Фрегат «адмирал григорович»
Содержание:
- Испытательный период
- Испытания
- Второй сторожевой корабль
- Заинтересованному вниманию предлагается «Фрегат проекта 11358».
- Конструктивные особенности и архитектура
- Фрегат «Адмирал Эссен» успешно сдал госэкзамены
- Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)
- Назначение фрегатов 11356
- Описание конструкции
- Построенные корабли
- История создания
- Наследники «Буревестника» и «Нерея»
Испытательный период
«Адмирал Макаров» был заложен 29 февраля 2012 года на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». 3 сентября 2015 года фрегат был спущен на воду, а с июля по октябрь 2016 года прошёл процедуру заводских испытаний.
30 октября 2016 года главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв заявил, что «Адмирал Макаров» войдёт в состав флота в декабре 2016 года. Однако государственные испытания затянулись более чем на год.
Также по теме
«Форпост возможностей»: как будет происходить формирование постоянной группировки России в Сирии
Россия начала формирование постоянной группировки на базах Тартус и Хмеймим в Сирии. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу….
В марте 2017 года замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов пояснил, что сроки передачи «Адмирала Макарова» сдвинулись по причине несвоевременного выполнения концерном «Алмаз-Антей» опытно-конструкторских работ по зенитному ракетному комплексу (ЗРК) «Штиль».
По информации СМИ, государственные испытания фрегата проекта 11356 затянулись из-за решения командования ВМФ провести на корабле испытания новой зенитной управляемой ракеты 9М317МФА с активной радиолокационной головкой самонаведения. Ракета должна расширить арсенал ЗРК корабельного базирования «Ураган-1».
С апреля по сентябрь 2017 года «Адмирал Макаров» прошёл завершающий этап государственных испытаний. Как сообщают открытые источники, проблемы с ЗРК «Штиль» были устранены. В апреле фрегат поразил крылатые ракеты — мишени, а в ноябре успешные испытания прошли все виды вооружения судна.
Испытания
Во время межфлотского перехода в Севастополь (май-июнь 2016 года) «Адмирал Григорович» в рамках обязательных испытаний использовался для обнаружения «вражеских» подводных лодок.
В Черном море данный фрегат провел артиллерийские стрельбы по буксируемому специальному щиту. Стрельба велась также по мишеням, которые сбрасывала на воду авиация. Морской порт в г. Новороссийске стал местом, где данный фрегат принял участие в проводившемся конкурсе «Кубок моря-2016». В августе судно прошло тренировочные учения по устранению вражеских подлодок. В роли противника использовалось подводное судно «Ростов-на-Дону». Корабль принял участие в «Русской неделе на Ионических островах» (общественный форум).
В ноябре 2016-го «Адмирал Григорович» вышел из порта Севастополя и направился к сирийским берегам. Задачей фрегата является усиление российских ВМФ Средиземноморья.
Второй сторожевой корабль
Вторым сторожевым кораблем проекта 11356 стал «Адмирал Эссен». Фрегат 11356 создан инженерами Северного ПКБ. Свое название судно получило в честь адмирала Н. О. фон Эссена. Проходит испытания третий корабль «Адмирал Макаров», строительство остальных фрегатов приостановлено из-за срыва Украиной поставок необходимого оборудования.
Конструкторские работы по фрегату «Адмирал Эссен» были начаты в 2011 году. Закладка корабля осуществлялась в Прибалтике работниками калининградского судостроительного завода «Янтарь». Фрегат значился под №01358.
Осенью 2014-го «Адмирал Эссен» был готов к ходовому испытанию. 7 ноября его спустили на воду под №751. После успешных заводских испытаний в ноябре 2015 г. фрегат был впервые спущен на воду, а в 2016 году — успешно испытан на государственном уровне. 23 марта судно вышло в море из военно-морской базы Балтики и отправилось в направлении Северного флота.
Фрегат должен был совершить межфлотский переход. Во время движения экипажем проводились работы по совместному маневрированию с сопровождающими кораблями. Межфлотский переход позволил морякам проверить навигацию корабля, средства связи и радиотехники. Экипаж «Адмирала Эссена» успешно провел обязательные учебные стрельбы. Комплексы вооружения судна были также успешно испытаны в Баренцевом море. Обязательные государственные испытания были завершены в апреле 2016-го.
Изначально было решено, что данный фрегат будет передан Черноморскому флоту в конце мая 2016 г. Предполагалось, что этой датой станет 26 мая. Однако 25 числа было решено провести дополнительное испытание. 7 июня 2016-го на фрегате «Адмирал Эссен» был поднят военно-морской флаг. В это же день новый корабль поступил на вооружение Черноморского флота России.
Заинтересованному вниманию предлагается «Фрегат проекта 11358».
Проект в основном использует технические решения корвета проекта 20380:
- Переход на современную противоторпедную защиту (пусковые установки противоторпедной защиты «Пакет-НК»)
- ЗРК «Редут» – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
- Размещение РЛС целеуказания (4 неподвижные ФАР) за радиопрозрачным обтекателем опоры РЛС общего обнаружения
- Новую конструкцию фок-мачты и грот-мачты
- УКСК – 3 модуля по 8 ячеек (всего 24 ячейки)
- ПВО ближнего действия на основе предположений о проекте 11356М
Проект 11351 | ||||
Водоизмещение стандартное: | 3180 | |||
Водоизмещение полное: | 3670 | |||
Длина наибольшая: | 123 | |||
Ширина наибольшая: | 14,2 | |||
Вооружение фрегата проекта 11351 | ||||
наименование | масса, т. | кол-во | всего, т. | |
АУ АК-100 | 35,70 | 1 | 35,70 | |
ЗРК Оса-МА: пусковая установка 3С90Э | 6,85 | 1 | 6,85 | |
ЗРК Оса-МА: 20 ракет 9М33 | 0,13 | 20 | 2,56 | |
РБУ-6000: пусковая установка | 3,10 | 1 | 3,10 | |
РБУ-6000: боекомплект РГБ | 0,12 | 96 | 11,52 | |
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом | 3,81 | 2 | 7,63 | |
СУАО «Вымпел-А» | 9,00 | 1 | 9,00 | ? |
Два четырёхтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11351 | 10,80 | 2 | 21,60 | |
боезапас 8 противолодочных торпед СЭТ-65Э | 1,74 | 8 | 13,90 | |
111,86 | ||||
Проект 11356 | ||||
Водоизмещение стандартное: | 3350 | 105% | ||
Водоизмещение полное: | 3860 | 105% | ||
Длина наибольшая: | 124,8 | |||
Ширина наибольшая: | 15,2 | |||
Вооружение фрегата проекта 11356 | ||||
наименование | масса, т. | кол-во | всего, т. | |
АУ А190 | 15,00 | 1 | 15,00 | |
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) | 15 | 1 | 15,00 | |
УКСК: Противокорабельная «БраМос» | 3 | — | ||
УКСК: Противокорабельная3М-14Э | 2,3 | 8 | 18,40 | |
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э | 1,77 | — | ||
УКСК: противолодочная 91РЭ1 | 2,1 | — | ||
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 | 1,2 | — | ||
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э | 30,00 | 1 | 30,00 | |
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э | 0,72 | 24 | 17,16 | |
РБУ-6000: пусковая установка | 3,10 | 1 | 3,10 | |
РБУ-6000: боекомплект РГБ | 0,12 | 48 | 5,76 | |
ЗРАК «Кортик»: боевой модуль с боекомплектом | 12,00 | 2 | 24,00 | |
ЗРАК «Кортик»: командный модуль | 9,00 | 1 | 9,00 | |
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 | 5,40 | 2 | 10,80 | |
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э | 1,74 | 4 | 6,95 | |
155,17 | 139% | |||
Вооружение фрегата проекта 11356М | ||||
наименование | масса, т. | кол-во | всего, т. | |
АУ А190 | 15,00 | 1 | 15,00 | |
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) | 15 | 1 | 15,00 | |
УКСК: Противокорабельная «БраМос» | 3 | 8 | 24,00 | |
УКСК: Противокорабельная3М-14Э | 2,3 | — | ||
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э | 1,77 | — | ||
УКСК: противолодочная 91РЭ1 | 2,1 | — | ||
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 | 1,2 | — | ||
ЗРК Штиль: пусковая установка 3С90Э | 30,00 | 1 | 30,00 | |
ЗРК Штиль: 24 ракеты 9М317Э | 0,72 | 24 | 17,16 | |
РБУ-6000: пусковая установка | 3,10 | 1 | 3,10 | |
РБУ-6000: боекомплект РГБ | 0,12 | 48 | 5,76 | |
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом | 3,81 | 2 | 7,63 | |
Barak-1 (8 ракет +ВПУ) | 2,50 | 2 | 5,00 | |
ЗРАК «Кортик»: командный модуль | 9,00 | 1 | 9,00 | |
Два двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53-11356 | 5,40 | 2 | 10,80 | |
Боезапас 16 противолодочных торпед СЭТ-65Э | 1,74 | 4 | 6,95 | |
149,40 | 134% | |||
Вооружение по проекту 11358 | ||||
наименование | масса, т. | кол-во | всего, т. | |
АУ А190 | 15 | 1 | 15,00 | |
ЗРК «Редут»:ПУ на 8 ЗУР | 6 | 3 | 18,00 | ? |
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М96Е | 0,33 | 20 | 6,60 | |
ЗРК «Редут»: ЗУР 9М100 | 0,11 | 16 | 1,76 | ? |
УКСК: ПУ на 8 ПКР (ЗС-14УКЭ1) | 14 | 3 | 42,00 | |
УКСК: Противокорабельная «БраМос» | 3 | 8 | 24,00 | |
УКСК: Корабль-Поверхность 3М-14Э | 1,77 | 8 | 14,16 | |
УКСК: противолодочная 91РЭ1 | 2,1 | 4 | 8,40 | |
УКСК: противолодочная 91РТЭ2 | 1,2 | 4 | 4,80 | |
Два четырехтрубных торпедных аппарата Пакет-НК | 3 | 2 | 6,00 | ? |
8 торпед М-15 или МТТ | 0,4 | 8 | 3,20 | |
ПУ ЗРК БД | 1,3 | 4 | 5,20 | |
ракета ближнего действия | 0,11 | 16 | 1,76 | |
РЛС ЗРК БД | 5 | 1 | 5,00 | |
ЗАК «АК-630»: боевой модуль с боекомплектом | 3,81 | 2 | 7,63 | |
163,51 | 105% | |||
Превышение массы нового вооружения над проектом 11356 | 8,34 |
превышение массы сравнимо с превышением от переворужения 8 ракет «3М-14Э» на «БраМос».
Конструктивные особенности и архитектура
Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.
Конструкция корпуса фрегата проекта 11356
Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.
На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.
Фрегат «Адмирал Эссен» успешно сдал госэкзамены
— Последним этапом государственных испытаний в полигонах на Северном флоте по совмещенной программе заводских ходовых и государственных испытаний стало завершение испытаний авиационного вооружения корабля с обеспечением вертолета Ка-31Р. Эта работа успешно была завершена в акватории Баренцева моря, — говорится в официальном сообщении пресс-службы государственной корпорации.
Сейчас корабль и его экипаж готовятся к переходу на заводскую базу в город Балтийск.
Государственные испытания нового сторожевого корабля «Адмирал Эссен» начались 30 января. Первый их этап прошел в Балтийском море, после чего фрегат совершил переход на Северный флот. Пройдя более двух тысяч морских миль, военный корабль 4 апреля прибыл к месту назначения.
Отметим, что серия фрегатов проекта 11356 строится для Черноморского флота. Изначально планировалось построить шесть кораблей. Головной корабль серии, «Адмирал Григорович», уже вошел в состав ВМФ России — Андреевский флаг на фрегате подняли 11 марта. На очереди — «Адмирал Эссен», а третий фрегат этого типа — «Адмирал Макаров» — флот должен получить в августе. Однако из-за проблем с поставками газотурбинных силовых установок украинского производства вторую тройку фрегатов могут продать Индии.
Фрегаты проекта 11 356 имеют небольшие размеры, хорошую мореходность и очень мощное вооружение. Основной ударный комплекс — это восемь ракетных пусковых установок комплекса «Калибр-НК», которые продемонстрировали свои возможности в прошлом году при ударах по позициям террористов-боевиков, воюющих на территории Сирии.
Одной ракетой гарантированно уничтожаются все типы надводных кораблей вплоть до крейсера, а залп из восьми ракет может вывести из строя авианосец. При этом сбить боеголовку, подлетающую к цели на сверхзвуке, практически невозможно и подавить наведение силами радиоэлектронного противодействия тоже не получится.
ПВО корабля состоит из 36 ракет зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1», двух установок зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик» или «Палаш». Особо стоит сказать о 100-мм артиллерийской установке А-190. В своем калибре это самая скорострельная морская пушка в мире. Она производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 20 километров с высокой вероятностью поражения.
Фрегат может нести на борту противолодочный вертолет Ка-27ПЛ или вертолет дальней радиолокационной разведки Ка-31. Максимальная скорость хода нового фрегата — 30 узлов, водоизмещение — 4 тысячи тонн, автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 180 человек и 20 морских пехотинцев.
Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)
Основные характеристики | «Адмирал Григорович» | «Адмирал Эссен» | «Адмирал Макаров» |
Водоизмещение | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. |
Длина | 124 м. | 124 м. | 124 м. |
Ширина | 15 м. | 15 м. | 15 м. |
Осадка | 4 м. | 4 м. | 4 м. |
Двигатели | Дизель-газотурбинная энергетическая установка | Газотурбинная энергетическая установка | Дизель-газотурбинная энергетическая установка |
Мощность | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт |
Скорость | 30 узлов | 30 узлов | 30 узлов |
Экипаж | 180 чел. | 180 чел. | 180 чел. |
Автономность | 720 часов | 720 часов | 720 часов |
Дальность плавания | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль |
Вооружение | «Адмирал Григорович» | «Адмирал Эссен» | «Адмирал Макаров» |
Радиолокационное вооружение | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» |
Радиоэлектронное вооружение | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» |
Тактическо-ударное вооружение | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» |
Артиллерия | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 |
Зенитная артиллерия | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М |
Ракетное вооружение | 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1, «Игла-1» |
Противолодочное вооружение | 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки |
Авиационная группа | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 |
Основные характеристики | «Адмирал Истомин» | «Адмирал Бутаков» | «Адмирал Корнилов» |
Водоизмещение | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. | 3,6 тыс. кг. |
Длина | 124 м. | 124 м. | 124 м. |
Ширина | 15 м | 15 м | 15 м |
Осадка | 4 м | 4 м | 4 м |
Двигатели | Дизель-газотурбинная энергетическая установка | Газотурбинная энергетическая установка | Дизель-газотурбинная энергетическая установка |
Мощность | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт | 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт |
Скорость | 30 узлов | 30 узлов | 30 узлов |
Экипаж | 180 чел. | 180 чел. | 180 чел. |
Автономность | 720 часов | 720 часов | 720 часов |
Дальность плавания | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль | 4,8 тыс. морских миль |
Вооружение | «Адмирал Истомин» | «Адмирал Бутаков» | «Адмирал Корнилов» |
Радиолокационное вооружение | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» | «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» |
Радиоэлектронное вооружение | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» | Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» |
Тактическое ударное вооружение | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» | Ракетная установка «Калибр-НК» |
Артиллерия | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 | 100-мм А-190 |
Зенитная артиллерия | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М | 2×6×30-мм АК-630М |
Ракетное вооружение | 8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
8 ракет «Оникс» или «Калибр» «Штиль-1» 8×1«Игла-1» |
Противолодочное вооружение | 8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
8 «Калибр-НК» 1×12 РБУ-6000 |
Минно-торпедное вооружение | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки | 533 мм торпедные установки |
Авиационная группа | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 | вертолет Ка-27 или Ка-31 |
Назначение фрегатов 11356
Это самые сбалансированные боевые единицы для борьбы с надводным и подводным флотом потенциального противника, они многоцелевого назначения, заменяют собой как большие противолодочные корабли (фрегаты), так и ракетные крейсера (эсминцы). Российские фрегаты нового поколения – это грозные боевые корабли, они первыми встречают врага на дальности от 500 до 2 600 км, обнаруживают и уничтожают атомные субмарины даже в 500 м под водой и на дальности 200 км, имеют эшелонированную многоступенчатую воздушную защиту. Поэтому они и получают собственные грозные имена – имена адмиралов, царских для 11350 и советских для 22350.
Назначение отечественных кораблей не такое как в НАТО, функции их другие – сдерживающие. Слишком уж «раздутым» был и будет флот США, который на 2021 год состоит из 11-ти авианосцев, пробирающихся к берегам других стран авианосными ударными группировками (АУГ) из 10-14 своих спутников, подлодок, эсминцев, фрегатов и под присмотром спутниковой навигации. Когда основу флота составляют авианосцы, тогда эта позиция атакующая. Количество же созданных АУГ позволяет нападать на несколько стран одновременно. Этой агрессивной политике может противостоять только мощный и сбалансированный противокорабельный флот, основу которому составляют отечественные ракетные крейсера и фрегаты.
Функции же натовских фрегатов заключаются лишь в охране авианосцев и берегов военных баз от подлодок. А дорогие эсминцы, «нашпигованы» всем, даже в ущерб противолодочной защите, находятся они всегда на острие атаки. Нечто подобное нашим сторожевым кораблям (теперь фрегатам) появилось и в американском флоте – корабли литоральной зоны, которые по водоизмещению и вооружению относятся к классу корветов и фрегатов, только нетрадиционно более сбалансированы по типу вооружения. Стремится к этому балансу теперь и британский новейший фрегат Type 26 «GCS». И ещё, у НАТО есть ядерные подлодки с ракетами большой и средней дальности. И чтобы держать на безопасном расстоянии все эти силы – нужны в достаточном количестве сторожевые корабли типа 11356, в обязанность также входит закрытие воздушных границ от дальней разведывательной и стратегической авиации наших недругов.
Читайте Проект 885 Ясень
Описание конструкции
Общий вид СКР проекта 11356
Энергетическая установка и ходовые качества
Изначально судовая электростанция состояла из пяти дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью 500 кВт каждый. Имелись также три хладомашины МХМ-180. В дальнейшем они были заменены. В результате чего в составе электроэнергетической системы корабля предусматриваются две электростанции мощностью по 1600 кВт, в состав каждой из которых входят два дизель-генератора мощностью 800 кВт каждый, два трансформатора напряжением 380/220 В, один главный распределительный щит и один пульт системы автоматизированного управления электроэнергетической системой корабля «Ангара-11356». Система управления «Ангара-11356» — это новая разработка на современной элементной базе, которая отрабатывалась на головном корабле.
Электроэнергетическая система корабля проекта 11356 в сравнении с системами кораблей типа проекта 1135 имеет ряд преимуществ:
— наличие двух перемычек на 380 В между электростанциями вместо одной, что повышает надежность и живучесть системы;
— внедрение в сеть освещения стандартизированного напряжения 220 В вместо 127 В;
— наличие двух щитов питания с берега, вместо одного;
— применение новой современной микропроцессорной системы управления «Ангара-11356».
Кроме того, на корабле применены новые типы автоматических выключателей, новые типы электродвигателей и другое современное электрооборудование. По техническому уровню, структуре, качеству электроэнергии и некоторым другим параметрам электроэнергетическая система корабля идентична электросистемам современных зарубежных кораблей типа Bremen, Norfolk и другим.
Построенные корабли
Название | Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Введен в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Генерал-Адмирал» | Русское общество механических и горных заводов (С-Петербург) | 15 ноября 1870 года | 26 сентября 1873 года | 8 сентября 1875 года | В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Нарову». |
«Герцог Эдинбургский» | Русское Балтийское жел.-дор. и механич. общество (С-Петербург) | 15 сентября 1870 года | 29 августа 1875 года | 1877 год | В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Онегу». |
История создания
Предпосылки к созданию
После создания в России прибрежного оборонительного флота, уже в марте 1864 года было принято решение начать строительство на отечественных верфях и из своих материалов следующего поколения броненосных кораблей, отличавшихся большей боевой мощью и повышенной мореходностью, предназначенных к океанским плаваниям. Эти корабли хорошо подходили для атаки крепостей и эскадренного боя. В то же время успешные действия рейдеров южан во время Гражданской войны в США убедительно показали, какой вред неприятельской торговле могут нанести действия одиночных крейсеров. Однако крейсерские силы русского флота находились в неудовлетворительном состоянии. К тому же ни один из крейсеров не имел защиты жизненно важных частей на случай встречи с кораблями неприятеля, а также с большими коммерческими пароходами, которые могут быть вооружены сильными орудиями. При этом надо учитывать, что наиболее вероятный на то время противник России — Англия, полностью зависела от поставок сырья и продовольствия из своих многочисленных колоний и обладала чрезвычайно протяженными, а потому легкоуязвимыми морскими коммуникациями. В связи с этим, приоритетной задачей стала постройка корабля, который должен был «быть крейсером в полном смысле этого слова и наносить вред неприятельской торговле», а для этого обладать максимально возможной скоростью, высокой мореходностью и автономностью. При этом мощную энергетическую установку, увеличенные запасы угля, броню по поясу и тяжелые орудия требовалось разместить в пределах минимально возможного водоизмещения.
Проектирование
Идея создания броненосного крейсера прозвучала в 1867 году в Отчете по морскому ведомству великого князя Константина Николаевича:
Поприще деятельности броненосных судов расширяется и в настоящее время настойчиво преследуется цель создать тип броненосного крейсера |
70-пушечный винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»
В руководстве морского ведомства полагали, что для борьбы с английскими крейсерами русский крейсер должен обладать броневым прикрытием по ватерлинии. В 1868 году, вернувшийся из заграничной командировки адмирал А.А. Попов представил проект переделки деревянного 70-пушечного парусно-винтового фрегата «Генерал-Адмирал». По его поручению корабельный инженер подполковник Свистковский составил проект замены существующей на фрегате гладкоствольной артиллерии нарезной калибром 203 и 229 мм. Кроме того, планировалось заменить механизмы, снабдить фрегат броневым поясом по ватерлинии и уменьшить экипаж. Однако выяснилось, что в этом варианте стоимость работ будет слишком высока. В то же время на рассмотрение Кораблестроительного отделения Морского технического комитета (МТК) был предложен проект броненосного крейсера капитана 2-го ранга Н.В. Копытова (сам проект он разработал раньше — в 1867 году). Водоизмещение крейсера по его проекту — 7718 т, корпус целиком из железа, по ватерлинии броневой пояс шириной не более 7 футов (2,13 м), вооружение — двенадцать 229-мм орудий, скорость — 14,48 узла при мощности энергетической установки 7200 л.с, большой запас угля (1800 т). Кроме того, для повышения автономности крейсер имел полный рангоут. Таран не предусматривался и вместо гребных винтов предлагалось установить водометные движители. После рассмотрения проекта Копытова решили построить новый фрегат (с металлическим корпусом) и оставить ему прежнее название. В приказе управляющему Морским министерством Н.К. Краббе от 14 июня 1869 года, государь-император высочайше повелел:
…состоящий же в Балтийском флоте фрегат «Генерал-Адмирал» исключить из списка судов флота, по неблагонадежности дальнейшей службы, а вместо него построить корвет, наименовав оный «Генерал-Адмирал» с употреблением годного с фрегата леса на имеющий строиться корвет «Генерал-Адмирал» |
Однако, МТК рассмотрев проект Копытова, все же не утвердил его для практической реализации, ввиду ряда недоработок и высокой стоимости корабля водоизмещением почти 8000 т. Тем не менее, ряд предложений затем был реализован. Составление чертежа предложенного к постройке железного корвета было поручено адмиралу А.А. Попову. Корабль решено было строить на отечественном заводе целиком из материалов, произведенных в России.
В ноябре 1869 года, после передачи чертежей командиру Санкт-Петербургского порта, Морское министерство внесло в Кораблестроительное отделение МТК, предложение:
…корвет «Александр Невский», который предложено строить на суммы сметы 1870 г., строился бы по одним чертежам с корветом «Генерал-Адмирал», так как оба этих судна предназначались для одной цели |
Наследники «Буревестника» и «Нерея»
Проект 11356 предполагает строительство шести фрегатов дальней морской зоны для Черноморского флота. Ранее «Янтарь» передал Минобороны два сторожевых корабля — «Адмирал Григорович» (11 марта 2016 года) и «Адмирал Эссен» (7 июня 2016 года). Оба фрегата неоднократно несли боевое дежурство у берегов Сирии и наносили удары по террористам.
- Головной сторожевой корабль Черноморского флота ВМФ РФ «Адмирал Григорович» проекта 11356
В 2013 году на «Янтаре» были заложены ещё три корабля проекта 11356 — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». В 2015 году калининградский завод был вынужден прекратить строительство фрегатов из-за отказа Украины продавать газотурбинные установки.
Также по теме
«Чёрные дьяволы»: как морская пехота России будет наращивать свой боевой потенциал
27 ноября в России отмечается День морской пехоты. Этот род вооружённых сил был создан немногим более 300 лет назад. В то время…
Ситуацию спасли специалисты подмосковного ПАО «ОДК-Сатурн», которые разработали аналогичные по характеристикам установки М70ФРУ и М90ФР. Работы на «Адмирале Бутакове», «Адмирале Истомине» и «Адмирале Корнилове» должны возобновиться в 2018 году. В состав ЧФ корабли войдут в 2020—2021 годах.
Суда проекта 11356 являются усовершенствованными аналогами сторожевых кораблей проекта 1135 «Буревестник» и проекта 11351 «Нерей». В СМИ проект 11356 нередко называют «Буревестником» из-за внешнего сходства с советскими фрегатами.
Корабль проекта 11356 имеет водоизмещение около 4 тыс. тонн, дальность плавания — 4,8 тыс. миль, автономность — 30 суток, скорость хода — 30 узлов (55 км/ч). Длина фрегата — 124,4 м, ширина — 15,2 м, осадка — 4,2 м. Экипаж корабля составляет 180 человек.
На вооружении «адмиралов» стоят ракетные комплексы «Калибр-НК», 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190 «Универсал», два спаренных торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна бомбомётная установка РБУ-6000. Средства ПВО представлены ЗРК «Штиль» и 30-миллиметровой артиллерийской установкой АК-630.
- Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» проекта 11356
Оборудование и вооружение позволяют кораблям проекта 11356 поражать цели на расстоянии до 300 км, а также вести круговую оборону от авиационной техники, кораблей, подводных лодок и ракет противника.
На палубе «адмиралов» могут разместиться многоцелевой вертолёт Ка-27 или вертолёт радиолокационного дозора Ка-31. По информации СМИ, корабли проекта 11356 оснастят многофункциональными беспилотными комплексами «Орлан-10», которые будут использоваться для проведения разведки и целеуказания.