Северная верфь
Содержание:
Первые советские пятилетки и военное время
В октябре 1922 года постановлением Петроградского Совета Путиловская верфь была переименована в Северную судостроительную верфь. Началась подготовка к строительству легких надводных кораблей, в том числе разработка технического проекта первого паротурбинного сторожевого корабля типа «Ураган», который вошел в историю советского кораблестроения как первый корабль, спроектированный и построенный советскими кораблестроителями, с которого началось строительство советского надводного флота. Проект корабля получил впоследствии обозначение – проект 2.
Закладка шести кораблей на «Северной верфи» состоялась 1 августа 1927 года. Им присвоили названия «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» (заводские № С-320, С-321, С-322, С-323, С-324, С-325). Они составили дивизион, в дальнейшем именуемый как «Дивизион плохой погоды». Всего до 1937 года на верфи было построено 18 сторожевых кораблей этого проекта и его модификаций.
Новым этапом военного кораблестроения для верфи стало создание более крупного корабля — лидера эсминцев «Ленинград». Его закладка состоялась 5 ноября 1932 года на Северной судостроительной верфи. В 1933 году после проведения ходовых испытаний он был включен в состава Балтийского флота.
На заводских ходовых испытаниях корабль развил скорость 43 узла и являлся одним из самым быстроходным кораблей в мире на тот момент.
С середины 1930-х годов началась разработка проекта 7 эскадренных миноносцев и организация их серийного строительства.
Закладка головного корабля проекта 7 — эсминца «Гневный» — состоялась на заводе уже имени А.А. Жданова 27 ноября 1935 года. Корабль был передан ВМФ в октябре 1938 года. Одновременно с постройкой эсминцев проекта 7 началось строительство модернизированного эсминца по проекту 7У. Всего таких кораблей до 1940 года было построено 17 единиц.
Дальнейшим развитием эскадренных миноносцев стали корабли проекта 30, технический проект которых был разработан конструкторским бюро завода в октябре 1939 года. В этом же году началось строительство 10 кораблей этого типа, которое не было завершено в связи с началом Великой Отечественной войны. После ее окончания завод был назначен головным предприятием по строительству крупной серии эсминцев по проекту 30-бис. До 1953 года было построено 16 кораблей этого проекта.
Основная выпускаемая продукция
Основными видами деятельности предприятия на протяжении всего времени являлись судоремонт и судостроение в интересах военного флота.
За многолетнюю историю на заводе было построено более 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения. В том числе:
- 5 газотурбинных сторожевых кораблей противолодочной обороны проекта 1135
- 4 больших противолодочных корабля проекта 1134
- 10 больших противолодочных кораблей проекта 1134А
- 4 больших противолодочных корабля проекта 1155
- 17 эсминцев проекта 956
Военно-техническое сотрудничество
Cудостроительный завод «Северная верфь» является активным участником реализации программ военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.
В период с 1997 по 2000 год для ВМС Китая были построены 2 эскадренных миноносца по проекту 956Э.
В период 2002 по 2006 год для ВМС Китая были построены 2 эскадренных миноносца по проекту 956ЭМ.
С 2008 года ведутся работы по ремонту и глубокой модернизации кораблей проектов 1159Т и 1234Э для ВМС Алжира.
В настоящее время ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» осуществляет ремонт и модернизацию третьей пары кораблей проекта 1234Э и проекта 1159Т.
История создания
Еще в конце XIX века на Путиловском заводе по контракту от 7 июля 1889 года (общая стоимость 218 тыс. руб., срок сдачи 1 августа 1890 года) были заложены первые боевые надводные корабли – миноносцы «Биорке» и «Роченсальм». Для их строительства на берегу, в юго-западной части заводской территории возвели деревянный эллинг. Здесь же были построены миноносцы «Гапсаль» и «Моодзунд» — по контракту от 19 декабря 1889 года (стоимость 216 тыс. руб., срок сдачи — сентябрь 1891 года), а чуть позже «Тосна» и «Домеснес».
В 1904 году началось строительство более крупных кораблей – минных крейсеров «Москвитянин» и «Доброволец». Высшим достижением конструкторов, инженеров и рабочих Путиловского завода стало проектирование в 1910 году первого в отечественном флоте корабля с паровыми турбинами и нефтяным отоплением котлов. Закладка корабля состоялась 19 июля 1910 года еще на так называемом старом стапеле судостроительной мастерской Путиловского завода, а спущен на воду эсминец «Новик» был 21 июня 1911 года уже на новой «Путиловской верфи». В конструкции корпуса эсминц впервые в мире была применена продольная система набора, разработанная выдающимся отечественным кораблестроителем И.Г.Бубновым.
Строительство Путиловской верфи
Строительство Путиловской верфи осуществлялось в два этапа. В первую очередь поднималась из воды и болота территория. На втором этапе производилось строительство производственных зданий. Под постройку предприятия отводилось около 30 га, включая и водное пространство. Будущая территория верфи представляла собой на 70% низкий болотистый берег, и на 30% – прибрежную отмель.
Для намывки новых территорий была привлечена голландская фирма «Аккерман и Ван Гаарен», имевшая богатый опыт гидротехнических работ.
В связи с начавшимися работами по сооружению верфи, Правление Общества Путиловских заводов приняло решение объявить о ее рождении: «Правление Общества Путиловских заводов имеет честь уведомить, что с 1-го ноября 1912 года открыто действие Путиловской верфи, как Судостроительного завода Общества независимого в административном отношении от принадлежащего Обществу Путиловского завода». Таким образом, датой основания нашего завода считается 1 (14) ноября 1912 года.
Между тем верфи как таковой в то время еще не существовало. Договор на строительство в Петербурге «корабельной верфи, пригодной для постройки судов и судовых машин всех величин» года был подписан с фирмой «Блом унд Фосс» только в феврале 1913 года. Участие германской фирмы заключалось в составлении общего проекта верфи, разработке технической документации для постройки мастерских и эллинга, рекомендациях по закупке станков и оборудования, содействии в налаживании производственного процесса, «чтобы поставить новое предприятие на высоту требований современной верфи». Договор предусматривал также участие германских фирм в проектировании судов и механизмов.
Строительство верфи велось невиданными темпами. Все здания и сооружения возводились одновременно. Всего за 1 год — с 1912 по 1913 на Путиловской верфи были построены Большая и Малая судостроительные мастерские общей площадью 22 200 м2, Турбинная мастерская с испытательной станцией для котлов и турбин, сборочно-установочная, медницкая, ремонтная мастерские, строительный и железнодорожный цеха. На площадях возведенных зданий временно разместились также котельная, плотницкая, столярная, малярная, слесарная, жестяницкая и такелажная мастерские, кузница и электрический цех.
Для администрации и технических служб завода было построено трехэтажное здание общей площадью 6200 м2, в котором до сих пор размещается заводоуправление. Проект предусматривал редкую новинку – два пассажирских лифта. У завода на берегу реки Емельяновки выросли шесть двухэтажных деревянных домов, в которых разместились администрация завода и служащие. Два из них сохранились до настоящего времени.
За содействие в постройке верфи «Блом унд Фосс» получала весьма значительное вознаграждение в размере 0,5 млн. рублей. Значительная часть этой суммы оплачивалась до 1 января 1913 года, а остаток после получения дальнейших заказов, оговоренных в Большой судостроительной программе 1912 года. Выплата вознаграждений немецкой фирме предусматривалась на 20 лет – до 1933 года.
Северная верфь в XXI веке
Новая история создания кораблей для ВМФ РФ началась в первой половине 2000 годов, когда было утверждено ТТЗ на проектирование корвета (проектное бюро – ФГУП ЦМКБ «Алмаз»). Закладка головного проекта 20380 — корвета «Стерегущий» — состоялась 21 декабря 2001 года. При строительстве основой для разработки рабочей документации стала трехмерная электронная модель корабля, которую предприятие начало самостоятельно создавать по бумажным документам бюро-проектанта.
«Стерегущий» воплотил в себя все достижения современной кораблестроительной науки. Архитектура корабля (надстройки созданы из негорючего радиопоглощающего стеклопластика) по технологии Stels делает его малозаметным для радиолокаторов противника и визуального наблюдения.
28 февраля 2008 года на корабле состоялась церемония подъема Андреевского флага. Первый серийный корвет «Сообразительный» существенно превосходил головной корабль по составу оружия и вооружения. Поднятие на нем флага ВМФ состоялось 14 октября 2011 года. 16 мая 2013 года флаг ВМФ был поднят на втором серийном корвете «Бойкий». 18 июля 2014 года состоялось подписание приемного акта и передача ВМФ третьего серийного корвета «Стойкий»
Дальнейшее развитие корветов по модернизированному проекту 20385 начато с закладки первого корабля «Гремящий» в 2012 году. Второй корвет «Проворный» заложен 25 июля 2013 года.
Головное судно связи проекта 18280 «Юрий Иванов» (разработчик — ОАО ЦКБ «Айсберг») будет передано ВМФ РФ в 2014 году, а первый серийный корабль «Иван Хурс» заложен 14 ноября 2013 года. В 2012 году заключен Государственный контракт на поставку для ВМФ РФ трех единиц судов тылового обеспечения проекта 23120. Головное судно заложено 14 ноября 2012 года, второе судно заложено 19 декабря 2013 года.
Производственные мощности
«Северная верфь» неоднократно подвергалась широкомасштабной реконструкции, в ходе которой был создан целый комплекс уникальных сооружений и производств. В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов.
Производственные мощности верфи предназначены для организации серийного строительства и ремонта, в том числе с проведением модернизации, боевых надводных кораблей классов “эсминец”, “фрегат”, “корвет” и коммерческих судов дедвейтом до 12000 тонн. Производственные мощности верфи позволяют строить до шести любых судов одновременно.
Корпусообрабатывающее производство
Имеется полный комплект оборудования для тепловой резки всей номенклатуры стального листового проката, а также из алюминиево-магниевых и титанов сплавов размером 2,0 х 8,0 м и толщиной до 150 мм, применяемой в военном и гражданском судостроении, его гибки, правки, очистки, грунтовки и окраски.
Корпусосборочное производство
Оснащено современным сварочным оборудованием для автоматической сварки под флюсом, полуавтоматической сварки в среде защитных газов, жаргонно-дуговой сварки и ручной электродуговой сварки. Для изготовления бортовых и днищевых секций применяются универсальные механизированные постели с коксами, настраиваемые по аналитическим данным.
Судомонтажное производство
Верфь имеет 4 стапельных места в крытом отапливаемом эллинге, что позволяет строить и ремонтировать суда и корабли максимальной длиной 170 м и шириной 21 м независимо от погодных условий. В феврале 2012 года генеральный директор завода Андрей Фомичев в интервью СМИ сообщил, что ширину пролетов эллинга расширили с 24,5 до 27,5 метров, а максимальная длина эллинга составляет 180 метров.
Каждое стапельное место в эллинге оборудовано двумя мостовыми кранами грузоподъемностью по 50 т, что позволяет обеспечивать спуск корабля при технической готовности 85-90%.
Имеется три открытых стапельных места с размерами 170х27 м, оборудованных кранами грузоподъемностью от 30 до 100 т, стационарными лесами и энергокоммуникациями.
Передача в эллинг блоков корпуса осуществляется при помощи трансбордерного устройства, объемных секций весом до 180 т — с помощью трейлера.
Спуско-подъемный комплекс
Плавучий док и трансбордерное устройство комплекса позволяют выполнять операции спуска и подъема судна для любого стапеля верфи, применять многовариантные технологии сборки корпусов судов: поточно-позиционный, модульно-агрегатный из укрупненных блоков.
Трансбордерная платформа имеет грузоподъемность 4500 т и способна перемещает корпус строящегося судна по рельсовым путям к любому стапельному месту.
Плавучий док (грузоподъемность — 10000 т, длина стапель-палубы 150 м, ширина 29 м), оборудованный двумя кранами грузоподъемностью по 15 т, может самостоятельно передвигаться между всеми стапелями.
Достроечная набережная имеет длину 870 м, оборудована кранами грузоподъемностью до 32 т, глубина акватории составляет 10 м.
Трубообрабатывающее производство
Оснащено высокопроизводительным оборудованием для обработки труб из стальных, медных, медно-никелевых, нержавеющих и титановых материалов диаметром до 530 мм на станках с ЧПУ по данным 3D-моделирования и является единственным в России такого уровня.
Верфь оборудована:
- монтажно-достроечным производством;
- гальваническим производством для нанесения защитных покрытий на трубопроводы, емкости, химической очистки труб;
- машиностроительным производством;
- стендами ультразвуковой очистки арматуры и труб.
Проект верфи
По замыслу Правления Общества Путиловских заводов, верфь должна была в перспективе занять главенствующее место среди судостроительных компаний Петербурга и успешно конкурировать с действующими заводами. Обширная территория предприятия занимала исключительно выгодное географическое положение на окраине Петербурга, вблизи Морского канала и порта. Современный проект верфи предусматривал внедрение самых передовых технических достижений того времени.
Главным судостроительным сооружением верфи должен был стать эллинг длиной 250 метров, вплотную примыкающий к корпусообрабатывающему цеху. При ширине эллинга 80 метров в свету и при высоте до подкрановых путей 40 метров, на нем можно было строить корабль любого в то время водоизмещения. К сожалению, завершению работ по постройке эллинга помешала начавшаяся Мировая война. Вместо 250 метров по длине было построено только 150 метров, что на многие десятилетия ограничило размеры строящихся на заводе кораблей и судов.
Для строительства миноносцев предусматривались деревянные стапеля с обслуживанием их железнодорожными кранами. Для судоремонта предусматривалось построить два плавучих дока.
Помимо корпусного производства, новая верфь должна была обладать и развитой машиностроительной частью для изготовления всех механизмов, включая паровые котлы и турбины. Длина причальных линий, оборудованных кранами, превышала 1,5 км. Внутренний бассейн для достройки судов предусматривался длиной 600 метров, шириной 200 метров, глубиной от 7,2 до 8,4 метра.
Расположение мастерских (цехов) предусматривалось с учетом производственного процесса так, чтобы избежать обратного и перекрещивающего движения материалов и изделий, поступающих из цеха в цех или на стапель. Общее количество станков и различных машин было определено в 446 единиц, большей частью германского производства.
По замыслу правления, Путиловский завод должен был поставлять для верфи литье, прокат, вооружение, обрабатывать изделия машиностроительной части, снабжать ее электроэнергией. Путиловский завод и верфь в известной мере были органически связаны друг с другом.
Задуманный проект верфи до конца осуществлен не был – помешала начавшаяся Первая мировая война. В укороченном варианте действовал эллинг. Не были построены плавучие доки, универсальная котельная мастерская, деревообделочные мастерские. Новая Путиловская верфь оказалась несколько ограничена в своих возможностях и была не в состоянии строить суда большого водоизмещения. Тем не менее, она являлась самым современным и технически оснащенным судостроительным предприятием Петербурга.