«укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «грайворон»

История создания МРК проекта 21631 «Буян-М»

Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — это корабли в первую очередь созданные для внутренних, закрытых морей, таких как Черное, Азовское или Каспийское море. Обладая сравнительно небольшими размерами и водоизмещением, боевые корабли типа «Буян-М» вполне способны ходить по судоходным рекам, которыми изобилует наша страна. Эта особенность, в случае необходимости, позволяет им без проблем менять места дислокации, и даже, театры вероятных боевых действий.

Однако этот, на первый взгляд сугубо «тактический» тип кораблей, способен решать вполне стратегические задачи, так как вооружен восемью крылатыми ракетами «Калибр», способными поражать цели на расстоянии до 1500-2500 км. Если короче, то из акватории Каспийского или Черного моря, «Буян-М» вполне может «достать» до Суэцого канала, или «накрыть» большую часть акватории Средиземного моря. Неплохо для корабля с экипажем в 36 человек?

Модель малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М»

Этим «Буян-М» качественно отличается от предшествующего проекта 21630 «Буян», являющихся чисто артиллерийскими кораблями ближней морской зоны.

Проект кораблей типа 21631 «Буян-М» был разработан проектно-конструкторским бюро Зеленодольского ССЗ под руководством Кушнира Я. Е. Головной корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27.08.2010 г. В настоящий момент в строй вступили уже пять МРК типа «Буян-М»: «Град Свияжск» (2014 г.),  «Углич» (2014 г.), «Велики Устюг» (2014 г.),  «Зеленый Дол» (2015 г.), «Серпухов» (2015 г.). Ещё четыре корабля («Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон») находятся в различных стадиях строительства, и вступят в строй до 2019 г.

Запуск ракеты с МРК «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М»

100-мм артиллерийская установка А-190М малого ракетного корабля «Зеленый Дол»

Корабли проекта

Наименование Изготовитель Заложен В строю Флот Состояние
Мытищи 567 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 251 24.12.2015 29.07.2017 17.12.2018 БФ В строю
Советск 577 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 252 24.12.2015 24.11.2017 12.10.2019 БФ В строю
Одинцово 584 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 253 29.07.2016 05.05.2018 12.2020 БФ Заводские ходовые испытания
Козельск ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 254 10.05.2016 09.10.2019 12.2020 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Охотск ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 255 17.03.2017 29.10.2019 07.2021 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Вихрь ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия) 256 19.12.2017 13.11.2019 12.2021 ЧФ Спущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Буря 578 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное) 257 24.12.2016 23.10.2018 12.2020 СФ Спущен на воду
Циклон АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь 801 26.07.2016 2020 12.2020 ЧФ Строится. Сформирован корпус
Аскольд АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 802 18.11.2016 2020 07.2021 ЧФ Строится. Сформирован корпус
Амур АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) 803 30.07.2017 2021 12.2021 ЧФ Строится. Сформирован корпус.
Туча АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) 804 26.02.2019 2022 07.2022 СФ Строится
Тайфун АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск) 805 11.09.2019 2022 10.2022 СФ Строится
Ржев ПАО «Амурский судостроительный завод» 201 01.07.2019 2022 07.2023 ТОФ Строится
Удомля ПАО «Амурский судостроительный завод» 202 01.07.2019 2022 12.2023 ТОФ Строится
Павловск ПАО «Амурский судостроительный завод» 203 05.2020 2023 12.2024 ТОФ Готовится к закладке
Уссурийск ПАО «Амурский судостроительный завод» 204 26.12.2019 2023 07.2024 ТОФ Строится
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023 ТОФ Подписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023 ТОФ Подписан контракт

Мощное вооружение

Основное вооружение кораблей проекта 21613 «Буян-М» — пусковая установка для «Калибров», боезапас которой составляет восемь ракет. Кроме того, корабль оснащён артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, турельной пусковой установкой «Гибка» и комплексом АК-630М-2 «Дуэт». Малые ракетные корабли не имеют тяжёлого зенитного вооружения, так как концепция его использования подразумевает прикрытие береговыми средствами противовоздушной обороны.

В августе прошлого года глава судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов сообщил, что корабли проекта 21631 «Буян-М» вместе со сторожевыми кораблями проекта 11661 «Гепард» в ходе модернизации могут получить увеличенный боекомплект ракет «Калибр». По его словам, ВМФ заинтересовался этим предложением.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам запрещённой в РФ террористической группировки ИГИЛ в Сирии
  • РИА Новости

«Мы предложили по двум проектам 21631 и 11661 концепт с увеличением водоизмещения. На «Буянах», например, мы предложили поставить 16 пусковых, вместо восьми. А на «Гепардах» предложили расширить ракетное оружие до 24 пусковых», — приводит слова Мистахова ТАСС.

Также по теме


Ударные возможности: как модифицированные Ка-52КМ усилят новые вертолётоносцы ВМФ России

К моменту появления в России кораблей-вертолётоносцев проекта 23900 будут созданы модернизированные вертолёты морского базирования…

На каждом корабле добавится по ещё одному универсальному комплексу с вертикальными пусковыми шахтами, при этом видоизменяться корпуса не будут, за исключением возросшего водоизмещения.

«Мы предлагаем взять за основу тот корпус, который зарекомендовал себя, в том числе в боевых условиях, потому что удачный корпус корабля — это мореходность… Это потянет, конечно, за собой водоизмещение. Если брать малый ракетный корабль, его водоизмещение с дополнительным УКСК вырастет с 900 до приблизительно 1,3—1,5 тыс. т. Если брать на базе проекта 11661, то на его водоизмещение три УКСК возможно поставить и сейчас», — пояснил Ренат Мистахов.

Высоко достоинства «Буянов» оценил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.

«У них имеется восемь пусковых установок, на которых установлены ракеты типа «Калибр», в чём состоит их главное преимущество. Кроме того, они оснащены средствами ПВО, с помощью которых они могут вести борьбу против двух-трёх объектов противника. Это хороший боевой корабль, который усилит потенциал Черноморского флота РФ», — отметил Сивков.

Ссылки и источники информации

  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-21631/
  • https://ria.ru/20160314/1389589685.html
  • https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
  • https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
  • https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
  • https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
  • https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
  • https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
  • Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
  • https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
  • https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
  • https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
  • https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
  • https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
  • https://www.kommersant.ru/doc/2826759
  • https://www.burevestnik.com/products/a190.html
  • https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
  • https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
  • https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
  • https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml

Строительство

АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи, после постройки головного катера, развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский – 30 и Черноморский – 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Практическая реализация проекта 21630 «Буян»

Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.

Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2020 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.

Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.

Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.

Конструкция

Стелс-корпус МРК Буян-М стальной электросварной длиной 74 м. Покрыт он композитным материалом из многослойного стекловолокна и смолы общей толщиной около 3 см. Вакуумным мешком откачивается воздух при укладке каждого из 20 слоёв. В результате получается лёгкий и сверхпрочный немагнитный корпус, что облегчает ход движителям, заметно снижает ЭПР корабля для РЛС противника и самонаводимых ракет, снижает уровень физических полей, на которые реагируют современные бесконтактные мины. Срок службы судна увеличивается втрое. Для той же скрытности конструкция гладкопалубная, архитектуре корпуса придаются углы наклона, есть фальшборты.

Надстройка трёхъярусная по ширине борта 11 м. Осадка 2,6 м, высота корабля 6,57 м. Носовая часть седловатая. Есть второе дно. Рангоут состоит из малой грот-мачты и большой фок-мачты из специального лёгкого сплава. Система коридорных сообщений между всеми помещениями такова, что личный состав из 52 человек может не выходить на верхнюю палубу, работают все системы жизнеобеспечения: круглогодичная система кондиционирования воздуха, система вентиляции, система отопления, система опреснения воды. МРК Буян-М сложно потопить, он остаётся наплаву благодаря смежным отсекам. Экипажу предоставлено много спасательных средств: 5 плотов ПСН-10 М, каждый на 10 чел. (больше от количества членов экипажа); Спасательные круги; Спасательные жилеты.

Мал «Грайворон», да дорог

Новый малый ракетный корабль «Грайворон», построенный на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького, после швартовных испытаний и проверки работы основных общекорабельных систем и главной энергетической установки, завершающей отделки жилых и служебных помещений проходит плановые ходовые испытания в Чёрном море. Корабль был заложен в 2015 году, а своё название получил в честь старинного города в Белгородской области.

После прибытия на Чёрное море малый ракетный корабль «Грайворон» прошёл первичную электромагнитную обработку, в ходе которой было осуществлено уменьшение намагниченности корпуса корабля путём использования стенда безобмоточного размагничивания, и приступил к реализации испытательных мероприятий.

Фото автора
Курс — на морской полигон.

Как пояснил командир корабля капитан 3 ранга Глеб Козаков, экипаж МРК «Грайворон» совместно со специалистами судостроительного завода в настоящее время проверяет работу энергетических установок в различных режимах эксплуатации, рулевого управления, вспомогательных механизмов, средств связи, навигации и других систем корабельного оборудования, а также мореходные характеристики корабля. Испытания проводятся по технологическим таблицам штатным экипажем совместно с заводской сдаточной командой с целью проверки основных тактико-технических параметров корабля, всех его устройств, механизмов и оборудования на соответствие заданным техническим условиям. В море экипаж проводит коммутацию, настройку и согласование аппаратуры систем управления кораблём. Впоследствии, на этапе государственных испытаний, основные усилия будут сосредоточены на проверке согласованной работы системы управления всеми видами корабельного оружия при получении целеуказания и во время выполнения испытательных боевых стрельб в морском полигоне.

По завершении мероприятия судостроители совместно с экипажем проведут ревизию систем, устройств и механизмов и продолжат подготовку корабля к следующему этапу плана государственных испытаний.

Фото автора
Испытание артустановки.
Фото автора
7 ЗРК «Гибка Р».

— «Грайворон» — многоцелевой корабль, оснащённый самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения, — не без командирской гордости говорит о своём заведовании капитан 3 ранга Глеб Козаков. — Под стать «железу» и экипаж МРК — большинство специалистов имеет высшее, средне-техническое и средне-специальное профессиональное образование. Военная служба на море — их осознанный жизненный выбор.

История создания малого ракетного корабля проекта 21631 МРК Буян-М

Проект 21631 МРК Буян-М нужно считать новой вехой в военном кораблестроении XXI века. Само же понятие о малых ракетных кораблях зародилось в СССР и отражено в проекте 1234, это хорошо укомплектованные вооружением корабли ближней и средней морских зон, компактные, полным водоизмещением 700 т (стандартным – 500 т). Между корпусами МРК советского и нынешнего периодов есть конструктивная разница в 40 лет.

Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗКПБ), расположенному в республике Татарстан в г. Зеленодольске на территории судостроительного завода им. Горького, удалось создать уникальную надводную платформу, которая пригодна для противолодочных и сторожевых типов кораблей. Главным конструктором проекта 21631 назначен Я.Е. Кушнир, который и возглавил проект Буян-М при участии Центрального НИИ.

Вначале планировалось спроектировать катер для Каспийского моря, а не малый корвет (классификация этого типа кораблей в НАТО – корветы УРО). После анализа предстоящих тактических и стратегических задач в обороне государства, решено строить боевые корабли 3-го ранга на одинаковой платформе 21630 (начиная с малого артиллерийского 21632, затем и малого ракетного 21631).

Министерство обороны в лице Анатолия Сердюкова от 26.05.2010. заключило с ЗКПБ договор на исполнение 5-ти проектов 21631. Через 3 года начались заводские ходовые испытания, 05.08.2013. под именем «Град Свияжск» на воду спущен первый Буян-М. Закончив их 25.09.2013., через два дня прошли стрельбы и пуски ракет, поражены все наземные и надводные цели с первого же раза на расстоянии до 50 км, сразу же начали закладку на стапеле следующего «Буяна-М».

Эти корабли в составе ВМФ РФ с 27 июля 2014 года, уже они ходят по Балтийскому, Чёрному, Средиземному и Каспийскому морям, по реке Волге. В Астрахани в день ВМФ России новейшие МРК «Град Свияжск» и «Углич» подняли Андреевские флаги, а через 3 месяца совершили поход в порты: Актау (Казахстан), Баку (Азербайджан), Бендер-Энзели (Иран). К 2020 году в составе Балтийского и Каспийского Флотов должны находиться по 3 «Буян-М», а в Чёрном море 6.

Используемые ракеты

В проекте 21631 8 ракетных установок для разных унифицированных типов ракет, поражающих наземные, надводные и подводные цели. Следует сказать большое спасибо ОАО «ОКБ Новатору» из Екатеринбурга за своевременное вооружение ВМС РФ «Калибрами».

Ракета по наземным целям 3М-14

Впечатляют экспортные образцы «Калибров» Club – это ракета 3М-14Э 2006 г.в., которые достигают дальности 300 км на скорости 0,7 Маха, доставляя в цель осколочно-фугасный или кассетный заряд весом 450 кг. Эти ракеты повторяют возможности современных коммерческих «Томагавков», более надёжны, стоят практически одинаково. Но не от этого нервно бегают желваки на лицах американских ястребов, а от ракет 3М-14 2012 г.в., стоящих на вооружение РФ. Отступив от натовских стандартов по «Томагавкам» в сторону советских 3М10 1984 г.в. – сразу видимы другие характеристики.

Комплекс «Калибр» очень напоминает комплекс «Гранат», ракета 3М14 без ускорителя 7,2 м, точно как и у КР 3М10, а с ускорителем обе по 8,1 м. Диаметр корпуса 514 мм каждой, то же по размаху крыла 3,3 м. Дальность полёта тридцатилетней давности по прямой 3 000 км. Сегодня ракеты летят на 2 600 км по искажённой траектории, чтобы преодолеть ПРО, задолго берут на прицел объект (65 км), ускоряются до 2,9 чисел Маха на финишных 20 км. Вот как раз ускориться американской ракете торпедного стандарта «Томагавк» не получается, что позволяет сбивать её противоракетами и самолётами, в отличие от русских «Калибров» ей не хватает 2 м длины.

Стандарты для торпед США заложены с 1915-го, когда вооружились основными противокорабельными торпедами Mark14, сменившими в 1931-м Mark10, тогда будущее габаритов натовских «Топоров войны» стало определенным и долгим. Поэтому и сегодня «Томагавкам» предназначено находится в капсулах длиной 20 футов 6 дюймов (6,25 м) и диаметров 21 дюйм (533 мм). Жители Санкт-Петербурга и туристы могут побывать внутри советской подлодки 1954 г.в. С-189 проекта 613, наши торпеды того времени тоже находились как и сегодня в 8-ми метровых капсулах, связь между временами сохраняется и у нас.

К примеру, без российских средств ПРО даже примитивным «Томагавкам» нечего было противопоставить Ираку и Ливии в войне против США. Эти же ракеты с ядерной боевой частью носили основную угрозу и для СССР на дальности 2500 км, возможно даже большую чем баллистические ядерные ракеты большой дальности, т.к. позволяли за 6 – 8 минут нанести массированный удар по всем основным объектам оборонного и промышленного значения, крупным городам страны. Паритет между странами НАТО и Россией достигнут с качественным преимуществом в нашу пользу.
Ракета по подводным целям 91Р1 или 91РТ2

В пусковой установке комплекса «Калибр-НК» могут находиться самонаводящиеся ракеты-торпеды 91РЭ1 (русая версия 7,65 м) или 91РТЭ2 (под ПУ НАТО 6,2 м). Применяются против подводных лодок, приблизившихся МРК Буяну-М ближе 50-ти км. 91РЭ1 ускоряется у цели до 2,5 М, 91РТЭ2 до 2 М, проходит основной путь по баллистической траектории с дозвуковой скоростью 0,7 М. Такие «Калибры» устанавливаются и на подлодках типа «Варшавянка», «Лада», пуск через торпедные отсеки 533 мм.

Противокорабельная ракета 3М-54

Так же как и другие крылатые ракеты ПКР 3М-54Э повторяет в полёте рельеф местности на высоте 10 – 20 м, следуя на маршевом двигателе 0,8 М. На дальности 220 км эффективно поражает цель из-за трёхкратном превышении скорости звука 2,9 М. На водной глади ей негде спрятаться, поначалу малая высота полёта скрывает от дальних РЛС, а на финише только скорость позволяет преодолеть свой путь до конца. Ракеты запрограммированы на изменение траектории полёта, чтобы сбить с толку противоракеты противника.

Проект 21631 «Буян-М» — малый ракетный корабль

Проект 21631 был спроектирован предприятием «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструкто­ра Я.Е. Кушнира на базе проекта 21630 типа «Буян», научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО. Корабль был спроектирован с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на не­значительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги, что было обеспечено использованием водометных движителей. По требованиям тактико-технического задания была задана такая дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.

Тендер на строительство кораблей проекта 21631 был выигран Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство кораблей данной серии. Первый корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27 августа 2010. Сдача корабля назначена на 2013 год. Второй корабль проекта 21631 должен пополнить состав Черноморского флота – должны заложить в этом году. Всего планируется строительство 5-ти кораблей проекта 21631.

Назначение:

это корабль класса «река-море», его задача — охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — МРК имеет более чем в полтора раза большее водоизмещение (949 т) и вооружён вертикальной пусковой установкой комплекса 3Р-14УКСК на 8 противокорабельных ракет, которая позволяет наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т — 949, Длина, м — 74,1, Ширина, м – 11, Высота на миделе, м — 6,57, Осадка, м — 2,6, Винты — водомётный движитель, Максимальная скорость хода, узл. — 25, Дальность плавания, миль — до 1500 , Автономность плавания, сут. — 10, Экипаж, чел. — 29-36, Вооружение: Ударное — 1х8 Калибр или 1х8 Оникс, Пулемётно-артиллерийское – 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 3х1 7,62-мм пулемётная установка, Зенитное — 2х6 30-мм ЗАК Дуэт (АК 630-М2), Зенитное ракетное вооружение — 2х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».


Макет пусковой установки 3М-47 «Гибка» на МАКС-200.

Помимо ракетного и пушечного вооружения корабль получит средства радиоэлектронного противодействия. На экспортные корабли серии «Торнадо» предлагается установить комплекс выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет. Однако для корабля ВМФ РФ этого недостаточно. Видимо, «Свияжск» оснастят и комплексом радиоэлектронного противодействия ТК-25. В экспортной версии он обеспечивает автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа в условиях сложной электромагнитной обстановки, автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех, автоматизированное решение задач РЭП, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО корабля. Корабль имеет четыре 16-ти цилиндровых двигателя компании MTU Friedrichshafen.


Опытный образец установки АК-630М1-2 Дуэт.

Литература

  • Прасников В.Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». — 2000, № 4. — С. 2-7.
  • Апальков Ю.В. Ударные корабли. Часть 2 Малые ракетные корабли и катера. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Платонов А.В. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера Часть II. — СПб: Галея Принт, 2004. — 108 с. — ISBN 5-8172-0091-0.
  • Черников И.И. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. — СПб: Судостроение, 2007. — 696 с. — ISBN 978-5-7355-0706-2.
  • Чуприн К.В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2.
  • Polmar, Norman. The Naval Institute Guide to the Ships and Aircraft of the U. S. Fleet. — Naval Institute Press, 1993. — 639 с. — ISBN 1-55750-675-2.

Примечания

  1. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=127938 Каспийская флотилия получит новые ракетные корабли]
  2. 123 [www.navy.ru/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=54006 Стал известен внешний вид малого ракетного корабля проекта 21631]
  3. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=135909 Минобороны и ОСК согласовали контракт на строительство трех МРК проекта 21631 «Буян-М»]
  4. 12Алексей Никольский . [www.vedomosti.ru/politics/news/1089659/v_rossii_zalozheny_tri_korablya_za_nedelyu В России заложены три корабля за неделю] // vedomosti.ru (Проверено 27 августа 2010)
  5. [eurasian-defence.ru/node/31504 В СОСТАВ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВОЙДЕТ 6 МАЛЫХ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА ”БУЯН-2” | Центр военно-политических исследований]
  6. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]
  7. [flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=83673 Заложен новый МРК для Каспийской флотилии]
  8. [flotprom.ru/2014/Санкции1/ Несмотря на заявления Рособоронэкспорта MTU прекратил поставки корабельных двигателей в Россию publisher=FlotProm] (16.12.2014). Проверено 20 сентября 2015.
  9. 12 [svpressa.ru/war21/news/136506/ «Грачонок» и «Буян» получат российские двигатели вместо немецких] // СВпресса, 20 ноября 2015
  10. [vpk.name/news/142947_vmf_rf_poluchit_10_mrk_buyanm_s_raketami_kalibr.html ВМФ РФ получит 10 МРК «Буян-М» с ракетами «Калибр»]
  11. [huntsmanblog.ru/tri-novyx-mrk-buyan-m-zakazalo-minoborony/ Три новых МРК «Буян-М» заказало Минобороны]
  12. [flotprom.ru/2016/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0184/ Малые ракетные корабли «Буян-М» получат новую РЛС]
  13. 29 декабря 2014 года, по иску Генеральной прокуратуры, Верховный суд РФ признал организацию «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической международной организацией и запретил её деятельность в России
  14. [lenta.ru/articles/2015/10/07/caliber/ Главный калибр]. Lenta.ru (7 октября 2020 года). Проверено 7 октября 2020.
  15. [www.kommersant.ru/doc/2826759 «Исламское государство» накрыли с моря]
  16. [function.mil.ru/news_page/country/ Пуск крылатых ракет «Калибр» по объектам «Джебхат ан-Нусра» в Сирии из акватории Средиземного моря]
  17. 12 [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=168373 Каспийская флотилия готовится праздновать День ВМФ. 17.7.2014]
  18. [flot.com/2014/179684/«Великий Устюг» вошёл в состав Каспийской флотилии]
  19. 12 [news.rambler.ru/politics/32210030/ В состав Черноморского флота вошли два вооруженных «Калибром» корабля]
  20. [so-l.ru/news/show/spushen_na_vodu_mrk_vishniy_volochek_proekta_21631 Спущен на воду МРК «Вышний Волочек» проекта 21631 «Буян-М»]
  21. [flot.com/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=166475 Замминистра обороны посетил Зеленодольский судостроительный завод. 30.5.2014]
  22. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1275/ Пресс-релиз по случаю закладки восьмого из серии малого ракетного корабля проекта 21631]
  23. [flotprom.ru/2015/191505/ На Зеленодольском заводе заложили очередной ракетный корабль]. Центральный военно-морской портал (10 апреля 2015).
  24. [ria.ru/defense_safety/20160922/1477630879.html Первый малый ракетный корабль «Буян-М» начнут строить в 2020 году]
  25. [ria.ru/defense_safety/20160907/1476295916.html Стоимость контракта на постройку корветов «Буян-М» составила 27 млрд рублей]

Вооружение боевого корабля проекта 21631 Буян-М

Корабельная турельная пусковая установка 3М47

Система обнаружения корабельной турельной установки 3М47 воздушных целей оптико-электронная. Разработка 2005 г. для МРК проектов 21630 (21631, 21632). Оснащается 6 ракетами 9К338 «Игла». Высота поражения до 3,5 км, дальность 6 км. Высокая эффективность поражения БПЛА является причиной установки именно этого вида оружия. Первенцы Буянов находятся под защитой комплексов дальней обороны береговых С-400, которые закрывают небо в высоту на 100 км, стелс-самолёты 5-го поколения видимы с ЭПР 0,4 м2 на 230 км, истребители 4-го поколения узнаваемы за 390 км, стратегические бомбардировщики отображаются на радарах ДРЛС за 570 км.

Артиллерийская установка АУ А-190

Установка АУ А-190 калибра 100 мм грозит наземным и надводным объектам высокой точностью попадания на расстоянии 21,3 км осколочно-фугасными снарядами. Воздушным целям опасно входить в зону поражения на высоте 15 км, они будут атакованы снарядами с дистанционным взрывателем или радиолокационными снарядами. Система наведения и управления огнём полностью автоматизирована. Боекомплект 320 снарядов, скорострельность 80 выс/мин.

Ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ морского базирования

Ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ морского базирования может применяться в перспективе, пока его нет на МРК проекта 21631. В случае угрозы для МРК Буян-М «Томагавками» или «Гарпунами» корабль оснащается комплексом Панцирь-СМ с противоракетами 57Э6Е выпуска 2017 г., видящий на дальности до 40 км цели ЭПР даже 2 см2, поражающий крылатые ракеты на дистанции 18 км, самолёты на высоте 15 м – 15 км. С этим оружием вообще не страшно идти навстречу нашпигованным оружием и электроникой эсминцам.

История создания

К 2000 годам назрела необходимость оснащения Каспийской флотилии новыми, современными «канонерками». В рамках проекта 21630, получившего также шифр «Буян», необходимо было создать корабли с высокой мореходностью, но при этом способные самостоятельно осуществлять переходы по Волге. При этом новый МАК (на том этапе считавшийся катером) должен был обладать пониженной радиолокационной заметностью.

Летом 2004 года технический проект был утверждён, а на петербургском заводе «Алмаз» стали готовиться к постройке.

В это же время «Буян» «повысили в звании» из катера в корабль 3 ранга. Первый МАК проекта 21630 «Буян», получивший имя «Астрахань», спустили на воду осенью 2005 года, а уже в 2006 году он вышел на испытания.

Оценка проекта

Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.

Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.

Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным. Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.

Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.

Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector