Проект 956 «сарыч»
Содержание:
- Описание конструкции
- История развития
- Постройка и испытания
- История строительства[ | ]
- «Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта
- Вооружение советских эсминцев проекта 956 на примере корабля «Быстрый»
- Корабли
- Пушечное вооружение
- Тактико-технические характеристики (ТТХ)
- новейший эсминец проекта 21956
Описание конструкции
-
Основная статья: эсминцы типа «Современный».
Корпус и архитектура
Эсминец проекта 956, общий вид
«Осмотрительный» — классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов — радиолокаторов, станций РЭБ и связи. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствует разделение корпуса на шесть палуб: палубу полубака, верхнюю, вторую и третью палубы, а также первую и вторую платформы (последняя переходит в настил второго дна).
Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.
Энергетическая установка и ходовые качества
На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергалось критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.
Пар для турбин обеспечивали 4 паровых котла модели КВН-98/64: «Осмотрительный» был в числе первых шести эсминцев проекта 956, получивших эти проверенные в эксплуатации котлы. От новых котлов типа КВГ-3, устанавливаемых эсминцах серии начиная с седьмого («Стойкого»), КВН-98/64 отличались несколько меньшей паропроизводительностью, зато и не предъявляя повышенных требований к обслуживанию и водоподготовке.
Вооружение и оборудование
Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.
Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке — «Отличный», 1988 год)
Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов.
Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 — 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.
Для ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630. Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару артустановок.
Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.
В складном ангаре на «Осмотрительном» при необходимости мог разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27, составляя авиационное вооружение корабля.
Радиоэлектронное оборудование эсминца соответствовало промежуточному варианту оснащения серии кораблей проекта 956, включая в себя обзорную РЛС «Фрегат-М1» с одной плоской и второй — параболической решётками антенн, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-С», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также «Сапфир-У».
История развития
1969 год | Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов |
Середина 1975 года | Заложен первый корпус |
1978 год | Спускают на воду головной эсминец серии «Современный» |
1982 год | Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки |
2006 год | Спуск на воду последнего «Сарыча» |
Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован
К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.
Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.
Проект получил код 956 «Сарыч».
Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:
- прикрытие ракетных подводных лодок;
- противодействие подлодкам противника;
- проекция силы на удалённые прибрежные территории;
- противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
- борьба против коммуникаций противника.
Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.
«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»
Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.
Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.
Английский самолет делает фото «Безбоязненного» в океанском походе
Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.
3 эсминца
на данный момент в боевом составе российского флота
В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.
Постройка и испытания
Заложен 4 марта 1977 года, присвоен заводской номер 862.
Спущен на воду 29 марта 1978 года, «почётной матерью» корабля стала Наталья Павлович.
Экипаж был сформирован 5 декабря 1980, а заселился на корабль 22 февраля 1981 года.
Швартовые испытания эсминец прошёл с 26 июня 1981 по 29 апреля 1982 года, курсовые задачи сдал с 3 по 27 мая 1982.
Заводские ходовые испытания эсминец прошёл с 5 мая по 18 июня 1982 года, государственные ходовые испытания – с 29 июля по 30 августа 1982 года. Далее последовала заводская ревизия корабля (30 августа – 21 сентября 1982), после чего, 30 сентября 1982 года, эсминец «Отчаянный» был принят флотом.
История строительства[ | ]
В соответствии с утверждённой программой строительства эскадренных миноносцев проекта 956 для Военно-Морского Флота СССР и государственным оборонным заказом Главное управление кораблестроения ВМФ Министерства обороны СССР заключило с судостроительным заводом № 190 им. А. А. Жданова договоры от 13 февраля 1987 года (№ 215-А/288-87) и от 21 ноября 1988 года (№ 208-А/300-88) на строительство двух эскадренных миноносцев с заводскими № 878 и 879 соответственно.
После преобразования ССЗ № 190 в АООТ «Северная верфь» строительство обоих кораблей продолжалось (исключительно за счёт средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с государственным оборонным заказом). «В соответствии с заключёнными договорами, все выполненные технологические этапы принимались военным представительством № 320 Министерства обороны Российской Федерации, передавались на ответственное хранение предприятию и оплачивались за счёт средств федерального бюджета по государственному оборонному заказу заказчиком — Управлением кораблестроения ВМФ Министерства обороны Российской Федерации».
28 февраля 1997 года во исполнение решения от 17 апреля 1995 года о взыскании с АООТ «Северная верфь» в пользу АООТ «Брянский машиностроительный завод» долга за выполненные работы на сумму 7,118 млрд рублей судебным исполнителем Кировского федерального суда Санкт-Петербурга были оформлены акты описи и ареста незавершённого производства АООТ «Северная верфь» в виде двух эсминцев проекта 956, неоконченных строительством. При описи имущества «в актах не были указаны полные перечни комплектации незавершенного производства, его техническое состояние, перечень выполненных работ по строительству этих кораблей, а также степень готовности описанных военных кораблей».
Балансовая стоимость корпуса № 878 составляла 31,247807 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального контроля — 2,072676 млрд рублей. Балансовая стоимость второго корабля составляла 9,780340 млрд рублей, а по оценке судебного исполнителя на основании визуального осмотра — 1,037634 млрд рублей.
Арестованное имущество должно было быть продано под контролем судебного исполнителя по договору купли-продажи. Денежные средства от продажи должны были быть перечислены на расчётный счет Кировского федерального суда г. Санкт-Петербурга. В актах описи и ареста, несмотря на тот факт, что недостроенные эскадренные миноносцы являлись предметом действовавшего государственного контракта на постройку боевых кораблей и строились исключительно за счет средств федерального бюджета, отмечалось, что арестованные корабли не обременены претензиями третьих лиц.
По результатам проведения проверки Счётной палатой арест был признан незаконным, так как согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года № 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» (п. 7) «арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограниченного в обороте), независимо от того, где и в чьём фактическом пользовании оно находится».
«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта
Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.
Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.
Справка «Известий»
«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.
В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.
Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.
Ушаков улыбается: присвоение кораблям имен героев повысит боеготовность флота
Новые обозначения получат так называемые безымянные плавсредства
«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.
Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».
— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.
Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.
— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.
В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».
Вооружение советских эсминцев проекта 956 на примере корабля «Быстрый»
Вооружение советских эсминцев заслуживает отдельного разговора. Ввиду длительной разработки проекта и внесения изменений уже по ходу строительства корабля, удалось создать корабль, превосходящий американские эсминцы типа «Спрюэнс». По мореходности советские корабли не имели равных и могли свободно выдерживать волнение до 7 баллов. Что касается вооружений, то по ударным видам вооружений эсминцы типа «Сарыч» не оставлял своему визави никаких шансов.
Несмотря на то, что проект 956 создавался в качестве противовеса американских эсминцам типа «Спрюэнс», потенциальным противником советских кораблей на море стали более современные и технологически совершенные американские эсминцы типа «Арли Бёрк». Этому противнику советские эсминцы уступали по многим позициям, что и сказалось на быстром сворачивании серийного производства. Однако при грамотном подходе, конструктивно советские корабли давали широкие возможности для последующей модернизации, что и было сделано уже в постсоветский период. При замене основных систем радиолокационного и гидроакустического оборудования на более совершенные, корабли могут быть оснащены новыми средствами вооружения, включая противокорабельные комплексы «Оникс» и «Калибр».
Что касается состояния вооружения кораблей советской эпохи, то это можно сегодня увидеть при осмотре эсминца «Быстрый». Это единственный из серийных кораблей, полностью построенный еще в советскую и эпоху и сохранивший изначально все присущие для этого проекта параметры.
В дополнение противокорабельному комплексу эсминец «Быстрый» имел четыре 130-мм орудия, расположенные по двое в двух башнях, в носовой и в кормовой части. Дальность стрельбы орудий составляла 23 км. В автоматическом режиме артиллерийские установки АК-130 могли в течение одной минуты выпустить по цели до 6 тонн снарядов. Такое мощное артиллерийское вооружение позволяло советским эсминцам успешно действовать на море при ближнем столкновении с кораблями противника. Что касается артиллерии корабля в качестве средства огневой поддержки сухопутных операций, то такая огневая мощь корабля была непревзойденной.
Корабли
«Настойчивый» (DD 610) в Балтийском море у берегов Вентспилса, Латвия (2005 г.).
Стойкий, вид сверху .
Китайский эсминец Ningbo (139)
Имя | Тезка | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Положение дел |
---|---|---|---|---|---|---|
ВМФ России | ||||||
Современный | Современный | 3 марта 1976 г. | 18 ноября 1978 г. | 25 декабря 1980 г. | Северный | Списан в 1998 г. |
Отчаянный | Безрассудный | 1 марта 1977 г. | 29 марта 1980 г. | 30 сентября 1982 г. | Северный | Списан в 1998 г. |
Отличный | Превосходно | 22 апреля 1978 г. | 21 марта 1981 г. | 30 сентября 1983 г. | Северный | Списан в 1998 г. |
Осмотрительный | Осмотрительный | 27 октября 1978 г. | 24 апреля 1982 г. | 30 сентября 1984 г. | Тихоокеанский регион | Списан в 1998 г. |
Безупречный | Безупречный | 29 января 1981 г. | 25 июля 1983 г. | 6 ноября 1985 г. | Северный | Списан в 2001 г. |
Боевой | Воинствующий | 26 марта 1982 г. | 4 августа 1984 г. | 28 сентября 1986 г. | Тихоокеанский регион | Списан в 2010 г. |
Стойкий | Стойкий | 28 сентября 1982 г. | 27 июля 1985 г. | 31 декабря 1986 г. | Тихоокеанский регион | Списан в 1998 г. |
Окрылённый | Крылатый | 16 апреля 1983 г. | 31 мая 1986 года | 30 декабря 1987 г. | Северный | Списан в 1998 г. |
Бурный | Стремительный | 4 ноября 1983 г. | 30 декабря 1986 г. | 30 сентября 1988 г. | Тихоокеанский регион | Продолжительный капитальный ремонт все еще продолжается по состоянию на 2019 год. |
Гремящий (бывший Ведущий ) | Громовой | 23 ноября 1984 г. | 30 мая 1987 г. | 30 декабря 1988 г. | Северный | Списан в 2006 г. |
Быстрый | Быстро | 29 октября 1985 г. | 28 ноября 1987 г. | 30 сентября 1989 г. | Тихоокеанский регион | Активный |
Расторопный | Незамедлительный | 15 августа 1986 г. | 4 июня 1988 г. | 30 декабря 1989 г. | Северный | Списан в 2012 г. |
Безбоязненный | Бесстрашный | 8 января 1987 г. | 18 февраля 1989 г. | 28 декабря 1990 г. | Тихоокеанский регион | Списан в 2016 г. |
Гремящий (бывший Безудержный ) | Громовой | 24 февраля 1987 г. | 30 сентября 1989 г. | 25 июня 1991 г. | Северный | Списан в 2013 г. |
Беспокойный | Беспокойный | 18 апреля 1987 г. | 9 июня 1990 г. | 28 декабря 1991 г. | Балтийский | Списан в 2018 году, корабль-музей в Кронштадте |
Настойчивый (бывший Московский Комсомолец ) | Настойчивый | 7 апреля 1988 г. | 19 января 1991 г. | 30 декабря 1992 г. | Балтийский | Проходит капитальный ремонт |
Адмирал Ушаков (бывший Бесстрашный ) | Федор Ушаков (экс- Бесстрашный ) | 6 мая 1988 г. | 28 декабря 1991 г. | 30 декабря 1993 г. | Северный | Активный |
Флот Народно-освободительной армии | ||||||
Ханчжоу ( бывш. Важный ) | Город Ханчжоу | 4 ноября 1988 г. | 27 мая 1994 | 25 декабря 1999 г. | Восточное море | Активный |
Фучжоу (бывший Вдумчивый ) | Город Фучжоу | 22 апреля 1989 г. | 16 апреля 1999 г. | 20 ноября 2000 г. | Восточное море | Активный |
Тайчжоу (бывший Внушительный ) | Город Тайчжоу, Цзянсу | 3 июля 2002 г. | 27 апреля 2004 г. | 28 декабря 2005 г. | Восточное море | Активный |
Нинбо ( бывш. Вечный ) | Город Нинбо | 15 ноября 2002 г. | 23 июля 2004 г. | 27 сентября 2006 г. | Восточное море | Активный |
Пушечное вооружение
Недооценка в прошедшие десятилетия роли артиллерии на морском театре военных действий побудила КБ «Севмаша» вооружить эсминец «Современный» (проект 956) двумя спаренными установками АК-130, оснащенными многоканальными системами управления «Лев-218» (МР-184). Наведение стволов осуществляется на основании информации, поступившей от РЛС, дальномера (лазерного) и телевизионных устройств, и обработанной цифровым вычислителем параметров стрельбы. Подача боеприпасов механизирована, скорострельность достигает 90 выстр./мин, дальность превышает 24 км. По артиллерийской мощи эсминец проекта 956 превосходит линейные корабли времен Первой мировой войны, не имевшие других вооружений, кроме пушечного. Вес доставляемых к цели снарядов (за одну минуту) превышает шесть тонн.
Зенитные артиллерийские средства обеспечивают защиту от сложных целей (в том числе и крылатых ракет) и представлены двумя расположенными побортно 30-мм комплексами АК-630М. Эти установки включают шестиствольные системы с водяным охлаждением, управляемые АСУ «Вымпел». Они способны поражать скоростные объекты на расстоянии до 4 км со скорострельностью в 4 тыс. выстрелов в минуту.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Осадка, м | 6 метров |
Водоизмещение первых 11 кораблей, т | 6500 – 7904 тонн |
Водоизмещение после модификации, т | 6600 – 8000 |
Длина, м | 145.2 — 156.6 |
Ширина, м | 17.2 |
Движитель, количество винтов | 2 |
Двигатель | 2 котлотурбинных ГТЗА-674 |
Мощность двигателя, л.с | 100 000 |
Максимальная скорость, узлы | 32 |
Крейсерская скорость, узлы | 18.4 |
Экипаж мирного времени, чел | 296 (25 офицеров) |
Экипаж во время войны, чел | До 350 (31 офицер) |
Средства радиоэлектронной борьбы | Две спаренные установки пассивных помех ПК2М, начиная с 9 корпуса к ним добавились от 4 до 8 (в зависимости от модификации) 122-мм постановщика помех ПК10 |
Артиллерия | 2 спаренных 130-мм артустановки |
ПВО | 4 установки АК-630 |
Противолодочное вооружение | ГАС «Платина-С», 2 бомбомета РБУ-1000 |
Противокорабельные ракеты | 2 счетверенных установки ракет «Москит» |
Зенитные ракеты | ЗРК «Ураган» |
Торпеды | 2 двухтрубных калибра 533 мм |
Авиация | Вертолет Ка-27 |
Российский эскадренный миноносец «Современный»
Эсминцы проекта 956 Сарыч имеют шесть палуб, разделенных переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Излом носовой части снижает радиозаметность, хотя сам эсминец изготовлен не по технологии «стелс». Для создания надстроек использовался алюминиевый сплав.
Корабль Сарыч оборудован системой кондиционирования, кинозалами и даже разборным бассейном. Это одни из лучших кораблей ВМФ России по уровню комфорта для экипажа. Разумное использование внутренних объемов позволило получить более 3 м2 жилой площади для одного человека.
новейший эсминец проекта 21956
Новейший эсминец проекта 21956 водоизмещением около 9000 тонн, длиной 163 м, шириной 19 м и осадкой 4,8 м предназначен для борьбы с субмаринами и надводными кораблями неприятеля, обеспечения ПВО и ПЛО кораблей и судов при действиях в океанских и морских районах в составе корабельных групп и оперативных соединений. Газотурбинная силовая установка общей мощностью 74 тысячи л.с. обеспечивает кораблю проектную скорость полного хода около 29,5 узла и дальность плавания 5800 миль. Вспомогательная энергетическая установка состоит из 4 дизель-генераторов по 1250 кВт каждый. Помимо этого в министерстве обороны РФ рассматривается вопрос об оснащении эсминца современной разработки ядерной энергетической установкой.
Экипаж корабля насчитывает 339 человек, а запасы провизии обеспечивают эсминцу автономность до 30 суток. Ударное вооружение корабля представлено интегрированной ракетной системой «Калибр-НКЭ», универсальная пусковая установка, которая может быть загружена в зависимости от боевой задачи противокорабельные ракеты ЗМ-54ТЭ или противолодочные ракеты 91РТЭ2 (боезапас 16 ракет). Целеуказание ударному оружию обеспечивается комплексом «Минерал-МЭ». Оборона новейшего эсминца от средств воздушного нападения обеспечивается двумя зенитно-ракетными комплексами «Клинок», размещенными в носу и корме корабля. Каждый ЗРК состоит из пусковых установок ЗС95Э (4×8 вертикальных револьверных ПУ) и АП системы управления (общий боезапас комплексов – 64 ЗУР 9М330Э-2). Самооборону корабля в ближней зоне осуществляет комплекс «Каштан-М» в составе двух боевых модулей ЗР87-1Э (общий боезапас 64 ЗУР 9М311-1Э и 6000 30-мм выстрелов). Артиллерийское вооружение корабля представлено комплексом А-192-5П-10Э «Армат-Пума» в составе универсальной одноствольной 130-мм АУ А-192 и СУ артиллерийским огнем 5П-10Э. Освещение окружающей обстановки обеспечивают две радиолокационные станции общего обнаружения («Фрегат-НАЭ-3» и «Фрегат-МАЭ-4К»), ГАК «Заря-МЭ-03» и буксируемая гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». Средства радиоэлектронного подавления представлены комплексом радиоэлектронного подавления ТК-25Э и двумя комплексами постановки пассивных помех – ПК-2М (4 ПУ) и ПК-10 (10 ПУ). Противолодочное вооружение нового эсминца состоит из двух вертолетов постоянного базирования Ка-28 и двух противолодочных торпедных аппаратов ТПУ/4 (боезапас – 8 торпед). Помимо этого корабль оснащен противоторпедным комплексом «Пакет-Э/НК» (2×4 ПУ, боезапас – 8 антиторпед) для уничтожения идущих на него торпед. Вместо противолодочных вертолетов возможен прием на борт вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.
Обидно, что один из самых удачных проектов и так необходимых отечественному флоту кораблей пока еще существует только на бумаге, а ведь путь к своему развитию эсминцы проекта 956 прошли очень долгий.