Эсминцы zumwalt
Содержание:
DDG-1000 «ЗАМВОЛТ» – ЭСМИНЕЦ XXI ВЕКА
Эсминец «Замволт» появился из проекта более крупного корабля будущего – DD-21, который начал разрабатываться США в 90-х гг. прошлого века, но по финансовым причинам так и не был реализован в полной мере.
В 2011 г. был заложен первый эсминец серии DDG-1000 «Замволт». Эти многофункциональные корабли предназначены, в первую очередь, для выполнения широкого круга задач в прибрежной зоне: от огневой поддержки частей морской пехоты и других наземных сил (ранее эту функцию выполняли ныне выведенные из состава флота линкоры типа «Айова»), противовоздушной и противоракетной обороны до эвакуации гражданского населения и обеспечения дипломатических миссий. При разработке эсминца акцент был сделан на возможности по завоеванию господства в прибрежной морской зоне, противовоздушной обороне и нанесению ударов по сухопутным объектам. Являясь составной частью комбинированных экспедиционных сил, эсминцы «Замволт» будут осуществлять передовое присутствие и «проекцию силы» США в любой точке земного шара.
После ввода в строй «Замволт» должен стать одним из самых эффективных боевых надводных кораблей в мире. В чем же заключаются те отличия, которые делают его «кораблем будущего»?
Обширная вертолетная площадка занимает всю заднюю половину корабля |
Прежде всего, при конструировании DDG-1000 во главу угла была поставлено максимальное снижение радиолокационной заметности. Это достигается рядом инженерных решений: максимально гладкая палуба без лишних деталей, «рубленый» корпус с пирамидальной надстройкой из композитных радиопоглащающих материалов, параллельность всех линий. Особая конструкция выхлопной системы и полный отказ от мачт также снижают заметность корабля в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Корпус DDG-1000 имеет очертания, характерные для кораблей начала XX столетия: заваленные внутрь борт и необычный нос-волнорез. Это сделано для того, чтобы радиоволны, попадая на корпус корабля, отражались в небо, а не на воду. В результате эффективная площадь рассеяния эсминца при облучении радаром снизилась до уровня ЭПР рыбацкой шхуны. Таким образом, «Замволт» становится в значительной степени «невидимым» для современных средств радиоэлектронной разведки.
Отдельно следует остановиться на архитектуре надстройки, которая несет в себе ряд новшеств. Надстройка выполнена без выступающих частей. При этом в нее интегрированы все излучатели радаров и антенны связи. Вращающиеся части полностью отсутствуют.
Единая общекорабельная компьютерная сеть будет связывать все узлы и системы эсминца, обеспечивая управление кораблем, оружием, техническим обслуживанием и т.д. При этом DDG-1000 спроектирован по принципу «открытой архитектуры». На «Замволте» впервые применена так называемая «общая вычислительная корабельная среда», которая представляет собой практическую реализацию «Стратегии открытой архитектуры ВМС США». Последняя позволит ВМС США в будущем полностью перевести свои корабли на использование стандартизированного программного обеспечения, которое станет, вне зависимости от применяемого компьютерного «железа», универсальной базой для управления любым кораблем.
Продуманная интеграция корабельных систем, дальнейшая автоматизация и максимальное упрощение управления позволили сократить экипаж корабля до 148 человек – примерно вдвое меньше, чем на эсминце предыдущего поколения «Орли Берк».
История создания
Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.
Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).
Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.
Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.
Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.
История
Головной корабль серии — DDG-1000, как уже отмечалось, назван в честь адмирала Замволта, который является самым молодым в истории американских ВМС начальником штаба. Второй корпус — DDG-1001 — получит название «Майкл Монсур». К его строительству приступили в 2010 году, церемония закладки состоялась в 2012-м, спуск на воду запланирован на 2014-й, а передача ВМС произойдет в 2016 году.
16 апреля 2012 года было объявлено, что третий ЭМ УРО — DDG-1002 — будет назван в честь 36-го президента США Линдона Джонсона. Его строительство началось 4 апреля 2012 года, спуск на воду должен состояться в 2016-м, а ввод в боевой состав флота намечен на 2018-й.
Все три корабля строятся на судоверфи компании «Дженерал дайнэмикс» -«Бат айрон уоркс» (г. Бат, штат Мэн). Некоторые их секции изготавливаются на судоверфи «Инголс Шипбилдинг» и доставляются на первую. «Рейтеон» -подрядчик на изготовление боевых информационно-управляющих систем.
В сентябре 2011 года компания «Дженерал дайнэмикс» выиграла контракт на строительство второго и третьего кораблей серии, а церемония закладки ЭМ УРО «Замволт» (DDG-1000) состоялась через два месяца — 17 ноября.
Первый корпус был спущен на воду для достройки 28 октября 2013 года, а ввод его в состав ВМС намечен на вторую половину 2014-го. После проведения испытаний в конце 2016 года корабль должен достичь уровня начальной оперативной готовности.
По замыслам американского военного руководства, ЭМ УРО типа «Замволт» будет задействован в составе АУГ, АДГ и КУГ.
В конце ноября 2016 года, во время своего первого похода, у корабля при прохождении Панамского канала вышла из строя силовая установка, которая обеспечивала подачу электроэнергии для двигателя, а также навигационной системы и вооружений корабля. Эсминец USS Zumwalt был отбуксирован в порт PSA International terminal, где до 1999 года располагалась крупнейшая в регионе американская военно-морская база Родман. После ремонта он должен будет вернутся в порт приписки — Сан-Диего.
«Превратился в дорогую игрушку»
Строительство головного корабля (DDG-1000) класса Zumwalt стартовало 17 ноября 2011 года. 16 октября 2016 года эскадренный миноносец вошёл в состав ВМС США. В процессе его эксплуатации командование Военно-морских сил осознало невозможность использования отдельных видов вооружения.
Также противоречивые результаты продемонстрировал проект 155-мм артиллерийской установки Advanced Gun System (AGS). Для стрельбы из этой пушки по береговым целям был создан специальный управляемый дальнобойный снаряд LRLAP (Long Range Land Attack Projectiles). Однако Пентагон отпугнули высокая стоимость боеприпаса (около $800 тыс.) и показатели дальности, которые не соответствовали прописанным в техническом задании.
Также по теме
Дорого и не очень сердито: в какую сумму обойдутся США планы Трампа по обновлению ВМС
Намерения Дональда Трампа в течение 20 лет довести численность боевых кораблей с 272 до 355 единиц обойдутся США в астрономическую…
Минобороны США отказалось от закупок LRLAP. В связи с этим в ноябре 2018 года командование американских ВМС изменило концепцию боевого применения кораблей класса Zumwalt. Новейшим эсминцам запрещается действовать в прибрежной зоне, поддерживая наступающие сухопутные силы. Основной их задачей является «морская охота» — отслеживание и уничтожение вражеских кораблей и подлодок в Мировом океане.
В беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко отметил, что по своей боевой мощи корабли класса Zumwalt уступают эскадренным миноносцам предыдущего поколения типа Arleigh Burke.
«Zumwalt в перспективе должен был заменить Arleigh Burke. Но в результате новый корабль не получил существенных преимуществ перед предшественником. Один Zumwalt вооружён 80 ракетами, которые размещены в пусковых установках Mk 57. При этом Arleigh Burke в зависимости от модификации вмещает до 96 ракет. Также Zumwalt уступает Arleigh Burke по показателям противовоздушной и противоракетной обороны», — рассказал Дрозденко.
Эксперт полагает, что неудачи в разработке эсминцев класса Zumwalt привели к тому, что Минобороны США решило прекратить их серийное производство, сделав выбор в пользу дальнейшей модернизации и выпуска эскадренных миноносцев Arleigh Burke.
«Zumwalt превосходит Arleigh Burke только по трём основным показателям: численность экипажа (143—148 против 337—380 человек), малая радиолокационная заметность и степень автоматизации. Но все эти характеристики нельзя назвать критичными. К тому же производство Zumwalt обходится в $4 млрд, а Arleigh Burke — примерно в $1,8 млрд», — подчеркнул Дрозденко.
- Головной эсминец проекта Zumwalt (DDG 1000)
- Reuters
Собеседник RT считает, что ситуацию вокруг Zumwalt уместно сравнить с программой создания самолёта пятого поколения F-35. План производства новейшего истребителя Пентагон последовательно сокращал с середины 2000-х годов. Первоначально в Минобороны США рассчитывали получить к 2019 году 1966 самолётов, однако объём заказа уменьшился в несколько раз. На текущий момент в составе ВВС насчитывается менее 400 F-35. При этом за минувшие 20 лет стоимость программы создания самолёта пятого поколения выросла с $250 млрд до $1 трлн.
Как пояснил Дрозденко, проект Zumwalt стал заложником слишком сложного технического задания Пентагона. По его мнению, военное ведомство США рассчитывало воплотить в металле обилие инновационных решений, но не предусмотрело достаточного количества средств на опытно-конструкторские работы.
«На мой взгляд, американское командование перемудрило с вооружением нового эсминца и другими «хотелками». Zumwalt, как и F-35, получился сырым, а его стоимость достигла неприличной суммы. В итоге встал вопрос о целесообразности проекта. Сворачивание серийного производства Zumwalt и модернизация Arleigh Burke говорят о том, что новейший эсминец превратился в дорогую игрушку», — резюмировал Дрозденко.
Необходимая замена
Однако Zumwalt, несмотря на ограниченное серийное количество и снижение боевых возможностей, ещё может пригодиться ВМС США, уверены эксперты USNI. Корабли этого класса должны взять на себя командную роль вместо устаревших десантных кораблей класса Blue Ridge, полагают эксперты.
«Не считая парусного фрегата USS Constitution, класс штабных кораблей десантных сил — старейший в ВМС США, однако его включили в программу продления срока эксплуатации до 2039 года. Таким образом, на момент списания им будет почти 70 лет. Даже при гарантии технического обслуживания, ремонта и модернизации (несмотря на постоянные проблемы с техническим обслуживанием флота) вряд ли хоть один из кораблей этого класса будет готов к коротким и продолжительным боевым действиям в середине 2030-х годов», — отмечают в USNI.
- Командный корабль класса Blue Ridge
- Reuters
Юрий Кнутов считает, что предложение Института ВМС США превратить миноносцы в командные пункты связано с тем, что Пентагон пытается найти кораблям проекта Zumwalt хоть какое-то применение.
«Это более-менее оправданно, потому что, как правило, флагманский корабль всегда прикрыт другими боевыми судами. Соответственно, он хорошо защищён, и, таким образом, все его минусы будут компенсироваться за счёт противовоздушной, противоракетной и противоторпедной обороны», — считает эксперт.
Этот проект должен был опережать другие современные миноносцы с точки зрения количества крылатых ракет на борту, мощности вооружения и малозаметности, однако ни с одной из этих задач он не справляется, добавил Кнутов.
«По причине того, что всё ломается и постоянно выходит из строя, его опасно выпускать в море для проведения каких-либо военных операций. Ведь если кто-нибудь потопит Zumwalt, то разразится скандал, поскольку этот корабль стоит больше, чем авианосец. Это будет колоссальным ударом по престижу США. Поэтому они пытаются найти ему такое применение, чтобы он не участвовал в боевых действиях, но в то же время можно было бы показать, что он нужен флоту. На самом деле, этот новый боевой корабль оказался хуже, чем любые ныне существующие», — заключил эксперт.
Роль
Класс Zumwalt был разработан с возможностью одновременного выполнения нескольких задач. В отличие от предыдущих классов эсминцев, предназначенных в первую очередь для глубоководных боев, класс Zumwalt был в первую очередь предназначен для поддержки наземных войск в наземных атаках, в дополнение к обычным миссиям эсминцев в противовоздушной, противовоздушной и противолодочной войне.
Zumwalt оснащен двумя усовершенствованными оружейными системами (AGS), которые предназначены для стрельбы дальнобойными снарядами наземной атаки (LRLAP). LRLAP должен был быть одним из целого ряда наземных атакующих и баллистических снарядов для AGS, но был единственным боеприпасом, который AGS мог использовать. LRLAP имел дальность стрельбы из AGS до 100 морских миль (190 км; 120 миль). Он должен был стать ключевым компонентом поддержки сухопутных войск, но закупка LRLAP была отменена в 2016 году, и у ВМФ нет планов по его замене. Так как класс Zumwalt не может обеспечить военно-морскую артиллерийскую поддержку, военно-морской флот переоборудовал этот класс для ведения боевых действий на поверхности .
Дорогой Zumwalt
Головной корабль проекта, эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000), вынужден был дважды проходить официальную приёмку. Корабль был заложен в 2011 году, в 2013-м его спустили на воду. В 2016 году DDG-1000 был введён в строй, но после начала нового этапа испытаний вскрылось множество серьёзных технических проблем. В итоге после многолетних испытаний USS Zumwalt был официально принят на вооружение ВМС США в Сан-Диего 24 апреля 2020 года.
Второй корабль класса Zumwalt, заложенный в 2013 году USS Michael Monsoor, сейчас также находится в Сан-Диего, где проходит активацию боевых систем. Третий эсминец — Lyndon B. Johnson — строится на верфях General Dynamics в штате Мэн.
- Эскадренный миноносец класса Zumwalt
- AFP
Скромное количество серийных кораблей этого проекта объясняется кардинальным пересмотром плана их производства. Когда проект был одобрен в начале 1990-х годов, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля класса Zumwalt. Однако затем заказ был сокращён до 24 единиц, а в середине 2000-х Минобороны США сократило план производства до семи единиц. В 2010 году после очередного сокращения программа Zumwalt была урезана до трёх кораблей.
Также по теме
Мечтатели из Пентагона: как армия США впустую потратила $58 млрд на оружие будущего
Заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл опубликовал отчёт, согласно которому Пентагон c начала 90-х годов потратил около $58…
Сделано это было главным образом из-за чрезвычайно высокой стоимости проекта. По данным USNI, стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.
Противоречивый характер проекта признают и авторы публикации USNI.
«Непростая история разработки кораблей типа Zumwalt и их интеграции в состав флота США освещалась весьма обширно. Изначально в 1990-х планировалось построить 32 корабля для осуществления надводной огневой поддержки, однако с тех пор число кораблей этого типа сократили до трёх, а их передовые артиллерийские установки были выведены из эксплуатации из-за чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов», — отмечают эксперты.
Однако, по мнению военного аналитика Дмитрия Литовкина, один или два корабля такого класса не могут решить возлагаемые на них задачи.
«Данный проект потерпел неудачу, потому что эти корабли в своё время не смогли показать нужного результата. Соответственно, средства перенаправили на другие проекты. У США много денег, поэтому они запросто могут их потратить на любые свои капризы и, соответственно, переоборудовать данный проект в командные корабли», — рассказал эксперт в разговоре с RT.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
Программа «эсминца XXI века» DD-21 начала разрабатываться еще в 1991 г. После получения определенных наработок, в 2001 г. программа была остановлена, а на ее основе запущена новая программа DD(X), в результате которой и появился «Замволт». Контракт на разработку нового корабля получила фирма «Нортроп-Грумман», а «Рэйтеон» стала главным интегратором электронных и боевых систем.
В 2005 г. было одобрено строительство серии из первых семи кораблей DDG-1000. Всего планировалось построить 32 корабля. Однако острая нехватка финансов перечеркнула планы массового строительство дорогостоящих ($3,2 млрд. каждый, плюс $4 млрд. – стоимость жизненного цикла) «эсминцев будущего». После длительных колебаний было решено построить всего три корабля класса «Замволт». В настоящее время военно-политическое руководство США более целесообразной видит модернизацию уже существующих эсминцев «Орли Берк».
17 ноября 2011 г. был заложен головной корабль серии – DDG-1000 «Замволт». Строительство поручено фирме «Баз Айрон Воркс». Готовность на текущий момент составляет 80%. 29 октября 2013 г. корабль был спущен на воду. Сдача планируется в 2015 г.
Второй корабль – DDG-1001 «Майкл Монсур» – заложен 23 мая 2013 г. фирмой «Нортроп Грумман Шипбилдинг», готовность – 48%, сдача планируется в 2016 г.
Строительством третьего корабля DDG-1002 «Линдон Джонсон» также будет заниматься «Баз Айрон Воркс».
Все три корабля, вероятно, будут дислоцироваться на Тихом океане.
Несмотря на высокую боевую мощь «Замволтов», предельная малочисленность данной серии кораблей вряд ли позволит им существенно повлиять на расстановку сил в Мировом океане. В то же время концепции и технологии, примененные в эсминцах «Замволт», станут определяющими в военном кораблестроении США на ближайшие 50 лет.
Награды и награды
Военные награды и награды США
Медаль за выдающиеся заслуги на флоте с двумя золотыми звездами | |
Легион заслуг с золотой звездой | |
Бронзовая звезда с устройством Доблести | |
Знак отличия военно-морского флота с устройством доблести | |
Благодарность отряда ВМФ | |
Медаль за службу Китая | |
Медаль за службу в обороне США с бронзовым устройством «А» | |
Американская медаль кампании | |
Медаль Азиатско-Тихоокеанской кампании с одной серебряной и двумя бронзовыми звездами кампании | |
Медаль Победы во Второй мировой войне | |
Медаль оккупационной службы военно-морского флота с застежкой «ASIA» | |
Медаль за службу национальной обороны с одной бронзовой звездой службы | |
Корейская медаль за службу с двумя бронзовыми звездами службы | |
Медаль за службу во Вьетнаме с одной серебряной и двумя бронзовыми звездами службы | |
Лента для стрельбы из винтовки Navy Expert |
Зарубежные награды
Орден мая Военно — морская грамоты, Большой Крест (Аргентина) | |
Орден Леопольда , командующий (Бельгия) | |
Орден морских заслуг , чин старшего офицера (Боливия) | |
Орден морских заслуг , медаль великого офицера (Бразилия) | |
Национальный орден Южного креста , степень Большого креста (Бразилия) | |
Большая звезда боевых заслуг (Чили) | |
Орден морских заслуг адмирал Падилья , великий офицер (Колумбия) | |
Орден Заслуг Дуарте, Санчеса и Меллы , Большой крест с Серебряной нагрудной звездой (Доминиканская Республика) | |
Légion d’honneur в звании командующего (Франция) | |
Большой крест ордена за заслуги перед второй степени (Германия) | |
Орден Георга I , Большого креста (Греция) | |
Бинтанг Джаласена Утама , первый класс (Индонезия) | |
Орден за заслуги перед Итальянской Республикой , Большой крест (Италия) | |
Орден Восходящего Солнца 1-й степени, Большой Кордон (Япония) | |
Орден «За военные заслуги» III степени (Республика Корея) | |
Орден «За заслуги перед национальной безопасностью» , медаль Тонг-Ил (Республика Корея) | |
Орден Оранских-Нассау ( с мечами ), великий офицер (Нидерланды) | |
Королевский норвежский орден Святого Олафа , Большой крест (Норвегия) | |
Королевский Орден Меча , Командор Большого Креста (Швеция) | |
Орден Военно-морских заслуг I степени (Венесуэла) | |
Национальный орден Вьетнама третьей степени (Республика Вьетнам) | |
Чуонг Моя медаль , 1-й степени | |
Орден ВМФ Республики Вьетнам за заслуги перед первой степенью (Республика Вьетнам) | |
Крест Галантности Республики Вьетнам с пальмой (Республика Вьетнам) | |
Медаль за освобождение Филиппин с двумя служебными звездами (Филиппины) | |
Корейская медаль Организации Объединенных Наций | |
Медаль кампании Вьетнама (Республика Вьетнам) | |
Медаль за военную службу в Корее (Республика Корея) |
Награды иностранного подразделения
Цитата президента Филиппин (Филиппины) | |
Цитата президента Кореи (Республика Корея) | |
Республика Вьетнам Gallantry Cross Unit Citation (Республика Вьетнам) | |
Цитирование Отдела гражданских действий Вьетнама (Республика Вьетнам) |
Плохо проработанный облик эсминца
Вышеперечисленные проблемы заставили американцев «метаться» из стороны в сторону: куда пристроить три очень больших и очень дорогих корабля? Площадка для запуска крылатых ракет? Их у эсминца и впрямь может быть много — до 80 штук. Но у ВМС США нет недостатка в носителях тактического ударного вооружения. Достаточно сказать, что каждая из переоборудованных подлодок «Огайо» может нести до 154 крылатых ракет.
Осенью 2018 года стало известно, ВМС США все же нашли для «Замволта» задачу — уничтожение кораблей вдали от побережья. Для этого американские военные намерены немного изменить номенклатуру вооружений, включив в нее противокорабельные версии крылатых ракет Tomahawk и зенитные ракеты SM-6 для защиты от атак с воздуха.
Де-факто это означает, что корабль оказался просто не нужен: очень сложно себе представить удары Zumwalt-а по надводным соединениям вероятного противника. Здесь нужно учесть колоссальный потенциал палубной авиации США, при котором такое решение, скорее всего, вообще никогда не понадобится. Напомним, что американские военные уже начали получать авиационные противокорабельные ракеты AGM-158 LRASM: их будут применять как флот, так и военно-воздушные силы.
При этом есть очень серьезные вопросы к артиллерийской установке. В прошлом году стало известно, что ВМС США не будут закупать новые боеприпасы для эсминцев «Замволт». Дело в том, что стоимость одного управляемого снаряда LRLAP для его орудия превысила один миллион долларов: иными словами, приблизилась к цене ракеты «Томагавк». Про рельсотрон, которым хотели вооружить корабль, вспоминать тем более не хочется: от него уже давно отказались.
Суммируя все вышесказанное, нельзя исключать, что эсминцы «Замволт» ждет судьба атомных ракетных крейсеров типа «Вирджиния», которые американцы списали гораздо раньше предполагаемого срока.
//
США изменили проект эсминцев будущего
Министерство обороны США внесло несколько изменений в программу разработки перспективных эскадренных миноносцев класса DDG-1000 Zumwalt, сообщает Defense News. В частности, Пентагон решил разработать «с нуля» половину радарной системы новых эсминцев, а также продлить программу разработки кораблей на один год — теперь она завершится не в 2015-м, а в 2016 году.
Из программы разработки двухдиапазонного радара для DDG-1000 Пентагон полностью удалил половину перспективной системы — работы по созданию радара объемного поиска SPY-4 в ближайшее время будут прекращены. Вместо него будет создаваться радар противоракетной обороны AMDR. Этот радар также будет использоваться в эсминцах типа DDG-51 Arleigh Burke подсерии Flight III.
Благодаря новому радару эсминцы DDG-1000 смогут выполнять и роль кораблей противоракетной обороны. Какая из американских компаний будет создавать новый радар, пока неизвестно. Разработкой SPY-4 занималась Lockheed Martin. Вторую половину комплексной радарной системы DDG-1000 создает Raytheon. Эта компания разрабатывает многофункциональный радар SPY-3.
Между тем, Пентагону в мае 2010 года пришлось провести повторную сертификацию программы разработки DDG-1000 в Конгрессе, поскольку стоимость проекта нарушила статут Нанна-Маккерди — стоимость конечной продукции в рамках проекта выросла больше чем на 50 процентов. Это произошло из-за того, что в 2008 году Пентагон сократил объем заказов на корабли с семи до трех единиц. При этом стоимость программы разработки уменьшена не была.
Многоцелевые эсминцы класса Zumwalt предназначены для атаки береговых и наземных целей, а также для борьбы с авиацией и оказания огневой поддержки войск с моря. После внесения всех изменений в проект корабли также смогут выполнять и роль ПРО. Строительство Zumwalt началось в феврале 2008 года. Как ожидается, первый корабль под названием Zumwalt ВМС США получат на испытания в апреле 2013 года, а второй — Michael Monsoor — в мае 2014-го.
Zumwalt, длина которого составляет 183 метра, может развивать скорость до 30 узлов. Вооружение эсминца представляет собой 20 пусковых установок MK 57 VLS, рассчитанных на 80 ракет, а также две 155-миллиметровых пушки и два зенитных орудия Mk 110 калибра 57 миллиметров. Кроме того, на Zumwalt могут базироваться два вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk и три беспилотных вертолета MQ-8 Fire Scout. Разработка последних находится под угрозой прекращения.
Lenta.ru
Денис Кораблёв
DDX