологий. И любые, пусть незначительные изменения требуют переработки всей структуры. Вот и в случае сГоршковым» очень затянулось ожидание зенитного ракетного комплексаПолимент-редут».

Грубо говоря, это специально созданный для флота ЗРК, сочетающий в себе элементы сухопутных систем С-350 и С-400, с новым радаромПолимент».

И ракеты отличаются от использующихся в сухопутном варианте, и пусковые установки свои, вертикального пуска. И сам упомянутый выше радарПолимент» — с четырьмя фазированными решётками, что совершенно необходимо в случае морского боя, когда даже примерно нельзя предсказать, с какого направления может последовать атака.

Радар 5П-20КПолимент»(фото: R_G)

Всего жеПолимент» может одновременно обстреливать до 16 целей. Правда, если они ловко распределятся по четыре перед каждой решёткой радара(на что рассчитывать не приходится). ЗРК имеет четыре вертикальные пусковые установки по восемь ячеек в каждой. Этого хватит на 32 ракеты большой(до 400 километров) или средней дальности или на 64 ракеты малой дальности. Естественно, можно комбинировать в любых сочетаниях и наборах.

Есть на корабле и противолодочные средства, и артиллерийская 130-миллиметровая установка А-192М. В общем и целом получается очень крепкий фрегат, способный не дать себя в обиду, как ты к нему ни подступись.

Если хочется сравнить с проектом 11356Р/М, тоГоршков» даже по основным показателям смотрится гораздо серьёзнее — во многом из-за более совершенной ПВО.

Деятельность

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами.
Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ.
Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. «Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и «школа Горшкова» – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения. Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана. …Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам» (Красная звезда, 1997, 26 февраля).

Флот новой России

Фрегат — уникальный боевой корабль, может быть задействован во множестве военных операций, приобрел особую популярность в период ВОВ

После окончания Отечественной войны, в СССР особое внимание уделили разработке проекта “К61”. Силы страны были направлены на разработку кораблей комплексного использования: обеспечение подводной безопасности, отражение надводных атак, прикрытие морского десанта, доставка оружейных мощностей и т

д. Проект замер в 60-х годах 20 века. Спустя почти 50 лет, в середине 90-х судостроительное бюро в Петербурге вернулось к разработке универсальных судов тоннажем от 4000 до 9000 единиц.

Проект был разделен между центральным КБ и Северным конструкторским бюро. Разработку судов типа фрегат тормозили ограниченные возможности технического характера, а также экономический фактор. Денег не хватало на экипировку моряков, не то что на разработку новых судов. После распада СССР фрегат проекта 22350 стал первым кораблем, разработанным и сконструированным в РФ. По неподтвержденным данным, российская эскадра должна пополнится 10 судами данного типа. Когда ожидать пополнения не известно. А пока Россия медлит, США спустили на воду самый большой авианосец в мире Джеральд Форд.

Вторая Мировая Война

Горшков во время Великой Отечественной войны

С первых дней после начала операции «Барбаросса» , немецкого вторжения в Советский Союз, бригада участвовала в операциях Черноморского флота. 16 сентября Горшков получил звание контр-адмирала . Во время блокады Одессы Горшков высадился в районе Григорьевки, а в октябре принял командование Азовской флотилией . В конце декабря — начале января 1942 года командовал высадками на северном побережье Керченского полуострова . В течение августа Горшков командовал 150 боевыми кораблями флотилии, прорвавшимися из Азовского моря в Черное после вывода советских войск в Новороссийск . После расформирования флотилии он стал заместителем командующего военно-морскими силами и членом военного совета Новороссийского оборонного округа. Горшков временно командовал войсками 47-й армии, оборонявшей регион в ноябре во время Кавказской битвы .

Приняв в феврале 1943 года командование реформированной Азовской флотилией, он руководил ею при высадках в Таганроге , Мариуполе и Осипенко , а затем поддержал войска Северо-Кавказского фронта при захвате Таманского полуострова . В ходе Керченско-Эльтигенской операции ноября 1943 года Горшков лично руководил подготовкой и высадкой войск для главного удара. За руководство морскими операциями он был награжден орденом Кутузова 1-й степени, а за командование флотилией при взятии Крыма — орден Ушакова 2-й степени.

Став в апреле 1944 года командующим Дунайской флотилией , Горшков руководил ею во время августовского Яссо-Кишиневского наступления , поддерживая войска 3- го Украинского фронта при форсировании Днестра и выходе в дельту Дуная . В период с сентября по ноябрь флотилия продолжала поддерживать войска 2- го и 3-го Украинских фронтов во время Белградского и Будапештского наступления . В декабре Горшков, получивший звание вице-адмирала 25 сентября, был переведен командовать эскадрой Черноморского флота, завершив войну на этой должности. Семь раз упоминался в приказах Иосифа Сталина в качестве Верховного Главнокомандующего Советскими Вооруженными Силами .

Рекомендации

Библиография

  • Лурье, Вячеслав (2001). Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско -японской войн (1941-1945) [ адмиралов и генералов ВМФ СССР в годы Великой Отечественной и советско-японской войны (1941-1945) ] (на русском языке ). Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ. ISBN 5-86789-102-X.
  • Монаков, Михаил (2008). Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) [ Главком: Жизнь и деятельность Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова ]. Москва: Кучково Поле. ISBN 978-5-9950-0008-2.
  • Полмар, Норман; Брукс, Томас; Федоров, Георгий (2019). Адмирал Горшков — Человек, бросивший вызов ВМС США (на английском языке). Аннаполис, Мэриленд, США: Naval Institute Press. ISBN  978-1-68247-330-6

Молодость и довоенная служба

Горшков родился в Каменце-Подольском в русской семье, вырос в Коломне . После службы в ВМФ СССР в 1927 году, в октябре того же года он поступил в Ленинградское военно-морское училище им. М.В. Фрунзе . Горшков начал службу в Черноморском флоте (тогда он назывался Черноморскими военно-морскими силами) после окончания в ноябре 1931 года вахтенным офицером на эсминце « Фрунзе» . Через месяц он быстро стал его штурманом, а в марте 1932 года перешел на Тихоокеанский флот, чтобы служить в той же должности на минном заградителе « Томск» . Назначен стать флагманским штурманом минирования и траления бригады флота в январе 1934 года, Горшков получил командование УРАГАН -класса сторожевой корабль Буран в ноябре того же года. С декабря 1936 по март 1937 года учился на курсах командиров эсминцев, по окончании которых стал командиром эсминца « Разящий» . Став в октябре начальником штаба бригады эсминцев Тихоокеанского флота, Горшков был назначен ее командиром в мае 1938 года. В этот период он участвовал в битве на озере Хасан, а в июне 1940 года был переведен на запад, чтобы командовать бригадой крейсеров Черноморского флота.

Технические характеристики


«Адмирал Горшков» в открытом море

Фрегат Адмирал Горшков имеет следующие технические характеристики:

  • стандартное водоизмещение — 4500 т, полное — 5400 т;
  • длина — 135 м;
  • ширина — 16 м;
  • осадка — 4,5 м;
  • скорость хода — до 30 узлов;
  • дальность плавания — 4500 миль;
  • автономность плавания — 30 суток;
  • экипаж — 180-210 человек.

ТТХ рассчитано на осовременивание флота до конкурентоспособного уровня с другими государствами. Несмотря на проблемы, возникшие при сборке и испытаниях, фрегат проекта 22350 Адмирал Горшков по последним новостям отвечает всем необходимым параметрам современного технически оснащенного судна. Немаловажную роль в данном вопросе играет и его вооружение.

Холодная война

После окончания войны Горшков продолжал командовать эскадрой, пока не стал начальником штаба Черноморского флота в ноябре 1948 года. Он стал командующим флотом в августе 1951 года, а 3 августа 1953 года получил звание адмирала . Назначение в 1955 году первым заместителем главкома ВМФ СССР, Никита Хрущев назначил его главнокомандующим ВМФ СССР в январе 1956 года. В качестве главнокомандующего ВМФ СССР Горшков одновременно занимал должность заместителя министра. обороны Советского Союза , получив звание адмирала флота 24 апреля 1962 года. При Леониде Брежневе Горшков руководил массовым наращиванием надводных и подводных сил, создавая силы, способные бросить вызов военно-морской мощи Запада к концу 1970-х годов. . Это включало принятие на вооружение ядерного оружия, которое было установлено на подводных лодках и самолетах с баллистическими ракетами, а также разработку атомных подводных лодок и корабельных вертолетов. Чтобы продемонстрировать советскую военную мощь, Горшков отправлял корабли в длительные походы и формировал оперативные эскадрильи в Средиземном море, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, создавая военно-морской флот . 7 мая 1965 года он получил звание Героя Советского Союза, а 22 октября 1967 года ему присвоено звание адмирала флота Советского Союза — высшего военно-морского звания СССР.

Встреча Горшкова с лидером Восточной Германии Эрихом Хонеккером , 1980 г.

21 декабря 1982 года Горшкову вновь было присвоено звание Героя Советского Союза. Переведенный в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны в декабре 1985 года на пенсию для пожилых старших офицеров, Горшков скончался в Москве 13 мая 1988 года. похоронен на Новодевичьем кладбище .

Горшкова часто ассоциируют с фразой «Лучшее» — враг «Достаточно хорошего» («Лучшее — враг хорошего»), которое, как считается, висит на стене его офиса в качестве девиза. Подобные настроения приписывались Клаузевицу и Вольтеру . Девиз появляется в романе Тома Клэнси «Охота за красным октябрем» . Фраза также приписывается адмиралу Горшкову в « Путеводителе по советскому флоту» Нормана Полмара (1983, 3-е издание). Это за год до того, как Клэнси впервые опубликовал «Охоту» в Naval Institute Press.

Мощное оружие

Главная энергетическая установка корабля — дизель-газотурбинная (два форсажных газотурбинных двигателя мощностью по 27,5 тыс. лошадиных сил каждый и два маршевых дизельных двигателя мощностью по 5,2 тыс. л. с.).

На первом и втором фрегатах проекта 22350 — «Адмирале Горшкове» и «Адмирале Касатонове» — установлены российские дизели, однако в качестве форсажных двигателей используются газотурбинные установки производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект». В 2014 году сотрудничество с этой компанией было прекращено, что привело к проблемам с завершением работ на остальных фрегатах проекта. Изготовление и поставку дизель-газотурбинных агрегатов для остальных серийных кораблей ведет ПАО «ОДК-Сатурн» в Ярославской области.

Что касается вооружения, то главный калибр — известный и прошедший уже неоднократно успешную проверку Сирией ударный ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом размещенные 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для использования и сверхзвуковых ракет «Оникс», и перспективных гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон» разработки реутовского НПО машиностроения.

Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Горшков» Минобороны РФ/ТАСС

Сообщалось, что в начале 2020 года фрегат «Адмирал Горшков» первым из кораблей флота применил «Циркон», выстрелив им из акватории Баренцева моря по береговой мишени на дальность более 500 км.

Заложенные новые фрегаты, в отличие от предшественников, будут нести не два, а три универсальных корабельных стрельбовых комплекса на 24 ракеты. Предполагается, что на проектах 22350М будет шесть универсальных корабельных стрельбовых комплексов на 48 ракет. По мнению специалистов, такой боекомплект имеет смысл для борьбы с авианосными многоцелевыми группировками.

Watch this video on YouTube

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы — до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27 разной модификации в зависимости от боевых задач. Сообщалось, что его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый холдингом «Вертолеты России».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска может применять ракеты разных типов. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

Фрегат «Адмирал Горшков» Петр Ковалев/ТАСС

В состав ЗРК входит радиолокационная станция «Полимент» с четырьмя фазированными решетками, способная отслеживать до 16 целей одновременно. Дальность обнаружения целей — 200 км.

В состав флота из сопоставимых по ударному оружию надводных кораблей сегодня входят тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» с 20 противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Гранит» и крейсера проекта 1164 с 16 крылатыми ракетами каждый. Больший комплект ударных ракет на борту, чем у проекта 22350, смогут получить находящийся в модернизации однотипный «Петру Великому» крейсер «Адмирал Нахимов», разрабатываемые эсминцы типа «Лидер» или фрегаты проекта 22350М.

По словам главкома ВМФ адмирала Николая Евменова, флот делает ставку на фрегаты этого проекта как на основные надводные корабли океанской зоны. В перспективе они будут совершенствоваться. «Корабли этого проекта подтверждают заложенные в них проектантом и изготовителем тактико-технические характеристики. Проект 22350, имеющий большой модернизационный запас, получит дальнейшее развитие касательно ряда корабельных систем и вооружения», — отмечал в интервью газете «Красная звезда» главком.

В конце 2019 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев сообщал, что флот нуждается как минимум в десяти и более фрегатах этого проекта.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Обложка: Фрегат «Адмирал Касатонов»  EPA-EFE/ANATOLY MALTSEV

Вооружение


Стандартное вооружение фрегата проекта 22350

Спектр боевых задач фрегатов разнообразен, из-за чего к его вооружению предъявляются особые требования. Корабль предназначен для дальних морских зон и должен уметь противодействовать любым угрозам как в одиночном плавании, так и в составе группы. С учетом данного аспекта вооружение судов проекта 22350 подразделяется на ракетное, артиллерийское, радиотехническое и противолодочное.

16 ПКР «Москит»

В передней части судна размещаются две установки вертикального пуска (УВП) под противокорабельные ракеты. Система рассчитана на одновременный запуск 16 снарядов. Допускается применение практически любых ракет серии «Калибр-НК». В основном акцент делается на противокорабельных ракетах «Москит». Допускается и применение гиперзвуковых боеприпасов 3М22 «Циркон», недавно принятых на вооружение.

ЗРК

Первоначальный вариант предусматривал установку зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) 3С90М, модифицированную версию «Урагана». Позже появилась информация об установках «Редут». ЗРК размещаются перед ракетными установками в носовой части. Предусмотрена возможность заряжать комплексы ракетами разной дальности для создания эшелонированного противодействия.

А-192

Артиллерийское орудие фрегата — А-192М калибром 130 мм. Дальность поражения — до 23 км, скорость — 30 выстрелов в минуту. Преимущество данного орудия в широком диапазоне углов обстрела — 170/80°. Применяемые боеприпасы позволяют вести эффективный огонь по наземным, надводным и воздушным целям. Система управления и наведения многоканальная.

Противолодочные комплексы «Медведка-2»

Противолодочная оборона фрегата представлена современными комплексами «Медведка-2». Их отличительная черта — запуск из вертикальных шахт, размещаемых в корпусе корабля. Обнаружение подводных лодок обеспечивается системой «Виньетка-М». Ее гидроакустика выявляет подлодки противника в радиусе 60 км.

Эра Горшкова

В июле 1955 года Горшков стал заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР, а в январе 1956 года — главкомом и заместителем министра обороны. Он возглавлял советский ВМФ на протяжении 29 лет.

Также по теме


«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова

115 лет назад родился герой Советского Союза адмирал Николай Кузнецов, руководивший наркоматом ВМФ СССР во время Великой Отечественной…

«Сергей Горшков — единственный адмирал, период деятельности которого был признан отдельной эрой. «Эра Горшкова» — так и писали западные СМИ о времени его нахождения на посту главкома», — подчеркнул в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам эксперта, советский (а в известной мере — и современный российский) океанский флот является «детищем Горшкова».

«Он вошёл в историю как гениальный организатор, администратор, управленец. Он не просто направлял в определённые регионы Мирового океана группы кораблей, он создавал стратегию. Этот человек был для отечественного флота буквально всем. При нём в сухопутной по большому счёту державе флот стал одним из ключевых и мощнейших орудий защиты национальных интересов», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, Горшков был сторонником развития океанского и подводного флота, дальних боевых походов.

«Корабли под советским военно-морским флагом появились практически во всех морях мира. Флот стал ракетно-ядерным, превратившись в один из ключевых компонентов обеспечения безопасности страны и изменив за счёт ядерных ракетоносцев баланс сил в мире

Кроме того, что немаловажно, советские корабли — как надводные, так и подводные — получили в это время ядерные силовые установки, обретя практически неограниченный ресурс хода», — продолжил историк

  • Адмирал Сергей Горшков с моряками Дунайской военной флотилии
  • РИА Новости

Специалист отметил, что с приходом Горшкова на пост главкома ВМФ резко интенсифицировались научные исследования в интересах флота. Множество НИИ и конструкторских бюро проектировали новые суда, самолёты морской авиации, разрабатывали современные оружейные системы.

При этом, работая над стратегией развития флота, Сергей Горшков не забывал о его текущих нуждах, старался разбираться во всех аспектах деятельности своих подчинённых. Он проводил личные собеседования с командирами первых советских ядерных субмарин и участвовал в испытании новых подводных кораблей, хотя это, естественно, было сопряжено с риском для жизни.

  • Министр обороны СССР, маршал Советского Союза Андрей Гречко (слева), начальник Главного политического управления Вооружённых сил СССР Алексей Епишев (справа) и главком ВМФ Сергей Горшков во время оперативно-стратегических учений
  • РИА Новости

По словам Юрия Кнутова, «американцы в бульварных газетах, играя на публику, могли называть советский флот времён Горшкова «ржавыми корытами», зато в экспертных изданиях и специальных докладах били тревогу, буквально крича о том, что флот сухопутного СССР догоняет, а в чём-то и превосходит флот «великой морской державы» США».

Также по теме


«На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны

105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал…

«В средствах массовой информации, как западных, так и постсоветских, можно найти критические утверждения по поводу того, что в СССР при Горшкове было слишком много типов кораблей, стратегия развития авианосцев была неверной, а на подводные лодки и морскую авиацию делался слишком большой акцент. Но на практике нужно констатировать, что советский ВМФ справлялся со своими задачами блестяще. А ведь это был не флот мирного времени. Он отлично решал свои задачи во время Карибского кризиса, ближневосточных конфликтов, войны во Вьетнаме», — заметил Кнутов.

Сергей Горшков находился на посту главкома ВМФ до 1985 года, после чего был переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, при жизни стал почётным гражданином ряда городов. Ему дважды было присвоено звание Героя Советского Союза, множество орденов и медалей СССР и других государств.  

Скончался Сергей Горшков 13 мая 1988 года. После себя флотоводец оставил несколько книг, содержащих его воспоминания и оценки событий советской военно-морской истории. Памятники адмиралу установлены в различных городах СССР. Его имя было присвоено двум боевым кораблям. В 2013 году Минобороны России учредило ведомственную медаль «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков».

  • Адмирал Сергей Горшков

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс «Калибр» с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК «Полимент-Редут», ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш«. ЗРК «Полимент-Редут» имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК «Палаш» представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС «Сигма-22350».

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К «Полимент». РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции «Полимент» представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 «Фурке» (производство НПО «Правдинский радиозавод»).

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 «Монолит».

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 «Пума» (разработки и производства НИИ «Полюс») с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК «Заря-3» (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК «Звезда») и буксируемая ГАС «Виньетка-М».

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ «Просвет-М» (2 ПУ КТ-308 и
8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи «Центавр-НМ», антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Загадочная ходовая

А вот энергетическая установка перспективного фрегата 22350М, на сегодняшний день, представляет собой ту еще загадку. Дело в том, что корабли типа «Горшков» в качестве таковой имели по два дизель-газотурбинных агрегата М55Р. Каждый из них комплектовался дизелем 10Д49, мощностью 5 200 л.с. и газотурбинным двигателем М90ФР мощностью 27 500 л.с.

Двух таких агрегатов достаточно для того, чтобы сообщить «Адмиралу флота Советского Союза Горшкову» скорость экономического хода 14 уз., и максимальную скорость 29 уз. Но установка этой же агрегатов на проект 22350М – не лучшее решение. Начнем с того, что даже если 7000 т представляют именно полное водоизмещение нового фрегата, то и в этом случае его скорость может снизится примерно до 13,2 уз. экономического и 27,4 уз. полного хода, и вряд ли это будет признано достаточным для корабля дальней морской зоны.

Впрочем, возможно она окажется немного выше указанных цифр, если соотношение «длина/ширина» фрегата 22350М будет существенно превосходить таковое у кораблей типа «Горшков». Но в целом хотелось бы отметить, что 14 узлов для экономического хода – это очень мало, тот же «Арли Берк» имеет аналогичный показатель 18 узлов. И поскольку до сих пор основным средством проекции силы для нас остается сопровождение корабельных групп вероятного противника, отставание по этому параметру для нас крайне нежелательно.

Кроме того, дизель-газотурбинный агрегат для нас плох тем, что в нем присутствуют отечественные дизели, которые, мягко говоря, не отличаются качеством. Какие же выходы существуют из данной ситуации?

Мы с большим трудом освоили самостоятельное производство газотрубинных двигателей М90ФР, и влезать в авантюру создания и серийного производства нового двигателя для нас выглядит чрезмерным расточительством, не говоря уже о том, что возможные задержки в его создании и освоении просто парализуют программу строительства новейших фрегатов.

Остаются только 2 варианта – либо использовать на новых кораблях не два, а три агрегата М55Р, или же модернизировать этот агрегат, превратив его в газо-газовый. То есть сохранив в качестве основного двигатель М90ФР, а вот в качестве двигателя экономического хода использовать вновь созданный газотурбинный, большей мощности, чем сегодняшний дизель 10Д49. Впрочем, это только догадки, а что будет на самом деле – покажет будущее.

Текущее положение дел

Ну а пока процесс создания фрегата 22350М можно описать так: «все идет по плану». Как известно, контракт на эскизное проектирование нового корабля был заключен с Северным ПКБ 28 декабря 2018 г. И уже 17 марта 2019 г. ТАСС был «уполномочен заявить», что эскизное проектирование фрегата 22350М завершено, и ПКБ приступило к разработке рабочей конструкторской документации.

Нам остается только пожелать им в этом всяческих успехов, что мы, пользуясь случаем, и делаем!

//

История создания


Фрегат «Адмирал Горшков»

В классификации Советского Союза класса фрегат не существовало, несмотря на присутствие таковых в иностранных государствах. Вместо них были сторожевые суда, которые по своему оснащению, ТТХ и вооружению выполняли широкий спектр боевых задач.

С распадом СССР в ходе реформирования флота классификация была пересмотрена. Часть сторожевых противолодочных кораблей получила статус фрегатов. Они оставались на вооружении до начала 2000-х. К этому времени их технические и эксплуатационные характеристики устарели настолько, что появление новых судов стало приоритетной задачей.

Эскизный проект головного корабля новой серии фрегатов был утвержден в июне 2003. Строительство началось 1 февраля 2006, однако по ряду причин было замедлено, из-за чего судно спустили на воду 29 октября 2010 года. С учетом затянутых сроков принято решение параллельно с данным проектом наладить для перевооружения ВМФ РФ выпуск фрегатов 11356 «Буревестник», предназначавшихся преимущественно на экспорт.

Проект 22350 ориентировался на комплектацию всех флотов России кораблями нового типа. Однако с учетом задержек на данном этапе приоритет делается на комплектации Черноморского флота. Также возникли проблемы и с проведением испытаний нового фрегата.

Вначале возникли сложности с проверкой ходовых качеств корабля. Позже выяснилась неготовность артиллерийской установки, что потребовало ее замены. В итоге первые ходовые испытания состоялись 18 ноября 2014 года. Уже в январе проявились проблемы с двигателем, однако к лету 2020 корабль был восстановлен.

С 26 февраля по 19 августа фрегат Адмирал Горшков находился в кругосветном плавании. Дважды был пересечен экватор в разных океанах, пройден Суэцкий и Панамский канал. В конце 2020 ожидается испытательный запуск корабельных гиперзвуковых ракет «Циркон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector