Как сделать танк из пластилина

Самолет-истребитель из пластилина

Истребители играли очень важную роль во времена второй мировой войны. Именно эти машины сбивали военные самолеты противника и уничтожали их базы на земле. В преддверии великого праздника предлагаем слепить самолет-истребитель из пластилина. Мастер-класс Марии Климовой.

Материалы и инструменты:

  • Пластилин зеленого, синего и серого цвета;
  • Нож для лепки из пластилина.

Как слепить самолет, пошагово

Для начала нужно слепить корпус для самолета. Обычно истребители имеют такой цвет, который помогает им маскироваться в воздушном пространстве. Поэтому чаще всего они не однотонные, а имеет пятна, похожие на разводы. Чтобы добиться такого эффекта, нужно смешать зеленый (темный) пластилина с голубыми или синим. Но смешивать полностью не нужно. Нам нужно получить неравномерный цвет. Теперь из полученного пластилина скатываем колбаску, заостряя ее в одном конце. Это будет нос самолета. Фото 1

Теперь нам понадобится синий пластилин. Мы сделаем стекло кабины. Для этого нужно слепить овал и разрезать его пополам. Одну из половинок нужно прилепить ближе к острому концу. Фото 2

Теперь нам необходимо сделать крылья. Они имеют форму треугольника с одним острым углом. Нужно стараться, чтобы детали были максимально одинаковыми. Приклеивать крылья нужно строго симметрично. Фото 3

Теперь оформим хвостовую часть самолета. Детали хвоста нужно сделать соответствующей формы. Они похожи на трапецию, но без одной стороны. Заднюю часть самолет нужно слегка приплюснуть. Фото 4

Теперь слепим верхние детали хвоста, которые помогают машине при полете. Фото 5, 6

Истребитель – самолет в первую очередь направленный на уничтожение воздушных машин врага, поэтому каждый из них имеет снаряды для боя. Чтобы слепить снаряды, нужно взять пластилин серого цвета и скатать из него 3 небольших колбасок, слегка заостренных к концу. Фото 7

Далее эти снаряды приклеиваем под крылья самолета. Со второй стороны делаем точно так же. Теперь нужно слепить еще 2 снаряда и приклеить их под хвост. Эти детали не нужно заострять, их сделаем в форме цилиндра. Нос истребители оборачиваем серым пластилином. Теперь нужно еще раз осмотреть истребитель и разгладить все неровности и трещинки, чтобы получившееся изделия было ровным и красивым. Фото 8

Военный самолет готов!

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.


Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 мм


Общий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.


Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.


Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.


Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.


Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.


Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.


Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)


Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 мм


Радиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Как ехал

То, что заставляло танк работать, находилось в силовой части – сзади. Двигатель, трансмиссия, радиаторы, топливные баки, фрикционы с вентилятором и все-все, без чего «тридцатьчетверка» просто не поедет. Не совсем обычным для тех времен был двигатель Т-34 – полностью дизельный бескомпрессорный В-2(подробнее об этом в статье «Первый в своём роде: дизельный двигатель В-2». – Ред.).Дался он советским разработчикам и инженерам через пот и слезы – история двигателя, как и самого танка – сплошные неурядицы и проблемы. Топливо заливалось в баки на 90 л по бокам машины, а подавалось насосами НК-1 (насос консольный). Почти круглогодично применяли дизельное топливо «ДТ зимнее», но если температура поднималась до +5 °С, могли использовать «ДТ летнее». Чтобы двигатель не перегрелся, в танк встроили жидкостную систему охлаждения суммарным объемом 95 л – с принудительной циркуляцией и двумя трубчатыми радиаторами по обе стороны от двигателя. Чтобы очистить цилиндры двигателя от воздуха, сначала использовали один воздухоочиститель «Помпон», но его мощности не хватало, поэтому после 42-го года его заменили на два воздухоочистителя «Мультициклон». Трансмиссия 1940 года состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной четырехступенчатой коробки передач (в 43-м стала пятискоростной), бортовых фрикционов и тормозов, тормозов и бортовых передач.

Ходовая часть танка – по пять опорных катков с обоих бортов, каждый диаметром 830 мм, и два колеса – направляющее спереди и ведущее сзади. Конструкция опорных катков могла существенно различаться: в разное время использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, или вовсе без нее. Гусеницы Т-34 отливали из стали – это был ряд траков, чередующихся и соединяющихся. Танковые траки – как части «Лего», из которых собиралась гусеница. В ширину она достигала 500 мм, а один трак делал «шаг» длиной 172 мм. В первые годы производства у гусеницы было 74 трака, а позднее стало 72. Иногда, чтобы Т-34 быстрее и эффективнее пробирался по пересеченной местности, на каждый четвертый или шестой трак с помощью болтов устанавливали грунтозацепы.

Вся ходовая часть крепилась к корпусу танка с помощью пружинной подвески, известной как подвеска Кристи – катки соединялись с пружинами. По сравнению с классической рессорной, эта подвеска позволяла танку ехать быстрее и быть чуть меньше в высоту.

Внутри Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru

Заокеанские рекомендации

Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.

Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».

А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.

С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.

Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

T34 имеет отличное бронирование и прекрасную, для своего боевого рейтинга, живучесть.

Маска пушки и лоб башни имеют сложную форму. Сама маска орудия защищена 203 мм плитой литой гомогенной брони, а её края защищены 305 мм брони. Такая броня позволяет держать удар практически всех советских и некоторых немецких орудий. Танк может очень эффективно отыгрывать от башни. Так же в лобовой проекции видна часть погона башни, толщина которого составляет около 188 мм. Погон башни — одно из уязвимых мест в бронировании T34, поэтому рекомендуется лишний раз не показывать его врагу. Благодаря форме башни с лобовой проекции также видна часть бортов башни, однако под таким углом они неуязвимы перед каморными снарядами. Стоит отметить, что с правой стороны (если смотреть на танк в лоб) расположена боеукладка первой очереди. Любой кумулятивный снаряд (например от Ru 251) способен поразить его даже в лобовой проекции. Рекомендуется опасаться танков с кумулятивными боеприпасами.

Борта башни имеют толщину почти 160 мм и неуязвимы перед 85-мм советскими пушками и также 88-мм пушками первых тигров с некоторого расстояния. Все остальные противники достаточно спокойно могут пробить T34 в борт башни. Корма же имеет толщину 102 мм, однако дополнительно защищена 101 мм противовесом для орудия. Такое сочетание позволяет, иногда, выдержать попадание даже 122-мм пушки Д-25Т.

ВЛД корпуса толщиной 102 мм дополнительно прикрыта траками толщиной 30 мм. В целом, корпус способен выдержать разве что 85-мм советские орудия и длинноствольные 88-мм немецкие пушки (с некоторого расстояния). Все остальное достаточно уверенно способно уничтожить Т34 прямо в лоб корпуса. Стоить отметить и тот факт, что в корпусе есть пулеметное гнездо стрелка-радиста, в которое способен пробить любой противник на данном боевом рейтинге. Настоятельно рекомендуется играть от башни и не показывать корпус врагу.

Борта корпуса в боевом отделении защищены 76,2 мм листом литой гомогенной брони, а борт МТО защищен 51 мм брони. Такая бронезащита не способна защитить даже от некоторых ЗСУ.

Крыша корпуса и башни имеет толщину 38 мм, что дает уверенную защиту от всех авиационных пулеметов и даже некоторых пушек. Однако такие самолёты, как Як-9Т или Me 410 B-6/R3 все равно смогут уверенно уничтожать T34 со своего курсового вооружения.

Боеукладка первой очереди расположена в башне, рядом с заряжающим и может быть легко подорвана вражеским снарядом, что значительно снижает живучесть этого тяжелого танка. Остальная же боеукладка расположена на полу боевого отделения.

Экипаж танка состоит из 6 человек, двое из которых расположены в корпусе, двое справа от орудия, один слева. Командир расположен сзади орудия и управляет крупнокалиберным пулемётом на крыше башни.

В бой рекомендуется брать около 16-20 снарядов. Это позволит выгрузить лишний боекомплект, что значительно повысит выживаемость на поле боя.

Подвижность

Подвижность у T34, как для тяжелого танка, на хорошем уровне. Благодаря двигателю в 810 л.с машина быстро набирает свою максимальную скорость в 36 км/ч и уверенно держит её на любом грунте. Скорость заднего хода тоже хорошая и достигает 14 км/ч, что позволяет быстро отступить за укрытие по время перезарядки или в случае опасности.

Благодаря широким гусеницам танк уверенно держит максимальную скорость на любом грунте и с лёгкостью преодолевает мелкие водные преграды.

Гусеницы танка

Среди методов обучения детей рисунку танка наиболее простой метод рекомендует начать постройку эскиза с зарисовки гусениц машины. Для этого первым этапом выступает прорисовка линии земли. Здесь все просто — нужно провести горизонтальную линию в нижней трети листа.

А вот с этого момента на листе начнет рождаться изображение гусениц советских танков — и Т-34, и даже более современные Т-54 и Т-62А имеют практически одинаковый вид гусениц — с открытыми большими катками. Поэтому в центральной части рисуется круг небольшого размера. Этот круг будет выступать средним катком гусеницы.

Получив таким образом старт рисунка, несложно изобразить и остальные опорные катки:

  1. Для удобства рисования поверху круга проводится прямая линия параллельная линии земли, эта линия поможет получить одинаковые по размеру катки.
  2. Справа и слева рисуются по два катка — круги должны касаться друг друга или иметь небольшой промежуток.
  3. Слева и справа, чуть касаясь крайних кругов, рисуются круги меньшего размера, примерно на 1/3, при этом они должны быть выше основных катков наполовину.
  4. Плавной линией соединяются все верхние точки кругов, линия должна чуточку провисать над местом касания катков, как и у настоящего танка гусеницы будут немного свисать в этом месте.
  5. А вот крайние круги меньшего размера и крайние опорные катки снизу соединяются прямым отрезком, в этом месте гусеницы у всех видов военной техники всегда натянуты.
  6. Для придания выразительности в центре кругов можно поставить жирную точку и нарисовать вокруг нее 2-3 маленьких круга.
  7. Внешние обводы катков наводятся жирной линией, а саму гусеницу нужно выделить линией в 2-3 раза толще, чем обвод катков, это же гусеница!

Получившееся таким образом шасси может послужить для конструирования целого семейства машин советского производства. А вот то, какой именно танк получится, зависит от того, как будет изображен корпус и башня над гусеницами.

Модель Пантера

Дети часто предпочитают сделать не только советский танк, но и немецкий, чтобы полностью воссоздать противостояние между войсками. Чтобы слепить из пластилина танк модели «Пантера», нужно взять несколько брусочков невзрачных цветов.

Здесь колеса и сам корпус выполнены из различных оттенков коричневого. Подойдут кусочки, в которых цвета перемешаны. Они всегда приобретают бурый тон.

Достаточно 3 бруска для корпуса, 1 — колес, а для лепки гусениц придется подготовить серый цвет.

Мастер-класс по созданию модели:

  1. Пластилиновые куски соединяют в 1 большой шар. Чтобы разогреть твердые бруски, их нужно недолго подержать в ладонях. Потом сделать из них трубочку, а следом и колобок.
  2. Возьмите 1/2 часть шара и сформируйте прямоугольник. От оставшегося материала отрываете половину и делаете тоже прямоугольник, но меньшего размера.
  3. Из незадействованной 1/4 делаете шарик. Потом формируете башню, стараясь по бокам слегка придавить. В результате должна получиться скошенная конструкция. Крепите башню на основание.
  4. Пантера отличается наличием 4 больших колес на каждой гусенице и 2 маленьких. Из бурого или коричневого пластилина формируют шарики
  5. Заготовки слегка придавливают. Берут стержень от шариковой ручки и верхней стороной посередине каждого колеса делают отверстие.
  6. Для гусениц используется серый брусок. Из них лепят 2 тонкие и плоские полоски. С помощью пластикового ножика наносят протектор.
  7. Расставляют на столе в ряд 4 больших колеса, потом 2 маленьких. Их следует обогнуть гусеницами и прикрепить к остову.
  8. Из бурого или коричневого пластилина сооружают 2 защитных экрана. Крепят спереди.
  9. Для башни нужно установить дуло из тонкой пластилиновой палочки. 2 небольших плоских «блинчика» будут выполнять роль люка.
  10. В последнюю очередь из разноцветных остатков скатывают антенну и фиксируют к башне.

Подвижность

Для тяжелой гусеничной платформы «Арматы», как и для объекта 195, была выбрана семикатковая схема шасси. Подвеска активная, с изменяемой жесткостью. Сердцем «Арматы» является Х-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель 12Н360.

Двигатель 12Н360

Известно, что мощность двигателя может изменяться от 1200 до 1800 л. с. в зависимости от степени форсировки и ресурса. Коробка передач — планетарная, с возможностью автоматического переключения. Подвеска и двигатель позволяют разгонять «Армату» на шоссе до скорости свыше 80 км/ч. Возросла и скорость на пересеченной местности. Данные о состоянии двигателя, трансмиссии и параметрах хода выводятся механику-водителю на дисплей, расположенный прямо на штурвале.

Фото: Виталий Кузьмин

Двигатель и трансмиссия «Арматы» по последней танковой моде объединены в единый силовой блок, что позволяет осуществлять быструю замену всего МТО в полевых условиях в случае серьезной поломки. Общая емкость топливных баков составляет порядка 2000 литров.

На первый взгляд, серьезного конкурента у «Арматы» нет. Вместе с тем целый ряд систем ОБТ Т-14 и «Арматы» в целом еще не прошли проверку временем, и говорить о полностью боеспособной машине пока преждевременно.

Следует также отметить, что проект «Армата» включает в себя не только танк Т-14. Это общая тяжелая гусеничная платформа для целого семейства машин поля боя. Так, кроме ОБТ, уже были анонсированы ТБМП (тяжелая БМП Т-15 «Барбарис») и БРЭМ Т-16. Эти машины уже есть в виде опытных образцов.

Бой вслепую

Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.

Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».

Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.

Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.

Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста

Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».

Трудное начало славного пути

История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.

Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.

В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.

В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.

Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.

Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.

Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике. Например, завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Как создавался Т-90

История этой боевой единицы началась в 1985 году. Именно в это время, в Советском Союзе было налажен серийный выпуск боевых танков Т-72Б. Примечательно, но эта машина даже на старте своего существования проигрывала по тактико-техническим параметрам не только немецким «Леопардам» и американским «Абрамсам», но даже советской бронетехнике. Ввиду этих особенностей, было принято решение об усовершенствовании этой машины.

Именно такая задача была поставлена перед конструкторским бюро под руководством Владимира Поткина. Произошло это в 1986 году, и спустя всего три года, УКБТМ представило для прохождения государственных испытаний опытный образец машины с заводским индексом “Объект 188«.По сути, Т-90 является проектом глубокой модернизации танка Т-72Б. Здесь нет принципиально новых технических решений, однако, в отличие от прототипа, опытный образец получил следующие улучшения:

  • Модуль управления вооружением класса «Иртыш», совмещённый с автоматизированной системой заряжания;
  • Оптико-электронный защитный комплекс от противотанковых средств «Штора»;
  • Улучшенное бронирование;
  • Более производительный и неприхотливый двигатель.

Танк 6 месяцев тестировался на полигонах Кемеровской, Джамбульской и Московской областей, проходя испытания в различных климатических зонах. По итогам, машина доказала свою надёжность, и была заявлена для принятия на вооружение. Однако окончательного решения по этому вопросу принято не было: в 1991 году распался Советский Союз, и работы по этому проекту были заморожены.

Второй шанс на существование, Т-92 получил в 1992 году. В июле, цеха Уральского вагонного завода посетил первый президент России Борис Ельцин. Всего через два месяца после этого визита, серийное изготовление Т-90 было возобновлено, а в октябре танк был принят на вооружение. Фактически, машина появилась в результате желания президента заполучить первый танк российского производства.

До 1998 года, в российские танковые войска было поставлено 120 машин. После этого, серийное производство было заморожено, вследствие проблем с финансированием. Выпуск был возобновлён только в 2001 году, после заключения контракта с Индией на экспортную поставку этих танков. Для вооружённых сил РФ, производство этой техники началось в 2004 году. В войска основной боевой танк поставлялся с индексом Т-90А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector