Кузнецов, николай герасимович

Начало. Предыстория

1945 год
Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны

В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.
Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год
Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море
Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев

Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год
Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков,  который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны  авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века
«Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25.  Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века
Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.
В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.
Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год
Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Авианосец проекта «Киев»

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит». 

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов — они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».Авианосец «Адмирал Кузнецов»Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео

https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток

Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов

— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до —  180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см2 и температура 470°С. Движители — 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Возврат к идеям создателей

Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ полковник запаса Виктор Мураховский, в свою очередь, отметил, что после модернизации может принципиально измениться концепция применения «Адмирала Кузнецова» в боевых действиях.

Также по теме


«Мы можем построить всё»: нужны ли российскому флоту новые авианосцы

После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ…

«Хочу подчеркнуть, что это не авианосец в полном смысле слова, а авианесущий крейсер. Изначально основным его ударным средством были противокорабельные ракеты, а авиация базировалась на палубе, в первую очередь для того, чтобы отражать авианалёты на корабельную группировку, в которую этот корабль входил. Другое дело, что потом самолёты решили сделать основной ударной силой данного корабля. Но нужно понимать, что эффективность от такого решения будет не очень высока, потому что проектировался «Кузнецов» для другого», — заявил эксперт.

По его словам, МиГ-29К/КУБ, который планируют сделать основным летательным аппаратом, базирующимся на авианесущем крейсере, предназначен в первую очередь для уничтожения самолётов противника.

«А это говорит о том, что наше военное руководство, вероятнее всего, планирует использовать «Кузнецова» в соответствии с теми задачами, под которые он изначально и строился. Он будет прикрывать другие корабли в Средиземном море или же где-то ещё», — заявил Мураховский.

  • Корабельный истребитель Су-33 ВКС РФ во время взлёта с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
  • РИА Новости

Он добавил, что идеальным вариантом модернизации корабля была бы установка на него атомной силовой установки вместо дизельной.

«Однако это потребует глубокой перестройки «Кузнецова», фактически создания нового авианосца. Поэтому дешевле и целесообразнее провести капитальный ремонт имеющихся двигателей, а также оснастить корабль новым оборудованием», — сказал Мураховский.

При этом специалист подчеркнул, что не разделяет точку зрения ряда экспертов и журналистов, что от «Адмирала Кузнецова» необходимо отказаться в силу его дороговизны и того факта, что он морально устарел.

Аналогичной точки зрения придерживается и Сытник.

«Поскольку мы имеем базу ВМФ в Тартусе, поскольку Средиземное море имеет для нашей безопасности крайне большое значение, авианосец нам там очень даже нужен. «Лишние» 2—3 десятка самолётов позволят нам следить за атомными лодками США, вести наблюдение за ситуацией, осуществлять мероприятие радиоэлектронной борьбы. После завершения модернизации «Кузнецов» может принести нашему ВМФ ещё много пользы», — заключил лётчик.

Кто ответит за аварию

Плавдок ПД-50 утонул в ночь с 29 на 30 октября 2018 года, что стоило жизни одному человеку. Авианосец стоял в этот момент в доке. Если бы корабль был не готов к погружению подводной части корпуса в воду, то затопление дока привело бы к тяжелым повреждениям самого корабля. Авария вызвала массу вопросов в адрес «эффективных менеджеров», которые якобы привели плавдок к такому финалу. Напомним, что хотя за ремонт авианосца отвечали структуры ОСК, за док нес ответственность его собственник – 82-й судоремонтный завод, принадлежащий Роснефти, а за сам корабль – «Звездочка» и ВМФ.

Прежде чем двигаться дальше, разберем основную версию произошедшего. Это необходимо сделать по следующей причине. Хотя никаких официальных итогов расследования аварии, даже предварительных, не опубликовано, в прессу было вброшено большое количество информации, дающей некое представление о произошедшем.

В дайджесте сообщений СМИ, собранном «по горячим следам» агентством РБК (https://www.rbc.ru/society/30/10/2018/5bd7b5349a79478571b27c8a), со ссылкой на различные источники приводятся следующие сообщения: «При проведении доковых работ работниками 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково произошел перебой в подаче электроэнергии, в результате чего были заполнены нештатно цистерны плавдока ПД-50. Как следствие плавдок резко ушел под воду». Это РБК цитирует сообщение неназванного источника агентства РИА «Новости».

А вот цитата ТАСС в том же материале уже имеет конкретного автора. «Сейчас обстоятельства произошедшего выглядят так: в ходе операции по спуску «Адмирала Кузнецова» на воду произошел скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы и произошло нерасчетное погружение дока в воду. Пока не могу сказать, поврежден ли док», – рассказал представитель предприятия «Звездочка» Евгений Гладышев.

Сразу после аварии шеф ОСК Алексей Рахманов сообщил телеканалу «Звезда» (https://tvzvezda.ru/news/201810301250-lbch.htm) следующее: «При выводе из дока нештатно пошла работа систем балластирования. Ввиду, как говорят наши коллеги, внезапного отключения электроэнергии с берега. Это вызвало неконтролируемое погружение одной из башен дока, что привело к существенному крену. При этом командам удалось вывести корабль из дока. Повреждения получила полетная палуба в результате падения на нее крана дока».

Очень подробную статью по поводу причин аварии выпустили «Известия»(https://iz.ru/806496/ilia-kramnik/upustili-dok-pochemu-admiral-kuznetcov…): «По информации корреспондента «Известий» из источников в судоремонтной отрасли, вывод авианосца из дока не планировался и когда ПД-50 начал погружаться, корабль находился на палубе дока, не будучи готовым к выходу. Предпосылкой к аварии действительно стали проблемы с энергоснабжением, однако док не перешел на собственное питание, так как моторная команда ПД-50 была сокращена, а горючее для дизель-генераторов не закупалось.

По данным источников, «Кузнецова» спасла слаженная работа остававшейся на борту во время ремонта части экипажа, которая своевременно начала борьбу за живучесть и спасла корабль от затопления, несмотря на поступление воды через открытую забортную арматуру и сделанные в ходе ремонта отверстия. В итоге корабль остался на плаву. Также экипаж «Кузнецова» организовал спасение доковой команды. В итоге авианосец, приняв несколько тысяч тонн воды, был отбуксирован к причалу 35-го судоремонтного завода – к своему обычному месту стоянки.

В ходе затопления док накренился, что привело к падению крана на палубу авианосца. Кроме того, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, корабль получил пробоину в надводной части борта площадью около 20 квадратных метров».

Собственно, эти материалы и сформировали ту версию, которая в отсутствии официальной стала общепринятой точкой зрения. Криворукие эффективные менеджеры Роснефти сгноили док до того, что в него начала поступать вода. Пока насосы работали, все было нормально, но как только отключилось электричество, док сразу и быстро утонул, потому что владельцы сэкономили на резервном электроснабжении.

Но так ли это на самом деле? Даже озвучивая эту версию и позиционируя ее как правду, «Известия» постоянно цитируют представителя Россетей, который утверждал, что отключений электричества на 82-м СРЗ не было. Впрочем, версии об аварии электросети на самом СРЗ это не противоречит. Зато огромная нестыковка во всех этих версиях в Интернет все-таки просочилась, причем с самой неожиданной стороны.

Опала

Несмотря на успехи в годы войны, вскоре после ее окончания герой нашей статьи оказался в опале. Не помогли даже многочисленные награды Николая Герасимовича Кузнецова.

В феврале 1946 года Наркомат Военно-Морского Флота был распущен. Сталиным принято решение о включении ВМФ в состав Вооруженных сил Советского Союза. Кузнецов стал заместителем наркома, которого затем стали называть министром.

В начале 1947 года между адмиралом и генералиссимусом состоялся неприятный разговор, который выявил между ними многочисленные разногласия. Причиной была программа дальнейшего развития Военно-Морского Флота.

Результатом стало отстранение Кузнецова от командования. Его лишили высокопоставленной должности, назначив в руководство управлением военно-морскими учебными заведениями.

На этом его проблемы не закончились. Через несколько месяцев Николая Герасимовича отдали под так называемый Суд чести, организованный Министерством Вооруженных сил. Вместе с Кузнецовым к ответу призвали адмиралов Алафузова, Галлера и Степанова. Процесс вел маршал Говоров.

Их обвиняли в том, что в период с 1942 по 1944 год они, не имея на то разрешения властей, передали американцам и англичанам секретные чертежи, которые, в частности, включали в себя описания дистанционной гранаты, парашютной высотной торпеды, схемы управления стрельбой, артиллерийские системы, а также значительное количество морских карт, считавшихся секретными.

Постановлением Суда чести все четверо обвиняемых были признаны виновными в совершенном преступлении. Было решено обратиться к Совету министров, чтобы передать дело офицеров в Военную коллегию для дальнейшего рассмотрения.

В феврале 1948 года и Военная коллегия признала адмиралов виновными. Рассматривая дело Кузнецова, отдельно были отмечены его выдающиеся заслуги, только поэтому его было решено освободить от уголовного наказания. Ограничились ходатайством о разжаловании до контр-адмирала. Все остальные обвиняемые получили реальные сроки тюремного заключения.

Кузнецов, оказавшись в опале, не уходит в отставку. Его назначают заместителем главнокомандующего Военно-морскими силами на Дальнем Востоке. Затем он становится командующим Военно-Морским Флотом на Тихом океане.

В начале 1950-х годов Кузнецов постепенно начал восстанавливать свое положение в руководстве Советской армии. В начале 1951 года ему присвоили звание вице-адмирала, а в июле даже назначили военно-морским министром. На этом посту он оставался до 15 марта 1953 года.

13 мая, то есть через несколько месяцев после смерти Сталина, ему вернули звание адмирала. Тогда же ему объявили о снятии судимости.

«Он был на своём месте»

В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.

Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.

«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.

Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.

Также по теме


Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье

29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…

После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.

«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.

В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.

Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.

В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.

  • Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске

6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.

По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.

«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.

«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector