Большие противолодочные корабли проекта 1134 «беркут»

Построенные корабли

Название Заводской № Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
«Удалой» 111 23.07.1977 5.02.1980 31.12.1980 В 2001 г. исключен из боевого состава флота. В 2002 г. разобран на металл.
«Вице-адмирал Кулаков» 731 4.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 Прошел модернизацию 1994-2010гг. В составе СФ.
«Маршал Василевский» 732 22.04.1979 29.12.1981 8.12.1983 Входил в состав СФ. Утилизирован в 2004 г.
«Адмирал Захаров» 112 16.10.1981 4.11.1982 30.12.1983 входил в состав ТОФ. В 2002 г. корабль передан на утилизацию.
«Адмирал Спиридонов» 113 11.04.1982 28.04.1984 13.12.1984 Входил в состав ТОФ. Передан на утилизацию в 2003 г.
«Адмирал Трибуц» 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 Входит в состав ТОФ. В 2004 г. совместно с РКР «Варяг» и МПК «Кореец» посетил порт Инчхон (Чемульпо) по случаю 100-летнего юбилея сражения крейсера 1-го ранга «Варяг» и кононерской лодки «Кореец» с японской эскадрой.
«Маршал Шапошников» 114 25.05.1983 28.04.1984 30.12.1985 Входит в состав ТОФ.
«Североморск» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 «Симферополь» до 1995 г. Входит в состав СФ.
«Адмирал Левченко» 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 До 24.05.1982 г. «Хабаровск». Входит в состав СФ.
«Адмирал Виноградов» 116 5.02.1986 4.06.1987 30.12.1988 Входит в состав ТОФ.
«Адмирал Харламов» 117 7.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 Входит в состав СФ.
«Адмирал Пантелеев» 118 28.01.1988 7.02.1990 19.12.1991 Входит в состав ТОФ.

Модернизации и переоборудования

Достаточно крупные и совершенные, проекта 1134Б представляли собой удобные объекты для модернизаций и апробирования новых образцов вооружения и радиоэлектронного оборудования. В конце 1980-х годов был разработан комплексный вариант масштабной модернизации кораблей этого проекта, сводящий воедино как уже выполненные на нескольких отдельных единицах усовершенствования, так и ряд ещё не опробованных новшеств. Обновлённые БПК предназначались для службы в составе Тихоокеанского флота в качестве кораблей охранения будущих авианосных соединений.

БПК проекта 1134Б после модернизации по проекту 11342 («Ташкент» модернизировали по близкому проекту 11346)

Первым к переделке планировался «Петропавловск», однако после столкновения «Николаева» с БПК «Строгий» в июле 1986 года было решено начать с головного корабля, совместив его средний ремонт с модернизацией по проекту 11342. В ходе работ предполагалось осуществить внутрикомплексную модернизацию ЗРК «Шторм» до уровня «Шторм-Н», а «Осы-М» до уровня «Осы-МА2». РЛС «Восход» подлежала замене на новую станцию «Подберёзовик» с фазированной антенной решёткой, предполагалось также установить комплекс РЭБ ПК-10 со станцией предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф». Торпедные аппараты заменялись на противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с 16-ю пусковыми установками; ангар и авиационно-техническое оборудование переделывались для использования нового вертолёта Ка-27 вместо устаревающего Ка-25ПЛ.

Крылатая ракета «Калибр» — такими планировалось вооружить БПК «Ташкент» при модернизации

Технический проект 11342 был утверждён совместным решением МСП и ВМФ от 31 декабря 1986 года, а 28 августа 1987 года были утверждены и элементы корабля по корректированному проекту. Тем же летом «Николаев» совершил переход с Тихого океана в Севастополь, а 11 ноября 1987 года был поставлен к стенке завода имени 61 коммунара в Николаеве для проведения ремонта и модернизации. Согласно первоначальному плану, БПК «Ташкент» должен был также модернизироваться по проекту 11342, но затем приняли решение о перестроении «Ташкента» по корректированному проекту 11346. По некоторым сведениям, коррективы включали в себя замену кормового ЗРК «Шторм» новейшим комплексом крылатых ракет «Калибр» с установкой вертикального пуска, состоящей из 4 модулей по 8 ракет каждый.

В Николаев «Ташкент» прибыл с Тихоокеанского флота в 1988 году, а к работам на корабле приступили 20 декабря 1989 года — параллельно с уже идущим процессом модернизации однотипного «Николаева».

Работы по модернизации «Николаева» и «Ташкента» шли вплоть до начала 1992 года, когда раздел СССР и обвальное сокращение оборонных расходов поставили их дальнейшую судьбу под вопрос. В апреле 1992 года Министерство обороны России официально сообщило решение правительства РФ от 18 марта о прекращении комплексной модернизации, ремонта и финансирования находившихся на судостроительном заводе имени 61 коммунара БПК «Николаев» и «Ташкент».

История создания

К середине шестидесятых годов обозначилось новoе направление развития флота — поиск и уничтожение атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Именно стремительное нарастание угрозы ракетно-ядерных ударов с морских направлений требовало скорейшего количественного и качественного увеличения мощи сил противолодочной обороны ВМФ СССР. Создание дальней зоны ПЛО стало важнейшей задачей для флота. 10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным вооружением. В январе 1965 года было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту и за его основу Северным ПКБ был взят «Беркут» с модификацией в сторону увеличения его противолодочных возможностей. Соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была поставлена точка в строительстве «Беркутов» и определена постройка кораблей нового проекта, получившего название пр.1134А шифр «Беркут-А». Тактико-техническое задание определяло следующее предназначение кораблей данного проекта:

  • поиск, обнаружение, слежение и уничтожение АПЛ противника в удаленных районах Мирового океана;
  • придание боевой устойчивости тактическим группам флота;
  • обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем.

Технический проект 1134-А разрабатывался в северном ПКБ в 1964—1965 годах. Главным конструктором был назначен В. Ф. Аникиев, заместителями главного конструктора: Ю. А. Бабич, М. С. Натус и В. Д. Рубцов. Главными наблюдающими от ВМФ по проекту 1134-А были капитан 2 ранга О. Т. Сафронов, затем — капитан 2 ранга М. А. Янчевский и с 1970 года — инженер-капитан 2 ранга М. А. Котлер.

В номере проекта, его шифре явно просматривается связь с предшественником, хотя, по своему боевому предназначению, это был уже совершенно другой корабль, с существенными изменениями не только в составе вооружения, но и конструкции. При этом следует отметить: по проекту размерения корабля изменялись незначительно (ширина оставалась прежней), что обуславливалось размерами построечных мест. Также необходимо было в максимальной степени унифицировать комплектующее оборудование нового и старого проектов. Разработка чертежей происходила с указанием детальных установочных размеров, что исключило переделки и подгонки на корабле при монтаже оборудования и корабельных систем, также учитывалось внедрение прогрессивных технологий сборки корпуса.

БПК пр.1134Б «Николаев»

Головной корабль проекта 1134Б, был зало­жен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.

После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознамен­ным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.

С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.

С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.

В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».

В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил ко­рабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.

С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.

К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.

31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.

Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
  • капитан 3 ранга К.М.Бурковский
  • капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
  • капитан 3 ранга А.Васильев
  • капитан 3 ранга В.И.Куренков
  • капитан 3 ранга В.Н.Баранов
  • капитан 2 ранга В.Е.Ионов
  • капитан 3 ранга Н.А.Назаров
  • капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Очаков»

Вооружение

Противолодочное вооружение

«Адмирал Виноградов» УРК-5 «Раструб-Б»

РБУ-6000

2 × 4 УРК-5 «Раструб-Б». Универсальный ракетный комплекс для противодействия подводным лодкам и кораблями. Стреляет ракето-торпедой, доставляя малогабаритную торпеду УМГТ-1. Счетверенные пусковые установки расположены под ходовым мостиком.

2 × 4-х трубные торпедные аппараты 533мм ПТА-53-1155 8 торпед 53-65К и СЭТ-65. Расположены на вращающейся платформе с электрическим приводом и возможностью ручного управления.

2 × 12 РБУ-6000 — размещаются на кормовой надстройке. 12 стволов калибром 213мм.

В полу-утопленных ангарах размещаются два противолодочных вертолета К-27ПЛ. Радионавигационная система посадки вертолетов «Привод-В», управления полетами.

Артиллерийское вооружение

Залп из АК-100

Работа АК-630

2 × 1 автоматические АУ АК-100 калибра 100 мм. Предназначена для уничтожения воздушных, береговых и морских объектов. Расположена в противоосколочной башне. Скорострельность в автоматическом режиме 60 выстр/мин. Дальность 21,5 км. Охлаждение обеспечивается забортной водой.

4 × 6-ти ствольные автоматические АУ АК-630. Предназначена для борьбы с воздушными и малыми морскими целями. Основное средство борьбы на малых дистанциях. Скорострельность 5000 выст/мин. Дальность поражения 5000 м.

2 × 1 полуавтоматическое 45 мм орудие 21-КМ используется как салютное.

Противовоздушное вооружение

ЗРК Кинжал

2 — зенитно ракетных комплекса ЗРК «Кинжал». Размещен в подпалубных контейнерах на полубаке и корме. Ракеты вертикального старта. Комплекс состоит из 2 ПУ с 4 барабанами, в каждом 8 направляющих. Может обстреливать четыре цели, для повышения вероятности поражения наводит до 8 ракет. Вооружение корабля управляется системой «Лесоруб-55», используя информацию РЛС и средств обнаружения. В зависимости от условий, применяются АУ АК-100 и АК-630.

Гидроакустический комплекс(ГАК)

23 – обтекатель подкильных антенн ГАК «Полином»

Подкильная поисковая ГАК «Полином» является важной частью корабля. Позволяет выйти в дальнюю зону акустической освещенности, для обнаружения АПЛ и своевременного уничтожения

Дальность составляет 40-50 км. Способна вести круговой обзор с возможностью целеуказания.

В кормовой части размещена буксируемая антенна переменной глубины, комплекс позволяет обнаружить торпеды и якорные мины. Корабли проект 1155 самые маленькие, оснащенные ГАК «Полином».

Радиолокационное оборудование

МР760 «Фрегат-МА» трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой. Предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей на расстоянии до 300 км, выдает целеуказания на БИУС «Лесоруб-1155» для ракетных и артиллерийских комплексов.

МР350 «Подкат» двухкоординатная РЛС обнаружения низколетящих малогабаритных целей в условиях помех. Дальность обнаружения до 30 км. Две параболические антенны установлены на одной оси для быстрой обработки данных.

МР212 «Позитив» РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал» (на БПК «Удалой» и «Маршал Василевский» не установлен).

РЛС СУАО «Лев-114» для управления огнем артиллерии. В систему входят РЛС сопровождения целей, лазерный дальномер, измеритель параметров движения целей, корректировку стрельбы по всплескам, баллистический вычислитель, авто-слежение за снарядом. Дальность сопровождения 40 км.

РЛС КСУС «Муссон» для управления ракетными стрельбами. Автономная. Для корректировки и обнаружения на дальних подступах используется вертолет.

РЛС общего обнаружения «Топаз» + «Топаз-В».

Система предупреждения лазерного облучения «Спектр-Ф».

Система освещения надводной обстановки «Корвет-1155».

Комплекс средств обмена информацией «Тройник».

Комплекс обеспечения ЭМС «Подзаголовок».

Гирокомпасные системы «Курс-10А-1» + «Курс-10А-2».

Антенны размещены на гиростабилизированной платформе.

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1134Б разнятся в разных источниках — например, справочник Бережного описывает её как 2 агрегата по 60000 л. с. (всего 120000 лошадиных сил). Значение в 92000 л. с. взято из работы В. П. Заблоцкого о БПК «Николаев»: согласно ей, ГЭУ кораблей проекта 1134Б образуют 2 агрегата по 46000 л. с. (маршевый ГТД 6000 л. с. плюс 2 форсажных по 20000 л. с.), в сумме дающих 92000 л. с. С учётом того, что предшествующий тип паротурбинных БПК проекта 1134А имел ГЭУ мощностью 90000 л. с., значение мощности в 120000 л. с. для конструктивно близких БПК проекта 1134Б представляется завышенным.
  2. В свою очередь, лидер «Ташкент» получил своё имя в честь советского города Ташкент, столицы Узбекской ССР.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. Ранее такую РЛС в опытном порядке установили на однотипный БПК «Керчь».
  5. Комплекс ПК-10 со станцией «Спектр-Ф» уже устанавливался на однотипном БПК «Петропавловск» при его модернизации в 1985-1990 годах.

Постройка и испытания

22 ноября 1974 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара был заложен шестой газотурбинный проекта 1134Б, названный «Ташкент» в честь знаменитого лидера, снискавшего себе заслуженную славу во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах. Во время строительства «Ташкенту» присвоили заводской номер 2006. Старшим строителем корабля был назначен В. Н. Калинин.

Спуск «Ташкента» на воду состоялся 5 ноября 1975 года. С 9 ноября по 29 декабря 1976 года строящийся БПК прошёл докование, в ходе которого были установлены гребные винты и звукопроницаемый бульбовый обтекатель гидроакустической станции, а также окрашена подводная часть.

17 декабря 1977 года, после месяца заводских испытаний, корабль был предъявлен к Государственным испытаниям. В ходе этих испытаний продолжительностью 16 дней были проверены боевой стрельбой бортовые комплексы вооружения и пройдено 2296 миль.

31 декабря 1977 года, после успешного прохождения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК «Ташкент». Общая продолжительность постройки, считая со всеми испытаниями, составила 3 года 1 месяц и 8 дней.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Маршал Ворошилов» стал пятым в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Предназначением БПК этой серии были обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причислялись к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers). Следует отметить, что предшественники проекта 1134А — БПК проекта 1134 — и в советском ВМФ после 1977 года были официально перечислены из противолодочных кораблей в класс ракетных крейсеров, поскольку в качестве основного вооружения несли противокорабельные крылатые ракеты.

Служить БПК «Маршал Ворошилов» было назначено в составе Тихоокеанского флота. Во время службы корабль носил Краснознамённый Военно-Морской флаг, унаследованный от черноморского крейсера «Ворошилов».

Постройка и испытания

Строительство больших противолодочных кораблей проекта 1134-А было развёрнуто в закрытом эллинге Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Главным строителем головного корабля был назначен Д. Б. Афанасьев, а ответственным сдатчиком — Ю. А. Большаков. Главными строителями других кораблей были Г. И. Цветков и Г. В. Филатов, а ответственными сдатчиками — Г. Г. Нарсесов, М. И. Шрамко, А. К. Бондаренко, К. П. Юсупов, В. М. Архаров и В. С. Воробьёв. Начальником группы технического сопровождения Северного проектно-конструкторского бюро был В. П. Мишин.

Постройка кораблей производилась поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В процессе строительства серии проходила реконструкция завода и его оборудования.

Всего за одиннадцать лет (с 1966 по 1977 годы) было построено 10 кораблей, хотя различными вариантами кораблестроительных программ предполагалось построить для флота 32 корабля проектов и 1134-А.

Испытания кораблей серии проходили в напряжённой обстановке, типичной для времени холодной войны. Программа государственных испытаний включала: 6 — 8 стрельб зенитно-ракетным комплексом, до 10 артиллерийских стрельб комплексом АК-725, 5 — 6 стрельб противолодочным оружием. Проверка гидроакустических станций проводилась по дальности определения места подводной лодки проекта 613 (глубина 30 м, скорость 6 узлов). Дальности обнаружения воздушных и надводных целей всеми имеющимися на вооружении РЛС проверялись по самолёту Ил-28 при высоте полёта 11 000 м и сторожевым кораблям проекта 1135. Государственные испытания обычно не превышали трёхмесячный срок, но за этот период корабли проходили не менее 6000 морских миль. Водоизмещение и устойчивость кораблей проекта определялись по результатам кренгования головного корабля. Результаты испытаний показали вполне удовлетворительную мореходность кораблей проекта 1134-А.

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 1134Б

Основная статья: БПК типа «Николаев»

Конструкция корабля, за исключением главной энергетической установки, в общих чертах воспроизводит прототип — проекта 1134А «Беркут-А», только с более развитыми надстройками и отдельно стоящей дымовой трубой.

Корпус и архитектура

Высокий форштевень и продуманная форма корпуса способствовали хорошей мореходности. Были приняты ставшие уже традиционными в советском кораблестроении с 1960-х годов меры по снижению радиолокационной заметности — отклонение от вертикали внешних поверхностей бортов и надстроек. При размещении вооружения приоритетным выбрали обеспечение оптимальных секторов обстрела для основных зенитно-ракетных комплексов, разместив последние по носу и корме. Башни универсальной артиллерии, расположенные побортно, при этом получили существенно ограниченный сектор наведения, но это считалось приемлемым компромиссом. Проект представлял собой логическое завершение линии развития «Беркутов» не только с технической, но и с архитектурной точки зрения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка газотурбинная и состоит из шести газотурбинных двигателей (ГТД), работающих на два гребных винта. Двигатели объединены в два газотурбозубчатых агрегата М5Е, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО63 мощностью 7600 л. с. и двух основных (форсажных) ГТД ДЕ59 мощностью по 19200 л. с., работающих на общий редуктор. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М5Е составляет по 46000 л. с., а энергетической установки в целом — 92000 л. с. Маршевые двигатели при небольшой мощности отличаются увеличенным ресурсом и небольшим расходом топлива, поэтому на экономическом режиме хода используются только они.

Каждый из двух агрегатов М5Е работает на свою линию вала. Движителями кораблю служат два малошумных четырёхлопастных гребных винта, изготовленных из бронзы.

Вооружение и оборудование

Главное противолодочное вооружение представлено ракетным противолодочным комплексом УРПК-3 «Метель». В состав комплекса входили две счетверённые ненаводящиеся ПУ контейнерного типа, восемь ракетоторпед 85Р, а также система управления полётом ракет «Гром-М», общая с носовым ЗРК «Шторм-М».

Бомбомёты РБУ-6000 на БПК «Керчь» пр. 1134Б, на заднем плане — ПУ ЗРК «Шторм» и антенны СУО «Гром-М»

Основное ПВО корабля составили два универсальных зенитно-ракетных комплекса (УЗРК) «Шторм-М», размещённые по носу и корме.

Для самообороны БПК нёс два ближнего действия «Оса-М», расположенные побортно и в походном положении убираемые под палубу.

Универсальную артиллерию корабля составляли два комплекса АК-726 со спаренными 76,2-мм автоматическими артустановками, также размещаемые побортно.

Для борьбы с низколетящими самолётами и крылатыми ракетами служили четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630, автоматически наводящиеся при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару башен. Помимо автоматического, система управления предусматривала также возможность ручного наведения от устройств дистанционного управления «Колонка-213/2Б».

Противолодочное вооружение БПК, помимо ракетоторпед «Метель», было представлено торпедными аппаратами и реактивными бомбомётами. Каждый корабль проекта 1134Б нёс по два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата типа ПТА-53-1134Б, по две реактивных 12-ствольных установки РБУ-6000 и по две реактивных 6-ствольных установки РБУ-1000.

«Ташкент», как и все остальные БПК проекта 1134Б, стал одним из наиболее вооружённых кораблей I ранга в истории: доля вооружения и боезапаса в его стандартном водоизмещении составляла почти пятую часть (19,4%).

В ангаре оригинальной конструкции на «Ташкенте» размещался один противолодочный вертолёт Ка-25, составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование БПК «Ташкент» в целом соответствовало остальным кораблям проекта 1134Б.

Список кораблей

Название Заложен Спущен на воду Введен в эксплуатацию
«Кронштадт» 30 ноября 1966 10 февраля 1968 29 декабря 1969
«Адмирал Исаков» 15 января 1968 22 ноября 1968 28 декабря 1970
«Адмирал Нахимов» 15 января 1968 15 апреля 1969 29 ноября 1971
«Адмирал Макаров» 23 февраля 1969 22 ноября 1970 25 октября 1972
«Маршал Ворошилов» 20 марта 1970 8 октября 1970 15 сентября 1973
«Адмирал Октябрьский» 2 июня 1969 21 мая 1971 28 декабря 1973
«Адмирал Исаченков» 30 октября 1970 28 марта 1972 5 ноября 1974
«Маршал Тимошенко» 2 ноября 1972 21 октября 1973 25 ноября 1975
«Василий Чапаев» 22 ноября 1973 28 ноября 1974 30 ноября 1976
«Адмирал Юмашев» 17 апреля 1975 30 сентября 1977 30 декабря 1977

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.


Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.


Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.


Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Примечания

  1. По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
  2. Ранее имя К. Е. Ворошилова в советском флоте присваивалось лёгкому крейсеру проекта 26.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. В дальнейшем, к весне 1980 года, американцы подготовили военную операцию по освобождению заложников из Тегерана, в которой задействовались и авианосцы «Нимиц» с «Корал Си» — их палубной авиации отводилась роль поддержки с воздуха. Операция под кодовым названием «Орлиный коготь» в апреле 1980 года окончилась полным провалом, поэтому с Ираном пришлось договариваться об освобождении заложников в обмен на разморозку иранских счетов за рубежом.

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

История создания

Предшественники

БПК «Вице-адмирал Кулаков» проекта 1155

Непосредственными предшественниками БПК проекта 11551 являлись БПК проекта , по водоизмещению и размерениям близкие к эсминцам проекта 956 и предназначенные для совместной с эсминцами работы. По существу, БПК проекта 1155 представляли собой газотурбинный вариант эсминцев с более мощной гидроакустикой, ПЛРК вместо ударных ракет и постоянным ангаром на два вертолёта вместо одного на эсминцах.

Предпосылки к созданию

Получив опыт океанской службы эсминцев типа «Современный» и БПК типа «Удалой», а также с учётом достигнутого прогресса в совершенствовании корабельных газотурбинных установок, в руководстве ВМФ СССР было решено совместить достоинства обоих проектов в одном универсальном корабле.

Проектирование

Проект 11551 (шифр «Фрегат») был разработан Северным ПКБ под руководством В. П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК проекта 1155: отсутствие ударных ракет, относительная слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Первые чертежи нового корабля появились в 1982 году, а завершён проект в 1983 – 1984 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector