Патрульные катера проекта 12150

Содержание:

Скоростной патрульный катер «Мангуст» Проект 12150

Скоростной патрульный катер «Мангуст» проекта 12150 предназначен для:

  • действия по вызову и несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля над соблюдением кораблями и судами установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих прибрежных районах морей;
  • проведения аварийно-спасательных работ, спасения экипажей и пассажиров при авариях кораблей, катеров, судов и иных плавсредств;
  • обеспечения экологической безопасности.

В настоящее время скоростные патрульные катера «Мангуст» проекта 12150 строятся крупной серией (построено более 70 единиц) для нужд различных ведомств (Береговая охрана ПС ФСБ России, ВМФ России, МВД России, ФТС России, МЧС России, коммерческие организации и др.) в различной комплектации (с дизелями различных марок, водомётами, приводами Арнесона и т.д.).

Энергетическая установка и движители

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-редукторных агрегатов суммарной максимальной мощностью 2280 кВт (3100 л.с.), которые работают на приводы Арнесона с частично-погруженными винтами фиксированного шага или на водометные движители. Дизель-генератор мощностью 25 кВт.

Вооружение

Для выполнения поставленных задач на катере предусмотрена установка следующего вооружения:

  • универсальный боевой модуль с дистанционным управлением «БДМ «Управа-Корд» — 1 компл.;

14,5 мм морская тумбовая пулеметная установка МТПУ — 1 компл.

Кроме того, на катере предусмотрена возможность установки комплектов сменного вооружения, набираемого из следующих видов оружия:

  • пулемет Калашникова модернизированный бронетранспортерный (ПКМБ) калибра 12,7 мм – 1-2 компл.;
  • автоматический гранатомет АГС калибра 30 мм – 1-2 компл.;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64 — 1 компл.;
  • переносной зенитный ракетный комплекс типа «Игла» – 1-2 компл.
Навигационное вооружение
  • интегрированная навигационная система — 1 компл.
  • магнитный компас Азимут 90-1 — 1 компл.
  • гирокомпас PGM-C-009 — 1 компл.
Средства связи и наблюдения
  • спутниковая станция Inmarsat типа Sailor 500 Fleet Broadband — 1 компл.
  • ПВ/КВ радиоустановка с ЦИВ и телексом типа Sailor 6300 — 1 компл.
  • УКВ р/с с ЦИВ типа Sailor 6222 — 1 компл.
  • спутниковая станция стандарта Inmarsat-С типа Sailor 6110 mini-C — 1 компл.
  • приемник NAVTEX типа NX-700A — 1 компл.
  • аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ типа TRON 40S — 1 компл.
  • радиолокационный ответчик типа TRON SART — 2 компл.
  • носимая УКВ радиостанция типа SP3520 — 3 компл.
  • средства внутрикорабельной связи и трансляции
Модернизация

Совместно с ЦМКБ «Алмаз» предприятием проведена модернизация катера проекта 12150 «Мангуст», результатом которой стало значительное улучшение его боевых, тактических, мореходных и технических характеристик, а также заметно улучшилась обитаемость катера.

Вооружение

Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Катер может развивать максимальную скорость до 50 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».

Модернизации и переоборудования

Самый основной заказ на строительство патрульных катеров в боевом варианте для нужд Пограничной службы. Далее появилась модификация судна с усиленным вооружением. На катерах проекта 12150В установили ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь», в комплект которого входят ракетная установка и автоматическое 30-мм орудие. Комплекс может осуществлять лазерное целеуказание. Дальность стрельбы ракетным оружием составляет 10 км. Следом за боевыми модификациями со стапелей Рыбинского ССЗ сошли катера проекта 12150М. Эти суда созданы для нужд спасателей службы МЧС России. Именно эти катера призваны вести спасательные и поисковые работы в зоне стихийных бедствий, при кораблекрушениях и авариях на море. Начиная с 2000 года, всего построено и введено в строй 75 судов этого проекта. Основная серия патрульных катеров – это суда, строящиеся по контракту для Федеральной Службы Безопасности России. Большая часть судов первой серии отправлена служить на Черное море. Место базирования на сегодняшний день военно-морская база Балаклава. Суда, которые стали поступать в строй, начиная с 2018 года, отправляются на Дальний Восток для несения Пограничной службы на острове Сахалин.

Часть судов передана Пограничной службе ФСБ России на Каспийском море для управлений ФСБ в Астраханской области и в Республике Дагестан.

  • 12150М — многоцелевой, поисково-спасательный;
  • 12150А — патрульный/противодиверсионный для ВМФ;
  • 12150В — малый ракетный катер;
  • 12151 — без вооружения.

История

Во время обеих мировых войн, чтобы быстро наращивать численность, все стороны создавали вспомогательные патрульные катера, вооружая моторные лодки и морские рыболовные траулеры пулеметами и устаревшим военно-морским вооружением. Некоторые современные патрульные суда все еще базируются на рыболовных и прогулочных судах. Морские патрульные катера обычно имеют длину около 30 м (100 футов) и обычно несут одну артиллерийскую пушку среднего калибра в качестве основного вооружения, а также различные более легкие вспомогательные вооружения, такие как пулеметы или системы вооружения ближнего боя . В зависимости от роли, суда этого класса могут также иметь более совершенные датчики и системы управления огнем , которые позволят им нести торпеды , противокорабельные и зенитные ракеты .

Большинство современных конструкций приводятся в действие газотурбинными установками, такими как CODAG , и скорости обычно находятся в диапазоне 25–30 узлов (46–56 км / ч; 29–35 миль в час). Они в основном используются для патрулирования в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) страны. Общие задачи — это инспекция рыболовства , сборы по борьбе с контрабандой (обычно по борьбе с наркотиками ), патрулирование нелегальной иммиграции, патрулирование по борьбе с пиратством и поисково-спасательные операции (работа правоохранительного характера). Самые большие OPV могут также иметь кабину экипажа и вертолет . Ожидается, что во время кризиса или войны эти суда будут поддерживать более крупные суда военно-морского флота.

Небольшие размеры и относительно невысокая стоимость делают их одним из самых распространенных типов военных кораблей в мире. Почти все военно-морские силы используют по крайней мере несколько морских патрульных судов, особенно те, которые имеют только возможности « зеленой воды ». Они полезны в небольших морях, таких как Северное море, а также в открытых океанах. К аналогичным судам исключительно военного назначения относятся торпедные катера и ракетные катера . ВМС США управляли Pegasus класс вооруженных судов на подводных крыльях в течение многих лет, в роли дозорного катера. River Patrol Boat (PBR, иногда называют «Riverine» и «Pibber») является американским дизайном малого типа патрульного катера предназначен для патрулирования вод крупных рек.

История создания

Катера «Мангуст» разработаны Санкт-Петербургским конструкторским бюро «Алмаз» для нужд федеральной пограничной службы. Выпуском кораблей занимается рыбинское предприятие «Вымпел», которое может выпускать до 5 единиц этой техники ежегодно. Производитель обещает, что в случае острой необходимости, число новых катеров может увеличится в 2 раза. 

При создании проекта, разработчиками был использован опыт по выпуску малотоннажных морских судов, но применены инновационные технологии. В частности, для изготовления корпуса применён сверхлёгкий алюминиевый сплав, корабль имеет V-образную форму. Благодаря такой схеме, конструкторам удалось заметно улучшить динамику и скоростные характеристики. Днище дополнено электрохимической защитой, что заметно снижает механический износ даже при продолжительной эксплуатации.

История создания

Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.

Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.

В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.

С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:

  • 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
  • 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
  • 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
  • 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.

Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.

Основное предназначение кораблей

«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.

Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.

Конструкция[ | ]

Катер береговой охраны в бухте Золотой Рог Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы соответствуют применяемым при строительстве иностранных высокоскоростных катеров.

Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Главные двигатели — 2 х дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 по 1822 л. с. (1340 КВт) или 2 х дизеля MTU марки 16V2000M90 по 1822 л. с. (1340 КВт). Вспомогательная энергетическая установка — 2 х AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 КВт) или 2 х ДГ «Вестербеке» 25.0 BEDA по 25 КВт или 2 х ДГ «Стамегна» SM-300 по 22,8 КВт. Два привода Арнесона ASD-15. Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

Навигационное оборудование:

  • Интегрированная система навигации ST60.
  • Система местоуказания VNTsU-UV450.
  • Навигационная РЛС «Лиман 18М1»
  • Магнитный компас «Азимут-90-1»
  • Лаг с функциями эхолота ЛЭМ2-2
  • Приемоиндикатор спутниковой навигации NT 300D
  • Система связи и передачи команд.

Катер может иметь в качестве вооружения:

  • ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», включающий: 4 управляемые ракеты «Вихрь»;
  • одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
  • тепло-телевизионную систему;
  • систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели;

14,5 мм морскую тумбовую пулемётную установку, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей.

Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку МТПУ с 14,5 мм КПВТ.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.

Водоизмещение

Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.

Габариты катера имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 19,45 м;
  • ширина — 4,4 м;
  • высота на миделе — 2,2 м.

Осадка судна

Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.

Максимальная скорость

Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.

Штатное вооружение

Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.

С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:

  • модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
  • автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.

Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга

ГГР РФ: № 30Описание гюйса:Красное прямоугольное полотнище, перекрещенное прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой. Отношение ширины гюйса к его длине — два к трем. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум .

Утвержден

21 мая 1993 года Указом Президента РФ №720 какгюйс кораблей Пограничных войск 1 и 2 ранга ; переутвержден 1 сентября 2008 года Указом Президента РФ № 1278 какгюйс кораблей 1 и 2 ранга пограничных органов .

Сводная таблица по БОХР России 2020

Класс Балт. Черн. Сев. Тих. Касп. Амур Псков Суммарно
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР) 5 23 7 25 12 21 92
Пограничный сторожевой катер (ПСКА) 24 40 12 27 13 2 2 123
Пограничный катер специальной службы (ПКАСС) 3 3
Пограничный корабль управления (ПКУ) 8 8
Пограничный корабль обеспечения (ПКО) 1 8 4 13
Пограничный катер обеспечения (ПКАО) 1 5 11 4 21
Пограничный патрульный корабль (ППК) 1 4 5
Пограничное патрульное судно (ППС) 1 4 2 14 2 23
Пограничный патрульный катер (ПК) 3 1 4
Рейдовое судно обеспечения (РСО) 3 3
Всего единиц корабельного состава:

296

Распределение корабельного состава Береговой охраны России:

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.

Водоизмещение

Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.

Длина корпуса

Габариты катера имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 19,45 м;
  • ширина — 4,4 м;
  • высота на миделе — 2,2 м.

Данные ТТХ делают судно достаточно компактным и вместе с тем комфортным. Размер экипажа рассчитан на 3-6 человек.

Осадка судна

Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.

Максимальная скорость

Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.

Штатное вооружение

Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.

С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:

  • модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
  • автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.

Патрульный катер «Мангуст»

Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.

Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.

«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.

Основное предназначение кораблей

«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.

Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.

Конструкция[ | ]

Катер береговой охраны в бухте Золотой Рог Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы соответствуют применяемым при строительстве иностранных высокоскоростных катеров.

Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Главные двигатели — 2 х дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 по 1822 л. с. (1340 КВт) или 2 х дизеля MTU марки 16V2000M90 по 1822 л. с. (1340 КВт). Вспомогательная энергетическая установка — 2 х AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 КВт) или 2 х ДГ «Вестербеке» 25.0 BEDA по 25 КВт или 2 х ДГ «Стамегна» SM-300 по 22,8 КВт. Два привода Арнесона ASD-15. Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

Навигационное оборудование:

  • Интегрированная система навигации ST60.
  • Система местоуказания VNTsU-UV450.
  • Навигационная РЛС «Лиман 18М1»
  • Магнитный компас «Азимут-90-1»
  • Лаг с функциями эхолота ЛЭМ2-2
  • Приемоиндикатор спутниковой навигации NT 300D
  • Система связи и передачи команд.

Катер может иметь в качестве вооружения:

  • ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», включающий: 4 управляемые ракеты «Вихрь»;
  • одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
  • тепло-телевизионную систему;
  • систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели;

14,5 мм морскую тумбовую пулемётную установку, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей.

Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку МТПУ с 14,5 мм КПВТ.

Удар «Молнии»

Главный козырь «Молний» — ударное оружие. Малые корветы уничтожали флот противника при помощи комплексов «Москит», один залп которого может отправить на дно массивный корабль, находящийся в нескольких десятках километров. Его ракеты практически не поддаются перехвату средствами противовоздушной и противоракетной обороны.

«Москит» маневрирует в горизонтальной плоскости на огромной скорости и способен уничтожать надводные суда, корабли конвоя и одиночные цели. За это он получил прозвище «убийца авианосцев».

В 2000-м году «Вымпел» подписал контракт с Министерством национальной обороны Вьетнама. Он предполагал поставку двух и совместное строительство ещё десяти катеров.

— Это был большой опыт для «Вымпела» по работе с инозаказчиками. Мы обучили около сотни вьетнамских специалистов всех судостроительных специальностей, начиная от рабочего по сварке алюминиево-магниевых сплавов и заканчивая главными технологами, — продолжает Дмитрий Беляков. — Мы организовали строительство кораблей на вьетнамских верфях и оказывали серьёзную техническую поддержку. Во время исполнения этого контракта с 2008-го по 2017-й год большое количество специалистов «Вымпела» побывали в долгосрочных командировках и оказывали помощь Социалистической республике Вьетнам в строительстве кораблей.

Лёгкие корветы проекта 12418 до сих пор актуальны и востребованы. Сейчас «Вымпел» строит модернизированные «Молнии» для российского Военно-морского флота и ведёт переговоры с четырьмя государствами, интересующимися кораблями этого проекта.

Сторожевые катера

Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.

Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:

  • Охраняет государственные водные границы;
  • Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
  • Наносит огневые удары по другим судам;
  • В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.

Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.

Катера

Разновидности

Торпедный катер

Сторожевой катер

Рейдовый катер

Катер на воздушной подушке

Ракетный катер – малый ракетный корабль

Десантный катер

Торпедный катер тип г-5

Артиллерийский катер

Патрульный катер


Эстонский сторожевой катер EML P421

Первые сторожевые катера

История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.

Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.

Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.

В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.

Патрульный катер «Мангуст»

Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.

Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.

«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Основные характеристики

Как уже упоминалось, корпус корабля имеет V-образную форму, изготавливается из высокопрочного алюминиевого сплава с добавлением магния. Плавные обводы внешней обшивки позволяют «Мангусту» развивать крейсерскую скорость до 50 узлов в час вполне оправдывая своё название. Внутренняя часть разделена на 6 независимых отсеков, поэтому при получении пробоины и затоплении одного из них корабль вполне может продолжить выполнение поставленных задач. Днище имеет антикоррозийное покрытие, разработанное компанией «Хемплекс».

Движение корабля обеспечивает спаренная дизельная установка М470 класса «Звезда». Суммарная производительность дизелей составляет 2 600 кВт. Для работы навигационных приборов и электрооборудования установлен генератор мощностью 16 кВт с аккумуляторными батареями. Помимо этого, катер оснащается интерцепторами, которые гарантируют сохранение подвижности при шторме до 4-х баллов.

К навигационному оснащению относятся радиолокационный компас, электронный прокладчик курса, эхолот, гиро и магнитный компас, аварийный радиобуй. 

Сторожевые катера

Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.

Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:

  • Охраняет государственные водные границы;
  • Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
  • Наносит огневые удары по другим судам;
  • В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.

Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.

Катера

Разновидности

Торпедный катер

Сторожевой катер

Рейдовый катер

Катер на воздушной подушке

Ракетный катер – малый ракетный корабль

Десантный катер

Торпедный катер тип г-5

Артиллерийский катер

Патрульный катер


Эстонский сторожевой катер EML P421

Первые сторожевые катера

История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.

Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.

Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.

В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector