Проект 12322 «зубр»

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Вооружение

ПУ ЗРК А-22 «Огонь»

А-22 «Огонь»

Выстрелы к А-22 «Огонь»

140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.

Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.

Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.

Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм

Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг

ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм

Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С

30мм автоматические установки типа АК-630

АК-630

АК-630 устройство

30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Огневые характеристики:

Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин

Длина очереди:

6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м

Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек

Другие характеристики:

Масса: 3800 кг

Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)

Ракетный комплекс «Игла»

«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.

Средства связи, обнаружения и управления

Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.

Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.

Десант

Десантный отсек

Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.

В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.

Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.

Примечания

  1. «Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире.
  2. Строительство кораблей «Зубр» для ВМФ РФ могут возобновить в Феодосии
  3. Морякам построят летающие корабли
  4. Кораблестроители: «Зубры» для ВМФ начнут строить не раньше 2019—2021 годов
  5. Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей «Зубр»
  6. Китай может остаться без украинских десантных кораблей на воздушной подушке. 7.4.2014
  7. ФСК «МОРЕ» ЗАВЕРШУЄ БУДІВНИЦТВО МДК «БІЗОН» ДЛЯ КНР (ВІДЕО) (недоступная ссылка — история ). Проверено 21 сентября 2012. Архивировано 22 мая 2014 года.
  8. Десантный корабль «Евгений Кочешков» вернется на Балтфлот. 29.11.2013
  9. Десантный корабль БФ «Евгений Кочешков» прибыл к месту постоянного базирования после ремонта. 11.3.2014
  10. Десантный корабль «Евгений Кочешков» отработал высадку морского десанта. 6.8.2014
  11. Китай купил у Греции
  12. Китай принял на вооружение десантный корабль на воздушной подушке украинского производства. 27.3.2014

История появления

Идея СВП была впервые выдвинута в 1716 году шведским философом Э. Сведенборгом. Очевидно, что воздух оказывает намного меньшее сопротивление движущемуся телу, нежели вода, поэтому воздушная прослойка между корпусом судна и водой могла бы способствовать достижению высоких скоростей. На протяжении XIX века в разных странах предпринимались попытки реализовать проекты судов «с воздушной смазкой», но на том уровне техники, с использованием громоздких и тяжёлых паровых машин это было практически неосуществимо.

Ситуация изменилась в XX веке благодаря развитию двигателей внутреннего сгорания, а также достигнутому прогрессу в прикладной аэродинамике и материаловедении. Фактически первым кораблём на воздушной подушке стал разработанный во время Первой мировой войны в Австро-Венгрии так называемый «экспериментальный глиссер» (по-немецки «Ферзухсгляйтбот») инженера Мюллера фон Томамюля. Этот аппарат создавался в качестве быстроходного торпедного катера и на испытаниях в 1915-1916 годах достигал высокой по тем временам скорости около 33 узлов. Тем не менее, такая скорость была ещё сопоставима со скоростями обычных боевых катеров глиссирующего типа, не давая «ферзухсгляйтботу» решительного преимущества, а ряд недостатков конструкции помешал применить его в реальных боевых условиях.

В дальнейшем исследовательские и конструкторские работы по созданию СВП предпринимались в разных странах. В частности, в СССР под руководством инженера Владимира Левкова в 1934-1939 годах были построены и проходили испытания экспериментальные катера на воздушной подушке — Л-1, Л-5 и другие. Однако все эти конструкции так и остались опытными образцами, поскольку скорость не компенсировала их высокой стоимости и технической сложности.

Десантный корабль на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», СССР

Довести СВП до практического и достаточно массового применения позволило изобретение англичанина Кристофера Кокерелла, который в 1955 году подал в патентное бюро заявку на эффективный способ создания и поддержания воздушной подушки через сопловое устройство с гибкой юбкой-ограждением. Идеи Кокерелла были воплощены британской фирмой «Саундерс-Ро» сначала на нескольких опытных образцах, а в 1967 году — в виде 165-тонного пассажирского судна на воздушной подушке SR.N4. Более чем вчетверо превысив массой и размерами любые построенные до них СВП, эти удачные аппараты с 1968 года начали эксплуатироваться на грузопассажирских перевозках через пролив Ла-Манш, доказав надёжность и практическую пригодность своей конструкции. Примерно в то же время, с 1965 по 1968 год, в СССР проходило испытания 37-тонное пассажирское судно на воздушной подушке проекта 1872 «Сормович», созданное под руководством Ростислава Алексеева и также использующее сопловую систему с гибким ограждением. На протяжении двух навигаций в 1971-72 годах «Сормович» эксплуатировался на реке Волге, обслуживая пассажирскую линию Горький-Чебоксары.

Дальнейшее развитие кораблей на воздушной подушке (КВП) связано с их военным применением. Если скеговые КВП требуют постоянного погружения в воду хотя бы части ограждения и от водоизмещающих судов отличаются только скоростью, то парящие КВП полностью отрываются от воды и прибретают свойство амфибийности, то есть способность полностью выходить из воды на пологую поверхность суши. Эта способность сделала такие КВП ценнейшим высадочным средством, которое может быстро доставлять морской десант вместе с тяжёлой техникой сразу на побережье. Тем самым десантный КВП не только упрощает высадку для десанта, избавляя его от небходимости вместе с техникой пересекать полосу мелководья, но и оставляет противнику существенно меньше времени для организации противодействия, поскольку КВП развивают гораздо более высокую скорость по сравнению с десантными плашкоутами.

«Хаска 10»: многоцелевой «воздухоход»

В 2018 году конструкторы Рыбинской верфи, входящей в концерн «Калашников», приступили к разработке СВП скегового типа «Хаска 10». Судно рассчитано на многоцелевое применение и создается в рамках государственной программы по освоению шельфовых месторождений. С его помощью станут более доступными регионы Сибири, Дальнего Востока, Арктики и рек Волго-Камско-Балтийского региона.

«Хаска» может перевозить до 10 тонн груза и разместить на борту, к примеру, трехосный тягач «КАМАЗ». Длина судна – 20,8 м, ширина – 12,5 м, высота – 7,4 м, водоизмещение – 35,7 тонны, мощность силовой установки – 4х800 л.с., скорость – 40 узлов. Управляется судно экипажем из 3 человек. В автономном режиме судно может проводить до 3 дней с дальностью плавания до 400 миль.


Схема «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

Особенностью конструкции «Хаски» являются гибкие ограждения-скеги. Именно скеги считаются одним из слабых мест СВП этого типа. Если для амфибий повреждение «юбки» не является критичным, то вывод из строя жесткого скега превращает скеговое судно в обычный водоизмещающий корабль с потерей скорости и всех остальных преимуществ СВП. Гибкие скеги отчасти решают эту проблему, они более устойчивы к воздействиям и могут огибать препятствия.

В данный момент работы по «Хаска 10» идут полным ходом. Рыбинская верфь занимается строительством совместно с заводом «Вымпел», еще одним предприятием судостроительного кластера «Калашникова». Премьера нового судна на воздушной подушке должна состояться уже в текущем году.


Модель «Хаска 10». Фото: Рыбинская верфь

СВП скегового типа имеют хорошие перспективы как в военно-морском флоте, так и на «гражданке». По многофункциональности и скоростным возможностям в классе судов водоизмещением до 1000 тонн им нет равных. Скеговая конструкция подходит для создания скоростных транспортных паромов, десантных кораблей, для поисково-спасательных работ. Есть идеи по созданию вертолетоносцев на базе скеговых СВП. Благодаря таким разработкам, как «Хаска 10», остается надежда, что богатейший опыт отечественных конструкторов в создании скеговых «воздухоходов» будет востребован и в будущем.

Примеры судов на воздушной подушке

В середине прошлого века началось массовое строительство СВП во всем мире и, разумеется, в СССР. Первыми оценили все преимущества этого средства транспорта военные.

Десантные суда на воздушной подушке

С 1970 года на вооружение ВМФ поступили первые СВП «Джейран». Два газотурбинных двигателя ДТ-4 нагнетали воздух в сопла под днищем и вращали маршевые двигатели. На ходу судно управлялось воздушными рулями. Корабль мог перевезти 2 средних или 3-4 плавающих танка, 5 БТР или 200 десантников. Было построено 20 судов данного проекта. Сегодня им на смену пришли гораздо более мощные СВП.

Суда проекта «Зубр» тоже были разработаны в СССР. По мере их выпуска росли размеры и возможности. Это единственное советское средство вооружения, которым оснащены войска стран НАТО по сей день. Современная модификация «Зубра» признана самым большим и мощным в мире судном на воздушной подушке.

В задачи данного СВП входят транспортировка боевой техники и личного состава на необорудованные береговые плацдармы. Грузовой отсек вмещает 3 танка или 10 БТР общей массой до 150 тонн. Или же 8 БМП плюс 140 десантников. Без техники на борту могут разместиться до 500 человек.

«Зубр» огромен. Его длина 57 м, ширина 27 м, высота 22 м. Оно способно преодолеть 550 км со скоростью 111 км в час. Суммарная мощность энергетической установки – 50 000 лошадиных сил. 4 нагнетателя накачивают воздушную подушку, 3 винта диаметром 5,5 м обеспечивают движение по горизонтали. Управляют этим ревущим чудовищем всего 26 человек команды.

В 1965 году сенсацию произвел «каспийский монстр» – заснятое со спутника испытание первого в мире экраноплана «Лунь». До взлета суперсамолета «Мрия» этот гигантский летательный аппарат был крупнейшим в мире. 10 турбовинтовых двигателей обеспечивали ему скорость 500 км в час, дальность 1500 км и грузоподъемность 550 тонн. Поистине грозное оружие так и не было доведено до ума. В 1980 году экраноплан затонул во время испытаний. Перестройка и последующий развал страны так его и оставили на дне Каспия. Сегодня разработки экраноплана возобновлены, суда меньшего размера уже эксплуатируются у нас и за рубежом. Но техника эта дорогая и требует высокой квалификации рулевого. Поэтому пока еще не очень распространена.

Суда на воздушной подушке для работы в экстремальных условиях

Освоение арктической зоны – вопрос экономической стратегии нашей страны. В сложнейших климатических условиях СВП наиболее полно реализуют свои преимущества. К примеру, катер «Звезда» способен передвигаться по открытой воде, льду и болоту при температурах от +40 до -50 градусов и ветре до 20 метров в секунду. Он рассчитан на перевозку 25 пассажиров и 0,5 тонны груза или 2 пассажиров и 3 тонн груза. Салон утеплен и полностью безопасен. Силовая установка мощностью 800 лошадиных сил работает на дизельном топливе.

Гражданские суда на воздушной подушке

Первое пассажирское СВП «Сормович» разработали и впустили на воду в Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, в 1965 году. Судно было рассчитано на круглогодичные перевозки 50 пассажиров и проработало 2 навигации на линии Горький – Чебоксары. Но из-за недоработок силовой установки так и не пошло в серию. Волжское пароходство предпочло суда на подводных крыльях. Тем более, что никакой инфраструктуры для зимней навигации просто не существовало.

Тема пассажирских судов на воздушной подушке надолго стала закрытой. Но сегодня они переживают ренессанс.

Яркий пример – СВП «Хивус-48», который серийно выпускает компания «Аэроход». Фактически это то же самое «Красное Сормово», только под другой вывеской. Судно габаритами 19х8 м рассчитано на перевозку 48 пассажиров на расстояние до 500 км. Оно может выйти на берег с уступом до 0,8 м, что делает катер весьма удобным для сообщения с удаленными поселками и туристических поездок. Еще лучше с экскурсионными маршрутами справляется модификации «Хивус-20» и «Хивус-6», рассчитанные, соответственно, на 20 и 6 пассажиров.

Частные суда на воздушной подушке

С недавнего времени СВП заинтересовали рыболовов, охотников и любителей экстремально спорта. Вот, например, катер «Соболь» со стеклопластиковым корпусом без закрытой кабины. Экипаж – водитель и один пассажир плюс до 15 кг груза.

Вполне естественно, что российские умельцы не обошли вниманием суда на воздушной подушке. Самая известная подобная конструкция – катер «Ак-Тай» из поселка Ноябрьский Ямало-Ненецком автономном округе

Его создатель публикует в Интернете чертежи и подробно рассказывает о самостоятельном изготовлении.

Конструкция

Опытная эксплуатация головного корабля позволила выявить все недостатки и исправить их в последующих серийных кораблях проекта. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены две 30-мм установки АК-230 с РЛС управления огнём «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клёпанного был выполнен сварным из сплава АМГ-61.

Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные корабли «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движителями, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра.

Полное водоизмещение кораблей «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода — 50 узлов, дальность плавания — 300 миль, автономность — 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л. с., приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

возникновение концепции «судно на воздушной подушке»

Первый проект судна на воздушной подушке еще в XVIII веке предложил шведский инженер Эммунэль Сведенбург. Впрочем, даже сам автор изобретения понимал его несостоятельность, так как требовался довольно мощный и компактный движитель, которого в то время просто не существовало. В Советском Союзе к этой идее причастен Константин Циолковский. В 1924 год он предложил создать безколесный вездеход на воздушной подушке движимый вперед при помощи реактивной струи. Позже профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков еще в студенческие годы прочитал книгу Циолковского и буквально заболел идеей судов на воздушной подушке. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году под руководством Левкова был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, прежде всего скорость около 130 км/час. На полном ходу катер Л-5 не могла догнать ни одна торпеда, а также он был способен двигаться как над водой, так и над сушей. Возможности такой техники поразили военных моряков. Амфибийными качествами катера Л-5 даже заинтересовались сухопутные войска.

Владимир Левков продолжал работать над проектами судов на воздушной подушке вплоть до своей смерти — 1954 год. Он так и не сумел воплотить мечту об идеальном корабле. В последствие два гениальных изобретения вывели технологию из тупика.

Продолжением концепции стали машины разведки названные ползолетом разработанные в ВНИИ «Трансмаш». Они с легкостью проходили над минными полями, и могли двигаться там, где застревал обычный танк. Однако о размещении вооружения или легкого бронирования не могло быть и речи. В конечном итоге от танкостроения конструкторы отказались и создали корабли в таком облике, в котором они сейчас и находятся. В возможности кораблей на воздушной подушке верил главком ВМФ СССР Сергей Горшков. Для него это была непросто блажь.

Наиболее опасным оружием войны со стороны американцев были авианосцы, только с их помощью США могли вести боевые действия на европейском континенте. Главком ВМФ СССР предполагал уничтожать авианосные группировки с помощью ударных крейсеров и подводных лодок с крылатыми ракетами. Однако он хорошо понимал, что без захвата проливов и прилегающих побережий даже у самых мощных кораблей было немного шансов выйти на оперативный простор. В 1963 году стараниями Сергея Горшкова была возрождена морская пехота. Именно она должна была проложить советским кораблям путь в океан. Руководство советского флота поставило перед конструкторами ЦМКБ «Алмаз» непростую задачу разработать судно на воздушной подушке способное на большой скорости десантировать тяжелую бронетехнику и морскую пехоту непосредственно на берег.

Проекту был присвоен шифр «Джейран». Ленинградским судостроителям пришлось осваивать совершенно новые технологии и материалы. Корпус судна был изготовлен из алюминиевых сплавов. В то время для его сборки требовалась чрезвычайно шумная клепка. Человек с нормальным слухом не мог долго находиться в сборочном цеху, поэтому со всей страны на завод привозили глухонемых рабочих. Впрочем, через некоторое время от клепаных конструкций пришлось отказаться из-за быстрого перегорания сплавов. Результатом кропотливой работы стал малый корабль на воздушной подушке «Джейран», который поражал своей мощью. На скорости около 100 км/час он мог доставить к неприятельскому берегу два танка и двести десантников.
 

Технические характеристики малого десантного корабля на воздушной подушке «Джейран»:
Водоизмещение — 360 тонн;
Дальность плавания — 100 миль;
Скорость — 48 узлов;
Экипаж
— 21 человек;Вооружение:
Артиллерийская установка 30 мм АК-230 — 2;
Десантовместимость:
1-й вариант: танк ПТ-76 — 4 и 50 морских пехотинцев;
2-й вариант: средний танк — 2 и 200 морских пехотинцев;

Практически параллельно с проектом «Джейран» в ЦКБ «Алмаз» был разработан десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат» перевозивший 40 десантников с полной экипировкой.
 

Состав серии

Название Зав. № Введён в состав флота Изготовитель Текущий статус
МДК-51 100 10.10.1988 Приморский судостроительный завод Утилизирован
МДК-122 101 02.01.1990 Приморский судостроительный завод Утилизирован
МДК-50, с 17.08.2001 — «Евгений Кочешков» 102 30.10.1990 Приморский судостроительный завод В составе Балтийского флота России В 2013—2014 годах прошёл ремонт

«Мордовия»103
15.10.1991
Приморский судостроительный завод
В составе Балтийского флота России
МДК-118, с 20.12.2000 — «Кефалония» (Kefallonia) L180
104
29.08.1994
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-119
105

Приморский судостроительный завод
Не достроен
МДК-120
106

Приморский судостроительный завод
Не достроен

«Керкира» (Kerkyra) L182
107
28.05.2001
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции

«Закинтос» (Kakynthos) L183
108
25.07.2004
Приморский судостроительный завод
В строю, ВМС Греции
МДК-57, с 1995 года — «Краматорск» (Краматорськ) U422
301
30.12.1988
Судостроительный
Утилизирован
МДК-123, с 1995 года — «Артёмовск» (Артемівськ) U424
302
30.12.1989
Судостроительный
Утилизирован
МДК-93, «Горловка» (Горлівка)
303
30.12.1991 2015
Сустроительный
ВМС КНР
МДК-100, «Донецк» (Донецьк) U420
304
26.06.1993
Судостроительный
Утилизирован
«Иван Богун» (Іван Богун) U421, «Итаки» (Ithaki) L181
305
03.02.2001
Судостроительный
В строю, ВМС Греции
3325
306
~03.2014
Сустроительный
В строю, ВМС КНР
3326
307
28.12.2015
Судостроительный
В строю, ВМС КНР
3327
308
Судостроительный
В строю, ВМС КНР

Литература и источники информации

Литература

Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.

Ссылки

  • https://nevskii-bastion.ru/12322/
  • https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
  • https://korabley.net/news/2009-01-28-149
  • https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
  • https://skuky.net/79510
  • https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector