Отечественная классификация современных военных кораблей

Парусные суда с комбинированным парусным вооружением

К третьей категории парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

  1. Четырехмачтовая баркентина (barquentine) — это парусное судно с четырьмя мачтами и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса
  2. Трехмачтовая баркентина (шхуна-барк) (schooner barque) — трехмачтовое судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных — косые паруса
  3. Бригантина (brigantine) (шхуна-бриг) (schooner brig) — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте
  4. Полубриг (hermaphrodite brig) — двухмачтовый парусник несущий на фок-мачте и грот-мачте по одному гафельному парусу и по два прямых паруса. В некоторых источниках это «двухмарсельная шхуна». Если на фок-мачте три прямых паруса, то судно называют «джекас-бриг».

Большие парусные суда со смешанным вооружением

  1. Люгер (lugger) — двухмачтовое парусное судно несущее люгерные (рейковые) паруса на всех мачтах. Традиционный парусник европейских прибрежных мореплавателей
  2. Полакр (polacre) историческое название шебека (xebec) — средиземноморское трехмачтовое парусное судно, на передней мачте которого расположены три прямых паруса, а на двух других мачтах — латинские паруса
  3. Шнява (snow) — двухмачтовое судно оснащенное на передней мачте прямыми парусами со стакселем и кливером, а на другой мачте под названием «snow-mast» расположен небольшой гафельный парус
  4. Фелука (felucca) — трехмачтовый парусник с двумя большими латинскими парусами наклоненные к носу
  5. Дау (dhow) — одномачтовое судно с большим латинским парусом. Традиционный парусник арабских моряков Красного моря и Индийского океана
  6. Бово (bovo) — двухмачтовый парусник, у которого на передней мачте расположен латинский парус, а на задней небольшой бермудский парус
  7. Нависелло (navicello) — двухмачтовое парусное судно с сильно наклоненной вперед передней мачтой. Несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; на самой грот-мачте расположен латинский парус

Малые парусные суда с комбинированным вооружением

Ракетный крейсер “Москва”

За безукоризненное выполнение поставленных задач награжден орденом Нахимова в 2016 году

Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.

Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.

Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.

Возрождение фрегатов

Эскортный эсминец типа Cannon USS Slater (DE-766)

СКР «Ураган» Северного флота СССР в деформирующем камуфляже, 1942 год.

Быстроходность эсминцев была необходима при атаках на корабли противника, в то время как для сопровождения союзных конвоев на первое место выходила дальность плавания в открытом море. Так как эсминцы являлись оптимальными кораблями для сопровождения, в 1930-х годах стали появляться относительно небольшие и тихоходные корабли, которые в США получили название «destroyer escort» — эскортные эсминцы. Они не несли торпедного вооружения и предназначались для защиты конвоев от воздушных и торпедных атак. Эскортные эсминцы могли развивать скорость до 20 узлов, но были значительно маневреннее обычных эсминцев, так как им приходилось действовать в тесном конвойном строю. Вооружение этих кораблей состояло из мощных противолодочных орудий и развитой зенитной артиллерии. Многие эскортные эсминцы вооружались глубинными бомбами, многоствольными противолодочными бомбометами Hedgehog и мощными гидролокаторами. В результате сформировался специфический и весьма многочисленный класс эскортных кораблей, занявших нишу между быстроходными эсминцами и корветами, действовавшими в прибрежных районах.

В СССР аналогичные по назначению корабли относились к типу сторожевых кораблей (СКР), термины «фрегат», «эскортный эсминец» и «корвет» не использовались. В годы Великой Отечественной войны в качестве СКР использовались также переоборудованные гражданские суда и пограничные корабли.

В Великобритании эскортные эсминцы, поступавшие из США по ленд-лизу, отнесли к возрожденному типу фрегатов, хотя более ранние корабли охраны конвоев в британском флоте считались шлюпами и корветами.

В Германии корабли сопровождения (нем. Flottenbegleiter — корабль сопровождения флота) начали строиться в 1930-х годах. Изначально их планировалось использовать для охраны броненосных сил, но позже среди решаемыми ими задач на ведущие роли вышло сопровождение транспортов.

В Японии эскортные корабли были отнесены к классу Kaibōkan (яп. 海防 艦 — корабль морской обороны). Помимо сопровождения транспортов в круг их задач входило патрулирование прибрежных вод, благодаря чему их также называли кораблями прибрежной обороны.

Общая характеристика и виды судов 1 ранга

К этому классу судов относятся подводные лодки, а также крупные надводные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в вопросах снабжения, комплектования и в плане проведения церемониальных процедур.

Виды кораблей первого ранга:

  1. Авианесущий корабль — крупный надводный корабль, предназначенный для обеспечения воздушного прикрытия, высадки сил десанта, нанесения воздушных ударов по кораблям противника и прибрежной береговой обороне. Авианосцы оборудованы средствами обеспечения размещения и функционирования летательных аппаратов.
  2. Крейсер — крупный боевой надводный корабль, предназначенный для выполнения задач уничтожения боевых кораблей, обороны своих боевых кораблей и конвоев, огневой поддержки приморских флангов сухопутных войск и обеспечения высадки морских десантов. На вооружении крейсера находятся различные виды ракетного, минно-торпедного, артиллерийского, противолодочного оружия разного калибра.
  3. Эсминец — крупный боевой надводный корабль, с задачами аналогично крейсеру. Основным вооружением эсминца является ударный ракетный комплекс и ЗРК.
  4. Подводная лодка — подводный боевой корабль с основным минно-торпедным или ракетным вооружением.
  5. Противолодочный корабль — боевой надводный корабль, в задачи которого входит поиск, слежение и уничтожение вражеских подводных лодок. Основным вооружением противолодочного судна являются гидроакустические и противолодочные комплексы.
  6. Десантный корабль 1 ранга — надводный корабль, предназначенный для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта и обеспечение его высадки и огневой поддержки.

Расположение и назначение судовых помещений

В корпусе и надстройках любого судна имеются специально оборудованные помещения. Их количество, размеры, расположение и оборудование помещений определяется назначением и условиями эксплуатации судов. Строгого деления помещений не существует, однако могут быть выделены следующие группы: служебные, жилые, общественные, вспомогательные, бытовые, специальные.

К служебным относятся помещения:

  • административные;
  • главных, вспо­могательных и палубных механизмов;
  • различные рубки, мастерские и т. п.

Жилые помещения для пассажиров делят на:

  • каюты «люкс»;
  • I, II и III классов или туристского класса.

Каюты экипажа делят на каюты комсостава и команды.

Общественными помещениями считают салоны, рестораны, бары, кафе, буфеты и т. п.

К вспомогательным помещениям относятся помещения пищеблока, санитарно-гигиенические, медицинские.

Бытовыми помещениями считают косметические и парикмахерские салоны, киоски, камеры хранения и др.

Общие схемы расположения помещений на сухогрузном и нефтеналивномНаливные суда судах приведены на рис. 27 и 28.

Рис. 27 Схема расположения помещений на сухогрузном судне. 1 — румпельное отделение; 2 — цистерна пресной воды; 3 — ахтерпик; 4 — машинное отделение; 5 — рефрижераторное помещение; 6 — твиндек; 7 — цепной ящик; 8 — кладовая; 9 — форпик; 10, 12, 13 — диптанки; 11, 14 — грузовые трюмы; 15 — балластная цистерна; 16, 17 — топливные цистерны; 18 — цистерна смазочного масла; 19 — цистерна питьевой воды

На этих судах имеются:

  • грузовые помещения для перевозки генеральных, сыпучих или жидких грузов. К ним относят твиндеки, трюмы, танки. Нумерацию трюмов и танков производят, начиная с носового. Кладовые для хранения различного инвентаря: малярные, фонарные, шкиперские, электрооборудования и т. д.;
  • машинные помещения используют для размещения главных энергетических установок, вспомогательных механизмов котлов компрессоров, насосов, аккумуляторов, преобразователей тока, электростанции и др.;
  • посты управления включают радиорубку, рулевую, помещение гирокомпаса, штурманскую и др. В них расположены навигационные приборы, оборудование, судовые радиоустановки, станции пожаротушения и др.

Общее представление о судах, используемых для перевозки руды, угля и других подобных сыпучих материалов — балкеров дает рис. 6.

Рис. 28 Схема расположения помещений на нефтеналивном судне. 1,2 — кладовые; 3 — сухогрузный трюм; 4 — форпик; 5 — диптанк; 6,10 — коффердамы; 7 — насосное отделение; 8 — грузовые танки; 9 — грузовое насосное отделение; 11 — топливная цистерна; 12 — машинное отделение; 13 — цистерна питательной воды; 14 — ахтерпик; 15 — кормовой отсек; 16 — котельное отделение; 17 — румпельное отделение; 18 — танки второго дна; 19 — цепной ящик

Для таких судов характерны широкие люки и наличие на палубе оборудования для погрузочно-разгрузочных работ.

Сторожевой корабль «Сметливый»

Сторожевой корабльСметливый» в порту Гранд-Харбор, Мальта, 2013 год(фото: Антон Блинов)

А вот пас от итальянцев русским, перескочивший Вторую мировую с парой отскоков в конце 40-х — начале 50-х, врывается в ракетно-ядерную гонку. Узнаёте? Этот изящный волноподобный силуэт с острым как бритва форштевнем, лёгкие решетчатые конструкции мачт, широченные дымогары(у нас уже газовые турбины), и за их высокий звук эти корабли назовутПоющими фрегатами». Ну и конечно, пусковые установки управляемых ракет. Новая эра. Большие противолодочные корабли/сторожевые корабли проекта 61, всего их было двадцать. Это сейчасСметливый» — дедушка, ветеран и наследие, а тогда, в 1960-70-х — заря научно-технической революции.

Знакомство

Россия является правопреемницей СССР. Как и раньше, задачи военно-морского флота остались прежними – защищать суверенность государства, обеспечивать спокойную морехозяйственную деятельность в Мировом океане. Поэтому многие военные, гуманитарные и прочие акции, которые затрагивают интересы страны, не проходят без участия российских кораблей. Как утверждают специалисты, российский военно-морской флот по всем показателям не уступает ВМФ Соединенных Штатов. В зависимости от предназначения, используемых энергетических установок и показателей водоизмещения для военных кораблей России предусмотрена классификация.

Фрегат в парусном флоте

Реплика фрегата «Штандарт» — первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.

Выделение фрегатов в самостоятельный тип кораблей связано с появлением в XVII веке лёгких и быстроходных судов, используемых дюнкеркскими приватирами для рейдов в проливе Ла-Манш во время англо-голландских войн. В составе английского флота того времени практически не осталось быстроходных судов, так как основной упор был на тяжеловооруженные и тихоходные галеоны, неспособные противостоять атакам на английские коммерческие суда. Дюнкеркские фрегаты положили началу строительства маневренных и быстрых кораблей, несущих пушечное вооружение, но не предназначенных для ведения линейного морского боя. Фрегаты выполняли задачи по дальней разведке, охране конвоев, доставки сообщений и уничтожению судоходства противника вдали от его метрополии, то есть в тех случаях, когда использование линейных кораблей было избыточным, а шлюпов — недостаточным.

В 1677 году британское Адмиралтейство ввело единый пушечный рейтинг для военных кораблей. Первые 3 ранга отводились линейным кораблям, предназначенным для эскадренного боя в линии баталии. К 4 рангу относились линейные корабли, неспособные к бою в составе эскадры, и потому использовавшиеся для разведки, патрульной и посыльной службы. К 5 и 6 рангу относились трехмачтовые корабли, имевшие 1 или 2 пушечные палубы, на которые размещалось до 44 пушек. К 5-6 рангу и стали относиться фрегаты, впервые появившиеся в составе военно-морского флота Франции. Первые фрегаты несли 20-30 24-фунтовых орудий, но к началу XIX века стали появляться 60-пушечные линейные фрегаты, которые по формальным признакам относились к 4 рангу по английской классификации. Фрегаты в XIX веке стали наиболее востребованными и многочисленными типами парусных кораблей. В мирное время они не ставились на прикол, как линейные корабли, а использовались для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей.

Тяжёлый крейсер «Тонэ»

Тяжёлый крейсерТонэ»

Японские тяжёлые крейсера прекрасны, и дай нам волю, рейтинг состоял бы из них полностью, но возьмём всё же один, с кровью оторвём, можно сказать. Последний проект. Длинный профиль с изящным подъёмом бака к форштевню — самое то для бесконечных волн Пацифики. Сгруппированные в носу башни главного калибра… может, не слишком хорошо с точки зрения боевой устойчивости, но облегчает управление огнём, а как смотрится! В проёмах фальшборта ближе к корме дремлют 610-миллиметровые торпедные аппараты —длинный меч» Императорского японского флота, который унесёт немало корабельных жизней! В меру тяжёлая надстройка намекает на солидный класс корабля, а запрокинутый комбинированный дымогар — на скоростные возможности. Корма занята под авиагруппу — гидросамолёты-разведчики. Это вообще очень похоже уже на решения будущих 1960-х, но тогда на кораблях уже появятся вертолёты.

Общая характеристика и виды кораблей 2 ранга

Корабль второго ранга представляет собой линейный корабль водоизмещением от 1 500 до 5 000 тонн. Суда 2 ранга имеют гюйс, который при стоянке поднимается на носовом флагштоке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении оборонительных и наступательных военных действий в дальней морской зоне. Причем судно может вести бой как самостоятельно, так и в составе соединений.

К классу кораблей 2 ранга относится:

  1. Сторожевое судно, в основные задачи которого входит охрана каравана боевых кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходах. Но все же «сторожевик» является боевым многоцелевым кораблем с артиллерийским, ракетным, минным, противолодочным вооружением.
  2. Ракетные суда, предназначенные для поражения вражеских надводных плавательных средств в акватории закрытых морей, а также в ближней морской зоне.
  3. Подводные лодки специального назначения для уничтожения противников.
  4. Десантные корабли, в задачи которых входит транспортировка военной техники и морской пехоты.

Общая характеристика и виды судов 4 ранга

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

Общая характеристика и виды кораблей 2 ранга

Корабль второго ранга представляет собой линейный корабль водоизмещением от 1 500 до 5 000 тонн. Суда 2 ранга имеют гюйс, который при стоянке поднимается на носовом флагштоке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении оборонительных и наступательных военных действий в дальней морской зоне. Причем судно может вести бой как самостоятельно, так и в составе соединений.

К классу кораблей 2 ранга относится:

  1. Сторожевое судно, в основные задачи которого входит охрана каравана боевых кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходах. Но все же «сторожевик» является боевым многоцелевым кораблем с артиллерийским, ракетным, минным, противолодочным вооружением.
  2. Ракетные суда, предназначенные для поражения вражеских надводных плавательных средств в акватории закрытых морей, а также в ближней морской зоне.
  3. Подводные лодки специального назначения для уничтожения противников.
  4. Десантные корабли, в задачи которых входит транспортировка военной техники и морской пехоты.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 — 5 ранга были фрегаты;
  • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Общая характеристика и виды судов 4 ранга

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей – то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах – их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги – флайботы.

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё — следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Подклассы кораблей 1 ранга

Корабли первого ранга составляют основную ударную силу ВМФ России, поэтому их классификации наиболее обширная, с разветвленными подклассами судов. В частности, крейсеры представлены тяжелыми авианесущими крейсерами с водоизмещением более 25 000 тонн. Именно эти корабли ВМФ демонстрируют на международной арене мощь страны.

Также в линейке следует отметить тяжелые атомные ракетные крейсеры, работающие на атомной установке. На этих кораблях базируются 2 вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, способный уничтожить крупные надводные корабли противника.

Ракетные крейсеры в основном задействуются в удаленных районах океанов. Атомные подводные крейсеры способны с глубины 400-600 метров поразить крупную береговую цель на дальности до 8250 км.

Для этого подлодка оснащена ракетным комплексом большой дальности Д- с 16 ракетами Р-29Р, Д-9РМУ2 с 16 ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Д-19М с 16 ракетами типа «Булава». А также в ее распоряжении 533-мм торпедные аппараты, предназначенные для поражения из подводного положения крупных береговых объектов.

О крейсерах

Среди судов первого ранга второе место за крейсерами – боевыми надводными кораблями, которые могут работать отдельно от основной флотской группы. Задача – поддержка приморских флангов сухопутных сил, удержание обороны и уничтожение вражеских судов. Свои боевые функции крейсеры выполняют с помощью артиллерийского, ракетного, минно-торпедного и противолодочного оружия. В зависимости от типа используемого вооружения корабли данного класса подразделяются на подклассы. Самым серьезным противником считается тяжелый авианесущий крейсер. Для работы судов используется паротурбинная энергетическая установка. Показатель водоизмещения достигает 25 тыс. т. Как утверждают специалисты, именно по этим кораблям и судят на международной арене о ВМФ страны.

Второе место по боевой мощи — за тяжелыми атомными ракетными крейсерами. Данные суда оснащаются атомными энергетическими установками. Используются для транспортировки двух вертолетов. ТАВКР оснащен ударным управляемым ракетным комплексом, с помощью которого можно уничтожить несколько крупных вражеских надводных кораблей. С 1991 года в ВМФ России использовали два авианесущих крейсера: «Варяг» и «Адмирал Кузнецов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector