Топ-11 проектов эсминцев 2021 года

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

Восемь лет до испытаний

Итак, в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что военно-промышленный комплекс России в состоянии создать современный корабль класса эскадренного миноносца на уровне мировых разработок. С 2014 года планомерно ликвидируются болевые точки нашего военного кораблестроения: отсутствие двигателей для военных кораблей и отставание от уровня мировых разработок в собственной электронике для систем вооружения.

Из всего комплекта вооружения корабля подлежит разработке почти с нуля номенклатура ракет для ЗРК большой дальности, совместимая с ПУ УКСК. (Если оправданием для присутствия на корабле уже двух различных вертикальных ПУ может служить оптимизация их под столь различные массогабаритные характеристики таких изделий, как 9М100 и 3М55, то для появления третьего типа вертикальной ПУ под ЗУР БД автор такое оправдание придумать не смог).

Залогом успеха реализации эсминца проекта 11552 становится минимальный уровень новейших разработок, которые потребуют значительных финансовых затрат и постоянных сдвигов по времени вправо для ввода в эксплуатацию самих кораблей. Уже восемь лет обсуждается проект эсминца «Лидер». Через восемь лет проект 11552 может быть уже на испытаниях.
Остаётся решить главный вопрос: нужен ли новый эсминец флоту вообще?

Проект 23560 Лидер (Россия)

макет эсминца Лидер

Проект эскадренного миноносца (или, скорее, крейсера) с ядерной силовой установкой для ВМФ России. В апреле 2020 года было объявлено, что работы над проектом перспективного эсминца для российского флота будут завершены, однако уже в июне глава ОАК объявил о продолжении проектных работ.Эсминец будет иметь длину 230 метров, его полное водоизмещение составит 19000 тонн. Он будет вооружен 64 ячейками для ракет типа Калибр-НК, Оникс и Циркон. Кроме этого на корабле будет установлен морской вариант ракетного комплекса ПВО С-500 на 56 ячеек, ракетный комплекс Редут-М на 16 ячеек, установлена система ПВО Панцирь-М и противоторпедная система Пакет-НК.

Хранитель судов

В мирное время он играет роль некоего телохранителя (в данном случае — судохранителя) одного корабля или нескольких, занимающихся перевозкой драгоценных грузов. Он постоянно наготове, бдит, обеспечивая надежную охрану, и всегда держит боеприпасы в целости на случай, если придется действовать немедленно. Что любопытно, так это то, что при всей своей массе (а водоизмещение его равняется 9000т.) он вполне себе юркий и проворный. Если представить, как он будет медленно и вальяжно разворачиваться, настраиваться, то легко совершить ошибку и подставиться под удар.

Собственно, первоначально эсминец и создавался как объект, отвлекающий внимание противника. Враг смотрел на эти небрежно переваливающиеся суда, делал вывод, что для захвата такой эскадры много сил не потребуется и… Оказывался в не только сложной, но и крайне неприятной ситуации, где выход мог быть только один — сдаться

Если честь не позволяла, то — продолжать боевые действия, но исход предрешен заранее — выжившие вряд ли будут.

Естественно, что это далеко не полное оснащение эсминца, как и технические характеристики. Эти данные являются лишь наглядными показателями, что с ним связываться не стоит, а какими возможностями он еще обладает — предпочтительно оставить в секрете, ведь развитие не стоит на месте, а возможность защититься от опасности всегда должна быть. Но появился новый вариант эскадренного миноносца. Если раньше на него и так было возложено достаточное количество функций, то теперь к ним добавились:

  • Задачи противолодочных крейсеров;
  • Функции ракетных кораблей.

То есть мало того, что и раньше судно было нагружено, так теперь еще и дополнительные условия появились, но это все оказалось бравому кораблю по плечу. Мало того, планируется провести еще несколько усовершенствований, в том числе вооружить эсминец на случай нападения из космоса! Хоть и звучит фантастически, но разработки уже не только есть, но и активно запущены в процесс. В отсутствии угроз корабли будут мирно инспектировать водное пространство, и представлять интересы государства.

Оснащение эскадренного миноносца так же значительно меняется по сравнению с его предыдущим поколением. Двигатели станут более мощные и теперь представлены в двух видах: ядерный и газотурбинный. Но, не взирая на них, требуются и более серьезные улучшения, чтобы «многократно возвысить боевую мощь и результативность по нахождению решений для огромного спектра задач, возлагаемых на Военно-морской флот в любых точках Мирового водного пространства», как приблизительно высказался в пресс конференции заместитель министра обороны. Вот и ведутся разработки океанского эсминца под названием «Лидер».

  • УКСК 3К14 под названием «Калибр» с установленными ракетами (крылатые, расстояние полета превышает 300 км,);
  • Система зенитно-ракетная для обеспечения дальнего действия (С-500, она же «Прометей»);
  • Пусковые и артиллерийские установками (ЗРК для ближней зоны, «Редут-Полимент», ЗРАК «Панцирь-М»);
  • Торпедные комплексы («Пакет-НК»);
  • Вертолеты серии Ка-27;
  • Противокосмическая система обороны С-500, способная «работать» с баллистическими межконтинентальными, оперативно-тактическими и средней дальности ракетами, с низкоорбитальными спутниками и многим другим.

Вот такой вот внушительный боевой корабль (вернее, целый ряд) встанет на защиту спокойствия. Не спеша передвигается он по водной глади, не торопливо посматривает по сторонам. Каждый участок не остается без присмотра, везде проникает «бдительное око», готовое отреагировать в то же мгновение, если возникнет что-то подозрительное. Российские эсминцы — это опора, надежда и защита, возможность спокойно вести экономические и политические компании, не бояться внезапного нападения и уверенность в завтрашнем дне.

Project 18 (Индия)

Project 18

Этот проект — следующее поколение боевых стелс кораблей для индийского флота. Новый эсминец будет иметь водоизмещение 13000 тонн и скорость до 30 узлов. Планируется оснастить эти корабли 300 квт лазерной пушкой и рельсовой электромагнитной пушкой. Для обеспечения работы этих агрегатов планируется установить на корабль 35 Мвт энергетическую установку, состоящую из двух газовых турбин и шести генераторов. Кроме этого, на эсминце будут стандартные 84 ячейки для ракет Barak 8ER, 24 пусковыми установками для сверхзвуковых ракет BrahMos II и установить 6 многоствольных пушек ПВО АК-630.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Зачем начинали строительство эсминца «Лидер»

Изначально предполагалось, что «Лидером» заменят старые боевые корабли, такие как атомные крейсеры, миноносцы, противолодочные корабли, построенные еще в советские времена. «Лидер» же задумывался, как универсальный корабль, способный выполнить множество задач в любой части Мирового океана. В первую очередь этот спектр направлен на противолодочную и противовоздушную оборону. Кроме этого, «Лидер» отлично справлялся бы с нанесением ударов по различным объектам.

Эсминец должен был включать в себя около двухсот зенитных и крылатых ракет нескольких типов, а также гиперзвуковой «Циркон». А благодаря атомной силовой установке он способен дежурить в море на протяжении трех месяцев.

Американская пресса уже успела прозвать российский эсминец самым вооруженным в мире, значительно превосходящим своих конкурентов эскадренных миноносцев и т.д.

Постройка и испытания

14 апреля 1976 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 октября 1978 года заложен в Ленинграде на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова. Строящемуся кораблю был присвоен заводской № 864.

Спущен на воду 24 апреля 1982 года. «Почётной матерью» эсминца, по традиции разбившей бутылку шампанского об его форштевень, стала работница судостроительного завода Марина Алексеева. Корабль был назван «Осмотрительный», ранее то же название носил эсминец проекта 30-К.

Экипаж сформирован 10 октября 1982 года в Североморске. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы. 17 апреля 1983 года прошло заселение экипажа на строящийся корабль.

Законченный постройкой эсминец «Осмотрительный» проходил сначала заводские, потом Государственные испытания в Балтийском море. На время испытаний корабль включали в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й Балтийского флота. В период испытаний, на День ВМФ летом 1984 года, эсминец участвовал в параде на Неве.

Коллаж с пуском ракеты с «Осмотрительного», комментарий Ю. Н. Романова


ЭМ «Осмотрительный», коллаж на основе фото периода испытаний (1984 год)

На картинке, судя по бортовому номеру, РЛК «Фрегат-М1», отсутствию на носовой надстройке салютных пушек, отсутствию на крыше ходовой рубки и на срезе юта пусковых установок комплекса ПК-10 — эсминец «Осмотрительный». Бортовой номер 672 «Осмотрительный» носил в период и в 1984 году. То, что эта картинка — продукт фотошопа, вполне очевидно. Надо посмотреть на чересчур резкий и чёткий уровень горизонта за кораблём, и тщательно прорисованный старт ракеты. В реальности при старте облако дыма заволакивает полностью ходовую рубку. И надо помнить, что никто в опасном секторе (зоне) при ракетной стрельбе в непосредственной близости от стреляющего корабля находиться не мог. Кстати, на грот-мачте не видно вымпела, а это означает, что корабль не находится в кампании (очевидно — на испытаниях после постройки находился). Вариантов много.
Юрий Романов, служивший на старших офицерских должностях эсминцев «Современный» и «Боевой» проекта 956

30 сентября 1984 года принят в состав ВМФ Советского Союза.

7 октября 1984 года на «Осмотрительном» был впервые поднят Военно-Морской флаг СССР.

Описание конструкции

По конструкции «Современный» — классический ракетно-артиллерийский корабль с полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с одной дымовой трубой и большей частью антенных постов. Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, поскольку более традиционное размещение вертолёта на корме существенно ограничило бы сектор обстрела для кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили телескопически надвигаемым на вертолёт.

Одной из важнейших задач этих эсминцев при их проектировании в 1970-х годах считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени артиллерийское вооружение из четырёх универсальных 130-мм орудий в двух башнях. Благодаря автоматическому заряжанию каждый эсминец типа «Современный» по весу выстреливаемых в минуту снарядов превосходил даже тяжёлые крейсера времён Второй мировой войны, приближаясь по этому показателю к линкорам-дредноутам.

130-мм башня АК-130 и система управления огнём «Лев», вид сбоку

Помимо артиллерии, эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Из-за высокой скорости и малой высоты полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов. Недостатком же эсминцев проекта 956 принято считать невысокие возможности ПЛО относительно современников: сравнительно маломощная гидроакустическая станция, только торпеды и глубинные бомбы в качестве противолодочного оружия. Предполагалось, что в составе соединений флота эсминцы типа «Современный» будут действовать совместно с БПК, которые обеспечат полноценное ПЛО.

Неполная универсальность в значительной мере была обусловлена применением паротурбинной силовой установки на советских эсминцах, в то время как большинство советских и зарубежных боевых кораблей уже строились с более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД). Вместе с тем следует отметить, что паровые турбины вместо ГТД существенно уменьшили стоимость постройки и эксплуатации кораблей проекта 956, к тому же хорошо освоенные промышленностью и личным составом агрегаты КТУ обеспечили энергоустановке в целом более надёжную и безотказную работу при большей мощности .

«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта

Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.

Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.

Справка «Известий»

«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.

В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.

Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.

Ушаков улыбается: присвоение кораблям имен героев повысит боеготовность флота

Новые обозначения получат так называемые безымянные плавсредства

«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.

Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».

— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.

— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.

В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».

Авторы Гайдпарка

  • Екатерина Иванова

    Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»

    Читать полностью

  • Анатолий Шунавикин

    Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…

    Читать полностью

  • Алексей Хохлов

    Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника

    Читать полностью

  • Валентин Козлов

    Микроскоп

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Семья и вроде даже нормальная

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    За год или два перед смертью

    Читать полностью

  • Мухоморов

    А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Была ли дружба народов в СССР?

    Читать полностью

  • Voxpop

    Как не попасть в «чужую колею»

    Читать полностью

История развития

1969 год Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов
Середина 1975 года Заложен первый корпус
1978 год Спускают на воду головной эсминец серии «Современный»
1982 год Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки
2006 год Спуск на воду последнего «Сарыча»

Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.

Проект получил код 956 «Сарыч».

Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.


«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»

Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.


Английский самолет делает фото «Безбоязненного» в океанском походе

Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.

3 эсминца

на данный момент в боевом составе российского флота

В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.

Arleigh Burke Class Flight III (США)

Arleigh Burke Class Flight III

Это глубоко модернизированная версия основного эсминца флота США типа Arleigh Burke. Первые эсминцы улучшенного проекта уже на стапелях. Длина корабля 160 метров, водоизмещение 9500 тонн, максимальная скорость — 35 узлов. У модернизированного проекта конструкторы расширили функционал: теперь эсминцы этого типа одинаково хорошо могут бороться с воздушными и наземными целями, надводными и подводными кораблями противника. Они также приспособлены для несения службы в составе авианосных соединений, береговой охраны и поддержки десанта. Система AEGIS, установленная на этих эсминцах, обеспечивает контроль и перехват целей любого типа. Корабли вооружаются 96-ю ячейками для ракет типа Tomahawk, ESSM, RUM-139 или VL-ASROC. В дополнение к ракетному вооружению, корабль несет и артиллерийское: автоматическую 127-мм пушку Mark 45 mod 4, зенитные автоматы Phalanx CIWS, а также строенный торпедный аппарат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector