Merkava 4
Содержание:
- «Меркава Mk.4»
- Фото танка Меркава 4
- Воюют не рейтингом
- Тактико-технические характеристики[править | править код]
- Покраска
- «Меркава Мк.2»[править | править код]
- Экспортные перспективы
- История создания
- Танк «Меркава» против Т-90: что же лучше?
- Модификации танка Merkava
- [править] Боевое применение
- Активная защита
- Мелочёвка
- Кит
«Меркава Mk.4»
Меркава Mk.4
В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.
Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.
Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и боевой информационной системой «Цаяд» («Охотник»).
На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему (остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса). «Меркава Mk.4» была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году планируется перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.
После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты (КАЗ) «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ. Следует отметить, что танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащенных КАЗ «Трофи», получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008, а весной 2009-го они начали поступать в войска. 1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012-го было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».
В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра на дальнейшую модернизацию. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развернутую презентацию.
Фото танка Меркава 4
Похожее
Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк
Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История
Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель
Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тип 10 — японский танк
Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)
Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тип 99 — китайский танк
Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)
Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение
Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня
Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Воюют не рейтингом
Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.
Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.
Подробнее о «Меркаве Mk4». Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.
Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.
«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.
Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».
Пытаясь восстановить подмоченную репутацию своих новейших машин, израильтяне заявляли, что танки «Меркава Mk4» уничтожались исключительно огнем ПТРК «Корнет-Э». Хотя известны многочисленные случаи поражения израильских танков и более ранними российскими ПТРК. Из этого можно сделать только один вывод: широко разрекламированная защита танка «Меркава Mk4» пробивается даже устаревшими кумулятивными боеприпасами, не говоря уже о современных средствах, таких как ПТРК «Конкурс» и «Корнет-Э». Эффективность применения российских ПТРК высоко оценил командующий северной группировкой войск Израиля генерал-майор Уди Адам. Он определил российские противотанковые средства как наиболее серьезную проблему для израильских танков. Не лучше обстоят дела и с противоминной стойкостью «Меркавы Mk4». Известны случаи получения серьезных повреждений и даже гибели членов экипажей при подрывах этих танков на минах в ходе военных действий.
Тактико-технические характеристики[править | править код]
Основные тактико-технические данные | Меркава Мк.1 | Меркава Мк.2 | Меркава Мк.3 | Меркава Мк.4 |
Год принятия на вооружение | 1979 | 1983 | 1990 | 2002 |
Боевая масса, т | 56 | 60 | 63 | 65 |
Экипаж, чел. | 4 | |||
Удельная мощность, л.с./т | 16,1 | 15 | 19 | 23,1 |
Длина танка с пушкой вперед, мм | 8300 | 9040 | ||
Длина корпуса, мм | 7450 | 7600 | ||
Ширина по гусеничным лентам, мм | 3720 | |||
Высота танка по крыше башни, мм | 2660 | — | ||
Длина опорной поверхности, мм | 4520 | — | ||
Клиренс, мм | 530 | |||
Максимальная скорость движения, км/ч: | 56 | 60 | 65 | |
Запас хода по топливу, км | 400 | 500 | ||
Максимальный угол подъема, град | 30 | |||
Ширина рва, м | 3 | |||
Глубина брода, м | 1,38 | |||
Тип брони | Разнесенная | Разнесенная + комбинированная | Модульная, комбинированная | Модульная, комбинированная |
Танковая пушка | 105-мм нарезная М68 | 120-мм гладкоствольная MG251 | 120-мм гладкоствольная MG253 | |
Спаренный с пушкой пулемёт | 7,62-мм MAG | |||
Зенитный пулемёт | 2×7,62-мм MAG | 7,62-мм MAG | ||
Угол горизонтального обстрела, град. | 360 | |||
Угол возвышения, град. | 20 | |||
Угол снижения на нос танка, град. | 8.5 | 7.5 | — | |
Тип артиллерийского выстрела | Унитарный с металлической гильзой | Унитарный с частично сгорающей гильзой | ||
Боекомплект, выстрелов шт. | 62 | 46 | ||
Выстрелы первой очереди | 6 в ящике на полу боевого отделения | 5 в механическом барабане на полу боевого отделения | 10 в электрическом барабанном механизме в нише башни | |
Боекомплект, патронов шт. | 10,000 | |||
Система управления огнём | «Матадор-1» | «Матадор-2» | «Матадор-3» или «Баз» | Усовершенствованный «Баз» |
Стабилизатор танкового вооружения | 2-х плоскостной гидравлический | 2-х плоскостной электрический | ||
Прицел-дальномер | Комбинированный перископический, с пассивным ночным каналом и лазерным дальномером | Комбинированный перископический, с пассивным ночным каналом или тепловизором и лазерным дальномером | Стабилизированный в 2-х плоскостях, комбинированный перископический, с тепловизором и лазерным дальномером | |
Прицел командира | Перископический с отводом от прицела наводчика | Перископический с отводом от прицела наводчика или Стабилизированный в 2-х плоскостях, перископический комбинированный, с пассивным ночным каналом | Стабилизированный в 2-х плоскостях, перископический комбинированный, с тепловизионным ночным каналом | |
Двигатель | 12-цилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-5А | 12-цилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR | 12-цилиндровый четырехтактный дизель водяного охлаждения GD883 | |
Мощность двигателя, л. с. | 900 | 1200 | 1500 | |
Вместимость топливных баков, л. | 1100 | 1400 | ||
Трансмиссия | «Аллисон» CD-850-6В, полуавтоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | «Ашот», автоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | Renk RK 325, автоматическая гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота | |
Количество передач, вперёд/назад | 2/1 | 4/3 | 5/4 | |
Ходовая часть | С передним расположением ведущих колёс | |||
Гусеничная лента | ОМШ | |||
Количество траков | 110 | |||
Ширина трака, мм | 640 | 660 | ||
Тип амортизации опорного катка | Наружняя | |||
Диаметр опорного катка, мм | 790 | |||
Система подрессоривания | Индивидуальная, пружинная с гидравлическими амортизаторами | |||
Амортизаторы | Телескопические гидравлические | Роторные гидравлические |
Покраска
Покраска осуществлялась тамиевским акрилом. Про базовый цвет в инструкции сказано, что это некий Sinai Gray и дан рецепт как его получить из красок некоего производителя, продукция которого отсутствовала на расстоянии «шаговой доступности». К тому же, вот тут высказывается мнение, что Sinai Gray – это миф, типа выползня подкустового.
Для создания рецепта получения требуемой краски из имеющейся в наличии, я разработал метод колеровки в домашних условиях с помощью фотоаппарата и небольшого количества математики. Правда, есть мнение, что результат оставляет желать лучшего… К сожалению, описать этот метод в двух-трёх абзацах не получиться. Наверное, имеет смысл написать отдельную статью на эту тему – отрицательный опыт – тоже опыт. Может кому и пригодится.
Мой рецепт базовой краски был такой: XF2 flat white – 59%, XF51 khaki drab – 38%, XF59 desert yellow – 2%, X7 red – 1%. Проценты объёмные. Ну или проще: XF2/XF51 в соотношении 3/2.
После базовой краски – декали, затем смывка гуашью, затем пигменты MIG production. На фотографии показан бортовой экран до и после смывки гуашью.
«Меркава Мк.2»[править | править код]
Меркава Мк.2
С учетом опыта, полученного в ходе войны 1982 года, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка «Меркава Мк.2», который отличается от предшествующей базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной проходимостью и увеличенной огневой мощью.
Бронирование башни усилено путем установки накладных экранов с комбинированной броней. Стальные бортовые экраны так же были заменены экранами с применением брони нового типа. Экраны подвешены на стальных листовых рессорах с целью уменьшения вероятности их потери при движении по сильно пересеченной местности. В нижней части кормы башни по ее периметру подвешены металлические цепи с шариками. Они служат своего рода противокумулятивными экранами, предназначенными для уменьшения поражающего действия кумулятивных снарядов и ПТУР, так как боевые части последних срабатывают до встречи с основной броней танка. На корму корпуса навешены корзины для имущества, так же служащие противокумулятивными экранами. Миномет перенесен с крыши во внутрь башни. Теперь стрельба и заряжение осуществляется изнутри танка.
Модифицирована система управления огнем за счет установки более совершенного баллистического вычислителя и нового лазерного дальномера. СУО была разработана израильской фирмой Элбит и получила название «Матадор-2». С октября 1984-го в состав СУО включен тепловизор («Меркава Мк.2B»).
Полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон» CD850-6BX заменена на более надежную автоматическую трансмиссию израильской фирмы «Ашот». Емкость топливных баков увеличена на 25 %. Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.
Производство танков «Меркава Мк.2» началось в сентябре 1983-го. Общее количество построенных Мк.2/2В оценивается в 550—600. В настоящее время танками «Меркава Мк.2» вооружена 7-я регулярная бригада АОИ.
Экспортные перспективы
Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА)
Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД)
Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.
Коллаж Андрея Седых |
Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.
Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.
Иное дело ОБТ Т-90С. Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.
Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия
Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).
Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.
История создания
Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.
Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.
Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.
При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых
Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы
Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков
Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.
«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.
Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.
Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.
Танк «Меркава» против Т-90: что же лучше?
Вполне понятно, что если говорить о войне на Ближнем Востоке, то Т-90 будет существенно отставать от «Мк-4». Но последний совершенно не приспособлен для участия в конфликтах, скажем, в Азии или Южной Америке. В этом плане Т-90 лидирует: он меньше весит, более поворотлив и неприхотлив к топливу. Кстати, последний пункт в реальных боевых условиях крайне важен. Стоит заметить, что силовые установки обоих танков аналогичны, но Т-90 более экономичен и менее требователен к качеству горючего.
Что касается подвески, то на российской боевой машине она торсионная, а на израильской – пружинная. Первая обеспечивает высокую плавность хода, второй вид плох тем, что мешает стрелять во время движения
Но есть еще один важный параметр, который мы не взяли во внимание, – высокая надежность и простота в эксплуатации. Это очень важные характеристики на поле боя. Если для управления сложными электронными системами «Меркавы» требуется экипаж с большим опытом и теоретическими знаниями, то отправиться в бой на Т-90 сможет даже новичок
В целом же сравнивать израильский танк «Меркава» против Т-90 особого смысла нет, что обусловлено множеством факторов
Если для управления сложными электронными системами «Меркавы» требуется экипаж с большим опытом и теоретическими знаниями, то отправиться в бой на Т-90 сможет даже новичок. В целом же сравнивать израильский танк «Меркава» против Т-90 особого смысла нет, что обусловлено множеством факторов.
Модификации танка Merkava
«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.
«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.
«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.
«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.
«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.
Танк «Меркава» Mk 3
«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.
«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.
[править] Боевое применение
Ливанская война 1982 года
«Боевое крещение» танки получили во время Ливанской войны в 1982 году. Всего Израиль в ту войну задействовал около 1000 танков, из них 200 танков «Меркава Mk.1» в 6 батальонах. 2 батальона «Меркава Mk.1» в составе 252-й дивизии воевали на восточном направлении против сирийцев, остальные батальоны в составе 91-й и 36-й дивизии воевали на западном и центральном направлениях против ООП. По мнению зарубежных экспертов, боевые машины показали высокую эффективность, особенно в плане обеспечения защиты экипажей. Существует неоднозначность мнений относительно боёв между «Меркавами» и сирийскими Т-72. Израильские источники сообщают об уничтожении около десятка Т-72, в то время как советские и некоторые российские утверждают, что было уничтожено значительное количество «Меркав» без единой потери со стороны Т-72. Существует также версия, что танки этих типов вообще не встречались в бою в ходе этой войны.
Вторая ливанская война 2006 года
Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В первый же день боевых действий (12 июля) один танк «Меркава Mk.2» был уничтожен при подрыве на мощном взрывном устройстве на территории Ливана в ходе преследования боевиков Хезболлы, похитивших израильских солдат.
Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава Mk.4», через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Также в ходе данного манёвра был зарегистрирован первый подтверждённый случай применения ПТРК «Корнет». Из 24 участвовавших в наступлении танков были подбиты противотанковыми ракетами 11, восемь членов экипажей танков погибли.
Всего в конфликте было задействовано до 400 танков «Меркава» различных моделей. Всего было повреждено 46 танков. В 24 случаях была пробита броня. В 3 из этих случаев сдетонировал боекомплект. Ни один танк не загорелся. Пять танков признано неремонтопригодными: два, подорванных на фугасах, и три, поражённых ПТУР (по одному «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4»). По разным данным за весь конфликт было выпущено около 1000 ПТУР и гранат РПГ.
Другие оценки
По сообщению принадлежащей Хезболле радиостанции «Ан-Нур», израильские данные о потерях были сильно занижены. Агентство РИАН под одноимённым заголовком также привело сообщение «Ан-Нур», согласно которому «распространенный в дипломатических представительствах[неопределённость] в Ливане американский доклад утверждает, что официально объявленные Израилем данные о потерях в Ливане очень сильно занижены», и Израиль на самом деле потерял 164 танка «Меркава». Кроме того, в докладе якобы утверждалось, что «американские военные летчики принимали участие в бомбардировках южных пригородов Бейрута и других районов страны, управляя стоящими на вооружении у израильских ВВС самолетами типа Ф-16 производства США».
Активная защита
Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.
Мелочёвка
Дополнительно были использованы смоляные наборы: карабины M4 от Танка (справа от люка командира) и патронные коробки и канистры от некой сильно китайской фирмы Condor model co. Про смолу от Танка не могу сказать ничего плохого, про смолу от Кондора – ничего хорошего – облой, пузырьки, смещение половинок формы.
Так же для забашенной корзины была изготовлена куча абстрактного нечто, покрытого «брезентом» из салфетки, пропитанной ПВА. Этот метод с ПВА всем хорош, но только текстура получающегося материала больше напоминает грубую мешковину, чем брезент. Как с этим бороться – не знаю.
Тряпичную составляющую кормовых корзин и вымпелы на забашенной корзине делал из фольги от тюбика. Фольга эта показала себя бесценным материалом для моделизма. Однако в наше время, к сожалению, не слишком распространена.
На этой фотографии показаны различные этапы эволюции содержимого забашенной корзины:
Кит
В коробке с китом присутствуют литники с деталями из пластика, пластинка фототравления, лист с декалями на два варианта обозначений, литник с муфтами для колёс из какого-то мягкого полимера, кусок нейлоновой верёвки для тросов и инструкция. Всё это упаковано в запаянные пакеты.
Пластик, как мне показалось, довольно твёрдый, но качественный. Литники хороши сами по себе – ровненькие, кругленькие, гладенькие. Кусок литника от башни – там они особо толстые – успел поучаствовать в создании другой модели ещё до начала постройки этой.
Каждая гусеница дана двумя прямыми лентами из пластика – верхняя и нижняя части гусеницы и отдельными траками для криволинейных частей. И на каждом таком траке – по два следа от толкателей на внутренней стороне. Зашпаклевать следы от толкателей у меня хватило трудолюбия только на тех траках, которые вешались на башню в качестве запасных.
Фототравлением даны: дно забашенной корзины, занавеска из цепей и шаров за той же корзиной, перфорированные задние стенки кормовых корзин и серийные номера.
В общем, модель весьма хорошо детализирована. Литьё чёткое, практически без облоя. Утяжин тоже практически нет, за исключением некоторых деталей подвески. Следы от толкателей, пожалуй, кроме как на траках, расположены в удачных местах. При сборке модели я практически не заметил каких либо мелких косяков, зато, хе-хе, есть пара крупных…
Более детально хотелось бы описать следующие моменты: