Артиллерийские катера проекта 1204

Защита рубежей

Кроме оснащения новыми кораблями, ВМФ России регулярно проводит учения и совершенствует боевую подготовку экипажей. В июне в центральной части Тихого океана прошли масштабные манёвры Тихоокеанского флота в дальней морской зоне.

Тактические корабельные группы совершили переход протяжённостью около 4 тыс. км, сообщили в Минобороны. В манёврах приняли участие до 20 надводных боевых кораблей, подлодок и судов обеспечения. В их числе — ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», фрегат «Маршал Шапошников», а также корветы «Громкий», «Совершенный» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».

В учениях также было задействовано около 20 самолётов, в том числе дальние противолодочные самолёты Ту-142М3 и высотные истребители-перехватчики МиГ-31БМ.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 23 июля опубликовал данные опроса, приуроченного ко Дню ВМФ. Согласно его результатам, подавляющее большинство россиян (84%) считают, что Военно-морской флот России способен защитить морские границы страны в случае реальной военной угрозы.

Также по теме


Восточный рубеж: какие корабли усилят Тихоокеанский флот ВМФ России в ближайшие годы

В ближайшее время на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) будут заложены новые корветы проектов 20380 и 20385. Об этом сообщил…

ВЦИОМ отмечает, что доля тех, кто убеждён в силе ВМФ России, значительно выросла за последние 16 лет: в 2005 году она составляла 70%.

Сегодня нельзя пренебрегать ни одним элементом укрепления безопасности государства, поэтому так важно внимание руководства страны к Военно-морскому флоту, заявил Виктор Литовкин. «При этом флот существует в незримой, но очень плотной связке с другими видами вооружённых сил. Флот побеждает вместе с берегом: вместе с ракетными войсками стратегического назначения, фронтовой и дальней авиацией

Морские силы должны быть поддержаны с берега и должны быть поддержаны оборонно-промышленным комплексом государства», — сказал он

Флот побеждает вместе с берегом: вместе с ракетными войсками стратегического назначения, фронтовой и дальней авиацией. Морские силы должны быть поддержаны с берега и должны быть поддержаны оборонно-промышленным комплексом государства», — сказал он

«При этом флот существует в незримой, но очень плотной связке с другими видами вооружённых сил. Флот побеждает вместе с берегом: вместе с ракетными войсками стратегического назначения, фронтовой и дальней авиацией. Морские силы должны быть поддержаны с берега и должны быть поддержаны оборонно-промышленным комплексом государства», — сказал он.

Эффективность морских сил является важным показателем развития страны, подчеркнул, в свою очередь, Юрий Кнутов.

«Россия в развитии флота пошла по особому пути, в частности сделала ставку на такое высокоточное и гиперзвуковое ракетное оружие, как «Калибр», «Оникс», «Циркон», — и, как следствие, появились новые малые ракетные катера, фрегаты, в том числе океанской зоны. Несмотря на то что российский флот меньше по размерам, чем во времена СССР, по техническому оснащению и способности решать боевые задачи он превосходит многие военно-морские силы мира», — заключил военный эксперт.

Описание катера[ | код]

Корпус | код

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  1.  — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  2.  — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  3.  — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  4.  — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  5.  — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  6.  — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  7.  — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  8.  — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  9.  — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  10.  — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  11.  — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Энергетическая установка | код

Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л. с. (ресурс до переборки 600 ч.).

Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Радиоэлектронное оборудование | код

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Навигационное и штурманское вооружение | код

На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем.
Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».

Радиосвязь | код

Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Обитаемость | код

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

Автономность | код

На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.

Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.

АВИАНОСЦЫ, ТРАЛЬЩИКИ И ДРУГИЕ

Именно в это время заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, выступая перед журналистами после церемонии спуска на воду базового тральщика проекта 12700 «Иван Антонов», заявил, что, мол, «легкие авианосцы не очень интересны ВМФ России, флоту нужны корабли данного типа водоизмещением около 70 тыс. т». Как известно, на российских верфях из-за отсутствия двигателей и кондиционного вооружения «зависли» семь фрегатов. В вялотекущем темпе строятся корветы. Да что корветы! При закладке 12 июля текущего года малого ракетного корабля (МРК) «Ставрополь» – 12-го по счету МРК проекта 21631 – было объявлено, что передадут его флоту лишь в 2023 году. То есть на сборку серийного корабля водоизмещением 949 т уйдет пять лет! Сколько же потребуется на строительство 70-тысячетонного авианосца? 20 лет или четверть века?

В том же выступлении Виктор Бурсук сообщил о нежелании командования ВМФ РФ приобретать рейдовые тральщики (РТЩ), аналогичные РТЩ проекта 10750, поскольку, дескать, «есть другие способы искать мины». Да, такие способы есть, но для них все равно нужны носители минно-трального вооружения, которых у ВМФ РФ нет. А вот завтра злонамеренные украинские хлопцы запросто могут заминировать Азовское море и Керченский пролив. Еще больше возможностей у западных «партнеров» России для минирования Балтики и особенно Финского залива.

И тогда придется приспосабливать «шмели» под тральщики. По воде и железной дороге их можно перебросить на любой морской театр России. Боюсь только, что стареньких каспийских «шмелей» на все флоты не хватит. 

Александр Васин

Александр Евгеньевич Васин – независимый военный эксперт.

Строительство[ | код]

АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация | код

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Примечания[ | код]

  1. Черников И. И. Советские артиллерийские катера типа «Шмель» (проект 1204) // Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России.
  2. ↑ Артиллерийские катера пр. 1204. Речные артиллерийские корабли и катера. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. Корабли ВМФ СССР. Том 2. Апальков Ю. В. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 августа 2012.
  4. Прасников В. Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». 2000, № 4. С. 2-7
  5. Чуприн К. В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2
  6. Чуприн К. В. Вооружённые силы стран СНГ и Балтии: справочник / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Современная школа, 2009. — С. 511. — 832 с. — ISBN 978-985-513-617-1.
  7. Александр Храмчихин. . Военно-промышленный курьер (№ 49 (615) за 23 декабря 2015 года).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012.

Как отмечают праздник

Как отмечается день военно-морского флота? Личный состав торжественно строится на плацу, на кораблях поднимается Андреевский флаг. На территориях, где базируется Северный, Балтийский и Черноморский флот, звучит салют на день ВМФ. Его залпы радостными звуками отражаются в сердцах моряков.

Парады на день ВМФ проводятся каждый год. Первый парад датируется 1939 годом. В период ВОВ был перерыв, это было связано с кровопролитной битвой, которую вел русский народ против фашистов. Но после войны, когда страна восстала из пепла, традиция возобновилась.

Два года назад президент поручил провести в Северной столице главный военно-морской парад. Если говорить о количестве военной техники, задействованных в нем силах и средствах, торжество было сопоставимо с Парадом, который проводится на День Победы каждый год.

Традиции

Традиции на день ВМФ связаны с построением войск. На кораблях поднимаются Андреевские флаги.

На базах, где дислоцируются корабли, проводятся торжественные мероприятия, соревнования, состязания, демонстрация военной мощи и силы. Мероприятия на день ВМФ проводятся во всех крупных городах России: Петербург, Астрахань, Севастополь, Калининград, Новороссийск.

Высокопоставленные чиновники, высшие офицеры ВМФ в торжественной обстановке поздравляют военнослужащих, а также членов их семей. Тех, кто отличился по службе, награждают наградами и званиями. Ветеранам ВМФ устраивают встречи. Проводятся экскурсии, а праздник завершается концертом. Традиционно, в нем принимают участие звезды эстрады, представители шоу-бизнеса. Некоторые корабли на период торжества становятся местом для проведения экскурсий. Гражданские лица могут познакомиться с устройством современного корабля.

Интересные факты

День военно-морского флота в российском государстве – это праздник вооруженных сил, которые защищают государственные интересы в водных территориях. Флот РФ пришел на смену военно-морским силам, основу которого составлял ранее Российский императорский флот. По составу, количеству сил и средств, современный флот уступает советскому, американскому.

День военно-морского флота в городе Севастополе в составе России отмечается со дня присоединения Крыма к нашему государству. Многие корабли, которые на сегодняшний день составляют основу флота, были построены во времена СССР. Конечно, они постепенно устаревают, но государство разработало программу по обновлению вооружений.

День ВМФ в Санкт-Петербурге, в других российских городах не празднуется без главного символа торжества. Это Андреевский флаг. Первый флаг, на котором изображен Андреевский крест, появился в Шотландии. Появление распятого Андрея Первозванного на флаге было связано с легендой. Король Ангус Второй, возглавивший войска против Пиктов и Скоттов, просил Бога даровать ему удачу в сражении. Он дал клятву, что если одержит победу, то объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии. С утра, перед битвой облака приобрели форму креста. Ангус Второй подумал, что это хороший знак. И, действительно, англы были разгромлены. Король выполнил свое обещание, назначил Андрея покровителем Шотландии. Крест белого цвета, расположившийся на голубом фоне, как память о битве, стал символом страны. Позже, крест стал использоваться в Англии. Сохранился там до сих пор. В 1699 году Петр утвердил синий крест на белом фоне. Он стал символом российского флота. Спустя 20 лет вид флага, который существует до сих пор, был утвержден. Но в 1919 году флаг был дополнен щитом красного цвета с изображением Георгия Победоносца. Он вручался кораблям, отличившимся в морском бою.

В настоящее время одной из главных церемоний праздника стало поднятие Андреевского флага. Ни один праздник в России не проходит без подъема этого символа.

«РЕЧНЫЕ ТАНКИ»

В годы Великой Отечественной заслуженно известными стали бронекатера (БКА) проектов 1124 и 1125, созданные под руководством Юлия Юльевича Бенуа (1908-1966) – представителя знаменитой династии отечественных архитекторов и художников. «Речные танки», оснащенные артиллерийскими танковыми башнями, прославились в боях на Припяти и Днепре, они принимали участие в Сталинградской битве и защите Дороги жизни на Ладоге, с них высаживались десанты морской пехоты на Балтике и на Черном море. Сыграли бронекатера заметную роль и в освобождении Европы от фашистского ига. Если бы бронекатера Дунайской флотилии своевременно не взяли под свой контроль венские мосты, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба столицы Австрии. Завершили свой боевой путь БКА на реках Сунгари и Уссури, где участвовали во взятии ряда маньчжурских городов, захваченных японцами. Стоит заметить, что катера проектов 1124 и 1125 были одними из первых ракетных кораблей нашего флота, поскольку некоторые из них оснащались пусковыми установками РСЗО «Катюша».

После войны коллектив под руководством Юлия Бенуа продолжил работу над «речными танками». Наиболее удачным оказался проект малого бронекатера 191М. Он практически полностью отвечал требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. В центральной части катера имелась бронированная цитадель, защищавшая экипаж, энергетическую установку и вооружение, а толщина верхней броневой палубы была доведена до 10 мм. Она выдерживала попадания не только пуль, но и малокалиберных снарядов. Для улучшения мореходных качеств увеличили развал бортов. Значительно повысилась мощь артиллерийского вооружения. Корабельная универсальная 85-мм артиллерийская установка МК-85, размещаемая в бронированной башне, хотя и напоминала танковую пушку, была специально разработана для БКА. Угол ее возвышения составлял 77 градусов, что позволяло стрелять по воздушным целям, а также вести огонь «по-минометному», накрывая огнем объекты, находящиеся на высоком берегу. В двух бронированных башнях находились спаренные 14,5-мм пулеметы 2М-6, плюс можно было взять до 8 мин. Катера развивали 24-узловую скорость хода, а дальность их плавания с экипажем из 15 человек превышала 500 миль.

Для ВМФ СССР было построено 118 катеров проекта 191М. Еще более совершенными должны были стать БКА проекта 192. У них улучшили систему бронирования. Но флот получил только два таких БКА, поскольку военно-политическое руководство страны решило отказаться от строительства кораблей, не отвечающих «требованиям времени». А в 1958 году были расформированы все речные флотилии, так как «Советский Союз теперь окружали братские и дружественные страны». Боевые единицы, их составлявшие, «пустили на иголки».

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка была двухвальная с расположением главных двигателей 

в одном моторном отделении. В качестве главных двигателей использовались дизели типа
«М-50Ф» (ресурс до переборки 600 ч.) мощностью 1200 л.с. каждый. Электроэнергетическая
система переменного тока с напряжением в 380 В включала в себя два
автоматизированных дизель-генератора типа «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт, расположенные в
генераторном отделении.

На АКА 1204 применялась система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей предусматривалось забортной водой. Однако у АКА 1204 на р. Амударье была
оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров были сварены регистры из труб, проходя
через которые вода из двигателей охлаждалась.

История службы[ | код]

В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.

Амур | код

  • 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
  • Дальневосточный пограничный округ

    • 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
    • 12 ОБПСКР г. Благовещенск
    • 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
    • 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
    • 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край

Чёрное море | код

На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.

  • Одесская манёвренная база:

После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис»., однако, в отличие от них, планы по списанию BG-82 «Канив» (Канев) остались в силе. Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).

Балтийское море | код

  • 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
  • 4-я ОБРПСКР г Псков.

Средняя Азия | код

22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.

Каспийская флотилия | код

В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.

Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.

Прорыватели переправ

Начавшаяся Великая Отечественная война, в особенности опыт применения Пинской флотилии подтолкнули командо­вание ВМФ к идее создания боевого кате­ра, предназначенного для уничтожения речных переправ, или как его тогда назва­ли — «прорыватель переправ». Первый эс­кизный проект такого катера за № 170 появился в декабре 1941 г. При наличии 76-мм танковой пушки, он все же являл­ся, прежде всего, минометным кораблем. В качестве главной энергетической уста­новки планировались два танковых двига­теля Т-17. Этот проект участвовал в кон­курсе наравне с катерами КВВ, но его отвергли в пользу КВВ-2. Однако идею катера прорывателя переправ сочли акту­альной, и в феврале 1942 г. появляется второй вариант пр. 170 . При водоизмеще­нии 74,5 т, длине 26,6 м, ширине 4,2 м, осадке 1,07 м и высоте бота 1,57 м, катер хотели вооружить одной башней от Т-34 с боекомплектом 80 выстрелов, установкой М-13-М с боекомплектом 32 НУРС, а так­же двумя башнями ДШММ-2Б. Двигатели заменили на два ГАМ-34-БС, что при за­пасе топлива 2,8 т обеспечивало макси­мальный ход 17 узлов и дальность плава­ния ходом 7 узлов — 300 миль. Оригиналь­ным являлся корпус катера: носовая и кормовая оконечности стальные, а цита­дель (17-42 шп.) — железобетонная. При этом толщина борта достигала 200 мм, палубы — 70 мм и траверсы — 100 мм. Экипаж 14 человек. Проект реализован не был. Отчасти из-за отсутствия заводских мощностей, но более в силу того, что к вес­не 1942 г. борьба с речными переправами противника не являлась приоритетной за­дачей советского ВМФ. О ней вспомнили еще только раз в июне 1944 г. Тогда пять бронекатеров Днепровской флотилии вне­запно атаковали переправу на реке Бере­зина в районе деревни Паричи. Всего чего они смогли достигнуть ценой тяжелейших повреждений всех пяти единиц, это крат­ковременно внести элемент паники в переправляющиеся войска, их спасло то, что они атаковали вверх по тече­нию, и поэтому полуразрушенные потерявшие ход бронекатера течением выносило из зоны огня про­тивника. Но ложка хо­роша к обеду и, посетовав на отсутствие специализированных катеров для проры­ва переправ, о них больше не вспоминали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector