Проект 23560: самые мощные эскадренные эсминцы типа «лидер»
Содержание:
- Атомный «Лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота
- Проект 23560 Лидер (Россия)
- Первоочередная задача оснащения фрегатами
- «Усилят возможности ВМФ»
- История создания миноносца Лидер
- JS Haguro (DDG-180) (Япония)
- История создания
- Ссылки [ править ]
- Общие сведения
- Описание конструкции
- На стапеле и на кульмане
- Внешние ссылки [ править ]
Атомный «Лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота
Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.
«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.
При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.
По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».
«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.
Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».
Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.
Утверждение эскизного проекта «Лидера» – важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.
Проект 23560 Лидер (Россия)
макет эсминца Лидер
Проект эскадренного миноносца (или, скорее, крейсера) с ядерной силовой установкой для ВМФ России. В апреле 2020 года было объявлено, что работы над проектом перспективного эсминца для российского флота будут завершены, однако уже в июне глава ОАК объявил о продолжении проектных работ.Эсминец будет иметь длину 230 метров, его полное водоизмещение составит 19000 тонн. Он будет вооружен 64 ячейками для ракет типа Калибр-НК, Оникс и Циркон. Кроме этого на корабле будет установлен морской вариант ракетного комплекса ПВО С-500 на 56 ячеек, ракетный комплекс Редут-М на 16 ячеек, установлена система ПВО Панцирь-М и противоторпедная система Пакет-НК.
Первоочередная задача оснащения фрегатами
Интересно, что при этом, вопрос с корветами решается более или менее успешно, но вот с фрегатом типа 22350 вышла существенная задержка. По официальной версии, ее причиной стали разногласия между заводом Северная верфь и автором проекта «Алмаз-Антей».
Схема расстановки оборудования
Добавим сюда информацию, что начавшееся почти 12 лет назад строительство одного из главных кораблей «Адмирал Горшков» не завершено до сих пор по причине сложности работ. Похоже на отговорку, не правда ли!? Но давайте продолжим анализировать факты.
Несмотря на запланированные шесть кораблей, относящихся к типу 22350, начиная с 2013 года, на существующих верфях не заложили ни одного из них. При этом, перспектив что это произойдет в ближайшее время, тоже пока не видно. Опять странно.
В то же время, по средствам массовой информации прошла информация о планах строительства улучшенной модификации «Адмирала Горшкова» под кодовым номером «22350 М». Но это сильно не разглашается. Все что известно:
- Его вооружение больше, чем у «Адмирала Горшкова»;
- Он планируется на роль главного фрегата океанской акватории;
- Водоизмещение будет более 5000 тонн;
- Постройкой планируют заниматься две верфи: Санкт – Петербургская верфь «Северная» и Калининградская «Янтарь».
«План введения в строй военных разработок на 2018-2027 года» четко обозначил акценты: для начала важно построить атомные и неатомные подлодки. После – фрегаты береговой охраны. Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет
Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет.
«Усилят возможности ВМФ»
В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.
20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.
Также по теме
Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»
Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…
В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.
«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.
На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.
Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.
- Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).
История создания миноносца Лидер
В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение
Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей
Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.
Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.
Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.
Проектирование
В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:
- Наличие элементов технологии «стелс»;
- Высокий уровень автоматизации;
- Неограниченная мореходность;
- Скорость больше 30 узлов;
- Наличие ангара на 2 вертолёта;
- Водоизмещение в 9 тыс. тонн.
Выбор оптимальной конфигурации
Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.
Постройка и испытания
На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.
Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.
JS Haguro (DDG-180) (Япония)
JS Haguro (DDG-180)
Этот эсминец класса Maya уже вошел в строй японских ВМС в конце мая 2021 года. Корабль длиной 170 метров, шириной 22,3 метра и осадкой 6,4 метра. Эсминец имеет полное водоизмещение 10250 тонн. Энергетическая установка состоит из двух IHI/GE LM2500-30 газовых турбин и двух пятилопастных винтов. Общая мощность ЭУ составляет 68000 л.с., что дает возможность развивать скорость до 30 узлов. Он оборудован электрической пропульсивной установкой и модернизированной системой AEGIS. Корабль вооружен 96 ячейками для ракет типов ESSM, Type 07, VL-ASROC, SM-2MR, SM-3 и SM-6. Дополнительно корабль вооружен 127-мм автоматической пушкой Mark 45 mod 4, двумя зенитными автоматами Phalanx CIWS и двумя контейнерами для 8 ракет Type 17 и двумя строенными торпедными аппаратами Type 68.
История создания
Предпосылки к созданию
Опыт прошедшей войны в которой эсминцы типа «Новик» зачастую исполняли роль крейсеров показал, что эти корабли хотя и считались относительно современными, но по своей огневой мощи уже уступали некоторым эсминцам конца Первой мировой и тем более образцам послевоенных проектов. К тому же в ближайшее время не приходилось надеяться на массовую постройку новых советских эсминцев, а легкие крейсера во флоте на тот момент практически отсутствовали. В этих условиях самым актуальным классом корабля становился лидер эскадренных миноносцев. Причем по аналогии британских лидеров — как корабль способный расчистить от эсминцев противника дорогу «новикам» в точку торпедного залпа.
Еще одной причиной к созданию первых советских лидеров послужило то, что потенциальный противник на Черном море — Румыния предполагала ввести в состав своих ВМС в 1930 году два больших эсминца Regele Ferdinand и Regina Maria, прототипом для которых выбрали английский лидер HMS Shakespeare.
Проектирование
Первоначальный вариант лидера проекта 1
В марте того же года оперативное управление Штаба РККФ разработало требования и элементы нового большого эсминца-«торпедоносца»: водоизмещение около 4000 т, два трехтрубных торпедных аппарата калибром 533 мм, четыре 180-мм, два 102-мм или 127-мм орудия, 100 мин, 20 глубинных бомб и три прожектора. Скорость полного хода — до 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом 26 узлов — 3000 миль. Осадка — не более 4,88 м. Предусматривалось также наличие средств для спуска и подъема гидросамолета «истребительного типа» и даже катапульта. Первоначально предполагалось построить 8 — 12 таких кораблей.
В мае 1928 года было утверждено новое тактико-техническое задание (ТТЗ), а в сентябре НТК УВМС предложил эскизный проект эскадренного миноносца со скоростью 40 узлов и водоизмещением 2100 т, вооруженного пятью 130-мм и четырьмя 37-мм орудиями, четырьмя зенитными пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Проект не удовлетворил руководство ВМФ и 1 ноября было утверждено очередное ТТЗ, а в мае 1929 года в НТК УВМС под руководством преподавателя Морской академии, видного кораблестроителя Ю.А. Шиманского началось эскизное проектирование лидера.
В 1929 году РВС СССР принял решение о постройке сначала трех эсминцев для Черного моря, а затем еще трех для Балтики. В феврале 1930 года командование РККФ одобрило первый вариант эскизного проекта эсминца-«торпедоносца», который после проработки получил номер 1. Согласно проекту скоростной небронированный корабль водоизмещением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узла должен нести эффективное артиллерийское вооружение, а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 20 глубинных бомб и 80 мин заграждения образца 1926 года. Общий проект будущего лидера выполнялся с сентября 1930 года. Теоретический чертеж был оптимизирован по результатам испытаний нескольких десятков моделей в Опытовом бассейне.
Отдавая дань модному тогда увлечению авиационным вооружением, конструкторы первоначально планировали оснастить лидеры гидросамолетом со складывающимися крыльями, который должен был спускаться на воду стрелой. Тип самолета определен не был: рассматривались два варианта — Ju-20 фирмы Junkers либо СПЛ (самолет для подводных лодок типа «К»).
22 февраля 1932 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «По строительству ВМС РККА на 1932 г.», которым предписывалось заложить три эскадренных миноносца проекта 1 со сроком ввода их в строй к концу 1933 года.
Ссылки [ править ]
- ^ a b «Россия построит два атомных эсминца класса« Лидер »до конца 2020-х годов — источник» . ТАСС . 28 февраля 2019 . Проверено 19 января 2020 года .
- ^ а б в https:// m militarywatchmagazine.com/article/russia-s-ambitious-shkval-nuclear-powered-destroyer-program-isn-t-dead-yet
- ^ a b c «Русский разрушитель будущего« вырос »до 19 000 тонн» . млн сегодня . 26 февраля 2019 . Проверено 19 января 2020 года .
- ^ a b c «Отставание от графика атомных эсминцев класса» Лидер «проекта 23560 ВМФ России . navyrecognition.com . 28 апреля 2017 . Дата обращения 17 июля 2019 .
- ^ a b «Северное ПКБ новое техническое проектирование эсминца» Лидер «в 2016 году» . flotprom.ru (на русском языке). 24 июня 2016 . Проверено 31 декабря 2019 года .
- ^ a b «Строительство эсминца» Лидер «может начаться в 2023 году» . ria.ru . 10 июля 2019 . Дата обращения 17 июля 2019 .
- ^ «Россия отказалась от своих программ создания массивных ядерных разрушителей и сверхбольших фрегатов» . thedrive.com . 21 апреля 2020 . Проверено 22 апреля 2020 .
- ^ «Базовый проект эсминцев класса» Будущий лидер ВМФ России «будет готов в 2016 году согласно OSK» . navyrecognition.com . 4 июля 2015 . Проверено 19 января 2020 года .
- ^ «Эскизный проект эсминца нового поколения проекта 23560, переданный ВМФ России» . navyrecognition.com . 23 марта 2016 . Проверено 19 января 2020 года .
- ^ «Атомный эсминец» Лидер «: как Россия получит превосходство в Мировом океане» . ria.ru . 29 июля 2017 . Проверено 19 января 2020 года .
- ^ «Путин России разрабатывает новую программу перевооружения» . Defensenews.com . 26 мая 2017 . Дата обращения 17 июля 2019 .
- ^ «Минобороны России одобряет эскизный проект атомного эсминца класса» Лидер «проекта 23560» . navyrecognition.com . 29 июня 2017 . Дата обращения 17 июля 2019 .
- ^ «Северное ПКБ приостановило работу над перспективным атомным эсминцем» (на русском языке). Интерфакс . 18 апреля 2020 . Проверено 21 апреля 2020 года .
- ^ «Ядерное« сердце »и 200 убойных ракет: на что будет способен эсминец-невидимка« Лидер »» . Звезда . 6 июня 2016 . Проверено 19 января 2020 года .
Общие сведения
История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.
Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.
К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.
К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.
Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.
Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.
Описание конструкции
Корпус
Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в подводной части оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных и несмежных отсеков.
Энергетическая установка и ходовые качества
Силовая установка механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами Харьковского турбинного завода модели ГТЗА мощностью по 22 000 л. с. каждая, расположенных две турбины побортно в носовом машинном отделении и одна в кормовом МО. ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого давления) и одноступенчатой трехопорной зубчатой передачи. Носовые турбины передавали вращение через бортовые валы, а кормовая турбина через средний валопровод на три трёхлопастных винта фиксированного шага (ФШ).
Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла треугольного типа с нефтяным отоплением и с односторонним расположением пароперегревателей, расположенных в котельных отделениях. Параметры пара за пароперегревателем составляли: температура 335°С, давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котла равнялась 1582 м2, а паропроизводительность до 135 т/час. Управление главными двигателями производилось в ручную с помощью переговорных труб и машинного телеграфа. Запас мазута нормальный составлял 210 тонн, а полный запас — 600 тонн. Полная скорость корабля составляла 40 узлов. Фактическая дальность плавания при экономической боевой скорости в 26 узлов составляла 2900 миль.
Электроэнергетическая система постоянного тока 110 В, получала питание от двух турбо-генераторов мощностью по 50 кВт каждый и два резервных дизель-генератора мощностью по 30 кВт с распределительными станциями.
Вспомогательное оборудование
На лидерах проекта устанавливались гирокомпас «Курс», шумопеленгатор «Посейдон», 3 комплекта дымаппаратуры ДА-1, кормовой комплект дымаппаратуры ДА-2 и 12 дымовых шашек МДШ.
Гирокомпас типа «Курс» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы, прототипом которого явился гирокомпас «Новый Аншютц», созданный в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности, время готовности после запуска составляло 4-6 часов, кроме того требовалась необходимость ручных вводов для учета скоростной поправки при каждом изменении скорости, а также при изменении широты. Недостатком гирокомпаса являлось отсутствие автономного источника аварийного питания, тахометра для определения количества оборотов агрегата питания и не самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.
ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели «на стопе» по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла.
Дымаппаратура ДА-1 паронефтяная (дымвещество — мазут), имела выхлоп через дымовую трубу при производительности 50 кг/мин. Высота завесы составляла 40 — 60 метров.
Дымаппаратура ДА-2 монтировалась на корме и являлась кислотной — в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.
Морская дымовая шашка МДШ, принята на вооружение в 1935 году. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Спасательные средства включали 1 моторный катер, 1 моторный бот, 3 шестивёсельных яла, спасательные круги.
На стапеле и на кульмане
Эстафету поколений подхватывает «Хабаровск»
Минувший год показал, что у России есть достаточно современный и мощный флот, способный выполнять реальные задачи. Как учебные, когда стратегические ракетоносцы успешно поражали мишени в других частях света, в том числе залповыми пусками «Булавы», так и боевые. Большие десантные корабли, не привлекая до поры до времени внимания, обеспечили развертывание целой военной базы в Сирии. Малые ракетные корабли из Каспия поразили жизненно важные объекты террористов запрещенного в России ИГ. Столь же высокоточной стрельбой на сотни километров из подводного положения, чуть ли не мимоходом, отметилась ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», следовавшая с Севера к месту службы на ЧФ.
Внешние ссылки [ править ]
Советские и российские корабельные классы после 1945 года | |
---|---|
Авианосцы |
|
Линейные крейсеры |
|
Крейсеры |
|
Разрушители |
|
Фрегаты |
|
Корветы |
|
P / M / T лодки |
|
Тральщики |
|
Десантные корабли |
|
Шпионские корабли |
|
Ремесла на воздушной подушке |
|
Патрульные ледоколы |
|
Другие суда |
|
|