История вмф ссср
Содержание:
ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?
Начало ХХ века для Русского Флота было ознаменовано трагедией Русско-Японской войны. Одной из определяющихпоражение причин была ошибочность кадровой политики Императорского Флота Российской империи. В этой связи особого внимания заслуживают слова Куропаткина: «Аттестации мирного времени во многом оказались несоответствующими при боевом испытании. Начальники, которые проходили службу всюду с отметками «выдающийся», «вне очереди», на боевом поле по физическим и духовным качествам не выдерживали боевого испытания. Наоборот, проходившие служебный путь незамеченными, в боевой обстановке неожиданно развертывали свои глубокие духовные силы, обнаруживали выдающиеся военные качества».
К началу Первой мировой войны сформировалась плеяда адмиралов, которыми могли бы гордиться флоты любого государства – в первую очередь это Колчак и Эссен. Однако, Революция, Гражданская война и политика сталинских репрессий не разрешила, аусугубила кадровые проблемы, доставшиеся Флоту молодой республики по наследству от Империи. Подавляющая часть кадровых решений в ходе «чистки» оказалась ошибочной. В результате из-за недостаточного опыта нового командного состава всех рангов снизилась боевая подготовка на флотах. Кроме того, репрессии отучили командиров от принятия самостоятельных решений, заставляя постоянно согласовывать их с вышестоящими руководителями.
Флотские артиллеристы имели хорошую подготовку в стрельбах по морским целям, чему в военно-морских училищах отводилось много времени. Стрельбам же по береговым целям уделялось мало внимания. Между тем именно береговые стрельбы стали преобладающими в ходе боевых действий флота.
Судостроительная программа в период с 1927 по 1941 многократно менялась, в том числе с печальными последствиями для ее авторов. Технические задания на образцы ВВТ не всегда отражали современные требования, а также реальные возможности советской экономики и промышленности.
Отдельной чертой оборонной промышленности СССР являлся и во многом остался до конца ХХ векаупрощенный подход к созданию вооружения и военной техники (ВВТ): Основное внимание было направлено на средства огневого поражения целей и снижение себестоимости ВВТ, при этом недостаточное внимание уделялось средствам связи, средствам обнаружения целей, средствам автоматизации управления, а также комфорту военнослужащих. Если в танкостроении и создании сухопутных артиллерийских орудий этот подход оказался верным («в Т-34 были широкие гусеницы, крепкая броня и хорошая пушка, а больше ничего примечательного»), то в кораблестроении, в целом, нет
Как раз наогромных морских просторах методы обнаружения целей определяют боевую эффективность корабля в большей мере, чем дальность стрельбы артустановки.
Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, мощным вооружением, живучестью, но до последнего периода войны не получали скоростных и бесследных торпед. Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального улучшения. В связи с отсутствием качественных гидролокаторов лодки не могли обнаружить противника на достаточных дистанциях. Тактика использования подводной лодки как боевого охранения военно-морской базы, и последовавшее из такой тактики ТЗ натип Малютка, оказалась ошибочной.
К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия. Первые отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте в конце 1942 г.
Тихоокеанский флот
Всю войну моряки-тихоокеанцы готовились сразиться с японским агрессором, который с 1922 г. не оставлял в покое советские дальневосточные рубежи. Впрочем, тяжелейшая обстановка на советско-германском фронте заставляла тихоокеанцев помогать иным флотам и Красной армии. Так, 147 000 моряков-тихоокеанцев воевали на сухопутных фронтах. В 1943 г. Северным морским путем на Северный флот пришли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный», через Тихий и Атлантический океан — целая бригада подводных лодок из 6 единиц. Правда, прибыло лишь 5 из них — Л-15 была потоплена японской субмариной у западного побережья США.
Бюст Героя Советского Союза, адмирала, командующего Тихоокеанским флотом И. С. Юмашева, установленный на его могиле на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Легендарная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56, установленная во Владивостоке как мемориал. Будучи в составе Тихоокеанского флота, она прославилась переходом через два океана на Северный флот и успехами в борьбе с фашистами. После войны вновь вернулась на Тихоокеанский флот и служила там долгое время
Начало испытаний
Для Тихоокеанского флота настоящие испытания начались 9 августа 1945 г., когда СССР объявил Японии войну. Стремительное наступление войск 3 советских фронтов привело к разгрому Квантунской армии, освобождению северо-восточного Китая и Северной Кореи. Моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской военной флотилии внесли свой неоценимый вклад в победу.
На боевое задание. Тихоокеанский флот. 1945. Советско-японская война началась. Силы Тихоокеанского флота приступают к выполнению боевого задания, в небе виден бомбардировщик Ил-4, пролетающий над эсминцами проекта 7
Эпизоды войны
Несмотря на то, что крупные надводные корабли — 2 крейсера, лидер и большая часть из 12 эсминцев — простояли на замаскированных стоянках в районе Владивостока и Находки, другие корабли и их экипажи действовали интенсивно и грамотно. Наверное, самым уникальным эпизодом был бой минного заградителя «Аргунь» с японским бронепоездом в районе корейского порта Сейсин. Тогда советские моряки меткими залпами разрушили с обеих сторон железнодорожное полотно и уже потом добили своего обездвиженного, но мощного противника.
Моряки-тихоокеанцы в ходе Советско-японской войны провели стратегическую Курильскую морскую десантную операцию, взяв острова Северной и Южной Курильской грады и понеся в этих боях наибольшие потери в кораблях и судах — одних только десантных 5 из 30 имевшихся. В составе Тихоокеанского флота воевали моряки, летчики и десантники, прошедшие горнило войны с немцами и их союзниками. Рассматривая их операции, однозначно приходишь к выводу: опыт, полученный в европейских сражениях, на Востоке был использован не просто в полной мере, но и филигранно.
Северный флот
Оперативная обстановка на самом молодом в СССР Северном флоте (создан в 1937 г.) отличалась. В основном в Великую Отечественную советский флот вынужден был действовать не так, как учился перед войной. Главные цели оказались не на море, а на берегу, а страшнейшим врагом выступали не корабли, а авиация нацистов. Поэтому советские корабли преимущественно поддерживали огнем свои войска, защищали города, эвакуировали людей, доставляли грузы, и лишь на Севере в открытом море им противостоял традиционный противник — корабли и суда гитлеровцев, только там наши корабли сопровождали союзные конвои и уничтожали вражеские.
Состав и задачи флота
Между тем только корабельного состава для выполнения поставленных задач было недостаточно. И это притом что, имея открытый выход в океан и выполняя важнейшие государственные задачи по обеспечению поставок из США и Великобритании по лендлизу, Северный флот за весь период войны, пусть и с потерями, увеличил численность состава за счет боевых кораблей и катеров союзников.
Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В ходе военных действий 19411945 гг. Северный флот выполнял три основные задачи — обеспечение и защита внутренних и внешних коммуникаций, прежде всего союзных конвоев, активные действия подводными лодками на коммуникациях противника и действия легких сил, прежде всего торпедных катеров, в том числе в деле высадки морских десантов. Причем именно на Севере великолепно проявили себя советские торпедные катера, бившие немецкие конвои и высаживавшие десанты в германских базах. Но не только они. В силу технических возможностей и подготовки действовали экипажи советских подводных лодок. Так, летом 1942 г. советская подводная лодка К-21 под командованием Н. А. Лунина атаковала крупнейший корабль германского флота — линкор «Тирпиц»: 2 торпеды — и линкор с кораблями сопровождения не вышел в атаку известного своей трагичностью конвоя РQ-17, вернулся в базу и простоял на ремонте 3 месяца. (По поводу этого военного эпизода историки спорят до сих пор: немцы утверждают, что атаки Лунина не было вообще, их российские коллеги считают, что атаки, может, и не было, но К-21 определенно вышла на «Тирпиц».)
Воевали интенсивно и надводные корабли. Так, самый знаменитый эсминец Северного флота «Гремящий» за годы войны прошел 59 850 миль, выполнил 90 заданий командования, в число которых входили обеспечение 24 отечественных и 39 союзных конвоев, поддержка своей артиллерией морских десантов и приморского фланга Карельского фронта, потопил 1 и повредил 2 нацистские подводные лодки, сбил 14 и повредил 23 немецких самолета. По праву 1 марта 1943 г. эсминец был удостоен гвардейского звания, а его первый командир, А. И. Гурин, стал Героем Советского Союза.
Особенности войны на Севере
Спецификой боев на Севере было то, что противником советских моряков являлся не только нацистский враг, но и природа. Так, в условиях 11-балльного шторма 20 ноября 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». К сожалению, именно на Севере проявилась политическая трусость высшего советского руководства: получив от союзников линкор и крейсер, Сталин запретил им покидать Ваенгу (будущий Североморск), несмотря на то что полученные от англичан и американцев корабли и катера иных классов действовали активно. По отзывам самих британцев, проверить которые маловероятно, возвращенный им в 1949 г. линкор «Архангельск» (английский «Королевский властелин») был настолько ржавым, что его тут же отправили на слом.
КАК ПЕРЕПИСАТЬ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Вместо преувеличенного внимания к созданию и боевых действиях на «Минно-артиллерийской позиции» РККФ следовало сконцентрироваться на отработке тактики нарушения коммуникаций противника разнородными силами, с использованием самолетов, торпедных катеров и подводных лодок. Минную же войну было необходимо спланировать исключительно вблизи портов Германии, Швеции и Финляндии — при помощи подводных минных заградителей.
Оставшиеся (первая и четвертая) две трёхорудийные башенные установки калибра 305-мм с не подлежащего восстановлению линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава») следовало использовать для создания береговой батареи на бетонном каземате, по типу батареи 30 под Севастополем или Ворошиловской батареи под Владивостоком, для обороны Ленинграда.
Трагедия Таллиннского перехода 1941 года в основном была вызвана человеческим фактором, и в некоторой степени – недостаточным числом тральщиков и тралов (которые в реальной истории после подрыва на минах и минных защитниках не заменялись). Можно предложить много идей – от изменения маршрута до изменения порядка следования судов, и запуск впереди колонны, сразу после тральщиков, десятка «прорывателей заграждений» (гражданских судов, заполненных бочками), позволил бы существенно снизить потери. К сожалению, как Балтийским Флотом в целом, так и отдельными его соединениями и кораблями часто командовали люди, не соответствовавшие требованиям военного времени.
Гибель каравана PQ-17 свидетельствовала о том, что проводку конвоев следовало возложить на РККФ, на англичан же и американцев следовало возложить ответственность за формирование отрядов дальнего и ближнего прикрытия. Для проводки конвоев было бы достаточно сконцентрировать на СФ 4 новых крейсера и 8 мореходных эсминца или лидера. Для противодействия крупным надводным силам было бы желательно прикрытие конвоя группой 4-6 подводных лодок, оптимально – на базе немецкого проекта типа IX. Дополнительно замечу, что по моему личному мнению, ни крейсера проекта 26, ни эсминцы проекта 7 для целей проводки атлантических конвоев не являлись оптимальными, здесь бы лучше подошел проект легкого крейсера типа Фиджи со вдвое большей дальностью хода и более адекватной задаче артиллерией (12х152 вместо 9х180мм) и проект эсминца типа «Флетчер».
Гибель трёх советских военных кораблей в 1943г на Чёрном море показала, что ставка на дальнобойное не универсальное 130мм орудие Б13 себя не оправдала: причинить существенный ущерб противнику при обстреле береговых целей 130мм орудия не могли, а возможности ПВО эсминцев проекта 7 и 7у оказались недостаточными. Вообще, задача операции (обстрел портов) никак не соответствовала средству выполнения задачи (эсминцы с артиллерией 130мм). Дополнительно выскажу мое личное мнение – неудовлетворительно проявили себя не только командир дивизиона Негода, но и командующий Черноморским Флотом Владимирский и нарком Кузнецов, находившиеся в тот момент на КП ЧФ.
Атаку порта Киркенес (оптимально – захват, минимально – длительный выход из строя) оптимально было бы провести с использованием одного или двух броненосцев береговой обороны «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен». Броненосцы следовало принудительно выкупить у Финляндии после победы в Советско-Финской войне, как это было сделано после победы в Великой Отечественной. Если бы получить броненосцы не удалось, то на СФ следовало перевести один линкора типа «Севастополь». Проводить Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию следовало не в 1944 году, после трехлетнего строительства немцами ДОТов, а летом 1941 года. Кроме того, для десантов было бы более удобно использовать специальные десантные суда, а не Торпедные катера и Малые охотники.
Повысить эффективность подводных лодок можно было бы в первую очередь при помощи иного плана боевой подготовки командиров подводных лодок в период 1938-1940 годов, иной тактики действий, ну и, конечно, при помощи более совершенных подводных лодок, а в особенности более совершенных средств управления торпедным залпом, средств связи и обнаружения целей.
Фактически, РККФ, по моему субъективному мнению, заслужили оценку «не удовлетворительно». Эта нелицеприятная оценка ни в коей мере не умаляет мужества и героизма советских краснофлотцев и их командиров, которые в условиях, к которым они не были надлежащим образом подготовлены перед войной, не щадили своего здоровья и жизни перед лицом опасности.
Разрушители
-
Aquila -класс
- Ловкий (бывший румын)
- Лёгкий (бывший румын)
-
Кашин класс
- Комсомолец Украины (1960)
- Сообразительный — Адаптируемый (1961)
- Проворный — Проворный (1962)
- Образцовый — Образцовый (1964)
- Одаренный — Одаренный (1964)
- Отважный — Мужественный (1964)
- Стерегущий — Бдительный (1966)
- Красный Кавказ (1966)
- Решительный — Решительный (1966)
- Строгий — Суровый (1967)
- Сметливый — Находчивый (1967)
- Красный Крым (1969)
- Способный — Способный (1970)
- Скорый — Быстрый (1971)
-
Модифицированный класс Кашина
- Огневой — Огненный (1963)
- Славный — Славный (1965)
- Стройный — Гармоничный (1965)
- Смышленный — Юмористический (1966)
- Смелый — Доблестный (1968)
- Сдержанный — Сдержанная (1972)
- Раджпут (построен для ВМС Индии) (1980)
- Рана (построена для ВМС Индии) (1982)
- Ранджит (построен для ВМС Индии) (1983)
- Ранвир (построенный для ВМС Индии) (1986)
- Ранвиджай (построенный для ВМС Индии) (1988)
- Гневный класс (пр.7 класс)
- Ленинградский класс
- Новик
- Дерцкий класс
- Орфей класс
- Изяслав класс
- Фидонисий класс
- Класс Огневой ( класс пр.30 )
- Сообразительный класс (класс пр. 7у)
-
Класс Регеле Фердинанд (бывший румын)
- Лихой
- Летучий
-
Современный класс
- Современный — Модерн (1980)
- Отчаянный — Безрассудство (1982)
- Отличный — Отлично (или Отлично) (1983)
- Osmotritelnyy — осмотрительный (1984)
- Безупречный — Безупречный (1985)
- Боевой — Воинствующий (1986)
- Стойкий — Непоколебимый (1986)
- Окрыленный — Вдохновляющий (1987)
- Бурный — Огненный (1988)
- Гремящий — Громовой (первоначально Ведущий ) (1988)
- Быстрый — Быстрый (1989)
- Расторопный — Подсказка (1989)
- Безбоязненный — Бесстрашный (1990)
- Bezuderzhnyy — Tenacious (1991)
- Беспокойный — Беспокойный (1992)
- Настойчивый — Надежный (первоначально Московский комсомолец ) (1993)
- Бесстрашный — Бесстрашный (1994)
- Важный — Выдающийся (не завершен)
- Вдумчивый — Вдумчивый (не завершен)
-
Городской класс (взаймы 1944–1952 из Великобритании)
- Деятельный ( HMS Churchill )
- Держкий ( HMS Chelsea )
- Жёстки ( HMS Roxborough )
- Достойный ( HMS St Albans )
- Дружный ( HMS Lincoln )
- Жаркий ( HMS Brighton )
- Жгути ( HMS Leamington )
- Живучий ( HMS Richmond )
- Доблестный ( HMS Georgetown )
-
Удалой I класса
- Удалой — Смелый (1980)
- Вице-адмирал Кулаков (1980)
- Маршал Василевский (1982)
- Адмирал Захаров (1982)
- Адмирал Спиридонов (1983)
- Адмирал Трибуц (1983)
- Маршал Шапошников (1985)
- Североморск (1985)
- Адмирал Левченко (1987)
- Адмирал Виноградов (1987)
- Адмирал Харламов (1988)
- Адмирал Пантелеев (1990)
-
Удалой II степени
- Адмирал Чабаненко (1995)
- Адмирал Басистый (не завершен)
- Адмирал Кучеров (не завершен)
Крейсеры
-
Адмирал Хиппер класс
Таллинн (бывший Петропавловск , бывший немец Лютцов ) (1940–1960?)
-
Диана класс
Аврора
(1898–1945?)
- Коминтерн , экс- Памят Меркурия
- Червона Украина
- Красный Крым (Красный Крым), экс- Профинтерн
- Красный Кавказ
-
Кировский класс (1937–1974?)
- Киров (1937)
- Ворошилов
- Максим Горький
- Молотов
- Калинин
- Каганович
-
Омаха класс
Мурманск ( USS Milwaukee (CL-5) в аренде 1944–1949 из США)
- Класс Чапаева , повышение докласса Кирова (1939–1981)
-
Свердлова класс , в увеличенном масштабе Чапаевской класса (1949-1991)
- Свердлов (Свердлов)
- Дзержинский (Дзержинский)
- Орджоникидзе (Орджоникидзе)
- Жданов (Жданов)
- Александр Невский (Александр Невский)
- Адмирал Нахимов (Адмирал Нахимов)
- Адмирал Ушаков (Адмирал Ушаков)
- Адмирал Лазарев (Адмирал Лазарев)
- Александр Суворов (Александр Суворов)
- Адмирал Сенявин (Адмирал Сенявин)
- Дмитрий Пожарский (Дмитрий Пожарский)
- Октябрьская Революция (Октябрьская Революция)
- Мурманск (Мурманск) ‘
- Михаил Кутузов (Михаил Кутузов)
-
Кинда класс
- Грозный — Грозный (Грозный)
- Адмирал Фокин ( Адмирал Фокин )
- Адмирал Головко ( Адмирал Головко )
- Варяг (Варяг)
-
Креста I класс
- Адмирал Зозуля
- Вице-Адмирал Дрозд
- Владивосток
- Севастополь
-
Креста II степени
- Кронштадт
- Адмирал Исаков
- Адмирал Нахимов
- Адмирал Макаров
- Маршал ворошилов
- Адмирал Октябрьский
- Адмирал Исаченков
- Маршал Тимошенко
- Василий Чапаев
- Адмирал Юмашев
-
Кара класс
- Николаев (1969)
- Очаков (1972)
- Керчь (1972)
- Азов (1973)
- Петропавловск (1974)
- Ташкент (1975)
- Владивосток (1976)
-
Класс » Слава» — неядерная, уменьшенная версиялинейных крейсеров »
Киров».- Слава , переименован в Москву
- Маршал Устинов
- Червона Украина , переименован в Варяг
- Адмирал Флота Лобов, позже перешедший к Украине как Вильно Украина — неполный
Сражение у Лиинахамари
Великая Отечественная была войной одиночных кораблей или малых корабельных отрядов, в результате чего в ее истории мы не найдем примеров крупных морских боев. Тем примечательнее крайне успешные действия групп торпедных катеров Северного флота под командованием Александра Осиповича Шабалина и Владимира Николаевича Алексеева. Трудность и уникальность состояла в том, что на маленьких торпедных катерах приходилось преодолевать огромные расстояния в бурном море и искать хорошо охраняемого противника в многочисленных фьордах, откуда он вывозил стратегически важную для рейха руду. Шансов на успех у советских торпедников было мало, но они побеждали.
Двое против конвоя
В ночь с 17 на 18 апреля 1943 г. в районе Петсамо — Лиинахамари на перехват вражеского конвоя из 2 транспортов под охраной 6 сторожевых катеров вышел отряд советских торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В. М. Лозового. Катеров было всего 2, но советские моряки смело пошли в атаку. Первые две противник отразил шквальным огнем, не позволив им выйти на дистанцию торпедной стрельбы. Увидев настойчивость советских торпедников, транспорты врага легли на обратный курс, а их катера прижали советские кораблики к берегу полукольцом.
Тогда командир второго советского катера, старший лейтенант А. 0. Шабалин, удачно воспользовался дымовой завесой, которую противник поставил ранее, и, умело маневрируя и стреляя из пулеметов по сторожевым катерам противника, сумел отвлечь их на себя. Это позволило катеру под командованием лейтенанта Д. Ф. Колотия и капитан-лейтенанта В. М. Лозового на полном ходу пройти между вражескими катерами, догнать концевой транспорт, 2 торпедами потопить его и, как по учебнику, отвернуть и уйти. Но бой продолжался.
Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал А. О. Шабалин (1914–1982). На его счету потопленная подводная лодка, 4 транспорта и 2 сторожевых фашистских корабля
Потрясенные немцы не заметили, как катер Шабалина прорвался вглубь фьорда, достиг второго транспорта и потопил его торпедой. Только тогда командиры немецких катеров поняли, что катер Шабалина находится в ловушке, и заблокировали выход из фьорда. Однако будущий советский контр-адмирал развернул и направил свой катер к вражескому берегу под огонь береговых батарей противника. Находясь в мертвой зоне, между берегом и разрывами снарядов батарей неприятеля, он стремительно пошел на прорыв. Немцы не рискнули преследовать маленький советский корабль, опасаясь попасть под снаряды своих же артиллеристов, потому катер Шабалина благополучно прибыл в родную базу.
После боя старшему лейтенанту Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Торпедный катер ТКА-12 типа «Д-3» легендарного А. О. Шабалина в качестве памятника в Североморске
Лучший бой торпедных катеров
В отличие от Шабалина, Алексеев командовал дивизионом торпедных катеров Северного флота типа «Воспер», полученных от США по ленд-лизу. Стихией этого смелого офицера был бой в открытой акватории. Самый известный состоялся 25 сентября 1944 г.
План сражения
Ранним утром того дня советская подводная лодка С-56 под командованием капитана II ранга Щедрина недалеко от Варангер-фьорда (Варяжский залив) обнаружила гитлеровский конвой. Щедрин не только вывел свой корабль в атаку и потопил один транспорт противника, но и смог сообщить точные координаты вражеского конвоя командованию. В результате возникла идея разгромить его совместным ударом авиации и торпедных катеров. Операцию назначили на 11:00.
Герой Советского Союза, адмирал В. Н. Алексеев (1912–1999). На его счету 17 потопленных кораблей и транспортов противника и первая в истории ВМФ СССР атака с помощью радиолокатора 12 октября 1944 г. в Перс-фьорде
Под прикрытием самолетов и дымовой завесы ТКА-240 вновь сблизился с противником и потопил концевой транспорт. Одновременно ТКА-208 уничтожил второй корабль в строю охраны, а ТКА-213 — самоходную баржу. Подошедшие к месту сражения самолеты-дымзавесчики прикрыли отход катеров первой группы, и в бой вступили «Восперы» второй группы. Конвой противника был разгромлен.
В результате боя, который обошелся без потерь для советских моряков, нацистский флот потерял 4 транспорта, 1 большую десантную баржу, 2 сторожевых корабля и 1 тральщик, еще 1 сторожевик получил повреждения.
Линкоры в Великой Отечественной Войне
На 22 июня 1941 года советский флот включал в себя три линейных корабля класса “Севастополь” и один линейный крейсер класса “Слава”. Один малый линкор проекта “Ансальдо” достраивался в Ленинграде, в то время как другой, на Черном Море, проходил ходовые испытания. Дислокация линейного флота была следующей:
С первых дней войны линейные корабли Черноморского Флота вступили в бои с противником. Основная тяжесть боевых действий в 1941 году выпала на старые линкоры “Марат” и “Октябрьская Революция”. Эти корабли активно поддерживали огнем советские войска на берегу, прикрывали своей тяжелой артиллерией выходы в море советских легких крейсеров и эсминцев, препятствовавших попыткам немецкого минирования Финского Залива. “Марат” в сентябре 1941 года был выведен из строя попаданием тяжелой авиабомбы, оторвавшей всю носовую оконечность, и в дальнейшем использовался как плавбатарея.
Линкор “Кронштадт” официально вступил в строй 2 февраля 1942 года. Достроенный в сильнейшей спешке, он имел ряд отклонений от первоначального проекта: так, кормовая башня 152-миллиметровой артиллерии не была установлена (орудия отправили на наземный фронт) а вместо нее смонтировали четыре 100-миллиметровые и четыре 85-миллиметровые зенитки и восемь 45-миллиметровых автоматов. Немецкая авиация неоднократно пыталась уничтожить корабль у достроечной стенки, но благодаря отваге зенитчиков Балтфлота все подобные попытки были сорваны.
Черноморский Флот вступил в войну в полной готовности и с ясным пониманием того, что необходимо сделать. Хотя основным противником на театре все еще рассматривался итальянский флот, командование ЧФ еще в 1940 сочло, что отправка тяжелых итальянских кораблей на Черное Море маловероятна, и основным противником, скорее всего, станут легкие итальянские и немецкие силы. В 1941–1943 году корабли активно действовали, обеспечивая оборону транспортных конвоев, обстреливая побережье и поддерживая своей артиллерией советские войска, сражавшиеся за Крым.
Во время операции “Торхаммер” – нападения германского флота на Исландию летом 1943 – “Слава” был экстренно приписан к 8-му дивизиону крейсеров Гранд-Флита в Скапа-Флоу. Он и еще три британских и три американских тяжелых крейсера патрулировали воды патрулировали вблизи Шетландских Островов, в то время как основные силы трех флотов стягивались к Исландии. Но участвовать в боях соединению толком не пришлось – после разгрома авианосного соединения адмирала Лютьенса британской палубной авиацией немцы отказались от заведомо провальной идеи высадки десанта в Исландии и вернулись в гавани. В 1944 году “Слава” поддерживал действия советских войск в Заполярье а в 1945 – участвовал в операциях против Курильских Островов.