Как создают первую в россии верфь крупнотоннажного судостроения «звезда»
Содержание:
- О конкуренции с судостроением АТР
- Как будет загружен ССК «Звезда»
- О предприятии
- Про строительство рыбопромысловых судов
- Восходящая звезда судоремонта
- Что нам стоит город построить
- 09.05.21 День Победы — наш общий праздник!
- 30.11.21 Сотрудники завода «ЗВЕЗДА» удостоены правительственных стипендий
- Cудоверфь «Звезда» начала строительство третьего танкера-газовоза ледового класса
- На круги своя
- Про недовольство жителей Большого Камня
- Место в кластере для региональных предприятий
О конкуренции с судостроением АТР
— Мы не собираемся конкурировать. Те ниши, которые китайцы занимают, — зачем туда лезть? Опыт нашего участия в нескольких тендерах показал, что мы составляем конкуренцию. Если говорить о судах, которые используют для перевозки навалочных грузов или нефтеналивных, то у нас достаточно сейчас заказов от наших нефтегазовых компаний на суда высокого ледового класса.
Мы же тоже не все можем построить. Мы же с вами говорили, что полная мощность ССК «Звезда» — 300 тысяч тонн стали в год. А потребность, которая нужна, чтобы обеспечить грузоперевозки в Арктике, должна переваливать за 3 млн тонн. То есть нужно взять то, к чему ты наиболее способен и конкурентоспособен. Думаю, мы будем стараться эту линию проводить. Но есть и другая тенденция – у нас будут пытаться строить все подряд. Нам есть, что выбрать.
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
Цех. Фото: ИА PrimaMedia
Фрагмент секции корпуса судна. Фото: ИА PrimaMedia
Цех. Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
Блок корпусообрабатывающих производств. Фото: ИА PrimaMedia
В цеху. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 10
Как будет загружен ССК «Звезда»
— Производственная программа нашего завода должна быть сформирована до 2035 года. Эти решения были приняты в ноябре прошлого года, это совершенно конкретные совещания, которые проводились в правительстве. Сегодня линейка по нашей оценке должна составлять 178 океанских судов. Мы (сегодня – ред.) примерно на 115 уже. Комплекс «Звезда» и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ, с заказчиками Минобороны. Минобороны помимо военных кораблей нужно громадное количество судов для обеспечения: танкеры, ледоколы. Переговоры с ведомством ведутся, контракты готовятся. Крайний контракт Сергей Иванович (Целуйко, гендиректор ССК «Звезда» — ред.) подписал буквально в этом году. Следующий контракт на строительство ледоколов с Минтрансом подпишем на днях.
Юрий Фильчёнок. Фото: ИА PrimaMedia
Презентация проекта ССК «Звезда». Фото: ИА PrimaMedia
Презентация проекта ССК «Звезда». Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Мы смотрим на загрузку этого завода с очень серьезным оптимизмом. Кроме этого, сейчас обсуждается в Госдуме рабочая версия законопроекта, чтобы по Северному морскому пути ходили суда только российской постройки. Поэтому проект ждет большое будущее. Мне сегодня задавали ключевой вопрос: в чем мы видим основную трудность. Так вот, основная трудность заключается в том, что когда мы начинаем строить верфь, мы понимаем, что нужно делать кластер. То есть большое количество предприятий, которые будут крутиться вокруг нашего. Этот процесс реально идет.
Справка: проект по созданию на Дальнем Востоке центра крупнотоннажного судостроения реализует консорциум в составе ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк» и АО «Роснефтегаз». Дочерней структуре консорциума — АО «Современные технологии судостроения» – сегодня принадлежат контрольные пакеты в АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», АО «ДВЗ «Звезда» и 99,99% уставного капитала ООО «Судостроительный комплекс «Звезда». ДЦСС, в свою очередь, является управляющей компанией для ДВЗ «Звезда».
О предприятии
Дальневосточный завод «Звезда» — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев.
Завод «Звезда» — сложный, хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять работы по всем основным направлениям деятельности предприятия. Завод имеет развитые корпусное, сварочное, малярно-изоляционное, машиностроительное, литейное, кузнечное, трубообрабатывающее, гальваническое производства.
В состав завод входят цехи основного производства: доково-корпусный, корпусодостроечный, цех агрегатного ремонта судового оборудования, механический, монтажно-сдаточный, цех покрытий и деревообработки, трубомедницкий и цех обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, а также центральная заводская лаборатория, энерголаборатория и лаборатория сварки, аттестованные, аккредитованные и лицензированные органами Госстандарта России, Госгортехнадзора РФ, Российского Морского Регистра Судоходства и Госатомнадзора России.
Завод имеет развитое складское хозяйство, включающее как открытые, так и закрытые складские площади, и оборудованные всей необходимой погрузочно-разгрузочной техникой (краны, лифты, электро- и автопогрузчики, электрокары и штабелеры), а также комплекс вспомогательных цехов (инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, котельный, энергетический, транспортный, ремонтно-строительный), который обеспечивает обслуживание основного производства и снабжение всеми необходимыми видами энергии.
На заводе работает высококвалифицированный профессиональный коллектив, насчитывающий сегодня около четырех тысяч человек. Накопленный богатый опыт и применение передовых технологий позволяют ДВЗ «Звезда» использовать технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для успешного выполнения ремонта кораблей и судов, строительства гражданских судов, утилизации отслуживших свой срок кораблей и судов, изготовления различных видов металлоконструкций, разнообразной продукции, как судового, так и общего машиностроения, нестандартного оборудования, оснастки и инструмента.
Про строительство рыбопромысловых судов
— Начнем с того, какие специализации мы имеем. У нас верфь, которая специализируется на крупнотоннажном судостроении. Поэтому разговор о строительстве сейнеров и траулеров мы вообще не ведем. Даже не участвуем в таких переговорах. Если речь идет об БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер – ред.) и БАТМ (большой автономный траулер морозильный – ред.), то мы участвуем в переговорах и целом ряде тендеров, которые проводились рыбопромысловыми компаниями и российскими рыбными холдингами в преддверии распределения инвестиционных квот. Я не соглашусь с тем, что в России нет мощностей, где это можно строить.
Один тендер мы проиграли. «Русская рыбопромышленная компания» проводила тендер на строительство шести супертраулеров норвежского проекта. Они будут строиться в Петербурге. Рынок есть рынок. Выиграли – флаг им в руки, как говорится. Мы проиграли буквально процент. С другой стороны, мы понимаем заказчика. Норвежский проект. Головное судно строится в Норвегии. Все поставщики находятся там же.
В целом, наши коллеги очень активно готовятся к строительству судов. В том числе и на Дальнем Востоке. В основном это размер менее 60 метров. Это не наша специализация. Мы со своей стороны очень активно будем участвовать во всех тендерах и конкурсах, которые касаются строительства судов размером 80 метров и больше. Но пока из тендеров и конкурсов, которые были объявлены, сегодня нет ни одного подобного.
Но, если вы заметили, то я сказал, что мы процентов на 75 уже заполнены. Дальше начнется период, когда будем понимать, есть ли у нас свободные слоты, то есть производственные мощности. В целом «дорожка», на которой рыбопромысловые суда должны строиться, она длиной 500 метров. Суда, которые мы строим в цехе, — четыре штуки по 100 метров. То есть эта «дорожка» на ближайшие 3 года заполнена. Мы сейчас активно нарабатываем то, что будем строить после этих 3 лет. Каждая верфь заполняет свой стапель определенными заказами. Дай бог, чтобы рыбаки повернулись передом к судостроению. Они ведь тоже очень медленно запрягают.
Стапель с крановым оборудованием. Фото: АО «ДЦСС»
Краны. Фото: ИА PrimaMedia
Котлован под сухой док. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Восходящая звезда судоремонта
Потребность Тихоокеанского флота в ремонте АПЛ возрастала из года в год, и завод был призван играть в этом главную роль. В 1964 году директором завода был назначен Владимир Иванович Кушлин, а через два года главным инженером стал Вениамин Павлович Долгов. До этого оба они были работниками Комсомольского судостроительного завода, хорошо знали организацию и технологию судостроения, принимали непосредственное участие в строительстве атомных подводных лодок.
Вскоре завод получил имя. Во время очередного визита министр судостроительной промышленности СССР Борис Евстафьевич Бутома назвал завод восходящей звездой судоремонта. С его легкой руки в 1968 году Дальневосточный судоремзавод был официально переименован в Дальневосточный завод «Звезда».На заводе занялись внедрением автоматической системы управления производством. В декабре 1972 года на «Звезде» появилась первая ЭВМ отечественного производства «Минск-32».
Шагая в ногу со временем, завод осваивал производство товаров народного потребления. При этом такая продукция, как кухонный гарнитур и мягкая мебель, получила всеобщее признание и пользуются большим спросом: оригинальный дизайн, фирменное исполнение, мебель стандартная и под заказ. В настоящее время производством товаров народного потребления занимается цех 17.
Что нам стоит город построить
Значительным событием в жизни города было строительство и ввод в эксплуатацию центральной заводской котельной. Сложная ситуация складывалась с теплоснабжением завода и обеспечением его производственных нужд. Завод обеспечивался паром и горячей водой от временной котельной. А «обогревателем» служил старый паровоз, списанный по причине своей древности. В конце 60-х ответственность за теплоснабжение поселка возложили на энерго-механический отдел и энергетический цех завода. Строительство и ввод в эксплуатацию центральной заводской котельной позволил наладить бесперебойное отопление поселка и завода.
Строился завод, строился и рабочий поселок. В семидесятых годах был построен Дворец спорта с плавательным бассейном. Здесь работало около двух десятков различных секций, регулярно проводились летние и зимние спартакиады. Заводской Дворец культуры принимал взрослых и детей. Творческие коллективы выступали в цехах, на агитплощадках, в селах, войсковых частях.
Были построены заводская и городская поликлиники со стационарами, детская поликлиника, детский пионерлагерь, санаторий-профилакторий, школы, детские сады и целые жилые микрорайоны. Все работы велись под патронажем заводского отдела капитального строительства и требовали инженерной проработки, глубоких знаний и большой самоотдачи коллектива. В 1989 году рабочий поселок Большой Камень приобретает статус города.
09.05.21 День Победы — наш общий праздник!
Коллектив завода «ЗВЕЗДА» отметил праздничными мероприятиями 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
7 мая руководители и сотрудники «ЗВЕЗДЫ» почтили память трудящихся завода и всех погибших в годы войны торжественным возложением цветов к памятнику на территории предприятия.
С началом Великой Отечественной войны завод практически полностью эвакуировали на Урал, где был налажен выпуск танков для Советской армии. Работа продолжалась и в осажденном Ленинграде – в опустевших цехах ремонтировали танки, изготавливали мины и броневые щиты. В нечеловеческих условиях заводчане – их оставалось не более 150 человек — продолжали день за днем трудиться для фронта.
Одной из самых трагических страниц в истории предприятия является 4 ноября 1941 года. В этот день сторожевой корабль «Конструктор», выполнявший эвакуацию работников завода и членов их семей через Ладожское озеро, попал под обстрел и начал тонуть. Жертвами трагедии стали 150 пассажиров и 32 члена экипажа корабля. Погибшие заводчане и моряки были похоронены в бухте Морье, на месте захоронения воздвигнут монумент. В память о них на территории завода «ЗВЕЗДА» также установлен памятник, к которому сотрудники каждый год возлагают цветы.
В дни перед 9 Мая члены Молодежной организации «ЗВЕЗДЫ» навестили ветеранов завода – несколько десятков участников Великой Отечественной войны, узников фашистских лагерей, тружеников тыла, защитников и жителей блокадного Ленинграда – и поздравили их с наступающим праздником. С каждым годом всё меньше остается среди нас тех, кто хранит воспоминания о суровых и горьких днях войны. Тем важнее становится наш общий долг – не дать прерваться памяти лет, сохранить и передать потомкам все, что мы знаем о героях фронта и тыла и о том, какой дорогой ценой достался нашим отцам и дедам сегодняшний мир. И тем приятнее видеть радость на лицах наших ветеранов от теплых поздравлений, переданных молодым поколением заводчан от всего коллектива завода «ЗВЕЗДА».
8 мая по приглашению администрации Невского района заместитель генерального директора по общим вопросам Михаил Волков от имени завода «ЗВЕЗДА» принял участие в торжественно-траурном церемониале, посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на Невском воинском кладбище «Журавли».
30.11.21 Сотрудники завода «ЗВЕЗДА» удостоены правительственных стипендий
Трое сотрудников ПАО «ЗВЕЗДА» по представлению Министерства промышленности и торговли России получили стипендии Правительства РФ за значительный вклад в разработку современных образцов вооружений и военной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В 2021 году экспертный совет по стипендиям принял решение поощрить работников предприятия за особые достижения в области создания новой техники для энергетических установок российского ВМФ.
«Мы гордимся успехами нашего коллектива и считаем важным, что государство готово поощрять работников ОПК за трудовые заслуги при реализации значимых проектов. Это имеет большое значение как для повышения престижа инженерных специальностей, так и для обеспечения оборонной промышленности высококвалифицированными кадрами», — отметил директор по персоналу ПАО «ЗВЕЗДА» Николай Пудиков.
Положение о правительственных стипендиях для работников ОПК за выдающиеся достижения в развитии технологий и разработке вооружений и военной техники предусматривает единовременное присуждение денежной выплаты. Эта мера стимулирования действует в России с 2013 года, и сотрудники ПАО «ЗВЕЗДА» уже второй раз оказываются удостоенными такого поощрения за свой труд на благо Отечества.
От всей души поздравляем коллег и желаем новых достижений и новых побед!
Cудоверфь «Звезда» начала строительство третьего танкера-газовоза ледового класса
13 Апрель 2021
Судостроительный комплекс «Звезда» приступил к строительству третьего танкера-газовоза СПГ ледового класса ARC 7. Первая деталь будущего судна была вырезана в блоке корпусных производств на высокотехнологичном плазменном станке. Производство судов такого типа на российских верфях является уникальным событием и одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи «Звезда».
Танкеры-газовозы строятся в интересах ПАО «НОВАТЭК» для проекта «Арктик СПГ-2». Финансирование проекта по строительству новых судов осуществляется ВЭБ.РФ. ССК «Звезда» и компании Группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство 15 судов-газовозов, предназначенных для транспортировки сжиженного газа в сложных ледовых условиях Северного морского пути. Суда будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров ПАО «Совкомфлот» (на пилотное судно) и ООО «СМАРТ СПГ» (дочернее предприятие Группы компаний «Совкомфлот» и «НОВАТЭК», на остальные 14 судов серии) с ООО «Арктик СПГ 2» (дочернее предприятие ПАО «НОВАТЭК»).
ССК «Звезда» – первая российская верфь, реализующая проект по строительству подобных судов. Танкеры-газовозы СПГ ледового класса ARC 7 предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в суровых климатических условиях. Длина судна – 300 м, ширина – 48,8 м, вместимость грузовых танков – 172,6 тыс м3. Данные суда отличаются повышенной экологической безопасностью – в качестве основного топлива они используют сжиженный природный газ.
Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Мощность силовой установки газовоза составляет 45 МВт. Судно оборудовано тремя уникальными винто-рулевыми колонками, производство которых локализовано в Большом Камне на «Завод ВРК «Сапфир» — совместном предприятии НК «Роснефть и компании GE.
Отличительной особенностью танкеров-газовозов является наличие системы хранения СПГ мембранного типа Mark III, лицензию на строительство которой судоверфь также получила первой в стране.
Справка:
Судостроительный комплекс «Звезда» создается Консорциумом во главе с НК «Роснефть» по поручению Президента России В.В. Путина. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи насчитывает свыше 50 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, морские буровые платформы, атомные ледоколы и суда ледового класса, крупнотоннажные траспортные суда, включая танкеры-газовозы, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.
В июле 2020 года ССК «Звезда» подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа, получила международную лицензию и стала единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.
Винто-рулевая колонка (ВРК) — ключевой элемент системы электродвижения судна, обеспечивающий его ходовые и маневровые качества — станет первым российским продуктом такого класса.
Для проектирования и локализации производства ВРК для судов ледового класса «Роснефть» и GE создали два совместных предприятия: прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир» (г. Санкт-Петербург) и завод по производству ВРК «Завод ВРК Сапфир» (г. Большой Камень).
Главной задачей предприятия «Завод ВРК Сапфир» является локализация производства ВРК и систем электродвижения судов на территории судоверфи «Звезда» в Приморском крае. Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов высокого ледового класса. «Завод ВРК Сапфир» является резидентом территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень».
Предприятие будет выпускать винто-рулевые колонки высокого ледового класса мощностью от 7,5 МВт до 20 МВт.
Департамент информации и рекламыПАО «НК «Роснефть»13 апреля 2021 г.
На круги своя
Параллельно с работами по утилизации, завод «Звезда» перестраивается на выпуск гражданской продукции. Возобновлен ремонт гражданского флота, освоено новое судостроение. Но основным видом деятельности для «Звезды» остается ремонт кораблей ВМФ. В 2003 году, после длительного перерыва в сдаче военных заказов, Тихоокеанскому флоту был сдан 397-й заказ «Георгий Победоносец». В 2001 завод принял в ремонт многоцелевую АПЛ третьего поколения «Иркутск». В августе 2008 была сдана заказчику АПЛ третьего поколения — «Омск», прошедшая на заводе ремонт по восстановлению технической готовности.
С 2001 по 2007 год завод возглавлял Юрий Петрович Шульган. Он начинал трудовую деятельность на заводе «Звезда» в 1976 году после окончания с отличаем Дальневосточного политехнического института и прошел на предприятии все ступени профессионального роста. С декабря 2008 года завод возглавляет Андрей Юрьевич Рассомахин. Руководитель нового поколения: молодой, энергичный, современный. Он только пишет свою историю в истории «Звезды».
6 ноября 2008 года предприятие поменяло статус и стало акционерным обществом, где 100% акций принадлежат государству. ОАО ДВЗ «Звезда» вошло в состав Дальневосточного Центра судостроения и судоремонта.
3 декабря 2009 года заводу «Звезда» исполнится 55 лет. Для человека — золотой возраст мудрости. Для такого огромного предприятия — только юность. Перспективный, устремленный к развитию Дальневосточный завод «Звезда» уверенно заявляет о себе, как о предприятии смелых идей и больших возможностей.
Про недовольство жителей Большого Камня
— Я долго работал директором ДВЗ «Звезда» и знаю наш город изнутри. ЗАТО Большой Камень достаточно долго занимался утилизацией атомных подлодок на деньги зарубежных наших друзей. Это продолжалось до 2017 года включительно. Последние деньги от американцев я получил прошлым летом за разделку атомной подлодки.
Сейчас другая задача – мы должны здесь организовать судостроение. Численность сотрудников на заводе за последние 5 лет только увеличивается. Сейчас есть небольшие сокращения, и то — структурного характера: здесь 2 тысячи прирост, а там (на ДВЗ «Звезда» — ред.) на 500 человек сократится. Мы людям предлагаем: «Втягивайтесь в процесс».
Когда проанализировали инфраструктуру города, практически все городские сети сданы в долгосрочную аренду частной компании. Ни рубля не вложено в городской водопровод, в городские теплосети. Это (вложения в инфраструктуру – ред.) делается сейчас. Почему раньше-то не делали? Сейчас в городе самое страшное, что бывает в жизни, — это ремонт. Весь город перекопаем. Дорогу, пор которую вы говорите, что наши самосвалы раздавили, строят. Пожалуйста, участвуйте в этих конкурсах.
Два или три конкурса уже выиграли местные строительные компании. Улицу вокруг Шестого микрорайона строят. Там черт ногу сломит, все сроки провалили полностью. И это городские компании, которые выиграли конкурс.
Вся критика должна быть созидательной. В городе нет ни одной нормальной гостиницы. Приглашаем сюда инвесторов. Шаг за шагом. Мы сотрудничаем с гордумой, потому что это всенародно выборный орган. Большой Камень сотрудничество с нами налаживает. И оно будет давать результат. Мы понимаем, что должны с думой быть командой. Такое понимание есть. Есть неплохая обратная связь.
Место в кластере для региональных предприятий
— В рамках Морского совета при губернаторе Приморья сформирована секция судостроения и судоремонта. Главная задача, которую поставил губернатор, абсолютно правильная – привлечение приморских предприятий для реализации кластера. В общей сложности у нас в секцию входят 16 предприятий. Каждый из этих заводов сейчас формирует программу нашей секции. 17 апреля будем проводить крупное заседание с участием всех заводов на тему участия приморских предприятий в развитии судостроения и судоремонта в интересах Дальнего Востока.
«Восточная верфь» будет готовить проект для возрождения прибрежного пассажирского сообщения. Все судоремонтные заводы нашего края — Славянский, Левадийский, Находкинский, Приморский, заводы Владивостока – будут готовить предложения как по участию в программе большого судостроения, так и по программе строительства средне— и малотоннажного флота. В рамках совещательного совета будем готовить предложения.
Но заказчики, которые сегодня выжили на российском рынке грузоперевозок, являются лидерами отрасли. Он просто вынуждены использовать на своих пароходах лучшее в мире оборудование. У них нет времени ждать, когда российская промышленность предоставит необходимое. Это серьезный конфликт интересов.