Верфь для рыбака. холдинг «норебо» приглядывается к заводу «пелла»

Третий заход

ОАО «МЗ «Арсенал» в этом году уже подавал заявление о банкротстве судостроительного предприятия «Пелла». Однако это заявление было возвращено, поскольку к моменту его подачи истек 30-дневный срок уведомления о намерении подать заявление о банкротстве.

Но «Арсенал» снова пошел в суд: заявление о банкротстве «Пеллы» было зарегистрировано 16 июля этого года, сумма требований составляла 223,4 млн рублей. Однако ответчик сумел избежать процедуры наблюдения, выплатив кредитору всю сумму долга и подтвердив это в суде соответствующим платежным поручением.

В итоге 28 сентября суд отказал истцу в удовлетворении его заявления

При этом «Арсенал» выступал против такого решения, обращая внимание на то, что у «Пеллы» есть неисполненные обязательства в отношении еще 22 компаний

Представитель судостроительного завода подтвердил, что в настоящее время у предприятия «действительно есть временные кассовые разрывы, обусловленные неравномерным финансированием по государственным контрактам на строительство военных судов». Информация об этом есть в материалах судебного дела. Там же говорится, что суду был представлен госконтракт на строительство кораблей проекта 22800 «Каракурт»

«Само по себе наличие подобных контрактов является важной гарантией платежеспособности должника в будущем и его возможности исполнить имеющиеся обязательства», заявил представитель «Пеллы» в суде. Свой тезис он подтвердил планом движения денежных средств предприятия на 2021-2024 годы

Рассмотрев все доводы сторон, арбитражный суд первой инстанции решил, что если «Пеллу» сохранить как действующее предприятие, шансы кредиторов на возврат денег будут выше, чем при введении в отношении судозавода процедуры банкротства. «Само по себе введение процедуры наблюдения не влечет прекращения деятельности должника, однако повышает риски отказа от сотрудничества с ним со стороны контрагентов», — говорится в решении суда.

Аналогично завершилось и банкротное дело в отношении дочерней компании «Пеллы» — ООО «Интро-Пелла». Банкротства этого предприятия 19 июля потребовал судостроительный завод «Море» из Феодосии, которому ответчик задолжал почти 92 млн рублей. «Интро-Пелла» расплатилась с кредитором, полностью погасив задолженность, и 16 сентября арбитраж отказал «Морю» в удовлетворении его требований.

Пойдут на риск?

Тогда зачем «Норебо» покупать верфь, утопившую траулер «Скорпион», верфь, имеющую многомиллионные долги и слабую надежду на получение долга от Минобороны? Дело в том, что скоро Правительство России приступит к формированию законопроектов под второй этап программы «квот под киль».

На днях группа компаний «Норебо» со скандалом покинула Всероссийскую ассоциацию рыбопромышленников (ВАРПЭ). Разошлись в стратегии: представление рыбопромышленного холдинга о том, как должна развиваться рыбная отрасль РФ, существенно отличается от политики, проводимой руководством ассоциации.

Группа компаний «Норебо» со скандалом покинула Всероссийскую ассоциацию рыбопромышленников.

В преддверии реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот холдинг выступил с заявлением, в котором указал, что «для стимулирования инвестиций в рыбодобывающую отрасль и смежные отрасли необходимо предусматривать закрепление долей квот добычи (вылова) основных видов водных биоресурсов только под строительство судов рыбопромыслового флота».

Холдинг предлагает государству с 2034 года выдавать разрешения на осуществление рыболовства только владельцам рыбопромысловых судов, а не заводов, терминалов или холодильников, построенных на территории Российской Федерации.

Кроме того, предлагается с 2022 года ограничить срок эксплуатации рыбопромысловых судов возрастом не более 15–35 лет в зависимости от размера судна.

Суда, достигшие предельного возраста, должны быть, по мнению «Норебо», не позднее 31 декабря 2033 года заменены на суда, построенные на территории Российской Федерации.

В ответ президент ВАРПЭ Герман Зверев обвинил «Норебо» в намерении задавить прибрежное рыболовство. Всероссийская ассоциация рыбопромышленников десятью голосами против двух выступила категорически против предложений. Однако если холдинг всё же купит верфь «Пелла», это будет означать, что владелец группы компаний «Норебо» Виталий Орлов уверен в жизнеспособности своего сценария развития рыболовства в России. А работникам «Пеллы» придётся учиться строить рыболовные траулеры и не топить их в процессе производства.

Единодушные прогнозы

Аналитики полагают, что большого смысла в расширении «Пеллы» уже нет.

Отказ от проекта строительства новых производственных мощностей — логичный шаг в условиях сложного финансового положения «Пеллы», — говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.

«Скорее всего, банкротство судозавода закончится конкурсным управлением и сменой как управляющей команды, так и собственников. Одним из потенциальных новых собственников является ОСК, в состав которой входят крупные судоверфи, в том числе на Северо-Западе, способные справиться с текущим потоком гражданских заказов, поэтому корпорации реализовывать задуманный «Пеллой» проект смысла нет», — продолжает он.

По словам Дмитрия Кумановского, расширение мощностей было важно для «Пеллы», пока она была отдельным частным игроком на рынке: судозавод занимал прочное положение в своей нише малого судостроения, и его перспективы зависели от контрактов, которые он получал. Другие участники рынка неавторизованно говорят: если у «Пеллы» появится новый собственник, ему нет смысла строить новый стапель

«Для начала владельцу нужно будет погасить долги, загрузить предприятие заказами. Кроме того, если покупателем станет «Норебо», не думаю, что им понадобится новый стапель для производства траулеров», — говорит собеседник «НП»

Другие участники рынка неавторизованно говорят: если у «Пеллы» появится новый собственник, ему нет смысла строить новый стапель. «Для начала владельцу нужно будет погасить долги, загрузить предприятие заказами. Кроме того, если покупателем станет «Норебо», не думаю, что им понадобится новый стапель для производства траулеров», — говорит собеседник «НП».

справка нового проспекта

ГК «Пелла», включающая ОАО «Пелла», а также компании «Интро-Пелла», «Пелла-Фиорд», завод Sietas в Гамбурге, а также ряд других компаний, контролируется, по СПАРК, его гендиректором Гербертом Цатуровым (61,6%). 2020 год головное ОАО «Пелла» отработало с выручкой 10,9 млрд рублей и убытком в 1,1 млрд рублей.

Печальная история

Ранее участники судостроительного рынка говорили о том, что «Пелла» может отойти Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Один из собеседников «Нового проспекта» рассказал, что ОСК не слишком горит желанием брать под крыло областного производителя, и если дело дойдет до включения «Пеллы» в холдинг, сделка, скорее всего, будет безденежной.

Генеральный директор ОСК Алексей Рахманов во время спуска на воду исследовательского судна «Пионер-М» на Средне-Невском судостроительном заводе на вопрос корреспондента «Нового проспекта» о планах по покупке «Пеллы» сказал: «Нет, таких планов нет. Очень грустно заканчивается эта история».

Военное и гражданское несовместимо

Рассуждая о дальнейшей судьбе «Пеллы», аналитики не исключают, что верфь может быть перепрофилирована под строительство только гражданских судов.

«С технологической точки зрения неважно, что строить на судостроительном заводе — военные корабли или гражданские. Теоретически «Пелла» может переориентироваться на выпуск рыболовецких судов, тем более что у нее уже есть такой опыт, хоть и неудачный

Вопрос в другом: удастся ли предприятию выстроить управленческие процессы и решить кадровую проблему, которая в отрасли очень остра», — рассуждает председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

По его мнению, на заводе должна быть или «военка», или «гражданка». «У них совершенно разные нормативы трудоёмкости, разные подходы к работе. Военная продукция дорогая, и предприятие привыкает строить дорого. Ему потом трудно переключиться на «дешевую» гражданскую продукцию. Объективно делать и то и другое невозможно. Пример зарубежных верфей, где пытались строить и эсминцы, и пассажирские лайнеры, это подтверждает», — продолжает Сергей Коновалов.

Он полагает, что уже заключенные «Пеллой» контракты на военные корабли будут выполнены, а судьба следующих военных заказов под вопросом. «Не факт, что новый владелец «Пеллы» захочет продолжать работу в военной сфере. И даже если захочет, не факт, что ему это удастся — заказы на военные корабли получить непросто», — поясняет эксперт.

«А при перепрофилировании «Пеллы» только под рыболовецкие суда потребуется модернизация его мощностей», — добавляет Антон Скловец.

Старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов считает, что потеря крупного частного предприятия для военного кораблестроения это очень плохая новость, поскольку налицо уменьшение конкурентности в этом секторе. «Думаю, что технически строительство рыболовных судов проще, чем строительство боевых кораблей. Особенно если верфь получит специализацию. При этом строительство тех же «Каракуртов» сейчас не так актуально, как раньше. Если бы серию этих кораблей удалось осилить за несколько лет, можно было бы создать своего рода дешевый массовый эрзац, то есть замену затянувшейся серийной поставке фрегатов. Но из-за проблем с производством двигателей выпуск «Каракуртов» растянулся., Их строят даже медленней, чем фрегаты — по одному кораблю в год. Так что сам смысл строительства этой серии в значительной мере утрачен», — говорит он.

Если «Пелла» все же отойдет ОСК, по словам Михаила Барабанова, она фактически растворится в общем болоте корпорации. «Но вообще это не худший вариант. В принципе ОСК может ее специализировать на постройке малых военных кораблей», — заключил он.

Дела военные, дела судебные

В сентябре 2018 года петербургский машиностроительный завод «Арсенал» подал иск в арбитраж о взыскании с «Пеллынеустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по договору 2016 года. Сумма исковых требований составила 43 млн рублей. Позднее истец свой иск отозвал. В прошлом году суд между «Пеллой» и «Арсеналом» закончился мировым соглашением. Судостроительный завод задолжал машиностроительному 223,4 млн рублей.

Можно предположить, что с «Пеллой» в свою очередь не расплатилось Минобороны России, иск на 2 млрд рублей от ОАО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» принят к рассмотрению Арбитражным судом города Москвы, но оставлен без движения по формальным основаниям: к заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 206 тыс. рублей. Ранее завод подавал ещё два иска к Минобороны, но суд истцу отказал. Заседания проходили в закрытом режиме, подробности неизвестны.

Судостроительное предприятие «Пелла» задолжало оборонному заводу «Арсенал» 223,4 млн рублей.

Но документы по делу «Арсенала» против «Пеллы» находятся в открытом доступе. Из них можно понять, что судоверфь заказала машиностроительному заводу три артиллерийские установки для строящихся по заказу Минобороны кораблей, но вовремя не оплатила заказ.

Из открытых данных следует, что «Пелла» поставляет Минобороны буксиры разного водоизмещения и ракетные корабли проекта «Каракурт» – для них как раз и предназначались изготовленные «Арсеналом» артиллерийские установки. Кроме того, в 2017 году завод представил килекторное судно тылового обеспечения, способное выполнять спасательные работы.

Тем временем машиностроительный завод «Арсенал» продолжает атаки и в июле этого года подаёт в арбитражный суд иск о признании ОАО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» банкротом, сославшись на право требования к должнику на сумму 223,4 млн рублей. Но предприятие успело оплатить часть долга, 203 млн рублей, и предоставить суду в качестве доказательства платёжное поручение.

В начале октября «Арсенал» вновь подаёт иск о банкротстве судоверфи, сумма исковых требований – 241,6 млн рублей.

Дело находится на стадии рассмотрения. И в конце ноября – новый иск от «Арсенала» к «Пелле» на 35,4 млн рублей. Складывается впечатление, что машиностроительный завод намеренно торпедирует судостроительный, зная о ситуации с долгами Минобороны перед судоверфью.

Трудные траулеры

Между тем в сегменте строительства рыболовецких судов сейчас всё не так гладко, как хотелось бы. Антон Скловец отмечает, что чаще всего верфи сдают суда с приличным опозданием от заданных сроков.

«Цены волатильны даже на заключённые контракты. Дополнительной проблемой является слабый курс рубля, что приводит к удорожанию производства, так как немалая часть внутренней оснастки и электроники импортная», — говорит он.

О сложностях в сегменте говорят и рыбопромышленники. «При строительстве рыболовецких судов российские верфи столкнулись с рядом проблем. Это отсутствие опыта строительства, отсутствие квалифицированных кадров, а также устаревшие производственные циклы на предприятиях», — комментирует исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов. В итоге, по его словам, сроки сдачи судов зачастую переносятся, а само строительство оказывается дороже, чем на зарубежных верфях. «Поэтому в целом результаты выполнения заказов оказываются вовсе не такими радужными, как об этом говорили представители верфей изначально. Сегодня это уже признают и сами представители верфей, и ОСК», — говорит он.

Суды на фоне разговоров о продаже

Юристы говорят о том, что «Арсенал» традиционно использует наиболее действенные методы по возврату долгов, но при этом, возможно, всё же хочет довести судостроительное предприятие до банкротства.

Другие эксперты отмечают, что исковые заявления «Арсенала» не связаны между собой. «Новое заявление о банкротстве «Пеллы» основано на других денежных обязательствах, которые еще не исполнены», — поясняет Сергей Бакешин, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal.

Судебные тяжбы «Арсенала» и «Пеллы» разворачиваются на фоне слухов о продаже судостроительного предприятия. Как писал «Новый проспект», по одной из версий, «Пелла» может отойти ОСК, по другой — покупкой верфи интересуется рыболовецкая компания «Норебо».

По словам Сергея Бакешина, покупка активов на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства, обычно дает покупателю существенный дисконт. «Но до начала торгов может пройти много времени. Неизвестно, в каком состоянии будут находиться к этому моменту активы и сохранится ли банкротящаяся компания в качестве работающего предприятия. Может, она будет просто складом оборудования без трудового коллектива, хозяйственных связей, портфеля заказов? Также неизвестно, будет ли предприятие выставлено на торги как единый хозяйственный комплекс или оно будет распродано по кусочкам», — рассуждает он. Поэтому банкротство «Пеллы», по его словам, создает риски для потенциального покупателя. «Если, конечно, он не будет сам контролировать это банкротство или не договориться заранее с контролирующим кредитором», — заключает Сергей Бакешин.

С ним согласна руководитель юридического департамента Amulex.ru Надежда Макарова. «Банкротство — сложноконтролируемая процедура, оно имеет массу нюансов, невыгодных потенциальным новым собственникам. Например, во время процедуры банкротства руководить заводом будет арбитражный управляющий, а не новый собственник. Всё имущество предприятия будет включено в конкурсную массу, и просто так продать его будет нельзя, обязательно нужно будет организовать торги. Кроме того, будет крайне сложно привлечь внешнее финансирование или получить выгодные условия по договорам (типа отсрочки платежей) и так далее», — комментирует она.

Поэтому чаще всего новые собственники стремятся обойтись без процедуры банкротства и договариваются «на берегу». «Как правило, они выкупают права требования у крупнейших кредиторов и затем урегулируют вопрос с банкротством, в том числе путем заключения мировых соглашений с иными кредиторами или погашением долга перед ними», — заключила Надежда Макарова.

Хорошее начало

Верфь «Пелла», которая строит буксиры, рыбопромысловые суда и малые военные корабли «Каракурт» в рамках госзаказа, до недавнего времени работала стабильно и показывала неплохие финансовые результаты. Так, в 2018 году выручка предприятия составляла 12,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 348 млн рублей. В 2019 году выручка составила 15,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 29 млн рублей.

По мнению отраслевых экспертов, «Пеллу» подкосили слишком активное развитие и закредитованность, а также ряд других обстоятельств.

В конце марта этого года на заводе произошло ЧП: накренился и опрокинулся рыболовецкий траулер, спущенный на воду для достройки. В результате два человека погибли, еще двое пострадали. Следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело. А заказчик траулера, компания «ФЭСТ», в апреле текущего года заявляла, что откажется от накренившегося траулера, стоимость которого составляет € 33 млн.

У «Пеллы» также есть сложности со строительством ледокола мощностью 18 МВт для «Росморпорта». Компания выиграла конкурс на строительство ледокола в 2019 году. Тогда участники рынка говорили, что цена контракта (7,5 млрд рублей) слишком низкая для того, чтобы сделать проект прибыльным. Сдать объект, который «Пелла» строит на заводе Pella Sietas в Гамбурге, нужно в 2024 году. Но летом этого года в СМИ появилась информация, что «Росморпорт» может расторгнуть контракт с «Пеллой» из-за финансовых проблем гамбургского предприятия. Дело в том, что завод Pella Sietas после жесткого локдауна, из-за которого предприятие не могло исполнять заказы, подал на банкротство. Суд ввёл там внешнее управление, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на издание Zeit.

И это не все злоключения «Пеллы». В августе этого года арбитражный суд Петербурга принял иск о банкротстве верфи от машиностроительного завода «Арсенал», который требует вернуть 223,4 млн рублей. Первое заседание суда назначено на 28 сентября.

Кроме того, судостроительный завод «Море» пытался обанкротить дочернюю структуру верфи — ООО «Интро-Пелла», однако в итоге отказался от иска. А еще «Пелла» в этом году не выплатила в дивиденды по привилегированным акциям, сославшись на то, что у компании есть признаки банкротства (вернее, риск их появления после выплаты дивидендов).

справка нового проспекта

В судостроительный холдинг «Пелла» входят головное ОАО «Пелла», а также «Пелла-Маш», «Пелла-Фиорд», «Рекорд-Строй» и ряд других компаний в Кировском районе Ленобласти, а также Pella Sietas Gmbh в Германии.

По данным ежеквартального отчета (за II квартал 2021 года), 81,9% акций холдинга — у его генерального директора Герберта Цатурова.

справка нового проспекта

«Норебо» — это вертикально интегрированный рыбопромышленный холдинг, крупнейший в своем сегменте в России. Ежегодно добывает более 400 тыс. т минтая, трески и другой рыбы. Включает рыбодобывающие предприятия на северо-западе России и Дальнем Востоке, торговые предприятия, рыбоперерабатывающие мощности. Группа основана в 1997 году Александром Тугушевым, Виталием Орловым и Магнусом Ротом. Сейчас основным владельцем выступает Виталий Орлов.

Выручка АО «Норебо Холдинг», по СПАРК, составила за прошлый год 7,7 млрд рублей, прибыль — 7,8 млрд рублей. По итогам 2019 года Forbes оценивал выручку всего холдинга в 60,8 млрд рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector