Бпк «адмирал чабаненко»: технические характеристики, вооружение. северный флот вмф россии
Содержание:
- Радиоэлектронное вооружение корабля
- Биография
- История создания БПК
- В составе ВМФ СССР
- Примечания
- История создания
- Общие сведения
- Вооружение кораблей
- Описание конструкции
- Хорошие и плохие новости
- Технические характеристики
- Галерея
- Литература[ | ]
- Постройка и испытания
- Техническое оснащение и характеристики корабля
Радиоэлектронное вооружение корабля
Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.
Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.
Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.
Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.
Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».
Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.
Биография
А.Т. Чабаненко
Андрей Трофимович Чабаненко родился 30 октября 1909 года в семье рабочего в городе Верхнеднепровске. Украинец. В 1927 году он поступил в военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. С 1931 г. вахтенный начальник, штурман, минер подводной лодки на Черном море. В 1932 г. окончил учебный отряд подводного плавания им. С. М. Кирова, назначен старшим помощником командира подводной лодки Морских сил Черного моря. В 1933 году Чабаненко стал командиром подводной лодки на Тихоокеанском флоте. В 1938 году он был назначен командиром дивизиона подводных лодок.
Во время Великой Отечественной войны Чабаненко командовал бригадой подводных лодок Тихоокеанского флота, находившихся в состоянии постоянной боевой готовности. Участвовал в Сахалинской наступательной операции, высаживая десант у порта Маока.
В 1946 году Андрей Трофимович Чабаненко окончил академические курсы при Военно-морской академии, получив по завершению обучения должность командира Южно-Сахалинской военно-морской базы. В 1948-1950 гг. был слушателем военно-морского факультета Военной академии Генштаба. С 1950 г. на Балтике, командир военно-морской базы Порккала-Удд, начальник штаба 8-го ВМФ. С 1951 г. вице-адмирал. В апреле 1952 года был назначен командующим Северным флотом, позднее А.Т. Чабаненко писал:
Десять лет на Северном флоте были самыми напряженными и яркими… Удалось добиться создания мощной строительной организации, без которой нельзя было преодолеть отставание в устройстве базирования. Завершил разработку тактики действий подводных лодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах и практически отработал на учениях |
адмирал
Под его руководством были совершены первые полярные и дальние походы подводных лодок. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», совершив переход подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса. Задачи такого уровня сложности были решены впервые в истории мирового флота. А в сентябре 1960 года состоялся первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения, с борта подлодки Б-67.
В июне 1962 года Андрея Трофимовича назначили помощником начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР по Военно-морскому флоту. В мае 1972-го был направлен профессором-консультантом в Академию Генерального штаба, а в ноябре 1976 года вышел в отставку. Андрей Трофимович Чабаненко скончался 19 декабря 1986 года.
История создания БПК
В 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей — слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля.
Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль.
Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него.
Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс».
По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору.
В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев.
В составе ВМФ СССР
БПК «Адмирал Чабаненко»
В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.
Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.
Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.
По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.
В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».
Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).
Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР
БПК проекта 57А | БПК проекта 61 | БПК проекта 61МЭ | БПК проекта 1134 «Беркут» | БПК проекта 1134А | БПК проекта 1134Б | БПК проекта 1155 | БПК проекта 11551 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Гневный» (1958) | «Комсомолец Украины» (1960) | «Надёжный» (1977) | «Адмирал Зозуля» (1965) | «Кронштадт» (1968) | «Николаев» (1969) | «Удалой» (1980) | «Адмирал Чабаненко» (1992) |
«Упорный» (1959) | «Сообразительный» (1961) | «Губительный» (1978) | «Вице-адмирал Дрозд» (1968) | «Адмирал Исаков» (1968) | «Очаков» (1971) | «Вице-адмирал Кулаков» (1980) | |
«Гремящий» (1959) | «Проворный» (1962) | «Ловкий» (1979) | «Владивосток» (1968) | «Адмирал Нахимов» (1969) | «Керчь» (1972) | «Маршал Василевский» (1981) | |
«Жгучий» (1959) | «Огневой» (1963) | «Твёрдый» (1983) | «Севастополь» (1969) | «Адмирал Макаров» (1970) | «Азов» (1973) | «Адмирал Захаров» (1982) | |
«Зоркий» (1960) | «Образцовый» (1964) | «Толковый» (1986) | «Маршал Ворошилов» | «Петропавловск» (1974) | «Адмирал Спиридонов» (1983) | ||
«Бойкий» (1959) | «Одарённый» (1964) | «Адмирал Октябрьский» (1971) | «Ташкент» (1975) | «Адмирал Трибуц» (1983) | |||
«Дерзкий» (1960) | «Отважный» (1964) | «Адмирал Исаченков» (1972) | «Таллин» (1976) | «Маршал Шапошников» (1985) | |||
«Гордый» (1960) | «Славный» (1965) | «Маршал Тимошенко» (1973) | «Симферополь» (1987) | ||||
«Храбрый» (1961) | «Стройный» (1965) | «Василий Чапаев» (1974) | «Адмирал Левченко» (1985) | ||||
«Стерегущий» (1966) | «Адмирал Юмашев» (1976) | «Адмирал Виноградов» (1987) | |||||
«Красный Кавказ» (1966) | «Адмирал Харламов» (1988) | ||||||
«Решительный» (1966) | «Адмирал Пантелеев» (1988) | ||||||
«Смышлёный» (1966) | |||||||
«Строгий» (1967) | |||||||
«Сметливый» (1967) | |||||||
«Смелый» | |||||||
«Красный Крым» (1969) | |||||||
«Способный» (1970) | |||||||
«Скорый» (1971) | |||||||
«Сдержанный» (1972) |
Примечания
- ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
- По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ — БПК «Адмирал Захаров».
- Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
- Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
- Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.
История создания
Предшественники
БПК «Вице-адмирал Кулаков» проекта 1155
Непосредственными предшественниками БПК проекта 11551 являлись БПК проекта , по водоизмещению и размерениям близкие к эсминцам проекта 956 и предназначенные для совместной с эсминцами работы. По существу, БПК проекта 1155 представляли собой газотурбинный вариант эсминцев с более мощной гидроакустикой, ПЛРК вместо ударных ракет и постоянным ангаром на два вертолёта вместо одного на эсминцах.
Предпосылки к созданию
Получив опыт океанской службы эсминцев типа «Современный» и БПК типа «Удалой», а также с учётом достигнутого прогресса в совершенствовании корабельных газотурбинных установок, в руководстве ВМФ СССР было решено совместить достоинства обоих проектов в одном универсальном корабле.
Проектирование
Проект 11551 (шифр «Фрегат») был разработан Северным ПКБ под руководством В. П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК проекта 1155: отсутствие ударных ракет, относительная слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Первые чертежи нового корабля появились в 1982 году, а завершён проект в 1983 – 1984 годах.
Общие сведения
«Стройный» стал пятым в серии новаторских для 1960-х годов газотурбинных кораблей — проекта 61, строившихся для ВМФ СССР на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Это были первые в мире крупные боевые корабли, оснащённые газотурбинной силовой установкой в качестве основной и единственной. В Советском Союзе эти боевые единицы в разные периоды носили различную классификацию: официально их отнесли сначала к сторожевым, потом к большим противолодочным кораблям, а оснащённые противокорабельными комплексами представители типа, в том числе и «Стройный», несколько лет классифицировались как большие ракетные корабли. По западной классификации, как правило, БПК проекта 61 относили к фрегатам или эсминцам.
Построенные значительной серией, обладающие выдающимися для 1960-х годов характеристиками вооружения и мореходности, корабли проекта 61 сыграли большую роль в формировании океанских соединений ВМФ СССР. Характерный облик этих кораблей надолго стал одним из символов советского военного флота.
Если вы находитесь в иностранном порту и не можете определить национальную принадлежность стоящих там кораблей — выберите самый красивый и самый чистый из них, в девяти случаях из десяти это будет советский корабль. Гарри Аллендорфер, кэптен ВМС США |
Достойное место в ряду кораблей своего типа занял и БПК «Стройный», нёсший службу в составе Северного флота и демонстрировавший Военно-Морской флаг Советского Союза в ряде «горячих точек» мирового океана. В частности, именно экипажу «Стройного» летом 1986 года пришлось оказывать помощь советским гражданским судам, подорванным южноафриканскими диверсантами в ангольском порту Намибе.
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
Схема применения комплекса «Раструб-Б»
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Противокорабельная крылатая ракета «Москит»
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
Описание конструкции
-
Основная статья: эсминцы типа «Гневный».
Корпус и архитектура
Эсминец проекта 57бис и БПК проекта 57А, общий вид
«Упорный» представлял собой переходный тип между торпедно-артиллерийскими эсминцами классической конструкции и ракетными кораблями: даже пусковые установки управляемых крылатых ракет были сконструированы по образцу артиллерийских башен и размещены подобно последним, в нос и корму от надстройки. В целом, даже несмотря на увеличение размерений, архитектура мало отличалась от предшественников. Стальной гладкопалубный корпус за счёт седловатости верхней палубы обеспечивал достаточно большую высоту форштевня, а посередине корпуса смонтирована надстройка с двумя дымовыми трубами и двумя мачтами. При помощи 17 главных переборок обеспечивалось поперечное разделение корпуса на 18 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствовало продольное разделение корпуса тремя палубами — верхней, промежуточной и нижней. В конструкции корпуса предусматривалось две пары скуловых килей и успокоитель качки с двумя втягивающимися внутрь бортовыми управляемыми рулями.
Энергетическая установка и ходовые качества
На эсминцах проекта 57бис применили паротурбинную силовую установку, состоявшую из двух суммарной мощностью 85000 л. с., вращавших два гребных винта. Пар для турбин вырабатывали четыре паровых котла модели КВ-76-1. Мощность энергетической установки позволяла эсминцу развивать наибольшую скорость в 34,5 узла. Запас топлива составлял 618 тонн, что позволяло преодолеть экономическим ходом 18 узлов до 3000 миль без дозаправки.
Вооружение и оборудование
Основой вооружения эсминцев проекта 57бис были крылатые ракеты КСЩ, ради размещения которых конструкторы полностью отказались от универсальной артиллерии.
Пуск ракеты КСЩ с «Зоркого» проекта 57бис
В двух боевых погребах эсминец мог нести двенадцать (в перегруз — до шестнадцати) крылатых ракет. 2960-килограммовая ракета КСЩ доставляла мощную 625-килограммовую боевую часть на дистанцию до 100 километров от корабля-носителя и могла поражать как надводные корабли, так и наземные радиоконтрастные цели, наподобие крупных зданий или нефтяных терминалов. Система наведения ракеты реализовывала революционный для 1950-х годов принцип «выстрелил и забыл». От корабля-носителя требовалось только предварительно навести пусковую установку по горизонту перед пуском и потом дистанционно дать команду на включение самонаведения — всё остальное ракета, оснащённая активной радиолокационной головкой самонаведения, выполняла самостоятельно. Однако то, что задумывалось как достоинство, на практике стало недостатком ракеты: развитие техники того времени ещё не позволяло реализовать достаточно надёжные селекцию и захват цели бортовыми средствами. Вероятность успешного поражения желаемой цели оставалась низкой, к тому же ракета КСЩ оказалась очень уязвимой как со стороны средств атакованного корабля, так и для традиционных огневых средств поражения. Вследствие низкой эффективности этот ракетный комплекс был в 1972 году снят с вооружения.
корабля обеспечивали четыре 57-мм автоматические счетверённые установки ЗИФ-75. Боезапас был унифицирован с наземной артсистемой буксируемого комплекса С-60 и мог включать в себя осколочно-трассирующие и фугасные снаряды. Управление огнём 57-мм установок осуществлялось двумя приборами управления стрельбой «Фут-Б».
Противолодочное вооружение было представлено торпедными аппаратами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 57бис нёс по два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ТТА-53-57 и по две реактивных шестнадцатиствольных установки РБУ-2500.
Постоянного авиационного вооружения эсминец не нёс и ангара не имел, однако при необходимости мог принять один лёгкий вертолёт Ка-15 на предусмотренную в корме площадку.
Радиоэлектронное оборудование эсминца включало в себя обзорную РЛС «Ангара», навигационную РЛС «Нептун», гидроакустическую станцию «Геркулес-2М», системы управления оружием, средства связи и радиоэлектронной борьбы.
Хорошие и плохие новости
Таким образом, в последние дни мая общественности сообщили о дальнейшей судьбе надводных кораблей, задействованных в ПЛО. В обозримом будущем министерство обороны планирует провести модернизацию определенного числа противолодочных кораблей, по результатам которой они смогут оставаться на службе и эффективно решать свои задачи.
МПК «Кореец» и «Усть-Илимск» пр. 1124М, 2007 г.
Впрочем, не все новости являются поводом для оптимизма. Так, контр-адмирал В. Тряпичников указал, что БПК «Маршал Шапошников» пр. 1155 вернется с ремонта в строй только в начале двадцатых годов. Этот корабль пребывает в ремонте с 2020 г. и получает крупный набор нового оснащения. Не так давно, в феврале, отечественные СМИ сообщали, что до конца года корабль выйдет на ходовые испытания. Его возвращение флоту планировалось на 2020-й.
Согласно последним заявлениям официального лица, процесс модернизации БПК заметно затягивается. БПК «Маршал Шапошников» вернется на службу только в 2021-22 гг. С чем связан такой перенос сроков – неизвестно, но подобные изменения графика заставляют проявлять беспокойство.
Новости о модернизации МПК пр. 1124М следовало ожидать. Такие корабли продолжают службу, но их состояние и возможности уже далеки от желаемых. Обновление, предусматривающее установку новых ГАК и вооружений на существующей удачной платформе, приведет к очевидным положительным последствиям.
Технические характеристики
БПК проекта 1155 | БПК проекта 1155.1 | |
Нормальное водоизмещение | 6840 тонн | 7700 тонн |
Полное водоизмещение | 7480 тонн | 8900 тонн |
Длина корабля | 163,5 | 163,5 м |
Ширина | 19 м | 19 м |
Осадка | 5,2 м | 5,2 м |
Скорость | 30 узлов полная, 14 – экономическая | Полная — 32, экономическая 18 узлов |
Запас хода | 1300 морских миль на полной скорости, 3500 на экономической | 3500 морских миль |
Автономность | 30 суток | 30 суток |
Численность экипажа | 220 человек | 296 человек |
К сожалению, точная информация о характеристиках этих кораблей отсутствует, источники противоречат друг другу, причем очень заметно. В частности, приводятся самые разные данные о мощности силовой установки и запасе хода БПК.
Галерея
БПК «Адмирал Чабаненко». 1 марта 1999 года
БПК «Адмирал Чабаненко» в Североморске на день ВМФ , 25 июля 2004 года
БПК «Адмирал Чабаненко» на переходе в Брест, 21 сентября 2004 года
БПК «Адмирал Чабаненко», 20 марта 2005 года
БПК «Адмирал Чабаненко» и БПК «Адмирал Левченко», 17 мая 2005 года 01:5
БПК «Адмирал Чабаненко» и французский фрегат «Латуш-Тревилль» на совеместных учениях у берегов Норвегии, 2003 год
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» на испытаниях, 1997-1998 годы
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», 1997-1998 годы
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», 24 мая 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», 24 мая 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», 24 мая 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», 24 мая 2007 года
Кают-компания БПК «Адмирал Чабаненко», 23 мая 2007 года
Коридор и дверь в каюту командира БПК «Адмирал Чабаненко», 23 мая 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» на рейде Североморска, 15 апреля 2006 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Норфолке, июнь 2007 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» у берегов Норвегии, декабрь 2007 года
Американский ракетный крейсер «Сан Хасинто» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Средиземном море, 18 января 2008 года 17:28
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» на параде по случаю Дня Флота в Североморске, 27 июля 2008 года 11:01
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» на рейде Североморска перед выходом в поход к берегам Венесуэлы, 21 сентября 2008 года 15:12
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» во время парада на День Флота в Североморске, 27 июля 2008 года 10:43
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» во время учений у берегов Венесуэлы,
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» во время учений у берегов Венесуэлы, 1 декабря 2008 года 17:34
Президенты Чавес и Медведев на борту БПК «Адмирал Чабаненко», 27 ноября 2008 года 11:07
Прибытие БПК «Адмирал Чабаненко» в ВМБ Ла Гуайра, 25 ноября 2008 года 09:26
Прибытие БПК «Адмирал Чабаненко» в ВМБ Ла Гуайра, 25 ноября 2008 года 09:53
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», июль 2004 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Панамском канале, 5 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Панамском канале, 5 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Панамском канале, 5 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Панама-Сити, 6 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Панама-Сити, 6 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» у берегов Никарагуа, 13 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» входит в бухту Гаваны, 19 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» входит в бухту Гаваны, 19 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» входит в бухту Гаваны, 19 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Гаване, 19 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Гаване, 19 декабря 2008 года
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» в Гаване, 21 декабря 2008 года 10:08
Литература[ | ]
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2003. — Т. II, часть I. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли.. — 124 с. — ISBN 5-8172-0080-5.
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. — СПб.: Галея Принт, 2005. — Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. — 124 с. — ISBN 5-8172-0094-5.
- Павлов А. С. БПК типа Удалой. — Якутск, 1997. — 40 с. — ISBN не указан.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
Постройка и испытания
Корабли нового проекта предполагалось строить на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) — основном предприятии-строителе предшествующих БПК проекта 1155.
Головной «Адмирал Чабаненко» был заложен в Калининграде 15 сентября 1988 года, спуск на воду произведён 16 июня 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако из-за финансовых трудностей сдача заказа флоту растянулась на несколько лет. Государственные испытания БПК прошли только в январе 1999 года, а официальное вступление в строй — 20 февраля 2000 года.
Всего предполагалось построить 10 БПК (классифицируемых также как эсминцы) проекта 11551. Однако до декабря 1991 года успели заложить только два из них и выдать заказ еще на два корабля. «Адмирал Чабаненко» в конце концов достроили, но заказ на другие корабли аннулировали в 1993 году. Второй корабль серии, БПК «Адмирал Басистый», в том же 1993 году разобрали на стапеле.
Техническое оснащение и характеристики корабля
«Адмирал Чабаненко» — корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с.
Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 7700 т, полное – 8900 т.
Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна – 19,5 м.
На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.
Экипаж корабля состоит из 296 человек.