Танк «чёрный орёл»

Онлайн-игра «Мир танков» и её влияние на общество

Благодаря компьютерной игре World of Tanks («Мир танков») современная молодежь стала интересоваться бронетехникой, как периода ВОВ, так и современными системами. Еще десять лет назад мало кто из молодых людей смог бы назвать, какие танки принимали участие в той или иной военной кампании, какие модели выпускались странами-участниками той войны, не говоря уже об их технических характеристиках. Однако сегодня даже школьники младших классов легко ориентируются в этих вопросах, они обсуждают, какие виды боеприпасов нужно использовать в той или иной ситуации, разрабатывают стратегию ведения боя для различных видов военной техники в тех или иных географических условиях, с учетом рельефа местности и прочего. Конечно, игра «Мир танков» ограничена моделями бронетехники Второй мировой войны и послевоенного периода. Там не встретишь боевых систем, стоящих на вооружении в современных армиях мира, однако процесс, как говорится, не остановить: если молодежь чем-то заинтересовалась, то это всерьез и надолго. И вот все чаще пытливые умы обращаются к всемирной паутине с целью познакомиться с новинками танкостроения, узнать их характеристики и т. д. Об одной из таких моделей, пока еще взятой на вооружение, мы и расскажем в этой статье.

Броня

Броневая составляющая танка выглядит следующим образом:

  • Последний рубеж защиты экипажа обеспечивает центральный отсек, изолированный листовой броней от двух боковых отсеков, в которых установлены топливные баки (всего 3 отсека, расположенных вдоль корпусного помещения);
  • Боковые стороны танка у топливных отсеков помимо основной многослойной брони имеют дополнительную защиту в виде противорадиационных плит;
  • Боевое и командное отделения защищены противоосколочными плитами.

В качестве активной защиты используется модификация АЗ «Дрозд» – «Дрозд-2». Оборудование предназначено для защиты танка от гранат и различных противотанковых снарядов. Интересно, что как и сам танк, АЗ «Дрозд-2» не пошел в серийное производство.

Описание конструкции

Вид сбоку и сверху

В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.

С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.

Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.

Отделение управления

Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.

Боевое отделение

Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.

Башня

Башня «Черного орла» — самая узнаваемая его часть

В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.

С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.

Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».

Уровни защиты

Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.

«Черный орел» имеет три уровня защиты:

  • традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
  • активное поражение снарядов;
  • радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.

Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.

Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.

Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.

Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:

  • радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
  • экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
  • аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
  • в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
  • последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.

В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.

Танк Черный орел — видео

Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой.

Конструкция

Шасси танка представляет собой модифицированное шасси Т-80У. Корпус удлинён, что позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три герметичных отсека, изолированных друг от друга вертикальными бронированными листами, которые установлены вдоль продольной оси. В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка. Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походное и боевое. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне.

Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.

Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулемётом «Корд».

При боевой массе в 48 тонн, танк предполагалось оснастить новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. Таким образом, удельная мощность танка превышала 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20 — 25 л.с./т.

Перспективы проекта

По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации, серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.

28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата».

AMX CDC Black Edition

Один из самых динамичных премиум танков VIII уровня! Однако сразу предупредим: он очень сложный в управлении, поэтому категорически не рекомендуется неопытным танкистам. А вот в руках бывалых командиров он способен творить чудеса на поле боя!

Высокий урон в минуту, замечательная динамика, углы вертикальной наводки и его обзор делают из AMX CDC Black Edition универсального бойца. Это один из лучших танков поддержки, который способен поменять своё поведение несколько раз за бой: закрутить вражескую ПТ-САУ, прорваться во фланг и уничтожить САУ, помочь тяжёлым танкам (прячась за их бронированными тушками и отстреливая вражеские танки, находящиеся на перезарядке).

Единственное, чего не может AMX CDC Black Edition, так это пережить встречу с вражеским снарядом. Броня 30 мм не оставит шансов, поэтому играть на танке нужно очень аккуратно. Постоянно следите за ситуацией на мини-карте, чтобы определить, в каком квадрате вы принесёте наибольшую пользу команде.

На этой премиум машине вы будете зарабатывать на 70% больше опыта и на 50% больше серебра!

Танк «Черный орел» — видео

Танк «Черный орел» имеет классическую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение располагается в задней части корпуса, а механик-водитель находится впереди, но не под люком, а за ним.
На прототипе, показанном на выставке, использован удлиненный корпус танка Т-80, однако на серийных вариантах корпус должен был быть существенно переработан, особенно его лобовая часть, которая получила бы усиленную бронезащиту. Кроме многослойной брони, лобовая часть корпуса и передняя часть крыши имеют встроенную динамическую защиту, что обеспечивает повышенную стойкость против кумулятивных снарядов. Кроме того, защита нового танка обеспечивается российским комплексом оптико-электронного противодействия типа «Штора», а по бокам башни установлены пусковые установки комплекса «Дрозд-М».

Согласно информации, приведенной на стенде Омского КБ, «Черный орел» оснащен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм с новым механизмом заряжания, позволяющим осуществлять стрельбу как раздельными, так и унитарными боеприпасами. Однако, по мнению специалистов, на серийных танках предполагалось устанавливаться более мощное орудие калибра от 135 до 152 мм. Боеукладка расположена в кормовой части башни и отделена от боевого отделения броневой перегородкой. Вооружение танка состоит также из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой, и зенитного 12,7-мм пулемета с дистанционным управлением. Для этих же целей возможно использование установки с 30-мм автоматической пушкой 2А42, разработанной для танков Т-80.
Многотопливный газотурбинный двигатель иметь мощность не менее 1400 л.с. Ходовая часть семикатковая (на борт), а гусеницы, применяемые на «Черном орле», аналогичны тем, что используются на Т-80, но несколько шире. На «Черном орле» использована независимая торсионная подвеска с гидроамортизаторами.

Защита

Под живучестью танка понимается свойст­во танка сохранять боеспособность на поле боя и восстанавливать ее после воздействия пора­жающих средств. Проблема живуче­сти является комплексной, так как ее решение воздействует в той или иной мере на все боевые свойства танка и его компоновку.

В танкостроении повышение защищенно­сти танков достигается комплексным использо­ванием различных направлений, основное из которых традиционно направлено на повыше­ние броневой корпуса и башни танка от попадающих поражающих элементов, что увеличивает массу танка. Для сохранения массы танка в допустимых пределах был применен ряд решений – башня с уменьшенным по высоте габаритом, размещение экипажа в корпусе, трехуров­невая структура защиты. Масса танка пи этом не превышает 50 т.

Комплекс зашиты танка от поражающих средств обеспечен тремя уровнями защиты. Традиционная, присущая всем танкам пассивная броневая защита функционально по-прежнему занимает ведущее место и обеспечена броневыми лис­тами корпуса и башни, а так же съемными бло­ками с динамической защитой, гидроди­намической зашитой.

Толщина броневых листов в разных частях корпуса и башни выполнена дифференцирован­ной. Так наибольшую толщину в корпусе имеют верхний лобовой лист и нижний носовой лист; в связи с необходимостью большей защиты лобовой проекции от снарядов, существенно меньшая толщина у бортовых листов корпуса. При этом бронирование корпуса выполнено дифференцированно, в передней трети корпуса стенки выполнены с большей толщиной. Дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов обеспечивает и размещенное в бронированных емкостях топливо и вертикальные броневые листы с установленным на них подбоем из противоосколочного и противорадиационного материала. На борах в передней части корпуса также установлены экраны с элементами динами­ческой защиты и резинометаллические защитные экраны на всю длину корпуса.

Благодаря своей конструкции башня обеспечивает значительно лучшую по сравнению с существующими танками защиту от боеприпасов, атакующих сверху и на пролете. К ним в первую очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное ядро) (155 мм артиллерийские снаряды типа SADARM (США), BONUS (Швеция), SMART (ФРГ) и др.). А также ПТРК типа «Билл-2», «Джавелин» и пр.

Суммарная эффективность комбинированной броневой и динами­ческой защиты лобовой проекции на предлагаемом танке от снарядов и мин значительно превышает уровень защиты современных танков, в том числе и с массой 60 тонн и выше. Пассивная ком­бинированная защита бортовой проекции вы­полнена несколько меньшей, что, однако, ком­пенсируется наличием двух других видов защи­ты.

В качестве защиты второго уровня на тан­ке установлен комплекс активной зашиты с боевыми вы­стреливаемыми элементами типа «Дрозд-2» (или другим), обеспечивающая обнаружение и уничтожение поражающих средств, движущих­ся в направлении танка на расстоянии от корпуса и исключающим пораже­ние танка.

Состав комплекса активной защиты ти­па «Дрозд-2» включает блоки радиолокационной станции слежения, закрепленные у бортов танка на крыше съемно­го модуля, блок управления (на рабочем месте командира), анализирующий информа­цию и управляющий пуском защитного боеприпаса из соответствующей мортиры, каждая из которых установлена с обеспечением защиты своего сектора. При этом сектора действия со­седних мортир перекрываются, а полный ком­плекс установленных мортир обеспечивает уничтожение поражающих средств, движущих­ся к танку с любого направления. Тем самым для танка обеспечивается до­полнительная зашита от кумулятивных и фугас­ных противотанковых средств поражения. Мортиры с боеприпасами комплекса «Дрозд» или «Арена» закрыты от поражения легкобронированными кожухами.

В качестве зашиты первого уровня на тан­ке установлен комплекс приборов типа «Што­ра» («Штора-2» и пр.), для обнаружения и подавления оптико-электронных средств противника, предназна­ченных для наблюдения и наведения средств поражения. Такое обнаружение и подавление может осуществляться на расстояниях от 5000 м (и более) до 500 м (не менее).

Комплекс «Штора» включает индикаторы лазерного излучения перед­него и заднего сектора установленные на крыше башни и съемного модуля пусковых мортир для запуска аэро­зольных гранат (установки аэрозольных помех).

Почему не взлетел «Черный орел»?

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

https://youtube.com/watch?v=x3IHULgIczg

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Конструкция

Хотя «Чёрный орёл» так и остался, по сути, ходовым макетом, несколько запатентованных КБТМ технических решений можно найти в открытом доступе. На их основе и можно воссоздать облик «Чёрного орла».

Большая длина позволила внести в компоновку изменения. Появилось разделение внутреннего объёма на изолированные отсеки. Топливные баки в носовой части теперь не просто стояли в отделении управления – их, как на американском «Абрамсе», отгородили от механика-водителя бронированными перегородками. Люк для мехвода, имеющий значительную толщину, сместили относительно поста управления вперёд.

Боевое отделение тоже было новым. Башня не была полностью необитаемой, командир и наводчик попадали в танк через люки в её крыше. Но за счёт применения совершенно другой конструкции автомата заряжания члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Было предусмотрено и «боевое» положение сидений – тогда они опускались ещё ниже, совсем в корпус. При этом орудие тоже было отделено от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находился моторно-трансмиссионный отсек.

За счёт большей длины корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобовых листов брони и углы её наклона. Верхняя бронеплита танка оснащалась динамической защитой «Контакт-5».Толщина бортов, скорее всего, оставалась прежней – порядка 80мм. Дополнительно борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части – и блоками динамической защиты.

Башня «Чёрного орла» за счёт смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Лобовые стенки также получили увеличенные углы наклона. В случае пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню монтировались и блоки динамической защиты «Кактус», метающей навстречу снаряду броневые пластины. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.

Комплекс «Штора» засекал облучение танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически ставил дымовую завесу и слепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в дело, если «обмануть» ракету не удавалось, и уничтожала её, отстреливая осколочный боеприпас. «Дрозд» был способен поражать и некоторые снаряды.

Вооружение «объект 640» сохранил традиционное для советских и российских основных боевых танков. С гладкоствольной пушкой «Рапира» калибра 125мм спарен 7.62мм пулемёт ПКТ, на крыше башни предполагалось оборудовать дистанционно управляемую установку с крупнокалиберным пулемётом КОРД. В прессу при этом просочились утверждения о том, что такой комплекс вооружения – временный. А в перспективе «Чёрный орёл» можно будет перевооружить орудиями более крупного калибра.

Хотя танковая пушка калибра 152мм 2А83 действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащён несуществующими орудиями калибра 135- и 140мм выглядят как минимум очень смелыми.

А вот автомат заряжания «объекта 640» был шагом вперёд. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом – расположенная за слабозащищённым бортом карусель с боеприпасами при поражении не оставляла шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Чёрного орла».

Крыша модуля имела вышибные панели, направлявшие (при поражении боеукладки) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в казённик орудия, перекрывалось заслонкой.

На мониторе каждого пульта отображались, по выбору, карта местности либо информация о состоянии танка, либо изображение с тепловизора. При этом пульты были связаны между собой и постоянно обменивались данными. Прототип «Чёрного орла» ездил, скорее всего, со стандартным двигателем от Т-80У, но на серийном танке собирались установить газовую турбину мощностью в 1500л.с.

С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошёл бы и Т-90. Ожидалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог сыграть против «Чёрного орла» – газотурбинные моторы признания танкистов так и не получили.

Чтобы танк получил повышенную проходимость, вписываясь при этом в железнодорожный габарит, гусеницы «объекта 640» могли комплектоваться съёмными расширителями. При их установке удельное давление на грунт снижалось.

Достоинства и недостатки

Кормовая часть

К преимуществам экспериментального танка относят:

  • хорошие ходовые качества;
  • комплексную трехуровневую защиту машины;
  • защиту экипажа от снарядов и подрыва;
  • автоматизированное заряжание орудия.

Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.

Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.

В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».


Автор статьи:

Парпурин Вадим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector